Научная статья на тему 'Систематизация особенностей малого предпринимательства на основе тенденций трансформации внешней среды'

Систематизация особенностей малого предпринимательства на основе тенденций трансформации внешней среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТЕНДЕНЦИИ / ОСОБЕННОСТИ / SMALL BUSINESS / TRENDS / FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кацук Ольга Анатольевна, Передков Андрей Вячеславович

В статье проводится сопоставление тенденций и направлений изменений экономики с особенностями малого бизнеса, что позволяет выявить преимущества малого бизнеса, которые адекватны его задачам выживания и развития в современных условиях. Установлено, что преимущества малого бизнеса в условиях трансформации современной экономики в большей мере обеспечиваются его организационно-управленческими особенностями, гораздо менее финансовыми и в еще меньшей мере ресурсными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF FEATURES OF SMALL BUSINESS BASED ON TRENDS OF ENVIRONMENT TRANSFORMING

The article compares the trends and directions of change in the economy with the characteristics of small businesses, which reveals the advantages of small businesses, which are adequate to its tasks of survival and development in the modern world. It is established that the benefits of small business in terms of transformation of the modern economy is increasingly provided organizational and managerial characteristics, far less finance and even less resource properties.

Текст научной работы на тему «Систематизация особенностей малого предпринимательства на основе тенденций трансформации внешней среды»

УДК 330.190.2

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ТЕНДЕНЦИЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

© Ольга Анатольевна КАЦУК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, e-mail: confpost@mail.ru © Андрей Вячеславович ПЕРЕДКОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры мировой и национальной экономики,

e-mail: peredkov68@mail.ru

В статье проводится сопоставление тенденций и направлений изменений экономики с особенностями малого бизнеса, что позволяет выявить преимущества малого бизнеса, которые адекватны его задачам выживания и развития в современных условиях. Установлено, что преимущества малого бизнеса в условиях трансформации современной экономики в большей мере обеспечиваются его организационно-управленческими особенностями, гораздо менее - финансовыми и в еще меньшей мере -ресурсными особенностями.

Ключевые слова: малый бизнес; тенденции; особенности.

Особенности малого бизнеса требуют своего детального анализа, т. к. являются существенным моментом при выборе и разработке стратегии. Поэтому, в первую очередь, следует обратиться к имеющимся теоретическим наработкам в этой сфере.

При анализе особенностей стратегического планирования малых фирм Р. Брук-сбэнк выделяет пять характерных черт, присущих в стратегическом аспекте малым фирмам [1]:

1) относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау);

2) сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, человеческие ресурсы и т. д.);

3) менее развитые системы управления, административных процедур и технологий,

необходимых для оценки и контроля стратегического положения компании;

4) несистематичность менеджмента, неформальность отношения к тренинговым и обучающим программам;

5) главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия или их родственниками.

Определение характерных черт малого бизнеса Р. Бруксбэнк ведет в сопоставлении с крупным, и из пяти заявленных факторов три характеризуют его более слабым, соответственно, акцентируя внимание в основном на недостатках фирмы.

Принципиально иной взгляд на особенности малого бизнеса фокусируется на его преимуществах. Так, И.Ю. Куприянова и

О.Л. Морозова, рассматривая малые пред-

приятия как отправную точку ускорения НТП, приводят их позитивные черты (рис. 1).

Авторы попытались не только выделить, но и структурировать особенности малых предприятий, разграничивая особенности, способствующие гибкости малого бизнеса, его приспособляемости к рынку и содействующие повышению его социальной роли. Хотя сложно согласиться с тем, что меньшая стоимость рабочего места сама по себе повышает социальную роль малых предприятий.

Особенности собственно малого бизнеса в условиях рынка сочетаются со спецификой его функционирования в различных отраслях: промышленность, торговля, сельское хозяйство, банковский сектор, услуги; и в таких сферах, как менеджмент, финансы, планирование выпуска, маркетинг, кадровая политика. При этом малое предпринимательство характеризуется как преимуществами, так и недостатками по сравнению с более

крупными экономическими агентами в контексте решения конкретных управленческих задач. Очевидно, что при выборе или разработке стратегии малого бизнеса, необходимо рассматривать его особенности комплексно, а именно учитывая и преимущества, и недостатки.

