И.Н. Крапчатова, Я.В. Жданова Система защиты свидетелей в Румынии
Статья посвящена изучению системы защиты свидетелей в Румынии уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными и организационно-правовыми средствами. В ней рассмотрены особенности мер обеспечения безопасности на каждом из проанализированных уровнях защиты свидетелей.
Ключевые слова: румынское право, правосудие, угроза, безопасность, свидетель, уголовный процесс, меры защиты.
Свидетели играют ключевую роль в расследовании преступлений и их показания, как правило, имеют решающее значение для успешного уголовного преследования. В связи с этим они достаточно часто сталкиваются с угрозами в свой адрес со стороны обвиняемых1. Так, по словам Хестера Ван Брюггена, прокурора Департамента по международным преступлениям Национальной прокуратуры Нидерландов, «практически в каждом уголовном деле, в расследовании которого он принимал участие, свидетели подвергались угрозам»2.
В документе, опубликованном ЮНОДК в 2008 г., указывается, что «для поддержания правопорядка в обществе крайне важно, чтобы свидетели могли давать показания в ходе судебного процесса или оказывать помощь следствию, не подвергаясь запугиванию и не опасаясь возмездия»3.
Как в российском, так и в румынском праве показания свидетелей, являясь одним из видов доказательств4, играют важную роль при установлении «обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств,
© Крапчатова И.Н., Жданова Я.В., 2017
имеющих значение для уголовного дела»5, а также для достижения целей уголовного судопроизводства в виде защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В связи с этим защита свидетелей - одно из приоритетных направлений в системе обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
В системе защиты свидетелей в Румынии можно выделить следующие уровни:
1) меры, устанавливаемые Уголовным кодексом;
2) меры, устанавливаемые Уголовно-процессуальным кодексом;
3) меры, устанавливаемые Законом «О защите свидетелей» № 682/2002.
Соответственно в статье будут последовательно рассмотрены особенности всех указанных мер защиты.
Уголовный кодекс Румынии (закон № 286/2009)6 в п. 3 статьи 304 предусматривает ответственность за совершение преступления в отношении находящегося под защитой свидетеля или лица, включенного в программу защиты свидетелей, если оно совершено в связи с незаконным разглашением сведений, отнесенных к служебной или профессиональной тайне, в отношении этих лиц. Данное деяние наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет. Если же в результате разглашения указанных сведений в отношении охраняемых лиц было совершено умышленное преступление против жизни, то оно наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
В Уголовно-процессуальном кодексе Румынии (закон № 135/2010)7 имеется раздел 5 «Защита свидетелей», в котором устанавливаются правила по обеспечению охраны свидетелей в процессе уголовного судопроизводства.
В соответствии с п. 3 ст. 119 Уголовно-процессуального кодекса Румынии свидетелям не должны задаваться вопросы, касающиеся их личности, если в отношении них было принято решение о применении мер по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемом лице.
Согласно статье 125 Уголовно-процессуального кодекса Румынии, если имеются основания полагать, что жизнь, физическая неприкосновенность, свобода, имущество или профессиональная деятельность свидетеля или члена его семьи могут быть поставлены под угрозу в результате данных им показаний, судебные органы соответствующей юрисдикции должны установить им статус «свидетеля, находящегося под угрозой» и принять решение о при-
менении одной или нескольких мер защиты, установленных в соответствии со ст. 126 или 127 УПК, в зависимости от имеющихся обстоятельств.
Статья 126 Уголовно-процессуального кодекса Румынии определяет, что в случае установления у лица статуса «свидетеля, находящегося под угрозой», на этапе досудебного производства по уголовному делу прокурор выносит постановление о применении одной или нескольких мер защиты в отношении этого лица. Могут быть приняты следующие меры:
а) наблюдение и охрана места жительства свидетеля или предоставление ему временного жилья;
б) сопровождение и обеспечение защиты свидетеля или членов его семьи во время передвижения по городу;
в) защита личных данных свидетеля путем присвоения ему псевдонима;
г) допрос свидетеля без его физического присутствия, с использованием аудио- или видеоустройств, имеющих функции искажения голоса или изображения, когда других мер недостаточно.
Прокурор принимает решение о применении мер защиты по собственной инициативе или по ходатайству свидетеля, обвиняемого, гражданского истца или ответчика, а также подозреваемого или потерпевшего.
