Научная статья на тему 'Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций'

Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DESIGN TECHNOLOGY / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GRAPHIC TRAINING / ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ONLINE CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столбова Ирина Дмитриевна, Столбов Олег Валерьевич, Александрова Евгения Петровна, Кочурова Людмила Владимировна

В рамках концепции развития образования на ближайшие годы рассматриваются вопросы использования метода проектов и потенциала современных компьютерных технологий в геометро-графической подготовке студентов в техническом вузе. Подчеркивается необходимость повышения квалификации преподавательских кадров. Проводится анализ возможностей интернет-конференций для улучшения качества графической подготовки как пример консолидации усилий геометро-графического сообщества и повышения информационно-коммуникационной компетентности участников конференции. Освещаются статистические данные по итогам проведения интернет-конференций Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Представляется анализ использования проектных технологий при графической подготовке студентов.The article of the education development conception during coming years, the use of a method of projects and the potential of modern computer technology in the geometricgraphic training of students in technical higher education are discussed. The need of improvement of qualification of teachers is emphasized. The article analyzes possibilities of online conferences on problems of graphic training quality as an example of consolidation of geometry and graphics community efforts and the enhancing information and communication competence of participants. The results of online conferences conducted by Perm National Research Polytechnic University are the basis for experience discussion and statistical data analysis. Also, analysis of the use of design technology in the graphic training of students is conducted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столбова Ирина Дмитриевна, Столбов Олег Валерьевич, Александрова Евгения Петровна, Кочурова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций»

УДК 378

И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, О.В. Столбов, Л.В. Кочурова,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Инновационные подходы в обучении: по страницам интернет-конференций

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ

В условиях экономического кризиса, обусловленных им модернизации производственных технологий и все более широкого использования автоматизированных компьютерных систем главной задачей высшего профессионального образования является повышение эффективности образовательного процесса и подготовка специалистов, способных наряду с продуктивной профессиональной деятельностью к посто-

янному совершенствованию своих знаний и умений.

С переходом на компетентност-ный формат обучения ориентиром в решении этой задачи становится формирование компетентности будущего специалиста, т.е. способности личности к эффективной самоорганизации для достижения поставленной цели на основе ценностного самоопределения, знаний и опыта [12]. Для подготовки специалистов, способных при минимальных сроках профессиональной адаптации осуществлять свою деятельность на уровне последних достижений в обла-

сти науки и техники, необходима передовая организация образовательного процесса, что подразумевает создание дидактических и психологических условий, способствующих большей осмысленности обучения, а также активизации роли самих обучающихся в приобретении необходимых профессиональных компетенций [3]. Здесь на первый план выходит вопрос о наличии опытных преподавательских кадров, готовых организовать эффективную среду обучения, способных к самопреобразованию и осмыслению, преодолению возникающих коммуникативных и психологических барьеров, обладающих требуемой предметной компетентностью и личностным потенциалом [9].

В концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в качестве одной из основных целей обозначено «обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [5]. В ней особое внимание уделяется современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, инновационным формам и методам обучения. В концепции говорится также о повышении требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды; указано на необходимость решать задачи модернизации обра-

© Столбова И. Д., Александрова Е.П., Столбов О.В., Кочурова Л.В., 2015

ИРИНА

ДМИТРИЕВНА

СТОЛБОВА

доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: управление в социальных и экономических системах, инновационные образовательные технологии. Автор более 150 публикаций

ЕВГЕНИЯ

ПЕТРОВНА

АЛЕКСАНДРОВА

кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: инновационные образовательные технологии. Автор более 50 публикаций

^^^ ОЛЕГ

ВАЛЕРЬЕВИЧ СТОЛБОВ

кандидат физико-математических наук, программист кафедры дизайна, графики и начерти тательной геометрии ' Пермского националь-

ного исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: инновационные компьютерные и образовательные технологии. Автор более 30 публикаций

ЛЮДМИЛА

ВЛАДИМИРОВНА

КОЧУРОВА

доцент кафедры дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: инновационные образовательные технологии. Автор более 20 публикаций

В рамках концепции развития образования на ближайшие годы рассматриваются вопросы использования метода проектов и потенциала современных компьютерных технологий в геометро-графической подготовке студентов в техническом вузе. Подчеркивается необходимость повышения квалификации преподавательских кадров. Проводится анализ возможностей интернет-конференций для улучшения качества графической подготовки как пример консолидации усилий геометро-графического сообщества и повышения информационно-коммуникационной компетентности участников конференции. Освещаются статистические данные по итогам проведения интернет-конференций Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Представляется анализ использования проектных технологий при графической подготовке студентов.

