Научная статья на тему 'СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЕГО ЖИЗНИ'

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЕГО ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Мария Евгеньевна

В статье представлены результаты систематизации потребностей человека с учетом организационных функций, реализуемых при управлении качеством процессов деятельности. Предложена модель системы потребностей человека, включающая базовый, личностный и мировоззренческий уровни, которые состоят из подсистем и групп потребностей. Определены причинно-следственные связи между потребностями, обеспечивающие целостность человека. Способы удовлетворения потребностей зависят от характерного для них сочетания функций потребителя, исполнителя и руководителя. Предлагаемая модель системы потребностей позволяет исследовать взаимосвязь между доминирующими потребностями человека и выбираемыми им алгоритмами управления качеством процессов деятельности, изучать влияние мировоззрения на предпочтение потребностей и особенности их удовлетворения, анализировать влияние на человека направлений связей между потребностями, определять внутренние причины ухудшения качества жизни человека и пути их преодоления. В целом разработанная модель позволяет реализовать системный подход к изучению потребностей с целью совершенствования человека и улучшения качества его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSON’S NEEDS SYSTEMATIZATION AS A BASIS FOR HIS LIFE QUALITY MANAGING

The article presents results of the person’s needs systematization, taking into account organizational functions implemented in the activity processes quality management. The person’s needs system model is proposed, including the basic, personal and worldview levels. These levels consist of needs subsystems and groups. Cause-and-effect relationships in the needs system that ensure the person’s integrity are determined. Needs satisfaction ways depend on their characteristic combination of consumer, implementer and manager functions. The proposed needs system model allows us to investigate the relationship between dominant person’s needs and algorithms of activity processes quality management chosen by him, to study the influence of person’s worldview on preferred needs and features of its meeting, to analyze the impact on the person of connections directions between needs, to determine factors of the person’s life quality deterioration and ways of them overcome. In general, the developed model makes it possible to implement a systematic approach to the study of needs in order to improve the person and improve his life quality.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЕГО ЖИЗНИ»

Систематизация потребностей человека как основа для управления качеством его жизни

Ильина Мария Евгеньевна,

кандидат технических наук, доцент, кафедра «Организация производства и управление качеством», ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева» E-mail: maria_ilyina@mail.ru

В статье представлены результаты систематизации потребностей человека с учетом организационных функций, реализуемых при управлении качеством процессов деятельности. Предложена модель системы потребностей человека, включающая базовый, личностный и мировоззренческий уровни, которые состоят из подсистем и групп потребностей. Определены причинно-следственные связи между потребностями, обеспечивающие целостность человека. Способы удовлетворения потребностей зависят от характерного для них сочетания функций потребителя, исполнителя и руководителя. Предлагаемая модель системы потребностей позволяет исследовать взаимосвязь между доминирующими потребностями человека и выбираемыми им алгоритмами управления качеством процессов деятельности, изучать влияние мировоззрения на предпочтение потребностей и особенности их удовлетворения, анализировать влияние на человека направлений связей между потребностями, определять внутренние причины ухудшения качества жизни человека и пути их преодоления. В целом разработанная модель позволяет реализовать системный подход к изучению потребностей с целью совершенствования человека и улучшения качества его жизни.

Ключевые слова: потребности человека, системный подход, управление качеством, качество жизни, организационные функции.

В настоящее время теория управления качеством приобрела значительную популярность в связи с возрастающим интересом к проблемам качества жизни и созданием потребительского общества. Современные международные стандарты по менеджменту качества требуют учитывать влияние так называемого «человеческого фактора» на качество результатов деятельности организаций. Различия национальных моделей управления качеством свидетельствуют о существенном влиянии менталитета на их формирование. В науке управления в целом наблюдаются такие тенденции, как развитие системного мышления и применение системного подхода к управлению, гуманизация и саморазвитие систем управления, их самообучение и интеграция [5]. Одним из важных результатов применения системного подхода, основы которого были заложены А.А. Богдановым, является понимание единых закономерностей организации различных систем (биологических, социальных, экономических и др.) [2]. Это позволяет использовать закономерности, полученные в одних областях знаний, для исследования систем в других областях. При этом главными свойствами системы следует считать наличие элементов и связей между ними, обеспечивающих ее целостность. Все перечисленное делает актуальным рассмотрение человека с точки зрения системной организованности во взаимосвязи с управлением качеством результатов его деятельности и качеством жизни в целом.

