Научная статья на тему 'Систематизация профилактических и оздоровительных технологий как инструмент совершенствования здоровьесбергающей деятельности в школах'

Систематизация профилактических и оздоровительных технологий как инструмент совершенствования здоровьесбергающей деятельности в школах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЫ / SCHOOLS / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PREVENTIVE AND WELLNESS TECHNOLOGIES / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SYSTEMATIZATION / ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ASSESSMENT OF HEALTHCARE EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский Владимир Владимирович

Представлено обоснование необходимости систематизации профилактических и оздоровительных технологий, применяемых в школах. Приводятся критериальные признаки, на которых основана систематизация. Описана структура таблицы «систематизации технологий» и приведены примеры ее использования для оценки эффективности профилактических и оздоровительных технологий, реализованных в разных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF PREVENTIVE AND WELLNESS TECHNOLOGIES AS A TOOL TO IMPROVE OVERALL HEALTH PROTECTION IN SCHOOLS

The article presents the basis for systematization of preventive and wellness technologies, applied in schools. Criterial signs for systematization are given. The structure of the table «Technologies systemization» is shown, and the examples of its use for assessing the effectiveness of preventive and wellness technologies, implemented in different schools, are given.

Текст научной работы на тему «Систематизация профилактических и оздоровительных технологий как инструмент совершенствования здоровьесбергающей деятельности в школах»

26

ЗНиСО октябрь №>10 (283)

УДК 613.955

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩЕИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛАХ

И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлено обоснование необходимости систематизации профилактических и оздоровительных технологий, применяемых в школах. Приводятся критериальные признаки, на которых основана систематизация. Описана структура таблицы «систематизации технологий» и приведены примеры ее использования для оценки эффективности профилактических и оздоровительных технологий, реализованных в разных школах.

Ключевые слова: школы, профилактические и оздоровительные технологии, систематизация, оценка медицинской эффективности.

I.K. Rapoport, S.B. Sokolova, V.V. Chubarovsky □ SYSTEMATIZATION OF PREVENTIVE AND WELLNESS TECHNOLOGIES AS A TOOL TO IMPROVE OVERALL HEALTH PROTECTION IN SCHOOLS □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

The article presents the basis for systematization of preventive and wellness technologies, applied in schools. Criterial signs for systematization are given. The structure of the table «Technologies systemization» is shown, and the examples of its use for assessing the effectiveness of preventive and wellness technologies, implemented in different schools, are given.

Key words: schools, preventive and wellness technologies, systematization, assessment of healthcare effectiveness.

В настоящее время в школах реализуется большое количество технологий, касающихся организации педагогического процесса, формирования культуры здоровья, физкультурной и спортивной работы, питания учащихся [1]. Для оздоровления школьников используются технологии восстановительной медицины, широко применяются спортивные тренажеры, внедрены различные системы мониторинга состояния здоровья школьников. Однако реализация технологий происходит без должной оценки условий и безопасности их реализации, без определения медицинской, социальной и экономической эффективности применения. До настоящего момента не существовало систематизации используемых в образовательных организациях технологий первичной и вторичной профилактики нарушений здоровья у школьников, имеет место расхождение взглядов и различное понимание терминов между специалистами различного профиля. Все это затрудняет организацию профилактической и оздоровительной деятельности и оценку эффективности проводимой работы. Поэтому систематизация профилактических и оздоровительных технологий может рассматриваться как инструмент, необходимый для целенаправленного выбора каждой школой комплекса технологий с учетом особенностей состояния здоровья учащихся, посещающих данную образовательную организацию.

Цель исследования - провести систематизацию современных профилактических и оздоровительных технологий, применяемых в общеобразовательных организациях.

Материалы и методы. Проведено исследование 106 профилактических и оздоровитель-

ных технологий на основании визуального наблюдения; опроса по специально разработанной анкете лиц, реализующих данные технологии в школах; анализа медицинской и педагогической литературы. Указанные технологии применяются в школах гг. Москвы, Чебоксары Чувашской Республики, Иваново и сельских школах Смоленской и Белгородской областей; а также отражены в конкурсных материалах 76 школ - участников Всероссийских конкурсов школ здоровья 2010 и 2015 гг.