В случае применения мер защиты, перечисленных в пунктах «в» и «г», в показаниях свидетеля не указывается его реальный адрес и личные данные, они записываются в специальный реестр, доступ на условиях конфиденциальности к которому имеют только следующие органы или должностные лица:
1) органы предварительного расследования;
2) «судья по правам и свободам» - судья, который на этапе предварительного расследования в пределах своих полномочий рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы, касающиеся применения мер процессуального принуждения, временных мер медицинского характера, решений, принимаемых прокурором, соответствия способов собирания и проверки доказательств требованиям закона, а также других ситуаций, прямо предусмотренных законом8.
Таким образом, можно сказать, что его роль заключается в том, чтобы выступать в качестве независимого гаранта основных прав и свобод человека на стадии предварительного расследования9;
3) «судья палаты по предварительным слушаниям» - судья, который в пределах своих полномочий проверяет законность решения прокурора об уголовном преследовании, допустимость полу-
ченных доказательств, законность процессуальных решений, принятых органами предварительного расследования, рассматривает жалобы в отношении решений об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного преследования, а также иных решений, прямо предусмотренных законом10.
Таким образом, целью стадии предварительного слушания является проверка законности действий органов предварительного расследования для решение вопроса легитимности передачи дела в суд11;
4) суд.
Прокурор утверждает предоставление лицу статуса «свидетеля, находящегося под угрозой» и применение к нему мер защиты путем дачи мотивированного постановления, которое хранится в соответствии с условиями конфиденциальности.
Прокурор в разумные сроки проверяет, продолжают ли существовать условия, требующие применения мер защиты. В случае их отсутствия он принимает мотивированное решение об их прекращении.
Меры защиты, предусмотренные ст. 126 УПК Румынии, применяются в течение всего судопроизводства по делу, если угроза в отношении свидетеля продолжает сохраняться.
В случае возникновения опасности для свидетеля на этапе предварительного слушания «судья палаты по предварительным слушаниям» по собственной инициативе или по уведомлению прокурора выносит постановление о применении мер защиты, предусмотренных ст. 127 УПК Румынии.
О таких мерах защиты, как наблюдение и охрана места жительства свидетеля или предоставление ему временного жилья и сопровождение и обеспечение защиты свидетеля или членов его семьи во время передвижения по городу, сообщается руководству органа, ответственного за реализацию этих мер.
Статья 127 Уголовно-процессуального кодекса Румынии устанавливает, что на этапе судебного разбирательства, при условии наличия утвержденного у лица статуса «свидетеля, находящегося под угрозой», суд выносит постановление о применении одной или нескольких следующих мер защиты:
а) наблюдение и охрана места жительства свидетеля или предоставление ему временного жилья;
б) сопровождение и обеспечение защиты свидетеля или членов его семьи во время передвижения по городу;
в) проведение закрытого судебного заседания во время допроса свидетелей;
г) допрос свидетеля без его физического присутствия в зале суда с использованием аудио- или видеоустройств, имеющих функции искажения голоса или изображения, когда других мер недостаточно;
д) защита личных данных свидетеля путем выдачи псевдонима, под которым он будет давать показания.
В соответствии с ст. 128 УПК Румынии суд выносит постановление о применении к свидетелю мер защиты по собственной инициативе или по представлению прокурора, ходатайству самого свидетеля, обвиняемого, гражданского истца или ответчика, а также потерпевшего.
Представление прокурора должно содержать следующие данные:
а) имена свидетелей, которые будут допрошены на стадии судебного разбирательства и в отношении которых запрашивается применение мер защиты;
б) фактическое обоснование серьезности угрозы в отношении свидетеля и необходимости применения мер защиты.
Если ходатайство подано от самого свидетеля, обвиняемого, гражданского истца или ответчика или потерпевшего, суд может поручить прокурору в срочном порядке провести проверку в отношении обоснованности такого запроса о применении мер защиты. Просьба о применении мер защиты рассматривается в совещательной комнате без участия лица, заявившего ходатайство, при этом участие прокурора является обязательным.
Разрешение ходатайства происходит путем вынесения судом обоснованного решения, которое не подлежит обжалованию. Постановление суда, предписывающее применение мер защиты, должно храниться в соответствии с условиями конфиденциальности.
