Научная статья на тему 'Систематизация представлений о деятельности органов внутренних дел: необходимость и возможность проведения'

Систематизация представлений о деятельности органов внутренних дел: необходимость и возможность проведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / LAW ORDER / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / INTERDEPENDENT CORRELATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Е.В., Капитонов С.А.

В статье исследуется вопрос о необходимости организации обратных (взаимообусловленных) связей состояния правопорядка, возможностей органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, мнения общественности и возможностей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянова Е.В., Капитонов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of views on activity of internal affairs agencies. Necessity and possibility for conduction

The paper deals with the issue of the necessity of interdependent correlation between the condition of law order, internal affairs agencies' possibilities for development of their activity, public opinion and the possibilities of science.

Текст научной работы на тему «Систематизация представлений о деятельности органов внутренних дел: необходимость и возможность проведения»

S H

и о X

л

<

и

H

к

:'5 О X

Л

<

и

H

s

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

¡Ü

<

а С

к S а

О и н

З6

Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления Научного центра,

доктор юридических наук, доцент

С.А. КАПИТОНОВ,

главный научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления Научного центра,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Систематизация представлений о деятельности органов внутренних дел: необходимость и возможность проведения

В статье исследуется вопрос о необходимости организации обратных (взаимообусловленных) связей состояния правопорядка, возможностей органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, мнения общественности и возможностей науки. Правопорядок, мониторинг, обратная связь, органы внутренних дел.

E.V. EMELIANOVA,

doctor of legal sciences, assistant-professor, senior research officer, Section of investigation of problems related to

branch administration

S.A. CAPITONOV,

doctor of legal sciences, professor, senior research officer, Section of investigation of problems related to branch

administration

(Management Academy of the Ministry for Internal Affairs)

Systematization of views on activity of internal affairs agencies'. Necessity and possibility for conduction

The paper deals with the issue of the necessity of interdependent correlation between the condition of law order, internal affairs agencies' possibilities for development of their activity, public opinion and the possibilities of science.

Law order, monitoring, interdependent correlation, internal affairs agencies'.

Решающим фактором, повышающим эф- но и сами представления россиян о способах

фективность реализации возможностей и направлениях реализации возможностей пра-

органов внутренних дел, является взаимосвязь воохранительных органов. Их формирование

ожиданий граждан, достижений науки и запро- и развитие на современном этапе характеризу-

сов практики. Можно предположить, что от эф- ется последовательной интеграцией в систему

фективности организации такой связи зависит приоритетов демократического государства

представление граждан о качестве деятельности и гражданского общества, а также — стремле-

органов внутренних дел, осуществляемой в сфе- нием к соответствию условиям деятельности

ре правопорядка. на международном уровне.

Необходимость непрерывного отслеживания Правовой основой и предпосылкой этого

результативности проводимой работы, а также процесса являются два Указа Президента Рос-

своевременное проведение управленческого сийской Федерации: «О мерах по совершенст-

анализа, который нацеливает органы внутрен- вованию деятельности органов внутренних

них дел на приведение в соответствие качества дел Российской Федерации» (в ред. от 1 марта

своей деятельности ожиданиям общества, явля- 2011 г.) от 24 декабря 2009 г. № 1468 [2], где был

ются не только ведомственной, но и жизненной определен курс на модернизацию системы орга-

потребностью. нов внутренних дел, повышение эффективности

Коренным образом изменились не только их деятельности, кадрового, финансового, мате-

система, структура, задачи, функции и компе- риально-технического обеспечения, и «О неко-

тенция подразделений органов внутренних дел, торых мерах по реформированию Министерства

внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 1 марта 2011 г.) от 18 февраля 2010 г. № 208 [3].

Оценка качества деятельности органов внутренних дел включает процесс систематического сбора информации. Его цель — определение актуальных проблем организации и научно-обоснованного пути их решения. Связь проблем, возникающих на практике, с возможностями нашей ведомственной науки для их разрешения, безусловно, влияет на эффективность управления на том или ином структурном уровне системы органов внутренних дел. Кроме того, в результате технически возможного и практически непрерывного наблюдения обеспечивается адекватное создавшемуся положению знание о том, какие при этом происходят изменения правопорядка как управляемого объекта, насколько они обусловлены возможностями органов внутренних дел, и какие издержки сопряжены с достижением ожидаемого состояния [4, 5].