Результаты исследования. На основании собранной информации о профилактических и оздоровительных технологиях были разработаны критериальные признаки, необходимые для систематизации технологий. К критериальным признакам (помимо общеизвестных понятий: первичный, вторичный и третичный этапы профилактики и популяционный; групповой и индивидуальный уровни профилактической работы) были отнесены: 1) «здоровьесберегающая педагогическая технология»; 2) «здоровьесберегающая медицинская (профилактическая) технология»; 3) «медико-педагогическая здоровьесберегающая (профилактическая) технология». В основу дифференциации положен принцип: кто непосредственно отвечает за технологию и ее осуществляет. В первом случае - это педагог; во втором - медицинский работник (врач, медицинская сестра); в третьем - медицинский работник обучает педагогов, которые осуществляют технологию под контролем медицинского работника. Дано определение такому понятию как «оздоровительная технология» - совокупность методов, приемов, режимов работы, последовательность операций и процедур, направленных на улучшение физического и пси-

октябрь МО (203) ЗНиСО

27

^р хического здоровья, функциональных возможностей и самочувствия человека, его иммуно-^ биологической резистентности, повышение ра-ср ботоспособности и физической подготовленности. В большинстве случаев применение оздоровительных технологий требует лицензирования как медицинская деятельность, осуществляемая только медицинскими работниками, !—р включая специалистов восстановительной медицины.

Составлена таблица «Систематизация тех-^ нологий», в которой представлена непосредст-

■_ венно систематизация наиболее часто реали-

I_ зуемых в общеобразовательных организациях

профилактических и оздоровительных технологий. Распределены по группам по своему основному предназначению 106 технологий:

1. Образовательная среда и организация учебного процесса общеобразовательной организации.

2. Профилактика и коррекция нарушений зрения.

3. Профилактика нарушений костно-мышеч-ной системы.

4. Двигательная активность на уроках.

5. Двигательная активность оздоровительного характера, реализуемая на уроках и во внеурочное время.

6. Двигательная активность спортивно-массового характера, реализуемая во внеурочное время.

7. Рациональное питание в образовательной организации.

8. Коррекционно-оздоровительная программа, реализуемая в школе для детей с гастроэнтерологической патологией (автор Е.Н. Сот-никова) [4].

9. Здоровьесберегающие медицинские и оздоровительные технологии для снижения частоты инфекционных заболеваний.

10. Гигиеническое просвещение и воспитание, формирование здорового образа жизни.

11. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, повышение умственной и физической работоспособности учащихся.

В таблице «Систематизация технологий» по каждой технологии имеется ее название (признанное или условное); указано, на каком этапе профилактики она проводится (первичная, вторичная, первичная и вторичная одновременно, третичная); на каком уровне профилактики она осуществляется (популяционный, групповой, индивидуальный или на нескольких уровнях одновременно); является ли она здоровьесбере-гающей (педагогическая, медицинская, медико-педагогическая) или оздоровительной; на какие системы организма ребенка она преимущественно воздействует. По каждой технологии указано, по каким показателям можно вести мониторинг и оценить ее эффективность. В качестве примера возможности оценки медицинской (медико-педагогической) эффективности технологий рассмотрены результаты оценки

эффективности 4 здоровьесбергающих и оздоровительных технологий, реализованных в разных школах.

Первый пример. Оценка эффективности здо-ровьесберегающей педагогической технологии, относящейся к категории «Образовательная среда и организация учебного процесса общеобразовательной организации». Технология: «Биместровая модель организации учебного года» [3]. При оценке эффективности использовались показатели клинического профилактического обследования учащихся начальных классов в условиях школы в начале и в конце учебного года. В качестве группы сравнения были выбраны и аналогичным образом обследованы дети этого же возраста, обучавшиеся в школе, в которой реализована традиционная модель организации учебного года. Для обследования школьников были получены информированные согласия всех родителей. В школе, реализующей биместровую модель учебного года, не увеличивается распространенность хронических заболеваний и функциональных отклонений к концу учебного года, в то время как в контрольной школе возросла распространенность хронических заболеваний на 41,4 % за счет появления у детей новых случаев неврозов, болезней органов пищеварения, гипертрофии миндалин и аденоидов II-III степени, хронического тонзиллита.

