УДК 321.019.5
Туаева Берта Владимировна
доктор исторических наук, профессор Владикавказского института управления
Усова Юлия Викторовна
Tuayeva Berta Vladimirovna
D.Phil.in History, Professor of the Vladikavkaz Institute of Management
Usova Yulia Viktorovna
кандидат политических наук, доцент Владикавказского института управления
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
PhD in Politic Science, Assistant Professor of the Vladikavkaz Institute of Management
MODERNIZATION POTENTIAL OF THE CONTEMPORARY POLITICAL ELITE IN RUSSIA
Аннотация:
В данной статье авторы на основе дискурсивного подхода анализируют модернизационный потенциал современной политической элиты России. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основной идеей, задающей модель модернизации в России, может стать рост эффективности государственного управления, борьба с коррупцией, обеспечение социальной справедливости.
Ключевые слова:
политическая элита, модернизация современной политической системы, эволюция моделей модернизации.
Summary:
Basing upon discursive approach the authors analyze the modernization potential of the modern political elite in Russia. The undertaken research draws a conclusion that the improvement of the public administration’s efficiency, anti-corruption measures, and ensuring of social justice may become the main idea setting a model of modernization in Russia.
Keywords:
political elite, modernization of modern political system, evolution of modernization models.
Модернизация стала сегодня одним из ключевых терминов, главным символом эпохи. В то же время, единое понимание данного термина у современных политических элит отсутствует. Множество определений модернизации задает широкие рамки научной рефлексии, анализ нарратива определения позволяет заключить, что в современных теориях на смену ан-титрадиционалистской рефлексии приходят представления о модернизационном потенциале традиций [1, с. 183]. Не углубляясь в детальное рассмотрение, остановимся лишь на тех положениях, которые способствуют более конкретной характеристике данного потенциала современной российской политической элиты.
Ключевыми идеями современной многолинейной версии модернизации, описанной в работах У. Бека, С. Хантингтона и других, в общих чертах выступают следующие факторы:
1) признание необходимости существования национальных моделей модернизации в соответствии с социокультурной спецификой;
2) большой учет международных факторов и рассмотрение процессов модернизации как эндогенно-экзогенных;
3) акцент на роли социальных акторов в ходе модернизации, причем он делался не на основной массе граждан, а на особой группе людей, наделенных знаниями, социальными связями и т.д.;
4) взаимосвязь и взаимообусловленность всех социальных факторов и подсистем модернизации: политической, экономической, культурной и другой;
5) отказ от трактовки модернизации как единого и непрерывного процесса системной трансформации [2].
Необходимо отметить, что все масштабные модернизации в истории сопровождались превентивным формированием модернизационной элиты, что включает в себя существенное обновление властного слоя, так как старые элиты часто выступают противниками модерниза-ционных процессов. В ядре элиты формируется «авангард модернизации» - группа единомышленников, консолидированная на базе общей идеологии и ценностных ориентаций. В силу особенностей конфигурации политической элиты в сегодняшней России мы имеем не одну, а две особенности модернизационного потенциала современной политической элиты: либеральную, связанную с именем Дмитрия Медведева, и консервативную, которую большинство аналитиков отождествляет с Владимиром Путиным.
Представители правящей элиты страны, несомненно, признают объективный характер модернизационных процессов, однако, их взгляды относительно направлений и сроков модернизации современной политической системы России имеют некоторые отличия. В.В. Путин подчеркивал, что страна сможет отойти от «ручного управления» не раньше, чем через 15 лет. Д.А. Медведев заявлял о необходимости постепенной децентрализации власти в России и модернизации политической системы: «Неуклонная и в то же время постепенная модернизация политической системы. На мой взгляд, нам такая и нужна» [3].
О модернизации экономической Медведев высказался в статье «Россия, вперед!». Важнейшей задачей он считает перевод экономики с сырьевого на инновационный путь развития, реализацию проекта создания инновационного г. Сколково, а также активную работу Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России [4].