При реализации такого подхода за основу можно взять матрицу «SWOT-анализ малого бизнеса», предложенную Б.Г. Ясиным, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буевой и представленную в табл. 1.

Сразу же оговоримся, что табл. 1 не содержит в себе SWOT-анализа, как заявляют авторы, поскольку в ней отсутствуют квадранты, в которых собственно и ведется анализ и формулировка стратегических альтернатив. Тем не менее, преимущества и недостатки, присущие именно малому бизнесу, четко разграничены в перечне факторов, учитываемых в SWOT-анализе: это сильные и слабые стороны.

Особенности малых предприятий

Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре

Мгновенная реакция на изменение спроса Способность рисковать Модернизация оборудования

Активное внедрение новых технологий Детальное знание своей клиентуры Региональная дифференциация производства

Быстрое привлечение новых клиентов и способность удержать уже существующих

Повышение социальной роли

Формирование среднего класса Трудоустройство представителей социально уязвимых групп населения Модернизация оборудования

Меньшая стоимость создания рабочих мест Отношения по принципу «большой семьи»

Создание дополнительных рабочих мест Высокая интенсивность трудового процесса Рост доли экономически активного населения

Насыщение рынка новыми товарами и услугами -------------► создание конкурентной среды

Снижение уровня безработицы

Надежный источник бюджетных поступлений --------------► прирост ВВП

Ускорение НТП

Рис. 1. Анализ особенностей малых предприятий [2]

Таблица 1

SWOT-анализ малого бизнеса [3]

Сильные стороны Слабые стороны

Гибкая реакция на быстро меняющийся спрос Небольшой стартовый капитал Короткие сроки капитального строительства Быстрая оборачиваемость средств Оперативный режим управления Быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям Меньшая стоимость создания рабочих мест Снижение уровня безработицы Трудоустройство представителей социально уязвимых групп населения Надежный источник бюджетных поступлений Осуществление инновационных проектов Создание конкурентной среды Недостаток финансовых ресурсов Ограниченный (локально) рынок Ограниченные перспективы роста Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Отсутствие влиятельной поддержки Нестабильность малого предприятия по сравнению со средними и крупными предприятиями

Возможности Угрозы

Рост до уровня крупного бизнеса Прочная ниша на «своем» рынке Творческая самореализация Быстрота полного разорения Легкость проникновения конкурента в эту нишу Уязвимость перед попытками силового давления Авторитарный менеджмент

Разграничение сильных и слабых сторон малого бизнеса и, соответственно, группировка его особенностей на преимущества и недостатки позволяет более точно учитывать их при выборе стратегии и инструментария стратегического планирования.

На данном этапе исследования мы можем сформулировать основные преимущества и недостатки малого бизнеса, понимая их как причину и продолжение друг друга. Следует отметить тот момент, что они существуют не сами по себе, а проявляются только в сравнении, в нашем случае - в сравнении с более масштабными формами бизнеса.

Преимущества и недостатки малого бизнеса, приводимые исследователями, достаточно часто содержат разноуровневые понятия, соответственно, мы предлагаем разграничить их на макроуровне, где они обусловлены изменениями, происходящими во внешней среде, и на микро-уровне, во внутренней среде малого бизнеса, где он может произвести большее воздействие для их изменения.

На макро-уровне, т. е. с позиций национальной экономики и общества в целом, особенности малого бизнеса заключаются в процессах, происходящих во внешней среде в результате его функционирования и оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на экономику в целом. По-

ложительное либо отрицательное влияние рассматривается нами как следствие преимуществ и недостатков малого бизнеса, которые, в свою очередь, непосредственно взаимосвязаны между собой и являются либо началом, либо продолжением друг друга. К подобным особенностям можно отнести:

- реструктуризация экономики;

- гибкость экономики;

- высокая динамика роста;

- учет потребностей локальных и местных рынков;

- формирование бюджетов;

- демонополизация производства региона;

- формирование конкурентной среды;

- формирование слоя мелких собственников;

- снижение уровня безработицы;

- рост доли экономически активного населения;

- трудоустройство представителей социально уязвимых групп населения;

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием;

- несистемность бюджетных поступлений;

- низкая доля венчурной специализации;

- низкая легитимность;

- зависимость от крупного бизнеса;

- инновационные проекты1.

