Н. В. СОКОЛОВА
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
N. V. SOKOLOVA
TERMS OF MODERNIZATION OF POLITICAL SYSTEM IN CONTEMPORARY RUSSIA
Ключевые слова:
политическая модернизация, политическая система, элиты
Key words:
political modernization, political system, elites
В статье рассматриваются современные определения понятия «модернизация». Особое внимание автор уделяет вопросу соотношения эффективной модернизации с реформированием политической системы страны, а также основным проблемам, которые стоят на пути практической реализации модернизационных преобразований в политической системе современной России.
The article reviews current definition of «modernization». Special attention is paid to the correlation of effective modernization and the reform of the state political system, as well as to the major problems of practical realization ofthe modernization transformations in the political system of contemporary Russia.
Большую актуальность в кругах научной общественности приобретает обсуждение проблемы модернизации страны, о которой заявил в своей статье «Россия, вперед!» Президент России Дмитрий Медведев1. Модернизация стала сегодня ключевым термином, как в недавнем прошлом «демократия», с которой связывали спасение страны и вывод ее на новый уровень развития. Необходимость глубоких социально-политических трансформаций на основе
1 Медведев Д. Россия, вперед! // Российская газета (федеральный выпуск). 2009.
11 сентября.
модернизации не оспаривается и не вызывает сомнения, это определяется внутренними и внешними факторами социально-экономического и политического развития страны. Вместе с тем в современном политическом дискурсе нет единого понимания модернизации в российском обществе. На наш взгляд, термин «модернизация» собирательный. Во-первых, он отражает уровень развития современного индустриального общества. Во-вторых, он обозначает процесс усовершенствования, улучшения, обновления, приведение объекта в соответствие с новыми, более современными требованиями.
Происхождение понятия «модернизация» напрямую связано с определенной эпохой развития западноевропейской цивилизации, эпохой Модернити. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному. Доктор философских наук, профессор В. М. Межуев отмечает, что «хотя термин "модернизация" сравнительно новый, явление, обозначаемое им, существует в России, по крайней мере, три столетия» [8]. Наряду с другими отечественными исследователями модернизационных процессов (см.: [1; 3; 4; 7] и др.), он определяет несколько волн модернизации в России: петровские преобразования, социалистическая модернизация или индустриализация и современная технологическая модернизация. Все эти волны соответствуют основным этапам становления западного общества (раннеиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному), что свидетельствует о догоняющем, копирующем характере модернизации в России.
Модернизационные процессы, критические изменения и последствия модернизации затрагивают все сферы жизни общества. Это структурные изменения в системе общественных ценностей, сценарий которых, ресурсы и издержки определяет политика. Именно в политической сфере формулируются основные задачи и приоритеты модернизации, определяется движущая сила и обосновывается порядок перераспределения общественных благ и разре-
шения конфликтов. Следовательно, в процессе модернизации политическая власть играет ключевую роль. «Модернизация и есть, в первую очередь, политика, сознательная деятельность власти, ее политическая стратегия. Ставя перед обществом задачу его модернизации, власть как бы берет на себя ответственность за его современность»1.
Вызывает интерес вопрос, что понимает под модернизацией современное научное сообщество. Так, на проходившей в апреле 2010 г. в РАГС при Президенте РФ международной конференции представители научной общественности высказывали различные определения модернизации. Рассмотрим основные из них. Итак, модернизация — это:
«Процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, соответствующих им социальных и политических институтов, уровня культуры и т. п. в целях повышения эффективности механизмов развития общества» [9, с. 43];
«Общественно-политический процесс, представляющий собой коренное изменение общественных отношений, изменение логики, в ко-
Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации. [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 1. Философия. Политология. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/ 2009/1/Mezhuev/ (дата обращения: 17.05.2011).
2 торой живет общество, институцио-^ нальная перестройка» [9, с. 58].
3 В политической теории под мо-о дернизацией также понимается сово-<и купность процессов индустриали-§ зации, бюрократизации, секуляри-15 зации, урбанизации, ускоренного = развития образования и науки, пред-го ставительной политической власти, 5 ускорения пространственной и социальной мобильности, повышения каст чества жизни, рационализации общественных отношений, которые ведут к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому».