Человек может представлять собой мини-организацию, осуществляющую деятельность для себя и выполняющую определенные функции по самоуправлению, при необходимости переходя к управлению внешними объектами: потребительскую функцию, влияющую на цели деятельности, исполнительскую и управленческую, вербально выражаемые соответственно глаголами «хочу», «могу» и «должен» и оперирующие чувствами, действиями, требованиями.

Большинство ученых, занимающихся изучением категории «качество жизни», связывает ее с наличием возможностей и условий для удовлетворения потребностей [1, 3]. Поскольку человек является членом общества и вынужден соблюдать его требования, можно определить качество жизни человека как степень взаимного соответствия его потребностей, возможностей (собственных способностей и дополнительных ресурсов и условий жизни) и предъявляемых к нему внешних (формулируемых обществом) и внутренних (его личных) требований. Самоактуализация человека, характеризующая его сущность, зависит от успешного выполнения им по-

сз о

о Л о

о сз о в

требительских, исполнительских и управленческих функций, при реализации которых человек выступает соответственно как потребитель, исполнитель и руководитель. Поэтому качество самого человека можно рассматривать как единство или согласованное взаимодействие функций потребителя, исполнителя и руководителя в процессах его жизнедеятельности. Степень этого единства будет характеризовать его целостность, значение которой для личности человека рассмотрено в работе [4].

Человек как система может быть представлен своими потребностями (элементами) и их взаимосвязями. Тогда целостность человека будет зависеть от наличия, количества и качества связей между потребностями. Эти связи носят причинно-следственный характер (одна потребность инициирует другую), а качество связей определяется их непрерывностью, силой и направлением.

За основу для систематизации потребностей человека была взята теория А. Маслоу [6], которая была расширена и конкретизирована с учетом организационных функций. В результате систематизации была разработана трехуровневая модель системы потребностей человека, учитывающая взаимосвязи между функциями потребителя, исполнителя и руководителя при управлении процессами его деятельности. Каждый уровень потребностей состоит из трех подсистем, каждая из которых имеет по три группы потребностей (или по три отдельные потребности), взаимодействующие не только внутри своей подсистемы, но и с другими подсистемами, реализуя при этом потребительские, исполнительские или управленческие функции. Предлагаемая модель системы потребностей человека в общем виде представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Общий вид модели системы потребностей человека

Базовые потребности

Первый уровень включает в себя потребности, которые можно назвать базовыми, требующие взаимодействия человека с окружающей природной, социальной и технической средой, поэтому они наиболее очевидны и чаще других рассматриваются в различных моделях потребностей человека (рисунок 2). В целом этот уровень соответствует функции исполнителя.

П, п, п, И, и, и, Р, р, р - функции потребителя, исполнителя, руководителя на уровнях, в системах и подсистемах потребностей соответственно

На базовом уровне в подсистему человека-потребителя входят потребности, дающие чувственное наслаждение при взаимодействии с природой: физиологические и эстетические. При этом физиологические потребности делятся на две группы, выполняющие разные функции.

Исходными на базовом уровне являются потребности в физическом комфорте, которые можно назвать пассивными физиологическими, так как они характеризуют потребляющее отношение человека к природе. Это потребности организма, направленные на поглощение различных веществ из окружающей среды (воздуха, воды, пищи), отсутствии боли, сне, а также в необходимых условиях (комфортных температуре, освещенности, уровне звука и т.п.).

Следствием их являются потребности в физическом развитии или активные физиологические. К ним относятся потребности в действиях, направленных на преобразование внутренней энергии во внешнюю и на производство веществ, которые отдаются в окружающую среду: потребности в движении, росте, силе, очищении организма, воспроизводстве. Они характеризуют исполнительскую составляющую организма человека и обеспечивают успешное и многолетнее удовлетворение потребностей в физическом комфорте.