На микроуровне, т. е. с позиции характеристики самого малого бизнеса, аналогично имеют место его преимущества и недостатки, отличием же является то, что данные особенности положительным или отрицательным образом влияют на деятельность самих малых предприятий и ее результаты. Нами была раскрыта недостаточность систематизации особенностей малого предпринимательства, в связи с чем предложено разграничивать их в соответствии с причинами возникновения на организационно-управленческие, финансово-экономические и ресурсные. В предложенном разграничении особенностей малого предпринимательства к организационно-управленческим отнесены:

- оперативный режим управления;

- слабый менеджмент;

- высокая степень независимости в действиях;

- быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям;

- гибкая реакция на изменения рынка (гибкость);

- узкая специализация;

- несвязанность с обширной производственной программой;

- восприимчивость к новым идеям;

- способность быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки (новаторство).

Финансово-экономические особенности причиной возникновения имеют:

- небольшой стартовый капитал;

- ограниченность финансовых ресурсов;

- экономичность;

- быстрая оборачиваемость средств;

- низкие операционные расходы;

- упрощенная схема бухгалтерского учета (не всегда);

- высокий уровень налогообложения;

- меньшая стоимость создания рабочих мест;

1 Здесь, как и на микроуровне, приведен перечень особенностей малого бизнеса, наиболее часто упоминаемых в научной литературе по соответствующей проблематике.

- меньшие капиталовложения в расчете на одного работающего.

К ресурсным особенностям относятся:

- ограниченность материальных ресурсов;

- быстрый оборот ресурсов;

- использование местных ресурсов;

- зависимость от окружающей среды;

- аренда помещений;

- простая структура предприятия;

- небольшой штат сотрудников;

- ограниченность кадровых ресурсов;

- сохранение предпринимательского духа;

- высокие требования к психологическому климату, к психологической совместимости.

Сконцентрируем внимание на тех особенностях малого бизнеса, которые характеризуют воздействие не на национальную экономическую систему, а на его собственное функционирование, т. е. на особенностях, отнесенных ранее к микроуровню.

Одним из основных преимуществ малых предприятий является более гибкая реакция на быстро меняющийся спрос (гибкость). Данная особенность проявляется в том, что малое предприятие, выявив возникающую на рынке потребность, может в кратчайшие сроки отреагировать немедленной мобилизацией всех своих ресурсов и возможностей. Подобное преимущество определяется тем, что малое предприятие не связано обширной производственной программой, разработанной корпорацией на перспективу, также оно не загружено многочисленным персоналом, для работы с которым требуется сложное менеджериальное обеспечение.

Также немаловажной особенностью является экономичность малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом. Данная особенность основывается на том, что у малого предприятия короткие сроки капитального строительства, для его развития требуется меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у малых предприятий, как свидетельствуют исследования российских и зарубежных ученых, несколько выше, чем у крупных предприятий (примерно в 2-2,5 раза), что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Малые предприятия рациональнее используют имеющийся капитал, такой как оборудование и производственные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

площади. Также, малые предприятия склонны к экономии на административно-управленческих расходах благодаря простоте менеджмента.

Благодаря узкой специализации малого бизнеса, знанию своей ниши он обеспечивает качественное и оперативное удовлетворение спроса. По сравнению с крупным бизнесом, в основном ориентированным на удовлетворение спроса широких слоев населения, малые предприятия имеют к потребителям индивидуальный подход. Подобная особенность не могла бы реализоваться без способности малого бизнеса быстро воспринимать новые идеи. Небольшая территориальная ориентация малого бизнеса способствует лучшему знанию местных особенностей рынка.

Оперативный режим управления на малом предприятии является основным преимуществом в области организации и менеджмента. Упрощенный менеджмент способствует быстрому принятию решений, т. к. время на их обсуждение и согласование сведено к минимуму. Подобная оперативность является неоспоримым преимуществом и при решении стратегических вопросов.

Говоря о недостатках малого бизнеса, опять-таки рассматривая их на микроуровне, можно отметить, что по данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50 %, через 3 года - 7-8 %, а через 5 лет - лишь 3 % [4]. Причиной тому могут послужить любые из перечисленных выше недостатков.

