Научная статья на тему 'Систематизация информационных потоков для целей формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН'

Систематизация информационных потоков для целей формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / НАЛОГОВЫЙ РИСК / НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / INFORMATION STREAMS / TAX RISK / TAX AND ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовойтова Е. В.

Основной поставщик финансовой информации исторически является бухгалтерия. Информация системы бухгалтерского учета представляют собой информационный поток. В отечественной и зарубежной литературе как таковое понятие «бухгалтерский информационный поток» не представлено. Однако согласно сущности бухгалтерского учета информационный поток, формирующийся в рамках данной системы, можно трактовать следующим образом: бухгалтерский информационный поток совокупность данных внутри системы бухгалтерского учета или вне этой системы и внешней средой, которые необходимы для управления и осуществления контроля над экономическими процессами хозяйствующего субъекта. Вопросы проектирования и совершенствования информационных потоков занимают значительную область финансового и управленческого учета. От качества информации, содержащейся в документах и отчетах, и рациональности ее движения зависит эффективность работы бухгалтерии и эффективность управления. Исходя из этого, совершенствование документооборота это совместное дело бухгалтеров и менеджеров. Документы и отчеты служат для фиксации, передачи, хранения и систематизации информации. В грамотно составленных документах отражается весь круг показателей, необходимых для составления внешней и управленческой отчетности. Данная статья показывает оптимизацию системы информационных потоков с целью формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН, а также сокращения налоговых рисков, связанных с применением ЕСХН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старовойтова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematization of information flows for taxable purposes base on unified agricultural tax

The main supplier of financial information historically is accounts department. Information of system of accounting represent information stream. In domestic and foreign literature per se the concept "accounting information stream" is not presented. However according to essence of accounting the information stream which is formed within this system can be treated as follows: an accounting information stream a data set in the system of accounting or out of this system and the external environment which are necessary for management and control over economic processes of economic entity. Questions of design and improvement of information streams occupy the considerable field of financial and management accounting. From quality of information which is contained in documents and reports, and rationality of its movement the overall performance of accounts department and management efficiency depends. Proceeding from it, improvement of document flow is a joint business of accountants and managers. Documents and reports serve for fixing, transfer, storage and systematization of information. In competently made documents all circle of the indicators necessary for drawing up the external and administrative reporting is reflected. This article shows optimization of system of information streams for the purpose of harmonization of accounting and tax accounting and also reduction of the tax risks connected with application of a single agricultural tax.

Текст научной работы на тему «Систематизация информационных потоков для целей формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН»

Заключение, выводы

На основе сформированной бухгалтерской отчетности организации были получены следующие выводы:

- Модель Альтмана: в 2017 г. и в 2018 г. значение Z-счета в зоне неопределенности; в 2016 г. - вероятность банкротства незначительна;

- Модель Лиса - незначительная вероятность банкротства организации;

- Модель Таффлера - низкая вероятность банкротства;

- Модель Иркутской государственной экономической академии - высокая вероятность банкротства;— Модель Сайфулина и Г. Г. Кадыкова - высокая вероятность банкротства организации;

- Модель А. Б. Перфильева - высокая вероятность банкротства.

В этой связи был сделан вывод о необходимости отказа от использования устаревших моделей Таффлера и Лиса, о необходимости применения отечественных моделей для оценки вероятности банкротства организации.

Субъектам малого предпринимательства в аналитических целях не следует использовать упрощенные форматы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Источники:

1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Бахрушиной, Н.С. Пласковой. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 367 с.

2. О формах бухгалтерской отчетности организации. Утверждено приказом Министерства финансов России от 2 июля 2010 г. № 66н

3. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практическое пособие / Кобозева Н. Б. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. -

208 с.

4. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) : учебник / Ю.Г. Чернышева. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 421 с.

5. Финансовый анализ : учеб. пособие / Л.М. Куприянова. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 157 с.

6. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография/ Чернова М. Б. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. -

207 с.

7. Казакова, Н. А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 470 с.

Sources:

1. Analysis of financial statements: Textbook / Ed. M.A. Vakhrushina, N.S. Plaskova. - M .: University textbook, 2018. -

367 p.

