Научная статья на тему 'Системная характеристика информационной экономики'

Системная характеристика информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕХОДЫ / ИНФОРМАЦИЯ / СТОИМОСТЬ СОЗДАННАЯ ЗНАНИЕМ / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION ECONOMY / DEVELOPMENT / TRANSFORMATION TRANSITS / INFORMATION / VALUE BY KNOWLEDGE / WEB ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелов А. Ю.

В статье анализируется информационная экономика, рассмотрены специфические черты информационной экономики, проанализировано влияние информационной экономики на процессы трансформации фирмы. Осуществлен анализ подходов к исследованию взаимодействий «фирма окружающая среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC CHARACTERISTIC OF INFORMATION ECONOMY

The article deals with the information economy and its specific features, analyses the information economy impact on the firm development process. The author analyses the "firm-environment" approach

Текст научной работы на тему «Системная характеристика информационной экономики»

негативным социальным тенденциям в отрасли. Прямая поддержка 1Т-рынка в виде финансовых вливаний не считается эффективной мерой. 1Т-компании сильно зависят от бизнеса клиентов: если у заказчиков дела идут не очень успешно, то они в первую очередь могут сократить бюджеты на информатизацию. 1Т-компании обслуживают реальный сектор, и поэтому поддержка экономики в целом с учетом мультипликативного эффекта благоприятно скажется и на данном рынке вы -сокотехнологической отрасли. Действенный способ поддержать 1Т-рынок - не сокращать государственные программы по информатизации, поскольку государство -самый крупный заказчик на этом рынке.

Индустрия информационных технологий в ближай -шее время начнет переживать этап переформатирования, который проявится в первую очередь в сокращении количества игроков отрасли. В первую очередь пострадают 1Т-компании, узко специализирующиеся на какой-либо одной отрасли (например, промышленности), или небольшие региональные компании, выручка которых сильно зависит от определенного клиента. В сложном положении окажутся и те 1Т- компании, в капитале которых заемные средства преобладают над собственными.

Таким образом, рецессия мировой экономики отразится на реструктуризации информационного рынка

весьма неоднозначно. С одной стороны, она вызовет сокращение 1Т-расходов хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов и, соответственно, доходов отдельных, прежде всего мелких и средних 1Т-компаний и заставит некоторые из них закрыться. С другой стороны, это благоприятное время для консолидации данного рынка и специализации его направлений. Рост 1Т-отрасли должен сохраниться, но он будет носить не экстенсивный характер, как это было до сих пор, а станет более взвешенным в плане интенсивного наращивания потенциала. Это произойдет, главным образом, за счет расширения сферы 1Т-ус -луг на данном рынке. В долгосрочном периоде кризис окажет положительное влияние на информационный рынок, и он выйдет из кризиса гораздо более зрелым и сильным.

1. Арский Ю.М. и др. Информационный рынок в России. М.: ВИНИТИ, 1996.

2. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос АРВ, 2004.

3. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: МГУ, 1993.

4. Эксперт. 2009. № 5.

5. Эксперт. 2009. № 13.

УДК 3303 А.Ю. Маркелов

СИСТЕМНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье анализируется информационная экономика, рассмотрены специфические черты информационной экономики, проанализировано влияние информационной экономики на процессы трансформации фирмы. Осуществлен анализ подходов к исследованию взаимодействий «фирма - окружающая среда».

Ключевые слова: информационная экономика, трансформация, трансформационные переходы, информация, стоимость созданная знанием, сетевая экономика.

А. Уи. МэгквОу

SYSTEMIC CHARACTERISTIC OF INFORMATIONAL ECONOMY

The article deals with the information economy and its specific features, analyses the information economy impact on the firm development process. The author analyses the "firm-environment" approach.

The key words: information economy, development, transformation transits, information, value by knowledge, web economy.

При исследовании фирмы и окружающего ее пространства как взаимодействующих систем, а когнитивных обменов - как части межсистемных взаимодействий важным для понимания сущности фирмы будет являться исследование внешней среды и специфики взаимодействия данной среды и фирмы с использованием системного подхода. Я. Корнаи обосновал целесообразность применения системного подхода для анализа любых экономических объектов.

Можно выделить пять основополагающих системных принципов исследования экономических объектов.

1. Объект изучения рассматривается как относительно устойчивая целостная система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, в том числе - объемлющими данную.