Рассматривая малое предприятие с позиции управления, следует выделить такой недостаток, как слабый менеджмент. Как показывает практика, большинство банкротств малых предприятий связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью управленческого состава. В силу того, что на малых предприятиях, зачастую, управление сосредоточено в одном лице, то судьба фирмы напрямую зависит от знаний, опыта и компетентности руководителя. В свою очередь, руководитель в большинстве случаев не имеет достаточного объема знаний и навыков в области управления малым предприятием.

Ограниченность ресурсной базы (материальной, кадровой, финансовой) обусловлена тем, что предприниматель, начиная свой бизнес, основывается на собственных денеж-

ных сбережениях, беря кредиты. Инвестиции в малом бизнесе осуществляются редко, т. к. инвесторы не рискуют вкладывать свои средства в дело, которое характеризуется отсутствием четких стратегических ориентиров, долгосрочных целей и гарантий.

Полученный на данном этапе исследования результат - особенности малого бизнеса, а также тенденции трансформации внешней среды малого предпринимательства - позволяют в логике исследовательского процесса перейти к выявлению преимуществ малого бизнеса, т. е. его особенностей, адекватных задачам выживания и развития малого предпринимательства в современных условиях. Для этого мы используем уже упомянутый инструментарий - SWOT-матрица, в рамках которой сопоставим особенности малого бизнеса с динамикой его окружения. Что позволит, соответственно, разграничить преимущества и недостатки малого бизнеса и выявить те стратегические альтернативы, которые могут послужить выбору эффективных стратегий. В рамках теоретизированного подхода, не беря на себя ответственность за классификацию подвижек энвайромента на угрозы и возможности, проведем анализ, сопоставляя тенденции и направления изменений экономики с особенностями малого бизнеса в предложенной выше группировке: организационно-управленческими, финансовоэкономическими, ресурсными.

Решение поставленной исследовательской задачи требует адаптации классической SWOT-матрицы, в которой тенденции внешней среды разграничены на возможности и угрозы, а внутренние характеристики бизнеса - на силы и слабости. Так как мы не разделяем тенденции на представляющие возможности и несущие угрозы, поскольку это реализуется в рамках конкретного бизнеса, и т. к. особенности малого бизнеса не сгруппированы заранее на положительные и отрицательные, в силу того что целью анализа поставлено определение, какие из них в современных условиях составляют преимущества, а какие - недостатки, в матрице из четырех полей, предопределяющих направленность стратегии, мы оставляем один обобщающий квадрант. Анализ заключается в соотношении каждой тенденции внешней среды с каждой особенностью малого бизнеса и последующем выводе о том, чем в рамках данной

тенденции является рассматриваемая особенность - преимуществом или недостатком, что соответственно, в таблице отражается в виде «+» или «-»1.

Форма матрицы, используемой для анализа особенностей малого бизнеса в условиях трансформации его внешней среды и выявления тех особенностей, которые в современных социально-экономических тенденциях дают малому бизнесу преимущества, представлена в табл.2.

В рамках такой тенденции, как ускорение темпов развития технологий, преимуществами малого бизнеса являются:

- быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям, которая позволяет в более короткие, нежели на крупном предприятии, сроки отреагировать на потребность в новых технологиях и принять быстрое и адекватное решение об их освоении;

- гибкость: появление новых технологий - неизбежный процесс для развивающейся экономики, тем самым к малому бизнесу постоянно предъявляются все новые требования в области технологий. Благодаря своей гибкости, малый бизнес способен быстрее, нежели крупные предприятия, внедрять и осваивать новые технологии, тем самым выводя себя на лидирующие стратегические позиции;

- узкая специализация, в силу которой малые предприятия внедряют те новые технологии, которые соответствуют специфике производства, тем самым избавляя себя от комплексного внедрения технологий, вследствие чего, от масштабных затратных преобразований;

- несвязанность с обширной производственной программой позволяет малому бизнесу с появлением новых технологий, новых видов продуктов, услуг легче переориентироваться в новом направлении, нежели крупному бизнесу;

- восприимчивость к новым идеям: поскольку малый бизнес организует предприниматель или небольшая группа предпринимателей, они оперативно осваивают и внедряют новые идеи;

1 В текст вынесено описание только тех особенностей малого бизнеса, которые в условиях современной социально-экономической динамики являются положительными, т. е. преимуществами.

- новаторство: получая доступ к новым технологиям, малый бизнес становится генератором инноваций. За счет большого количества малых предприятий происходит быстрое и масштабное распространение нововведений.

