Научная статья на тему 'Особенности современной Российской модернизации'

Особенности современной Российской модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4077
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STRATEGY OF THE COUNTRY’S DEVELOPMENT / MODERNIZATION / POLITICAL SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Альтенталлер Дина Николаевна

В статье речь идет о системной модернизации, проводимой в нашей стране. Автор рассматривает предпосылки и основные направления процесса модернизации, анализирует условия, необходимые для реализации данной стратегии во всех основных сферах жизнедеятельности российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CONTEMPORARY RUSSIAN MODERNIZATION

The article is devoted to system modernization, which is now underway in our country. The author examines preconditions for modernization and its basic trends. He analyses the conditions necessary for pursuing the given strategy in basic areas of the Russian society’s activity.

Текст научной работы на тему «Особенности современной Российской модернизации»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье речь идет о системной модернизации, проводимой в нашей стране. Автор рассматривает предпосылки и основные направления процесса модернизации, анализирует условия, необходимые для реализации данной стратегии во всех основных сферах жизнедеятельности российского общества.

Ключевые слова: модернизация, стратегия развития страны, экономика, политическая система, инновационная деятельность.

D.N. Altentaller

SPECIFICS OF CONTEMPORARY RUSSIAN MODERNIZATION

The article is devoted to system modernization, which is now underway in our country. The author examines preconditions for modernization and its basic trends. He analyses the conditions necessary for pursuing the given strategy in basic areas of the Russian society’s activity.

Key words: modernization, strategy of the country’s development, political system, innovative activity.

В 90-е годы XX века, когда Россия переживала сложнейшую трансформацию, затронувшую все сферы жизни общества, исследователи часто сравнивали модернизацию с революцией. Иными словами, модернизацию понимали как коренную ломку всего общественного уклада, как процесс, потрясший все основы жизнедеятельности общества. Ситуация, сложившаяся в России в то время, действительно характеризовалась как достаточно острая. Ошибки и просчеты реформаторов, дефицит политической воли и осмысленной социально-экономической политики у высшего руководства страны, центробежные тенденции в федеративном государстве, разрушение экономической системы, тяжелый груз нерентабельных и технически отсталых производительных структур - все эти факторы сыграли свою роль в неудачах реформ, однако наиболее общей причиной, стоящей за многими из этих факторов, является отсутствие или дефицит в российском обществе достаточно благоприятной среды для внедрения цивилизованной рыночной экономики.

Говоря о модернизации в России, как нам представляется, необходимо рассматривать ее как комплексную модернизацию всей системы. В этой связи, исследователи пришли к пониманию модернизации как всеобъемлющего, длительного процесса, включающего в себя некую совокупность подпроцессов, охватывающих различные сферы жизни общества. Одним из первых комплексное определение модернизации дал В.Г. Хорос: «Модернизация - это комплексный процесс, охватывающий все сферы общественной жизни - экономическую, социальную,

правовую, политическую, культурную. Изменения в этих сферах связаны между собой и коррелируют друг друга» [5, с. 196]. Есть и такое определение данного понятия: «Модернизация -это скоординированные усилия общества по преодолению нетерпимого отставания в экономической и социальной сферах, чреватого потерей конкурентоспособности страны и утратой ею экономических и политических позиций на мировой арене» [8, с. 11]. Понятие «модернизация» имеет множество различных определений, которые различаются в зависимости от того, какой сфере общественного бытия они адресованы.

Вместе с тем, изучая российскую модернизацию, важно отметить, что она обладает рядом специфических черт, повлиявших на ее характер, пределы и содержание. Специфика российской модернизации, по мнению Я.А. Пляйса состоит в том, что, «с одной стороны, она диктовалась необходимостью догоняющего развития, а с другой, она всегда проводилась по воле верхов, осознавших на определенном этапе развития страны опасность ее отставания и настоятельную потребность его преодоления» [10, с. 67]. Именно кризис мировой экономики и его сильное негативное влияние на Россию заставили страну осознать, что очередная модернизация жизненно необходима. Выступая на комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, президент Д.А. Медведев подчеркнул, что «работа по модернизации началась именно в разгар кризиса, и для того, чтобы избежать негативных последствий второй волны кризиса, если таковая будет, мы должны были

стать более устойчивыми для возможного повторения подобных ситуаций» [2].

Вместе с тем, проблема модернизации является одной из наиболее болезненных, поскольку она связана с выработкой как среднесрочной, так и долгосрочной стратегии развития страны.

