УДК 316.722
СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ЕЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
© Галина Петровна ЖУРАВЛЁВА
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, руководитель научной школы «Экономическая теория», заслуженный деятель науки РФ, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено понятие системной модернизации, автором выделены эпохи модернизаций в истории России. Отмечены особенности модернизации в условиях глобализации. Автором предложены ключевые моменты политики государства в условиях системной модернизации экономики. Ключевые слова: модернизация экономики; неоэкономика; глобализация.
Модернизация экономики - это не просто необходимый, а единственно правильный путь социально-экономического развития России в современных условиях. Тот факт, что современный мир характеризуется как «расколотая цивилизация», в рамках которой формируется новая экономическая система (неоэкономика), вызывает объективную необходимость использования новых подходов к социально-экономическому развитию.
Модернизация экономики - это процесс изменения экономики соответственно требованиям современности путем внедрения различного рода усовершенствований, достижений прогрессивных сдвигов в экономическом развитии.
Слово «модернизация» сегодня чрезвычайно популярно. Оно часто используется в официальных выступлениях представителей власти, науки, образования, бизнеса и т. д. на официальных встречах, научно-практических конференциях, симпозиумах, форумах, в различных телепередачах, посвященных проблемам современности.
Известно, что в науке и практике, наряду с использованием мирового опыта хозяйствования как суммы опыта разных стран, важно признать и учитывать особенности исторического пути развития России. Наша страна знала и эпохи революций - полной коренной ломки экономической системы, и эпохи модернизаций - постепенное преобразование чего-либо путем реформ. Россия обладает уникальным опытом модернизации страны, в ее истории наиболее известны:
- модернизация, начатая Иваном III и Иваном IV Грозным, Михаилом и Алексеем Романовыми. Результатом этой модерниза-
ции явилось создание идеологической базы для воссоединения трех восточнославянских народов (великороссов, украинцев и белорусов), их интеграции (без крови и оккупации) в единое государство с опорой на принятие Москвой варианта православия, которого придерживались Украина и Белоруссия;
- модернизация всех сторон жизни по опыту и подобию стран Западной Европы, начатая еще Петром I - первым российским модернизатором, и завершившаяся в период правления Екатерины II Великой. Результатом этой модернизации было создание Российской империи, искоренение вековых традиций Московской Руси, предоставление вольности дворянству;
- модернизация Александра II, получившая название «эпохи великих реформ» -отмена крепостного права, реформа судебной власти, выход из феодализма и переход к капитализму;
- проводниками следующих модернизаций в начале ХХ в. стали С.Ю. Витте, создавший обширную программу индустриализации страны; П.А. Столыпин - вдохновитель аграрной реформы 1907-1911 гг.;
- после революции 1917 г. новые модернизации связаны с именами И.В. Сталина (коллективизация и индустриализация страны), Н.С. Хрущева, А.Н. Косыгина («хрущевская оттепель», «косыгинские реформы»);
- последним этапом модернизации ХХ столетия была «перестройка», закончившаяся распадом СССР.
Сегодня необходимо учитывать этот исторический опыт, определить риски и препятствия на пути модернизационных преобразований. Очень важно выбрать, по какому
пути модернизации, западному или общественному (спор между «западниками и славянофилами» в русской истории!) надо идти с тем, чтобы обновления социально-экономической системы Российской Федерации осуществились в направлении формирования неоэкономики и не обернулись крахом.
Особенностью модернизаций в России, по мнению д. э. н., профессора В.М. Юрьева, является исторически сложившаяся и сохранившаяся поныне державность как политикохозяйственная концепция развития России. Державность в России не является лишь экономической, политической или социальной доктриной. Она отражает и особую общественную культуру, и присущую ей идеологию [1].
Следовательно, коренная, системная модернизация современной России - это задача намного шире, чем решение хозяйственных проблем. Приоритетом этих реформ должен стать человек с его интересами, целями, мотивами, правом выбора и свободы, как того требует новая система хозяйствования (неоэкономика).
