Научная статья на тему 'Систематизация научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства'

Систематизация научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ПОКАЗАТЕЛИ / PERFORMANCE / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карманов Вадим Владимирович, Радкевич Михаил Михайлович, Карманова Светлана Валериевна

Рассматриваются современные инструменты и механизмы повышения эффективности студенческих научно-исследовательских работ с целью систематизации научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства. Предлагается перечень показателей для оценки результативности научно-исследовательской работы в университете, а также возможностей по сокращению издержек на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Показаны преимущества создания базовых кафедр в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и СанктПетербургском государственном политехническом университете Петра Великого в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями регионов.The article the current tools and mechanisms to enhance the effectiveness of student research works for the purpose of systematization of scientific and practical activities of students on the basis of integration of education, science and production considered. Proposed list of indicators to assess the impact of research work in the university, as well as opportunities to reduce costs on the performance of research, developmental and technological works. The advantages of creating basic departments in Perm national research polytechnic University and St. Petersburg state polytechnic University Peter the Great, in cooperation with the largest enterprises of the regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карманов Вадим Владимирович, Радкевич Михаил Михайлович, Карманова Светлана Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Систематизация научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства»

УДК 378.14

В.В. Карманов, С.В. Карманова,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет М.М. Радкевич,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого

Систематизация научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства

Начиная с 2010 года в Пермском и Санкт-Петербургском национальных исследовательских университетах реализуются крупные проекты по созданию высокотехнологичных производств в рамках Постановления правительства Российской Федерации № 218. Одним из условий участия в этих проектах является достижение плановых показателей по привлечению к их выполнению молодых ученых и студентов, написанию статей в рецензируемых журналах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации и международных журналах. Дополнительным требованием к реализации этих проектов является необходимость создания и внедрения новых технологий, обладающих экономическим эффектом, который подвергается мониторингу в последующие пять лет после окончания проекта.

Эти мероприятия позволили создать необходимую исследовательскую и технологическую базу для последующего развития научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Санкт-Петербургском государ© Карманов В.В., Карманова С.В., Радкевич М.М., 2015

Важнейшей составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении является научно-исследовательская работа студентов. А одним из эффективных способов повышения уровня подготовки будущих специалистов -систематизация научно-практической деятельности студентов в кооперации вуза и производства.

В последнее время одной из эффективных форм организации российской высшей школы стало создание национальных исследовательских университетов, ориентированных на развитие приоритетных научных направлений.

С 2008 года в рамках приоритетных направлений развития вуза происходило активное развитие материально-технической базы университетов: создавались новые исследовательские и технологические лаборатории и центры коллективного пользования. Это осуществлялось в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями Пермского края, Северо-Западного региона Российской Федерации и явилось основой для более тесного взаимодействия университетов с промышленностью.

ВАДИМ

ВЛАДИМИРОВИЧ КАРМАНОВ

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой иновационных технологий машиностроения аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: влияние режимов обработки на величину остаточных напряжений, системы экологического менеджмента, менеджмента качества, повышение качества магистерской подготовки, эффективности процессов высокотехнологичных машиностроительных производств. Автор более 50 публикаций

СВЕТЛАНА

ВАЛЕРИЕВНА

КАРМАНОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры охраны окружающей среды автодорожного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: утилизация асбестсодержащих материалов, система экологического менеджмента, повышение качества высшего образования. Автор более 40 публикаций

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ РАДКЕВИЧ

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии конструкционных материалов и материаловедения, заместитель директора Института металлургии, машиностроения и транспорта по дополнительному образованию Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сфера научных интересов: машиностроение. Автор около 200 публикаций

Рассматриваются современные инструменты и механизмы повышения эффективности студенческих научно-исследовательских работ с целью систематизации научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства. Предлагается перечень показателей для оценки результативности научно-исследовательской работы в университете, а также возможностей по сокращению издержек на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Показаны преимущества создания базовых кафедр в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями регионов.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, эффективность, результативность, показатели, процесс.

The article the current tools and mechanisms to enhance the effectiveness of student research works for the purpose of systematization of scientific and practical activities of students on the basis of integration of education, science and production considered. Proposed list of indicators to assess the impact of research work in the university, as well as opportunities to reduce costs on the performance of research, developmental and technological works. The advantages of creating basic departments in Perm national research polytechnic University and St. Petersburg state polytechnic University Peter the Great, in cooperation with the largest enterprises of the regions.

Key words: the scientific-research work of students, effectiveness, efficiency, performance, process.

