Научная статья на тему 'Понятие и виды конкурентоспособности морских портов'

Понятие и виды конкурентоспособности морских портов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1459
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ ПОРТЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УСЛУГИ МОРСКОГО ПОРТА / ВИДЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / SEAPORTS / COMPETITION / COMPETITIVENESS AND SERVICES OF THE SEAPORT / TYPES OF COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодровцева Наина Юрьевна

В статье определяется и исследуется понятие «конкурентоспособность морских портов». В связи с тем, что повышение конкурентоспособности морских портов является одной из приоритетных государственных задач, доказана необходимость определения данного понятия для его оценки и анализа. В статье исследованы подходы к определению понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». Обоснован подход к определению понятия «конкурентоспособность морского порта» через исследование предмета, объекта и субъектов конкуренции в морских портах. Обоснован подход к определению видов конкуренции и уровней конкурентоспособности морских портов во взаимосвязи субъекта конкуренции и масштабов конкурентного рынка в целях создания методологического аппарата для оценки и анализа данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERM AND KINDS OF THE SEAPORTS COMPETITIVENESS

The article defines and explores the definition of «competitiveness of seaports». Due to thefact that the increase of the seaports competitiveness is one of the state tasks priority, the necessity of defining this term for assessment and analysis is proved. Approaches to the definition of «competition» and «competitiveness» are examined in the article. The article grounds approach to the definition of «competitiveness of the seaport» through the study of the subject-matter, object and subjects of competition in seaports. The article grounds approach to the definition of the competition types and competitiveness of seaport in the relationship of the competition subject and extent of a competitive market that allows to create a methodological instrument for the assessment and analysis of the concept.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды конкурентоспособности морских портов»

УДК 338.001.36

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ

Бодровцева Н.Ю., аспирант, кафедра «Экономика и управление на водном транспорте», ФГБОУВО «ГУМРФ имени адмирала С.О.

Макарова», e-mail: n.bodrovtseva@gmail.com

В статье определяется и исследуется понятие «конкурентоспособность морских портов». В связи с тем, что повышение конкурентоспособности морских портов является одной из приоритетных государственных задач, доказана необходимость определения данного понятия для его оценки и анализа. В статье исследованы подходы к определению понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». Обоснован подход к определению понятия «конкурентоспособностьморского порта» через исследование предмета, объекта и субъектов конкуренции в морских портах. Обоснован подход к определению видов конкуренции и уровней конкурентоспособности морских портов во взаимосвязи субъекта конкуренции и масштабов конкурентного рынка в целях создания методологического аппарата для оценки и анализа данного понятия.

Ключевые слова: морские порты, конкуренция, конкурентоспособность, услуги морского порта, виды конкурентоспособности, оценка конкурентоспособности.

TERM AND KINDS OF THE SEAPORTS COMPETITIVENESS

Bodrovtseva N., Ph.D., Economics and Management on water transport, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland

Shipping», e-mail: n.bodrovtseva@gmail.com

The article defines and explores the definition of «competitiveness of seaports». Due to the fact that the increase of the seaports competitiveness is one of the state tasks priority, the necessity of defining this term for assessment and analysis is proved. Approaches to the definition of «competition» and «competitiveness» are examined in the article. The article grounds approach to the definition of «competitiveness of the seaport» through the study of the subject-matter, object and subjects of competition in seaports. The article grounds approach to the definition of the competition types and competitiveness of seaport in the relationship of the competition subject and extent of a competitive market that allows to create a methodological instrument for the assessment and analysis of the concept.

Keywords: seaports, competition, competitiveness and services of the seaport, types of competitiveness, competitiveness assessment

Задача повышения конкурентоспособности отечественных морских портов не раз ставилась Президентом Российской ФедерацииВ.В. Путиным [16, 17]. Она соответствует положениям Морской доктрины Российской Федерации [9], закрепленав ряде стратегических документов, принятых Правительством Российской Федерации [11, 13, 14],и реализуется, в том числе, в рамках исполнения федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета [15].

Обеспечение конкурентоспособности морского порта является целью государственного регулирования деятельности в морском порту в соответствии с Федеральным законом РФ «О морских портах» [12, статья 8].

Действительно, показатель конкурентоспособности является одной из важнейших характеристик, используемых для оценки экономической эффективности деятельности в рыночных условиях. Однако,употребляя понятие «конкурентоспособность морских портов» в различном контексте и устанавливая для его оценки различные показатели, действующие нормативные правовые акты не содержат определения данного понятия. Экономическая и отраслевая наука также не дает нам единого определения.

В связи с этим представляется целесообразным систематизировать подходы к определению понятия «конкурентоспособностьмор-ского порта» и определить уровни его оценки.