Системная модернизация как понятие, относящееся к социально-экономической системе, более сложное по сравнению с понятием модернизации технических систем. Оно охватывает основные уровни экономики (от мега- до наноуровня); основные типы локальных экономических систем: объекты, проекты, процессы, среды; ментальную, культурную, институциональную, когнитивную, имущественную, имитационную, историческую. Такая модернизация должна быть направлена на обеспечение возможности самостоятельного развития с сохранением территориальных параметров и внутристраново-го разнообразия.
От системной модернизации следует отличать такие виды модернизации, как технологическая, политическая, социальная, нравственная модернизация и др. Особую роль в структуре системной модернизации экономики России играет микроэкономическая модернизация, ядром которой является модернизация российских предприятий. Обновление производственных фондов, реформирование структуры управления, существенная трансформация внутрифирменной культуры являются первоочередными задачами модернизации предприятий.
К сожалению, положение предприятий, характеризующее внутреннюю среду модернизации в последние годы, довольно тревожно. Так, в 2009 г. производственные мощности снизились более чем у 30 % промышленных предприятий (для сравнения: в 2008 г. это снижение произошло у меньшего числа предприятий - лишь у 27 %). Около половины предприятий в течение двух и более месяцев не закупали оборудования ни для обновления, ни для возмещения выбывшего и изношенного оборудования. Это свидетельствует об ухудшении технического оснащения промпредприятий. Около трети предприятий и сейчас остаются убыточными. Более 40 % руководителей предприятий не понимают экономическую политику государства.
Главная черта внешней среды модернизации России - это глобализация, которая имеет достоинства и недостатки.
В условиях глобализации человек как планетарная личность может выбирать, как ему передвигаться по планете, где и как жить. Он имеет не только право на владение всей мировой информацией, но и возможность получать ее, при этом достаточно войти в Интернет. Шенгенская виза обеспечивает более свободное перемещение из страны в страну. Это несомненное достижение глобализации.
Но от глобализации, к сожалению, выигрывает не более 30 % государств (большая восьмерка, большая двадцатка и отдельные азиатские страны), несмотря на пятикратное увеличение мирового ВНП и десятикратное увеличение объема торговли. В то же время масса людей умирает от голода, нехватки воды, огромная часть жителей Земли живут без света, тепла, медицинской помощи. Таким образом, глобализация способствует углублению дифференциации в уровне жизни богатых и бедных, растет движение антиглобалистов, агрессия и международный терроризм.
Мировая экономика, по мнению академика В.Н. Красильникова, потеряла свою главную составляющую, исток, опору - труд. Никакие накопления, никакая прибыль сегодня не зависят от реального труда. Они зависят от кредитов, налогов, процентов и т. д., но не от труда и обеспеченности экономических процессов реальными деньгами. По не-
которым подсчетам, сегодня доллар обеспечен товарами не более, чем на 1,6 %.
В современных условиях, имея 98 % акций, люди производством не управляют, но зато это делают те, кто имеет 1,5-2 %, возникает парадоксальная ситуация.
В прошлом веке США и СССР представляли два могучих лагеря, каждый старался дать миру что-то новое. СССР распался, был сделан вывод, что социализм проиграл. Но ведь и капитализм не оказался совершенной системой. Многие руководители западных стран говорят о необходимости реформирования капитализма. Как показала экономическая практика XXI в., капитализм не решил насущных задач, стоящих перед человечеством: не преодолел чудовищную дифференциацию в уровне жизни людей на планете (она, наоборот, возросла); международный терроризм продолжает существовать; сохраняются экологические угрозы и мн. др. Возвращение к порочной стадии капитализма -империализму, процветание монополий и олигархических объединений со всеми их недостатками - это несомненная ошибка действующей в настоящее время модели капитализма. Монополистический капитализм по своей природе отрицает свободную конкуренцию, а вместе с ней и модернизацию. Компасом для олигархов служит максимизация прибылей в краткосрочной перспективе, а не долгосрочные цели, связанные с модер-низационным развитием.
