териалам, тестирующим системам), проводить мониторинг качества образовательных программ и ресурсов, обеспечивать непрерывную интернет-поддержку учебного процесса.
Разработано шесть программ:
• Модуль 0. «Базовые ИКТ компетенции педагога».
• Модуль 1. «Современные инструменты и технологии мониторинга обучения и статистической обработки результатов».
• Модуль 2. «Проектирование и создание мультимедийных образовательных ресурсов».
• Модуль 3. «Эффективная организация и контроль учебной деятельности с помощью современных коммуникативных технологий в глобальной сети».
• Модуль 4. «Дистанционные технологии обучения в современном образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья».
• Модуль 5. «Технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде».
Все курсы имеют ярко выраженную практическую направленность. В процессе обучения слушатели не только знакомятся с новыми информационными и коммуникационными технологиями, но и решают задачи, которые уже сегодня ставят перед учителями федеральные государственные образовательные стандарты. Выпускная работа обязательно должна быть вписана в общую методическую работу учителя, а также должна иметь практический выход в образовательный процесс, должна быть практически значимой.
Описанная система повышения квалификация частично апробирована на учителях города Москвы. Успешно прошли обучение слушатели по модулям 2 и 4, проявив полученные знания и навыки в полной мере при защите выпускной работы. В 2012/13 учебном году планируется обучение учителей московского региона, в том числе через систему повышения квалификации Московского института открытого образования (МИОО) www.kurs.mioo. ru. Мы планируем дальнейшее совершенствование этой системы повышения квалификации в целях непрерывного и своевременного соответствия современным требованиям к организации образовательного процесса в условиях постоянного технического прогресса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы: учеб. пособие. М.: Академия АйТи, 2011.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/543 (дата обращения 12.11.2012).
3. Nets for Teachers 2008 // ISTE: International Society Technology in Education [Electronic resource]. URL: http://www.iste.org/standards/nets-for-teachers/ nets-for-teachers-2008 (accessed 14.11.2012).
МЕТОДОЛОГИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ ДОСТУПНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ КАРКАСНО-КОМПОНЕНТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
METHODOLOGY OF AUTOMATED DEVELOPMENT OF INFORMATION
AND EDUCATIONAL PORTALS TAKING INTO CONSIDERATION THE STANDARDS
OF ACCESSIBILITY AND THE TECHNOLOGY OF COMPONENTIAL FRAME DESIGNING
Д. И. Зарудный, Д. Ю. Щетинин
Предлагается методология автоматизированной разработки динамических, информационно-образовательных порталов с использованием технологии каркасно-компонентного проектирования с учетом стандартов доступности, учитывающая специфику пользователей - лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющая сократить время разработки аналогичных проектов до одного дня.
Ключевые слова: методология, стандарт доступности, образовательный портал, каркасно-компонент-ный метод, инвалид, реабилитация, образование.
D. I. Zarudnyj, D. Yu. Tschetinin
In the article the methodology of automated development of dynamic information and educational portals using the technology of componential frame designing and with the account for the standards of accessibility taking into consideration the specific character of users (physically disabled people) and allowing to reduce the time required for development of such projects to one day is offered.
Key words: methodology, educational portal, componential frame designing, rehabilitation, education, standard of accessibility, people with disabilities.
Йанная работа опирается на результаты многолетней работы коллектива по использованию современных информационных технологий для про-ально-образовательной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность проблемы
На данном этапе развития систем автоматизированной разработки динамических информационно-образовательных порталов недостаточное внимание уделяется комплексному учету стандартов доступности для пользователей с ограниченными возможностями здоровья и применению технологии каркасно-компонентного проектирования, позволяющим существенно сократить временные затраты на реализацию аналогичных проектов и их развитие.
Для обеспечения профессионально-образовательной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо разработать методологию, обеспечивающую выполнение стандартов доступности содержания порталов для лиц с ослабленным зрением или с потерей зрения; нарушенной моторикой.
Кроме этого, навыки автоматизированной разработки и использования информационно-образовательных динамических порталов могут быть использованы такими лицами как один из возможных видов их профессиональной реабилитации.
Таким образом, задача разработки методологии и программно-методического обеспечения автоматизированной разработки динамических информационно-образовательных порталов с использованием совокупности технологий: каркасно-компонентного проектирования и стандартов доступности - является актуальной научно-технической задачей.
Проведен аналитический обзор систем разработки корпоративных порталов. Показана целесообразность использования компонентно-ориентированной технологии разработки корпоративных порталов ]оот1а!, позволяющей реализовать компонентно-каркасный подход при разработке порталов, что позволяет снизить временные и трудовые затраты при модификации и разработке порталов.
Функциональные возможности разрабатываемого прототипа портала: поиск по порталу; публикация новостей, объявлений; разделение ролей пользователей; взаимодействие пользователей средствами форума; наличие видеоплеера; создание галереи изображений; возможность добавления комментариев к статьям; расширение функциональных возможностей портала осуществляется без перепрограммирования, с использованием шаблонов.
