Научная статья на тему 'СИСТЕМНАЯ ДЕВИАНТОЛОГИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ'

СИСТЕМНАЯ ДЕВИАНТОЛОГИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДЕВИАНТОЛОГИЯ / СИСТЕМНАЯ ДЕВИАНТОЛОГИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Юрий Александрович

В статье предпринята попытка представить системную девиантологию с онтологических и эпистемологических позиций, генеральной целью которой является устранение затянувшегося концептуального безвременья, падения глубины теоретической мысли и создание девиантологической науки на основе системной теории, разработав для этого единый системный тезаурус и с единых теоретических позиций научно охарактеризовать важнейшие элементы девиантологического знания, тем самым восполнив теоретический вакуум в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMIC DEVIANTOLOGY: CONCEPTUALIZATION OF THE PROBLEM

The article attempts to present systemic deviantology from ontological and epistemological points of view with the general goal to put an end to the protracted conceptual timelessness and to stop the degradation of the academic thought. The author thrives to recreate the deviantological science on the basis of the system theory. Inorder to accomplish that the author have developed a unified systemic thesaurus and characterized the most important elements of the deviantological knowledgefrom a unified theoretical standpoint, thereby filling the theoretical vacuum in science.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНАЯ ДЕВИАНТОЛОГИЯ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ»

Клейберг Ю. А. / Klejberg Yu. A.

Оригинальная статья

УДК 316

DOI: 10.35750/2713-0622-2022-2-134-138

Системная девиантология: концептуализация проблемы

Юрий Александрович Клейберг

Академия Национального образования и науки, Международная Ассоциация девиантологов (Тверь, Россия) yury.kleyberg@yandex.ru ОВДЮ: 0000-0001-6757-0102

Аннотация

В статье предпринята попытка представить системную девиантологию с онтологических и эпистемологических позиций, генеральной целью которой является устранение затянувшегося концептуального безвременья, падения глубины теоретической мысли и создание девиантологической науки на основе системной теории, разработав для этого единый системный тезаурус и с единых теоретических позиций научно охарактеризовать важнейшие элементы девиантологического знания, тем самым восполнив теоретический вакуум в науке.

Ключевые слова

система, девиантология, системная девиантология, концептуализация

Для цитирования: Клейберг, Ю. А. (2022). Системная девиантология: концептуализация проблемы. Российский девиантологический журнал, 2(2), 134-138. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-134-138.

Original paper

Systemic deviantology: conceptualization of the problem

Abstract

The article attempts to present systemic deviantology from ontological and epistemological points of view with the general goal to put an end to the protracted conceptual timelessness and to stop the degradation of the academic thought. The author thrives to recreate the deviantological science on the basis of the system theory. Inorder to accomplish that the author have developed a unified systemic thesaurus and characterized the most important elements of the deviantological knowledgefrom a unified theoretical standpoint, thereby filling the theoretical vacuum in science.

Keywords

system, deviantology, systemic deviantology, conceptualization

For citation: Klejberg, Yu. A. (2022). Systemic deviantology: conceptualization of the problem. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(2), 134-138. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-134-138.

© Клейберг Ю. А., 2022

Yuriy A. Klejberg

Academy of National Education and Science, International Association of Deviantologists (Tver, Russia)

yury.kleyberg@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6757-0102

Введение

Как известно, в мире нет ни одного представителя рода Нотозар1еш, который существовал бы автономно, изолированно от общества (общины, социальной группы, коллектива и т.п.), сам по себе. Общество -многоуровневая система сложных взаимодействий и взаимозависимостей социальных групп, связанных историей, традициями, обычаями, культурой, совместно выработанными ценностями, нормами, идеалами и т.п. Люди в обществе объединены в единую систему отношений.

Известно, что основой любого общества являются социальные группы, которые сплачивают, объединяют общество, делают его целостным, устойчивым и динамичным, причем социальные группы не дистанцированы и изолированы друг от друга, они имеют тесную взаимосвязь, взаимопересечение и взаимопроникновение, тем самым обогащая друг друга и наполняя отношения сущностно-содержательным, ценностным смыслом. Сущностью этого смысла является ментальность, состоящая из представлений, мотивов, установок, имплицитных ценностей, традиций, стереотипов, практических действий и моделей поведения. Ментальность - это мировоззренческая система, психологической основой которой выступает общественная идеология, играющая важную интегрирующую, консолидирующую и стабилизирующую роль. Как справедливо отмечает А. В. Ко-сов, ментальность формируется на основе генетически и социально обусловленных компонентов (социального опыта, здравого смысла, интересов, эмоциональности, рефлексивности и др.), раскрывая представления человека об окружающем мире и о себе, проявляя привычки, пристрастия, коллективные и индивидуальные эмоциональные стереотипы и паттерны (Косов, 2007, с. 76).