На этом фоне становится оправданным усиление роли государства, его влияния на социально-экономическое развитие отдельных стран, в т. ч. и на проведение системной модернизации. Разумеется, в этом процессе не отвергается и роль свободного рынка, основу которого составляет малый и средний бизнес. В связи с этим заслуживает одобрения предусмотрение в госбюджете ассигнований и их постоянный рост с 440,2 в 2010 г. до 645,5 млрд руб. в 2013 г. на реализацию федеральной целевой программы «Инновационное развитие и модернизация экономики».
Выделение финансовых средств на осуществление модернизации чрезвычайно важно. Но не следует думать, что деньги, финансы решают все. Экономика - это не некая денежная среда, где деньги делаются из денег, а среда, где господствуют гуманистические начала. Экономика призвана быть сред-
ством решения общественного, экономического, социального и культурного развития. Поэтому одновременно с увеличением финансирования инновационных и социальных программ очень важно поднять, как раньше говорили, «народные массы» на решение задачи модернизации современной российской экономики. Важно понимать, что сегодня необходимо увлечь народ этой идеей, разбудить его энтузиазм.
Это возможно при наличии обширной социальной программы, которая не просто объявлена в госбюджете (что имеет место быть в госбюджете 2011-2013 гг.), но именно реализована, внедрена в жизнь. И внедрена в жизнь так, чтобы народ серьезно почувствовал заботу государства о нем. Это, в свою очередь, повысит доверие к правительству, к власти, что не менее важно. Если вспомнить Конфуция, древнекитайского мыслителя, его утверждение о том, что сила государства определяется уровнем жизни народа, обороноспособностью и доверием к правительству, то становится понятным, почему все вышесказанное важно.
Для россиян сегодня очень важно «вытащить» народ из бедности, ведь мы по уровню жизни находимся на недостаточном для «великой державы» (пусть даже в прошлом) месте. При этом необходимо не только увеличивать доходы населения, что, безусловно, очень важно, но и создавать нормальные и комфортные условия жизни. А именно: строить жилье для всех, а не только для богатых; детские сады, школы, а не сокращать их количество (скупой платит дважды!); больницы, санатории, базы отдыха, дороги, т. е. достойную инфраструктуру. Подчеркиваю, именно комфортные условия жизни, потому что именно они являются неоспоримым требованием современного инновационного пути развития нашего общества. Без этого невозможно обеспечить преобладание творческого характера труда в условиях формирования инновационной экономики даже с помощью модернизации. Творчество -это один из важнейших факторов современной трансформации жизни общества. И если все это будет осуществлено не на словах, а на деле, народ это заметит, оценит и возникнет неподдельное доверие к правительству. Именно тогда идея модернизации экономики
может стать национальной идеей россиян, которой так не достает нам сегодня.
Известно, заставить людей действовать энергично можно двумя способами:
1) с помощью кнута и создания атмосферы паранойи. Мы это уже проходили. В этом случае отдельные сотрудники в конечном итоге или активно имитируют бурную деятельность, либо впадают в апатию, растеряв веру в лозунги и призывы;
2) заинтересовать людей (материально и морально) результатами активной деятельности, создать атмосферу доверия, что в тысячу раз труднее и свидетельствует о сложности современной эпохи. Это возможно только на основе реализации обширной социальной программы в масштабах государства, регионов, отдельных предприятий и домашних хозяйств.
В связи с этим нельзя не поддержать «так называемое российское ноу-хау», о котором говорил О.В. Морозов, как уникальный способ выхода из кризиса. Известно, что, согласно неоклассическим теориям, рекомендации выхода из кризиса в условиях рыночной системы хозяйствования сводятся к сокращению расходов именно на социальные программы. Для Российской Федерации эти рекомендации не годятся. Модернизацию может поддерживать народ с достойным уровнем жизни. К сожалению, у нас этого в большинстве случаев нет.