Проблеме конкуренции, конкурентоспособности вообще и конкурентоспособности морских портов в частности посвящено множество работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в которых приводятся те или иные определения указанных понятий.

В отношении понятия «конкуренция» экономическая наука на сегодняшний день выделяет три основных подхода.Первый определяет конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение, т.е. конкуренция- это «присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [8]. Этот подход характерен для классической экономической теории. Второй подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка [22]. Этот подход основывается на современной теории отраслевых рынков. Третий подход, характерный для теории маркетинга, определяет конкуренцию как состязательность, соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами, заинтересованными в достижении одинаковых целей [6].

Именно маркетинговый подходопределяет понятие «конкурентоспособность», т.к. состязательность и соперничество субъектов

предполагают способность быть конкурентными. Другими словами, соперничающие субъекты должны быть конкурентоспособными.

Таким образом, конкурентоспособность в общем случае принято определять, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [20]; либо как способностьопережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей [23].

Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимают способность конкурировать на соответствующих рынках товаров и услуг [23, 24], которая определяется как реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм [25].

Конкурентоспособность морских портовбольшинством авторов принято определять через оценочные (количественные либо качественные) показатели [2, 4, 7].

Разработчики проекта Стратегии развития морской портовой инфраструктуры определяют, что «под конкурентоспособностью морских портов понимается увеличение портовых мощностей и объемов перевалки грузов через отечественные порты, повышение качества оказываемых услуг, снижение удельной стоимости перевалки тонны груза и стоимости судозахода в отечественные порты» [18].

Такой подход к определению понятия представляется не вполне верным, т.к. показатели объема перевалки грузов, стоимости судозахода и т.д. являются, по сути, критериями, позволяющими оценить степень конкурентоспособности, но не определитьпоня-тиепо существу.

Следует согласиться с мнением авторов, считающих, что многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в экономической наукеобусловленоразличиями в целях исследования, что приводит автора к необходимости акцентировать свое внимание на том или ином аспекте исследуемого понятия [1, 21, 25].

Подход к определению данного понятияв общем случае зависит от:

- предмета конкуренции (товар либо услуга),

- объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства),

- субъекта конкуренции (предприятие, отрасль, регион, национальная экономика, государство),

- а также масштаба оцениваемого конкурентного рынка (товарные рынки либо рынки услуг, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Используя данный подход применительно к конкурентоспособ-

ности морского порта,предметом конкуренции следует определить услуги, предоставляемые в морском порту, т.е. конкурентоспособность морского порта - это конкурентоспособность услуг.

Закон о морских портах РФ определяет открытый перечень услуг, предоставляемых в морском порту, выделяя услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иные услуги [12, статья 17]. Также Закон о морских портах дополнительно квалифицирует услуги по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта [12, статья 19].

Обобщенноданные услуги можно определить, как услуги, предоставляемые в морскому порту, возникающие из торгового мореплавания в отношении обслуживания судов, перевозки грузов и пассажиров. При этом термин «торговое мореплавание» употребляется в том значении, в котором он определен Кодексом торгового мореплавания РФ [5].

Объектом конкуренции морского порта являетсяспрос на услуги морского порта со стороны потребителей. Потребителями услуг морского порта являются судовладельцы, владеющие судами под российским либо иностранным флагом на праве собственности, или лица, оперирующие судами на любом ином законном основании, а также грузоотправители и пассажиры, заключившие с судовладельцем договор морской перевозкии, по сути, предопределяющие выбор порта судовладельцем.

Иными словами, конкуренцияв сфере портовых услуг - это соперничество между морскими портами за потребителей портовых услуг. В широком смысле -конкуренция за грузопотоки [19].

Таким образом, конкурентоспособность морского порта можно определить, как способность морского порта предоставлять услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным и количественным) характеристикам более привлекательны для потребителей (судовладельцев, грузоотправителей и пассажиров), чем услуги другого морского порта.

Необходимо особо отметить, что не следует смешивать понятия «конкурентоспособность морских портов» и «конкурентоспособность морского транспорта». Последнее понятие шире по предмету исследования, т.к. включает в себя не только услуги, предоставляемые морским портом, но и услуги торгового флота, осуществляющего морскую перевозку.

В отношении определения субъектов конкуренции применительно к морским портам в настоящее время существует ряд подходов.

Так, авторами выделяетсямежстрановая, межпортовая и межтерминальная(внутрипортовая) конкуренция.Под межтерминальной или внутрипортовой конкуренцией при этом понимается конкуренция между отдельными терминалами морского порта, предоставляющими стивидорные услуги [2].

