Научная статья на тему 'Систематизация законодательства и её значение для совершенствования правового регулирования'

Систематизация законодательства и её значение для совершенствования правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1785
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законодательство / систематизация законодательства / норма права / государство / государственные органы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Иванова Ю.А.

В ходе развития, общества и государства, изменяется законодательство и правовая система в целом. Появляются новые сферы социальные, экономические, политические, духовные отношения, большая часть из которых нуждается в регуляции. В современном обществе возникает множество правовых норм, которые должны войти в систему ныне существующего права, либо заменить его. Безусловно, все эти нормы нужно упорядочить, руководствуясь определёнными принципами, которые устанавливает сам законодатель. Для всех этих целей применяется систематизация законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация законодательства и её значение для совершенствования правового регулирования»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-113-116 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук,

профессор, e-mail:professor60@mail.ru

САРБАЕВ Григорий Михайлович,

адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов,

доктор права, e-mail: Greg@zakonoved.com

ИВАНОВА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,

e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В ходе развития, общества и государства, изменяется законодательство и правовая система в целом. Появляются новые сферы - социальные, экономические, политические, духовные отношения, большая часть из которых нуждается в регуляции. В современном обществе возникает множество правовых норм, которые должны войти в систему ныне существующего права, либо заменить его. Безусловно, все эти нормы нужно упорядочить, руководствуясь определёнными принципами, которые устанавливает сам законодатель. Для всех этих целей применяется систематизация законодательства.

Ключевые слова: законодательство, систематизация законодательства, норма права, государство, государственные органы.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

professor department of the civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics,

candidate of law, candidate of historical

SARBAYEV Grigory Mikhailovich,

lawyer, public figure, member of the European Association of Lawyers,

Doctor of Law

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Legal Support of National Security"

of the Russian Technological University - MIREA

SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION AND ITS IMPORTANCE FOR IMPROVING LEGAL REGULATION

Annotation. In the course of development, society and the state, the legislation and the legal system as a whole are changing. New spheres are emerging - social, economic, political, spiritual relations, most of which need regulation. In modern society, there are many legal norms that should enter into the system of currently existing law, or replace it. Of course, all these norms need to be

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

streamlined, guided by certain principles that are established by the legislator himself. For all these purposes, the systematization of legislation is applied.

Key words: legislation, systematization of legislation, rule of law, the state and public authorities.

Систематизация законодательства - это деятельность в правовой сфере общества, направленная на создание или исправление сложившихся в праве какого-либо государства законов или подзаконных актов, с целью придания последним более комплексного, упорядоченного вида, а также исправления их содержания, для соответствия сложившимся общественным отношениям, данная деятельность направление на эволюционное изменение правовой системы, на её совершенствование и развитие. Современная систематизация законодательства - это активная деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм различного действия. Чтобы лучше понимать, осозновать систематизацию необходимо обозначить определённые черты, которые позволят ещё более чётко охарактеризовать данное явление.

Для систематизации законодательства можно выделить установленные черты этого явления, которые совершенно бы раскрыли сущность и смысл систематизации. Этими чертами можно назвать: - систематизация законодательства используется для работы с правовой сферой общества, целью этой работы является упорядочивание норм права и приведение нормативно-правовых актов в согласованную систему, нормы в которой могут иметь самое разное внешнее выражение, это может быть закон или подзаконный правовой акт; - систематизация законодательства является одним из инструментов органов государственной для регуляции общественных отношений; - систематизация законодательства выступает формой совершенствования действующего законодательства, она обеспечивает дальнейшее её развитие и оптимизацию [2].

Систематизация законодательства создаёт условия для удобства использования законодательства в юридической практике, позволяет разгрузить от ненужных и устаревших норм, включить или изменить необходимые законы. Системность законодательства отражает качественный уровень законодательства: его объективность и соответствие сложившимся общественным отношениям, его логическая взаимосвязанность, сопод-чинённость, упорядоченность, соответствующая закономерностям развития права и потребностям жизнедеятельности общества и государства.