Показатели России по неравенству доходов, основным позициям в мировых рейтингах (бедность, безработица, средняя продолжительность жизни мужчин, коррупция, защищенность личности и собственности, приверженность демократии и свободе личности) равны нигерийским. Так, децильный коэффициент (ДК), который измеряется отношением денежных доходов двух крайних децилей (10 % по численности населения) -самой богатой и самой бедной, в России составляет 16, в то время как в скандинавских странах ДК = 3-4, в Евросоюзе = 5-6, Южной и Восточной Азии и Северной Америке = 4-6, Южной Африке = 10, Латинской Америке = 12, т. е. Россия с большим отрывом «впереди планеты всей». Если же учесть скрытые доходы самой богатой части 10-й децильной группы, во много раз превосходящие задекларированные ими доходы, то получится, что в современной России ДК
равен 30-50. Известно, что, если ДК больше 7-8, то экономика и все общество страны характеризуется неустойчивостью и разрушением своих производительных сил.
Для спасения и развития производительных сил нужна коренная реформа распределения доходов и модернизация экономического порядка в России. Никуда не годится существующая сегодня в России модель распределения доходов, согласно которой 1 % населения (самая богатая децильная группа) получает 30,6 % всех открытых денежных доходов, а самая бедная - 1,9 %, рядом стоящая, чуть «побогаче» децильная группа -3,5 %, а вместе они составляют 20 % населения. Все они одинаково платят налоги - 13 % с доходов. Между тем в странах, в которых богатых ставят в пример, богатые платят не 13 %, а 50 % и более от своих доходов. В результате такой порочной налоговой политики российское государство и общество теряет очень много. А, согласно теории Кнута Вик-селя, единая налоговая ставка (13 %) ведет к тому, что богатые становятся с каждым годом богаче, а бедные беднее. Это подтверждается и реальной практикой. По данным Росстата, число бедняков, имеющих доход ниже прожиточного минимума, в 2009 г. составило 24,5 млн человек, а в 2008 г. их было 17,4 млн человек. Несмотря на ежегодное повышение пенсий, их размер составляет 45 % от уровня пенсий 1990 г.
Сильное расслоение в обществе - это важный и очень настораживающий аспект. По сравнению с советским периодом российский народ стал жить хуже. К сожалению, в условиях кризиса государственная монополия доходы направила не на решение социальных задач, а на большее расслоение. В этих условиях глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, представитель либеральной рыночной элиты, утверждает, что модернизация возможна только за счет снижения расходов в социальной сфере. Иных источников нет, и что будто бы экономическая элита отстала интеллектуально и не готова предложить правительству системные меры перестройки экономики. Это не соответствует действительности.
Опыт двух десятилетий либеральных реформ в России, по мнению академика С.Ю. Глазьева, показал, что в этот период страна лишилась большей части некогда вто-
рого в мире научно-технического потенциала и самоустранилась с мирового рынка высокотехнологичной продукции и что в основе экономического развития и роста лежат не «схоластические модели рыночного равновесия», а научно-технический прогресс.
Современная российская экономика характеризуется ухудшением условий накопления капитала при одновременном нарастании технологического отставания, что никак не соответствует возможностям осуществления НТП. Если в 1980-х гг. прошлого столетия доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений, составляла около 2/3, то в 2002 г. -лишь 9,8 %, в то время как в развитых странах - 70 %. К настоящему времени инновационная деятельность в Российской Федерации снизилась до 1 %.
Наращивание инновационного потенциала возможно, как свидетельствует мировая практика, лишь при условии приоритетного развития наукоемких отраслей с высокой долей затрат на НИОКР и государства, и частного бизнеса. К сожалению, в силу неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствия должного доверия к правительству, российский капитал характеризуется «утечкой» частного капитала за рубеж. А по расчетам РАН РФ 1 долл., учитываемый как «утечка» капитала, снижает объем инвестиций на 10,3 руб., и объем ВВП - на 24,5 руб.
По состоянию на 1 января 2008 г. Центральный банк РФ вложил в американский рынок 2,5 трлн руб. путем создания стабилизационного фонда, средства которого были изъяты из национальной экономики и использованы для поддержки американских обанкротившихся компаний.
