Научная статья на тему 'Институт малого инновационного предпринимательства как одна из ключевых форм развития современной национальной экономики'

Институт малого инновационного предпринимательства как одна из ключевых форм развития современной национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫЕ МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / МАЛЫЕ РИСКОВЫЕ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничников А.А.

Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается, и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. Таким образом, малый бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно активными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт малого инновационного предпринимательства как одна из ключевых форм развития современной национальной экономики»

Александр Алексеевич Пшеничников аспирант Международного университета в Москве, Alexander Alexecvich Pshenichnikov postgraduate International University in Moscow,

ecsoc05@niail.rii

ИНСТИТУТ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (INSTITUTE FOR SMALL BUSINESS INNOVATION AS ONE OF THE KEY FORMS OF MODERN

NATIONAL ECONOMY)

Аннотация.

Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается, и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений.

Таким образом, малый бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно активными.

Abstract

Small business is innovative in nature, but in the knowledge economy is its quality is enhanced and it becomes a key factor in transfonnational change.

Thus, a small business becomes an important factor that contributes to a dynamic business development as well as a prerequisite for the functioning of the innovation economy. A special role here belongs to that part of the small businesses that are innovation active.

Ключевые слова.

Малое инновационное предпринимательство, малый бизнес как институциональная структура инновационно активные малые предприятия, инновационный продукт, малые рисковые фирмы.

Key words.

Small innovative entrepreneurship, small business as an institutional structure, innovation and active, small businesses, innovative product the small risky fums.

Реализация концепции инновационного развития базируется на необходимости стимулирования притока капитала в модернизацию всей экономики, являясь объективной потребностью общества, особенно в условиях активных переговоров о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Инновационные предприятия возникают тогда, когда транзакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанные с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат на создание аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектам [5, с.44]. Это означает, что происходит сначала оценка выгодности или невыгодности разработки с экономической и финансовой точки зрения. И если внутренние издержки выше, принимается решение о приобретении инновационного продукта на рынке. Но, для того чтобы приобрести на рынке инновационный продукт, его производители уже должны функционировать как хозяйствующие субъекты, должны иметь наработки по тем или иным направлениям инновационной деятельности. Это означает, что трансакционные издержки не могут быть определяющими для возникновения инновационных предприятий а только быть ориентиром для выбора между несколькими, предлагающими схожие по своим свойствам инновационные продукты. Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается, и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений:

Во-первых, малый бизнес выступает в качестве такой институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе в целом, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития.

Во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, которые существенным образом меняют саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого бизнеса на мировом рынке товаров и услуг.

Таким образом, малый бизнес становится важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность связана с созданием инновационного продукта или доведением научно-технологических новшеств до возможности их коммерческого использования. Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность - это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Таким образом, инновационную направленность малых предприятий обеспечивают его характерные признаки.

Отличительной особенностью малого бизнеса является доступность в качестве сферы деятельности широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого бизнеса не предполагает крупных финансовых вложений не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента обеспечивающего стабильное развитие

российского общества. Главным преимуществом малого бизнеса в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос. Малое предприятие в состоянии «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из особенностей малого бизнеса, так как он:

не связан обширной производственной программой,

не обременен многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления,

не отягощен финансовыми обязательствами перед акционерами по выплате дивидендов от вложенного капитала,

ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию;

перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

Кроме того, производство на малом предприятии, как правило, более экономично. У малого бизнеса, по сравнению с крупным предприятием, короче сроки капитального строительства, для создания малого предприятия нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у малых предприятий в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные плошади, они не держат крупных запасов. Малый бизнес успешнее экономит на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления. Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого насущно заинтересован крупный бизнес. Чем устойчивее позиции малого бизнеса в экономике и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции к монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглошая растушую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам.

Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции. Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, в формирование ВВП в России пока ниже, чем в. странах с рыночной экономикой. Серьезным недостатком является неравномерность территориального размещения малого бизнеса, чрезмерная концентрация его в одном районе - Центральном. Малый бизнес играет очень большую роль в обеспечении занятости населения для муниципальных образований, и для некоторых из них является спасением от безработицы. В таких муниципальных образованиях вся экономическая база представлена малыми предприятиями [6]. Там, где существуют крупные и средние предприятия, малый бизнес в какой-то момент стал существенным подспорьем для обеспечения занятости населения, его доходов. Он играл не столько экономическую, сколько социальную роль. Сейчас ситуация с безработицей улучшилась, поэтому стоит задача - переориентировать малый бизнес с преимущественно социальной роли на экономическую. Несмотря на достаточно однозначные подходы в экономической литературе к роли малого бизнеса в инновационном развитии экономики, термин «малое инновационное предприятие» не определен. В основу определения инновационного предприятия следует положить ролевые функции: создание инновационного продукта, продвижение инновационного продукта, финансовое обеспечение инновационной деятельности. Таким образом, предлагаем относить малое инновационное предприятие к инновационным по критерию - «функция» (вид предпринимательской деятельности), а к малым - по критерию - «размер». Использование такого подхода позволяет нам дать следующее определение малого инновационного предприятия. К этой категории предлагается относить малые предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на внедрение научно-технических (технологических) достижений в новые или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.

Предлагаем основным критерием для отнесения малого предприятия к инновационному (внедряющему технологические инновации) считать равенство или превышение удельного веса выручки от продажи инновационной продукции 75 процентов в общем объеме продаж Применение единого подхода к определению малого инновационного предприятия позволит исключить противоречия в законодательных актах, и будет способствовать формированию научно-обоснованной системы государственного регулирования национальной инновационной экономики. В развитых странах важную роль в разработке инноваций играют малые фирмы, они являются «двигателем» инноваций. В России же общее число малых компаний, и в частности, отраслях хай-тека, остается на низком уровне, а в ряде отраслей сокращается. Наиболее распространенное объяснение этому факту состоит в том, что оптимальные организационно-экономические условия для развития малого инновационного предпринимательства не созданы, существующие реалии не способствуют его эффективному функционированию и развитию.

Литература:

1. Виленский A.B. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства//М., 2007.

2. Демкин И.В. Особенности формирования рациональной программы управления инновационным риском // Известия ИГЭА, 2009. № 1 (63). С. 79-82.

3. Изряднова О., Казанцев Д., Фомина Е. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // М., 2009. Вып. 7. С. 58-68.

4. Клебанер B.C., Кувалин ДБ. Вопросы оценки и стимулирования инновационной активности // Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики. 2007.

5. Нестеренко Ю.Н. Малый инновационный бизнес: новые подходы к эффективному развитию // М., 2006.

6. Палия В. Григорий МАРЧЕНКО: необходимо создать условия для эффективных малых предприятий // БОСС, 2007, №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.