Концептуализация проблемы

Однако современное общество - это система взаимоотношений намного более сложная, чем, скажем, первобытная или даже средневековая община. Современное общество - это система высоких на-но-био-1Т-технологий, имеющая свои направления развития: когнитивное, эмоциональное, потребност-но-мотивационное, ценностно-ориентационное, семантическое, образно-символическое, поведенческое (бихевиоральное) и др. А это значит, что в такой системе могут возникнуть (и возникают!) противоречия, непонимание, конфликты и отклонения от существую-

щих институциональных норм морали, закона. Как отмечает Я. И. Гилинский, очевидна проблемная ситуация: неадекватность (рассогласование, несоответствие) социальных реалий (девиаций, девиантности общества), реакции общества на них (социальный контроль) и научного их осмысления (девиантологические теории) (Гилинский, 2021, с. 12).

Однако любое общество - от архаичного до цивилизованного, современного - по своей сути противоречиво, конфликтно, девиантно. И в этом смысле давно настал час системной девиантологии, необходимость «новой, "сумасшедшей" теории, способной понять не-понимаемое» (по Я. И. Гилинскому).

Системная девиантология ставит целью построить девианто логическую науку на единой основе системной теории, разработав для этого системный понятийный аппарат и с единых теоретических позиций предложить научное описание важнейших элементов девиантологического знания.

Тем не менее современная реальность указывает на то, что девиантология, несмотря на свою молодость, прочно заняла место одной из наиболее востребованных научных и учебных дисциплин (модулей). По мнению Я. И. Гилинского, девиантология ^еу1аП:о1о§у) - это наука, изучающая социальные девиации (деви-антность) и реакцию общества на них (социальный контроль) (Гилинский, 2021, с. 24).

На многих российских гуманитарных факультетах вузов и колледжей читаются курсы и спецкурсы девиан-тологической направленности - «Психология деви-антного поведения», «Социология девиантного поведения», «Девиантология», «Педагогика и психология девиантного поведения» и др. Минобрнауки России утвержден ФГОС ВО по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»1, появились специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета: «Социальная педагогика»; «Пенитенциарная педагогика»; «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»; «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиант-ным поведением» (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, п. 4.2). Образовано учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения». Подготовлены и реализуются в учебно-образовательной и научной деятельности вузов монографии, учебники, учебные пособия

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611). Москва.

Клейберг Ю. А. / Klejberg Yu. A.

(Гилинский, Клейберг, Комлев, Хагуров)2, хрестоматии, защищаются диссертации и мн. др.

Как видно, создана серьезная учебно-образовательная и научная система подготовки девиантологов и последующей научной аттестации данных специалистов (Клейберг, 2014, 2016).

Создание системной теории (синтагмы) девианто-логии - актуальная и вместе с тем чрезвычайно сложная проблема современной девиантологической науки. Синтагма (греч. - систематизация, классификация) - категория науковедения, означающая специально созданную для решения насущных научных задач целостную, многокомпонентную, проблемно ориентированную, нестандартную эвристичную систему знаний, определяющую направленность, методологию и методику исследований (Клейберг, 2015).

Девиантологическая наука с точки зрения онтологии и эпистемологии, как нам кажется, выступает сегодня в виде социального куматоида (от греч. кита -волна) - волнообразной формы организации научного познания и образцов продуктов науки. Это и есть то, что передается, воспроизводится и развивается (за счет механизма новаций и нововведений) в науке. Анализируя различные научные направления, подходы и теории, с помощью которых изучается феномен девиаций, девиантного поведения, мы задаем тем самым основное содержание девиантологической науки как социального куматоида (Клейберг, 2015).

Создавая системную девиантологию, мы должны ориентироваться прежде всего на то знание, которое дает возможность понять генезис, первопричинность девиантно-го поведения человека. Уже у эмбриона закладывается некая программа, индивидуальные свойства, развивая которые, личность может эту программу не только максимально реализовать, но и эффективно развивать и совершенствовать. Успешная реализация данной программы вызывает чувство удовлетворения жизнью, наполняет ее смыслом и порождает новую мотивацию. Напротив, при неуспешной реализации программы личность испытывает дискомфорт, неудовлетворенность, дисфункциональные состояния, деструкции, болезни и др.

Генеральной целью системной девиантологии является устранение затянувшегося концептуального

безвременья, падения глубины теоретической мысли и создание девиантологической науки на основе системной теории. Для этого необходимо разработать единый системный тезаурус и с единых теоретических позиций научно охарактеризовать важнейшие элементы девиантологического знания, тем самым восполнив теоретический вакуум в науке. Необходимо найти новую перспективу, реальную и достижимую.

После создания такой основы «гребень» научной волны всегда высоко поднимается, следует расцвет любой науки и связанных с ней нововведений и технологий.