2. Предпочтения, характерные для относительно самостоятельных частей и элементов системы, являются продуктами самой системы.

3. Система развивается как в силу законов собственной эволюции, так и вследствие принятия специальных административных решений.

4. Любая система обладает определенными недостатками, характерными исключительно для данной системы.

5. Одним из типичных методов анализа объектов в рамках системной парадигмы является качественное и количественное сравнение свойств изучаемой системы с соответствующими свойствами других систем.

Вообще экономическая система - это множество взаимосвязанных объектов - элементов системы, спо-

собных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться информацией. Экономическая система включает связи между элементами. Элементы и связи между ними могут обладать свойствами (показателями), которые могут принимать некоторое множество значений. Каждый элемент экономической системы, в свою очередь, может быть системой, которая по отношению к исходной системе яв -ляется подсистемой, а любая экономическая система может быть подсистемой другой системы, которая по отношению к ней является надсистемой.

Для того чтобы элементы экономической системы могли воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, они должны обладать изменчивостью. Каждый элемент характеризуется набором показателей. При изменении значения хотя бы одного из показателей элемент переходит в другое состояние, т.е. состояние элемента определяется совокупностью конкретных значений показателей элемента. Экономическая система в целом также может рассматриваться как элемент, она характеризуется своими показателями и может переходить из одного состояния в другое (табл. 1).

Элемент экономической системы может осуществлять воздействие на другие элементы экономической системы, изменяя их состояние. Сигналы, вырабатываемые элементами экономической системы, могут поступать за пределы системы, в этом случае они называются выходными сигналами системы. В свою очередь, на элементы могут поступать сигналы извне системы, они называются входными.

Исходя из теории систем, предложенной Джоном О'Шонесси, экономика будет представлять собой совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, которое выполняет некоторую функцию и преследует определенную цель [4]. Существенно здесь то, что элементы такой системы должны быть в обязательном порядке взаимодействующими. Подобное взаимодействие и реализуется в ходе производственных отношений, складывающихся между элементами сис -темы в процессе ее функционирования.

Экономика выступает как сложная система, которая испытывает на себе влияние экзогенных и эндогенных факторов. Экономика имеет многоуровневые, иерархически организованные структуры. При этом каждый конкретный уровень может рассматриваться как подсистема более высокого порядка, и, с другой стороны, любая система может быть дезагрегирова-

на на подсистемы более низкого порядка. В связи с этим общесистемная цель также расчленяется на систему локальных подцелей по соответствующим уровням. Каждый уровень управления в этой иерархической системе имеет свои цели, особые ресурсы, характеризуется своими выходными результативными показателями и, соответственно, своими показателями эффективности.

Иерархический характер структуры экономических систем управления обусловливает необходимость системного раскрытия сущности экономических отношений между элементами системы, поскольку нарушение нормальных (эффективных) экономических отношений между элементами системы приведет к неэффективности функционирования всей системы целиком. Самые разные части могут быть объединены в «целое», но это «целое» не будет являться системой, пока не сформирован механизм взаимодействия элементов системы друг с другом, т.е. пока не сложатся определенные производственные отношения. Для того чтобы понять, как система выполняет свою функцию, необходимо узнать, как все ее элементы связаны друг с дру-

гом и как она связана с системой, образующей ее внешнюю среду.

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Для полноты раскрытия содержания производственных отношений, формирующихся в системе общественного производства, необходимо использовать наряду с рядом других методов метод системного подхода к анализу производственных отношений, складывающихся в рамках современной экономики.

Системный подход является стратегическим принципом исследования сложных многоуровневых систем (рис. 1).

Реализация системного подхода предполагает раскрытие интегральных свойств и закономерностей системы, специфических свойств и функций отдельных ее элементов, отношений субординации и координации, присущих данному системному образованию. Но системное познание само по себе не позволяет раскрыть генезис, динамику исследуемого объекта, поэтому наряду с принципом системности необходимо использовать и другие методы познания, раскрывающие сущность экономических отношений. Системный подход позволяет учесть и использовать в управлении всю

Т а б л и ц а 1

Основные категории, используемые для характеристики экономической системы*

Категория Содержание категории

Структура экономической системы Совокупность ее элементов и связей между ними, по которым могут проходить сигналы и воздействия

Входы экономической системы Элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы

Входные показатели экономической системы Те показатели системы, которые изменяются в результате входного воздействия или сигнала

Выходы экономической системы Элементы системы, которые осуществляют воздействие или передают сигнал в другую систему

Выходные показатели экономической системы Те показатели системы, изменения которых вызывают выходное воздействие или выходной сигнал, либо сами являются таким воздействием или сигналом

Состояние экономической системы Совокупность значений ее показателей

Движение (поведение) системы Процесс перехода системы из одного состояния в другое, из него - в третье и т.д.