Если защита необходима свидетелю и после приговора суда, то применение соответствующих мер регулируется нормами Закона о защите свидетелей.
Процедура допроса свидетеля, находящегося под защитой, регламентируется нормами ст. 129 УПК Румынии.
В ситуациях, перечисленных в п. «д» ч. 1 ст. 126 и п. «д» ст. 127 УПК Румынии, допрос свидетеля может проводиться с помощью аудио- и видеоустройств, без его физического присутствия в зале суда.
Подозреваемый, потерпевший, обвиняемый, гражданский истец или ответчик, а также их адвокаты могут подвергнуть перекрестному допросу тех свидетелей, которые давали показания без физического присутствия в зале суда с использованием аудио-
и видеоустройств. Вопросы, которые могут привести к идентификации свидетеля, должны быть отклонены судом.
Показания свидетеля, находящегося под защитой, должны быть зафиксированы с помощью аудио- и видеотехнических устройств и полностью воспроизведены в письменной форме.
В ходе расследования уголовного дела показания свидетеля подписываются органами предварительного расследования или «судьей по правам и свободам» и прокурором, который присутствовал при допросе свидетеля, и приобщаются к материалам уголовного дела. Записанные свидетельские показания, полученные с помощью аудио- и видеотехнических устройств, также должны быть подписаны вышеуказанными лицами и должны храниться в материалах дела, представленных в прокуратуру, в специальном месте в соответствии с условиями конфиденциальности.
В ходе судебного разбирательства свидетельские показания подписываются председательствующим судьей.
Оригинал электронного носителя информации, на котором были записаны свидетельские показания, опечатанный прокуратурой или судом, на заседании которого они были даны, должен храниться в соответствии с условиями конфиденциальности.
По окончании предварительного расследования электронный носитель информации, содержащий записи, сделанные во время расследования уголовного дела, должен быть представлен в суд соответствующей инстанции вместе с материалами дела и храниться на условиях конфиденциальности.
В соответствии со ст. 130 УПК Румынии в отношении свидетелей, пострадавших от травмы в результате совершенного преступления или последующего поведения подозреваемого или обвиняемого, а также несовершеннолетних свидетелей, прокурором или судом может быть принято решение о предоставлении им статуса «уязвимого свидетеля».
С момента предоставления этого статуса прокурор и суд могут распорядиться о применении мер защиты, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 1 ст. 126 УПК Румынии: сопровождение и обеспечение защиты свидетеля или членов его семьи во время передвижения по городу; допрос свидетеля без его физического присутствия с использованием аудио- или видеоустройств, имеющих функции искажения голоса или изображения, когда других мер недостаточно, или, если необходимо - мер, указанных в пунктах «б» - «д» ст. 127 УПК Румынии: сопровождение и обеспечение защиты свидетеля или членов его семьи во время передвижения по городу; проведение закрытого судебного заседания во время допро-
са свидетелей; допрос свидетеля без его физического присутствия в зале суда с использованием аудио- или видеоустройств, имеющих функции искажения голоса или изображения, когда других мер недостаточно; защита личных данных свидетеля путем выдачи псевдонима, под которым он будет давать показания. При этом искажение голоса и изображения не является обязательным. Также в отношении указанных лиц возможно применение норм статей 126 и 128 УПК Румынии.
Согласно ст. 141 УПК Румынии прокурор может санкционировать на срок не более 48 часов электронное наблюдение за подозреваемым или обвиняемым, в случаях, не терпящих отлагательства, когда задержка может привести к уничтожению доказательств или поставит под угрозу безопасность свидетелей или членов их семей.
По общему правилу, в соответствии со ст. 139 УПК Румынии электронное наблюдение назначается «судьей по правам и свободам» при совокупности следующих условий:
а) имеются обоснованные подозрения в отношении подготовки или совершения одного из следующих преступлений: против национальной безопасности, а также в случае незаконного оборота наркотиков, торговли оружием, торговли людьми, террористических актов, отмывания денег, подделки денежных средств, ценных бумаг или электронных платежных инструментов, преступлений против собственности, шантажа, изнасилования, незаконного ограничения свободы, уклонения от уплаты налогов, коррупционных правонарушений и преступлений, связанных с коррупцией, преступлений против финансовых интересов Европейского союза, преступлений, совершенных с помощью компьютерных электронных систем или в случае других правонарушений, в отношении которых закон устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет;
б) такая мера соответствует ограничению основных прав и свобод с учетом особенностей дела, важности информации или доказательств, которые должны быть получены, или тяжести преступления;
в) доказательства не могут быть получены каким-либо иным способом или процесс их получения сопровождается трудностями, которые могут нанести ущерб расследованию, или существует угроза для безопасности людей или ценных товаров.