Типизируя конкуренцию морских потов по географическому признаку, выделяют конкуренцию между портами различных побережий, между портами различных стран, между портами одной страны [19].

Также предлагается определять конкуренциюмежду портовыми кластерами (между группами портов со схожими географическими характеристиками)и конкуренцию внутри порта (между компаниями в порту) [26].

По нашему мнению,внутрипортовая конкуренция может рассматриваться не только какконкуренция между хозяйствующими субъектами (предприятиями, организациями), оказывающими услуги в порту, но и как конкуренция между отдельными услугами морского порта, т.к. конкурентными в порту могут быть не только стивидорные услуги,но и услуги буксирного обеспечения, услуги морского агентирования, шипчандлерские услуги и т.д.

Конкурентоспособность предприятия, предоставляющего услуги в морском порту и конкурентоспособность самих услуг близки по своему экономическому содержанию. Тем не менее предлагается их выделять, т.к. предприятие может оказывать сразу несколько видов услуг в порту, и конкурентоспособность предприятия,в таком случае, - это конкурентоспособность ведения хозяйствующим субъектом деятельности в целом.

Конкурентоспособность услуги рассматривается как конкурентоспособность отдельного вида деятельности. Данный анализ представляет интерес для выработки менеджерских решений по повышению эффективности отдельных видов деятельности, осу-

ществляемых предприятием. На государственном уровне анализ конкурентоспособности услуг представляет интерес при выработке мер государственного регулирования деятельности морских портов, например, установления ценового регулирования в отношении отдельных видов услуг, предоставляемых в морском порту.

Говоря о внутрипортовой конкуренции хозяйствующих субъектов и отдельных услуг, оказываемых в порту, следует отметить, что данное понятие применимо только к тем хозяйствующим субъектам, которые не являются субъектами естественной монополии, и тем услугам, которые не отнесены к естественно монопольным видам деятельности в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях [10].

На основании изложенного субъектами конкуренции следует определить:

1) отдельный порт;

2) группу портов;

3) хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги в морском порту;

4) услуги, оказываемые в морском порту.

Соответственно по отношению к субъектамможно определить виды конкуренции:

- межпортовую, как конкуренцию между отдельными портами, либо группами портов;

- внутрипортовую: по отношению к хозяйствующим субъектам, предоставляющим услуги в морском порту и услугам, оказываемым в порту.

В зависимости от масштабов оцениваемого конкурентного рынка следует рассматривать конкурентоспособность морских портов:

-на международном уровне: между портами Российской Федерации и портами иностранных государств,

- в масштабе страны,

- в отношении отдельных бассейнов,территориальных направлений;

- в отношении отдельных портов.

Морские порты Российской Федерации принято группировать по пяти бассейнам: Арктическому, Балтийскому, Азово-Черноморскому, Каспийскому и Дальневосточному.

Во взаимосвязи субъекта конкуренции и масштаба оцениваемого конкурентного рынка можно определить следующие уровни оценки конкурентоспособности морских портов:

- Конкурентоспособность морских портов Российской Федерации на международном уровне (страновая конкурентоспособность);

- Конкурентоспособность морских портов одного бассейна, по отношению к морским портам других бассейнов (бассейновая конкурентоспособность);

- Конкурентоспособность отдельных морских портов (межпортовая конкурентоспособность);

- Конкурентоспособность хозяйствующихсубъектов, предоставляющих услуги в морском порту (внутрипортовая конкурентоспособность хозяйствующих субъектов);

- Конкурентоспособность услуг, предоставляемых в морском порту (внутрипортовая конкурентоспособность услуг).

Предлагаемый подход соотносится с подходом к определению конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровнях [3].

Таким образом, конкурентоспособность морского порта - это многоплановое понятие, которое в зависимости от субъекта конкуренции и масштаба оцениваемого конкурентного рынка может рассматриваться на макроуровне как конкурентоспособность морских портов страны, бассейна;на мезоуровне - какконкурентоспособность отдельного морского порта, и на микроуровне - какконкурентоспо-собность предприятия (организации), предоставляющей услуги в морском порту, и конкурентоспособность конкретной услуги, предоставляемой в порту.

Литература:

1. Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5. С. 16-24.

2. Горячко М.Д., Тодосиева А.А. Анализ конкурентной среды в морских портах Российской Федерации // Отраслевые исследования. Вестник АРГО. 2015. № 4. С. 125-136.

3. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов. // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-68.

4. Иванов М.Ю. Методические основы развития и повышения конкурентоспособности российских морских портов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Новороссийск. 2000. 183 с.

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный законРФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1999.№ 85-86; 2016. № 146.