•Источник: Мишенин А .И. Теория экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1993.

имеющуюся информацию о многоуровневых экономических системах, согласовать принимаемые решения с точки зрения объективного, а не субъективного критерия эффективности.

кает понятие «агент». Другими словами, субъект отношений в системе конструируется как агент, являющийся центром рациональной воображаемой автономии. На стадии анализа сетевых организационных структур

Рассмотрение объекта как системы, как органического множества взаимодействующих элементов Определение состава, структуры и организации элементов систем

Системный подход

Рис. 1. Основополагающие принципы системного подхода

Причинность - один из основных видов связи, но он не исчерпывает всего многообразия типов связей в реальной действительности. Вне генетического и временного принципа причинности остаются все виды коррелятивных, пространственных и функциональных связей, которые в совокупности объединяются такой категорией и методологическим принципом, как системность.

Слишком широкое изучение многоуровневой экономической системы для локальных целей расточительно, а слишком узкое может привести к последующему повышению эффективности одной из подсистем за счет остальных. Если какая-либо система стремится достичь некоторых целей с минимумом затрат, то вряд ли удастся это сделать, минимизируя отдельно затраты каждой подсистемы, так как минимизация затрат в целом может потребовать их увеличения в какой-либо одной подсистеме.

Исходя из всего вышеизложенного, следует сделать вывод, что современная многоуровневая экономическая система должна рассматриваться как сеть решающих центров, связанных между собой и внешним миром коммуникационными каналами, по которым происходит формирование и взаимодействие экономических интересов и экономических отношений хозяйствующих агентов. При таком подходе следует отметить, что экономика должна быть ориентированна на процесс принятия решений, мотивацию и контроль.

Очевидно, что экономическому пространству как единому организму еще не в полной мере хватает многоуровневой организации, и он не представляет собой разумную систему, но, безусловно, является живым (на «тонком» полевом плане) организмом. Именно этим обстоятельством можно объяснить терминологическую вольность использования исследователями понятий «субъекты», «агенты», «акторы» [3]. Нам представляется , что на стадии анализа экономических отношений как персонифицированных экономических связей возникает понятие «субъект». На стадии анализа сложных многоуровневых экономических систем, опосредованных связями между их (систем) элементами, возни-

субъект децентрализуется, рассеивается и множится в сетевом многообразии, в связи с чем возникает понятие «актор».

Следует подчеркнуть, что понятия «субъект», «агент», «актор» имеют качественные различия. А это есть необходимое условие выявления сущностей явлений и процессов, т.е. проведения политико-экономического анализа. По мнению В.В. Чекмарева, экономика - не замкнутая равновесная система, а социальное явление, область взаимодействия людей. Но когда происходит взаимодействие экономических субъектов, следует анализировать не только их социальную роль, но и удельный вес представительства, носительства и самости экономических интересов в мотивах поведения.

По мнению Г.Б. Клейнера, применение системной парадигмы, предложенной Я. Корнаи, к фирме дает нам четыре особенности рассмотрения фирмы в когнитивном аспекте [1].

Первая особенность - фирма выступает как многомерная и мультипространственная структура. Вторая особенность - наличие двойственной взаимосвязи между фирмой и внешней средой. ГБ. Клейнер выделяет две модификации подхода к системному исследованию взаимодействий «фирма - окружающая среда» (рис. 2).

W Б [Б

а б

Рис. 2. Две модификации подхода к системному исследованию взаимодействий «фирма - окружающая среда»: а - фирма рассматривается как подсистема Е в стране Б, представляющей собой часть мировой экономической системы W; б - фир-ма Е и ее страновое дополнение Б/Б рассматриваются как подсистемы мировой экономической системы W

Третья особенность - фирма обладает определенной структурой и плотностью внутренней среды. Четвертая особенность заключается в том, что важнейшим типом взаимодействия фирмы и внешней среды является тип взаимодействия «давление - приглашение».

