Научная статья на тему 'Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками'

Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Порошин Юрий Борисович, Ягубов Шакир Рагимович

Интеграция отечественной экономики в мировую экономику требует значительных изменений, которые приводят к ускорению различных процессов, в том числе и таможенных, путем их автоматизации. В таких условиях эффективность контрольных мероприятий требует новых подходов к системе управления рисками, которая могла бы учитывать особенности процессов интеграции в рамках единого экономического пространства и уровня экономического развития государств членов Евразийского экономического союза. Стоит отметить, что управление рисками является базовым принципом современных методов таможенного контроля, что позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля. Такой подход позволяет освобождать большинство участников экспортно-импортных операций от излишнего бюрократического контроля. Таможенные процессы, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного декларирования на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров, транспортных средств и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможенную границу Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Порошин Юрий Борисович, Ягубов Шакир Рагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF CUSTOMS RISKS AS A BASIS FOR IMPROVING THE MECHANISM OF RISK MANAGEMENT

The authors argue that integration of Russian economy into the world economy requires signifi cant changes that lead to the acceleration of different processes, including customs processes, through their automation. Thus, effi ciency of customs control measures requires new approaches to the risk management system, which should take into account various aspects of the integration processes within a single economic space and varying levels of economic development of the member states of the Eurasian Economic Union. It is worth noting that risk management is a basic principle of modern customs control methods that allow for optimal use of the resources of customs authorities without reducing the effectiveness of customs control. That approach makes it possible to free the majority of export-import transactions from excessive bureaucratic control. Customs processes based on risk management make it possible to closely control and monitor customs declaration in areas where there is the greatest risk but allow most of the goods, vehicles and individuals to pass relatively freely through the customs border of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками»

98 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

Yuri Borisovich Poroshin,

Doctor of Economics,

professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Shakir Ragimovich Yagubov,

PhD in Economics,

associate professor of the department of customs affairs, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 339.543

Юрий Борисович Порошин,

доктор экономических наук, профессор кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

porochinl23@mail.ru

Шакир Рагимович Ягубов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

p007ph@mail.ru

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ РИСКОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Интеграция отечественной экономики в мировую экономику требует значительных изменений, которые приводят к ускорению различных процессов, в том числе и таможенных, путем их автоматизации. В таких условиях эффективность контрольных мероприятий требует новых подходов к системе управления рисками, которая могла бы учитывать особенности процессов интеграции в рамках единого экономического пространства и уровня экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза. Стоит отметить, что управление рисками является базовым принципом современных методов таможенного контроля, что позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля. Такой подход позволяет освобождать большинство участников экспортно-импортных операций от излишнего бюрократического контроля. Таможенные процессы, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного декларирования на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров, транспортных средств и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: система управления рисками, таможенный контроль, таможенные риски.

SYSTEMATIZATION OF CUSTOMS RISKS AS A BASIS FOR IMPROVING THE MECHANISM OF RISK MANAGEMENT

The authors argue that integration of Russian economy into the world economy requires significant changes that lead to the acceleration of different processes, including customs processes, through their automation. Thus, efficiency of customs control measures requires new approaches to the risk management system, which should take into account various aspects of the integration processes within a single economic space and varying levels of economic development of the member states of the Eurasian Economic Union. It is worth noting that risk management is a basic principle of modern customs control methods that allow for optimal use of the resources of customs authorities without reducing the effectiveness of customs control. That approach makes it possible to free the majority of export-import transactions from excessive bureaucratic control. Customs processes based on risk management make it possible to closely control and monitor customs declaration in areas where there is the greatest risk but allow most of the goods, vehicles and individuals to pass relatively freely through the customs border of the Eurasian Economic Union.

Keywords: risk management system, customs control, customs risks.

На сегодняшний день можно выделить большое число факторов, вызывающих различные риски внешнеэкономической деятельности. Огромное количество рисков перманентно сопутствуют субъектам внешнеторговой деятельности при взаимодействии с иностранным партнером. Стоит отметить, что при осуществлении внешнеторговой деятельности к рискам, касающимся внутреннего рынка, добавляются специфические виды, касающиеся именно ВЭД: риск времени и пространства, таможенные риски, валютный риск, риски государственного регулирования. Доминантным фактором в возникновении и управлении рисками внешнеторговой деятельности становится фактор таможенного регулирования. Каждая внешнеторговая операция должна соотноситься с этим моментом [2].