Все это делается в условиях, когда для осуществления модернизации российской экономики, по оценкам академика Л.И. Абалкина, необходим прирост инвестиций на 18 % ежегодно, объем же инвестиций для воспроизводства основного капитала должен быть увеличен в 3 раза, в НИОКР - в 5 раз.
Так что причина не в интеллектуальной отсталости экономической элиты, а в другом.
Академик В.В. Ивантер также видит смысл модернизации в переходе к эффективной экономике на основе инновационного и качественного развития. Отсутствие масштабной инвестиционной политики государ-
ства во взаимодействии с частным бизнесом, низкий темп экономического роста и чудовищная бедность населения, низкий уровень оплаты труда делают модернизацию невозможной.
России предстоит использовать все возможности для восстановления своего научно-технического потенциала и развития новых высокотехнологичных отраслей промышленности, диверсификации всего хозяйства. Это единственно верный способ занять место одной из ведущих держав мира.
Согласно «Новой версии концепции социально-экономического развития России до 2020 г.», Россия имеет возможность развиваться по 3-м сценариям:
1) инерционный;
2) традиционный (энергосырьевой);
3) инновационный.
Только третий сценарий обеспечивает прогрессивное развитие Российской Федерации. Многие ученые считают, что иного выбора у России нет, осталось лишь 10-15 лет, в которые возможно становление России как великой инновационной социально-ориентированной державы.
Для решения задач экономической модернизации чрезвычайно важно не только инвестиционно-инновационная активность государства, но и концентрация ресурсов, отражающих предпринимательский интерес. Ныне же экономический интерес предпринимателей ориентирован не на структурное и технологическое развитие предпринимательской деятельности и человеческий капитал, а на максимизацию немедленного результата. Отсюда необходима соответствующая политика стимулирования предпринимательской активности в области модернизации экономики и общества в целом. История российского предпринимательства свидетельствует о том, что его лучшие представители умели подниматься над узко экономическими интересами, связывая свою судьбу с судьбой России.
Нельзя рассматривать модернизацию в отрыве от ее институционального аспекта: системы подготовки кадров, укрепления институтов собственности, организационной модернизации (создания систем промышленной интеграции, диверсификации и др.).
Модернизация зависит от общей концепции развития страны. Известно, что в обществе существуют две модели отношений
его членов - контроль или партнерство. На исторически более длинных периодах партнерство обеспечивает обществу возможность развиваться устойчиво, поскольку оно наиболее полно учитывает все общественные интересы. В относительно короткие сроки более эффективной представляется модель государства-сверхкорпорации, где превалируют интересы государства, и здесь важнейшая функция государства сводится к контролю. Современная система управления в государстве работает, в основном, на удобство управляющих. Целью управления становится не получение результата, выгодного для всего общества, для страны, а удобство личного управления с помощью всесторонней контролируемости соответствующего процесса. Такая система способствует коррумпированности власти, тормозит процесс модернизации, предполагающий совершенствование всех общественных институтов в направлении перехода от государства-сверхкорпорации к государству-партнеру.
Модернизация нуждается и в развитой системе кредитования. В России кредитование чрезвычайно усложнено и очень дорогое. Управляющие органы, к сожалению, не ставят целью развитие кредитования. А это дало бы определенный источник для развития бизнеса и его модернизации. Органам управления в условиях модернизации необходимо обеспечить рост, развитие и доступность кредитов, необходимых для экономики.
Повышение профессионализма управленческих кадров становится важнейшим фактором модернизации экономики. Сегодня требуются новые методологические приемы построения научного знания, отражающего многомерные представления о действительности. Отсюда должна модернизироваться и сфера образовательных услуг. Необходимо ввести определенные изменения в содержание и построение учебного материала. Обучение призвано не только раскрывать объект и предмет учебной дисциплины, но и формировать логику мышления. Образование должно включать новые технологии обучения и опираться на принцип непрерывности обучения. При этом, по мнению академика С.П. Капицы, очень важно использовать и бережно относиться к опыту организации высшего образования в России, который многие на Западе считают лучшим. Свиде-
тельством этому служит «утечка умов» из России.