Фирма, являясь частью целого, связана с элементами экономической системы денежными потоками, товарными потоками, юридическими и экономическими обязательствами. Процесс угасания эффективности фирмы предполагает нарушение этих взаимосвязей. Так, нарушение этих взаимосвязей, с одной стороны, будет являться причиной несостоятельности фирмы, с другой стороны - нарушение может являться и следствием несостоятельности, возникшей под влиянием факторов внутренней среды фирмы. Ниже представлен рисунок, который отражает основные взаимосвязи фирмы (рис. 3.).

Исходя из проведенного выше исследования, можно сделать вывод о том, что исследование внешней среды функционирования фирмы является необходимым условием для выявления направлений повышения эффективности функционирования фирмы как экономического агента. Любая фирма находится и функционирует в определенной среде. Каждое действие фирмы возможно, только если внешняя среда допускает его существование. Внешняя среда является источником, питающим фирму внешними ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на эффективном уровне. Макросреда программирует общие условия среды нахождения фирмы. Отсюда возникает необходимость анализа информационной экономики как среды существования фирмы.

В конце ХХ в. формируются новые тенденции, отрицающие цели и установки индустриальной экономики. Осуществляется ориентация на качество и диверсификацию благ и производственных процессов, получают распространение небольшие, но высокопроизводительные фирмы, использующие новейшие технологии, внедряющие технологические процессы и продукты, требующие значительно меньше сырья и энергии. Новые технологии создают возможность ориентации на конкретного, персонализированного потребителя. Исследователи определяют современный этап технологического и экономического развития как технологическую революцию, связанную с наступлением «восходящего периода большого цикла» технологического развития. С подобными изменениями связана тенденция к дематериализации производственных процессов в различных рыночных экономиках. Структурно-техноло-

гические преобразования становятся глобальным процессом, особая роль в котором принадлежит информации и информационным технологиям.

Процессы, приведшие к существенным изменениям в системе производительных сил современного хозяйства, придали информации значение решающего средства труда, одновременно выдвинув ее и в ряд ведущих предметов труда, подлежащих преобразованию, обработке, хранению, передаче, потреблению в ходе материального производства. Сегодня нельзя назвать ни одного способа приложения производительного труда, который не был бы приложением информации. Поэтому следует признать справедливым мнение о том, что мирохозяйственное значение страны определяется в наше время не только количеством производимых общественных благ, но и объемом создаваемой и потребляемой информации.

Производство и потребление информации приобретает все больший удельный вес среди продуктов, производимых современными хозяйственными системами, и определяет место отдельных стран и регионов в мирохозяйственном разделении труда, оказывая решающее воздействие на характер, темпы и источники устойчивого развития общества.

Экономика выступает как сложная совокупность функционирующих по определенным правилам и законам экономических элементов. Характер любой экономической системы определяется, с одной стороны, средой, в которой она находится, а с другой - особенностями структурных связей между элементами. Все основные факторы, определяющие характеристики любой экономической системы, можно подразделить на четыре группы: природно-климатические, производственно-экономические, социокультурные, политические (рис. 4).

Природно-климатическим факторы являются базисными для развития любого общества. От действия этих факторов могут зависеть и формы организации общественной жизни. К таким факторам можно отнести местоположение на планете, характер земель, их плодородие , наличие полезных ископаемых и др.

Возникает необходимость регулирования использования этих факторов. Так, проблемы экологической безопасности в современной экономике выходят на первый план. В процессе производственной деятельности, а также при личном потреблении имеют место значительные выбросы в окружающую среду. Нарушается биологическое равновесие, поскольку возможности самоочищения природы не безграничны. Это мо-

Взаимосвязи организационного единства

Эндогенные. Эгзогенные. Центробежные

Взаимосвязи структурного единства

Уровневые. Системные. Секторальные. Локальные

Взаимосвязи условно абстрактного единства

Экономический интерес. Обязательства.

Возмездная эквивалентность. Информация

Взаимосвязи государств енной политики

Организационные. Социально-экономические. Психологические (поведенческие). Технологические

Рис. 3. Система взаимосвязей фирмы

жет привести к непредсказуемым последствиям и уг -рожать существованию человека как вида. При использовании природных ресурсов возникают так называемые экстерналии (внешние эффекты). Это издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде. Они в большинстве случаев не принимаются во внимание субъектами производства. Здесь проявляется неэффективность рыночного механизма, так называемые «провалы рынка» в области охраны окружающей среды, и это обуславливает необходимость государственного регулирования этих процессов.

