Научная статья на тему 'Систематизация российского трудового законодательства в период военного коммунизма (к 95-летию первого кодекса законов о труде)'

Систематизация российского трудового законодательства в период военного коммунизма (к 95-летию первого кодекса законов о труде) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1673
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICY OF "WAR COMMUNISM" / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ / ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" / ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ / ОХРАНА ТРУДА / SYSTEMATIZATION / CODIFICATION / LABOUR CODE / LABOUR SERVICE / OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рощин Борис Евгеньевич

Автор статьи анализирует ключевые положения Кодекса законов о труде РСФСР 1918 года, принятого в период практического осуществления государственной политики, получившей название «военный коммунизм». В работе обозначены характерные особенности формирования базовых институтов отечественного трудового права в условиях радикальных революционных преобразований и определено практическое значение первой кодификации трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of Russian labour legislation in the period of War Communism (to the 95th anniversary of the first Labour Code)

The author of the article focuses on the analysis of the key provisions of the RSFSR Labour Code in 1918, that passed during the practical implementation of the state policy, known as "war communism". The paper defines the specific features of national labour law basic institutions establishment under conditions of revolutionary transformations. The author also informs about the practical value of the first codification of Labour law.

Текст научной работы на тему «Систематизация российского трудового законодательства в период военного коммунизма (к 95-летию первого кодекса законов о труде)»

УДК 340

Рощин Борис Евгеньевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ВОЕННОГО КОММУНИЗМА (К 95-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ)

Автор статьи анализирует ключевые положения Кодекса законов о труде РСФСР 1918 года, принятого в период практического осуществления государственной политики, получившей название «военный коммунизм». В работе обозначены характерные особенности формирования базовых институтов отечественного трудового права в условиях радикальных революционных преобразований и определено практическое значение первой кодификации трудового законодательства.

Ключевые слова: систематизация, кодификация, Кодекс законов о труде, политика «военного коммунизма», трудовая повинность, охрана труда.

Процесс систематизации отечественного трудового законодательства прошел до. статочно сложный и противоречивый исторический путь. Анализ фабрично-трудового законодательства Российской империи позволяет констатировать довольно последовательную деятельность «царского самодержавия» по вопросам систематизации (упорядочения) данного законодательства.

Однако активный и целенаправленный процесс систематизации трудового законодательства в форме его кодификации наблюдается буквально на первоначальном этапе становления большевистской диктатуры.

Как известно, систематизация и кодификация соотносятся как родовидовые понятия. Систематизация законодательства (согласно современной теории права) - это «постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы», а кодификация - это «форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм» [5, с. 347, 359].

Целью работы является создание общего представления о первом в российской истории Кодексе законов о труде РСФСР (далее КЗоТ, Кодекс).

Следует констатировать, что в течение первого года становления «диктатуры пролетариата» из-под пера советской власти вышло множество правовых нормативов (декретов, постановлений, инструкций и т.п.) по вопросам регламентации социально-трудовой сферы. Главными недостатками подобных нормативов были: внесистемность, хаотичность, казуистичность, противоречивость и др., что создавало значительные трудности при практическом их

Возьмём первый кодекс, который у нас уже проведён, - кодекс о труде. Это громадное завоевание Советской власти...

В.И. Ленин

применении. Велением времени стала правовая унификация ключевых вопросов труда.

В декабре 1918 года был принят КЗоТ РСФСР. Принятие данного правового документа было продиктовано не только экономическими условиями, но и качественно новыми идеологическими установками и политическими требованиями. Как писал известный английский историк Э. Карр: «Труд был одной из форм служения государству: капиталистическая концепция соглашения о продаже и купле труда устарела» [2, с. 559].

Кодекс состоял из следующих структурных подразделений: Введение; Раздел I «О трудовой повинности»; Раздел II «Право на применение труда»; Раздел III «Порядок предоставления труда»; Раздел IV «О предварительном испытании»; Раздел V «О переводе и увольнении трудящихся»; Раздел VI «О вознаграждении за труд»; Раздел VII «О рабочем времени»; Раздел VIII «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; Раздел IX «Об охране труда» [6, ст. 905].

