Научная статья на тему 'Системная модернизация «Цифрового» судопроизводства'

Системная модернизация «Цифрового» судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / «цифровое» судопроизводство / организационно-правовое обеспечение / информационная инфраструктура / модернизация / системный подход / «цифровая» экономика / information society / «digital» judicial proceedings / institutional and legal ensuring / information infrastructure / modernization / system approach / digital economy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ловцов Дмитрий Анатольевич, В. А. Ниесов

Рассмотрено состояние и определены основные проблемы, направления и прагматические принципы системной модернизации организационно-правового обеспечения «цифрового» (автоматизированного) судопроизводства в свете реализации целей и задач Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г., Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы Российской Федерации на 2013–2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic modernisation in «digital» judicial proceedings

The article considers the status of the systematic modernization in institutional and legal ensuring of the «digital» (automatized) judicial proceedings, designates its main problems, directions and pragmatic principles in the light of the goals and tasks of the Strategy for the development of an information society in the Russian Federation until 2030, the «Digital economy in the Russian Federation» Program until 2024, the Federal targeted program «Development of the judicial system in the Russian Federation for 2013–2020».

Текст научной работы на тему «Системная модернизация «Цифрового» судопроизводства»

Д.А. Ловцов, В.А. Ниесов

СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ «ЦИФРОВОГО» СУДОПРОИЗВОДСТВА (Статья)

DOI: 10.31249/pras/2018.01.04

Аннотация. Рассмотрено состояние и определены основные проблемы, направления и прагматические принципы системной модернизации организационно-правового обеспечения «цифрового» (автоматизированного) судопроизводства в свете реализации целей и задач Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г., программы «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г., Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы Российской Федерации на 2013-2020 годы».

Ключевые слова: информационное общество; «цифровое» судопроизводство; организационно-правовое обеспечение; информационная инфраструктура; модернизация; системный подход; «цифровая» экономика.

D.A. Lovtsov, V.A. Niyesov

Systemic modernisation in «digital» judicial proceedings

(Article)

Abstract. The article considers the status of the systematic modernization in institutional and legal ensuring of the «digital» (automatized) judicial proceedings, designates its main problems, directions and pragmatic principles in the light of the goals and tasks of the Strategy for the development of an information society in the Russian Federation until 2030, the «Digital economy in the Russian Federation» Program until 2024, the Federal targeted program «Development of the judicial system in the Russian Federation for 2013-2020».

Keywords: information society; «digital» judicial proceedings; institutional and legal ensuring; information infrastructure; modernization; system approach; digital economy.

Актуальность проблемы системной модернизации организационно-правового обеспечения (ОПО) «цифрового» судопроизводства обусловлена задачами, поставленными VIII Всероссийским съездом судей, в преамбуле постановления которого от 19 декабря 2012 г. сказано: «Всё более настоятельной потребностью становится необходимость разработки государственного проекта стратегических преобразований организационно-правового механизма отечественного правосудия, конечной целью которых стало бы построение справедливого суда, отвечающего чаяниям российского общества. К отысканию путей решения этой задачи целесообразно привлечение потенциала высших судов страны, соответствующих государственных органов, научных учреждений, органов судейского сообщества и общественных формирований»1.

Рассмотрение вопросов системной модернизации ОПО цифрового судопроизводства осуществляется в условиях, когда мировая экономика находится на этапе глубоких структурных преобразований и перехода к «цифровой» экономике, происходят конкретизация общесистемных целей, цифровая трансформация государственных органов, повседневной жизни и деловой среды. Во всех развитых зарубежных странах начиная с 2000 г. активно реализуется Концепция «электронного государства» («E-Govern-ment»), в которой учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества и концептуальные основы цифровой экономики. В частности, в Великобритании приняты два нормативных правовых акта (Great Britain Digital economy act -2010 и 2017 гг.), регулирующих отношения в сфере цифровой экономики. При этом динамично развивается цифровая трансформация деятельности органов государственной власти, включая и органы судебной власти.

