УДК 338.001.36
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ
Бодровцева Н.Ю., аспирант, кафедра «Экономика и управление на водном транспорте», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О.
Макарова», e-mail: [email protected]
Статья посвящена конкурентоспособности морских портов, повышение которой является одной из приоритетных государственных задач. Конкретизировано понятие «конкурентоспособность морского порта» и определены уровни конкурентоспособности. Обоснован подход к оценке конкурентоспособности морских портов через систему факторов и показателей. Приведена классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность морских портов. Предложена систематизация показателей в целях создания методологического аппарата для оценки текущего и перспективного уровня конкурентоспособности, необходимой при формировании комплекса стратегических и тактических решений, направленных на повышение конкурентоспособности морских портов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, морские порты, факторы конкурентоспособности, показатели конкурентоспособности, оценка конкурентоспособности.
SYSTEMATIZATION OF AN ASSESSMENT FACTORS AND INDICATORS OF THE
SEAPORTS COMPETITIVENESS
Bodrovtseva N., the post-graduate student, Economics and Management on water transport chair, FSEIHE «Admiral Makarov State University
of Maritime and Inland Shipping», e-mail: [email protected]
The article is devoted to the seaports competitiveness, increase of which is one of the priority state tasks. Term «competitiveness of the seaport» is concretized and the competitiveness levels are defined in the article. The author justifies the approach to assessment of the seaports competitiveness through the system of factors and indicators. The factors classification influencing on the seaports competitiveness is given in the article. The author proposes approaches to the systematization of indicators in order to create a methodological instrument for assessment the current and future level of competitiveness required for a complex formation of strategic and tactical solutions aimed at improvement of the seaports competitiveness.
Keywords: competitiveness, seaports, factors of competitiveness, indicators of competitiveness, competitiveness assessment.
На сегодняшний день в Российской Федерации принят целый ряд стратегических документов, в которых на уровне Президента РФ В.В. Путина и Правительства РФ одной из первоочередных задач признается повышение конкурентоспособности морского транспорта, развитие морских портов и их интегрирование в мировую транспортную систему [8, 11, 13-15, 18].
Обеспечение конкурентоспособности морских портов является целью государственного регулирования деятельности в морском порту в соответствии с федеральным законом «О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ [12].
Повышение конкурентоспособности определено одной из целей государственной политики по развитию конкуренции в проекте Указа Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», внесенного Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС России) в феврале 2017 года в Правительство РФ.
Действительно, морские порты имеют стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации. Для обеспечения транспортных, торговых и, прежде всего, экспортных потребностей страны морские порты должны предоставлять конкурентоспособную на международном уровне портовую инфраструктуру и оказывать качественные услуг [19].
Реестр морских портов Российской Федерации, формируемый Росморречфлотом, в настоящее время насчитывает 67 портов [20]. Однако показатели грузооборота портов по морским бассейнам резко отличаются между собой (рисунок 1-5) [9].
В связи с этим представляется целесообразнымопределить-факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность морских портов, и показатели, которые позволят оценитьих конкурентоспособность.
Под конкурентоспособностью морского портапонимается способность морского порта предоставлять услуги, возникающие из торгового мореплавания в отношении обслуживания судов, перевозки грузов и пассажиров, которые по ценовым и неценовым (качественным и количественным) характеристикам более привлекательны для потребителей (судовладельцев, грузоотправителей и пассажиров), чем услуги другого морского порта [1].
Классификация факторов конкурентоспособности морских портов приводится в целом ряде научных работ отечественных и зарубежных авторов [2, 4, 6, 10, 16,21-23, 25]. Так, Никулина С.В. выделяет природные (т.е. созданные природой и существовавшие
задолго до создания порта), внутренние (т.е. факторы, которые создаются внутри порта) и внешние (независящие от порта) группы факторов [10].ГорячкоМ.Д. и Тодосиева А.А выделяютфакторы экономических условий, физико-географические и технические характеристики порта, институционально-экономические факторы [4]. Вербило О.М. систематизирует факторы, влияющие на конкурентоспособность портов, с позиций международной торговли и логистики [2]. М. Гюйбрехтвыделяет группы факторов, обусловленные географическим положением, государственной политикой и инфраструктурными мощностями порта [22]. Т. Вицунис, анализируя конкурентоспособность морских портов Европейского Союза,выделяет географические факторы, факторы, определяющие грузопотоки, и факторы, присущие самому порту [25].