Исходя из норм, указанных в ст. 145 УПК Румынии, прокурор не позднее 10 дней после прекращения электронного наблюдения обязан в письменной форме проинформировать лицо, в отношении которого применялась эта мера. Однако в случае, если это может
помешать процессу расследования по делу, поставить под угрозу безопасность свидетеля или членов его семьи, привести к возникновению сложностей при электронном наблюдении за другими участниками судопроизводства, прокурор может принять мотивированное решение об отсрочке предоставления соответствующей информации вплоть до окончания предварительного расследования или вынесения приговора.
В случаях, если обвиняемый пытается воздействовать на свидетелей с целью уничтожения, изменения или сокрытия доказательств, он может быть заключен под стражу в соответствии со ст. 223 УПК Румынии.
Закон «О защите свидетелей» (закон № 682/2002)12 был принят за два года до закона о защите осведомителей с целью выполнения рекомендаций Евросоюза. Хотя закон, нормы которого заимствованы из американской модели защиты свидетелей, был принят в 2002 г., его реализация была отложена до 2004 г., когда были приняты подзаконные акты, устанавливающие правила, касающиеся его фактического осуществления. Как принятый закон, так и подзаконные акты по защите свидетелей устанавливают закрытый перечень условий, которые должны соблюдаться для того, чтобы кто-то был признан свидетелем и принимаемых мер, необходимых для обеспечения его безопасности, а при необходимости и членов его семьи13.
В соответствии с Законом «О защите свидетелей» в структуре Министерства управления и внутренних дел Румынии 2002 г. было создано Национальное бюро по защите свидетелей, которое непосредственно подчиняется Генеральной инспекции румынской полиции. Бюро финансируется из государственного бюджета по статье расходов на обеспечение общественного порядка и национальной безопасности, а данные о деятельности Бюро относятся к категории «секретной информации». В связи с этим Бюро представляет свои ежегодные отчеты о деятельности напрямую Правительству, которое, в свою очередь, представляет их на закрытой сессии Парламента14.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона «О защите свидетелей» Национальное бюро по защите свидетелей имеет следующие полномочия:
а) принимает запросы на включение в программу защиты свидетелей;
б) принимает все необходимые меры для включения в программу, направленные на достижения оптимальной защиты свидетелей;
в) назначает лицо, которое контактирует с «защищаемым» свидетелем и Бюро, а также лицо, указываемое в «протоколе защиты», для обеспечения связи в критических ситуациях;
г) заключает «протокол защиты» с каждым «защищаемым» свидетелем, оформляет и реализует его план защиты;
д) создает свою собственную базу данных, которая включает в себя поданные запросы на включение в программу защиты свидетелей, обеспечивая их сохранность и анализ;
е) обеспечивает конфиденциальность используемых данных и информации;
ж) управляет с одобрения министра управления и внутренних дел средствами, необходимыми для реализации программы защиты свидетелей, полученными как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников.
Необходимые для реализации программы защиты свидетелей средства включаются в статью бюджета Министерства управления и внутренних дел, именуемую «фонды для Программы защиты свидетелей».
Закон «О защите свидетелей» включает положения, касающиеся мер обеспечения защиты и оказания помощи свидетелям, чья жизнь, физическая неприкосновенность или свобода находятся под угрозой вследствие их показаний в рамках уголовного судопроизводства.