ственном политехническом университете Петра Великого при тесном взаимодействии с рядом крупнейших предприятий Пермского края и Санкт-Петербурга.

Второй важной задачей современного университета является повышение качества образовательной деятельности. Это связано с переходом на новые образовательные стандарты, а также с требованиями предприятий к подготовке студентов на практико-ориентированной основе, чтобы

период адаптации выпускника по окончании вуза был минимальным.

Комплексное решение этих двух задач возможно при внедрении механизмов систематизации научно-практической деятельности студентов в тесном единении (на основе интеграции) образования, науки и производства.

Одним из таких инструментов является создание базовых кафедр на крупнейших предприятиях и в научно-исследовательских

институтах. В последние годы в Пермском национальном исследовательском политехническом университете созданы три базовых кафедры, а в институте металлургии, машиностроения и транспорта Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого -четыре. Основная их идея - широкое привлечение высококлассных специалистов предприятий и сотрудников научно-исследовательских институтов к учебному процессу.

В вузах внедрена система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2008. Миссия университета заключается в том, чтобы на основе знаний и опыта профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников обеспечивать:

- удовлетворение потребностей граждан и общества в современном и качественном высшем, среднем, послевузовском и дополнительном профессиональном образовании на основе единства образовательного и научно-инновационного процессов;

- создание рыночной инфраструктуры инновационной деятельности, развитие новых образовательных технологий, формирование университета как центра научно-инновационного развития;

- выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований на уровне мировых достижений.

Повышение качества научно-исследовательской работы студентов обусловлено:

- развитием и совершенствованием образовательной и научно-инновационной инфраструктуры в целях непрерывного повышения качества образовательных услуг, научно-инновационных исследований и разработок;

- развитием содержания и форм интеграции образовательной и научно-инновационной де-

ятельности с региональным, мировым академическим и промышленным сообществом;

- развитием и совершенствованием многоуровневой системы подготовки специалистов.

В целях осуществления действующей политики качества в университетах с декабря 2013 по ноябрь 2016 года реализуется международный проект «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделий» направления подготовки магистров 15.04.05 «Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» («SUCCESS -International MA Course "Ensuringof product life cycle technological processes efficiency" at Russian Universities») [1]. Разработка и внедрение сетевой магистерской программы осуществляются в Пермском национальном исследовательском политехническом университете на кафедре «Инновационные технологии машиностроения» и Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого на кафедре «Технология конструкционных материалов и материаловедения», а также в других российских университетах-партнерах - Томском политехническом, Южно-Уральском государственном университете и др.

Главная цель проекта - повышение качества подготовки специалистов для высокотехнологичных машиностроительных производств в рамках вновь создаваемой магистерской программы и программ дополнительного профессионального образования в университетах-партнерах Российской Федерации. Одна из задач международного сетевого проекта - формирование творческих проектно-ориентированных групп с участием специалистов промышленных предприятий, специалистов и студентов вузов-

партнеров в рамках освоения программы магистратуры.

Создание в университетах инжиниринговых центров, научных лабораторий, малых инновационных предприятий, активизация деятельности технопарков позволит вовлечь в научно-исследовательскую работу значительно большее число студентов и аспирантов. У нас один из основных принципов: «Студент и академик - коллеги». Он отражает основные задачи организации образовательного процесса в политехническом университете: обязательность участия студентов в научно-исследовательской работе кафедр и центров университета, лабораторий институтов академии наук и отраслевых исследовательских организаций. Это сотрудничество поколений очень плодотворно, о чем свидетельствуют результаты конкурсов, конференций и олимпиад.

В результате на выходе процесса обучения будут подготовлены профессионально ориентированные специалисты.

Важно отметить, что реализация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ рассматривается с точки зрения процессного подхода, а поэтому эти работы, выпо лняемые студентами и научно-педагогическими работниками, не могут быть разделены. Согласно этому подходу, студенты, научно-педагогические работники и оборудование являются ресурсами для его реализации.

Опыт создания базовых кафедр в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого с целью повышения качества образования и эффективности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ показал, что в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями ре-

гиона в рамках развития этих работ на кафедрах достигается ряд преимуществ, в том числе:

- систематизация и планирование научно-практической деятельности кафедр путем совместной разработки перспективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с предприятиями-партнерами;

- сокращение финансовых издержек на этапах инициации и планирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

- согласование показателей результативности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ при планировании и реализации;

- реализация перспективных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках как образовательной, так и хозяйственно-договорной деятельности с широким привлечением студентов и аспирантов;

- эффективное распределение кадровых ресурсов в соответствии с целями и задачами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для достижения плановых показателей результативности и сокращения затрат на выполнение работ;

- повышение качества образовательного процесса, а также эффективности выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Для оценки результативности научно-исследовательских работ в университете предложен перечень показателей, а также возможностей по сокращению издержек на их выполнение.