Наука, не имеющая такой основы и пытающаяся выводить свои закономерности из непосредственного знания принадлежащих ей фактов, сродни строящемуся многоэтажному зданию, которое пытаются возвести без фундамента. В определенной мере эта аналогия уместна по отношению к большинству ранее предложенных теоретических концепций девиантологии (об этом более подробно в (Гилинский, 2021; Клейберг, 2015; Комлев, 2014).

Однако следует заметить, что среди многих понятий, прочно вошедших в гуманитарную науку, концепты «системность», «системный подход», «системное знание», «системное мышление», «системный анализ» стали одними из наиболее часто употребляемых в научном лексиконе. Они составляют основу научного тезауруса системного подхода, выступают методологическим фактором развития системогенеза - становления и совершенствования системы в процессе онтогенеза для удовлетворения доминирующей потребности (согласно иерархической очередности), с целью выживания и максимальной адаптации к внешней среде (по А. А. Ухтомскому).

При этом, как это нередко происходит с любым научным концептом, системный подход, в частности, в гуманитарных науках, существует в двух весьма далеких друг от друга смыслах. Наиболее распространенное понимание системного подхода связано с рассмотрением различных социальных и психологических явлений не изолированно, а в их совокупности и совместно с порождающими их причинно-следственными закономерностями. То есть «системно» то, что любой продукт

2 Клейберг, Ю. А. (2001). Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов (3-е изд., перераб. и доп.). «Сфера» при участии «Юрайт»; Клейберг, Ю. А. (2003). Психология девиантного поведения: учебное пособие (4-е изд., перераб. и доп.). «Сфера» при участии «Юрайт»; Клейберг, Ю. А. (2017). Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов (5-е изд., перераб. и доп.). Юрайт; Клейберг, Ю. А. (2017). Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов (6-е изд., перераб. и доп.). Московский государственный областной университет; Клейберг, Ю. А. (2017). Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов (9-е изд., перераб. и доп.). Юрайт; Клейберг, Ю. А. (2017). Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов (10-е изд., перераб. и доп.). Московский государственный областной университет; Клейберг, Ю. А. (2019). Психология девиантного поведения: учебник и практикум для СПО (Профессиональное образования, 11-е изд., перераб. и доп.). Юрайт; Клейберг, Ю. А. (2020). Психология девиантного поведения: учебное пособие с кейсами и практикумом (12-е изд., перераб. и доп.). Тверской государственный университет; Комлев, Ю. А. (2014). Теории девиантного поведения: учебное пособие (2-е изд., испр. и доп.). Алеф-Пресс; Хагуров, Т. А. (2003). Введение в современную девиантологию: учебное пособие.

психической деятельности всегда является следствием многих явлений объективного и субъективного характера. Перефразировав положение Б. Ф. Ломова относительно психологии, замечу, что девиантология тоже не может развиваться на основе одной-единственной категории - категории деятельности; девиантология должна развиваться на основе системы категорий, указывая на важность разработки понятийного аппарата науки (Ломов, 1984).

П

Если девиантологическая наука сохранит и усилит свой авторитет и продолжит свое развитие, она придет к необходимости раскрытия общесистемных закономерностей социальной и психической жизни, на решение которых нацелена системная девиантология.

ьь

Иной содержательный смысл заложен в понятие «системный подход» (от англ. - systems approach), связанное с построением научного каркаса, в частности, девиантологии, использующее метод системного анализа, основывающееся на методологических принципах системологии - «фундаментальной науки, предметом которой являются общие законы развития сложных систем физической, биологической и социальной природы» (Уемов, 1978; Флейшман, 1982), а также логику системогенеза - процесса формирования самой системы, с одной стороны, и образование и преобразование внешней, социальной среды для развития и совершенствования социальных групп, институтов и отдельной личности, - с другой. По мнению А. Н. Аверьянова, системность, системный подход, системное мышление проникли во все сферы деятельности, и системная ориентация становится исторической характеристикой современного научного мышления и преобразовательной деятельности (Аверьянов, 1985). Действительно, мыслить и действовать системно сегодня становится общественно мотивированной потребностью.

Системный подход в девиантологии - это способ познания, определяемый гносеологической установ-

кой рассматривать «предмет как систему», предполагающий наличие определенной логики когнитивных процедур. Ключевым моментом здесь является целостность объекта исследования.

Системность - это свойство, качество объекта де-виантологического исследования, выступающее также объектом созидательной (творческой) и деструктивной (разрушительной) деятельности человека.

Мы используем термин «системная девиантология» для обозначения всего комплекса входящих в нее «базовых» наук: теории систем (системологии), системного анализа, системотехники (системного синтеза).