Согласно докладу ИНСОР «Модернизация России как построение нового государства», главным предметом концепции модернизации является определенный тип общества, а именно - общество модерна. Таким образом, модернизация представляет собой процесс формирования в рамках данного государства и в заданных исторических обстоятельствах общества модерна. В число типологических характеристик которого входят следующие: культурологические (рационализация общественного сознания, линейно-историческое мышление); социальнодемографические (урбанизация); экономические (специализация труда, массовое товарное производство); коммуникационные (увеличение связности общества за счет новых коммуникаций -от средств массовой информации до дорожной сети); административные (переход функций управления к рациональной бюрократии); этно-национальные (унификация общества на базе единого языкового и культурного стандарта); политические (формирование «арен публичности», превращение индивида (гражданина, а не общины) в базовую единицу общества) и правовые (монополизация законодательства, суда) [13].

Вместе с тем, совершенно очевидно, что в процессе реализации объявленного курса необходимо реформирование государственно-

правовых институтов. За последние годы в России проведен либо находится в стадии реализации ряд реформ: правовых, судебных, военных, административных, федеративных, местного самоуправления, государственной службы и др. Весь комплекс направлен на модернизацию государственного аппарата для обеспечения свободного, рыночного, интегрированного с миром развития Российской Федерации. Государственность, как правило, имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития общества. Развитость институтов государства, имеющих право принимать качественные законы, характеризует уровень не только законодательной ветви власти, а власти в целом. Кроме того, необходимо отметить, что для России характерна особая роль государства в осуществлении модерниза-ционного процесса на всех его стадиях и по всем направлениям. Зачастую доминирующая роль

государства приводит к тому, что модернизация насаждается «сверху» и, как правило, не встречает ответных импульсов «снизу». Кроме того, для России характерна разнонаправленность процессов модернизации государства и общества. По причине слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в нашей стране, модернизация общества часто подменяется модернизацией государства. В этой связи, нельзя не согласиться с З.М. Зотовой, которая говорит о том, что реформирование российского общества, его экономической, социальной и политической систем поставило множество проблем. Центральная из них - взаимодействие власти и общества [6, с. 8]. Важнейшим вопросом осуществления модернизации является проблема повышения эффективности государственного аппарата. Близость партии власти к бюрократическому аппарату увеличивает коррупцию и неэффективность государственных решений. Никакой, даже самый активный и либерально настроенный президент не сможет бороться с миллионной армией бюрократов. «Единая Россия» должна превратиться из «партии власти» в правящую партию, в широкую и самостоятельную модернизаторскую коалицию.

Центральной и ведущей проблемой модерни-зационных концепций, оказывающих влияние на качество жизни, является инновация. Иными словами, модернизация - это инновационная деятельность членов социума, в основе которой лежит творчество в самых различных сферах. Согласно проекту стратегии инновационного развития, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации «Инновационная Россия - 2020», формирование экономики лидерства и инноваций - единственный способ достичь поставленных амбициозных целей: обеспечить высокий уровень жизни населения, а за страной закрепить роль глобального лидера.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года президент России Д.А. Медведев отметил: «Наши действия в экономике будут базироваться на концепции четырех «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации... Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры... Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой -человек» [11].

2012/6

Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарноденежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий.

Вместе с тем, важнейшим условием модернизации является государственное регулирование экономики, осуществляемое в двух основных формах. Возможно прямое государственное финансирование или создание льготных условий для тех предприятий, которые расширяют научно-исследовательскую деятельность, внедряют прогрессивную технику и технологии. Как представляется, имеет смысл разработать комплексно-целевую программу модернизации экономики России и ее различных регионов, в которой следует учесть отраслевые и территориальные особенности инновационного развития производства. Иными словами, государственная политика должна быть направлена на осуществление мероприятий, способных придать экономическому росту в стране и ее регионах прогрессирующий, динамичный и стабильный характер. Не менее важным, чем ускорение экономического роста, является создание общих условий и стимулов для активизации инвестиционной активности, реструктуризации и модернизации предприятий. Модернизация должна быть направлена на повышение качества роста и только на этой базе - на повышение его темпов. «Модернизация производства, внедрение новых технологий, создание инфраструктуры для инноваций, формирование новых бизнесов должны повысить и производительность труда, и культуру работника, и доходы компаний, и доходы отдельных граждан, доходы всех россиян» [3], подчеркнул президент России, выступая на Мировом политическом форуме в Ярославле.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий и источников модернизации выступает стабильный экономический рост в стране. Основой для такого роста выступают инвестиционные и инновационные процессы. Как заявил президент России Д.А.