Система оценки и ежегодного мониторинга эффективности реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, внедрен-

Рис. 1. Модель управления качеством в организации в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000

ная в рамках системы менеджмента качества, позволяет увидеть результативность деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, выполняющим научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения,установлен-ные соответствующими правилами. Они утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»[2].

Нам необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии, что является чрезвычайно важным обстоятельством.

Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. Стандарты будут эффективны только в том случае, если будут востребованы самим бизнесом. Поэтому их разработка должна осуществлять-

ся при активном участии профессиональных сообществ. Под требования новых профессиональных стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, но уже на новом уровне. Это - возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений -втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип -это обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляется практическими навыками.

Для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили от этого реальную отдачу [3].

Одним из основных подходов к повышению эффективности управления и реализации деятельности организации является внедрение систем управления, основанных на использовании международных стандартов серии

ISO 9000. На рис.1 представлена модель управления качеством в организации в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000.

Этот стандарт использует процессный подход к описанию любой деятельности организации и управлению этой деятельностью.

Процесс - это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определенной технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определенных продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя.

Приведенная модель применима для любой организации и использует принцип преобразования любой деятельности организации в цепочку взаимосвязанных процессов. В соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (разд. 8) система менеджмента качества должна обеспечить постоянное улучшение процессов в организации. Для этого определяются измеряемые показатели качества процесса, которые можно классифицировать по трем группам:

1) показатели результативности выполнения процесса;

2) показатели результативности управления процессом;

3) показатели эффективности процесса.

Оперативное управление процессом строится на основе косвенных показателей, отражающих в основном техническую составляющую. К показателям качества процесса, а значит, и результативности выполнения процесса относятся, например, следующие характеристики:

- точность процесса характеризуется величиной отклонения параметров продукции на выходе процесса от номинальных значений, установленных в документации;

- возможности процесса (показатель стабильности) характеризуются величиной разброса параметров продукции на выходе процесса в границах поля допуска, установленного в документации;

- надежность процесса характеризуется частотой сбоев процесса, приводящих к изменению характеристик продукции, или временем работы процесса без сбоев;

- производительность процесса может измеряться временем выполнения запроса потребителя процесса (время обслуживания);

- гармоничность процесса характеризуется параметрами очередей продуктов на входе и выходе процесса; в качестве таких параметров очередей можно использовать среднюю и максимальную длину очереди, среднее и максимальное время пребывания продукта в очереди;

- управляемость процесса характеризуется величиной реакции процесса на управляющее воздействие;

- безопасность процесса характеризуется частотой сбоев процесса, повлекшего за собой причинение вреда здоровью работников;

Рис. 2. Схема процессного подхода применительно к процессу реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Примечание. НИОКТР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

- эргономичность процесса характеризуется средним временем утомляемости работников при выполнении процесса;

- экологичность процесса характеризуется частотой сбоев процесса, повлекших за собой причинение вреда окружающей среде.

Степень соответствия фактических показателей процесса плановым (установленным) с учетом фактора риска несоответствия может быть принята как оценка результативности выполнения процесса.

Для процессов, находящихся под управлением системы менеджмента качества, должны быть сформулированы цели в области качества, которые должны соотноситься с политикой в области качества и как минимум ставить задачи повышения результативности.

Показатели эффективности процесса отражают его «коэффициент полезного действия» и могут являться основой для принятия управленческих решений высшим руководством.

Процесс, преобразуя объект труда, добавляет ему ценность, причем с точки зрения потребителя (как внешнего, так и внутрен-

него). В каждом процессе определенным образом расходуются ресурсы, в том числе трудовые, тем самым добавляя преобразуемому объекту стоимость. Чем больше процесс добавляет ценность продукции и меньше расходует ресурсов, тем выше эффективность процесса:

Эф = AV/AC,

где Эф - эффективность процесса, AV - добавленная процессом ценность для конечного потребителя, AC - добавленная процессом стоимость для конечного потребителя (стоимость израсходованных ресурсов).

Применительно к процессу реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на кафедре схема процессного подхода отображена на рис. 2.