Ключевые слова: проектные технологии, графическая подготовка, интернет-конференции, информационно-коммуникационные технологии, статистика.

The article of the education development conception during coming years, the use of a method of projects and the potential of modern computer technology in the geometric-graphic training of students in technical higher education are discussed. The need of improvement of qualification of teachers is emphasized. The article analyzes possibilities of online conferences on problems of graphic training quality as an example of consolidation of geometry and graphics community efforts and the enhancing information and communication competence of participants. The results of online conferences conducted by Perm National Research Polytechnic University are the basis for experience discussion and statistical data analysis. Also, analysis of the use of design technology in the graphic training of students is conducted.

Key words: design technology, graphic training, online conference, information technologies, statistics.

зовательного процесса в связи с динамичным развитием науки и технологий.

Среди механизмов, направленных на решение назревшей кадровой проблемы, в программе предлагается организация повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений в области использования информационно-телекомму-

никационных технологий, а также создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.

Как показывает практика внедрения компетентностного подхода в соответствии с требованиями действующих образовательных стандартов третьего поколения, сейчас на первый план выдвигаются активные формы обучения,

которые приобретают все большую популярность в вузах страны благодаря широкому спектру их применения [1, 3]. В концепции программы подчеркивается необходимость реализации в системе профессионального образования проектно-целевого подхода, разработки и внедрения технологий проектного обучения. Как отмечает А.А. Вербицкий, на современном этапе проектно-органи-зованное обучение можно считать одной из наиболее распространенных и плодотворных форм активного обучения [1].

Метод проектов - это во многом новая образовательная система, имеющая преимущества по своим целям, условиям, содержанию, формам, методам, средствам, результатом использования которой является подготовка студента к реальной профессиональной деятельности. Однако возникает целый ряд проблем в ходе повсеместного внедрения этого метода. Наиболее важной из них является подготовка преподавателей-практиков, способных к практической реализации новой формы обучения.

В условиях реформирования образования, создания новой его модели, каждый преподаватель должен одновременно совмещать следующие функции: педагога, передающего информацию студентам с использованием традиционных технологий; проектировщика, создающего без опыта работы проекты; эксплуатационника, реализующего создаваемый им проект в инновационной образовательной практике [1]. Очевидно, что обычный преподаватель, знающий свой предмет и излагающий его по традиционным правилам, не может быть компетентным проектировщиком в принципиально новой образовательной системе. В связи с этим обучение преподавателей должно быть проектно-ориентированным и отвечать новым требованиям современности.

В настоящей статье авторы представляют реализованный проект сетевого взаимодействия преподавателей геометро-графических дисциплин на платформе интернет-конференций «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов». При его обсуждении особое внимание уделено значимости метода проектов в рамках графической подготовки специалистов инженерного профиля.

ОБМЕН ОПЫТОМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Как проект проведение интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки был реализован в 2010 году. Это был период активного внедрения в вузах дистанционных форм обучения, демонстрирующих возможности и преимущества ин-формационно-коммуникацион-ных технологий преподавания. Система высшего образования с высокой степенью неопределенности готовилась к переходу на образовательные стандарты нового поколения, методологической основой которых стал ком-петентностный формат обучения, а практика реализации требовала широкого использования современных информационно-коммуникационных систем обучения. Вот тогда и возникла идея о том, что подготовке преподавателей-геометров для адаптации к новой образовательной системе может способствовать проведение проблемных дистанционных предметных конференций. А стимулом к участию в конференции являлся вывод: информационно-коммуникационная компетенция преподавателя вуза - это признак его профессиональной пригодности [6]. Виртуальная платформа конференции, как показал последующий опыт, является, с одной стороны, малозатратной формой для сотрудничества преподава-