Трудовая повинность. В.И. Ленин в резолюции «Об экономических мерах борьбы с разрухой», опубликованной в газете «Социал-демократ» N° 64, 25 мая (7 июня) 1917 г., убеждал, что всеобщая трудовая повинность «одна лишь в состоянии осуществить наибольшую экономию сил народного труда» [4, с.170]. А в известной работе «Удержат ли большевики государственную власть» (опубликована в октябре 1917 г. в журнале «Просвещение» № 1-2) В.И. Ленин определил главное средство, практическое применение которого позволит реально не только «сломить какое бы то ни было сопротивление», но и «заставит работать в новых организационно- государственных рамках». Таким средством являлись - «хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность» [4, с. 184].

Всеобщая трудовая повинность, которая устанавливалась и активно применялась на практике для всех, как правило, граждан РСФСР (в т.ч. для учащихся всех школ, которым предписывалось выполнять трудовую повинность в школе). В то же время, освобождению от трудовой повинности подлежали такие категории граждан, как: несовершеннолетние (лица, не достигшие 16-летнего возраста); лица старше 50 лет; лица, «навсегда утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни».

Право на применение труда. Такое право имели все трудоспособные лица «по своей специальности». Однако на практике (в условия широкого применения принудительного труда) данная норма носила, во многом, декларативный характер. Кроме того, законодатель допускал широкие возможности отступления от данного правила, отдавая решение этого вопроса на местах «откуп» органам «пролетарской диктатуры». Так, согласно примечанию к ст. 10 КЗоТ РСФСР 1918 г., районному пункту обмена и распределения рабочей силы (по согласованию с соответствующим профсоюзным объединением) предоставлялось право «при неимении работы по специальности, направлять отдельных трудящихся и группы их на работы другой специальности». Кодекс также устанавливал запрет на применение труда «в ночное время или в отраслях особо тяжких или опасных для здоровья» для женщин и несовершеннолетних лиц мужского пола. Однако данная норма на практике носила также декларативный характер.

Порядок предоставления труда. Предоставление труда на практике осуществлялось отделами распределения рабочей силы, профсоюзами и рядом других учреждений РСФСР. Основная рабочая сила подлежала трудоустройству (привлечению к труду) через отделы распределения рабочей силы. Следует отметить, что каждый безработный, зарегистрированный в этом качестве в местном отделе распределения рабочей силы, не имел права отказаться от работы, предлагавшейся ему по его специальности, если условия данной работы не отклонялись от определенных норм, «установленных соответствующим тарифным положением, а за неимением тарифа - профессиональным союзом».

Предварительное испытание. КЗоТ РСФСР 1918 г. предусматривал в обязательном порядке «предварительное испытание» (при «длительном характере работ»), которое устанавливалось в отношении каждого работника (рабочего и служащего) и предшествовало «окончательному принятию на работу». Законодатель устанавливал следующую продолжительность испытательного срока: продолжительность не могла превышать 6 дней - для рабочих; 2 недели - для неквалифицированных и «менее ответственных видов труда» в соответствующих советских учреждениях; 1 месяц - для «квалифицированных и ответственных» работни-

ков советских учреждений. По результатам испытания могло быть принято одно из двух решений: а) «окончательное принятие трудящегося на работу»; б) освобождение работника от дальнейшего исполнения трудовой функции с выплатой соответствующего вознаграждения за период испытательного срока. При любом результате работодатель обязывался незамедлительно проинформировать отдел распределения рабочей силы. Любопытно отметить, что в период испытательного срока и до его окончания работник официально считался безработным и за ним сохранялась соответствующая очередь, установленная местным отделом распределения рабочей силы.