Следующая тенденция, выявленная во внешней среде бизнеса - дематериализация информации, здесь преимуществами малых форм являются:

- оперативный режим управления: цифровой формат информации сокращает время на ее передачу, соответственно, чем быстрее поступит информация о возникшей проблеме, тем оперативнее будет ее решение;

- высокая степень независимости в действиях: ускоренный процесс получения больших объемов информации имеет ценность в том случае, когда эта информация может достаточно быстро использоваться в деятельности без длительных согласований и корпоративных ограничений, которых и нет в малом бизнесе;

такое свойство малого бизнеса, как гибкость, в условиях повышения доступности информации является безусловным преимуществом; оперативность получения информации о состоянии, как внешней, так и

Таблица 2

Анализ особенностей малого бизнеса и тенденций трансформации его внешней среды

Особенности Тенденции -ое § 8 1 £ ЭТ и к и нив 11 о ^ Финансово- экономические е ын с а у с е сь

Ускорение темпов развития технологий

Дематериализация информации

Виртуализация рабочих мест

Повышение роли квалифицированного персонала

Индивидуализация потребительского спроса

Неустойчивость экономической системы

Высокая степень конкуренции

Нарастание экологических рисков

Интернационализация экономики

внутренней среды в данном случае сочетаются с последующим оперативным принятием решений об объемах выпуска и закупок, ассортимента товаров (услуг) и т. п.;

- узкая специализация: дематериализация информации позволяет получать в более полном объеме, специфические сведения о конкретной технологии, нише рынка, о конкурентах, отрасли и другую информацию. касающуюся специальных вопросов бизнеса;

- восприимчивость к новым идеям: с появлением все новых способов передачи, хранения и обработки информации малый бизнес данную свою особенность с легкостью превращает в преимущество, используя информацию для постоянных инноваций.

Тенденция виртуализации рабочих мест в преимущества малого бизнеса превращает:

- оперативный режим управления, который с виртуализацией рабочих мест может осуществляться виртуально. К примеру, руководитель может отдавать распоряжения сотрудникам, находящимся в разных точках предприятия, города, региона, страны, сам при этом будучи независим от территориального положения, что значительно повышает скорость и оперативность управления;

- высокая степень независимости в действиях: рабочее место как таковое меняет свой смысл, оно может быть где угодно, когда угодно, тем самым давая малому бизнесу большую свободу в действиях;

- гибкость: виртуализация рабочих

мест позволяет малому предприятию осуществлять производственный процесс намного эффективнее. Как менеджер, так и работник могут выполнять свою работу находясь на рабочем месте вне зависимости от территориального положения.

Повышение роли квалифицированного персонала:

- слабый менеджмент может быть нивелирован за счет самоорганизации специалистов, обладающих соответствующими компетенциями;

- восприимчивость к новым идеям: высококвалифицированный работник более расположен к освоению и генерации новых идей;

- новаторство как особенность малого бизнеса положительно сочетается с повышением роли высококвалифицированного персонала в малом бизнесе.

Индивидуализация потребительского спроса:

- оперативный режим управления малым бизнесом позволяет в кратчайшие сроки выявить вновь возникшую потребность и оперативно принять решение об ориентации на данную потребность;

- высокая степень независимости в действиях дает малому бизнесу возможность работать с каждым потребителем без установленных корпоративных ограничений;

- быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям: малый бизнес быстрее, нежели крупный бизнес, подстраивается под местные условия рынка, тем самым он адекватнее реагирует на эти условия, что приводит к более полному удовлетворению потребностей субъектов конкретного рынка;

- гибкость: с нарастанием постиндустриальных тенденций в развитии общества потребители предъявляют более высокий интерес не только к разнообразию товаров и услуг, но и к их постоянному обновлению. Малый бизнес, благодаря своей гибкости, способен быстро и адекватно реагировать на изменение спроса и его разнообразие;

- благодаря узкой специализации, малый бизнес ориентирован на конкретную группу потребителей, непосредственно взаимодействуя с ней, тем самым он способен учитывать специфику данной группы, удовлетворяя ее специфический спрос эффективнее нежели крупный бизнес;

- восприимчивость к новым идеям, присущая малому бизнесу, реализуется при возникновении на рынке потребности в новом товаре (услуге); малый бизнес старается уловить желание потребителей, максимально учитывая новые тенденции в производстве;

- новаторство: будучи ближе к потребителю, с большей долей вероятности, нежели крупный бизнес, малый способен предлагать потребителям что-то новое (товар или услугу).