По ряду вопросов существует расхождение в реализации политики, в понимании которой сохранялось концептуальное единство между Путиным и Медведевым. Прежде всего, это касается акций протеста. Медведев заявлял, что выражение недовольства и протесты в условиях демократии в России являются нормальным явлением, если конкретные проявления протестов не нарушают законодательства. Это давно выработанная консенсусная позиция двух участников тандема. Однако на практике уже сейчас политика в отношении внесистемной оппозиции значительно пересматривается.
Для пересмотра политики Кремля в отношении внесистемной оппозиции есть как объективные причины, так и субъективные. К объективным можно отнести значительное расширение числа участников и качества протеста. Кроме того, значительно снизились страхи перед «цветной революцией». Медведев, отвечая на вопросы о реформе образования, поддержал модернизацию университетов, назвав их «оплотом либеральных идей». Однако здесь же он добавил, что лимит на революции в России исчерпан, четко разделив либералов и революционеров. Субъективные причины связаны с амбициями и расхождениями в понимании происходящего внутри правящего тандема и даже скорее - между командами двух лидеров.
Сколько бы ни рассуждали современные ведущие аналитики про стабильность, консолидацию элит и неготовность народа к радикальным изменениям, становится очевидным тот факт, что старая повестка дня исчерпана, а новая не предложена. Инерционный сценарий, который практикуется российской элитой в последние годы, с одной стороны, всех устраивает, поскольку не несет в себе угроз кардинальных перемен, а, следовательно, гарантирует более или менее спокойное существование внутри принятой системы. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что состояние российского общества все же отличается от того, каким оно было ранее, на стыке прежних политических циклов. Новые социальные изменения в России требуют совершенно разных инструментов и подходов. Отсюда - острая, буквально жизненная необходимость выработки новой программы действий. Такой программой стали предвыборные статьи Владимира Путина, в которых он, говоря о проблемах страны, изложил свою концепцию в качестве долгосрочной стратегии модернизационного развития страны [5]. Путин, пожалуй, впервые положил на бумагу то, что можно было бы назвать фундаментальными основами его идеологии. Причем, в отличие от всех иных программных документов, его статьи отличались более или менее четким обозначением ценностных основ политического курса. Программный текст Президента опирается на идею уникального и универсального историко-культурного потенциала нашей страны, апеллирует к тем фактам, которые позволяли и позволяют нашей стране занимать достойное место в мире и, в свою очередь, переопределяют оптимистичный взгляд в будущее России.
В целом, модернизационная программа Путина рассчитана на долгосрочный период и подразумевает планомерное выполнение определенных действий, конкретных шагов во всех сферах государственного и общественного развития. Но говорить о конкретных результатах по реализации модернизационных проектов пока рано, несмотря на то, что политическая и/или интеллектуальная элита, пожалуй, впервые за несколько десятков лет, дает нам образцы креативного и развитого политического дискурса. Возможно, внутренне Д.А. Медведев - адепт модернизации, по крайней мере, именно этот курс позволил ему позиционировать себя, как самостоятельного игрока. Но любой политический лидер должен реализовывать то направление, к которому склоняется баланс сил политических и бизнес элит. В этом смысле В.В. Путин контролирует больший властный ресурс и способен реализовывать гораздо более серьезные шаги, чем Медведев.
Успешная модернизация России возможна при наличии определенных условий, к которым относится: проведение государством протекционистских мер для защиты промышленности; политическая ответственность представителей индустриального сектора за выполнение поставленных задач; относительная независимость от глобального рынка. Правительство не может крупными инвестициями постоянно поддерживать нерентабельные предприятия, не думая об их эффективности. И все это должна цементировать культурно-политическая идея,
способная сочетать индустриализм и парламентскую демократию. Невыполнение этих условий неминуемо сыграет роковую роль. В современном обществе с присущими ему структурными и культурными особенностями, элита должна обладать открытостью, эффективностью, способностью сочетать разные ресурсы профессиональных знаний и квалификации, что позволяет ей вырабатывать оптимальные управленческие решения.