В основе решения рассматриваемой проблемы в России лежат документы государственной политики и стратегического пла-нирования2. Их реализация требует системного взаимодействия

1 Постановление VIII съезда судей. - Режим доступа: http://www.ssrf.ru/ page/9085/detail/

2 См.: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Стратегия развития информационного

органов законодательной, исполнительной и судебной власти с привлечением научного сообщества, а также осуществления интеграции их «сквозных» технологий, обеспечивающих развитие «цифрового» (автоматизированного) судопроизводства. Так, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет цели и задачи в рамках базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 г. В частности, для модернизации цифрового судопроизводства такими задачами являются:

1) создание экосистемы цифрового судопроизводства, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором его комплексного обеспечения;

2) развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и переработке данных;

3) внедрение цифровых платформ работы с данными;

4) создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных;

5) обеспечение организационной и правовой защиты информационных ресурсов.

Каждая из пяти системных задач развития цифровой экономики на период до 2024 г. способствует формированию комплексного проекта создания информационной инфраструктуры цифрового судопроизводства. Документы государственной политики по развитию цифровой экономики в Российской Федерации обязывают законодателей делать конкретные шаги в направлении совершенствования правового регулирования отношений в сфере интеграции технологий цифровой экономики, цифрового судопроизводства и судоустройства.

В современных условиях формирования и развития информационного общества практически все государственные структуры, участвующие в сфере судопроизводства, всё больше ощущают свою зависимость от качества правового регулирования отношений в сфере цифровых технологий судопроизводства на межведомственном уровне. Например, на различных стадиях судопроизводства деятельность правоохранительных и судебных органов,

общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утв. Указом Президента РФ

9 мая 2017 г. № 203); Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ 28 июля 2017 г. № 1632-р) и др.

следственных органов, органов прокуратуры, нотариата, структур исполнительного производства, государственных судебно-экспертных учреждений, инспекций Федеральной налоговой службы и иных структур, обеспечивающих судопроизводство, поддерживается большим числом разрозненных автоматизированных систем, не имеющих системно разработанного нормативного правового обеспечения их совместного функционирования и развития.

Отсутствует и единая функциональная модель информационного взаимодействия автоматизированных систем и комплексов средств автоматизации государственных структур, участвующих в процессах того или иного вида судопроизводства . Например, Конституционный Суд РФ в качестве одного из приоритетных стратегических направлений развития информационных систем конституционного судопроизводства выбрал цифровизацию входящих и исходящих потоков информации этого вида судопроизводства.

Разрозненность систематизации и конкретизации права на стадиях проектирования, внедрения и эксплуатации судебных автоматизированных систем с использованием информации на бумажных носителях приводит к снижению оперативности и качества переработки этой информации. Выполнение требования системности правового регулирования отношений в данной сфере связано с необходимостью формирования единого подхода к унификации технических решений во всех государственных структурах, обеспечивающих цифровое судопроизводство, судоустройство и решение задач сохранения информационной безопасности.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает необходимость формирования комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики по следующим пяти направлениям: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Программа также учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках национальной технологической инициативы и принятых документов стратегического планирования. Это - Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденный Пра-

1 См.: Ловцов ДА., Ниесов В.А. Обеспечение единства судебной системы России в инфосфере: Концептуальные аспекты // Российское правосудие. - М., 2007. - № 4. - С. 44-46.

вительством РФ 3 января 2014 г.; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 1 декабря 2016 г. № 642, а также документы политики Евразийского экономического союза (ЕАС) в информационно-телекоммуникационной сфере. Так, в 2015 г. ратифицирован Договор о ЕАЭС, в рамках которого предусматривается создание интегрированной информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия.

Высший Евразийский экономический совет своим Решением от 11 октября 2017 г. № 12 утвердил «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» в соответствии с Заявлением глав государств -членов Союза о цифровой повестке ЕАЭС от 26 декабря 2016 г. «О формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза» с целью дальнейшего развития экономической интеграции государств - членов ЕАЭС. Основные направления определяют цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств-членов по вопросам реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г., в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.