Переводы и увольнения. КЗоТ РСФСР 1918 г. (ст. 40) провозглашал принцип, согласно которому любой «перевод трудящихся во всех предприятиях, учреждениях и хозяйствах, применяющих чужой труд за вознаграждение» мог осуществляться исключительно «в интересах дела и на основании постановления соответствующего органа управления» (за исключением случаев работы у частных лиц, применявших чужой труд за вознаграждение в форме предоставления индивидуальных личных услуг).

Законодатель, по существу, устанавливал 3 вида возможных переводов: а) перевод работника на другую работу в пределах его места работы (предприятия, хозяйства, учреждения); б) перевод работника в другое рабочее место (предприятие, учреждение, хозяйство), расположенное «в той же или иной местности»; в) перевод группы работников в другое место работы, расположенное «в той же или иной местности».

В первом случае для практического осуществления перевода требовалось лишь соответствующее постановление органов управления того предприятия (хозяйства, учреждения), где трудился работник. Во втором случае перевод работников мог осуществляться по постановлению соответствующего органа управления «с ведома отдела распределения рабочей силы». В третьем случае для перевода работников требовалось соответствующее постановление областного отдела труда, согласованного с соответствующим профессиональным объединением и утвержденного Народным комиссариатом труда (далее НКТ).

Основаниями для увольнения могли стать следующие факторы: а) ликвидация (полная или частичная) конкретного предприятия (учреждения, хозяйства) либо упразднение «отдельных обязанностей или работ» (в современном Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) данная формулировка сохранена в почти неизменном виде); б) приостановка работ на срок более 1 месяца; в) истечение срока или выполнения работы временного характера;

г) явная непригодность работника к работе, «по специальному постановлению органов управления

предприятием, учреждением или хозяйством, с согласия соответствующей профессиональной организации»; д) собственное желание работника.

Вознаграждение за труд. Оплата труда работников осуществлялась согласно тарифным положениям, которые, как правило, разрабатывались соответствующими профсоюзами и утверждались НКТ. Все работники той или иной профессии подразделялись по группам и категориям. Для каждой группы и категории устанавливался определенный размер оплаты труда работника. При установлении данных групп (и категорий) следовало принимать во внимание следующие факторы: тяжесть и опасность труда; точность и сложность выполняемых работ; степень ответственности за порученную работу; самостоятельность исполнения работы; обученность и опыт работника. Следует отметить, что законодатель устанавливал категорический запрет на любые дополнительные виды вознаграждения работников (кроме оплаты сверхурочных работ), независимо от формы оплаты труда и места работы. Лица, уличенные в получении подобного дополнительного вознаграждения, подлежали уголовной ответственности («как за обман»), а «полученное сверх нормального вознаграждение» подлежало вычету из последующей заработной платы работника. Более того, вычету подлежали денежные средства, заработанные работником в период его отпуска.

Следует отметить, что в контексте официальной большевистской идеологии денежные знаки в советском обществе должны были окончательно потерять свое практическое значение. На этом настаивали многие идеологи ортодоксального большевизма. Так, Н.И. Бухарин в работе «Азбука коммунизма» полагал, что на практике процесс отмены денег должен пройти ряд стадий: «Сначала деньги изгоняются из области продуктообмена внутри национализированных предприятий (фабрики, железные дороги, советское хозяйство и т.д.). Затем деньги исчезают из области расчетов между государством и работниками социалистического государства (т.е. Советской властью, служащими и рабочими советских предприятий). Далее деньги отпадают, заменяясь товарообменом, в оборотах между государством и мелким производством (крестьянами, кустарями). Затем деньги исчезают в товарообмене внутри мелкого хозяйства.» [1, с. 171-172].

Рабочее время и время отдыха. «Наиболее важным условием сохранения рабочего класса и предупреждения его вырождения, заболеваемости, повышенной смертности и т.д. является нормальный рабочий день. Немудрено поэтому, что рабочий класс постоянно ставил во главу угла своей борьбы как раз борьбу за сокращение рабочего дня», - писал Н.И. Бухарин [1, с. 185].

Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды (и режимы) рабочего времени: нор-

мальная продолжительность рабочего времени; неполное, сокращенное, сверхурочное рабочее время.