2. About forms of the financial statements of the organization. Approved by order of the Ministry of Finance of Russia dated July 2, 2010 No 66n

3. Bankruptcy: accounting, analysis, audit: A practical guide / Kobozeva N. V. - Moscow: Magister, SIC INFRA-M, 2018. -

208 p.

4. Analysis and diagnostics of financial and economic activity of an enterprise (organization): textbook / Yu.G. Chernysheva.

- M.: INFRA-M, 2017. - 421 p.

5. Financial analysis / L.M. Kupriyanova. - M.: INFRA-M, 2018. - 157 p.

6. Audit and analysis in bankruptcy: theory and practice: Monograph / Chernova M. V. - Moscow: SIC INFRA-M, 2016. -

207 p.

7. Kazakova, N. А. Financial analysis: textbook and practical work for bachelor and master programs / N. A. Kazakova. -M.: Yurayt Publishing House, 2018. - 470 p.

Е.В. Старовойтова - соискатель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],

E.V. Starovojtova - the aspirant of the department of the accounting theory, Kuban state agrarian university of I.T. Trubilin.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ПО ЕСХН THE SYSTEMATIZATION OF INFORMATION STREAMS FOR FORMATION OF A TAXABLE BASIS

ON A SINGLE AGRICULTURAL TAX

Аннотация. Основной поставщик финансовой информации исторически является бухгалтерия. Информация системы бухгалтерского учета представляют собой информационный поток. Б отечественной и зарубежной литературе как таковое понятие «бухгалтерский информационный поток» не представлено. Однако согласно сущности бухгалтерского учета информационный поток, формирующийся в рамках данной системы, можно трактовать следующим образом: бухгалтерский информационный поток - совокупность данных внутри системы бухгалтерского учета или вне этой системы и внешней средой, которые необходимы для управления и осуществления контроля над экономическими процессами хозяйствующего субъекта. Бопросы проектирования и совершенствования информационных потоков занимают значительную область финансового и управленческого учета. От качества информации, содержащейся в документах и отчетах, и рациональности ее движения зависит эффективность работы бухгалтерии и эффективность управления. Исходя из этого, совершенствование документооборота

- это совместное дело бухгалтеров и менеджеров. Документы и отчеты служат для фиксации, передачи, хранения

и систематизации информации. В грамотно составленных документах отражается весь круг показателей, необходимых для составления внешней и управленческой отчетности. Данная статья показывает оптимизацию системы информационных потоков с целью формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН, а также сокращения налоговых рисков, связанных с применением ЕСХН.

Annotation. The main supplier of financial information historically is accounts department. Information of system of accounting represent information stream. In domestic and foreign literature per se the concept "accounting information stream" is not presented. However according to essence of accounting the information stream which is formed within this system can be treated as follows: an accounting information stream - a data set in the system of accounting or out of this system and the external environment which are necessary for management and control over economic processes of economic entity. Questions of design and improvement of information streams occupy the considerable field of financial and management accounting. From quality of information which is contained in documents and reports, and rationality of its movement the overall performance of accounts department and management efficiency depends. Proceeding from it, improvement of document flow is a joint business of accountants and managers. Documents and reports serve for fixing, transfer, storage and systematization of information. In competently made documents all circle of the indicators necessary for drawing up the external and administrative reporting is reflected. This article shows optimization of system of information streams for the purpose of harmonization of accounting and tax accounting and also reduction of the tax risks connected with application of a single agricultural tax.

Ключевые слова: информационные потоки, налоговый риск, налоговый и бухгалтерский учет

Keywords: information streams, tax risk, tax and accounting

Информационные потоки - это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Цель работы с информационными потоками - оптимизация работы предприятия.

Система информационных потоков - совокупность физических перемещений информации, которая дает возможность осуществить какой-либо процесс, реализовать решение. Наиболее общая система информационных потоков - это сумма потоков информации, которая позволяет экономическому субъекту вести финансово-хозяйственную деятельность.

