ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ
А. В. Родняков, редактор журнала «Интеграция образования»
В статье рассматриваются перспективы и целесообразность использования систем знаний в современном образовании. Обсуждаются возможные последствия их применения как в обществе в целом (в том числе региональном), так и в системе образования в частности.
На протяжении всей истории человечество увеличивало информационную насыщенность своей жизни. Возникновение письменности, изобретение книгопечатания — вот этапы этого процесса. Однако только с созданием специального устройства, автоматически обрабатывающего огромные объемы накопленной информации, т. е., по Э. Тоф-флеру, с наступлением «третьей волны», человечество достигло той фазы развития, когда биологический мозг уже не в состоянии справиться с информационным потоком.
Множество разнородной информации, лежащей в открытом доступе, создает проблему выбора на основании достоверности, достаточности и краткости. Особенно важен данный выбор в значимых областях существования общества, например в сфере образования. Для разрешения этой проблемы можно применить такую разновидность интеллектуальных систем, как экспертные системы. Обсуждение сущности и особенностей подобных программ выходит за рамки данной статьи, однако считаем необходимым выделить и раскрыть их характеристики, обеспечивающие соответствие заявленной цели.
Цель существования системы знаний как элемента (фактора) институционализации образования в рамках построения информационного общества заключается в поддержке содержания образования на всех уровнях.
Анализируя совокупность свойств, которыми должна обладать данная система, можно классифицировать их по
трем основным группам: образовательные, технические и социально значимые.
Образовательные аспекты вытекают из сущности и задач образования. К ним относятся следующие свойства систем:
1) программность (содержательная часть системы основывается и соответствует учебным программам дисциплин на различных уровнях образования, при этом базовой является школьная программа по предмету);
2) системность (в рамках отдельных тем с помощью перекрестных ссылок показываются взаимозависимость и системный характер процессов, явлений и фактов во всей совокупности наук);
3) преемственность (четко прослеживаются, в том числе на уровне учебных программ, происхождение и усложняющийся характер знания, специфика его развития);
4)иерархичность (обеспечивается дискретизация достаточных уровней информированности в соответствии с пожеланиями пользователя (выделяются усеченный, базовый и продвинутый уровни), а также многоуровневость образования);
5) плюралистичность (существует настоятельная необходимость освещения различных подходов к изучаемым процессам или явлениям, позиций научных школ с их достоинствами и недостатками и пр.; данный аспект приобретает особое значение в гуманитарных и общественных науках);
6) объективность (материал излагается в соответствии с современными на-
© А. В. Родняков, 2007
учными представлениями о человеке, обществе и окружающем мире, суждения и выводы доказательны).
Группа технических аспектов основывается на современных технологических возможностях создания, наполнения и поддержания функционирования подобного рода систем. В эту группу входят:
1) коммуникативность (диалог между системой и пользователем осуществляется посредством сетей передачи данных, в частности Интернета, с помощью клиентского программного обеспечения или без него; данный аспект определяется разработчиком в соответствии с требованиями удобства и простоты использования);
2) технологичность (современный уровень развития техники и информационных технологий позволяет создавать и поддерживать функционирование систем знаний, соответствующих заявленным характеристикам, основанных на действующих стандартах);
Ьш.чрнфы'игскнЛ
спрличник
3) автоматизированное^ (данный аспект подразумевает автоматизированные информационное наполнение и использование системы).
Решение с помощью системы знаний определенных общественных задач подразумевает наличие у нее некоторых социально значимых свойств:
1) открытость (обеспечивается свободный и бесплатный доступ ко всей совокупности знаний, интегрированных в системе; разрешение на использование материалов в любой образовательной или научной деятельности);
2)дистанционность (доступ к системе осуществляется через Интернет, с помощью стандартного оборудования и программного обеспечения, вне зависимости от точки входа);
3)достоверность (объективные знания представляются в соответствии с правилами самой системы и предметными учебными программами).
Схематически структура системы представлена на рис. 1.
Опт е ни я
Дополинт-ельнкч
илфОрМЯЦНЙ
Рис. 1. Принципиальная схема системы знаний
Основным разделом системы знаний выступает информация, раскрывающая учебную программу средней школы по соответствующей дисциплине; на следу-
Социология труда
ющем уровне информация усложняется и специализируется сообразно требованиям высшего образования. Выделяются уровни детализации информации (рис. 2).