Опыт западных стран в систематизации куда шире опыта России, поскольку в национальных правовых системах стран Европы наблюдается

большая степень преемственности по сравнению с Россией, которая за XX в. существенно меняла свои экономические, социальные и иные общественные отношения, которые влекли за собой и изменение правовой системы. Эти изменения существенно меняли всю правовую систему, опыт прошлого, почти что буквально, отрицался или не находил влияния на новую систему законодательства. Даная проблема актуальна для России и сейчас, поскольку в связи с изменившимися в очередной раз в корне общественными отношениями, появилась новая правовая система, которая многие положения прошлого отбрасывает как ненужные. Безусловно, у нас есть различные правовые акты, которые действовали и в РСФСР и СССР, они же действуют сейчас, но общественная жизнь тех лет крайне разнится с современностью, поэтому эти акты активно устраняются, заменяются новыми. Возникает потребность в совершенно ином законодательстве. Россия, в отличие от западных стран, которые хоть и переживали различные общественные потрясения и изменения, влекущие изменения законодательства, каждый раз начинает заново [3, 4].

Такой отличный от нашего опыта, опыт западных стран обусловлен тем, что их глубинные экономические отношения, капиталистические отношения, их общественные институты не менялись так существенно последние несколько веков. В то время как Россия часто меняла свою экономическую и политическую модель. Это крайне важный фактор, который обуславливает гораздо больший опыт и высоту техники систематизации законодательства западных стран.

Например, Германия, ко времени объединение её в 1871 году, уже провела определённую работу в области систематизации законодательства. В 1848 году было унифицировано вексельное право, которое позже, в 1871 году, получило статус имперского закона. То есть, оно действовало на территории всей единой Германии [5].

В 1877 году были проведены работы по созданию единого гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодекса. В 1896 году принято Германское гражданское уложения. До его введения на территории Германии действовало порядка тридцати различных партикулярных правовых источников гражданского права.

По своему юридико-техническому качеству уложение существенно превосходило даже Кодекс Наполеона 1804 года [1], который на тот момент считался документом с крайне высоким

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

уровнем юридической техники, он сыграл существенную роль в Европейском опыте систематизации законодательства. Немецкие юристы смогли углубить, изучить и качественно улучшить римское право, поэтому Германское гражданское уложение строится не на институционной системе права, как Кодекс Наполеона, а по пандектной системе на манер Римского права. Главное отличие этих систем в том, что при пандектной системе при построении нормативно-правовых актов выделяется общая и особенная части, в то время как при институционной системе общая часть отсутствует, её заменяет краткий вводный титул об опубликовании, действии и применении законов.

За пример удачной систематизации законодательства можно взять и Кодекс Наполеона. Эта кодификация сумела включить в себя и грамотно интегрировать самое различное законодательства, став удачным компромиссом между многими источники французского права тех лет: римское право, обычаи, королевские указы, революционное законодательство. Кодекс закреплял достижения Великой французской революции, отменял сословные привилегии и различия, установил равенство всех субъектов гражданских правоотношений.

Он лёг в основу нового буржуазного законодательства. Кодекс, с многочисленными изменениями и дополнениями, действует и сейчас. Он множество раз подвергался коренным переработкам, но так или иначе, многие его положения легли в основу действующего законодательства Франции. Кодекс Наполеона не стал первым, но он оказал огромное влияние на правовую мысль. К примеру, он стал главным источником рецепции права для стран Северной и Латинской Америки, Азии и Африки.

История систематизации законодательства в странах Европы гораздо более долгая, чем в России. В правовых системах этих стран наблюдается большая преемственность, поскольку даже сейчас действуют крайне старые кодексы, которые с многочисленными изменениями добрались до современности. Российское современное право в связи с распадом Советского Союза является крайне не столь преемственным и действующим долгое время по сравнению со странами Европы. Поэтому, в плане систематизации, они объективно лучше, их опыт гораздо дольше и шире опыта Российских законодателей.

На сегодняшний день существует огромное множество трактовок понятия систематизации законодательства. Каждый автор выделяет те признаки, которые кажутся ему наиболее важными. Но проанализировав эти определения, можно прийти к обобщённому, наиболее широ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

кому осмыслению. Под систематизацией законодательства понимается приведение правовой системы государства посредством различных форм в структурированный, единый вид, соответствующий тем общественным условиям, при которых данная систематизации проводилась. Систематизация законодательства обладает определёнными видами, которые позволяют её выделить среди иных правовых явлений.

Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации: -инкорпорация (официальная, неофициальная); - консолидация; - кодификация: (всеобщая, отраслевая, внутриотраслевая, комплексная (межотраслевая)).

Некоторые правоведы полагают, что вида два. Это вполне обоснованно, поскольку инкорпорация и консолидация обладают схожими чертами. Но, несмотря на это, у них есть главное отличие, которое позволяет выделить эти формы в отдельные. Каждая из них имеет свои отличительные черты, главным критерием особенности этих форм будет являться то, как конкретно они меняют законодательство.

Систематизация законодательства обладает определёнными границами, которые позволяют охарактеризовать это явление. Систематизация своей целью ставит улучшение действующей правовой системы, организует её таким образом, что она стала структурированной и дифференцированной.

Каждая из вышеназванных форм систематизации имела применение в практической деятельности различных государств в разные эпохи. В истории России крайне удачным примером систематизации законодательства стала кодификация М.М. Сперанского. В ходе этой кодификации был устранён главный недостаток правовой системы России тех лет - её хаотичность.

На сегодняшний день, систематизация законодательства является крайне важной для национальных правовых систем современных государств. Если систематизация законодательства проведена в недостаточной мере, то законодательство может переполняться различными бесполезными или попросту не реализуемыми, устаревшими законами. Поэтому проведение наиболее полной систематизации законодательства компетентными государственными органами крайне важны для любого современного государства, она позволяет развить правовую систему, улучшить её, поднять уровень её юридической техники и устранить различные проблемы.

Перспективной задачей совершенствования законодательства Российской Федерации в будущем следовало бы избрать направление на постепенное осуществление его дальнейшей кодифи-

кации и эффективного (результативного) обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода. Кроме кодификации правотворческая деятельность в нашей стране будет направлена на принятие «специального» законодательства. Так, своего времени ждут ряд специальных законов. Среди них отдельные ученые выделяют необходимость принятия особого закона «О Законах», который бы четко определил не только ряд важных понятий о правотворческой деятельности, но и прекратил многочисленные споры [6].

Нельзя не полагаться, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, все они будут отличаться отменным качеством, а так же максимально гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и, безусловно, профессионализма.

Список литературы:

[1] Гавашели Т.В. Систематизация законодательства в Германии // Право и современные государства М: Фонд Консалтинга и правовой защиты населения. Г. 2015 С. 30.

[2] Григорьев А.С. Юридическая техника: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2015 г. С. 184.

[3] Исаков В.Б., Салыгин Е.Н. Некоторые вопросы организации новой кодификации // Проблемы системы и систематизации законодательства Сборник статей. М: НИУ ВШЭ ИД Юриспруденция, 2018 г. С. 14.

[4] Малько А.В, Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. М: ИД Юрист 2004г. С. 147.

[5] Маркова М.М., Хачирова К.Б. Классические виды систематизации романо-германского законодательства: французская, германская и швейцарская кодификации // Юридический вестник Самарского университета 2016 г. С. 132.

[6] Пиголкин А.С. Теория государства и права Учебник М: Городец 2003 г. С. 152.

Spisok literatury:

[1] Gavasheli T.V. Sistematizaciya zakonod-atel'stva v Germanii // Pravo i sovremennye gosu-darstva M: Fond Konsaltinga i pravovoj zashchity naseleniya. G. 2015 S. 30.

[2] Grigor'ev A.S. YUridicheskaya tekhnika: uchebnoe posobie. Elektronnoe izdanie. Tyumen': izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2015 g. S. 184.

[3] Isakov V.B., Salygin E.N. Nekotorye voprosy organizacii novoj kodifikacii // Problemy sistemy i sis-tematizacii zakonodatel'stva Sbornik statej. M: NIU VSHE ID YUrisprudenciya, 2018 g. S. 14.

[4] Mal'ko A.V, Matuzov N.I. Teoriya gosu-darstva i prava: uchebnik. M: ID YUrist 2004g. S. 147.

[5] Markova M.M., Hachirova K.B. Klassich-eskie vidy sistematizacii romano-germanskogo zakonodatel'stva: francuzskaya, germanskaya i shvejcarskaya kodifikacii // YUridicheskij vestnik Samarskogo universiteta 2016 g. S. 132.

[6] Pigolkin A.S. Teoriya gosudarstva i prava Uchebnik M: Gorodec 2003 g. S. 152.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.