Научная статья на тему 'Систематизация городских транспортно-пересадочных узлов'

Систематизация городских транспортно-пересадочных узлов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
517
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TOWN PLANNING DOCUMENTATION / TRANSPORT JUNCTION / TOWN-PLANNING LEGISLATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пышкин Николай Сергеевич

The article investigates issues of problems with coupling the methods of transport in transport junction. The author analyses different reasons of degradation of transport function in transport junction in Russia. Also there is a detailed analysis of town-planning documentation and the latest laws about it in the article. In conclusion the necessity of development of the law about the safety in transport junction in Russia is described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ordering of City Transport Junction

The article investigates issues of problems with coupling the methods of transport in transport junction. The author analyses different reasons of degradation of transport function in transport junction in Russia. Also there is a detailed analysis of town-planning documentation and the latest laws about it in the article. In conclusion the necessity of development of the law about the safety in transport junction in Russia is described.

Текст научной работы на тему «Систематизация городских транспортно-пересадочных узлов»

Систематизация городских транспортно-пересадочных узлов

Н.С.Пышкин

Глубокие экономические реформы, сопровождающиеся повышением благосостояния и, следовательно, ростом мобильности населения, приводят к увеличению объема пассажирских перевозок всеми видами транспорта, что требует своевременного развития транспортного комплекса. По прогнозам федерального агентства государственной статистики численность населения в городах будет расти каждые 10 лет на 2-5%. Столь стремительная урбанизация при резком росте автомобилизации влечет за собой повышение нагрузки на транспортную сеть городов и агломераций.

Транспортная система представляет собой совокупность линейных и узловых элементов, что обуславливает необходимость формирования и развития транспортно-пересадоч-ных узлов (ТПУ).

Вот уже более века мировая наука занимается проблемами сопряжения различных видов транспорта в транспортном узле и вопросами, связанными с планировкой и размещением ТПУ в плане города, поскольку ТПУ это не только транспортное сооружение, но и важная его часть. Отечественная градостроительная наука содержит достаточное количество методических рекомендаций и пособий проектировщикам, позволяющих гармонично спланировать и разместить ТПУ. Однако в настоящее время во всех крупных городах России происходит деградация ТПУ с угнетением их транспортной функции. В экономически развитых городах территория транспортного узла обладает высоким инвестиционным потенциалом, так как покупательская способность в этой зоне очень высока. Здесь дайствуют два принципа: «Чем занять время ожидания транспорта», «Успеть продать, пока пассажир не уехал». Исследования европейских и американских экономистов показывают, что люди в аэропортах тратят денег больше, чем стоит билет, и поскольку на российских вокзалах пока их потратить не на что, инвесторы, пользуясь ситуацией, возводят торговые комплексы на привокзальных площадях. На примере Курского и Киевского вокзалов города Москвы мы видим, как город, стремясь забирать весь инвестиционный потенциал, возводит торговые комплексы, занимая всю привокзальную площадь, тем самым затрудняя сопряжение транспорта в транспортном узле.

Согласно действующему Градостроительному кодексу до 2010 года каждый субъект РФ и муниципальное образование должны быть обеспечены «Схемой территориального планирования» (СТП), а населенные пункты - «Генеральными планами развития». В настоящее время в составе градостроительной документации активно разрабатываются пред-

ложения по развитию и размещению объектов транспорта. Поскольку все документы территориального планирования разрабатываются различными организациями зачастую параллельно и далеко не всегда выдерживается последовательность, определенная Градостроительным кодексом РФ, преемственность проектных предложений в них, как правило, нарушена, в том числе и предложения, касающиеся развития транспортных узлов. Отсутствие преемственности в документах разного уровня приводит к тому, что транспортные узлы, обозначенные в схемах территориального планирования субъектов федерации и муниципальных образований, не находят отражения в генеральных планах городов. Примером такого положения дел является градостроительная документация Алтайского края.

Алтайский край расположен на юго-востоке Западно-Сибирского региона. Особенностью его экономико-географического положения является удаленность от основных экономических центров европейской части страны и морских портов. Расположение края в глубине Сибири компенсируется наличием важных транзитных путей: автомагистраль, соединяющая Россию с Монголией, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. Положение Алтайского края на пересечении трансконтинентальных транзитных пассажирских потоков, в непосредственной близости от крупных городов приграничных государств Монголии и Казахстана, развивающаяся рекреационная база Алтая определяют его активное участие в международном пассажирообороте.