Информация, которая собирается в целях формирования налогооблагаемой базы для обработки и анализа должна отвечать следующим требованиям: своевременность (информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать), достоверность (чтобы не тратить дополнительное время на ее проверку), релевантность (существенность), полезность (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение), полнота (не должно быть упущений), понятность (информация не должна требовать значительных усилий для расшифровки), регулярность поступления.

Чтобы обеспечить выполнение этих требований к информации, сотрудники, работающие в системе формирования налогооблагаемой базы, вынуждены разбираться с информационными потоками, чтобы не происходило дублирование информации, информация доходила до адресата и не требовала уточнений. Система информационных потоков налоговой базы должна быть органично встроена в общую систему информационных потоков организации, в противном случае произойдет отторжение сотрудниками навязанной им системы.

Часто сама система информационных потоков хозяйствующих субъектов работает плохо (документы проходят медленно, никто не отвечает за документ в целом). В рамках работы по внедрению системы для целей формирования налогооблагаемой базы необходимо перестроить и оптимизировать систему информационных потоков, обеспечивающую формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН, сокращение затрат времени на работу бухгалтера, сокращение налоговых рисков, связанных с применением ЕСХН.

В общем виде информационные потоки налогового учета по ЕСХН можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1 - Информационные потоки налогового учета по ЕСХН

Область пересечения бухгалтерского и налогового учетов в рамках риск-ориентированного учета можно представить на рисунке 2.

Выделенный на рисунке 2 блок налогового учета пунктиром указывает на условность формирования данного вида учета для целей ЕСХН как отдельной категории.

При формировании системы налогового учета (на основании бухгалтерского учета) необходимо разработать такую методологическую и организационную основу, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими затратами времени и средств, вести оба вида учета.

Рисунок 2 -Взаимодействие бухгалтерского и налогового учетов в рамках разработанной системы риск-ориентированного учета

Основным инструментом сближения учетов являются учетная политика, продуманный и рациональный документооборот, выбор регистров налогового учета, применение бухгалтерских субсчетов второго и третьего порядка.

Для определения налогооблагаемой базы на отчетную дату сформированные в бухгалтерском учете данные переносятся в представленные ниже налоговые регистры с периодичностью по полугодиям при применении одного режима налогообложения в виде ЕСХН, с периодичностью поквартально - при совмещении ЕНВД и ЕСХН.

Для расчета налогооблагаемой базы по ЕСХН считаем целесообразным формировать семь разработанных нами налоговых регистров: один по доходам, шесть по расходам. Величина данных в налоговых регистрах в случае совмещения налоговых режимов - ЕСХН и ЕНВД должна формироваться с учетом данных из учетного регистра распределения расходов между видами деятельности на разных режимах налогообложения. На основании данных указанных регистров формируется книга учета доходов и расходов, в которой систематизируется итоговая информация по регистрам и из которой данные переносятся в налоговую декларацию по ЕСХН.

Сведения о доходах из Книги учета доходов и расходов систематизируются в Регистре контроля права применения ЕСХН и могут быть использованы для сопоставления данных о доходах, представленных в налоговой декларации по ЕСХН.

Организацию движения информационных потоков с целью формированияналоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу можно представить в виде схемы (рисунок 3).

В налоговый регистр «Учет доходов для определения ЕСХН» вносится информация из журналов-ордеров №»1, N° 2 и т.д. Расходы, списанные на затратные счета в течение отчетного периода. Считаем целесообразным применять сальдовый метод определения расходов для всех описанных далее регистров по расходам.

Основной задачей представленного на рисунке 3 регистра «Расходы по приобретенным и введенным в эксплуатацию объектам основных средств после перехода на ЕСХН» является формирование расходов для исчисления ЕСХН по основным средствам, приобретенным в текущем году применения специального налогового режима, а также по основным средствам, которые были введены в эксплуатацию и оплачены в текущем отчетном периоде. При применении объекта основного средства в видах деятельности на разных режимах налогообложения расходы будут распределяться пропорционально долям доходов от этих видов деятельности в общем объеме доходов.

