Научная статья на тему 'Информационная поддержка и образовательный ресурс в сети Интернет для лиц с ограниченными возможностями'

Информационная поддержка и образовательный ресурс в сети Интернет для лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полутин С. В., Захряпин А. В., Родняков А. В.

В статье рассматриваются вопросы информационной поддержки лиц с ограниченными возможностями в русскоязычном секторе Интернета. Предлагается методика построения регионального реабилитационного портала с выделением необходимых структурных компонентов. Особое внимание уделяется методике построения образовательного блока портала с использованием технологий компьютерного дистанционного обучения как одной из альтернатив существующим на сегодняшний день реабилитационным программам в области образования в рамках становления глобального информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Support and Educational Resources on Internet for People with Special Requirements

The article considers the issues of information support for people with special requirements on the Russian internet segment and offers methods of forming the regional rehabilitation portal with the allocation of necessary structural components. Special attention is paid to the method of developing educational part of the portal using computer-based distant learning technologies as one of the alternatives to existing rehabilitation educational programs within the global information society formation.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка и образовательный ресурс в сети Интернет для лиц с ограниченными возможностями»

Проектно-конструкторские направления в области машиностроения: а) системы автоматизации геометрического моделирования (CAD — Computer Aided Design); б) системы автоматизации технологических процессов (САМ — Computer Aided Manufacturing); в) системы анализа и оптимизации (САЕ — Computer Aided Engineering).

Автоматизация проектирования редукторов: а) зубчатых; б) червячных; в) смешанной структуры; г) транспортных механизмов.

Реализация «локальных» и «корпоративных» тематических модулей в содержательных линиях алгоритм, модель, проект позволяет значительно усилить информационно-профессиональные межпредметные и внутрипредметные связи конкретной инженерной специальности. Например, статистический анализ учебных планов машиностроительных специ-

альностей ряда вузов позволил установить соотношение между информационно-профессиональным содержанием на различных образовательных уровнях КИОБ.

Таким образом, выделение и реализация информационно-профессиональных содержательных линий в дисциплинах различных циклов при обучении студентов технических специальностей на комплексной информационно-образовательной базе позволяет повысить качество подготовки инженерных кадров и удовлетворить потребности современных высокотехнологичных предприятий.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Шабанов Г. И. Модель обучения общетехническим дисциплинам на комплексной информационно-образовательной базе при подготовке инженерных кадров / Г. И. Шабанов //ИО. 2005. № 3, С, 181—185.

Поступила 18.05.05.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС В СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ*

С. В. Попутин, зам. директора по пауке НИИ регионологии при МГУ им. Н. П. Огарева, профессор,

А. В. Захряпин, старший научный сотрудник кафедры философии для гуманитарных факультетов МГУ им. Н. 77. Огарева,

А. В. Родняков, редактор журнала «Интеграция образования»

В статье рассматриваются вопросы информационной поддержки лиц с ограниченными возможностями в русскоязычном секторе Интернета. Предлагается методика построения регионального реабилитационного портала с выделением необходимых структурных компонентов. Особое внимание уделяется методике построения образовательного блока портала с использованием технологий компьютерного дистанционного обучения как одной из альтернатив существующим на сегодняшний день реабилитационным программам в области образования в рамках становления глобального информационного общества.

Наблюдающееся в последние годы щества. Эти технологии становятся ин-

бурное развитие компьютерной техники струментом, изменяющим и совершен-

и информационных технологий, одним из ствующим связи внутри социума, способ-

результатов которого явилось образова- ствующим более легкому и качествен-

ние глобальной сети Интернет, оказало ному обмену информацией. Деятель-

значительное влияние на все сферы об- ность человека переносится в сеть, где

* Исследование выполнено в рамках ведомственной научной программы Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект № 11642).

© С, В. Полутин, А, В. Захряпин, А. В. Родняков, 2005

можно заниматься чем угодно: начиная с развлечений и заканчивая сложными научными исследованиями.

Государственные и общественные организации становятся более открытыми и эффективными, размещая на своих сайтах необходимую информацию. Представительство и активное взаимодействие в сети превращаются в ведущий фактор развития современного мира.

В ресурсах Интернета нашла свое отражение и такая важная и обсуждаемая проблема, как информационная поддержка реабилитации лиц с ограниченными возможностями. На сегодняшний день количество сайтов, так или иначе связанных с процессом реабилитации инвалидов и его освещением в сети, только в русскоязычном секторе насчитывает не одну сотню и практически невозможно даже кратко описать все имеющиеся ресурсы по данной проблематике.