Неустойчивость экономической системы для малого бизнеса в ряде случаев оборачивается преимуществами:

- оперативный режим управления позволяет малому бизнесу при изменениях в экономической системе, быстрее, в отличие от крупного бизнеса, подстраиваться под изменения;

- гибкость, в силу которой малый бизнес способен более быстро, нежели крупный бизнес, адаптироваться к изменениям внешней среды, тем самым выживая и наращивая конкурентные преимущества в динамичной среде хозяйствования;

- несвязанность с обширной производственной программой: в силу данной особенности, малому бизнесу легче нежели крупному бизнесу переориентироваться при различных изменениях во внешней среде, в частности, в кризисных ситуациях.

Высокая степень конкуренции:

- оперативный режим управления: имеет тем большее значение, чем выше степень конкуренции, оперативно принимаемые решения являются преимуществом малого бизнеса, поскольку более крупные конкуренты не характеризуются высокой динамичностью в этом плане и имеют меньшие конкурентные преимущества на рынке;

- быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям может быть расценена как преимущество малого бизнеса;

- гибкость: аналогично адаптивности в условиях высокой степени конкуренции является положительной особенностью. Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимуще-

ства как перед крупным бизнесом, так и в ряде случаев перед средним.

Нарастание экологических рисков:

- гибкость малого бизнеса служит тому, что он способен быстрее и без масштабных затрат перепрофилироваться на деятельность, отвечающую требованиям высокой экологичности;

- узкая специализация: малый бизнес функционирует в тех нишах рынка, которые характеризуются небольшими вложениями капитала и малыми объемами производства, в соответствии с чем большого воздействия на экологию не оказывают.

Интернационализация экономики:

- узкая специализация дает возможность малому бизнесу в условиях интернационализации участвовать в международном разделении труда, выходя за границы национальной экономики;

- восприимчивость малого бизнеса к новым идеям позволяет ему легко входить в новые мировые тенденции, внедряя новые товары, услуги и используя в своей деятельности опыт зарубежных предприятий;

Результаты проведенного анализа организационно-управленческих особенностей

малого бизнеса в наглядной форме демонстрирует табл. 3.

Таблица 3

Анализ организационно-управленческих особенностей малого бизнеса и тенденций трансформации его внешней среды

Особенности Тенденции Оперативный режим управления Слабый менеджмент Высокая степень независимости в действиях Быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям Гибкость Узкая специализация й ь он 0 2^9 к й « § Й & н § 8 І 1 & з о § а Щ ° о е Н роп Восприимчивость к новым идеям Новаторство

Ускорение темпов развития технологий - + + + + + +

Дематериализация информации + + + + +

Виртуализация рабочих мест + - + + -

Повышение роли квалифицированного персонала + + +

Индивидуализация потребительского спроса + + + + + + +

Неустойчивость экономической системы + - + - +

Высокая степень конкуренции + - + + - + + +

Нарастание экологических рисков + +

Интернационализация экономики - + +

Каждая из рассматриваемых тенденций дает малому бизнесу возможности развития за счет собственных особенностей, в наибольшей мере это относится к индивидуализации потребительского спроса. Наряду с преимуществами выявлены и недостатки малого предпринимательства, к которым на современном этапе социально-экономического развития относится слабый менеджмент и узкая специализация.

Финансово-экономические особенности малого бизнеса составляют следующий шаг анализа. Также как и на предыдущем этапе, данные особенности разделяются на преимущества и недостатки в зависимости от того, что они дают малому бизнесу в условиях трансформации внешней среды.

Ускорение темпов развития технологий :

- быстрая оборачиваемость средств в сочетании с небольшим стартовым капиталом дает малому бизнесу финансовые средства для приобретения новых технологий.

Дематериализация информации:

- небольшой стартовый капитал и ограниченность финансовых ресурсов не мешают малому бизнесу в условиях информационной экономики получать информацию, которая становиться доступной и дешевой, а зачастую и бесплатной; также требуются средства передачи и получения информации, стоимость которых, в свою очередь, также сокращается;

- экономичность является сильной стороной малого бизнеса, усиливается при переходе информации в цифровой формат, при сокращении затрат на ее получение, обработку, передачу и хранение.