Опираясь на приведенные высказывания ученых, следует достаточно четкое понимание того, что модернизация — это, в первую очередь, процесс, представляющий последовательную смену состояния объекта во времени. Объектом модернизации является современное состояние страны, все сферы ее жизнедеятельности, в том числе и политическая. Согласно теории политологии, политический процесс также включает в себя определенную последовательность действий и взаимодействий между политическими акторами, которая протекает в политическом пространстве.
Таким образом, сущность модернизации России состоит в постепенном переходе от существующего состояния страны к тому, «каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в высоко конкурентном мире» [9, с. 71]. Очевидно также, что такой переход не возможен
без качественных изменений в политической системе, которая должна стать модератором и руководителем модернизации, т. е. модернизация в России не сможет быть эффективной без политической реформы.
На осуществление политической модернизации оказывает влияние ряд различных факторов и условий, которые необходимо учитывать в ходе реформирования политической системы. Так, О. Ф. Шабров отмечает, что «успех модернизации зависит от решения четырех проблем: субъекта, социальной базы, институтов и правового пространства» [9, с. 6]. Опираясь на точку зрения О. Шаброва, не-оходимо, на наш взгляд, уточнить основные факторы, оказывающие системное влияние на осуществление политической реформы.
Анализ текущего состояния мо-дернизационной элиты показывает, что в России еще не сформировалась сила, способная самостоятельно возглавить процесс модернизации. Как отмечает Н. А. Баранов: «Нынешняя предпринимательская прослойка — это по большей части буржуазия в первом поколении, со многими признаками, характерными для периода становления российского капитализма в конце XIX в. Ее характеризует низкий культурно-образовательный уровень, отсутствие видения исторической перспективы, хищнический характер потребления материальных благ и использования ресурсов, нежелание подчиняться традиционным культурным нормам. Своим поведением капитализиру-
ющаяся прослойка дискредитирует саму идею реформ и косвенно поддерживает в обществе влияние политических сил, выступающих с позиций негативного популизма»1. Именно поэтому представляется важным сокращение разрыва между «элитными» группами, определяемыми по величине их дохода, и массовыми слоями населения.
Особенно актуальным сегодня является расширение доступа последних к социальной инфраструктуре — образованию, культуре, здравоохранению, социальному обеспечению в равных условиях, что, на наш взгляд, будет способствовать формированию у граждан побудительных мотивов производительно трудиться. Одним из условий реализации модели эффективного государства является формирование у граждан мотивации к производительному труду, трудовой активности, самостоятельности, способности принимать ответственные решения, к предпринимательству и ответственности за свою жизнь и судьбу. Образование и здравоохранение рассматриваются сегодня как элементы новой сферы — политики капитализации человеческих ресурсов и формирования социального капитала [5, с. 53]. При сохране-
Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Особенности современной российской политической модернизации. [Электронный ресурс] // Библиотека «Полка букиниста». http://sodety.polbu.ru/ Ьагапоу_ро№1^/с1л112_1'Мт1. (дата обращения: 12.11.2011).
нии курса на модернизацию будет происходить технологическое переоснащение промышленного сектора экономики. Для этого необходимо не только расширять импорт технологий, но и увеличивать ресурс квалифицированной рабочей силы.
В модернизированном обществе именно граждане с их потребностями, интересами и ценностями определяют политическую и экономическую жизнь. Модернизация предполагает формирование социально, экономически и политически активного общества [3, с. 54].
Полагаем, что для успешного осуществления модернизации элите необходимо готовить народ к реформам, вовлекать его в процесс преобразований. В подтверждение этому сошлемся на позицию А. Аринина, отмечавшего, что «элите следует заниматься просвещением народа — объяснять цель и задачи, методы и инструменты модернизации. Нужно делиться с народом властью и тем самым перекладывать часть ответственности на него. Необходимо обеспечить предоставление гражданам полной, своевременной, достоверной и регулярной информации о своей деятельности»2. Полагаем, что это будет способствовать формированию модернизационной элиты, созданию
Аринин А. Н. Модернизация России должна идти и в регионах, и на местном уровне / Политическое образование. Информационно-аналитический журнал. [Электронный ресурс] // http://lawinrussia.ya.ru/ гер1л^.хт[?1Чет_по=263 (дата обращения: 10.03.2011).