Природно-климатические факторы Социокультурные факторы

Экономическая система

"п г" "и" "г"

Производственно-экономические факторы Политические факторы

Рис. 4. Факторы, определяющие характеристики экономической системы

Социокультурные факторы включают в себя духовное состояние того или иного работника, определенные традиции культуры того или иного этноса, условия бытия отдельного человека в его взаимосвязи с другими людьми, властью, государством. Социокультурные факторы претерпевают изменения под действием производственно -экономических факторов.

В условиях России значительную роль будут играть и политические факторы, поскольку существует жесткая взаимосвязь между экономикой и политикой. Политическая ситуация оказывает большое влияние на экономическую систему и формирование ее особенностей.

Производственно-экономические факторы являются основой существования общества по обеспечению своего воспроизводства. Это прежде всего средства и предметы труда, используемые технологии, подготовленность и квалификация рабочей силы и ряд других. Производственно-экономические факторы непосред-

Этапы развития общества и

водят экономику к переходному состоянию. Отсутствие динамически развивающихся производственных и экономических факторов приводит к кризису экономической системы. Любые изменения в этой группе факторов сразу отражаются на экономической ситуации. Возникает переходная экономика как определенное эко -номическое состояние системы. Такая экономика от -личается от устойчивого состояния низкой эффективностью общественного производства.

Все вышеперечисленные четыре группы факторов будут влиять на эффективность системы общественного воспроизводства. Чем эффективнее общество распоряжается этими факторами, тем эффективнее будет функционирование экономической системы в целом. Для информационной экономики характерна трансформация данных факторов, определяющих особенности макроструктурной среды фирмы.

В настоящее время для целого ряда наиболее развитых стран мира характерен переход к новому типу общества - информационному Он обусловлен набирающими в последнее время силу тенденциями повышения роли и значения информации в развитии человеческой цивилизации. Интенсивное и широкое использование информации интеллектуализирует окружающую среду, превращает ее в инфосферу. Информатизация охватывает практически все сферы жизни общества и вызывает в них глубокие качественные изменения. Формируются новая среда и новая инфраструктура общественной жизни. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможность информационного обмена и ведет к появлению более новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности. Все эти процессы характеризуют переход общества и экономики в качественно новое состояние. Возникает информационное общество, основой которого являются научные знания и информация.

В информационной экономике прежде всего осуществляются изменения складывающейся в обществе структуры прав субъекта и объекта на знание. Можно выделить этапы трансформации общества, исходя из изменения отношений к знаниям как философской категории (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

жсформационные переходы*

Период Основное когнитивное содержание Условное наименование

Античная цивилизация Соизмерение «Эпоха соразмерности»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средневековая цивилизация Дознание/При знание «Эпоха единознания»

Новое время Узнавание «Эпоха соответствия»

Экономика знаний Информационная стадия Опознание « Эпоха информатизации»

Когнитивная стадия Познание «Эпоха когнитивизации и индивидуализации »

•Источник: Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.

ственно образуют элементы той или иной системы, что характеризует устойчивость данной экономической системы или ее кризисное состояние, ведущее к соответствующим количественным или качественным сдвигам. Их изменения наряду с другими факторами часто при-

Таким образом, эволюция цивилизации связана с изменением роли и отношения к знаниям.

П. Садлер указал на два основных направления, по которым информационные технологии воздействуют на экономику:

1) создаются новые товары и услуги (компьютеры, видеомагнитофоны, сотовые телефоны, покупки и операции с банковскими счетами осуществляются с использованием индивидуальных средств связи);

2) происходит повышение производительности, неоднозначно влияющее на экономику, а именно:

а) снижаются издержки и соответственно цены;

б) падает спрос на рабочую силу, и если экономика не растет достаточными темпами, то возникает массовая безработица.

В связи с этим информация начинает рассматриваться как главный объект деятельности субъекта и фирмы, как основное богатство, а работа по производству и переработке информации - как главное содержание труда. Увеличивается ассортимент инфор -мационно -насыщенных продуктов и услуг, передающихся посредством различных способов, преимущественно электронных. В таком обществе жизненный уро -вень, структура занятости, система образования, рынок зависят от уровня знаний и поступающей информации.