Р и с. 2. Схема основного раздела системы знаний по дисциплине «Обществознание»
В разделе дополнительной информации размещаются теоретические и практические материалы, освещающие вопросы развития памяти, скорочтения, расслабления и концентрации.
Биографический справочник является неотъемлемой частью системы, тесно интегрированной с другими ее элементами. В нем отражаются биографии научных, культурных, государственных и иных деятелей, размещаются контекстуальные ссылки на другие разделы.
Форум — основной инструмент связи пользователей с администраторами системы, в его рамках рассматриваются как технические вопросы функционирования ресурса, так и содержательные вопросы (обсуждение непонятного, получение квалифицированной консультации).
Подобная система, выполненная в виде интернет-ресурса, удачно встраивается в структуру образовательных порталов, предусмотренных «Концепцией создания системы Интернет-порталов сферы образования» (утверждена Коллегией Министерства образования России 04.04.02). Это, в свою очередь, обеспечивает техническое и программное соответствие уже имеющимся информационным ресурсам.
Во время проведения пилотного исследования по данной теме респондентам было предложено развернуто ответить на вопрос: «Как Вы оцениваете необходимость создания и перспективы использования системы знаний в современной практике образования?» Предварительно экспертам в общем виде объяснялись цель существования системы, спектр решаемых ею задач, а также характерные свойства.
Обобщая ответы респондентов, подчеркнем, что однозначно негативную оценку не дал никто. Однако было высказано мнение о недостаточной целесообразности предложенного проекта в связи с наличием (и постоянным обновлением) на уровне общеобразовательных школ мультимедийных пособий по основным предметам и выделением в
учебных планах часов для работы с ними. Другим выдвинутым возражением стало то, что проект является достаточно трудоемким, так как загруженный в систему объем информации, необходимый для начала ее полноценной работы, довольно велик.
Среди положительных моментов экспертами было отмечено то, что правовую и логическую основу системы составили учебные программы, обеспечив тем самым тесную интеграцию с образовательным процессом и облегчив преемственность и непрерывность образования. Еще один момент заключается в выделении уровней информированности, т. е. получения информации на запрос (в соответствии с пожеланием пользователя) в сжатом, обычном или развернутом виде. Это, во-первых, позволяет сосредоточиться на основной информации (или посмотреть детали), а во-вторых, в любом случае, значительно экономит время.
Один из респондентов предложил ввести регионалъностъ как свойство системы ориентироваться на сложившийся в регионе рынок образовательных услуг и имеющийся спектр специальностей, по которым осуществляется подготовка, а также на структуру занятости населения для совершенствования социальной адаптации выпускников.
В целом же все эксперты отметили удобство и перспективность сосредоточения учебной и научной информации в рамках единой системы, снабженной удобной внутренней навигацией и отвечающей современным технологическим требованиям и социальным вызовам.
Оценивая социальные последствия использования системы знаний в рамках регионального образовательного института, можно говорить о стратегической важности предполагаемых изменений. Безусловно, создание подобной системы является большим шагом в становлении информационного общества, вводя дополнительный фактор институционализации сначала как элемент дополнительно-
го образования, а потом и основного. Однако ожидать каких-либо значимых перемен в ближайшем будущем несколько безосновательно. Для этого необходимо наличие, во-первых, достаточно большого количества людей, использующих систему в своей повседневной деятельности и транслирующих навыки и способы работы с ней в другие сообщества, а во-вторых, определенной инфраструктуры, обеспечивающей географически широкий и экономически дешевый доступ.
Выделим области, в рамках которых с большой долей вероятности произойдут положительные изменения при выполнении данных принципов.
Философия существования информационного общества, основанного на «свободной культуре», предполагает обеспечение равного доступа к культурной, образовательной и иной информации, использование открытого программного обеспечения. Этим правилам должен соответствовать и данный проект. Однако в связи с грядущим вступлением России во Всемирную торговую организацию особое значение приобретают вопросы авторских и смежных прав, что непосредственно затрагивает существование систем знаний. Необходимо четко законодательно определить статус подобных систем, статус находящихся в них материалов, а также правовой механизм их функционирования. Примером может служить лицензия вРВЬ, под которой распространяется Википедия.