Виртуализация рабочих мест:

- небольшой стартовый капитал, не позволяющий малому предприятию приобретать дорогостоящее оборудование, в условиях виртуализации рабочих мест перестает быть недостатком и не ограничивает развитие бизнеса;

- ограниченность финансовых ресурсов также сочетается с виртуализацией рабочих мест, поскольку не требуются средства для их приобретения и оборудования;

- экономичность с виртуализацией рабочих мест повышается, т. к. уменьшаются потребности в производственных помещениях предприятия, тем не менее бизнес сущест-

вует, объемы производства товаров или услуг не сокращаются или растут.

Индивидуализация потребительского спроса:

- экономичность может рассматриваться как сильная сторона малого бизнеса только в том смысле, что часть потребителей с низким уровнем доходов ориентирована на дешевые товары (услуги).

Неустойчивость экономической системы:

- небольшой стартовый капитал при негативных подвижках в экономической системе предопределяет небольшой размер потерь, а при позитивных - не требуя больших вложений, дает шанс быстро вырасти и развиться до крупного бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экономичность малого бизнеса дает ему возможность при негативных процессах в экономической системе предлагать потребителям, чьи доходы сокращаются, товары (услуги) по низким ценам, и на этом ценовом уровне продолжать существование;

- быстрая оборачиваемость средств в условиях неустойчивости экономической системы делает малый бизнес более жизнеспособным; т. к. обороты в нем осуществляются с более высокими темпами, чем в среднем и крупном бизнесе, у него больше шансов успеть получить вложенные средства назад.

Высокая степень конкуренции. В свете тенденций усиления конкуренции как на локальных, национальных так и на мировых рынках, преимуществами малого бизнеса являются:

- экономичность;

- быстрая оборачиваемость средств;

- низкие операционные расходы;

- упрощенная схема бухгалтерского учета;

- меньшая стоимость создания рабочих мест.

Нарастание экологических рисков:

- в силу ограниченности финансовых ресурсов малое предпринимательство не ориентировано на отрасли, в которых остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды.

Преимущества и недостатки малого бизнеса, выявленные в ходе анализа его финансово-экономических особенностей, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Анализ финансово-экономических особенностей малого бизнеса и тенденций трансформации его внешней среды

Особенности Тенденции Небольшой стартовый капитал Ограниченность финансовых ресурсов Экономичность Быстрая оборачиваемость средств е в й Э § § ° □ & X ^ ^ п о Упрощенная схема бухгалтерского учета Меньшая стоимость создания рабочих мест

Ускорение темпов развития технологий - +

Дематериализация информации + + +

Виртуализация рабочих мест + + + +

Повышение роли квалифицированного персонала -

Индивидуализация потребительского спроса +

Неустойчивость экономической системы + - + +

Высокая степень конкуренции - - + + + + +

Нарастание экологических рисков +

Интернационализация экономики -

Среди финансово-экономических особенностей малого бизнеса наиболее существенное преимущество составляет экономичность, положительно вписывающаяся в большую часть (2/3) тенденций трансформации внешней среды. Ярко выражен диалектический характер ограниченности финансовых ресурсов, которая с позиций ряда тенденций представляет собой преимущество, а позиций других тенденций - недостаток, слабую сторону малого бизнеса.

На следующем этапе анализируются ресурсные особенности малого бизнеса и осуществляется разграничение их на преимущества и недостатки применительно к современной социодинамике.

Ускорение темпов развития технологий:

- короткие сроки капитального строительства, присущие малому бизнесу, дают ему возможность быстрее создавать базу под новые технологии;

- быстрый оборот ресурсов также составляет преимущество малого бизнеса, который с высокой скоростью оборачивает затраты и, соответственно, получает денежные средства для приобретения новых технологий.

Дематериализация информации:

- расширение объемов, доступность, удешевление информации положительно сочетаются с ограниченностью материальных ресурсов.

Виртуализация рабочих мест:

- позволяет не расходовать на оборудование рабочих мест и без того ограниченные материальные ресурсы;

- то же относится и к аренде помещений;

- небольшой штат сотрудников в сочетании с тенденцией виртуализации может позволить малому предприятию совсем отказаться от офисных и производственных помещений.