Рис. 2. Базовые потребности человека:

Эстетические потребности играют управленческую роль в рассматриваемой подсистеме, так как ими можно руководствоваться при принятии решений по удовлетворению физиологических потребностей. К эстетическим относятся потребности в гармонии, ритме и пропорции, которые могут восприниматься визуально (ландшафт, живопись, архитектура, одежда и др.), с помощью слуха (музыка) и других чувств. Стремление к гармоничному сочетанию и количественной пропорциональности потребляемых организмом веществ и условий среды, соблюдение режима питания, ритма движений, пропорции между удовлетворением активных и пассивных физиологических потребностей в целом - все это способствует здоровью человека и требует умения удовлетворять эстетические потребности (в частности, присутствия чувства меры). Использование эстетических потребностей при управлении физиологическими проявляется в оценке состояния здоровья человека по его внешнему виду, выборе продуктов питания по их цвету и внешней привлекательности, принятии решения соблюдать диету или заниматься спортом для достижения принятого идеала красоты, который, в свою очередь, формируется при созерцании природы. По результатам клинических исследований А. Маслоу эстетические потребности, несмотря на их недостаточную изученность, ярко проявляются у некоторых людей, а неудовлетворенность этих потребностей плохо влияет на состояние их здоровья. Это подтверждает руководящий характер потребностей в красоте по отношению к физиологическим потребностям человека.

В подсистему человека-исполнителя на базовом уровне входят направленные на сохранение и рост ресурсов потребности в безопасности существования и познавательные. Потребности в безопасности можно разделить на пассивные (потребительские), выражающие желание чувствовать себя в безопасности, и активные (исполнительские) - стремление использовать свои возможности, чтобы обезопасить себя и удовлетворить пассивные потребности.

Первые - потребности в безопасности (стабильности) - включают в себя потребности в отсутствии страха (стресса), наличии необходимых ресурсов для удовлетворения физиологических потребностей, в безопасной среде, порядке, постоянстве,

ограничении, предсказуемости, закономерности, защите.

Вторые - потребности в деятельности - это потребности в обновлении, накоплении, преобразовании ресурсов, труде, получении результата, обмене и т.п. Они обеспечивают физическую, материальную, экономическую безопасность путем подготовки всего необходимого для стабилизации условий жизни и непосредственно связаны с взаимодействием человека с технической средой.

Познавательные потребности выполняют управленческую функцию относительно двух перечисленных групп: знания необходимы как для чувства безопасности (неизвестность пугает человека), так и для успешной деятельности. К познавательным можно отнести потребности в распознавании, впечатлении, узнавании нового (интересного), запоминании, исследовательском поиске, изучении, понимании причинно-следственных связей и закономерностей, определении свойств объектов, наличии примера для деятельности.

Подсистема человека-руководителя на базовом уровне предполагает взаимодействие человека с социальной средой и состоит из социальных и этических потребностей. Социальные потребности делятся на пассивные (в принадлежности социальной группе и в любви), выполняющие функцию потребителя и требующие комфортной социальной среды, и активные (престижные), соответствующие функции исполнителя и выражающие желание получить общественное признание, используя свои возможности.

Потребности в социальном комфорте основываются на чувстве одиночества и включают в себя потребности в присутствии людей, эмоциональной поддержке, доверии, принадлежности социальной группе (семье, кругу друзей, трудовому коллективу, народу и др.), взаимопомощи, взаимопонимании, любви, общении, единении (желании быть как все).

Престижные потребности (или потребности в социальной активности) - это потребности в оценке окружающими достоинств и достижений человека, завоевании определенного статуса и внимания. Они могут включать в себя потребности в иерархии, общественном положении, признании человека «своим», высоких результатах деятельности, уважении, известности, уникальности, полезности, соответствии требованиям общества, доминировании или лидерстве.

о о

о о

-I

аз ф

о о о в

в и

см со

Этические потребности выполняют функцию управления в данной подсистеме, так как социальный комфорт и общественное признание успехов человека требуют наличия единых ценностей в обществе или социальной группе. Это потребности в разграничении добра и зла с целью свободного выбора между ними. Главный закон этики -не делай другим того, чего не желаешь себе - непосредственно связывает этические потребности с социальными. Общество существенно влияет на понимание человеком этих категорий, а их применение людьми влияет на состояние общества. К этическим можно отнести потребности в понимании добра и зла, свободе,справедливости, законе, ответственности, исполнении долга, отсутствии угрызений совести, социальном равенстве, праве, защите чести и достоинства.