С принятием Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возникла необходимость проанализировать комплексность и системность подходов к реализации этих основополагающих документов политики в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы Российской Федерации на 2013-2020 годы».

Важную роль в реализации задач государственной политики в информационно-коммуникационной сфере для органов судебной власти и иных субъектов, обеспечивающих судопроизводство, играет Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313. В частности, подпрограмма № 4 этой Программы - «Информационное государство» -имеет целью обеспечить предоставление гражданам и организациям информации, в том числе для реализации функций судебных и правоохранительных органов, в цифровом виде. В сфере организационно-правового обеспечения цифрового судопроизводства и выполнения иных функций органов прокуратуры Генеральной прокуратурой РФ утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

до 2025 г., утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627.

В России в настоящее время урегулировано большое количество вопросов, возникающих при использовании информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако организационно-правовое обеспечение цифрового судопроизводства имеет ряд нерешённых проблем. Одной из таких проблем является отсутствие целостной системы правового регулирования процессов интеграции информационных систем и информационных ресурсов в цифровой форме, используемых в сфере цифрового судопроизводства. Решение этой проблемы требует межведомственной разработки новых правовых институтов цифровой экономики, создания унифицированных информационно-телекоммуникационных технологий. Всё большее число граждан РФ признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень использования судебных информационных технологий и ресурсов сети Интернет в России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения. Решение этих сложных вопросов в сфере организационно-правового обеспечения цифрового судопроизводства представляется целесообразным организовать во взаимодействии органов судебной власти с органами прокуратуры и иными государственными органами по следующим приоритетным направлениям.

Направление 1. Обеспечение целостной системы правового регулирования процессов интеграции информационных систем и информационных ресурсов, используемых в сфере цифрового судопроизводства. Оно требует решения следующих задач:

- совершенствование правового и организационно-технологического обеспечения информационного взаимодействия субъектов судопроизводства в цифровой форме;

- повышение качества обмена информацией в цифровом виде в рамках процессов конституционного, уголовного, административного и гражданского (с учетом экономических споров) судопроизводства.

Направление 2. Взаимосвязанная цифровая трансформация функциональных процессов органов судебной власти на всех стадиях судопроизводства. В связи с этим возникают такие задачи, как:

- совершенствование программно-технических и организационно-методических основ разработки, внедрения и эксплуата-

ции компонентов единого информационно-правового пространства (ЕИПП) цифрового судопроизводства;

- создание и развитие безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры цифрового судопроизводства, использующей защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы представления и анализа данных, разрабатываемые по проектам Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313;

- разработка и внедрение в деятельность органов судебной власти эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и межведомственного электронного документооборота (МЭДО), а также государственной интегрированной сети передачи данных и многофункциональных центров (МФЦ)1;

- разработка унифицированных систем классификации и кодирования судебной информации, а также каталогов унифицированных систем электронных документов в рамках каждого вида судопроизводства, позволяющих систематизировать информацию, минимизировать сроки ввода данных в автоматизированные системы и их поиска;

- создание систем непрерывного дистанционного повышения квалификации судей, работников аппаратов судов и органов прокуратуры по вопросам реализации своих полномочий и обоснования оптимизации процессов подготовки и принятия процессуальных решений в условиях цифрового судопроизводства.

Направление 3. Обеспечение технической, организационной и правовой защиты информации при осуществлении взаимодействия в цифровой экосистеме органов судебной власти и формировании среды доверия. Основные задачи этого направления:

- совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды доверия экосистемы органов судебной власти;

1 Правовое регулирование предоставления государственных и муниципальных информационных услуг через МФЦ осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Начиная с 2014 г. МФЦ предоставляют 34 государственные услуги.

- создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные защищенные каналы коммуникаций;

- разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов;

- обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов судебной власти, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

План реализации. Стратегии развития информационного общества включает в себя принятие законодательных и издание иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, а также выполнение мероприятий Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Для формирования единого системного подхода государ -ства к развитию отрасли информационных технологий разработана Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. Реализация этой Стратегии позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли, в том числе за счет взаимодействия ее участников.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и Концепция Генеральной прокуратуры РФ «Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры» выполняют системообразующую роль при решении системных проблем модернизации организационного обеспечения и правового регулирования отношений в сфере развития информационной инфраструктуры цифрового судопроизводства Российской Федерации.

Под информационной инфраструктурой цифрового судопроизводства Российской Федерации понимается совокупность взаимосвязанных территориально-распределенных автоматизированных информационных систем судебных, правоохранительных и иных органов, обеспечивающих цифровое судопроизводство; информационно-телекоммуникационных сетей, каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками в сферах конституционного, административного, уголовного и гражданского судопроизводства (включая рассмотрение экономических споров).

В состав информационной инфраструктуры цифрового судопроизводства входят также информационные ресурсы (информация электронных библиотек, электронных судебных архивов, системы управления базами данных и знаний, сайтов и порталов государственных органов и учреждений); средства лингвистического обеспечения (классификаторы, словари, тезаурусы, глоссарии); технологии их ведения и использования при решении служебных задач органов и организаций, обеспечивающих цифровое судопроизводство.

Создание эффективного ЕИПП предполагает активное использование телекоммуникационных систем и сетей информационного обмена, широкомасштабную компьютеризацию процессов различных видов цифрового судопроизводства.

Основная сущность модернизации информационной инфраструктуры определяется современными требованиями к качеству процессов информационно-телекоммуникационной поддержки всех субъектов, взаимодействующих в сфере судопроизводства.

Решение проблем правового регулирования отношений в информационно-телекоммуникационной сфере цифрового судопроизводства требует, прежде всего, аналитической оценки запланированных мероприятий по регламентации полномочий и видов деятельности в сфере цифрового судопроизводства на различных стадиях выработки, принятия и исполнения судебных решений на федеральном и региональном уровнях.

Существующая практика разрозненного правового регулирования отношений как на стадии судебного рассмотрения дел, так и на стадии исполнения судебных решений затрудняет системное развитие и эффективное использование средств информационно-телекоммуникационной инфраструктуры судов, государственных организаций и учреждений России.

В современных условиях необходимо комплексно организовать совершенствование как аппаратно-программных средств, так и методов информационно-правового обеспечения цифрового судопроизводства с использованием межведомственных регламентов и соглашений. Совместное использование новых технологий в сфере управления деятельностью всех субъектов, участвующих в цифровом судопроизводстве на федеральном и региональных уровнях, меняет концептуальные основы их модернизации. Возникающие при этом новые общественные отношения должны отражаться в праве и законодательстве. Активно развиваемое информационное право, более детально регулирующее отношения

субъектов в сфере информационно-коммуникационных технологий, играет здесь всё возрастающую роль.

Отношения в сферах судебной информации, информационных и телекоммуникационных технологий по своей природе являются комплексными. Нередко они урегулированы смежными отраслями законодательства (конституционным, гражданским, административным, уголовным, процессуальным и др.), что существенно осложняет определение границ законодательства в сфере информации, информационных и телекоммуникационных технологий. Вместе с тем искусственное сужение рассматриваемой сферы влечет за собой отсутствие единого концептуального подхода, рассогласование правового регулирования, отсутствие терминологического единства, что не позволяет обеспечить качественное и цельное правовое регулирование отношений в данной сфере.

Следуя принципу единства судебной системы, установленному в ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», системные проблемы необходимо определять как с юридической, так и с системотехнической точек зрения в единстве с нормативным установлением правил их совместного решения в отношении информационной инфраструктуры конкретных судов, в частности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Уровень модернизации каждого из компонентов информационной инфраструктуры цифрового судопроизводства России и качественно новых организационно-правовых институтов, регулирующих отношения в данной сфере, предопределяет эффективность внедрения и использования информационно-телекоммуникационных технологий цифрового судопроизводства. Оценка эффективности этих технологий напрямую зависит от степени разрешения системных проблем и устранения системных недостатков.