Социальные требования к деятельности органов внутренних дел, обсуждаемые сегодня в российском обществе, связаны прежде всего с недовольством населения высоким уровнем преступности и качеством работы органов охраны правопорядка.

Согласно нормативным документам деятельность органов внутренних дел осуществляется в нескольких основных направлениях. Общим ее предназначением в данный момент является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств. Особое внимание уделяется предупреждению и пресечению преступлений, а также административных правонарушений. Осуществляя свою деятельность в этом направлении, органы внутренних дел выявляют и раскрывают преступления, производят дознание по уголовным делам, ведут розыск скрывшихся или пропавших лиц. Существенную долю составляет производство по делам об административных правонарушениях, организационно и процессуально связанное с исполнением административных наказаний. Посредством личного присутствия и участия сотрудников органов внутренних дел обеспечивается правопорядок в общественных местах, а также безопасность дорожного движения. Сотрудники органов внутренних дел контролируют соблюдение законодательства в области оборота оружия, осуществления частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, осуществляют охрану имущества и объектов. Не так давно органы внутренних дел стали обеспечивать государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, а также других защищаемых лиц. Значимым направлением реализации их возможностей является осущест-

вление экспертно-криминалистической деятельности [1].

При решении перечисленных задач органы внутренних дел сталкиваются с острыми для нашего общества проблемами. Не случайно ход проведения реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации был взят на особый контроль Президентом России.

Верно оценить особенности разрешаемой ситуации, правильно распорядиться собственными возможностями — значит обеспечить высокое качество правопорядка. Тем более, если связать это с накопленным прежде опытом и опереться на мнение общественности. Способом обеспечения такой взаимосвязи может стать постоянный контроль характера и качества разрешаемых органами внутренних дел ситуаций, проблем, возникающих при их разрешении, и научно обоснованных предложений по их разрешению.

Организация и проведение мониторинга деятельности органов внутренних дел по предлагаемой схеме может выявить алгоритмы, следование которым решит ряд проблем совершенствования практики обеспечения правопорядка. В частности, проблемы оценки уровня профессионализма сотрудников, выявления и распространения передового опыта.

Основной проблемой в построении взаимоотношений граждан и представителей органов внутренних дел является отсутствие представлений населения о возможностях правоохранительных органов. Точнее, о том, насколько эти возможности реализуются в каждой ситуации конкретными представителями служб и структур органов внутренних дел.

Разрешение задачи информирования населения возможно посредством организации обратной связи — системы обмена сведениями между подразделениями органов внутренних дел и гражданами. С помощью такой системы можно организовать электронные консультации для граждан, не знающих того, как поступить в той или иной ситуации или сомневающихся в правильности действий сотрудников органов внутренних дел, кроме того можно составить мнение о качестве работы конкретного подразделения органов внутренних дел и его сотрудников. Поддержание такой системы в рабочем состоянии может стать обширным полем деятельности для установления партнерских отношений между гражданами и сотрудниками органов внутренних дел.

Суть работы данной системы заключается в ознакомлении граждан с алгоритмом действий, соответствующих закону, служебному регламенту и характеру ситуации, разрешаемой конкретным сотрудником органов внутренних дел.

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

38

С помощью такой системы граждане смогут получить электронную «подсказку», например, к кому именно обращаться в создавшейся ситуации, какие документы и каким образом составлять, к кому обратиться за консультацией по их составлению. Кроме того, появится возможность выяснить, какие действия сотрудников допустимы в данной ситуации, а какие — нет, и где можно обжаловать действия сотрудников полиции.

Полагаем, что эта система должна быть двухуровневой. Первый уровень — федеральный, на нем информация должна пребывать в виде общей схемы действия. На втором — местном — целесообразно конкретизировать общую схему, дополнив ее, в частности, рекомендациями по обращению к конкретным должностным лицам и указаниями необходимых номеров телефонов. Использование гражданами этой системы целесообразно отслеживать централизованно.