По нашему мнению, анализируя конкурентоспособность морских портов, следует применить подход, выделяющий факторы конкурентоспособности и показатели оценки конкурентоспособ-ности.Под фактором конкурентоспособностиследует понимать непосредственную причину, наличие которой необходимо и достаточно для изменения значения одного или нескольких показателей конкурентоспособности. В то время как показатели позволяют оценить и сопоставить уровень конкурентоспособности. Таким образом, понятия «фактор конкурентоспособности» и «показатель оценки конкурентоспособности» соотносятся как причина и следствие: фактор определяет, а показатель измеряет конкурентоспособность.
Автором предлагается следующая систематизация факторов, определяющих конкурентоспособность морских портов.
Географические факторы. Основной фактор, определяющий конкурентоспособность морских портов, - это географическое положение. Географическое положение определяет природно-климатическиеи экономико-географические факторы конкурентоспособности.
К природно-климатическим факторам относятся: естественные глубины в акватории морского порта и на подходах к нему, ледовая обстановка, заносимость дна, риски природных катаклизмов и т.д.
К экономико-географическим факторамследует отнести территориальную близость порта к местам производства и потребления перевозимой продукции;расположение порта на пересечении главных морских маршрутов;включенность порта в международные транспортные коридоры, обслуживающие потребности мировой торговли; особенности развитияхинтерланда(нем. hinterland, букв. — страна сзади [7]; район, прилегающий к порту [24]) и размер района тяготения порта (часть территории страны или соседних стран, обслуживаемая портом [5]), включая наличие в
12016 ■ 2015 ■ 2014 Рисунок 2. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна, тыс. тонн
Порт Сочи I Порт Геленджик | Порт Ялта | Порт Евпатория | Порт Феодосия | Порт Севастополь ^ Порт Таганрог | ПортТемрюк Щ Порт Ейск Ц Порт Азов Порт Керчь Порт Ростов-на-Дону Порт Тамань Порт Туапсе Порт Кавказ Порт Новороссийск
244 025 тыс. тонн ■
грузооброт по бассейну в 2016 году
34 % от грузооброта морских портов страны е 2016 году
54 % от грузооброта бассейна в 2016 году-порт Новороссийск
15 000 30000 45 000 60000 75 000 90000 105 000 120 000 135 000
■ 2016 12015 ■ 2014
Рисунок 3. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна, тыс. тонн
■ 2016 ■ 2015 ■ 2014
Рисунок 4. Грузооборот портов Каспийского бассейна, тыс. тонн
Рисунок 5. Грузооборот портов Дальневосточного бассейна, тыс. тонн
районе тяготения природных ресурсов и перерабатывающей базы, социально-экономические особенности развития региона, уровень его экономического и производственного потенциала.
Инфраструктурные факторы. К ним следует отнестиналичие непосредственно портовой инфраструктуры, обеспечивающей безопасность мореплавания,обслуживание судов, перевалку грузов и обслуживание пассажиров;а также наличие транспортной инфраструктуры хинтерланда и района тяготения порта (инфраструктуры железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта), неограничивающей пропускную способность порта и способной обеспечить транспортные коридоры для интермодальных перевозок.
Логистико-технологические факторы. Этоиспользуемые технологии и применение инноваций;спектр услуг, предлагаемый портом в отношении судов, грузов и пассажиров, в том числе услуг по обеспечению безопасности мореплавания и транспортной безопасности; номенклатура переваливаемых грузов иорганизация логистики перевозок; применяемые стандарты качества; стандарты энергоэффективности и экологичностиработы порта;наличие квалифицированного персонала.
Геополитические факторы. К ним относятся расположение порта в районе международных конфликтов, регионе политической напряженности и нестабильности; действие международных договоров либо иных норм международного права, предоставляющих преференциальные режимы, или накладывающих санкционные меры в отношении деятельности морских портов, внешней торговли.
Институциональные факторы. Это реализация мер государственного регулирования деятельности морских портов; мерыгосудар-ственного контроля в сфере транспорта, пограничного, таможенного,
а также экологического, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля;система налогообложения и взимания таможенных пошлин, действующая в отношении судов и перевозимых грузов; государственная политика в отношении развития конкуренции и регулирования деятельности субъектов естественной монополии, предоставляющих услуги в морском порту, в том числе меры ценового регулирования.
Выделенные группы факторов конкурентоспособности морских портов взаимообуславливают друг друга (рисунок 6).
Очевидно, что влияние каждого фактора неодинаково. Оценивая конкурентоспособность морского порта, необходимо рассматривать выделенные группы факторов в совокупности через системупока-зателей.