Тем не менее именно этот фактор остался за рамками должного внимания в научной экономической литературе. Анализируя элемент риска в процессе таможенного оформления, можно прийти к выводу, что он возникает при неполном или ошибочном декларировании товара, транспортируемого через границу. Это, безусловно, может привести не только к задержке в оформлении, но и к материальному ущербу в том случае, если таможенные органы посчитают нужным изменить стоимость декларируемого товара, а как следствие, и таможенную стоимость, на которую в будущем начислят все таможенные пошлины и налоги. Обычно таможенная стоимость в таких случаях повышается. Увеличение сроков таможенного оформления возможно также в следующих случаях: образцы проб товара

НБЫ1994-5094 ♦-

99 -♦

подвергаются экспертизе, данный внешнеторговый товар или субъект ВЭД входит в профиль риска в аспекте работы системы управления рисками в таможенном деле.

В ходе исследования выявлено большое число систематизированных видов рисков. Классификация рисков опирается на различные точки зрения и так или иначе отражает устоявшееся в обществе восприятие риска, что делает конкретный риск переходным из одного типа в другой. В целях разработки унифицированной системы рисков, которая позволила бы рационально и пошагово классифицировать риски, необходимо представить следующие аспекты систематизации:

- система рисков должна ставить перед собой четкие цели;

- необходимо рационализировать риск по его характерным признакам, таким как источник риска, объект, посылающий риск и субъект, воспринимающий риск;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при систематизации должен применяться системный подход;

- необходимо учитывать тот факт, что любая рискованная ситуация может обладать различными рисками.

Под риском качества таможенной услуги понимаются потери, касающиеся утраты качества услуги, несоблюдения требований в рамках всего ее жизненного цикла и предполагающие применение мер за вред, причиненный данной услугой. Хотя существует множество исследований по таможенным рискам [1; 3], в них осуществляется ясно сформулированная классификация таможенных рисков. В этой связи представим классификацию, построенную по основным признакам, для понимания видов рисков на каждом этапе таможенного процесса с последующим их анализом, выявляющим причины их появления (таблица).

Субъектами таможенного процесса являются не только таможенные органы, но и участники ВЭД, организации таможенной сферы. На первичном этапе этого процесса участники ВЭД осуществляют подготовительные действия для таможенного оформления международного контракта и других сопроводительных документов. В этом случае приходят на помощь организации таможенной сферы. Так, например, таможенные органы консультируют участников ВЭД, принимают предварительные декларации. На этом этапе возникают риски, касающиеся некачественного составления международного контракта по его различным пунктам. Преимущественно ошибки возникают в цене контракта, количеству и качеству предмета. Разработка коммерческого контракта, являющегося единственным юридическим документом, прописывающим конкретные права и обязательства контрагентов, содержит также множество риском. Например, распространенной ошибкой является неправильное указание количества товара, точнее единицы измерения количества. Это связано с тем, что одновременно с общепринятой метрической системой мер используются и вариативные системы

измерения, причем одинаковое наименование разных товаров зачастую имеет разную величину. На этапе непосредственного исполнения внешнеторговой операции важным пунктом в коммерческом контракте с точки зрения рисков считаются базисные условия поставки. Именно они определяют обязанности сторон относительно транспортировки товаров из пункта изготовления до пункта назначения, таможенного движения его через границы стран и момента перехода риска случайной гибели или деформации товара с продавца на покупателя во время пути следования. Одним из часто встречающихся рисков экспортера в плане соблюдения импортером обязательства по доминантному пункту контракта «Условия платежа» считается детальная расшифровка позиции о качестве поставляемого товара и метод его проверки. На практике невнимательные импортеры часто используют неполное определение качества товара (делая это преднамеренно) как причину для оплаты поставленного товара не полностью, основывая свои действия на факте недостаточного качества товара. Избегать рисков следует и в финальных положениях контракта, определяющих обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) и арбитраж. Дело в том, что форс-мажорные обстоятельства невозможно предопределить и застраховать в силу их неизбежности и неотвратимости, а именно они освобождают экспортера от обязательств по поставке или позволяют ее отсрочить без выплаты неустойки, а импортера - от платежа на определенный период или полностью.