В перспективе такая система дает возможность эффективной обратной связи и станет лучшим способом оценки деятельности органов внутренних дел. И, кроме того, проанализировав информацию, добытую с помощью данной системы, будет возможно определить, в каком именно направлении деятельности следует совершенствоваться органам внутренних дел. Таким образом, данная система послужит глобальному делу — оптимизации правопорядка1.

Однако проблема не исчерпывается только незнанием гражданами возможностей органов внутренних дел. Возможности органов внутренних дел до конца неизвестны и самой правоохранной структуре. Аналогичная «информационно-советующая» система, но рассчитанная уже для внутреннего пользования и защищенная от несанкционированного проникновения извне, нужна и самим сотрудникам органов внутренних дел. Ее основу могут составлять образцы алгоритмов служебных действий, подготовленные на уровне центрального аппарата органов внутренних дел.

Такие алгоритмы могут касаться последовательности действий сотрудников в конкретной ситуации, рациональности объема усилий, технологий применения технических средств, оптимального содержания составляемых документов. Это — особые электронные образцы действий представителей конкретной службы в определенной ситуации. Причем такие образцы могут послужить лишь общим ориентиром.

1 Следует отметить, что в настоящее время осуществляется создание системы обращений граждан как на уровне центрального аппарата МВД России, так и региональном уровне, которая включает статистику жалоб и предложений (н-р: http://www.ormvd.ru/pubs/15612/).

Система может быть усовершенствована по любому обоснованному предложению конкретного сотрудника, а контроль над этим процессом можно поручить сотрудникам, составляющим электронную базу данных. Такую систему можно обозначить как «служебная обратная связь».

Первоначально лучшие образцы алгоритмов служебных действий можно отбирать на основании комплексной экспертной оценки представленных алгоритмов служебных действий опытными сотрудниками, руководителями служб, например, в порядке служебного конкурса, где итоговая оценка выставляется на основании обобщения мнений руководителей подразделений, ветеранов органов внутренних дел, представителей прокуратуры, суда, а также ученых, ведущих исследования в этой области. Вместе с тем одним из условий участия в конкурсе должна быть анонимность представляемого образца. Если объявить такой образец ориентиром, на который следует обращать внимание, то по количеству обращений и замечаний можно будет судить о его качестве. Авторов лучших исходных образцов и наиболее популярных поправок можно будет поощрять.

«Служебная обратная связь», построенная как комплекс алгоритмов, систематизированных по службам органов внутренних дел и по разрешаемым ими ситуациям, на наш взгляд, обеспечит возможность следующих действий:

— восприятия приемлемых практических находок;

— выявления новых форм, достойных широкого практического применения;

— выявления наиболее удачных форм контактов теоретиков, «прикладников» и практиков;

— конкретизации форм и предметов соответствия потребностей практики теоретическим и прикладным научным разработкам исследователей;

— оценки качества официальных регламентов, касающихся деятельности сотрудников органов внутренних дел любой службы и любого уровня.

В этом ряду необходима еще одна система — научных поисков. Цель создания данной системы — привлечение возможностей науки к решению возникающих в деятельности органов внутренних дел проблем.

В перспективе могут быть созданы три взаимосвязанные системы, обеспечивающие обратную связь управленческих процессов, реализуемых органами внутренних дел. Во-первых, это система обращений граждан (статистика жалоб и предложений), во-вторых

— система служебных действий, включающая предложения от практиков по оптимизации этой деятельности и описание функциональ-

ных обязанностей. И, в-третьих, система научных поисков — исследований, проводимых научно-исследовательскими и образовательными учреждениями МВД России по запросам и пожеланиям практических органов внутренних дел.

Взаимосвязь этих систем обеспечит возможность конкретного и предметного совершенствования деятельности органов внутренних дел применительно к разрешаемым ими ситуациям на основе партнерских взаимоотношений с гражданами.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 фев.

2. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) // СПС КонсультантПлюс.

3. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 (в ред. от 1 марта 2011 г.) // СПС КонсультантПлюс.

4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СПС КонсультантПлюс.

5. Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru/pubs/15612/ (дата обращения: 15.02.2013).

E-mail: eev-rusinovo@yandex.ru, knsnsls@mail.ru

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.