Нефункциональные возможности портала: стандарты доступности; интуитивно понятное меню; идентификация пользователя посредством авторизации учетной записи; применение встроенных визуальных редакторов; применение системы резервного копирования портала.
Возможность расширения функциональности портала без перепрограммирования; программирование долж-
но быть минимальным или выполняться с использованием шаблонов; создание удобного меню; идентификация пользователя посредством авторизации учетной записи; наличие встроенных визуальных редакторов; наличие системы резервного копирования.
Программно-методическое обеспечение автоматизированной разработки информационно-образовательных порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья апробировано для базовых функциональных возможностей.
Стандарты доступности и их применение. Доступность является важной темой как по экономическим, так и по социальным причинам. Это не свойство портала, а скорее показатель качества, с которым он был создан. Если учитывать аудиторию портала во время его создания, то будут созданы более доступные страницы со всеми преимуществами, которые это приносит.
Существует ряд известных рекомендаций, которые могут в этом помочь. Следуя этим рекомендациям, можно гарантировать, что создаваемый портал удовлетворяет профессиональным требованиям доступных страниц.
При создании портала доступность, то есть создание портала доступным для всех, независимо от их возможностей или физических ограничений, всегда должна быть первоочередной задачей.
Доступность не является проблемой, связанной только с порталом, это потенциальная проблема любой службы, объекта или технологии, с которыми можно столкнуться в жизни.
Создаваемые порталы будут доступны пользователям, которые:
• являются слепыми или со значительными недостатками зрения, прослушивают порталы с помощью считывателей экрана или воспринимают их на дисплее Брайля;
• являются близорукими и поэтому увеличивают изображение до шрифта, использование которого ограничено возможностями средств вывода;
• имеют двигательные недостатки, поэтому не могут использовать руки для управления мышью и вынуждены использовать джойстик для управления клавиатурой или специальное устройство указания с помощью глаз для управления порталом;
• используют шаровой указатель или другие более необычные типы систем управления компьютером.
Стандарты доступности целесообразно использовать по следующим причинам:
• в некоторых странах применения стандартов доступности требует закон;
• порталы в поисковых системах, использующие стандарты доступности, обычно ранжируются выше;
• применение стандартов доступности демонстрирует высокие этические принципы, что оценят некоторые заказчики;
• при создании Web-сайта, в соответствии со стандартами Web, вряд ли потребуются какие-либо дополнительные усилия, чтобы сделать его доступным, что предоставляет так много преимуществ;
• методы, которые помогают людям с физическими недостатками, будут полезны всем пользователям.
Законы и общественное мнение неодобрительно относятся к дискриминации людей с функциональными ограничениями. Чтобы быть справедливым по отношению ко всем, правительства и другие организации стараются придерживаться различных стандартов доступности порталов, таких как законодательство Section 508 федерального правительства США и Рекомендации по доступности контента Web (WCAG) консорциума W3C.
В США Web-сайты федерального правительства должны придерживаться Section 5081 - документом, который пытается определить, какие минимальные требования необходимы для обеспечения доступности.
Документ Section 508 охватывает больше, чем только Web-сайты; он имеет дело также со всеми другими технологиями, которые могут использовать федеральные служащие. В Европе Европейская комиссия признает Web Accessibility Initiative (WAI)2 консорциума W3C и рекомендует для использования всем государствам членам. WAI предоставляет рекомендации для Web-сайтов, производителей инструментов разработки Web-сайтов, и браузеров Web.
Законодательство требует использовать определенный стандарт для публичного сектора. Например, Section 508 является частью федерального законодательства США, которое требует, чтобы Web-сайты, создаваемые для федеральных агентств, соответствовали как минимум специальному множеству определенных требований. Страница WAI о политиках, относящихся к доступности Web3 содержит частичный список аналогичного законодательства.
Существуют публикации WAI «Как люди с физическими недостатками используют Web»4 и Шауна Лоутона Генри «Просто спросите: Реализация доступности в ходе всего проекта»5.
Если требуется выбрать стандарт доступности, чтобы управлять проблемами доступности Web в команде или просто для некоторых ориентиров во время тестирования, можно использовать проект стандарта WCAG 2.0.
Дополнительные функциональные возможности портала
Инструментальное программное средство для автоматизированной разработки порталов позволяет расширять его возможности, добавляя программные модули без его перепрограммирования, расширяющие функциональные возможности разрабатываемого портала, например, учитывающие специфику лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• обеспечение удаленного доступа к информационно-образовательной среде ведущих вузов в автоматическом режиме лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• использование реабилитационного комплекса речевого управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с детским церебральным параличом;
• использование программного комплекса медико-образовательно-профессиональной реабилитации инвалидов с дефектами речи;
• использование подсистемы создания интерфейса ускореного доступа к ресурсам компьютера с использованием «горячих» клавиш для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения;
• использование методов шумоподавления в системах распознавания речевых команд для дикторов с дефектами речи;
• страницы, генерируемые системой, максимально учитывают требования доступности к веб-контенту портала для пользователей с ограниченными возможностями здоровья.