Еще в 1960-е годы американский экономист Ф. Мах-луп разработал концепцию первичного информационного сектора, в соответствии с которой в ВНП включается стоимость информационных товаров и услуг, проданных на рынке [2]. Эти разработки продолжили его соотечественники М. Порат и М. Рубин, предложившие в 1970-е гг. концепцию вторичного информационного сектора, который рассматривался как дополнение к первичному информационному сектору. Вторичный информационный сектор включает производство неинформационных товаров и услуг для информационного сектора (например, потребление капитала, необходимое для содержания информационного оборудования). Классической моделью для распространения информации является сеть. Развитые компьютерные и телекоммуникационные сети в постиндустриальном обществе обеспечивают наиболее эффективное взаимодействие различных социальных и экономических структур. Ключевым фактором развития постиндустриальной экономики выступает интеллектуальный капитал.

Термин «информационная экономика» - сравнительно новый, близкими к нему по значению выступают понятия «пост-» и «неоиндустриальное общество», «экономика знаний», «новая экономика». Основные идеи информационной экономики сформулировали Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, Р. Ароно, Я. Тинберген, Б. Гейтс, М. Кастельс, X. Тоффлер, Д. Марганд, Ф. Хор-тон. Этой проблемой заняты и отечественные эконо -мисты: С. Дятлов, В. Иноземцев, А. Колганов и др.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному - это значительно более масштабное и продолжительное явление. Оно предполагает фор -мирование интеллектуального фактора (информации, знаний, творчества) как самостоятельного и важнейшего элемента хозяйственного развития. Поэтому постиндустриализм иногда называют информационной экономикой, экономикой знаний, новой экономикой, где экономическое принуждение заменяется «самопринуждением» посредством стимулов социального творчества, а «экономический человек»

- «социальным человеком», меняется и социальная структура постиндустриального общества. Если основной фигурой последнего столетия являлся предприниматель , бизнесмен, руководитель промышленного предприятия, то к числу «новых людей» новой экономики относятся ученые, математики, экономисты и разработчики интеллектуальной технологии. Экономической доминантой в таком обществе становится творческий труд. Под творчеством понимается любая высшая деятельность человека, которую не могут осуществлять животные или машины. Продуктом творческого труда служит информационный, а не материальный продукт, что было характерным для индустриальной экономики. В современном обществе происходят столь глубокие изменения, которые человечество не испытывало уже несколько столетий . Изменяется физическая форма блага: оно становится нематериальным. Изменяется экономическая форма блага: оно становится нетоварным, т.е. общественные отношения по поводу создания, распределения и использования информационных продуктов не опосредуются товарным обменом с использованием денег. К числу ограниченных факторов развития относятся не земля, рабочая сила или капитал, а информация, в силу чего экономическая и политическая власть концентрируется в руках ее производителей. Постиндустриальное (постэкономическое) общество имеет своей основой качественно другой технологический базис и другую структуру экономики и не случайно получило наименование «информационного общества» (термин, введенный в науку в 1960-х гг. Ф. Махлупом в США и Т. Умесао в Японии), «общества информатики и высокой технологии», «общества услуг», «новой экономики» и т.п.

В информационной экономике определяющим фактором производства становится информатика - совокупность знаний, информации и способов ее передачи. Информационная среда становится естественной средой взаимодействия экономических субъектов.

Информационное общество является одной из ступеней цивилизации и в своем формировании проходило три этапа:

1) первый этап - появление электронно-вычислительных машин (первая ЭВМ появилась в 1945 г.);

2) второй этап - создание компьютеров, работающих на микропроцессорах;

3) третий этап - развитие мобильной связи.

В середине 1970-х гг. (около 1975 г.) в Японии был разработан «Проект информационного общества - национальная идея к 2000 году». Руководителем исследовательской группы был Йонейн Масуда. В информационной экономической системе производство информационного продукта оказывается приоритетнее производства материальных благ, доминирует четвертый сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью, сектором услуг. Капитал и труд - основа индустриального общества - уступают место информации - основе информационного общества.