Нормальным рабочим временем признавалось «время, установленное для производства данной работы тарифным положением». Продолжительность нормального рабочего времени не могла превышать «8-ми дневных или 7-ми ночных часов».

Неполное рабочее время (продолжительностью не более 6 часов) предусматривалось для отдельных категорий работников: а) для несовершеннолетних (до 18-летнего возраста); б) «в особо тяжких» и неблагоприятных для здоровья отраслях труда.

Сокращенное рабочее время (на 2 часа), в частности, предусматривалось накануне дней отдыха (ст. 105 КЗоТ РСФСР 1918 г.).

Особое внимание законодатель сфокусировал на сверхурочных работах, достаточно подробно прописав основания и порядок их применения. Сверхурочные работы допускались, в частности, в ряде исключительных случаев: а) когда выполнение определенных работ было необходимо для предотвращения различных форс-мажорных ситуаций, угрожавших «существованию Советского строя и жизни людей»; б) при выполнении общественно-необходимых работ для функционирования соответствующей инфраструктуры (водоснабжения, освещения, канализации, транспорта и т.п.); в) при выполнении работ временного характера, нацеленных на ремонт и восстановление соответствующих механизмов или сооружений, если «расстройство таковых вызывает прекращение работы значительного количества трудящихся»; и др.

Законодатель категорически запрещал допуск к сверхурочным работам всех лиц женского пола, а также лиц мужского пола, не достигших 18-летнего возраста.

Что касалось времени отдыха российских трудящихся, то Кодекс устанавливал следующие виды отдыха: а) перерыв для отдыха и принятия пищи, продолжительностью не менее 1А часа и не более 2 часов; б) дополнительные перерывы в течение рабочего времени, продолжительностью не менее 1А часа через каждые 3 часа - для работниц, кормящих ребёнка грудью; в) отпуск, продолжительностью 2 недели - для работников, проработавших непрерывно не менее 6 месяцев; г) отпуска, продолжительностью 1 месяц - для работников, проработавших не менее 1 года.

Производительность труда. В.И. Ленин в своей известной работе «Очередные задачи советской власти» (опубликована 28 апреля 1918 г. в газетах «Правда» № 83 и «Известия ВЦИК» № 85) главным условием реального повышения производительности труда считал создание и обеспечение материальной основы крупной индустрии (развитие производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности). Также важней-

шим условием повышения производительности труда В.И. Ленин считал: «во-первых, образовательный и культурный подъем массы населения. Во-вторых, усилением экономического подъема является и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации». Реальное положение дел в сфере производительности труда обстояло (по ленинской оценке) «особенно плохо и даже безнадежно», поскольку «в массах, только что сбросивших невиданно - дикий гнет, идет глубокое и широкое кипение и брожение.». В.И. Ленин констатировал довольно нелицеприятные факторы, в частности: «Русский человек - плохой работник. Учиться работать - эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем объеме» [4, с. 224].

Правовое обеспечение повышения производительности труда осуществлялось условно по двум основным направлениям: 1) нормирование труда (т.е. установление твердых норм выработки); 2) укрепление трудовой дисциплины (в частности, разработка и повсеместное внедрение правил внутреннего трудового распорядка).

В рамках реализации первого направления законодатель обязывал расценочные комиссии (при соответствующих профессиональных организациях) определять нормы выработки для работников соответствующих групп и категорий. За невыполнение данных норм предусматривались определенные санкции. Так, если работник систематически вырабатывал изделий меньше нормы, то он мог быть переведён в более «низшую группу» и категорию с понижением заработной платы. Если же невыполнение нормы являлось результатом «недобросовестности или грубой небрежности» работника, то он мог быть уволен без предварительного предупреждения.