Высокое качество представленных материалов, удобство навигации и использования, доступность, системность и достоверность обусловливают повышение качества обучения. На уровне высшего образования это облегчает участие Российской Федерации в Болонском процессе, способствуя достижению заявленных в Болонской декларации целей.
Система знаний как форма дистанционного образования в значительной мере уравнивает образовательные шансы, обеспечивая поддержку определенных групп населения, имеющих
трудности с получением качественного образования. Одной из таких социальных групп являются инвалиды.
Образовательная поддержка инвалидов (лиц с ограниченными возможностями) может осуществляться с помощью информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих доступ к системе знаний. Это обстоятельство позволяет устранить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих получению образования, и соответственно облегчает интеграцию лиц с ограниченными возможностями в современный социум.
Система знаний опосредованно, предоставляя ранее упоминавшиеся равный доступ к образовательной информации и высокое качество образования, способствует вертикальной мобильности населения. При помощи дистанционного, т. е. не зависящего от местонахождения субъекта, образования она обеспечивает горизонтальную мобильность (примером может служить так называемый распределенный университет).
Особое значение в условиях современной России имеет решение вопроса социальной адаптации и трудоустройства молодых выпускников. Проблему диспропорции на молодежном рынке труда и несоответствия образовательных специальностей требованиям работодателей пытаются разрешить с помощью введения 2-уровневого высшего образования (см. Болонскую декларацию). Той же цели служит использование системы знаний, во-первых, оперативно реагирующей на изменения в образовательных подходах, не нуждаясь в значительных затратах и обеспечивая непрерывное образование, а во-вторых, в рамках регионального компонента, информационно соответствующей специфике экономики конкретного региона.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение системы знаний в образовании вызовет определенные положительные социальные изменения, не исчерпывающиеся выделенными в дан-
ной работе. Проблемы, возникающие при воплощении системы: трудоемкость, необходимость обширной предварительной (в том числе правовой) подготовки и т. п., — разрешимы и не предполагают значительных затрат. Интеграция системы знаний в сеть российских образо-
вательных порталов подчеркнет ее сущность как элемента единой образовательной среды.
Наличие фактора системы знаний приведет в перспективе к перестройке системы образования в соответствии с принципами информационного общества.
Поступила 27.11.06.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ В ГУМАНИТАРНЫХ ОТРАСЛЯХ ЗНАНИЯ
О. А. Гущина, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования МГУ им. 77. 77. Огарева
В статье рассматриваются основные принципы непосредственной и удаленной форм образования и контроля усвоения знаний по программам школьных и вузовских курсов естественно-технической и общественной направленности на примере модели обучающей экспертной системы. Особое внимание в представленной модели уделено техническим особенностям фреймовой структуры и соответствующей ей структуры обработки информации.
Активное развитие в последнее время систем искусственного интеллекта (СИИ) обусловлено множеством факторов, которые разделяются на блоки — в зависимости от технических, экономических и социальных аспектов.
Блок технических факторов составляют следующие особенности СИИ:
— возможность решения задач, требующих интеллектуальных навыков;
— возможность решения задач, не решаемых традиционными вычислительными методами или решаемых со значительными затратами либо человеческих, либо временных, либо денежных ресурсов;
— использование при решении задач не столько алгоритмических, сколько эвристических методов и/или символьных рассуждений;
— отсутствие существенных вычислительных погрешностей всех десяти видов (благодаря использованию нетрадиционных методов);
— получение приемлемых решений сложных, но понятных человеку задач;
— возможность решения задач, требующих не только общедоступных, но и узких специфических либо глобальных
разносторонних знаний из различных проблемных областей;
— хорошо структурированная проблемная (или хотя бы предметная) область;
— одновременное подключение данных и методов нескольких людей-экспер-тов (даже имеющих противоположные точки зрения);
— доступ больше чем к одному человеку-эксперту в рассматриваемой специфичной проблемной области (причем люди-эксперты должны быть способны четко формулировать свои данные, знания) и взаимодействие между ними;
— приемлемые для решения размеры поставленной специфичной задачи в проблемной области.
К социально-экономическим факторам целесообразности применения, а следовательно, и развития СИИ отнесем то, что:
— результаты работы таких систем высокорентабельны;
— получаемые решения оправдывают затраты и усилия по разработке и поддержке экспертной системы;
— информационные блоки СИИ позволяют приумножать при обучении си-
© О. А. Гущина, 2007