Основной этап таможенного процесса проходит под эгидой таможенных органов с привлечением организаций внешнеэкономической инфраструктуры. Стартом этого этапа считается регистрация декларации на товар и финишем - выпуск этих товаров. При этом появляются риски, связанные с предоставлением неточной и некорректной информации в различных экспликационных документах. На данном этапе образуются все виды рисков, представленные в таблице.

На завершающем этапе таможенного процесса образуются риски, касающиеся реализации товара и уплаты налогов. Фактически профиль риска определяет соединение факторов риска, основанных на систематизированной по конкретным критериям информации. Профили риска представлены следующими видами: общероссийские, которые действуют на всей таможенной территории; региональные, действующие в регионе деятельности одного таможенного управления; зональные, действующие в регионе деятельности одной таможни; целевые.

Решение, к какому из перечисленных видов относится профиль риска, принимает ФТС России. Под профилем риска понимается комплекс сведений об области риска и его индикаторов. К индикаторам профилям риска можно отнести:

- товары, больше всего подверженные контра-факту и пиратству (класс люкс, дизайнерские, популярные бренды);

100 Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) ♦-♦

Классификация таможенных рисков

Классификационный признак Вид рисков

Этапы таможенного процесса (услуга) Начальный Основной Завершающий

Профиль риска Общеро ссийский Региональный Целевой Зональный

Время действия Кратко срочный Среднесрочный Долгосрочный Постоянный

Объекты таможенного контроля Товарный Транспортный Валютный Имущественный

Таможенное регулирование Количественный Качественный

Запретительный Ограничительный

Участник ВЭД Идентификационный (риск продавца, покупателя)

Внешнеторговая сделка Идентификационный

Код товара Риск выбора правила определения кода Тарифный Нетарифный

Страна происхождения Тарифный Преференциальный

Таможенная стоимость Риск выбора метода определения таможенной стоимости Тарифный Преференциальный

Таможенные платежи Пошлинный Налоговый

Экономический Стоимостной Тарифный Преференциальный

Таможенный процесс Информационный

Условия перемещения товара через таможенную границу Процедурный

Транспортировка товара По видам транспорта По условиям поставки

Технические средства контроля Технический

Персонал Антропогенный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественная оценка Репутационный

Сфера возникновения Политический Законодательный

Территория возникновения Территория участника ВЭД Территория таможенного органа Транзитная Территория территория ЕАЭС

Сфера проявления Внутренний (зависимый от деятельности участников таможенного процесса) Внешний (не зависящий от участника таможенного процесса)

Возможность контроля Полностью контролируемые участниками таможенного процесса Частично контролируемые участниками таможенного процесса Непредсказуемые и не контролируемые участниками таможенного процесса

По возможным последствиям: материальный финансовый временной

- роду потерь калькулируемый некалькулируемый

- калькулируемости - масштабу потерь н/х отраслевой субъект хозяйствования

- место производства или страна изготовления товара (если в декларации указана страна, не являющаяся местом производства правообладателя);

- цена товара (в декларации завышена/занижена стоимость товара или он застрахован по ложно низкой стоимости);

- неполнота сведений в декларации (неточность сведений о таких элементах товара, как упаковка, образцы, товары для дома, запасные части к чему-либо);

- качество заполнения документов;

- размер партии (транспортировка товара в завышенных или заниженных количествах в зависимости от его типа);

- передвижение товаров и транспортных средств (отправка в обход стандартных каналов распространения продуктов правообладателя);

- внешний вид упаковки;

- качество товаров;

- этикетки и маркировка товаров.

Исходя из сроков действия, профили рисков подразделяются на краткосрочный (действует от

ISSN 1994-5094 ♦-

101 -♦

1 дня до 1 месяца), среднесрочный (от 1 до 3 месяцев), долгосрочный (от 3 до 6 месяцев), постоянный (от 6 месяцев и более).