Главной идеей, задающей модель модернизации в России, может стать продвижение во власть наиболее достойных, борьба с коррупцией, рост эффективности госуправления, обеспечение социальной справедливости. Для того чтобы сформировать прочную основу национальной стратегии необходимо, во-первых, определить константы в социально-политическом, экономическом и социокультурном развитии регионов России; во-вторых, вычленить в текущей ситуации базовые общественные процессы, которые будут определять будущее на достаточно длительный период. Вопрос о будущем нашей страны упирается в оценку соотношения темпов развития негативных и позитивных тенденций. Речь не может просто идти о финансовых средствах и их количественной достаточности. Важно мобилизовать весь набор необходимых ресурсов - политических, административных, финансовых, культурно-идеологических - в соответствии с характером задач и внешних вызовов [6, с. 43]. А построение эффективной системы их использования само по себе должно рассматриваться в качестве одного из основных ресурсов внутренней политики властной элиты.
Таким образом, развитость социальных связей и социально-экономических позиций образуют предпосылки модернизационного развития в контексте трансформации современной России на основе единого концепта усовершенствования политической, экономической и социокультурной систем. Приоритетным направлением должно стать тесное взаимодействие политических элит на горизонтальном уровне по таким направлениям, как: стабилизация социальноэкономических связей, решение проблем миграции, безопасности, угрозы экстремизма и терроризма, стабилизации межнациональных отношений. Данные процессы и явления общественнополитической ситуации требуют серьезного внимания и согласованных действий политических элит всех регионов России.
Основы модернизации политической системы и политических институтов, предложенные правящей элитой страны в качестве основных задач современной России, должны способствовать становлению и развитию новых механизмов взаимодействия различных групп политической элиты, адекватному ответу на вызовы и реалии современных политических процессов. Задачи, поставленные высшим руководством РФ, должны соответствовать, кроме того, запросу общества. Уровень внутриэлитного взаимодействия в стране является показателем развития политических институтов, демократии, гражданского общества. Обозначенные процессы, на наш взгляд, повышают роль политических элит, от эффективного взаимодействия которых будет зависеть направленность политического процесса и решение социально-экономических проблем.
Ссылки:
1. Усова Ю.В. Проблемы трансформации и особенности политического имиджа правящей элиты России в постсоветский период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 4 (10). В 2 ч. Ч. 1.
2. См.: Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004; Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.
3. Медведев Д.А. России надо продолжать постепенную модернизацию политсистемы. URL:
http://eurasia.org.ru/72031-medvedev-rossii-nado-prodolzhat-postepennuyu-modemizaciyu-politsistemy.html (дата обращения: 15.11.2013).
4. Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: //http://www.kremlin.ru/news/5413 (дата обращения: 15.11.2013).
5. См.: Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL:
http://izvestia.ru/news/511884 (дата обращения: 15.11.2013); Путин В.В. Россия: национальный вопрос // НГ. 2012. 23 января; Путин В.В. О наших экономических задачах. URL: http://surkov.info/statya-putina-o-nashix-ekonomicheskix-zadachax/ (дата обращения: 15.11.2013); Путин В.В. Демократия и качество государства // РГ. 2012. 6 февраля; Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. URL: http://www.rg.ru/2012/02/13/putin-statya.html (дата обращения: 15.11.2013); Путин В.В. Быть сильным: гарантия национальной безопасности для России. URL http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html (дата обращения: 15.11.2013).
6. Канукова З.В., Кулова М.Р., Федосова Е.В. Социокультурное пространство как фактор модернизационнных изменений на Северном Кавказе // Кавказ 20 лет спустя: геополитика и проблемы безопасности: материалы междуна-
родной научной конференции / отв. ред. З.В. Канукова. Владикавказ, 2011.