В рамках реализации второго направления все работодатели (предприятия, учреждения, хозяйства) обязывались иметь правила внутреннего трудового распорядка (далее ПВТР). ПВТР в советских учреждениях устанавливались соответствующими органами государственной власти и подлежали утверждению НКТ (или его отделами на местах). Для советских, национализированных, общественных и частных предприятий и хозяйств ПВТР разрабатывались профсоюзами и утверждались соответствующими отделами труда. Кроме того, законодатель централизованно устанавливал общие требования к содержанию ПВТР: а) общие обязанности для всех работников; б) специальные обязанности работников конкретной отрасли; в) ответственность (пределы и порядок) за нарушение (невыполнение или ненадлежащее исполнение) соответствующих обязанностей.

Охрана труда. Один из видных идеологов большевизма, Н.И. Бухарин, считал, что «все завоева-

ния, которые рабочий класс делает на своем пути к коммунизму, по сути дела являются прямо или косвенно охраной труда», поскольку они «способствуют улучшению положения рабочей силы» [1, с. 182].

Субъектами охраны труда (по КЗоТ РСФСР 1918 г.) являлись: инспекция труда; технические инспектора; представители санитарного надзора. В обязанности органов инспекции труда вменялось, в частности, следующее: а) посещать соответствующие промышленные (фабрично- заводские) заведения, а также другие заведения (учреждения, помещения) для работников (квартиры, больницы, ясли, бани и др.); б) требовать от уполномоченных органов управления (заведующих предприятий, фабрично - заводских комитетов и др.) соответствующих объяснений, а также предоставления необходимых сведений, книг, документов; в) привлекать к работе по надзору охраной труда соответствующих лиц (представителей рабочих организаций, мастеров, заведующих, смотрителей, десятников и др.); г) привлекать к юридической ответственности (в т.ч. к уголовной) за несоблюдение определенных правовых нормативов, направленных на охрану жизни и здоровья работников (КЗоТа, декретов, инструкций, распоряжений и др.); д) принимать участие в работе профсоюзов и фабрично-заводских комитетов в целях выяснения как общей картины условий труда, так и условий труда в отдельных предприятиях (учреждениях, хозяйствах).

Неотъемлемыми сегментами данного Кодекса стали 5 приложений (в виде соответствующих правил), в которых были конкретизированы наиболее важные положения правового регулирования труда. Это: Правила о порядке установления нетрудоспособности; Правила о выдаче пособий трудящимся во время их болезни; Правила о безработных и о выдаче им пособий; Правила о трудовых книжках; Правила о еженедельном отдыхе и о праздничных днях.

Историческое значение КЗоТа РСФСР 1918 года заключается в том, что данный правовой акт систематизировал ряд основных правовых нормативов, принятых в течение первого года становления новой власти, а также более детально конкретизировал ряд важных вопросов социально-трудовой сферы на данном историческом этапе. Кроме того:

1) Кодекс устанавливал норму, согласно которой в качестве работодателя могло выступать частное физическое или юридическое лицо, что было вполне оправдано, поскольку к концу 1918 года российское хозяйство оставалось многоукладным, а частная собственность не была упразднена полностью. При этом работодатель-частник обязывался всецело соблюдать установленный императивными правовыми нормами порядок предоставления труда. Виновные лица, при нарушении соответствующих правил, подвергались юридической ответственности, в виде

штрафных санкций (в размере не менее 300 рублей) или уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок не менее одной недели;

2) Кодекс стал единым трудоправовым универсальным актом, поскольку, во-первых, закрепил принцип иерархии, суть которого в том, что «все существующие и вновь издаваемые по вопросам труда постановления общего характера (распоряжения отдельных учреждений, инструкции, правила внутреннего распорядка и т.п.), а равно и отдельные договоры и соглашения впредь действительны лишь постольку, поскольку они не противоречат правилам настоящего Кодекса». Во-вторых, при отсутствии гражданского кодекса, КЗоТ взял под свою сферу правового регулирования все отношения, связанные с трудом, в том числе и отношения по труду, имевшие явно гражданско-правовой характер (например, всевозможные оказания платных услуг, выполнение конкретных работ за вознаграждение и т.п.);

3) Кодекс установил важный принцип, согласно которому прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя стало возможным лишь в установленных законам случаях. Так, исчерпывающий перечень оснований для увольнения работника по инициативе работодателя был закреплен впервые в статье 46 КЗоТа.