В целом последняя из рассмотренных подсистем играет руководящую роль среди подсистем потребностей базового уровня, поскольку именно взаимодействие с социальной средой во многом определяет особенности удовлетворения физиологических и эстетических потребностей, потребностей в безопасности и знании. Так, особенности национальной кухни и культура питания, отношение к спорту и воспроизводству, идеалы красоты, престижность видов деятельности в разных обществах могут существенно различаться.

Взаимосвязь потребностей разных подсистем

Взаимосвязи между потребностями каждого уровня не ограничиваются связями внутри подсистем.

Потребности в физическом и социальном комфорте и в безопасности (стабильности), реализующие в своих подсистемах функцию потребителя, взаимодействуют между собой и образуют систему потребителя (или систему потребностей в комфорте). В ней функции каждой группы потребностей соответствуют функциям их подсистем: потребности в безопасности становятся исполнительскими по отношению к потребностям в физическом комфорте, а потребности в социальном комфорте управляют и теми, и другими. Потребности этих групп проявляются и требуют удовлетворения с самого рождения ребенка: чувства голода, жажды, холода, боль, страх сразу выражаются плачем младенца, а отсутствие принадлежности социальной группе делает просто невозможным удовлетворение других жизненно важных его потребностей. И проявление любви к взрослому человеку выражается, в первую очередь, в желании помочь ему удовлетворить потребности в пище, тепле, чистоте, покое и т.п.

Систему исполнителя, которую можно назвать системой потребностей в развитии и росте, составляют потребности в физическом развитии, выполняющие здесь потребительскую функцию, потребности в деятельности (экономическом развитии), занимающие место исполнителя, и престижные потребности (в социальном росте), которые руководят остальными. Эти потребности не являются

жизненно необходимыми для организма (нулевая удовлетворенность совместима с жизнью), но обеспечивают возможность самостоятельного, бесперебойного и длительного удовлетворения потребностей в комфорте. Чаще всего эти потребности осознаются человеком и начинают ярко проявляться в подростковом возрасте. Хотя многие потребности в физическом развитии удовлетворяются и в раннем детстве (например, потребности в движении и росте), но относящаяся к ним потребность в воспроизводстве не позволяет говорить о возможности удовлетворения этой группы потребностей в целом с детских лет.

Система руководителя или система культуры человека, складывается из эстетических (потребительских), познавательных (исполнительских) и этических (управленческих) потребностей. Несмотря на то, что многие из потребностей этих групп могут проявляться и удовлетворяться с самых ранних лет жизни, детьми они обычно не формулируются, а осознанное их удовлетворение начинается во взрослом возрасте и связано с принятием тех или иных решений.

Личностные потребности

Потребности личности являются глубоко скрытыми внутренними потребностями человека. Их можно назвать потребностями в самоактуализации, важную роль для которой играет целостность. Этот уровень выполняет потребительскую функцию по отношению к базовому. Взаимосвязи, формирующие подсистемы и системы личностных потребностей, аналогичны взаимосвязям базовых потребностей (рисунок 3).

Исходной потребностью личностного уровня можно считать потребность в сознании своей целостности. Следствием ее являются: потребность в саморазвитии (росте человека как личности, развитии личных качеств и способностей), потребность в самовыражении (собственном стиле, проявляющемся в одежде, манере общения, потребительских предпочтениях и др.), потребность в самосохранении целостности личности (сохранении своего внутреннего мира от негативных влияний извне, деградации и разрушения), потребность в самолюбии, вызывающая желание оценить и улучшить себя.

Потребность в творческой самореализации способствует саморазвитию, является источником самомотивации человека к труду и помогает сохранить и, при необходимости, восстановить целостность личности. Потребность в самопознании имеет целью понять закономерности развития своей личности и использовать их для сохранения ее целостности, самореализации и самовыражения (так как чтобы выразить себя, необходимо знать свои личные качества).

Результирующей потребностью данного уровня является потребность в самосовершенствовании, которая формируется как следствие потребностей в самолюбии и самооценке, самовыражении и самопознании. Чтобы любить себя надо стремить-

ся стать лучше. Выразить во внешних формах хочется только свои лучшие качества. Выявление недостатков при самооценке приводит к разочарованию, поэтому для постоянного желания оценивать себя необходимо совершенствоваться.