В налоговом регистре «Расходы по приобретенным и введенным в эксплуатацию объектам основных средств после перехода на ЕСХН» для каждого объекта заполняются значения: стоимость приобретенных объектов основных средств; стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, т. п. Введение основного средства в эксплуатацию равносильно включению его стоимости в налоговые расходы (таблица 1).

Рисунок 3 - Движение информационных потоков с целью формирования налоговой декларации по

ЕСХН

Таблица 1 - Расходы по приобретенным и введенным в эксплуатацию объектам основныхсредств после перехода на ЕСХН, руб.

Наименование объекта основного средства Первоначальная стоимость объекта Сумма оплаты объекта, тыс. руб. Расходы, принимаемые для целей налогообложения

Косилка ротационная КРР-1,9 120 000 120 000 120 000

Культиватор прицепной КПС-4У 128 300 128 300 128 300

Сеялка зернотуковая Астра С3-3,6А 435 100 400 000 400 000

Итого: 683 400 648 300 648 300

Иногда возникают ситуации, когда приобретенный при применении ЕСХН объект основных средств, стоимость которого учтена в расходах, надо реализовать. Согласно требованиям НК РФ ранее списанная в расходы стоимость основных средств восстанавливается.

Для расчета материальных расходов предназначен регистр «Материальные расходы» (таблица 2). В него данные вносятся по месяцам. Графа «Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей» заполняется на весь счет, а «Стоимость списанных товарно-материальных ценностей» указывается по видам расходов.

Таблица 2 -Материальные расходы, руб.

Наименование бухгалтерских счетов, субсчетов Стоимость приобретенных ТМЦ (с учетом остатка) Стоимость списанных ТМЦ в расходы Стоимость неоплаченных ТМЦ Расходы, принимаемые для исчисления ЕСХН

10-5 «Запасные части» 73 150 53 985 13 000 60 150

10-6 «Нефтепродукты» 400 000 300 000 - 400 000

Итого: 473 150 353 985 13 000 460 150

По каждому субсчету материальных счетов необходимо рассчитать сумму приобретенных товарно-материальных ценностей (с учетом остатка), из которой высчитывается сумма оплаченных товарно-материальных ценностей на основании данных о кредиторской задолженности и стоимость товарно-материальных ценностей, списанных на производственные счета (таблица 3).

К рассчитанной сумме расходов приобретенных товарно-материальных ценностей в текущем периоде необходимо прибавить сумму оплаченной задолженности прошлого периода.

Таблица 3 -Распределение кредиторской задолженности по элементам затрат для расчета ЕСХН, руб.

Кредиторы Сальдо на конец период 10 «Материалы», субсчет 5«Запасные части» 26 «Общехозяйственные расходы Всего

По счету 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

ООО «Агрофирма «Целина» 13 000 13 000 - 13 000

ООО «Транс» 23 000 - 23 000 23 000

Итого: 36 000 13 000 23 000 36 000

При формировании налогооблагаемой базы необходимо учитывать непроизводственное потребление материалов, отражаемое по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», или потребление на строительство, осуществляемое хозяйственным способом и отражаемое на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», которое уменьшает сумму расходов.

Основная задача налогового регистра «Прочие расходы, принимаемые для расчета ЕСХН» - определение расходов для исчисления ЕСХН по прочим произведенным расходам в текущем году, которые соответствуют перечню расходов для ЕСХН, установленному п. 2 ст. 346.5 НК РФ. При заполнении данного регистра вся сумма произведенных за период расходов уменьшается на сумму задолженности поставщикам по данным расходам (таблица 4).

Таблица 4 - Прочие расходы, принимаемые для расчета ЕСХН, руб.

Стоимость

неоплаченных

Наименование счета, субсчета Произведенные затраты (по перечню гл. 26.1) расходов (сальдо счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подряд-чиками,76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) Расходы, принимаемые для ЕСХН

20-1 «Растениеводство» 32 000 - 32 000

20-2 «Животноводство» 43 754 - 43 754

26 «Общехозяйственные расходы» 165 785 23 000 142 785

91 «Прочие доходы и расходы» 53 468 - 53 468

Итого: 295 025 23 000 272 007

В расходы по заработной плате для исчисления ЕСХН принимаются начисленные обязательства при условии их погашения. Сложностьучета данных расходов обусловлена тем, что начисленная заработная плата должна соответствовать положениям ст. 252 НК РФ.