Медведев, «бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов» [1].

Модернизация современной России не возможна без модернизации политической системы, без проведения политической реформы. Задачами политического реформирования выступают задачи повышения эффективности системы представительства социально-политических интересов, разрешения политических конфликтов, вовлечения граждан в политический процесс. По мнению аналитиков политическая реформа важна как фактор формирования модер-низационной элиты, создания механизмов вертикальной социальной мобильности, выработки эффективной модели управления модернизаци-онным процессом. Увеличение роли и значения государства в процессах модернизации российского общества следует рассматривать также как объективную и осознанную необходимость. Важнейший критерий эффективности модернизации страны - сильное демократическое государство. Вместе с тем, как мы уже отмечали, Россия в прошлом уже имела опыт нескольких модернизаций. Это, в свою очередь, означает, что в отличие от всех других стран мира мы можем опираться на отдельные элементы и институты общества модерна, созданные нашими историческими предшественниками и не полностью утраченные к сегодняшнему дню. По мнению исследователей, для дальнейшего продвижения вперед по пути политической модернизации необходимо не только осознание необходимости реформ, политическая воля реформатора, но и глубинная трансформация ментальности российского общества. И одна из трудностей анализа современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Высокая конфликтность социальных и политических процессов в условиях модернизации определяет необходимость постепенности проведения реформ, повышения роли правящих и оппозиционных элит, их способности вести диалог и находить точки соприкосновения.

Наша страна за последние двадцать лет претерпела как минимум три модели политической

модернизации. Первая - «горбачевская модель» по перестройке советской системы в условиях гласности. Вторая - «ельцинская модель» радикальных политических и экономических реформ. Третья - «путинская модель» авторитаризма и централизации [7, с. 36].

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2010 года президент России Д.А. Медведев отметил, что «. нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии». Процессы модернизации должны затронуть все сферы жизнедеятельности общества. Поскольку все они взаимосвязаны между собой и без их слаженной работы не возможно построение эффективного государства. Модернизация предполагает переход государства на более высокую ступень развития. Методы, с помощью которых предполагается осуществлять процесс модернизации не должны быть насильственными, наоборот, они должны заключаться в сближении интересов личности, общества и государства. Модернизация предполагает проведение мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых западных стран. В настоящее время процессы модернизации социальной, экономической, политической сфер жизнедеятельности общества носят во многом противоречивый характер. По мнению президента России Д.А. Медведева, «собственно, никакой альтернативы модернизации экономики, социальной сферы в нашей стране, модернизации политической системы в конституционных рамках не существует, поэтому эта тема не является предметом дискуссий. Дискуссии возникают по поводу темпов, глубины модернизации, средств, методов и институтов, которые подвергаются модернизации» [12]. В связи с этим по инициативе президента и правительства Российской Федерации широко развернута работа по обоснованию инновационных форм и методов модернизации современной России.

Процесс политической модернизации требует взаимной увязки внутри самой политической системы ее целей с такими факторами, как социально-экономическое развитие, стабильность, политическое участие и другие, так как именно между ними легко возникают напряжение и конфликты. Курс на модернизацию нуждается в последовательной политической поддержке. По мнению российского политолога Д.Орлова, курс на модернизацию - это принципиальный выбор,

сделанный российской правящей элитой. В сложившейся ситуации альтернативы ему нет. Очевидно, что процесс модернизации нуждается в последовательной политической поддержке. В демократической политической системе эту задачу может решить авторитетная и поддержанная властью политическая партия [9].

В то же время, идея модернизации должна сочетаться с идеями укрепления общественного и правового порядка, борьбы с преступностью. Как заявил на съезде «Единой России» председатель правительства России В.В. Путин, «перед нами - масштабные задачи: мы должны построить инновационную экономику, укрепить демократические институты. Но, если мы действительно хотим добиться успеха, в центре нашего внимания всегда, постоянно должен быть человек - гражданин России!» [4]. Естественно, модернизация России невозможна без социальноэкономической, политической и правовой стабилизации в обществе. От выбора средств и методов стабилизации зависит, как будет развиваться процесс модернизации в современной России.