Основными задачами развития цифрового судопроизводства являются задачи ускорения процедур отправления правосудия, повышения эффективности и сокращения продолжительности всех стадий судопроизводства.

Принимая во внимание отечественные подходы к системной модернизации ЕИПП органов государственной власти, обеспечивающих судопроизводство в цифровой форме, можно выделить три взаимосвязанные группы системных проблем.

Первая группа объединяет проблемы информационно-правового обеспечения функционирования и развития ведомственных систем судебного делопроизводства и электронного документо-

оборота как внутри структурных подразделений органов исполнительной и судебной власти, так и во взаимодействии с органами судебной власти на каждой стадии судебного процесса с формированием электронных информационных ресурсов.

Проблемы этой группы связаны с регулированием отношений субъектов, создающих банки данных и знаний, технологии их ведения и использования; с установлением единых принципов и общих правил информационного взаимодействия участников судебных процессов в электронной форме, а также правил удовлетворения их информационных потребностей. Решение проблем этой группы осуществляется путем разработки унифицированных типовых соглашений, а также регламентов информационного взаимодействия в судебном процессе. Созданные регламенты внутреннего взаимодействия (в рамках судебной системы) должны быть «заложены» в работу технологий электронного документооборота судебной системы и соответствующих государственных органов и учреждений для контроля качества деятельности участников, обеспечивающих цифровое судопроизводство.

Ко второй группе относятся проблемы информационно-правового обеспечения внешнего информационного взаимодействия подразделений госорганов России с органами судебной и законодательной власти, а также государственными и международными организациями, обеспечивающими функционирование технологий цифрового судопроизводства.

Решение проблем второй группы организуется в рамках проектов, финансируемых в соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». Решение проблем этой группы предлагается организовать во взаимодействии с разработчиками проектов двух следующих подпрограмм Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»: подпрограмма № 1 -«Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» и подпрограмма № 3 - «Безопасность в информационном обществе»1.

Третья группа проблем включает в свой состав проблемы информационного обеспечения и правового регулирования отношений в области системного формирования защищенной инфор-

1 См.: ЛовцовД.А., ВерхоглядовА.А. Информационная безопасность судебных автоматизированных информационных систем: Правовое регулирование и юрисдикция // Российское правосудие. - М., 2008. - № 8. - С. 55-64.

мационно-коммуникационной среды электронного взаимодействия (защищенных каналов связи и компьютерных систем, обеспечивающих прием, передачу и первичную обработку служебной и судебной информации с ее защитой). Здесь организуется решение вопросов однозначной удаленной идентификации пользователей и авторизации их прав доступа к судебной и служебной информации. При этом определяется единый порядок использования услуг государственных удостоверяющих центров и средств электронной подписи.

В процессы разработки и реализации системного проекта модернизации ЕИПП предлагается заложить принципы системного подхода. Целесообразность использования системного подхода для совершенствования организационно-правового механизма электронного взаимодействия органов государственной власти в сфере цифрового судопроизводства обусловлена:

- взаимосвязью целевых установок устойчивого развития технологий электронного судопроизводства с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения эффективности правосудия;

- долгосрочным характером проблем реализации целей судебной и правовой реформ, требующим системного подхода к их решению;

- высоким уровнем затратности решения проблем формирования ЕИПП органов судебной и исполнительной власти в сфере цифрового судопроизводства.

К числу важных первоочередных задач системного подхода к модернизации цифрового судопроизводства относятся:

- разработка средств представления исследуемых информационно-аналитических систем в сфере электронного взаимодействия с построением обобщенных моделей их интеграции;

- использование основных положений теории систем и различных концепций интеграции систем информационно-правового обеспечения служебной деятельности государственных органов и учреждений России.

В процессе исследования системных концепций интеграции ведомственных механизмов ОПО цифрового судопроизводства система ОПО рассматривается как объект с конкретным множеством подсистем и их элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства системы. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри системы, так и в ее взаимоотношениях с внешним

окружением. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Системный подход в исследовании проблем развития ЕИПП цифрового судопроизводства можно представить в совокупности методов и средств, реализующих следующие принципы.