На территории Алтайского края в настоящее время сформированы три крупных транспортных узла в городах Барнаул, Рубцовск и Бийск (рис. 1). В настоящее время это комплексные грузопассажирские транспортные узлы.

Конфигурация транспортной сети представлена магистральной транспортной осью Новосибирск-Барнаул-Бийск (Чуйский тракт), проходящей с севера на юго-восток, по которой осуществляются основные ближние и дальние связи края с регионами России, центром, Транссибом. От транспортного узла в Барнауле расходятся радиальные направления межрегиональных и региональных дорог, от которых берут начало дороги краевого значения, обслуживающие территорию. В северной части проходит широтная железнодорожная магистраль, по которой осуществляется транзитная транспортировка грузов в направлении восток - запад.

Проектные решения, представленные на рисунке 2, направлены на интеграцию региона в международную транс-

портную сеть. Главным транспортным узлом края остается город Барнаул, где сосредоточены узлы четырех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного. Узлы более низкого ранга формируются в городах Бийск, Кулунда и Рубцовск с использованием существующих транспортных центров и возобновившего работу аэропорта города Рубцовска.

Транспортно-пересадочные узлы для пассажиров, прибывших в туристско-рекреационную и особую экоомичес-кую зоны региона, в проекте предлагается сформировать в городах Барнаул, Бийск, Рубцовск, Славгород, от которых доставка осуществляется автомобильным транспортом.

Таким образом, на территории Алтайского края проектным предложением формируются четыре новых транспорт-но-пересадочных узла в городах Барнаул, Бийск, Рубцовск, Славгород.

Генеральные планы развития городов Барнаул и Рубцовск были утверждены до начала работ над схемой территориального планирования Алтайского края и, как показано на рисунках 3 и 4, данные документы не выделяют территории

пассажирского и грузового транспортных узлов. В градостроительной документации транспортные узлы разделены на земли транспорта, занимающие полосы отвода железных дорог, санитарные разрывы федеральных магистралей, территорию непосредственно под вокзалами и земли муниципалитета различного назначения, в которые попали привокзальные площади.

На рисунке 5 дана разработанная автором принципиальная схема размещения транспортных узлов в плане города с разделением последних по функциональному назначению. Функциональное назначение узла влияет на пассажирообо-рот, а следовательно, на размер необходимой территории и пространственную организацию данной территории.

Транспортно-пересадочные узлы по величине и значению предложено подразделять на международные, региональные и местные. ТПУ международного значения целесообразно размещать за пределами границ города, но не далее 60 км. Узлы регионального значения, исторически сложившиеся преимущественно на базе железнодорожных вокзалов, удобно расположены в срединной части города

Рис. 1. Существующее положение транспортной инфраструктуры Алтайского края 72 2 2010

недалеко от исторического центра, что дает возможность гармонично объединять их с внутригородским транспортом. ТПУ местного значения в крупных городах предлагается разделить на:

• транзитные, располагающиеся в срединной части города и связывающие жилые районы и агломерацию с бизнес- и производственными зонами;

• центральные, располагающиеся по периметру исторического ядра города;

• агломерационные, располагающиеся по периметру города (у конечных станций метро) и связывающие город с агломерацией.

Представляется целесообразным на этапе разработки генеральных планов городов включать в функциональное зонирование территории транспортно-пересадочных узлов. Наличие в генеральном плане территории ТПУ позволит включать данную зону в правила землепользования и застройки и определять регламенты для данной территории, ограничивая стихийную застройку и определяя приоритетной транспортную функцию.

Порядок разработки градостроительной документации при осуществлении реконструкции и строительства транс-

портно-пересадочного узла на территории города должен отвечать требованиям Градостроительного Кодекса и включать в себя:

- подготовку проекта планировки транспортно-переса-дочного узла;

- разработку правил землепользования и застройки с целью создания условий для функционирования и развития ТПУ;

- выполнение корректур Генерального плана развития города, городского округа или сельского поселения;

- внесение в случае необходимости изменений в Схемы территориального планирования субъекта РФ.

С целью регламентирования территории ТПУ в градостроительной документации, направленного на ограничение коммерческой деятельности, подавляющей транспортную функцию, необходимо законодательно закрепить требования к сопряжению видов пассажирского транспорта в узле.