В общем случае,для оценки конкурентоспособности могут быть использованы самые разные показатели, характеризующие объект исследования.Данные показатели принято классифицировать по различным основаниям. Например,
- по единицам изменения могут быть классифицированы показатели, выраженные:
-- в натуральных единицах (литрах, метрах, килограммах и т.п.);
-- в безразмерных величинах (долях целого, процентах);
-- в стоимостных единицах (рублях, долларах и т.п.).
- по числу одновременно характеризуемых свойств:
-- единичные показатели, характеризующие одно свойство объекта исследования (производительность, вес, размер и т.д.);
-- комплексные показатели, характеризующий несколько свойств объекта исследования;
-- групповые (комплексные показатели, относящийся к опреде-
Рисунок 6. Факторы, влияющие на конкурентоспособность морских портов.
ленной группе свойств объекта исследования).
- по отношению к методу определения значений показателей:
-- измеримые, получаемые с использованием технических измерительных средств;
-- регистрируемые, получаемые путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например,число отказов при испытаниях;
-- расчетные, получаемые с помощью теоретических или эмпирических зависимостей;
-- органолептические, получаемые в результате анализа человеком восприятий его органов чувств.
Авторами приводятся и иные подходы [3].
В отношении морских портов показатели конкурентоспособности, по нашему мнению, следует классифицировать по отношению к оценке характера их деятельности, а именно:
- Количественные показатели: объем грузооборота порта в целом; объем грузооборота порта по номенклатуре переваливаемых грузов (насыпные, накатные, наливные грузы и т.д.); объем грузооборота порта по направлениям перевозок (экспорт, импорт, международный транзит, каботаж);количество обслуженных пассажиров; количество судозаходов; суммарная валовая вместимость судов, заходящих в порт; валовая вместимость судов, заходящих в порт, в разбивке по определенным типам (накатные, наливные, контейнеровозы и т.п.); пропускная способность порта; длина причального фронта; количество причалов, предназначенных для перевалки определенной номенклатуры грузов и т.д.
- Качественные показатели: безопасность мореплавания в порту и на подходах к порту;скорость и качество обслуживания судов в порту;скорость и надежность операций, производимых с грузом, в том числе перевалка и хранение груза, включая период льготного хранения; скорость и качество облуживания пассажиров и т.п.
- Стоимостные показатели:
-- абсолютные: сумма портовых сборов, уплачиваемых судном в порту; сумма, уплачиваемая судовладельцем по дисбурсментскому счету; стоимость стивидорных услуг; сумма таможенных пошлин, налогов и сборов и т.д.;
-- относительные: доля стоимости портовых услуг в общих затратах на транспортировку, доля портовой составляющей в цене экспортируемой продукции либо импортируемой продукции, показатели рентабельности деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в морском порту и т.д.
Следует отметить, что конкурентоспособность морского порта - это многоплановое понятие, которое в зависимости от субъекта конкуренции и масштаба оцениваемого конкурентного рынка может рассматриваться на макроуровне как конкурентоспособность морских портов страны, бассейна; на мезоуровне - как конкурен-
тоспособность отдельного морского порта, и на микроуровне - как конкурентоспособность предприятия (организации), предоставляющей услуги в морском порту, и конкурентоспособность конкретной услуги, предоставляемой в порту [1].
Так, во взаимосвязи субъекта конкуренции и масштаба оцениваемого конкурентного рынка принято определять следующие уровни оценки конкурентоспособности морских портов:
• конкурентоспособность морских портов Российской Федерации на международном уровне (страновая конкурентоспособность);
• конкурентоспособность морских портов одного бассейна, по отношению к морским портам других бассейнов (бассейновая конкурентоспособность);
• конкурентоспособность отдельных морских портов (межпортовая конкурентоспособность);
• конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги в морском порту (внутрипортовая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов);
• конкурентоспособность услуг, предоставляемых в морском порту (внутрипортовая конкурентоспособность услуг) [1].
В зависимости от уровня оценки конкурентоспособности морских портов и субъекта, с позиций которого оценивается конкурентоспособность (государство, судовладелец, грузоотправитель, хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги в порту) избранная система показателей оценки из числа вышеперечисленных будет различна. Для оценки конкурентоспособности морского порта на базе избранных показателей следует применять статистические методы многопараметрической оценки [3].
В заключении следует отметить, что конкурентоспособность может изменяться во времени. Реализация инвестиционных проектов по строительству и модернизации портовой инфраструктуры, внедрение новых технологических решений по обработке грузов в порту, изменения в законодательстве, геополитической обстановке, мировой экономике и даже глобальное изменение климата оказывают влияние на выделенные группы факторов и, следовательно, на конкурентоспособность морских портов.