механизмов вертикальной социальной мобильности и выработке эффективной модели управления мо-дернизационным процессом, что позволит эффективнее решать задачи политической модернизации.
Политическая модернизация является одной из самых важных сфер общественной трансформации. При этом характерными историческими чертами модернизации для России можно выделить догоняющий тип развития и насаждение ее идеологии сверху. Отдельные эксперты обоснованно называют статью Президента Д. Медведева «Россия, вперед!» принуждением к модернизации инертных элит1. Любая модернизация требует мобилизации всех ресурсов, что невозможно сделать без принуждения. В этой связи важно выработать демократические способы влияния на ситуации, общегосударственные правила развития социальной демократии, обеспечить в представительных органах власти избранников от всех слоев общества [6, с. 221]. В процессе политической модернизации могут быть использованы методы убеждения, раскрытия творческого потенциала каждой личности, заинтересованности.
Именно поэтому на современном этапе важно определиться с тем, кто будет являться субъектом, активным проводником модернизации. Про-
водники модернизации могут быть различными, причем как институциональными, так и социальными. На наш взгляд, для эффективной реализации модернизации необходимо подключение к процессу как можно большего количества субъектов. Мотивация их участия в модернизации должна быть осознанна, деятельность созидательна, целенаправленна и планомерна. Можно предположить, что это должны быть представители креативного сообщества образованных собственников, склонных к инновациям, обладающих определенной независимостью и возможностью транслировать общественное мнение, т. е. современный средний класс. Видится, что это могут быть представители интеллигенции, бизнеса, журналисты, ученые, политические и административные менеджеры.
Обязательным условием успешной модернизации, на наш взгляд, является формирование гражданского общества, которое должно стать фундаментом, активным субъектом модернизации. В послании Президента 2009 г. был сделан акцент именно на человеческий фактор: «Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей»2. В статье «Рос-
1 Например, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д. Орлов. См.: Орлов Д. Манифест для гражданина // Российская газета. 2009. 11 сентября.
2 Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ transcripts/5979 (дата обращения: 10.03.2011).
сия, вперед» Президент России Д. Медведев дает емкую и точную характеристику современного российского гражданского общества: оно «слабо, уровень самоорганизации и самоуправления не высокий»1, что требует усилий по его укреплению. Этот момент представляется очень важным, т. к. в обществе распространена концепция так называемой нулевой суммы: если усиливается государство, то уменьшается гражданское общество, что входит в противоречие с принципами передовой демократии, где оба элемента должны быть сильными и развитыми. Таким образом, государство дает понять, что готово отзываться на общественные сигналы, и прямо призывает общество к взаимодействию.
Еще в 1960-е гг. известный американский политолог К. Дойч утверждал, что «критический вопрос модернизации — это не структурные изменения в экономике, а изменения в системе ценностей» (цит. по: [9, с. 10]). Мы также придерживаемся мнения, что одна из главных задач модернизации — полноценная социализация человека, формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества. Это возможно лишь при применении ко всем мо-дернизационным процессам механизмов самоуправления, самоорганизации и самообновления общества.
Вопрос о том, как обновить общество, должен быть актуален для само-
Медведев Д. Россия, вперед! // Российская газета ...
го общества. Важно помнить, что любые реформы не смогут достичь своих целей, если власть по-прежнему будет дистанцироваться от общества. Это будет не только мешать двигаться вперед, но и способствовать торможению модернизационных процессов. Руководство страны заявляет о необходимости формирования «умной», осознанной и ответственной политики.