Познание себя также ведет к этой потребности. Вопрос о том, какими методами совершенствовать себя и каким идеалом при этом руководствоваться решается в зависимости от мировоззрения человека.

Потребность в самосохранении целостности личности

Рис. 3. Личностные потребности человека

Потребности личности для своего удовлетворения стимулируют базовые потребности. Так, удовлетворять пассивные физиологические потребности необходимо, чтобы сознавать свою целостность (и, наоборот, крайнее ухудшение физического состояния человека может привести к потере сознания вообще). Удовлетворение активных физиологических потребностей должно способствовать саморазвитию человека. Эстетические потребности призваны помочь в самовыражении. Для сохранения целостности личности необходимо удовлетворять потребности в физической безопасности. Без трудовой деятельности невозможна творческая самореализация. Познавательные потребности человека имеют конечной целью самопознание. Потребность в самолюбии инициирует стремление к социальному комфорту. Потребность в самооценке стимулирует престижные потребности, так как для оценки себя человек может ориентироваться на мнение окружающих (это относится, прежде всего, к детям, еще не имеющим сформировавшегося мировоззрения и соответствующих критериев самооценки). И наконец, потребность в самосовершенствовании ведет к необходимости отличать добро от зла, активизируя этические потребности.

Мировоззренческие потребности

Уровень мировоззренческих потребностей играет руководящую роль в системе и окончательно формируется во взрослом возрасте. Однако при недостаточном воспитании и образовании, отрыве от культурной традиции эти потребности могут остаться неразвитыми. В целом к ним относится стремление иметь определенное отношение к важнейшим категориям жизни. На этом уровне в подсистему потребителя входят: - потребность в отношении к жизни человека и ее источнику (а также к смерти), управляющая потребностями в самосознании и физическом комфорте;

- потребность в отношении к возможностям человека (их ограниченности или, наоборот, безграничности) и их источнику, руководящая потребностями в саморазвитии личности и физической активности;

- потребность в отношении к красоте и ее источнику, управляющая потребностями в самовыражении и эстетическими.

К подсистеме исполнителя относятся:

- потребность в отношении к вечности, выполняющая функцию управления потребностями в самосохранении и безопасности (стабильности);

- потребность в отношении к творчеству, руководящая потребностями в самореализации и деятельности;

- потребность в отношении к категории «истина», управляющая потребностями в самопознании и познании окружающего мира. Подсистема руководителя включает в себя:

- потребность в отношении к категории «любовь», руководящая потребностями в самолюбии и социальном комфорте;

- потребность в отношении к славе или успеху, руководящая потребностями в самооценке и престижными потребностями;

- потребность в отношении к необходимости идеала и его определении, руководящая потребностями в самосовершенствовании и этическими.

Управляющая роль мировоззрения заключается, прежде всего, в выборе тех потребностей низших уровней, удовлетворению которых следует отдать предпочтение. Например, от отношения к категории вечности (ее признания или отрицания) зависит, чему человек уделяет больше внимания: потребностям в физической безопасности или в сохранении целостности своей личности.

Конкретные потребности этого уровня могут формулироваться по-разному, в зависимости от мировоззрения человека. Например, проведенный анализ христианской религиозной традиции,

> о

И

Л о со о И

Я

о>

Хэ

сыгравшей решающую роль в формировании российского менталитета, показал, что мировоззренческому уровню могут соответствовать следующие потребности:

- в подсистеме потребителя: потребности в присутствии Бога (как источника жизни), силе Бо-жией (источнике возможностей), созерцании Бога (источника красоты);

- в подсистеме исполнителя: потребности в молитве к Богу (в том числе обращении за помощью и защитой), благословении Божием (источнике творчества), богопознании (познании Истины);

- в подсистеме руководителя: в любви Божией (в христианском понимании Бог есть Любовь), прославлении Бога (как источника всех благ, успехов и достижений), признании Бога совершенством.