Перечисленные дополнительные функциональные возможности разрабатываемых информационно-образовательных порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья разработаны, апробированы и частично представлены в работах [1-4].
Интеграция дополнительных функциональных возможностей порталов не требует его перепрограммирования.
Выводы
1. Показано, что задача создания методологии и программно-методического обеспечения автоматизированной разработки динамических информационно-образовательных порталов для профессионально-образовательной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной.
2. Предложены и апробированы методология и программно-методическое обеспечение для разработки динамических порталов с использованием технологии каркасно-компонентного проектирования и стандартов доступности, позволяющая снизить временные и трудовые затраты при разработке аналогичных проектов.
3. Проведен обзор существующих платформ для разработки порталов. Обоснован выбор последней версии )оот!а!, как наиболее подходящей платформы для каркасно-компонентного проектирования порталов.
4. Сформулированы и реализованы требования к функциональным характеристикам портала.
5. Сформулированы и реализованы требования к нефункциональным характеристикам портала.
6. Портал реализован и апробирован полностью в соответствии с требованиями Технического задания. Он может использоваться как каркас при разработке образовательных порталов.
1 http://www.Section508.gov/
2 http://w3.org/WAI
3 http://www.w3.org/WAI/Policy/
4 http://www.w3.org/WAI/intro/people-use-web/Overview.htm
5 http://www.uiaccess.com/accessucd/personas.html
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зарудный Д. И., Щетинин Д. Ю. Методология разработки информационно-образовательных web-порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием стандартов доступности // Тр. Междунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2011.
2. Зарудный Д. И., Серов А. А., Симонов Е. В., Хе-неманн М. В. Проблемы и методы создания программно-профессионального реабилитационного комплекса речевого управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с ДЦП // Тр. Междунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2006.
3. Зарудный Д. И., Серов А. А., Симонов Е. В, Све-тушкин С. А., Носков Ю. М, Харин В. О. и др. Программный комплекс медико-образовательно-профессиональной реабилитации инвалидов с дефектами речи // Тр. Междунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2006.
4. Вячин В. В., Зарудный Д. И. Прототип подсисте-
мы создания интерфейса ускореного доступа к ресурсам компьютера с использованием «горячих» клавиш для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения // Тр. Меж-дунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2008.
5. Зарудный Д. И, Кузнецов Д. В. Шумоподавление в системах распознавания речевых команд для дикторов с дефектами речи // Тр. Междунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2008.
6. Зарудный Д. И, Угрозов А. В. Программно-методическое обеспечение автоматизированной разработки информационно-образовательных web-порталов для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Тр. Междунар. конгр. конф. «Информационные технологии в образовании». М., 2010.
7. Бэрри Норт, Joomla! 1.5. Практическое руководство. СПб.: Символ-Плюс, 2010.
8. Горнаков С. Г. Секреты управления сайтом. СПб.:
ДМК Пресс, 2010.
9. Основы web-технологий / П. Б. Храмцов, С. А.
Брик, А. М. Русак, А. И. Сурин. М., 2007.
ИЗ ИСТОРИИ ТАНДЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
FROM THE HISTORY OF TANDEM LANGUAGE LEARNING
М. Р. Напольских
M. R. Napolskikh
В данной статье рассмотрена проблема возникновения тандемного обучения, а также основные различия в понимании принципов и функций тандема за последние 50 лет. Определено место тандема в контексте обучения иностранным языкам, выделены основные различия между ранними и поздними формами тандема.
The subject of this article is the roots of tandem language learning and it's development in the last 50 years. We introduce the place of tandem learning in educational context and describe the most remarkable differences between early and late forms of tandem.
Ключевые слова: тандем, дистанционный тандем, ИКТ.
Keywords: tandem language learning, distance tandem learning, ICT.
Тандем как метод преподавания иностранного языка (далее - ИЯ) появился примерно 50 лет назад и сейчас успешно применяется во всем мире. Первой формой тандема был классический тандем физического присутствия участников в определенном месте и в определенное время. С развитием компьютерных технологий и сети Интернет примерно с 1990 г. появилась возможность дистанционного общения между участниками (по телефону, факсу или электронной почте). Новейшим этапом в развитии тандемного метода стало появле-
ние телетандема, во время которого тандемные партнеры могли не только видеть и слышать друг друга и общаться в условиях реального времени, но также обмениваться текстовыми сообщениями и различными документами. В данное время тандемное обучение стало неотъемлемой частью внеаудиторного обучения ИЯ и распространилось по всему миру. В целях лучшего понимания истории изучения тандема нам представляется полезным определить место тандемного обучения в современном образовательном контексте. Обучение ИЯ всегда прохо-