Повышение роли квалифицированного персонала:

- в рамках данной тенденции повышается вероятность сохранения предпринимательского духа коллективом квалифицированных профессионалов;

- также переход главных ролей к высокопрофессиональным работникам способствует формированию на малом предприятии соответствующего высоким требованиям психологического климата.

Индивидуализация потребительского спроса:

- превращает небольшой штат сотрудников малого предприятия в преимущества, поскольку рабочий коллектив, в котором все знают задачи и функции других работников, может удовлетворять спрос индивида полнее, чем разобщенный по многочисленным подразделениям персонал крупного предприятия.

Таблица 5

Анализ ресурсных особенностей малого бизнеса и тенденций трансформации

его внешней среды

Особенности Тенденции Короткие сроки капитального строительства т о р ов *§ 3 £ ыс ре ы Б Ограниченность материальных ресурсов Использование местных ресурсов Аренда помещений Небольшой штат сотрудников Сохранение предпринимательского духа Высокие требования к психологическому климату

Ускорение темпов развития технологий + +

Дематериализация информации +

Виртуализация рабочих мест + + + - -

Повышение роли квалифицированного персонала + +

Индивидуализация потребительского спроса - +

Неустойчивость экономической системы + + +

Высокая степень конкуренции - + +

Нарастание экологических рисков

Интернационализация экономики -

Неустойчивость экономической системы:

- быстрый оборот ресурсов в сочетании с использованием местных ресурсов дают малому бизнесу преимущества более быстрой реакции и гибкости;

- аренда помещений также «развязывает руки» предпринимателю в кризисных ситуациях.

Высокая степень конкуренции:

- использование местных ресурсов снимает остроту конкуренции за поставщиков, дает возможность избежать масштабных форм конкуренции;

- сохранение предпринимательского духа, присущее малому бизнесу, позволяет предпринимателю и его команде вести конкурентную борьбу на основе креативности, инновационности, рискованности - тех черт, которые присущи предпринимательству.

Обобщая результаты данного этапа анализа (табл. 5), следует отметить, что среди ресурсных особенностей малого бизнеса ярко выраженных преимуществ не выявлено: из девяти исследованных тенденций не более двух представляют возможности для положительных проявлений каждой из особенностей. При этом недостатком определена ограниченность материальных ресурсов, не позволяющая малому бизнесу реализовать себя в тенденциях индивидуализации потребительского спроса, высокой степени конкуренции и интернационализации экономики.

Как показал проведенный анализ, преимущества малого бизнеса в условиях трансформации современной экономики в большей мере обеспечивается организационно-управленческими особенностями, в меньшей мере - финансово-экономическими и в еще меньшей - ресурсными особенностями.

1. Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of Company size / Entrepreneurship & Regional Pevelopment, Taylor & Francis Ltd. 1991. № 3.

2. Куприянова И.Ю. О тактике и стратегии ма-

лого бизнеса // Экономика и эффективность организации производства: сборник научных трудов по итогам Международной научнотехнической конференции. Брянск, 2007.

Вып. 8.

3. Ясин Б.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2003.

4. Malhotra M., Chen Y., Criscuolo A., Fan Q., Hamel I.I., & Savchenko Y. Expanding Access to Finance. Good Practices and Policies for Micro, Small, and Medium Enterprise: International Bank for Reconstruction and Development. World Bank. 2007. URL: http://info.world-bank.org/etools/docs/library/236032/SMEAccess ToFinance_Final_083106

Поступила в редакцию 16.11.2011 г.

UDC 330.190.2

SYSTEMATIZATION OF FEATURES OF SMALL BUSINESS BASED ON TRENDS OF ENVIRONMENT TRANSFORMING

Olga Anatolyevna KATSUK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Management and Entrepreneurship Department, e-mail: confpost@mail.ru

Andrey Vyacheslavovich PEREDKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of World and National Economy Department, e-mail: peredkov68@mail.ru

The article compares the trends and directions of change in the economy with the characteristics of small businesses, which reveals the advantages of small businesses, which are adequate to its tasks of survival and development in the modern world. It is established that the benefits of small business in terms of transformation of the modern economy is increasingly provided organizational and managerial characteristics, far less - finance and even less - resource properties.

Key words: small business; trends; features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.