Рассматривая представленные в сети Интернет информационные ресурсы, посвященные вопросам реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями, необходимо обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, представляемая информация носит в значительной степени дискретный характер, обусловленный преобладанием в сети специализированных ресурсов, раскрывающих отдельные стороны данной проблематики, но неспособных осветить вопрос полностью. Во-вторых, присутствует проблемность своевременного обновления содержания большинства ресурсов, вызванная ошибками структурного оформления сайтов, а также внушительным объемом работы по отслеживанию новостей данной тематики. В-третьих, разнообразие существующих ресурсов несколько избыточно, так как они не объединены какой-либо специализированной системой поиска и часть информации дублируется. И наконец, особую проблему представляет значительное количество закрытых ресурсов, ссылки на которые присутствуют в сети.

Таким образом, имеется необходимость создания системного ресурса,

охватывающего все стороны деятельности по информационной поддержке лиц с ограниченными физическими возможностями. Подобный портал должен способствовать решению проблем всесторонней реабилитации инвалидов, преодоления их разобщенности и включения в общественную жизнь.

Исходя из анализа и систематизации информационных и образовательных технологий1 сформулируем задачи портала:

1) интеграция опыта (как российского, так и зарубежного) реабилитации лиц с ограниченными возможностями по всем направлениям деятельности (социальной, медицинской, профессиональной, культурной и др.);

2) своевременное представление информации по вопросам реабилитации, включая быстрое и качественное ее обновление;

3) создание сетевого сообщества, имеющего своей целью реабилитацию инвалидов и эффективно решающего задачи, направленные на достижение данной цели.

В соответствии с указанными задачами можно предложить определенную структуру информационного ресурса. Особо следует отметить возможность и необходимость совершенствования данной структуры и ее содержательного наполнения, так как изменчивость контента и формы его представления коррелирует с сегодняшней изменчивостью мира.

Первый большой структурный блок объединяет в себе так называемые служебные функции портала, призванные обеспечить пользователям удобство в навигации по сайту, поиске необходимой информации и управлении найденной, создать возможность обратной связи с администрацией ресурса, а также ответить на часто задаваемые вопросы. Сюда входят следующие элементы:

1) о проекте— информация о проекте (цель, задачи, аудитория), данные учредителей, контактная информация;

2) карта сайта — описание навигации по структуре сайта, элементов и их содержательного наполнения;

3) поиск — поиск информации по сайту (микропоиск) и расширенный поиск в Интернете (глобальный поиск);

4) система регистрации пользователей — создание учетных записей для доступа к расширенному управлению данными (определяется политикой администрации сайта и технологиями, на основании которых создается ресурс);

5) РА<2— ответы на часто задаваемые вопросы пользователей, а также правила пользования порталом.

Второй структурный блок посвящен общей информации о лицах с ограниченными возможностями, понятию инвалидности, необходимости реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями. Его составляющие таковы:

1) вопросы терминологии — понятия инвалидности, реабилитации, социальной защиты и т. д.;

2) полноправные члены общества — обоснование необходимости реабилитации и включения лиц с ограниченными возможностями в современную жизнь общества, обеспечения для них доступа к социуму и культурным ценностям;

3) история вопроса — информация о том, как решались проблемы инвалидности на протяжении истории, и о состоянии этого процесса на данный момент у нас в стране и мире.

В следующий большой блок включены сведения о поддержке процесса реабилитации в различных формах:

1) законодательство — совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих формальные основания реабилитации лиц с ограниченными возможностями, а также государственную поддержку данного процесса, льготы и др.;

2) организации — информация об организациях, занимающихся поддержкой и реабилитацией лиц с ограниченными возможностями (государственные, а также органы социальной защиты, министерства, департаменты и др., неправительственные, в том числе благотворительные, организации и фонды, региональные, межрегиональные и междуна-

родные организации, организации «по заболеванию» (по зрению, слуху, «колясочников», детей-инвалидов, военных инвалидов и др.)):

3) технологическая поддержка — информация о предприятиях, занимающихся производством оборудования и препаратов для инвалидов, и их продукции (коляски, слуховые аппараты, протезы, лекарства и др.), кинологических организациях, готовящих собак-поводы-рей, организациях, создающих определенное программное и аппаратное обеспечение, необходимое для реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями;

4) Интернет-магазины — удаленная торговля с отлаженной системой доставки; в некоторых случаях она является единственным способом найти и получить нужный товар.

В четвертом блоке сосредоточена информация о медицинской реабилитации. Этот блок — один из основных, поэтому требования к достоверности, точности и полноте представляемых данных, имеющих жизненно важное значение, должны быть очень жесткие. Его составные части:

1) заболевания, ведущие к инвалидности — медицинские новости, обзор препаратов, информация о методах лечения, об ограничениях, накладываемых заболеванием на жизнь человека, и способах их преодоления;

2) медицинские и исследовательские учреждения— адреса, телефоны, сайты учреждений, занимающихся проблемами инвалидности, центров протезирования, сведения об их доступности и т. п.;

3) здоровый образ жизни — информация о том, как можно предупредить возникновение заболеваний, в том числе сопутствующих имеющимся, о методах их профилактики (спорт, закаливание, диета и др.) и т. д.