Информационная экономика изменяет баланс сил между теми, кто продает, и теми, кто покупает, с одной стороны, и между теми, кто вкладывает свои деньги, и теми, кто вкладывает свои знания - с другой. Развитие

информационной экономики оказывает непосредственное влияние на процессы трансформации функционирования фирмы в условиях, специфических для данной экономической системы. Серьезные структурные изменения в технологическом укладе индустриального общества являются основой изменения самого характера труда и любого вида деятельности, что отражают понятия «общество профессионалов» и «общество знаний». Интеллектуальный капитал становится определяющим параметром «истинной стоимости фирмы», а интеллектуальные активы, не отраженные в бухгалтерских документах, - основным источником ее процветания.

Признание ведущей роли интеллектуального капитала позволило выделить новый, специфический источник стоимости - знание. Тайичи Сакайя (Япония) вводит в экономическую теорию понятие «стоимость, созданная знанием» (knowledge — value), которая становится основой цены. В результате введения нового, специфического источника стоимости с уверенностью можно говорить о том, что произойдет переход от массового производства стандартных товаров к системе, основывающейся на выпуске большого многообразия товаров, каждый вид которых ограничен небольшими партиями.

Созданная знанием стоимость, заключенная в товаре, является результатом действия факторов, которые качественно отличают его от имеющейся на рынке продукции. Конкуренция между фирмами разворачивается в направлении поисков новой формы продукции, созданной знанием. Результатом такого вида конкуренции станет рыночная система, обеспечивающая диверсификацию различных видов продукции, и стремление к снижению издержек, связанных с их разработкой.

В условиях рыночной системы, реализующей стоимости, созданные знанием, новые разработки, технические новинки и товары, предлагающие неповторимые сочетания различных функций, будут вводиться на непрерывной основе и тут же уступать место еще более оригинальным изобретениям.

Конкуренция среди фирм, выпускающих товары, созданные знанием, не оставит места для монопольной рыночной власти. Если фирма, выпускающая модный товар или внедряющая новейшую технологию, добилась высоких прибылей, то ее конкурент, представивший на рынок стоимость, созданную «еще лучшим знанием», сделает конкурирующий товар внезапно устаревшим, чем полностью уничтожит спрос на него и прибыли конкурирующей фирмы. Срок жизни любого нового продукта будет все короче и короче, подобное наблюдается в отношении программного обеспечения для персональных компьютеров.

Временный характер стоимости, созданной знанием, является следствием того, что труд все больше и больше приобретает «эвристический», творческий характер, а творческий процесс - дискретное, неуловимое, преходящее состояние субъекта. Стоимость, со-

зданная знанием, имеет следующие уникальные специфические черты:

1) она создается индивидуализированными усилиями субъектов, а творческий труд до известной степени может преодолеть свое отчуждение от средств производства;

2) эта стоимость не имеет никакого конкретного, прямого или косвенного отношения к издержкам фирмы, связанным с ее созданием;

3) товары, обладавшие высокой стоимостью, созданной знанием, полностью теряют ее, как только появляется технология, более интенсивно использующая знание.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) фирмы, сумевшие скомбинировать субъективные факторы и технологические условия для получения стоимости, созданной знанием, находятся в зависимости от ее временного характера и от временного характера процесса ее производства, который носит творческий характер. Наиболее существенным для динамики по -ведения фирмы является процесс изменения состава факторов производства в ходе расширения экономики знаний;

2) информация, призванная обеспечить принятие решений, вносит существенный вклад в решение. Она становится фактором производства и подобно труду, материалам и капиталу создает богатства. В этой своей функции информация является элементом конкурентоспособности, равным по значению умелости менеджмента. Информационные взаимодействия (отношения) между субъектами, управляющими функционированием и развитием сложных социально-экономических систем и подсистем непосредственно влияют на конкурентоспособность фирм. Фирмы, которые обладают способностью быстро и правильно оценивать ситуацию, получают конкурентные информационные преимущества перед другими экономическими субъектами. Обладатель такого преимущества получает шанс на временное получение сверхприбыли. К. Маркс писал, что развитие основного капитала главным образом показывает, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу. Таким образом, научное знание проникает во все сферы общественной жизни и общественного производства.

1. Макаров В.Л. Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.

2. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие // Теория фирмы / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.

3. Чекмарев В.В. Методология анализа информационно-сетевой экономики // Философия хозяйства: альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 2004. № 4(34).

4. Шонесси Дж. Принципы организации и управления фирмой. М.: Прогресс, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.