телей-предметников, а с другой -чрезвычайно полезной в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Инициатором проведения конференций стала кафедра дизайна, графики и начертательной геометрии Пермского национального исследовательского политехнического университета. Для работы интернет-конференции была создана шеЬ-платформа, которая позволяла проводить автоматическую регистрацию участников конференции, загрузку и опубликование докладов, предоставлять сервисы обсуждения докладов, проведения круглых столов и выработки проекта решения конференции. Для каждого участника конференции была организована личная страница, где хранились его индивидуальные данные, происходила загрузка авторских докладов и выступлений на круглом столе, менялся статус подготовленных материалов для их рецензирования и публикации на сайте конференции. Управление ходом конференции осуществлялось посредством новостного раздела сайта и рассылки сообщений по электронным адресам ее участников. На заключительном этапе после широкого обсуждения за круглым столом проводилось интернет-голосование по проекту решения. Интернет-конференции работают в сессионном режиме (полтора-два месяца), во время которого широкий форум участников позволяет без дополнительных затрат собрать заинтересованный контингент единомышленников для обсуждения актуальных проблем инженерной подготовки в целом и графического образования в частности.

Уже первый опыт проведения конференции показал успешность этого проекта. В дальнейшем они стали регулярными. Конференции проводятся под эгидой Научно-методического совета по начертательной геометрии, инже-

нерной и компьютерной графике и получили статус международных мероприятий. За годы проведения конференций их участниками стали более 500 представителей России, Белоруссии, Болгарии, Германии, Македонии, Словакии, США, Украины. Всех участников конференции можно делить на три группы: первая - заведующие кафедрами, профессора, доктора наук; вторая - доценты и кандидаты наук; третья - старшие преподаватели без степени,ассистенты и др. Численный состав участников конференций по этим группам приведен на рис.1. Он показывает положительную динамику роста численности участников конференций по всем группам в течение всего периода действия этого проекта.

2015

2014

2012

2011

2010

□ Третья □ Вторая □ Первая

0 10 20 30 40 50

Количество человек

Рис. 1. Численный состав участников конференций по выделенным группам

Сравнительный анализ качественного распределения участников по этим группам представлен на рис. 2. Таким образом, мы видим, что три четверти участников конференций относятся к специалистам высокой квалификации; вторая группа, являясь самой многочисленной, составляет почти половину всех участников.

24% Ассистенты, ст. преподаватели без степени

29% Зав. кафедрой, профессора доктора наук

47%

Доценты, кандидаты наук

□ Первая

□ Вторая

□ Третья

Рис. 2. Качественный состав участников конференций

800 700 600 500 400 300 200 100 0

■ 2010 ■ 2011 □ 2012.

□ 2014

□ 2015

Участники Доклады Комментарии

Рис. 3. Сравнительный анализ результативных показателей интернет-конференций «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов»

федр, ведущих геометро-графическую подготовку в вузах (http:// dgng.pstu.ru/conf2010/, http:// dgng.pstu.ru/conf2011/, http:// dgng.pstu.ru/conf2012/, http:// dgng.pstu.ru/ conf2014/, http:// dgng.pstu.ru/conf2015/).

Конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов» получили широкий резонанс в акаде-

мической среде. Их организация одобрена рядом научно-практических конференций по проблемам инженерного образования и информационных технологий. Итоги их проведения неоднократно обсуждались на всероссийских совещаниях заведующих кафедрами геометро-графических дисциплин и отмечены в публикациях журналов [11, 13]. На материалы конференции имеются многочисленные ссылки в статьях авторов, затрагивающих вопросы качества графической подготовки студентов и влияния информационных технологий на современный образовательный процесс в высшей школе. По итогам каждой сессионной работы выпускаются сборники материалов конференции, регистрируемые в Российском индексе научного цитирования под названием «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов: традиции и инновации».

В сессионной работе интернет-конференции можно выделить несколько этапов:

- предварительная регистрация участников на сайте конференции;

- открытие конференции и начало приема докладов;

- загрузка и установление статуса докладов, представленных в различных разделах конференции;

- обсуждение в форме блога опубликованных докладов и выступлений на круглом столе;

- выработка в рамках круглого стола проекта решения конференции и голосование по нему;

- подведение итогов и закрытие сессионной работы конференции.

Динамика роста основных показателей работы конференций с 2010 до 2015 года представлена на рис. 3.