Руководитель подразделения, который обладает необходимыми ресурсами и отвечает за результативность процесса, осуществляет управление несоответствующими результатами научно-исследовательской работы, а также оценку степени удовлетворенности результатами со стороны основных потребителей.

Таблица

Показатели оценки результативности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ на кафедрах

1. Актуальность и перспективность направлений научных исследований, реализуемых научной организацией 1.1. Научные направления, являющиеся государственным приоритетом 1.2. Инициативные научные направления, не предусмотренные уставом научной организации Число научных направлений, разрабатываемых в рамках: - приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации; - перечня критических технологий Российской Федерации; - программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук; - федеральных целевых программ. Удельный вес инициативных научных направлений во внутренних затратах на научные исследования (в %)

2. Публикации научных исследований 2.2. Публикационная активность 2.3. Объекты интеллектуальной собственности Число публикаций работников научной организации, отнесенное к численности исследователей в зарубежных научно-технических изданиях и в отечественных изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки России. Число докладов, тезисов, представленных работниками научной организации на конференциях, симпозиумах и чтениях, в которых участвовали зарубежные ученые, а также отечественные ученые, не являющиеся работниками данной научной организации. Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат научной организации. Общий объем средств, поступивших в научную организацию от реализации отечественных и зарубежных патентов от отечественных и иностранных приобретателей

3. Вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество 3.1. Участие в международном научно-техническом сотрудничестве 3.2. Участие в национальном научно-техническом сотрудничестве Число научно-технических проектов, выполняемых в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации. Число работников научной организации, участвующих на постоянной основе в деятельности международных научно-технических организаций в качестве их руководителей или членов. Удельный вес средств (в %), полученных по федеральным целевым программам, гособоронзаказу и отечественным грантам во внутренних затратах на исследования и разработки

4. Коммерциализация результатов исследований и разработок 4.1. Использование инновационных технологий 4.2. Взаимодействие с реальным сектором экономики 4.3. Инновационная инфраструктура Объем средств, поступивших от передачи технологий (млн руб.). Объем средств, поступивших по договорам с организациями реального сектора экономики на выполнение НИОКР, оказание научно-технических и иных услуг, отнесенный к численности исследователей (тыс. руб./чел.). Число опытных баз, производств, лабораторий и других структур, созданных совместно с организациями реального сектора экономики. Число малых научно-технических и инновационных организаций, учредителем или соучредителем которых является научная организация

5. Кадровый потенциал научной организации 5.1. Общая характеристика кадрового потенциала 5.2. Подготовка научных кадров высшей квалификации 5.3. Удовлетворенность работников условиями работы Общее число штатных работников научной организации. Численность аспирантов и докторантов. Число диссертаций, защищенных работниками научной организации: магистерских; кандидатских; докторских. Среднемесячная заработная плата работников списочного состава без внешних совместителей

6. Инфраструктура научной организации и ресурсная обеспеченность научных направлений 6.1. Обеспеченность научным оборудованием и необходимыми условиями научной работы 6.2. Наличие уникальных научных объектов и центров коллективного пользования Общая стоимость основных фондов (млн руб.). Среднегодовая стоимость основных средств исследований и разработок в расчете на одного работника научной организации (тыс. руб./ чел). Наличие уникальных научных стендов и установок. Объем научно-исследовательских работ, выполняемых на уникальных объектах (млн руб.). Загрузка оборудования Центра коллективного пользования (отношение фактического рабочего времени оборудования к расчетному за отчетный период (в %))

7. Состояние финансовой деятельности научной организации 7.1. Доходы научной организации 7.2. Расходы научной организации 7.3. Структура внутренних затрат на исследования и разработки Общий объем средств, полученных научной организацией (млн руб.). Общий объем средств, израсходованных научной организацией (млн руб.), в том числе: - на основную деятельность; - на оплату исполнителей, соисполнителей и смежников. Доля затрат на исследования и разработки во внутренних затратах (в %)

Рис. 3. Последовательность процессов, реализуемых при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Оценка эффективности

управления и реализации процессов представляет наибольшую сложность. Если использовать приведенную выше формулу оценки эффективности, то для процесса реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, добавленная процессом ценность может определяться путем сопоставления результативности деятельности по отношению к различным периодам времени.

Приведем показатели оценки результативности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень показателей оценки результативности научных организаций Российской академии наук установлен Правительством Российской Федерации [4].

На основании этого перечня были сформированы предлагаемые показатели результативности реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на кафедрах университетов (см. табл.).

Этот перечень сформирован с учетом основных показателей оценки вуза как национального исследовательского университета.