1. Принцип целостности.

Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием в системе других государственных органов, обеспечивающих судопроизводство.

2. Принцип совместимости элементов системы.

Система только тогда может существовать в качестве целостного образования, когда совместимы между собой составляющие ее элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или функционирование в рамках целого. При этом совместимость необходимо понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его отношение к системообразующим элементам в системе судопроизводства.

3. Принцип функционально-структурного строения системы.

Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем ОПО цифрового судопроизводства необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов.

4. Принцип развития (модернизации).

Устанавливает необходимость накапливать соответствующую информацию и определять тенденции развития. Следуя этому принципу, необходимо фиксировать определенный уровень и этап развития. Накапливая необходимую информацию, важно определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

Приоритетными мероприятиями в области модернизации единого информационно-правового пространства судопроизводства, информационных технологий электронного документооборота являются мероприятия по интеграции этих технологий с межведомственными системами Государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Результаты системной интеграции технологий и информационных ресурсов в электронной форме позволят в максимальной мере обеспечивать достижение баланса интересов сторон (граждан, госорганов России, судов, других органов государственной власти, участвующих в цифровом судопроизводстве) и выполнение требований нормативных правовых актов по формированию информационного общества в Российской Федерации.

При разработке организационно-функциональной архитектуры («функционального дизайна») автоматизированных систем, т.е. при описании их структуры и процессуальных функций, особое внимание необходимо уделять проблемам создания и непрерывного развития системообразующих компонентов (модулей) системы.

В автоматизированных системах каждого вида судопроизводства России системообразующими модулями являются, во-первых, единая система классификации и кодирования категорий судебных дел и материалов; во-вторых, унифицированная система электронных документов. Создание и поддержание в актуальном состоянии этих систем требует проведения научных исследований в рамках каждого вида судопроизводства.

И, наконец, для обеспечения понятийного (терминологического) единства необходим модуль, включающий в свой состав общесистемные словари, классификаторы и глоссарии базовых понятий для каждого вида судопроизводства.

Важно подчеркнуть, что научно обоснованная система классификации категорий судебных дел и материалов будет оказывать влияние не только на структуру данных судопроизводства в электронном формате всех судов общей юрисдикции, но и на совершенствование юридической техники при разработке проектов нормативных правовых актов. При их применении в судопроизводстве требуется точное нормативное определение единого смыслового содержания правовых актов, регламентирующих сходные общественные отношения для обеспечения их устойчивости и единообразия понимания законодательства и судебной практики. Тем самым формируется систематизированная стабильная правовая терминология в области гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства. Обоснованная система классификации судебной информации может стать важным организующим фактором в судебной и законотворческой деятельности, средством обеспечения терминологического единства судебного производства и эффективным инструментом интеграции

электронных информационных ресурсов судебных и правоохранительных органов при реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ныне действующему порядку делопроизводство и статистика рассматриваются как две разные сферы, «пересекающиеся» лишь при заполнении работниками судов статистических карточек и статистических отчетов, утвержденных приказами Судебного департамента. Делопроизводство оперирует конкретными делами и материалами, а статистика - вторичными обобщенными сведениями о них. Это вынуждает постоянно заботиться о совершенствовании и актуализации категорий, по которым проводится статистическое обобщение. Решение проблемы состоит в том, чтобы новая система объединяла делопроизводственную и статистическую классификацию дел и материалов на общем основании. Такое объединение отвечает задачам создания и развития ГАС РФ «Правосудие», а также задачам Федерального закона «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

В ходе модернизации ОПО цифрового судопроизводства также следует однозначно определить унифицированные права собственности на судебные программы, документы и информационные ресурсы, исключительное право их использования; единый порядок организационно-правовой защиты судебных программ, документов и информационных ресурсов, а также единые правила приемки технических и программных средств по проектам информатизации всех ветвей судебной власти России с учетом требований технических регламентов и стандартов национального и международного уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.