Для определения расходов по заработной плате в целях расчета ЕСХН следует заполнить одноименный налоговый регистр (таблица 5) и необходимо отразить:

1) сумму начисленной за отчетный период заработной платы;

2) сумму заработной платы, начисленную на счета учета затрат и прочие счета;

3) выплату начисленной заработной платы в текущем периоде.

Заработная плата, начисленная, но не выплаченная в предыдущем году, формирует кредитовое сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которое не должно быть учтено в составе расходов для расчета ЕСХН. Не применяется это правило только на смежных периодах применения общей системы налогообложения и перехода на уплату ЕСХН, так как при общей системе налогообложения признается в составе расходов начисленная заработная плата.

Таблица 5 -Расходы на оплату труда для расчета ЕСХН, тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Сальдо Итого за отчетный период 2016 г.

Дебет Кредит

Начислена заплата - всего 40 363

20-1 «Растениеводство» 1 467 12 463

20-2 «Животноводство» 1 765 12 793

26 «Общехозяйственные расходы» 1 400 15 107

Выплачена зарплата 45 675

50 «Касса» 3150 40 363

90 «Продажи» 1350 5 312

Доля зарплаты производственных рабочих 88,37

Сальдо на начало периода 4 632

Сальдо на конец периода 5 312

Расходы для исчисления ЕСХН 57 697

В результате полученных итогов по представленным налоговым регистрам информация вносится в Книгу учета доходов и расходов.

Систематизированная нами схема движения информационных потоков в рамках формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН может быть эффективно реализована в случае установления в экономическом субъекте ответственности за ведение указанных регистров в должностных инструкциях определенных учетных работников, а также возможной дисциплинарной ответственности за недостоверное представление сведений в них.

В заключение отметим, что предложенный вариант движения информационных потоков в формирования налогооблагаемой базы по ЕСХН будет способствовать оперативности учета, сокращению затрат труда аппарата бухгалтерии, обеспечению качества учетных данных, а также сокращению рисков применения специального режима налогообложения для сельхозтоваропроизводителей.

Источники:

1. Авдеев, В.Ю. Налоговый и бухгалтерский учет: сходства и различия / В.Ю. Авдеев. -М.: Статус-кво 97, 2003. -

176 с.

2. Адаменко, А. А. Анализ особенностей формирования учетной системы в сельскохозяйственных организациях / А. А. Адаменко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. -2008. - № 5(14). -С. 45-50.

3. Балашова, Н. Н. Учетная политика в агрохолдингах / Н. Н. Балашова, Д. О. Татаркина // Бухучет в сельском хозяйстве.- 2012. - № 8. - С. 9-13.

4. Викеев, А. А. Как сблизить бухгалтерский и налоговый учет / А. А. Викеев // Главбух. Отраслевое прилож. «Учет в производстве» 2004. - № 3.

5. Джамурзаев, Ю. Д. Об эффективности мероприятий по сближению бухгалтерского и налогового учета / Ю. Д. Джамурзаев, Г. Н. Хубаев, О. В. Родина//Налоговый вестник.-2006. -№ 5.-С. 91-100.

6. Оксанич Е.А. Учетные аспекты снижения налоговых рисков применения ЕСХН / Е.А.Оксанич, Е.В. Старовойтова, Г.Н. Ясменко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2015.- № 112. -С. 1114-1126.

7. Сигидов Ю.И. Выбор оптимального режима налогообложения на основании информации, формируемой в учетно-налоговой системе сельскохозяйственной организации / Ю.И. Сигидов, В.В. Башкатов, М.А. Калашникова // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2016. - № 10. - С. 63-74.

8. Кокорев, Н. А. Взаимосвязь управленческого, бухгалтерского и налогового учета / Н. А. Кокорев, Л.Л. Вашева, К. А. Николаева // Аудиторские ведомости. -2003. - № 7. - С. 45-49.

Sources:

1. Avdeev, V.Yu. Nalogovy and accounting: similarities and distinctions / V.Yu. Avdeev. - M.: Status quo 97, 2003. -176 pages.