Необходимо отметить, что после закрытия конференции ее материалы остаются в открытом доступе. Они, как показывает практика, активно используются и позитивно влияют на работу ка-

По всему миру интернет-конференции становятся составной частью обучения в вузах

ПРОЕКТНО-НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОРИЕНТИР ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Для геометро-графического обучения студентов в рамках базовой инженерной подготовки на младших курсах вопросы внедрения метода проектов особенно актуальны. Во-первых, сам профиль такой подготовки предполагает практи-ко-направленную профессиональную деятельность, а, во-вторых, использование этого метода позволяет приблизиться к технологиям практической деятельности конструктора-проектанта, которые в последнее время претерпели значительные инновационные изменения, к профессиональной деятельности конструктора-проектанта. В-третьих, необходимо учитывать, что практико-направленная учебная деятельность имеет свою специфику, так как проектные технологии нужно организовывать для студентов младших курсов уже тогда, когда они только начинают адаптироваться к вузовским требованиям.

Как показывает практика, наилучшей формой реализации технологичности образовательного процесса по графическим дисци-

плинам является именно модель проектного обучения, органично сочетающая проектирование, конструирование и дизайн, начиная с преподавания графических дисциплин на младших курсах [7]. В этой связи на первый план выдвигается задача включения в программу графической подготовки проектно-ориентированных проблемных заданий профессиональной направленности, а также их эффективная и последовательная реализация в рамках учебного процесса [10].

На страницах конференций «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов:традиции и инновации» многократно обсуждались методологические аспекты проектной деятельности и использование прак-тико-ориентированных технологий обучения применительно к организации графической подготовки студентов[2, 4,10]. Неоднократно в решениях конференций подчеркивалась необходимость уделять внимание в процессе обучения применению проектных технологий, отмечался положительный опыт коллег по использованию ме-

100 90 80 70

СО

а 60

со

I 50 ? 40 | 30 20 10 0

□ Всего

] По методу проектов гн

13%

17%

18%

37%

23% Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е!

2010 2011 2012 2014 2015

Интернет-конференции - современный способ повышения квалификации преподавателей

Рис. 4. Представление проектной деятельности в учебном процессе на конференциях

тода проектов, представленный в материалах докладов.

На рис. 4 дана сводная информация, представленная на конференциях, по использованию технологий проектной деятельности в учебном процессе. Из рисунка видно, как год от года растет заинтересованность преподавателей в применении метода проектов при обучении графическим дисциплинам. Число докладов, освещающих эту тематику, увеличивается как в абсолютном, так и процентном соотношении, что особенно заметно в последние годы. Это говорит о результативности проектных технологий обучения и реальном продвижении проектно-це-левого подхода в рамках базовой графической подготовки студентов российских технических вузов и образовательных программ зарубежных университетов.

В настоящей работе авторы представили реализацию проекта по сетевой организации специалистов в области геометро-графического образования, которая способствует повышению квалификации преподавательских кадров в рамках проведения сессионных проблемных и предметных интернет-конференций. Эти инновационные технологии позволяют не только эффективно обмениваться опытом преподавания в определенной предметной области, получать информацию о новациях, но и дают неоценимый практический опыт реального ис-

пользования информационно-коммуникационных технологий, повышают информационно-коммуникативную компетентность преподавателей. В этом смысле, по мнению участников конференции, такие мероприятия гораздо более плодотворны, чем обычные курсы повышения квалификации [11].

Регулярные форумы являются эффективным инструментом взаимодействия преподавателей на пути повышения качества ге-

ометро-графического образования студентов технических вузов и способствуют разрешению проблем, накопившихся в области инженерного образования России. Материалы конференций содействуют развитию проектно-целе-вого подхода и тиражированию положительного опыта применения проектных технологий при обучении студентов.

Приглашаем всех заинтересованных коллег к участию в очередной VI Международной интер-

нет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов технических вузов: традиции и инновации», которая состоится в первом квартале 2016 года. Для включения в электронную базу данных участников конференции необходимо отправить электронное письмо по адресу: conf2015@dgng.pstu.ru. В этом случае всю актуальную информацию по вопросам участия в предстоящем мероприятии автор будет получать по электронной почте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2-8.

2. Габбасов М.Ф., Рукавишников В.А., Тазеев И.Р. Студенческое конструкторское бюро как ключевой фактор формирования современных специалистов // IV Международная интернет-конференция КГП-2014. URL: http://dgng.pstu. ru/conf2014/papers/92/ (дата обращения: 01.07.2015).

3. ДульзонА.А. Опыт проблемно ориентированного и проек-тно-организованного обучения // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 42-48.