Роль организационных функций в удовлетворении потребностей

Поскольку каждая потребность или группа потребностей выполняет в системе определенный набор функций, то от сочетания этих функций зависят способы удовлетворения потребностей, которые, в свою очередь определяют алгоритмы управления процессами деятельности человека. Другими словами, человек может управлять необходимыми для жизни процессами теми способами, которые заложены в его природу вместе с потребностями. Выбор алгоритма деятельности и самого вида деятельности может зависеть от навыка удовлетворять соответствующие потребности, а, значит, от доминирующих потребностей.

Взаимодействие человека с окружающим миром происходит в процессах удовлетворения потребностей базового уровня, но не все из них связаны с управленческой функцией. Функцию руководителя, обозначенную на рисунке 2 буквой Р, реализуют пять потребностей этого уровня: эстетические, познавательные, социальные, престижные и этические. Из них познавательные, престижные и этические не используют функцию потребителя (П), поэтому не требуют непосредственного участия чувств человека в процессах их удовлетворения и ориентированы на получение результата: знаний, достижений, соответствия требованиям. Чувство удовлетворенности в этом случае приходит уже после завершения процесса и оценки конкретного полезного результата. Потребности в социальном комфорте и эстетические используют все три функции для достижения удовлетворенности, что придает процессам большую непредсказуемость. При этом значимость процесса превосходит значимость результата, так как чувства (потребности) удовлетворяются уже в самом процессе. е Приоритет тех или иных потребностей определя-е ет как характер человека, так и национальный менЯ талитет в целом, а также особенности отдельных ° социальных групп и профессиональных сообществ. г Например, познавательные и престижные потреб-

ности характеризуются одним набором функций и предполагают согласие между руководителем (Р) и исполнителем (И) в человеке, т.е. рациональное отношение к жизни и отсутствие противоречия между возможностями и требованиями. А эстетические потребности и потребности в социальном комфорте, тоже имея общий набор функций, включают еще и эмоциональную или потребительскую составляющую. Доминирование и тех, и других потребностей характерно для людей творческих профессий. При этом люди, достигшие успехов в познании (науке), могут иметь признание своих заслуг и уважение коллег и руководства (удовлетворение престижных потребностей), но быть малоизвестны в обществе, а многие деятели искусства пользуются популярностью и любовью поклонников, интересующихся даже их личной жизнью, что соответствует потребностям в принадлежности социальной группе.

Направления связей между потребностями

Направление связей между потребностями также имеет большое значение. Приведенные на рисунках 2 и 3 направления связей соответствуют естественному развитию человека, который в младенческом возрасте может быть только потребителем, в подростковом становится еще и исполнителем, а по достижении совершеннолетия получает возможность управлять своей жизнью. В этом случае связи всегда направлены от потребностей с потребительской функцией к потребностям с исполнительской и управленческой функциями,а от исполнительских потребностей к управленческим. Так, неудовлетворенность потребностей в физическом комфорте вызывает чувство страха за свою жизнь, т.е. активизирует потребности в безопасности, которые, в свою очередь, инициируют потребности в социальном комфорте (желание обратиться за помощью) или в деятельности (в целях самостоятельного обеспечения стабильных условий жизни), или познавательные (чтобы изучить новые возможности достижения стабильности и определить наиболее эффективные методы деятельности). Но если потребности в безопасности ведут к активизации пассивных физиологических, это может негативно влиять на здоровье человека и даже формировать зависимости от пищи, алкоголя, курения. Аналогично, если невозможность удовлетворить потребности в деятельности постоянно активизирует потребности в безопасности (страх), то это может приводить к депрессии.

Изменение направлений связей между управленческими потребностями и остальными может означать переход от естественного развития человека к целенаправленному управлению собой. Например, эстетические потребности могут активизировать потребности в движении и ограничить потребности в пище, если человек целенаправленно занимается управлением своим внешним видом; познавательные потребности могут инициировать потребности в деятельности, если для

получения новых знаний необходимо проведение экспериментов. Результат такого самоуправления (улучшение или ухудшение качества жизни) будет зависеть от мировоззрения, которым при этом руководствуются.