В данном блоке можно было бы выделить подпунктом консультацию специалиста (врача), однако целесообразнее интерактивные консультации проводить в рамках форума.

Пятый блок содержит информацию по обеспечению социальной, культурной и психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Объединяя эти направления реабилитации в один блок, мы учитываем возможности синергетического взаимодействия элементов, когда продвижение в одной области ведет к улучшениям в другой, поддержка близких по духу (или объединенных общей бедой) людей способствует реализации личности в социуме, пусть и в определенных рамках. Можно выделить следующие элементы блока:

1) образование— информация об образовательных учреждениях и правилах приема лиц с ограниченными физическими возможностями, о переподготовке и получении новых специальностей, способствующих реализации личности в новых условиях, о возможности дистанционного образования, обусловливающей необходимость применения новых образовательных технологий;

2) занятость — сведения о вакансиях для лиц с ограниченными физическими возможностями (удаленная работа, работа в сети Интернет), ссылки на ресурсы по поиску работы, а также описание способов возможной самозанятости;

3) творчество (в том числе персональные странички) — один из базовых компонентов психологической реабилитации, способ самореализации и дальнейшего развития; здесь пользователи получат возможность раскрыть свои творческие способности, рассказать о себе, своих увлечениях, желаниях и опыте. Данный элемент может быть технически реализован и в виде самостоятельного блока (Интернет-дневника);

4) виртуальный клуб знакомств — общение в рамках портала; не исключается возможность и личной встречи.

Особого внимания заслуживает такая составляющая данного блока^ как образование, включающая в себя все образовательные ступени. Она даже может быть выделена в отдельный блок. Не секрет, что качественное образова-

ние является одним из условии успешной интеграции инвалида в общество. Люди с ограниченными возможностями, как правило, входят в категорию малообразованных по ряду объективных и субъективных причин2. Хотя на сегодняшний день и существует ряд образовательных концепций и моделей образования инвалидов3, но использованию в них современных информационно-коммуникационных технологий, таких как виртуальное дистанционное образование, Ин-тернет-обучение и т. д., уделяется явно недостаточно внимания.

По ряду причин, в том числе и зависящих от нозологии, качественное образование инвалиду недоступно. Среди таких причин можно назвать неприспособленную в отношении лиц с ограниченными возможностями инфраструктуру городов и поселков, невозможность качественного преподавания предметов де-тям-инвалидам, обучающимся на дому, несовершенство законодательной базы Российской Федерации в области образования инвалидов и др.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий, несомненно, позволит преодолеть все те недостатки, которые существуют сегодня в данной области образования. Предпосылками к этому являются стремительное развитие информационно-телекоммуникационных ресурсов в регионах^ внедрение в образовательный процесс дистанционного образования, а также интенсивные разработки соответствующих образовательных программ.

В качестве отдельного элемента общей структуры портала необходимо выделить библиотеку, где сосредоточена информация, не вошедшая в предыдущие блоки, однако полезная или просто интересная: о художественной литературе, сетевых библиотеках и т. п.

Особняком стоит такая форма организации сетевого межличностного общения, как форум. В рамках структуры сайта он служит для обеспечения диалога между пользователями по интересу-

ющим их вопросам, использования механизма консультации специалистами, в том числе врачами, юристами, психологами, чиновниками систем здравоохранения и социальной защиты. Форум, являясь необходимым элементом информационного ресурса и выполняя возложенные на него задачи, становится важным фактором формирования и развития сообщества, решающего задачи по поддержке и реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, мы рассмотрели основные проблемы представления информации по вопросам реабилитации лиц с ограниченными возможностями в сети Интернет и наметили некоторые направления их решения, что позволило еще немного продвинуться по пути интеграции инвалидов в общество.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: КречетниковК. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе / К. Г. Кречетников. М., 2003 ; Он же. Информационные образовательные технологии: классификация, требования к ним и принципы их разработки // IT-инновации в образовании : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27—30 июня 2005 г.) / Петр ГУ. Петрозаводск, 2005. С. 133—136.

2 См.: Скок Н. И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции t Н. И. Скок // Социс. 2004. № 4. С. 124—127 ; Добровольская Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина//Там же. 1991. № 5. С. 3—8.

3 См.: Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смир-нова, И, И. Лошакова// Там же. 2003. № 5. Cj 100— 106 ; Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев h Там же. 2004. № 7. С. 127—132 ; Володина Н. Реабилитация тех, кто не вписывается в стандарт / Н. Володина II Директор школы. 1997. № 6. С. 63—66.

Поступила 12.10.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.