4. Дюмин В.А., Тихонов-Бугров Д.Е. Хорошо незабытое старое, или проектно-конструкторское обучение инженерной графике // V Международная интернет-конференция КГП-2015. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/18/ (дата обращения: 01.07.2015).

5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government. ru/docs/16479/ (дата обращения: 25.06.2015).

6. Лалетин В.А., Столбова И.Д., Столбов О.В. Актуализация информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде интернет-конференции // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 1. С. 54-59.

7. Минин М.Г., Захарова А.А., Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Организация процесса подготовки бакалавров техники и

технологии к проектно-конструкторской деятельности // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 106-113.

8. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Носов К.Г. Метод проектов в организации графической подготовки // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. C. 22-31.

9. Сысоева Е.Ю. Личностно ориентированные технологии обучения в системе повышения квалификации преподавателей вуза // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 42-47.

10. Усанова Е. В., Горнов А. О., Шацилло Л. А. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей // Геометрия и графика. 2014. Т 2. № 3. C. 46-52.

11. ШаховаА.Б., Столбова И.Д., Столбов О.В. Опыт проведения интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки как пример межвузовской кооперации // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3. С. 17-24.

12. ЭльяшН.Н. Модель контекстного обучения при выполнении практикума по общетехническим дисциплинам // Образование и наука. 2015. № 1. С. 166-174.

13. Laletin V.A., Stolbov O.V., Stolbova I.D. Upgrading of the information and communication competence of instructors in the environment of an internet conference // Russian Education and Society. 2012. Т 54. № 5. С. 65-76.

LITERATURA

1. Verbickij A.A. Problemy proektno-kontekstnoj podgotovki specialista // Vysshee obrazovanie segodnja. 201S. № 4. S. 2-B.

2. GabbasovM.F., RukavishnikovV.A., TazeevI.R. Studencheskoe konstruktorskoe byuro kak klyuchevoj faktor formirovaniya sovremennyh specialistov // iV Mezhdunarodnaya internet-konferenciya KGP-2014. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/ papers/92/ ( data obrashheniya: 01.07.201S).

S. Dul'zon A.A. Opyt problemno orientirovannogo i proektno-organizovannogo obucheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. №. 10. Pp. 42-4B.

4. Djumin V.A., Tihonov-Bugrov D.E. Horosho nezabytoe staroe ili proektno-konstruktorskoe obuchenie inzhenernoj grafike // V Mezhdunarodnaja internet-konferencija KGP-201S. URL: http://dgng.pstu.ru/conf201S/papers/1B/ ( data obrashheniya: 01.07.201S).

5. Koncepcija federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2O16-202O gody. URL: http://goveronment. ru/docs/16479/ (accessed: 2S.06.201S).

6. Laletin V.A., Stolbova I.D., Stolbov O.V. Aktualizatsiya informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti prepodavateley v srede internet-konferencii // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2011. № 1. S. S4-S9.

7. Minin M.G., Zaharova A.A., Saf'jannikov I.A., Vehter E.V. Organizacija processa podgotovki bakalavrov tehniki i tehnologii k proektno-konstruktorskoj dejatel'nosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 106-113.

8. Stolbova I.D., Aleksandrova E.P., NosovK.G. Metod proektov v organizacii graficheskoj podgotovki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 8-9. S. 22-31.

9. Sysoeva E.Yu. Lichnostno orientirovannye tekhnologii obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii prepodavatelej vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 42-47.

10. UsanovaE.V., GornovA.O., ShatsilloL.A. Bazovaya geometro-graficheskaya podgotovka na osnove 3D-ehlektronnyh modelej // Geometriya i grafika. T. 2. № 3. S. 46-52.

11. Shakhova A.B., StolbovO.V., Stolbova I.D. Opyt provedeniya internet-konferencij po problemam kachestva graficheskoj podgotovki kak primer mezhvuzovskoj kooperacii // Geometriya i grafika. T 2. № 3. S. 17-24.

12. Jel'jash N.N. Model' kontekstnogo obuchenija pri vypolnenii praktikuma po obshhetehnicheskim disciplinam // Obrazovanie i nauka. 2015. №. 1. S. 166-174.

13. Laletin V.A., Stolbov O.V., Stolbova I.D. Upgrading of the information and communication competence of instructors in the environment of an internet conference // Russian Education and Society. 2012. T 54. № 5. C. 65-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.