Выводы

Предлагаемая модель системы потребностей человека дает возможность:

- конкретизировать на основе причинно-следственных связей между потребностями механизмы формирования и сохранения целостности человека как важнейшего условия качества его жизни;

- учитывая организационные функции, выполняемые разными потребностями в системе, исследовать различия в способах их удовлетворения, а также взаимосвязь между доминирующими потребностями человека и алгоритмами, используемыми им для управления качеством процессов деятельности;

- конкретизировать роль мировоззрения в определении предпочтений и особенностей удовлетворения потребностей человека, а, значит, лучше понять влияние менталитета на его поведение и качество деятельности;

- на основе изучения изменений в направлениях причинно-следственных связей между потребностями определять факторы, ведущие к ухудшению качества жизни человека, и пути их преодоления;

- учитывать доминирующие потребности людей разных возрастных категорий и социальных групп при определении путей повышения их удовлетворенности как потребителей и улучшения мотивации персонала в организациях.

В целом разработанная модель позволяет реализовать системный подход к изучению потребностей с целью совершенствования самого человека и улучшения качества его жизни.

Литература

1. Альперин Л.Н. Качество жизни россиян: в новый век - с новым отношением к этой проблеме / Л.Н. Альперин // Стандарты и качество. -2000. - № 12. - С. 62-69.

2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2 кн. / А.А. Богданов. - М.: Экономика, 1989. - 302, 352 с.

3. Бойцов Б.В. Методология исследования качества жизни / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Качество и жизнь: альманах. -2007. - С. 156-162.

4. Кузнецов М.А. Качество творческой личности (целостность, цели и ценности) / М.А. Кузнецов, С.Н. Лебедев // Качество. Литература. Человек. - М.: Российская библиотека качества, 2006. - С. 75-86.

5. Лепский В.Е. Эволюция представлений об управлении в контексте развития научной рациональности / В.Е. Лепский // Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов IX Международного симпозиума 17-18 октября 2013 г., Москва / Отв. ред. В.Е. Лепский. -М.: «Когито-Центр», 2013. - С. 43-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // Пер. с англ. Т. Гутмана, Н. Мухиной. - Изд-е 3-е. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.

THE PERSON'S NEEDS SYSTEMATIZATION AS A BASIS FOR HIS LIFE QUALITY MANAGING

Ilyina M.E.

P.A. Solovyov Rybinsk State Aviation Technical University

The article presents results of the person's needs systematization, taking into account organizational functions implemented in the activity processes quality management. The person's needs system model is proposed, including the basic, personal and worldview levels. These levels consist of needs subsystems and groups. Cause-and-effect relationships in the needs system that ensure the person's integrity are determined. Needs satisfaction ways depend on their characteristic combination of consumer, implementer and manager functions. The proposed needs system model allows us to investigate the relationship between dominant person's needs and algorithms of activity processes quality management chosen by him, to study the influence of person's worldview on preferred needs and features of its meeting, to analyze the impact on the person of connections directions between needs, to determine factors of the person's life quality deterioration and ways of them overcome. In general, the developed model makes it possible to implement a systematic approach to the study of needs in order to improve the person and improve his life quality.

Keywords: person's needs, system approach, quality management, life quality, organizational functions.

References

1. Alperin L.N. The Russians life quality: in the new century - with a new attitude to this problem / L.N. Alperin // Standards and quality. 2000. No 12. P. 62-69.

2. Bogdanov A.A. Tectology. General organizational science: in 2 books / A.A. Bogdanov. - Moscow: Economics, 1989. 302, 352 pp.

3. Boytsov B.V. Methodology of life quality research / B.V. Boytsov, Yu.V. Kryanev, M.A. Kuznetsov // Quality and life. 2007. P. 156162.

4. Kuznetsov M.A. The creative personality quality (integrity, goals and values) / M.A. Kuznetsov, S.N. Lebedev // Quality. Literature. Man. - Moscow: Russian Quality Library, 2006. P. 75-86.

5. Lepsky V.E. Evolution of ideas about management in the context of the scientific rationality development / V. E. Lepsky // Reflexive processes and management: materials collection of the IX International Symposium on October 17-18, 2013, Moscow / Ed. V.E. Lepsky. - Moscow: "Kogito-Center", 2013. P. 43-55.

6. Maslow A. Motivation and personality / A. Maslow // Translated from the English by T. Gutman, N. Mukhina. - 3rd Ed. - St. Petersburg: Peter, 2013. - 352 p.

C3

о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.