Перечень содержит 25 показателей по семи группам направлений оценки. Эти показатели могут отражать результативность различных категорий работников кафедры или студентов.

Для повышения эффективности показатели результативности должны постоянно увеличиваться, особенно показатель внедрения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Процесс реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ состоит из нескольких последовательных стадий, каждая из которых может быть представлена в виде отдельного процесса (рис. 3).

Сокращение затрат на реализацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ возможно за счет более эффективного использования оборудования, сокращения издержек на различных этапах работ. Анализируя представленные этапы выполнения работ можно предположить, что значительные издержки кафедр возникают на этапе инициации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Они связаны в основном с поиском заказчика, убеждением его в необходимости совместной работы, предоставлением ему исчерпывающей информации о квалификации персонала кафедры и наличии оборудования. Очень часто такая деятельность ни к чему не приводит, так как главной целью потенциального заказчика является сбор информации и организация конкурсных процедур предприятия под определенного исполнителя работ. Следующим важным этапом с точки зрения эффективности выполнения работы является планирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. На этом этапе возможны: учет рисков непланового выполнения научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, эффективное распределение имеющихся кадровых ресурсов, в том числе студентов, для достижения поставленных целей.

Как уже было отмечено, одним из современных инструментов сокращения издержек на ранних этапах выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также обеспечения необходимого внедрения результатов, т.е. обеспечения ценности этих работ, является создание базовых кафедр на крупных предприятиях региона. Их создание позволяет систематизировать деятельность кафедры, ориентировать ее на достижение конкретных, ожидаемых результатов.

Определение целей и этапов создания и развития базовой кафедры, взаимных требований к университету (кафедре) и предприятию позволяет повысить качество образовательного процесса, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые являются его неотъемлемой частью.

В системе общего и профессионального образования опыт

деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Формирование общенациональной системы становления талантов, начиная с дошкольного, школьного, студенческого периодов и заканчивая этапом становления ученого, - это одна из важнейших задач современности. Совершенно обоснованным является и стремление к созданию сквозной интегрированной системы, доступной для всех граждан нашей страны различных возрастов и социальных групп. Сейчас именно на плечи научно-образовательного сообщества ложится особая ответственность за ее реализацию. Очевидно, что надо расширять участие молодых соискателей в олимпиадных движениях, конкурсах и конференциях, чтобы их заметили, причислили к талантливой молодежи и помогали

еще ярче раскрываться их дарованиям.

Подытоживая сказанное, необходимо отметить, что научная деятельность студентов должна рассматриваться как весьма серьезное дело и ор-

ганизационно подразделяться на систему научно-исследовательской работы студентов, которая является важным компонентом учебного процесса, и внеучебную составляющую научного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международная магистратура «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия». URL: http://tka.pstu.ru/for-students/magistratura/ (дата обращения: 02.01.2014).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». URL: http:// www. pravo. gov.ru (дата обращения: 02.05.2015).

3. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2014 года. URL:http://www.rg.ru/sujet/5339/index. html (дата обращения: 02.02.2015).

4. Постановление Президиума Российской академии наук от 12 октября 2010 года № 201 «Положение о Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Российской академии науки. Методики оценки результативности деятельности научных организаций Российской академии наук» URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.05.2015).

LITERATURA

1. MezhdunarodnaHa magistratura «Obespechenie yhffektivnosti tehnologicheskih processov zhiznennogo cikla izdeliya». URL: http://tka.pstu.ru/for-students/ magistratura/ (data obrashheniya: 02.01.2014).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoj Federacii ot 8 aprelya 2009 goda. N 312 «Ob ocenke i o monitoringe rezul'tativnosti deyatel'nosti nauchnyh organizacij, vypolnjayushih nauchno-issledovatel'skie, opytno-konstruktorskie i tehnologicheskie raboty grazhdanskogo naznachenija». URL: http:// www. pravo. gov.ru (data obrashheniya: 02.05.2015).

3. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 12 dekab^ 2014 goda. URL:http://www.rg.ru/sujet/5339/index.html (data obrashheniyа: 02.02.2015).

4. Postanovlenie Prezidiuma Rossiiskoj akademii nauk ot 12 oktyаbryа 2010 goda № 201 «Polozhenie o Komissii po ocenke rezul'tativnosti deyаtel'nosti nauchnyh organizacij Rossiiskoj akademii nauki. Metodiki ocenki rezul'tativnosti dejаtel'nosti nauchnyh organizacii Rossiiskoi akademii nauk» URL: http:// www.pravo.gov.ru (data obrashheniyа: 02.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.