4) КЗоТ РСФСР 1918 г. наглядно отразил специфические особенности государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, явился мощным толчком и мотивацией для дальнейшего развития основных отраслевых институтов российского трудового права и системы отрасли советского трудового права в целом;

5) КЗоТ РСФСР 1918 г. обеспечил правовыми средствами осуществление первоначального этапа социалистической организации труда в России (октябрь 1917-1920 гг.) Несмотря на официальную идеологическую установку о классовой (эксплуататорской) сущности всякого права, его неизбежного постепенного «отмирания» (вместе с государством) и, следовательно, соответствующего (нигилистического) отношения к данному явлению, первый КЗоТ РСФСР был жизненно необходим для того времени.

Кроме того, анализ трудового законодательства периода «военного коммунизма» позволяет разглядеть историческую преемственность в процессе правового регулирования социально-трудовой сферы. Некоторые правила благополучно пережили своё время и подверглись рецепции (заимствованию) со стороны современного законодателя. Более того, отдельные конкретные трудоправовые нормы рассматриваемого периода почти в неизменном виде экстраполировались в современное трудовое право России. Вот ряд примеров:

а) согласно ст. 71 КЗоТа РСФСР 1918 г., выдачу заработной платы работнику (при работах постоянного характера) следовало осуществлять не

реже, чем каждые 2 недели (ст. 136 современного ТК РФ);

б) согласно ст. 77 и ст. 107 КЗоТа РСФСР 1918 г. каждый работник имел право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 114 современного ТК РФ);

в) согласно ст. 88 КЗоТа РСФСР 1918 г. время обеденного перерыва не включалось в рабочее время (и, следовательно, не оплачивалось) (ст. 108 современного ТК РФ);

г) согласно ст. 90 КЗоТа РСФСР 1918 г. работники могли использовать время обеденного перерыва по своему усмотрению (в т.ч. отлучаться с места работы) (ст. 106 современного ТК РФ);

д) согласно примечания к ст. 89 работницы, кормящие ребенка грудью, имели право на дополнительные перерывы в течение рабочего времени, продолжительностью не менее 1А часа, с интервалом через каждые 3 часа (ст. 258 современного ТК РФ);

е) среди оснований привлечения работников к сверхурочным работам (согласно п. «в» ст. 94 КЗоТ РСФСР) была установлена норма, которая допускала на практике привлечение к подобным работам «при необходимости закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной и случайной задержки, по техническим условиям производства, не могла быть закончена в нормальное рабочее время, если прекращение этой работы может повлечь за собой порчу материалов и машин». Данная норма также вошла в современное трудовое законодательство (п. 1 ст. 99 ТК РФ).

Таким образом, «нельзя отрицать того, что многие нормы и конструкции, записанные в КЗоТе 1918 г. в области условий и охраны труда, были достижением для нашей страны, отвечали интересам трудящихся масс и воплощали прогрессивные тенденции в развитии трудового права» [3, с. 39]. КЗоТ РСФСР 1918 г служил не только правовым «индикатором» социально-трудовой сферы того времени, но и дал определенные импульсы к дальнейшему развитию отечественного трудового законодательства по пути его кодификации, заложив тем самым важные и практически значимые правовые традиции.

Библиографический список

1. Бухарин Н.И. Азбука коммунизма. - М., 1919. - 200 с.

2. Карр Э. История Советской России. Большевистская революция. Т. 2. - London, 1952. - 710 с.

3. Киселёв И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.: Эксмо, 2005. - 608 с.

4. Ленин В.И. О трудовом законодательстве. -М.: Госполитиздат, 1959. - 519 с.

5. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесян-ца. - М.: Норма, 2006. - 832 с.

6. Собрание Узаконений РСФСР. - 1918. -№ 87-88. - Ст. 905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.