Говоря о противодействии модернизации, Президент России Д. Медведев четко обозначает противника: коррумпированные круги, продажные чиновники не только государственного аппарата, но и бизнеса. Они связаны с патерналистскими силами, которые объективно имеются не только в политическом лагере «левых», но и в кругах лояльных сил. Представляется, что этот фактор необходимо отметить как серьезную, но не единственную политическую проблему, требующую решения власти и общества коалиционно. Думается, что наличие в обществе патерналистских настроений, когда самостоятельные люди ждут, что государство им всегда и во всем поможет, при этом не рассчитывают на себя, также в известной степени будет тормозить реформы.
Для проведения политической и иной модернизации необходима политическая воля, решимость руководства страны, поддержка всей системы политической и исполнительной власти и практическое решение задач на местах.
Особо следует выделить необходимость сближения интересов лично-
2 сти, общества и государства как важ-рст нейший фактор осуществления мо-
3 дернизации в современной России. у
ос Ряд российских политологов предла-
<и гает процессы современной модерни-
ово зации определять как «национально-
15 демократическая модернизация», т. е.
= модернизация, опирающаяся на ис-
го кренний диалог общества и государ-к
ти ства, на национальную консоли-ли дацию и широкий патриотический с= консенсус, на баланс интересов большинства социальных групп, на последовательный федерализм и муниципальное движение [9, с. 115].
Кризис модернизационных ценностей для России — это дефицит демократии (а демократические ценности — это удел большинства), в нашей стране ни у одной социальной группы нет своей партии, а у чиновников есть — «Единая Россия» [2, с. 88]. Сокращение поля для политической конкуренции ставит задачу расширения роли и деятельности политических партий, которые должны играть особую роль в процессе участия общества в модернизации. От них требуется организация контроля над деятельностью государственной и местной власти. Анализ показывает, что политические партии, особенно их структурные подразделения на местах, на сегодняшний день показали себя еще достаточно слабыми, неготовыми к активной политической жизни. Большинство партий, в том числе парламентских, не в состоянии обеспечить явку своих членов на выборы, организовать присутствие на избирательных участках своих квали-
фицированных наблюдателей. Выступая на заседании Госсовета, посвященного вопросам развития политической системы, Д. Медведев подчеркнул особую роль политических партий в процессе модернизации: «Партии должны подключать российский народ к проведению реформ. Не будет этой работы партий, значит, не будет активной самоорганизации народа, без которой успешная модернизация России невоз-можна»1.
В качестве примера можно привести деятельность политической партии «Единая Россия», которая инициирует и реализует проекты, направленные на совершенствование различных отраслей и регионов, такие как «Инфраструктура России», «Кадровый резерв», «Урал Промышленный — Урал Полярный», «Гражданский контроль», «Энергетическая безопасность», «Российский агро-пром» и др. В центре всей системы партийных проектов вопросы социальной модернизации: обновление здравоохранения, возведение в городах и поселках новых физкультурно-оздоровительных центров, строительство дорог, создание доступной среды для инвалидов, экологическая реабилитация территорий, возвращение в строй прежних и строительство
1 Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. Стенограммы. 2010. 22 января. http://www.kremlin.ru/transcripts/6693 (дата обращения: 14.03. 2011).
новых детских садов, помощь библиотекам и многое другое.
В целом следует отметить, что, во-первых, модернизация представляет собой масштабный проект, охватывающий все сферы и стороны жизни общества и государства, а также процесс формирования (реформирования) базовых социальных институтов. Политическая модернизация, в первую очередь, — интеллектуальная работа по построению обновленной модели демократического развития современности, а уже затем — практическая работа политических и иных менеджеров по внедрению данной модели в жизнь.
Поэтому особым условием успешного осуществления модернизации являются квалифицированные политические и управленческие кадры. Практика показывает, что в России недостаточно развита система подготовки кадров политико-управленческой сферы. В вузах не учат политической работе. Современный политик или государственный служащий должен обладать широким набором знаний в разных областях. Он обязан быть специалистом в области политологии, науки управления, экономики, права. Но главное — ему необходимо уметь учиться и хотеть этого. Зачастую региональная и местная политическая и управленческая элита инерционна, пассивно относится к задачам модернизации. Следовательно, модернизация страны не возможна без модернизации элиты. Такую элиту необходимо формировать, что предполагает системное обновление руководящего
уровня и формирование авангарда единомышлен ников.