Резюмируя, можно сказать, что модернизация сегодня стала ключевым термином дня, главным словом эпохи. Движущими силами модернизации в нынешнее время должны быть абсолютно разные слои общества, которые в ней заинтересованы, десятки миллионов людей, чье благополучие и жизненную самореализацию способна обеспечить только новая, всесторонне обновленная Россия. Успешная модернизация в России возможна лишь тогда, когда она проводится на основе национальной культуры - экономической, политической, духовной, нравственной, поведенческой и т.д. Необходимо интегрировать и перерабатывать опыт и достижения других стран, но в соответствии со своими экономическими и политическими интересами, потребностями и конкретными условиями, в которых находится страна, историческими традициями и менталитетом народов, проживающих на ее территории.

Литература

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года // М1р://президент.рф/пе%г8/8192

2. Выступление президента России Д.А. Медведева на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 26 сентября 2011 года // http://kremlin.ru/news/12824

3. Выступление президента России Д.А. Медведева на

Мировом политическом форуме в г. Ярославль 8 сентября 2011 года // http://www.gpf-

yaroslavl.ru/viewpoint/speech_by_president_of_russian_federat

2012/6

юn_da_medvedev_at_the_plenary_sessюn_of_the_global_poli

су_й>/

4. Выступление председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина на XII съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» 24 сентября 2011 года // http://premier.gov.ru/events/news/16552/

5. Дунаева Ю.В. Модернизация в России: основные теоретические подходы / Политическая наука. Политическое развитие и модернизация: современные исследования: сб. науч. трудов / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. отд. политической науки; отв. ред. и сост. А.Г. Володин. - М., 2003.

6. Зотова З.М. Партнерство для развития. - М., 2010.

7. Медведев Н. П. Политическая Россия: от централизации к бюрократизации. - М., 2010.

8. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009, Вып. 1.

9. Орлов Д. Партия модернизации: десять тезисов // http://old.er.ru/text.shtml?14/9664,100065

10. Пляйс Я. А. Тотальная системная модернизация -абсолютный императив для России // Власть. - 2009. - № 9.

11. Послание президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федера-

ции 5 ноября 2008 года // Российская газета от 6 ноября 2008 г.

12. Послание президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета от 1 декабря 2010 г.

13. Экспертный доклад Института современного развития «Модернизация России как построение нового государства» от 29 октября 2009 года // http://www.polit.ru/article/2009/10/29/mrkpng/

Альтенталлер Дина Николаевна, аспирант кафедры политологии и политического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ, г. Москва, email: dianaduma5@mail.ru.

Altentaller Dina Nikolaevna, postgraduate student, department of political science and political management, Russian Academy of national economy and public service under the president of the Russian Federation, aide to a state Duma deputy of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, e-mail: dianad-

uma5@mail.ru

УДК 316.344.42 © В.М. Очирова

БИЗНЕС И ВЛАСТЬ В РЕГИОНАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье раскрываются особенности взаимоотношений представителей бизнес-структур и политической элиты. На основе данных различных исследований доказывается факт массового проникновения бизнес-элиты в состав региональных органов власти и управления. Результаты сравнительного анализа, проведенного автором, показали, что этот процесс характерен и для таких республик, как Бурятия, Саха (Якутия) и, отчасти, Тыва. Материал статьи позволяет получить представление о политической элите российских республик, а также определить долю бизнес-элиты в их составе. Тем самым акцентируется внимание на тенденции сращивания бизнеса и власти, имеющей место в современной России.

Ключевые слова: политическая элита, бизнес-элита, органы власти и управления, российские республики.

V.M. Ochirova

BUSINESS AND THE POWER IN THE REGIONS OF MODERN RUSSIA

The author of the article describes the characteristics of relationships of business representatives and political elite. Based on data from various studies the fact of mass penetration of the business elite of the regional government bodies is proved. A comparative analysis conducted by the author, have shown that this process is characteristic of such republics as Buryatia, Sakha (Yakutia) and partly Tyva. The paper material allows receive representation about political elite of the Russian republics, and also to define a business elite share in their structure. Thereby the attention is focused on a tendency of merging of business and the power which takes place in modern Russia.

Key words: political elite, business elite, government bodies, Russian republics.

Характерной чертой постсоветской России является усиление позиций бизнеса в различных социальных сферах, в том числе и в области политики. Его представители, образуя в совокупности бизнес-элиту, путем лоббирования своих интересов оказывают определенное влияние на органы власти и управления. Более того, наблюдается массовое вхождение представителей биз-

неса во властные структуры, в состав политической элиты страны, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. В данной связи вопрос о взаимоотношении бизнеса и власти в лице политической и бизнес-элит стал предметом изучения многих исследователей. Вместе с тем, следует отметить, что в отдельных субъектах федерации он изучен недостаточно, в част-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.