Второй пример. Оценка эффективности здо-ровьесберегающей педагогической технологии, относящейся к категории «Двигательная активность спортивно-массового характера, реализуемая во внеурочное время». Технология: «Физическая подготовленность учащихся в школах с различной организацией спортивно-массовой работы». При оценке эффективности использовались показатели многократного тестирования детей для определения физической подготовленности учащихся учителями физкультуры двух сельских школ, одна из которых отличалась высоким уровнем спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. В другой сельской школе этого же района было значительно меньше спортивных секций из-за отсутствия залов и школьного стадиона; учащиеся этой школы были группой контроля по определению уровней физической подготовленности. Убедительно доказана эффективность спортивно-оздоровительной работы, т. к. за 3 года достоверно (на 38,2 %) увеличился процент детей с уровнем физической подготовленности выше среднего и снизилось (на 23,7 %) количество учащихся с низким уровнем физической подготовленности, в то время как в контрольной школе физическая подготовленность школьников изменений практически не претерпела.

Третий пример. Оценка эффективности здо-ровьесберегающей (профилактической) медико-педагогической технологии, относящейся к категории «Здоровьесберегающие медицинские

28

ЗНиСО ОКТЯбРЬ №>10 (283)

и оздоровительные технологии, применяемые для снижения частоты инфекционных заболеваний». Технология: «Профилактика ОРВИ с использованием спреев с морской водой» [2]. Для оценки эффективности элиминационной терапии были выбраны показатели острой заболеваемости ОРВИ (в расчете на 100 детей), такие как: численность детей, болевших ОРВИ в классах, где применялась элиминационная терапия спреями с морской водой, и в контрольных классах, где спреи не применялись; число случаев заболеваний ОРВИ и дней пропусков занятий по болезни в основной и контрольной группах. Доказана эффективность профилактической технологии - массовой эли-минационной терапии спреями с морской водой, а именно достоверное снижение числа болевших детей, случаев заболеваний и дней пропусков занятий по болезни.

Четвертый пример. Оценка эффективности оздоровительной технологии, относящейся к категории «Коррекционно-оздоровительная программа, реализуемая в школе» (автор Е.Н. Сотникова) [4]. Технология: «Оздоровление учащихся с патологией органов пищеварения». Для оздоровления детей с гастроэнтерологическими заболеваниями на базе школы здоровья «Лукоморье» (школа № 1998 г. Москвы) были отработаны профилактические и оздоровительные технологии: регулярное трехразовое сбалансированное по основным составляющим питание, обогащенное естественными источниками витаминов и микроэлементов; использование биологически активных добавок и бездрожжевого хлеба; применение индивидуальных схем фитотерапии, физиотерапии, ЛФК. Оценка результатов программы проведена по справкам о пропусках занятий по болезни и данным ежегодных профилактических осмотров учащихся школы. За 3 года осуществления оздоровительной программы среди учащихся школы не было выявлено ни одного нового случая гастроэнтерологического заболевания. В 1-й год проведения оздоровительных мероприятий у 53 % детей наблюдались обострения хронических болезней органов пищеварения, во 2-й год - у 23 %, в 3-й - только у 2 %.

Таким образом, на 4 примерах показано, что возможен мониторинг и оценка эффективности всех профилактических и оздоровительных технологий, в том числе здоровьесбере-гающих педагогических технологий, при применении адекватных методов и использовании чувствительных индикаторов (показателей).

Вывод. Проведенная систематизация наиболее часто используемых в школах профилактических и оздоровительных технологий позволит в дальнейшем органам управления образованием и здравоохранением, руководителям общеобразовательных организаций, школьному медицинскому персоналу подбирать технологии в соответствии со стратегией профилактической работы в образовательных организациях и конкретными задачами по охране и укреплению здоровья обучающихся, а также проводить мониторинг и оценку эффективности по унифицированным количественным показателям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. и др. Современные направления профилактической работы в образовательных организациях / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева, Н.А. Скоблина. Гигиена и санитария. 2014. Том 93. № 6. С. 107-111.

2. Рапопорт И.К. и др. Массовая профилактика острых респираторных заболеваний у детей средствами эли-минационной терапии в условиях образовательных организаций / И.К. Рапопорт, Е.Н. Сотникова, С.Б. Соколова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 34-39.

3. Рапопорт И.К. и др. Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе / И.К. Рапопорт, С.Ю. Степанов, О.С. Панина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8. С. 13-17.

4. Сотникова Е.Н. Оздоровление учащихся с заболеваниями органов пищеварения в образовательных учреждениях: Тезисы I Международной конференции «Современные аспекты реабилитации в медицине». Ереван, 2003. 296 с.

Контактная информация:

Чубаровский Владимир Владимирович, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: chubarovsky@gmail.com Contact information:

Chubarovsky Vladimir, рЫзпе: +7 (495) 917-48-31, e-mail: chubarovsky@gmail.com

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.