2. Adamenko, A. A. The analysis of features of formation of registration system in agricultural organizations / A.A. Adamenko//Works of the Kuban state agricultural university. - 2008. - No. 5(14). - Page 45-50.

3. Balashov, N. N. Accounting policies in agroholdings / N.N. Balashova, D.O. Tatarkina//Accounting in agricultural industry. - 2012. - No. 8. - Page 9-13.

4. Vikeev, A. A. How to pull together accounting and tax accounting / A.A. Vikeev//the Chief accountant. Branch при-лож. "Accounting in production" of 2004. - No. 3.

5. Dzhamurzayev, Yu. D. About efficiency of actions for rapprochement of accounting and tax accounting / Yu.D. Dzhamurzayev, G.N. Hubayev, O.V. Rodina//the Tax bulletin.-2006.-№ 5. - Page 91-100.

6. Oksanich E.A. Registration aspects of decrease in tax risks of application of a single agricultural tax / E.A. Oksanich, E.V. Starovoytova, G.N. Yasmenko//Polythematic network online scientific magazine of the Kuban state agricultural university. -2015. - No. 112. - Page 1114-1126.

7. Sigidov Yu.I. The choice of the optimum tax treatment on the basis of information formed in the registration taxation system of agricultural organization / Yu. I. Sigidov, V.V. Bashkatov,M.A.Kalashnikova//Accounting in agricultural industry. - 2016. - No. 10. - Page 63-74.

8. Kokorev, N.A. Vzaimosvyaz of management, accounting and tax accounting / N.A. Kokorev, L.L. Vasheva, K.A. Ni-kolaeva//Auditor sheets. - 2003. - No. 7. - Page 45-49.

И.Н. Хромова - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

I.N. Khromova - Assistant Professor of the Accounting Department, Cand. of Econ. Sciences, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin;

Е.С. Мячева - аспирант кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],

E.S. Myacheva - Post-graduate student of Accounting Department, Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИЙ АПК METHODICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE SYSTEM OF ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT OF THE COSTS OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Аннотация. Глобализация экономических отношений, использование современных информационных систем и соответствующих технологий обработки информации предъявляют особые требования к обеспечению системы управления организаций агропромышленного комплекса необходимой информацией. В этой связи разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по внедрению прогрессивных управленческих технологий, инструментария учета и анализа затрат организаций представляется актуальной и своевременной на современном этапе развития отраслевой экономики. Ключевым элементом всей управленческой структуры и основным инструментом управления затратами экономических субъектов является внутренняя управленческая отчетность. В статье рассмотрены особенности формирования управленческой отчетности о затратах на производство в организациях АПК, а также рассмотрена методика анализа затрат.

Annotation. The globalization of economic relations, using of modern information systems and relevant information processing technologies present special requirements for providing the management system of organizations of the agro-industrial complex with the necessary information. In this regard, the development of theoretical and methodological provisions and practical recommendations for the implementation of advanced management technologies, tools for accounting and cost analysis of organizations seems relevant and timely at the present stage of development of the sectoral economy. A main element of the entire management structure and the main tool for managing the costs of economic entities is internal management reporting. The article discusses the features of the formation of management reporting on production costs in organizations of the agricultural sector, and considers the methodology of cost analysis.

Ключевые слова: затраты, управленческий учет, внутренняя отчетность, анализ

Keywords: costs, management accounting, internal reporting, analysis

В современных условиях развития рыночных отношений роль учета и анализа затрат в организации предпринимательской деятельности значительно повышается. Это обусловлено с тем, что учетно-аналитическая информация не соответствующих достаточным требованиям, необходимым для управления затратами. Для руководства хозяйствующим субъектов грамотно организованная учетно-аналитическая система затрат на производство продукции является основой объективности и рациональности аналитических процедур, позволяет определить факторы, оказывающие влияние на конечный финансовый результат работы организации и принимать эффективные управленческие решения. Информация, формируемая в учетно-аналитической системе затрат организации, рассматривается пользователями экономической информации в качестве основы при определении конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, принятия эффективных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.