Задача оценки конкурентоспособности морских портов может ставиться не только в отношении определения текущего уровня конкурентоспособности, но и достижения его перспективных значений. В этой связи наибольший интерес представляет использование методовимитационного моделирования, позволяющихопределить-совокупность значений, обеспечивающих достижение оптимальных параметров [3].
Оценка текущего и перспективного уровня конкурентоспособности необходима для формирования комплекса стратегических и тактических решений по повышению конкурентоспособности мор-
ских портов, либо сохранению их конкурентных позиций в условиях экономического кризиса. Систематизация факторов и показателей конкурентоспособности позволяет создать методологический аппарат длятакого рода оценки.
Литература:
1. Бодровцева Н.Ю. Понятие и виды конкурентоспособности морских портов // Транспортное дело России. Экономика, управление, транспорт. 2016. № 5 (126). С. 31 - 33.
2. Вербило О.М. Тенденции в логистике, влияющие на конкурентоспособность портов // Научно-аналитический журнал «логистика и управление цепями поставок». 2012. №4 (51) [Электронный ресурс] URL: http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1146 (дата обращения 14.03.2017).
3. Виноградов Л.В., Леонова Т.И., Жукова А.Г. Статистические методы в управлении качеством. // СПб. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 71 с.
4. Горячко М.Д., Тодосиева А.А. Анализ конкурентной среды в морских портах Российской Федерации // Отраслевые исследования. Вестник АРГО. 2015. № 4. С. 125-136.
5. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. М.: Анкил. 2007. 302 с.
6. Иванов М.Ю. Методические основы развития и повышения конкурентоспособности российских морских портов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Новороссийск. 2000. 183 с.
7. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. 2005.
8. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387. // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. Документы. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html (дата обращения 14.03.2017).
9. Морские перевозки России. МОРЦЕНТР-ТЭК // [Электронный ресурс] URL: http://www.transrussia.net (дата обращения 14.03.2017).
10. Никулина С.В. Морские порты как субъекты международной конкуренции: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Санкт-Петербург. 2011. 204 с.
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. ст. 5489; 2009. № 33. ст. 4127.
12. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.07.2016) // Российская газета. 2007. № 254; 2015. № 297.
13. О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 51 (3 ч.). ст. 6954.
14. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. ст. 5977; № 52 (ч. 2) (поправка); 2014. № 25. ст. 3349.
15. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 29.07.2016). // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. ст. 4895; 2016, № 32, ст. 5107.
16. Пантина Т.А., Сабайдаш М.В. Экономическая оценка и пути повышения инвестиционной привлекательности водного транспорта // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2009. № 3. С. 69-77.
17. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседание президиума Государственного совета, от 15 сентября 2016 года. Пр-1970ГС. // Официальный сайт Президента РФ. Документы. Поручения Президента. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53094/print (дата обращения 14.03.2017).
18. Президиум Госсовета рассмотрел проблемы морских портов. [Электронный ресурс] // Российская газета. 2007. URL: https:// rg.ru/2007/05/03/gossovet.html (дата обращения 14.03.2017).
19. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года. // Официальный сайт ФГУП «Росморпорт». Инвесторам. URL: http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html(дата обращения 14.03.2017).
20. Федеральное агентство морского и речного флота. [Официальный сайт] // Деятельность. Морской транспорт. Реестр морских портов. URL: http://www.morflot.ru/ob_agentstve/podvedomstvennyie_organizatsii/ administratsii_morskih_portov.html (дата обращения 14.03.2017).
21. Heaver Т. The Implications of Increased Competition among Ports for Port Policy and Management. // Maritime Policy and Management.1995. № 22 (2). C. 125-153.
22. HuybrechtM. Port competitiveness: an economic and legal analysis of the factors determining the competitiveness of seaports. // Antwerpen: De Boeck. 2002. 153 c.
23 Verhoeff J.M. Seaport competition: Some Fundamental and Political Aspects. // Maritime Policy and Management. 1998. №8 (1). C. 49-60.
24. Woodburn Allan. Hinterland connections to seaport, unecce. org. January 23. 2009.
25. VitsounisT. An economic and legal analysis of the factors determining the competitiveness of ports // European Commission. European Neighbourhood Policy And Enlargement Negotiations URL: file:///D:/Downloads/Competitveness_Vitsounis_Belgrade.pdf (датао-бращения 14.03.2017).