Научная статья на тему 'Система здравоохранения Самарской области: проблемы и перспективы развития'

Система здравоохранения Самарской области: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1937
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глухова М. Н.

В статье рассмотрено становление системы здравоохранения Самарской области и проанализировано ее существующее положение; в качестве меры по усовершенствованию системы здравоохранения предлагается внедрение государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система здравоохранения Самарской области: проблемы и перспективы развития»

УДК 334.723

Система здравоохранения Самарской области: проблемы и перспективы развития Health system of the Samara region: problems and development prospects

Г лухова М.Н.

аспирант Поволжского государственного университета сервиса, г.о. Тольятти

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрено становление системы здравоохранения Самарской области и проанализировано ее существующее положение; в качестве меры по усовершенствованию системы здравоохранения предлагается внедрение государственно-частного партнерства.

In article formation of health system of the Samara region is considered and its existing situation is analysed; as a measure for improvement of health system introduction of state-private partnership is offered.

Ключевые слова: система здравоохранения, государственно-частное

партнерство

Keywords: health system, state-private partnership

Обстановка в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием комплекса трудноразрешимых проблем. Уровень смертности населения, несмотря на некоторую стабилизацию, продолжает оставаться довольно высоким. В связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью велика естественная убыль населения области.

Продолжает оставаться напряженной обстановка с заболеваемостью населения острыми кишечными инфекциями, растет заболеваемость вирусными гепатитами В и С.

Особую тревогу вызывает непрекращающийся рост заболеваемости туберкулезом, СПИДом. Значительно распространилась наркомания.

Главными причинами смертности населения продолжают оставаться заболевания сердечно - сосудистой системы, онкологические болезни, травмы, несчастные случаи и отравления, растет смертность среди трудоспособного населения.

Подобное положение дел настоятельно требует корректировки подходов к развитию здравоохранения, конкретизации целей и приоритетов в отрасли. Все действия должны быть подчинены совершенствованию управления здравоохранением и созданию максимально благоприятных условий для деятельности системы здравоохранения в целом.

Необходимо направить основные усилия на предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия, т. е. на профилактику болезней.

В преобразованиях в здравоохранении слишком большое значение отводили введению нового метода финансирования. Вероятно, это объясняется тем, что основной причиной недостатков в здравоохранении считали недостаток средств. В итоге вопросам улучшения здоровья, качества медицинского обслуживания, эффективности и целесообразности использования средств уделяли крайне мало внимания, а ведь каждый из этих вопросов чрезвычайно важен сам по себе и каждый требует особого подхода. Это не означает, что этими вопросами вовсе не занимались. Просто считалось, что они разрешатся косвенно и сами собой под влиянием рыночных отношений, которые возникнут, когда улучшится финансирование здравоохранения. Сегодня российскому здравоохранению в условиях крайней неопределенности и жесточайших ограничений предстоит попытаться защитить здоровье населения.

Самарская область — крупнейшая промышленная область Поволжья с населением 3,3 млн. человек. Она была одним из трех регионов, на территории которых в конце 1980-х гг. проводился эксперимент по введению нового хозяйственного механизма. Уже в результате этого эксперимента реформа

здравоохранения добилась определенных успехов: средняя продолжительность госпитализации сократилась на 7%, число необязательных госпитализаций—на 13%, число вызовов скорой помощи—на 12%, а число больничных коек — на 5500.

В 1996 г. в Самарской области началось выполнение «Концепции развития здравоохранения Самарской области на 1996—2000 гг.», которая преследовала такие цели:

• усовершенствовать систему ОМС;

• в первую очередь развивать первичное медицинское обслуживание и обеспечить подготовку врачей общей практики;

• более рационально использовать медицинскую помощь, поощрять больных обращаться за специализированной медицинской помощью только при необходимости;

• развивать различные формы собственности в здравоохранении, в том числе и частную медицинскую практику;

• усовершенствовать управление здравоохранением, в том числе и методы контроля за качеством медицинского обслуживания;

• более эффективно использовать средства здравоохранения.

В 1993 г. Самарская область ввела у себя федеральную схему ОМС. Все жители Самарской области были застрахованы, а за первые два квартала 1999 г. полностью были собраны взносы на ОМС. Эти успехи были достигнуты благодаря тому, что Самарский территориальный фонд ОМС сумел договориться об уплате взносов со всеми предприятиями, а взносы за неработающее население областная дума в 1998 г. постановила не собирать с районов, а сделать статьей областного бюджета. Самарская область — единственный субъект Российской Федерации, в котором территориальный фонд ОМС выполняет предусмотренную законом 1993 г. роль по объединению средств здравоохранения и в котором взносы за неработающее население оплачиваются полностью. В соответствии с постановлением Самарской областной администрации, размер взносов за неработающее населения

рассчитывают следующим образом: из общих затрат на медицинское

обслуживание вычитают взносы за работающее население.