В разработанных З.В.Азаренковой методических рекомендациях и других градостроительных нормах и правилах достаточно много внимания уделяется взаимосогласованности решения основных элементов вокзального комплекса и транспортно-планировочной и пространственной организации пересадочного узла.

Рис. 2. Проектное предложение развития транспортной инфраструктуры Алтайского края

Однако изменившаяся в настоящее время законодательная база, в том числе и принятие закона «О техническом регулировании», позволяют инвесторам не придерживаться рекомендаций и СНИиПов, а действовать исключительно из интересов собственной выгоды.

Необходимость реформирования нормативов, регламентирующих градостроительное проектирование при формировании транспортных узлов очевидна.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2003 года строительные нормы и правила должны быть заменены техническими регламентами. Таким образом, законодательно определено, что вновь разрабатываемые нормативы могут быть сформулированы исключительно в технических регламентах. Санитарные и строительные нормы и правила (СНиП, СанПиН) будут применяться только в переходном периоде, до принятия необходимых технических регламентов.

Федеральным законом о техническом регулировании №184-ФЗ от 27 декабря 2003 года введено понятие технического регламента. Технический регламент носит обязательный характер, однако он может устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности,

причем приниматься они могут только в определенных случаях, а именно:

• для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Иными словами, современное законодательство позволяет вводить только те ограничения, которые необходимы для обеспечения безопасности, а поскольку ТПУ состоит из объектов транспортной инфраструктуры, на него, помимо градостроительного законодательства, распространяется закон «О транспортной безопасности».

Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 года N16^ «О транспортной безопасности» объектами транспортной инфраструктуры являются: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торго-

Рис. 3. Генеральный план развития города Барнаула

вые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортный комплекс - это объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Как видно из документа, закон не отнес к объектам транспортной инфраструктуры и транспортному комплексу территорию, вплотную прилегающую к вокзалам и станциям и используемую для пересадки пассажиров.

Таким образом, образуется противоречие: с одной стороны, необходимо обеспечить развитие транспортных узлов как важного элемента транспортной системы страны, с другой стороны, отсутствует нормативно-правовая база, опираясь на которую возможно их развить.

Разработка технического регламента «О безопасности транспортно-пересадочных узлов» в настоящее время сдерживается отсутствием методологических, рекомендательных документов, учитывающих современную ситуацию. Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах, разработанные ЦНИИП градостроительства в 1997 году, устарели.

К основным задачам, которые необходимо законодательно решить в техническом регламенте «О безопасности транс-портно-пересадочных узлов», относятся:

- введение в систему правового регулирования ограничений на осуществление видов деятельности на территориях ТПУ, что позволит повысить качество обслуживания пассажиров;

- оптимизация процессов транспортного обслуживания пассажиров, в том числе и сопряжение видов транспорта в соответствии с пассажиропотоком и современными требованиями к качеству оказываемых услуг;

- закрепление на законодательном уровне требований к проектированию ТПУ, включающих терминологию, градост-роительно-транспортную классификацию и типологию, функциональное зонирование территории с определением объемов каждой зоны в зависимости от класса, типа узла и других факторов;

- закрепление на законодательном уровне понятия транспортно-пересадочного узла.

Авторский вариант определения транспортно-переса-дочного узла: Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - это совокупность зданий, сооружений, устройств, территории и объектов транспортной инфраструктуры в расчетном радиусе от места сочетания двух и более видов гражданского пассажирского транспорта.

Расчетный радиус представляется целесообразным определять в зависимости от класса и пассажирооборота каждого узла.

Литература:

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ.

2. Азаренкова З.В. МДС 32-2.2000 Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Ordering of City Transport Junction. By N.S.Pishkin

The article investigates issues of problems with coupling the methods of transport in transport junction. The author analyses different reasons of degradation of transport function in transport junction in Russia. Also there is a detailed analysis of town-planning documentation and the latest laws about it in the article. In conclusion the necessity of development of the law about the safety in transportjunction in Russia is described.

Ключевые слова: градостроительная документация, транспортный узел, градостроительное законодательство.

Key words: town planning documentation, transport junction, town-planning legislation.

ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ О агломерационные

О транзитные центральные

Рис. 5. Принципиальная схема расположения транспортно-пересадочных узлов местного значения в плане города

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.