С точки зрения объектов таможенного контроля выделяются следующие виды рисков:

- товарный, связанный с таможенным контролем отдельных товаров;

- транспортный, связанный с контролем транспортных средств, перевозящих товары;

- валютный, связанный с перемещением лимитированного количества денежных средств;

- имущественный, связанный с вероятностью потери имущества в случаях кражи, диверсии, халатности.

Количественный риск относится к лицензированию и выделению квот отдельных товаров, а качественный риск относится к их сертификации.

Прерогативным признаком классификации становится идентификация товара, страны происхождения, так как это напрямую влияет на определение тарифной ставки товара, применение преференциального режима. На данный момент система управления рисками делает акцент на процедуры экспорта и импорта без учета специфики других процедур, особенно касающихся переработки. Это влечет за собой низкую эффективность существующих процедур.

Логистика товаров является источником возникновения существенного количества рисков. Под транспортными рисками понимаются риски, касающиеся перевозки грузов по различным путям сообщения: автомобильным, морским, железнодорожным, речным, воздушным. Очень важно учитывать специфику рисков при логистике товаров разными видами транспорта.

Антропогенные риски - это так называемые неправомерные действия сотрудников, ошибки специалистов, другими словами, человеческий фактор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается сферы возникновения, риски делятся на два типа: политические и законодательные. В первую очередь они связаны с ухудшением межгосударственных отношений, военными действиями, отсутствием стабильности и наличием противоречивости законодательства. Примером может стать ситуация, когда поставщик не может получить денежные средства в оплату поставленного товара из-за не зависящих от покупателя причин, к которым относятся форс-мажорные обстоятельства, политические перевороты, сбои в банковской платежной системе и т.п.

Для нивелирования этих рисков используются различные средства:

- аккредитивы, безотзывные и подтвержденные банком в стране продавца;

- сконтирование переводного векселя банком, т.е. выплата суммы по нему до срока платежа;

- государственное страхование экспортного кредита;

- экспортный кредит, кредит для перекрытия не включенных в государственную гарантию товарных партий.

Понимание законодательств стран-партнеров является неотъемлемым условием понимания экономических отношений. Сотрудничество стран обычно налаживается после длительных и плодотворных деловых отношений. Некоторые государственные законопроекты могут стать главным препятствием для обеих сторон, а их незнание - важным критерием риска.

Риски участника ВЭД подразделяются на риски продавца и покупателя. К первой группе относятся риски: неполучения оплаты после отгрузки товара; непринятия покупателем документов на оплату; по причине изменения курса получение за товар меньшей суммы, чем рассчитывалось на момент заключения договора. Ко второй группе относятся риски: неполучения оплаченного товара; фальсификации заказанного товара (подмена товара с другими характеристиками или худшего качества, неисправного или бракованного); по причине изменения курса оплата за товар большей суммы, чем на момент заключения договора.

Классификацию рисков и их проявления необходимо знать не только субъектам ВЭД при разработке международного контракта, но и таможенникам при реализации таможенного контроля. Таможеннику нужно проанализировать влияние того или иного вида риска на внешнеторговую сделку, которую он проверяет.

Любой вид риска может влиять на показатели каждой операции. Поэтому все участники таможенного процесса должны осознать и понять каждый вид риска. Для обеспечения лучшего управления рисками важно фиксирование за каждым подразделением определенных рисков. Это позволит более детально определить место и время появления риска, что даст возможность оптимального управления ими.

В итоге механизм управления рисками может быть усовершенствован на основе разработанной классификации рисков, что позволит проводить качественный и детальный анализ рисков и выявлять области и причины их возникновения на различных этапах таможенного процесса, лучше ориентироваться в использовании различных методов управления рисками.

1. Порошин Ю.Б. Повышение эффективности и качества внешнеэкономической и таможенной деятельности / Ю.Б. Порошин, Ш.Р. Ягубов, И.С. Ермилов, А.А. Кожарин. Саратов: Наука, 2014.

2. Порошин Ю.Б. Формирование механизма адаптивного управления внешнеэкономической деятельностью / Ю.Б. Порошин, Ш.Р. Ягубов. Саратов: Наука, 2009.

3. Порошин Ю.Б., Кожарин А.А., Мамедова Л. Т. Резервы качества таможенных услуг. Саратов: Наука, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.