В августе 1995 г. средства больницам и поликлиникам вновь стали выделять в соответствии с принципами уже испытанного нового хозяйственного механизма. Теперь поликлиника получает деньги на душу обслуживаемого населения, оплачивает госпитализацию каждого больного и его лечение в больнице, то есть распоряжается бюджетом на медицинское обслуживание. В большинстве самарских поликлиник организованы дневные стационары, деятельность которых в значительной мере способствует сокращению потребности в госпитализациях, а также амбулаторные хирургические отделения.

Самарская область—единственный субъект Российской Федерации, в котором принят закон о частной медицинской деятельности (в 1999 г.), которой разрешено заниматься и психиатрам, и врачам, которые занимаются лечением социально значимых заболеваний, алкоголизма и наркомании. [2]

Частнопрактикующие врачи имеют право действовать в системе ОМС, а врачам государственных медицинских учреждений (больниц и поликлиник) предлагают оказывать платные медицинские услуги. Появление частной практики способствует некоторой конкуренции, но больные пока не могут свободно выбирать страховую компанию и медицинское учреждение.

Государственные медицинские учреждения предоставляют платные услуги частным лицам, а вот частных медицинских учреждений пока немного из-за высоких затрат, необходимых им для начала работы. Врачи государственных медицинских учреждений до сих пор получают заработную плату в соответствии с принятыми по всей России жесткими ставками. В то же время возможность оказывать платные услуги позволяет им законным путем увеличивать свои доходы и к тому же заставляет их конкурировать за платежеспособных больных. Часть доходов от платных медицинских услуг идет на капитальные вложения, и учреждения, которые их предоставляют, заметно отличаются от остальных и внешним видом, и более современным

оборудованием, однако это благоприятствует тому, что врачи предпочтут лечить больных за деньги, пренебрегая тем, кто хочет лечиться бесплатно. Примечателен еще один факт: хотя система ОМС сумела собрать все взносы, средств на оплату полного договорного набора медицинских услуг все равно не хватает, и это дает еще больше простора для развития платной медицины. С другой стороны, Самарская область добилась более заметных, а может, и самых значительных успехов в реформировании здравоохранения по закону о

медицинском страховании 1993 г.

В настоящее время система здравоохранения Самарской области

характеризуется многообразием форм и видов медицинских услуг населению. По состоянию на 01.01.2011 медицинскую помощь в регионе оказывали 101 больничное учреждение, 239 врачебных амбулаторно-поликлинических

учреждения, 92 детских поликлиники, 110 женских консультаций, 517

фельдшерско-акушерских пунктов, 35 станций (отделений) скорой

медицинской помощи. Медицинскую помощь по социально-значимым заболеваниям населению оказывают 25 специализированных диспансера (8 противотуберкулёзных, 1 онкологический, 4 кожно-венерологических, 5

психоневрологических, 5 наркологических, 1 врачебно-физкультурный, 1

кардиологический), центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. [1]

Обеспеченность больничными учреждениями составляет 82,1 больничных коек в расчёте на 10 тыс. жителей, амбулаторно-поликлиническими

учреждениями - 239,0 посещения в смену на 10 тыс. жителей, врачами - 47,7 чел. на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом - 93,2 чел. на 10 тыс. населения.

Служба медицинской профилактики включает: Самарский областной центр медицинской профилактики; центр медицинской профилактики в г.о. Самара, Тольятти, Новокуйбышевск; 12 отделений и 43 кабинета медицинской профилактики в медицинских учреждениях области; 12 центров здоровья для

взрослых и 4 для детей; 382 школы для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях области.

Большое внимание уделяется повышению доступности медицинской помощи населению независимо от места его проживания. В 2010 году и начале 2011 года введено в действие 4 офиса врача общей практики, в результате их количество достигло 137. Организована работа 9 межмуниципальных медицинских центров на базе: центральных районных больниц Сергиевского, Красноярского и Похвистневского муниципальных районов, больниц городских округов Сызрани, Тольятти, Нефтегорска, Отрадного, Чапаевска, и Новокуйбышевска. В настоящее время свыше 40% сельского населения получает общеврачебную медицинскую помощь, максимально приближенную к месту проживания, что позволяет обеспечивать её своевременность и доступность.

Конституционное право жителей региона на медицинское обслуживание реализуется в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи, финансирование которой осуществляется за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней. Общая стоимость Программы в 2010 году составила свыше 19,7 млрд. руб. (6,2 тыс. рублей на одного жителя региона). Функционирует альтернативная государственной системе частная медицинская служба, сформирован и совершенствуется рынок медицинских услуг. Действует Закон Самарской области «О частной медицинской деятельности».