Во-вторых, дальнейшее развитие России нуждается в совершенствовании политической системы, ее институтов, государственного и муниципального управления. Поэтому политическая модернизация является важнейшей составляющей комплексной модернизации. Для дальнейшей эффективной реализации намеченных планов по осуществлению модернизации в современной России требуется критический анализ недостатков и недоработок, выявление причин неудач и рефлексия, в том числе в формировании «элит», способных реализовать задачи модернизации страны в современных условиях. Думается, что после заявленного стратегического курса на модернизацию России, следующим этапом должна стать проработка проекта ее реализации, комплексного плана всех сфер и отраслей модернизации с постановкой актуальных задач для субъектов. Очевидно, что государство также заинтересовано в получении объективных, проработанных и обоснованных встречных предложений от субъектов.
В-третьих, необходимо отметить, что назрела проблема дегенерации массового сознания. Это влечет за собой необходимость разработки и реализации программ просвещения населения по вопросам модернизации, проведения общественно важных дискуссий по методам и способам ее осуществления, причем, без жестко выверенной партийности и не на
языке высокой науки и официоза, а на приемлемом для понимания большинства граждан.
Совершенно очевидно, что главный субъект модернизации — не просто человек, а гражданин, который ответственен не только за себя, но и за свою страну. Поэтому одним из важнейших условий дальнейшего развития современной России является модернизация сознания. Это
влечет за собой подключение гражданского контроля, формирование гражданской ответственности, активизацию гражданских инициатив, усиление гражданского общества. Но инициатором процесса, его модератором должно стать государство, которое в состоянии активизировать гражданское общество и включить в модернизационные процессы все общественные силы.
1. Ачкасов В. А. Россия в глобальном мире // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 83-87.
2. Большаков С. Н. Тренды государственной политики и жизненные стратегии // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 85-90.
3. Гавров С. Н. Модернизация во имя империи: социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал УРСС, 2010.
4. Еременко В. И. Государство и глобальная безопасность // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 5-9.
5. Зуев С. Э., Васецкий А. А. Государственная региональная политика: подходы к оценке эффективности // Управленческое консультирование. 2009. № 4. С. 52-70.
6. Измайлов А. Ф. Векторы политической модернизации // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 220-223.
7. Ланцов С. А. Исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. № 3. С. 93-112.
8. Межуев Б. В. Перспективы политической модернизации России // Полис: политические исследования. 2010. №6. С. 6-22.
9. Модернизация и политическое развитие России на современном этапе: материалы международной научной конференции. М.: Изд-во РАГС, 2010.
References
1. Achkasov V. A. Rossiya v globalnom mire // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 4. S. 83-87.
2. Bolshakov S. N. Trendy gosudarstvennoy politiki i zhiznennye strategii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3. S. 85-90.
3. GavrovS. N. Modernizatsiya vo imya imperii: Sotsiokulturnye aspekty modernizatsionnykh protsessov v Rossii. M.: Editorial URSS, 2010.
4. Eremenko V. I. Gosudarstvo i globalnaya bezopasnost // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 4. S. 5-9.
5. Zuev S. E., Vasetskiy A. A. Gosudarstvennaya regionalnaya politika: podkhody k otsenke effektiv-nosti // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 4. S. 52-70.
6. Izmaylov A. F. Vektory politicheskoy modernizatsii // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 3. S. 220-223.
7. LantsovS. A. Istoricheskiy opyt v svete kontseptsiy politicheskoy modernizatsii // Polis. 2001. № 3. S. 93-112.
8. Mezhuev B. V. Perspektivy politicheskoy modernizatsii Rossii // Polis: politicheskie issledovaniya. 2010. №6. S. 6-22.
9. Modernizatsiya i politicheskoe razvitie Rossii na sovremennom etape: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. M.: Izd-vo RAGS, 2010.