К середине XX века системность становится одним из принципов, характеризующих общенаучную методологию - системный подход, который в свою очередь формирует единую гносеологическую установку на разных уровнях познания: конкретно-научном, общенаучном, мировоззренческом.

Системный анализ XXI века ориентирован на реализацию системного подхода с учетом специфики изучаемых девиантологией систем (ментальных, поведенческих и др.) как объектов определенного качества и использующей понятийный аппарат системного подхода как методологическое средство анализа.

Заключение

Таким образом, представленный нами абрис системной девиантологии с онтологических и эпистемологических позиций, безусловно, нуждается в теоретической корректировке и эмпирической апробации и верификации. Однако даже в таком виде абрис системной девиантологии откроет перспективы для дальнейшей институционализации девиантологии, а исследовательские данные этой науки приобретут общезначимый характер, что, несомненно, будет способствовать появлению новых теоретических подходов, концепций и парадигм, подкрепленных полезными эмпирическими исследованиями.

Динамичность структурных изменений социальных девиаций вызывает неудовлетворенность существующими девиантологическими объяснительными концепциями, но это только актуализирует изучение проблематики и мотивирует исследования. Глобальная «девиантизация» современных обществ, по меткому выражению Я. И. Гилинского, - лишний довод в пользу радикальной смены девиантологических парадигм.

Если девиантологическая наука сохранит и усилит свой авторитет и продолжит свое развитие, она придет к необходимости раскрытия общесистемных закономерностей социальной и психической жизни, на решение которых нацелена системная девиантология. Это станет одной из атрибутивных характеристик познавательного движения, поступательных изменений в девиантологической науке на всех этапах ее развития.

Клейберг Ю. А. / Klejberg Yu. A.

Список литературы

Аверьянов, А. Н. (1985). Системное познание мира: методологические проблемы. Москва: Политиздат.

Гилинский, Я. И. (2021). Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» (4-е изд., перераб. и доп.). Санкт-Петербург: Алетейя.

Клейберг, Ю. А. (2014). Основы психологии девиантного поведения. Монография. Санкт-Петербург: Алеф-Пресс.

Клейберг, Ю. А. (2015). Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология. Общество и право, 1 (51), 262-269.

Клейберг, Ю. А. (2016). Современная девиантология: методология, теория, практика. Коллективная монография (под ред. Ю. А. Клейберга). Лондон: Академии образования Великобритании.

Косов, А. В. (2007). Ментальность как мировоззренческая система и компонента миросознания. Методология и история психологии, 2 (3), 75-90.

Ломов, Б. Ф. (1984). Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука.

Уемов, А. И. (1978). Системный подход и общая теория систем. Москва: Мысль.

Флейшман, Б. С. (1982). Основы системологии. Москва: Радио и связь.

References

Aver'yanov, A. N. (1985). Sistemnoepoznanie mira: metodologicheskieproblemy. Moskow: Politizdat.

Gilinskij, Ya. I. (2021). Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij» (4-e izd., pererab. i dop.). Saint Petersburg: Aletejya.

Klejberg, Yu. A. (2014). Osnovy psihologii deviantnogo povedeniya. Monografiya. Saint Petersburg: Alef-Press.

Klejberg, Yu. A. (2015). Deviantnoe povedenie: sintagma, ontologiya, epistemologiya. Obshchestvo ipravo, 1 (51), 262-269.

Klejberg, Yu. A. (2016). Sovremennaya deviantologiya: metodologiya, teoriya, praktika. Kollektivnaya monografiya (pod red. Yu.A. Klejberga). London: Akademii obrazovaniya Velikobritanii.

Kosov, A. V. (2007). Mental'nost' kak mirovozzrencheskaya sistema i komponenta mirosoznaniya. Metodologiya i istoriya psihologii, 2 (3), 75-90.

Lomov, B. F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskow: Nauka.

Uyomov, A. I. (1978). Sistemnyj podhod i obshchaya teoriya sistem. Moskow: Mysl'.

Flejshman, B. S. (1982). Osnovy sistemologii. Moskow: Radio i svyaz'.

Информация об авторе:

Юрий Александрович Клейберг - лауреат Государственной премии Правительства Российской Федерации в области образования, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Президент Академии Национального образования и науки и Международной Ассоциации девиантоло-гов, главный редактор научного журнала «Вопросы девиантологии».

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

About the author:

Yuriy A. Kleyberg - Laureate of the State Prize of the Government of the Russian Federation in the field of education, Dr. of Sciences (Psychology), Dr. of Sciences (Pedagogy), Professor. President of the Academy of National Education and Science and the International Association of Deviantologists, editor-in-chief of the scientific journal "Issues of Deviantology".

The author declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 29.04.2022 Submitted April 29, 2022

Одобрена после рецензирования 15.06.2022 Approved after reviewing June 15, 2022

Опубликована 29.07.2022 Accepted July, 29 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.