Главной задачей на среднесрочную перспективу является коренное повышение эффективности деятельности системы здравоохранения региона. Правительством Самарской области принята областная целевая программа «Модернизация здравоохранения в Самарской области» на 2011-2015 годы. В 2011-2012 годах на модернизацию региональной системы здравоохранения из средств федерального и областного бюджета запланировано направить более 10,8 млрд. рублей. В 2011 году предусмотрен капитальный ремонт 285-ти

объектов здравоохранения, закупка для лечебных учреждений области более 5-ти тысяч единиц медицинской техники.

Кроме того, в городе достаточно развита система добровольного медицинского страхования, в которую включены многие ЛПУ г. Тольятти и страховых организаций, ведь ДМС - это услуга, которая привлекательна как для предприятия, так и для его работников. Медицинская страховка ДМС способствует снижению потерь рабочего времени, вызванных болезнями сотрудников, и является стимулом кадровой стабильности. Забота о коллективе со стороны руководства предприятия повышает его авторитет и эффективность реализации управленческих решений.

При заключении договора добровольного медицинского страхования предприятие пользуется следующими льготами при налогообложении:

• страховые взносы не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 213 НК РФ)

• страховые выплаты не облагаются НДФЛ (пп. 3 п. 1 ст. 213 НК РФ)

• страховые взносы не предусматривают обязательных отчислений в Пенсионный Фонд РФ, ФСС, ФОРМ, ТФОМС (пп. 5 п.1 ст. 9 212-ФЗ)

• страховые взносы не облагаются НДС (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ)

• страховые выплаты не облагаются НДС (пп. 7 п.3 ст. 149 НК РФ)

• страховые взносы относятся на затраты (себестоимость) предприятия (абзацы 5 и 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).

Но, естественно, что за такой короткий период времени не удалось решить все проблемы нашего здравоохранения - по-прежнему неэффективно используются средства, квалификация персонала недостаточная для работы на современном оборудовании, и как следствие - мы получаем низкое качество медицинской помощи, особенно это касается работы первичного звена

Сложившаяся в последние месяцы сложная макроэкономическая ситуация не позволит в дальнейшем решать проблемы, копившиеся годами и десятилетиями, только путем увеличения финансирования отрасли.

Необходимы реформы в управление системой здравоохранения, ведущие к эффективному использованию имеющихся ресурсов. В реформирование нуждается и действующая модель системы обязательного медицинского страхования.

Можно много говорить о «стандартных» мерах совершенствования здравоохранения в России: об увеличении объема мероприятий по

профилактике заболеваний; сокращении сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения; повышении эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Мы предлагаем к внедрению модель государственно-частного партнерства, которая позволит улучшить ситуацию в системе здравоохранения за счет оптимизации расходов и создания условий для технологического прорыва и стабильного роста в отрасли. С точки зрения экономической теории, усиление стабильности отрасли, со временем должно стимулировать рост частных инвестиций.

Возможность использования механизмов государственно-частного партнерства в России предоставляют такие федеральные законы как «О концессионных соглашениях», «О свободных экономических зонах», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Применение механизмов частно-государственного партнерства способно:

• уменьшить инвестиции в строительство зданий и покупку оборудования - за счет использования имеющихся ресурсов частного здравоохранения.

• обеспечить возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки.

• повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты.

• обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств, привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий.

• как следствие - повысить качество обслуживания пациентов. Сдерживающими факторами развития государственно-частного

партнерства как в России в целом, так и в регионах в настоящее время являются:

• отсутствие достаточной и полной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования государственно-частного партнерства, в том числе концессионного законодательства и механизма передачи государственной собственности во временное частное владение;

• недостаток квалифицированных кадров, имеющих опыт работы с проектами по модели государственно-частного партнерства;

• многоканальная система финансирования (руководители частных клиник говорят о необходимости одноканальной системы финансирования, для покрытия всех статей затрат);

• невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству.

На первых этапах внедрения модели государственно-частного партнерства видится целесообразным применение таких форм, как размещение государственного и муниципального заказа на выполнение услуг и предоставление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности в доверительное управление, аренду на льготных условиях.

В нашей области в качестве пилотного проекта реализации форм государственно-частного партнерства возможно модернизация теплового хозяйства Самарской областной станции переливания крови, являющейся подведомственным учреждением министерства здравоохранения и социальной защиты Самарской области.

Таким образом, государственно-частное партнерство может стать основным механизмом реализации программ реформирования отечественного здравоохранения. Это должно стать стратегическим направлением развития.

Литература:

1. Электронный ресурс: http://minzdravsoc.samregion.ru/ (Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области).

2. Электронный ресурс: http://www.tokb.ru/elibrary/book/med/e81966r.pdf/

(Система здравоохранения: время перемен)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.