6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб. : Питер. 2006. 496 с.

7. Лимонов И.Л. Мартыненко В.В. Мультимодальное обеспечение морской внешней торговли и транзитных грузопотоков. - СПб. 1998. С. 28-31.

8. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М. 2009. XXVII. 887 с.

9. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387. // Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации. Документы. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html (дата обращения 26.11.2016).

10. О естественных монополиях: федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. 1995. № 164;2015. № 225.

11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. ст. 5489; 2009. № 33. ст. 4127.

12. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.07.2016) // Российская газета. 2007. № 254;2015. № 297.

13. О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 № 2205-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 51 (3 ч.). ст. 6954.

14. О Транспортной стратегии Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р(ред. от 11.06.2014) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 50. ст. 5977; № 52 (ч. 2)

(поправка); 2014. № 25. ст. 3349.

15. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848(ред. от 29.07.2016).// Собрание законодательства РФ.2001.№ 51. ст. 4895; 2016, № 32, ст. 5107.

16. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседание президиума Государственного совета, от 15 сентября 2016 года. Пр-1970ГС. // Официальный сайт Президента РФ. Документы. Поручения Президента. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53094/print (дата обращения 26.11.2016).

17. Президиум Госсовета рассмотрел проблемы морских портов. [Электронный ресурс]// Российская газета. 2007.URL: https:// rg.ru/2007/05/03/gossovet.html(дата обращения 26.11.2016).

18. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года. // Официальный сайт ФГУП «Росморпорт». Инвесторам. URL: http://www.rosmorport.ru/seastrategy.html(дата обращения 26.11.2016).

19. НикулинаС.В.Морские порты как субъекты международной конкуренции: диссертация на соискание ученойстепени кандидата экономических наук // Санкт-Петербург. 2011. 204 с.

20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование, Оникс. 2011. 736с.

21. ОстровскийГ. Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. 2001. № 20. С. 34- 36.

22. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства//Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2009. с. 162.

23. Портер М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. -М.: Вильямс, 2005. 608 с.

24. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. - М. : Международные отношения. 2004. 896 с.

25. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. 2003. 271 с.

26. Verhoeff J.M. Seaport competition: Some Fundamental and Political Aspects, Maritime Policy and Management.1998. №8 (1).С. 49-60.

УДК 338 (470+571)

МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Смоленская С.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория», ФГБОУВПО «Ульяновский государственный технический

университет», e-mail: lana.smolenskaya@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена анализу механизма влияния санкций на развитие российской экономики, рассмотрению пакетов ограничительных мер в отношении России, российских компаний и физических лиц. Обсуждаются последствия введения санкций против России, а также предлагаются возможные пути преодоления сложившейся ситуации. Для более полного раскрытия темы при написании статьи были использованы публикации известных российских деятелей.

Ключевые слова: санкции, экономическая безопасность, многополярный мир, эмбарго, импортозамещение, внешнеэкономическая политика, экономические конфликты

THE MECHANISM OF THE EFFECT OF SANCTIONS ON RUSSIA'S ECONOMIC

DEVELOPMENT

Smolenskaya, S., Ph.D., associate professor, Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University», e-mail: lana.

smolenskaya@bk.ru

The article is devoted to analysis of the mechanism of the effect of sanctions on the Russian economy, the review of packages of restrictive measures towards Russia, Russian companies and individuals. Discuss the implications of sanctions against Russia, as well as proposes possible ways to overcome the situation. For a more complete disclosure of the topic when writing the article were used the publications offamous Russian figures.

Keywords: sanctions, economic security, multi-polar world, embargo, import substitution, foreign policy, economic conflicts

Мир - это единая система взаимодействия различных государств в общественно-значимых сферах. Последние десятилетия происходит необратимый процесс глобализации, который означает всемирный процесс интеграции и унификации экономической, политической, религиозной и культурной сторон жизнедеятельности общества [2]. В ходе данного процесса государства объединяются и создают различные межнациональные организации, которые затем способствуют концентрации тех или иных мировых проблем.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что процесс глобализации и интеграции непрерывно охватывает все страны

так, что в конечном итоге это может привести к существованию единого мира. «Мир - это одна большая паутина. Никто не может прикоснуться к одной нити, не потревожив остальные» [3]. Все, что ежедневно происходит в отдельных государствах, отражается на всем мире. Ограничения, введенные против России в 2014 году со стороны ЕС, США и ряда других стран, повлияли на многие страны в мире: пострадала экономика России, некоторых стран ЕС, США, но также Россия обнаружила в числе других стран новых партнеров, для которых сотрудничество с РФ является выгодным.

Первые санкции против России были введены в феврале 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.