Огромные конкурентные преимущества России в области фундаментальной и теоретической науки, признанные мировой общественностью, позволяют создать новую и единственно возможную, по мнению отдельных ученых (Г.Х. Попова, Е.А. Федорова и др.), модель модернизации в России. Целью этой модели выступает превращение России в мировой центр теоретической науки. Известно, что научно-технический прогресс включает целый комплекс абстрактных теоретических наук, прикладных наук, опытно-конструкторских разработок, экспериментальных производств. В области прикладных наук Запад ушел достаточно далеко по сравнению с Россией, а теоретические науки -это та область, где Россия не только может выиграть конкуренцию, но и в чем-то уже сейчас находится вне конкуренции.
Для России характерны исторические традиции теоретического мышления, а также склонность к нему народа. Возможно, это объясняется слиянием в русской истории традиций Византии, Китая, Индии, Золотой Орды, западноевропейских наций. Для теоретического исследования не требовалось ранее какая-то особая материальная база, нужна была только свобода мысли. Серьезным стимулом для развития науки в советское время было противостояние остальному миру. Все это позволяет согласиться с Г.Х. Поповым в том, что Россия имеет много шансов стать одним из главных мировых (но не единственным) центров теоретической науки в XXI в. [2, с. 26].
Для этого в России желательно создать такой комплекс теоретических наук, на стыке которых появляются открытия; способствовать расширению деятельности разного рода дискуссионных клубов, теоретических семинаров, симпозиумов и т. д., создать соответствующие этой задаче системы образования (без стандартов и усреднений), здравоохранения, отдыха, туризма, культуры и спорта; сформировать определенную экономическую, политическую и социальную среду.
В условиях формирования неоэкономики ключевыми моментами политики государства становятся:
- опережающая социальная и экономическая модернизация, предполагающая фор-
мирование нового социального типа личности - «богатая индивидуальность», «многомерный человек»;
- формирование нового уровня взаимодействия государства и общества с упором на развитие именно человеческого потенциала;
- реформирование системы общественных, в т. ч. трудовых, отношений с учетом социально-культурных особенностей России и требований современности;
- соответствующая настройка системы образования и науки и составляющих их компонентов.
На протяжении полутора миллионов лет человечество развивалось согласно идее количественного роста: больше детей, больше места, больше еды, одежды, оружия и т. п. В настоящее время количественные критерии исчерпаны. Главным становится качество человека. Рост преступности, числа самоубийств, всплеск национальной розни свидетельствует о неустроенности общества. Отсюда усиливается необходимость внимания к вопросам образования, культуры, средствам массовой информации, которых не может
игнорировать предстоящая модернизация Российской Федерации. При этом необходима интеграция политического, экономического мышления, творческой интеллектуальной деятельности всех слоев общества, преодоление национализма для поиска единства в стране и в мире. Эта перспектива является сегодня интернационалистской.
Таким образом, опираясь на свою собственную модель модернизации, учитывая международный опыт, устраняя препятствия и возможные недостатки модернизации в той или иной отрасли, в различных регионах страны, Россия сможет продвигаться вперед по пути прогресса.
1. Юрьев В.М., Козлова Г.В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография. Тамбов, 2009.
2. Попов Г.Х. О модернизации России в XXI веке // 245 лет ВЭО России. М., 2010.
Поступила в редакцию 30.04.2011 г.
UDC 316.722
SYSTEM MODERNIZATION OF ECONOMY AS KEY CONDITION OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
Galina Petrovna ZHURAVLEVA, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Head of “Economic theory” School, Honored Scientist of Russian Federation, e-mail: [email protected]
The paper considers the concept of system modernization, the author highlighted the era of modernization in Russia's history. Features of modernization in the context of globalization are marked. The author proposed the key points of government policy in a system of economic modernization.
Key words: modernization of economy; neo-economics; globalization.