В законе используются следующие термины:
1) свидетель - это лицо, которое:
а) в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, посредством дачи показаний, раскрывает информацию и иные данные, имеющие важнейшее значение для установления истины в процессе расследования уголовного дела или способствующие предотвращению ущерба в результате совершения преступлений;
б) не обладает процессуальным статусом свидетеля, но способствует расследованию преступлений, предоставляя важную информацию и данные, которые необходимы для установления истины в процессе расследования уголовного дела, или способствующие предотвращению ущерба в результате совершения преступлений. В эту категорию входят лица, которые являются субъектами преступления;
в) лицо, которое отбывает лишение свободы и обладает важной информацией и данными, которые необходимы для расследования преступлений;
2) под состоянием опасности понимается такое состояние свидетеля, членов его семьи или близких лиц, чья жизнь, физическая неприкосновенность или свобода подвергаются угрозе в связи с данными им показаниями;
з) «защищаемый свидетель» (или «свидетель, находящийся под защитой») - это свидетель, члены его семьи или близкие лица, которые были включены в Программу защиты свидетелей;
4) под членами семьи свидетеля понимаются его супруг, родители и дети;
5) близкие лица - это лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
6) Программа защиты свидетелей - конкретная деятельность, реализуемая Национальным бюро по защите свидетелей, при поддержке центральных органов власти и органов местного самоуправления, в целях защиты жизни, физической неприкосновенности и здоровья лиц, которым присвоен статус «защищаемого свидетеля» (или «свидетеля, находящегося под защитой»);
7) неотложные меры означают временную конкретную деятельность, которая может осуществляться подразделениями полиции, производящими расследование уголовного дела, с того момента, как только будет зафиксировано, что свидетель находится в состоянии опасности;
8) под тяжкими преступлениями понимаются преступления против мира и безопасности человечества, против государственной власти или национальной безопасности, терроризм, причинение смерти по неосторожности, убийство, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, торговля людьми, отмывание средств, полученных преступным путем, преступления, связанные с несоблюдением правил использования огнестрельного оружия и боеприпасов, с нарушением правил обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами, коррупционные правонарушения, а также иные преступления, в отношении которых закон устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет;
9) «протокол защиты» представляет собой конфиденциальное соглашение между Национальным бюро по защите свидетелей и «свидетелем, находящимся под защитой», устанавливающее меры защиты и помощи, применяемые к нему, а также их взаимные обязательства и ситуации, в которых меры защиты не применяются.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите свидетелей» включение лица в Программу защиты свидетелей возможно только при соблюдении следующих условий:
а) лицо обладает статусом свидетеля в соответствии с нормами данного закона;
б) жизнь, физическая неприкосновенность или свобода лица подвергаются угрозе;
в) имеется мотивированный запрос компетентных органов.
Также в Программу может быть включен человек, который является руководителем преступной группы или преступной организации или организатором или исполнителем убийства.
Согласно ст. 5 Закона «О защите свидетелей» органы предварительного расследования и прокурор на стадии судебного производства имеют право на основе мотивированного запроса направить предложение о включении в Программу в зависимости от обстоятельств свидетеля, членов его семьи или близких лиц.
В соответствии со ст. 6 Закона «О защите свидетелей» предложение о включении в Программу должно включать:
а) информацию, связанную с соответствующим уголовным делом;
б) личные данные свидетеля;
в) информацию, предоставленную свидетелем, и ее значение для установления истины по делу;
г) обстоятельства, при которых свидетель узнал эту информацию;
д) любые сведения, которые подтверждают наличие угрозы его жизни или физической неприкосновенности;
е) оценку возможности предотвращения угрозы или, в случае необходимости, возмещения вреда, причиненного преступлением;
ж) лиц, осведомленных об информации, известной свидетелю, и о том, что он предоставил ее правоохранительным органам;
з) психологическую оценку свидетелей и других лиц, предложенных для включения в программу;
и) возможные риски для жителей той местности, куда будет переселен свидетель, включенный в Программу;
к) сведения, касающиеся финансового положения свидетеля;
л) любая другая соответствующая информация, необходимая для включения свидетеля в программу.
Предложение о включении в Программу должно подтверждаться письменным соглашением лица, для которого запрашивается включение в Программу, и оценкой Национального бюро по защите свидетелей соответствующей возможности включения человека в эту программу.
Согласно ст. 7 Закона «О защите свидетелей» решение о включении лица в Программу защиты свидетелей должно быть принято не позднее 5 суток со дня поступления соответствующего предложения. В случае согласия прокурора или суда с предложением они должны направить в Национальное бюро по защите свидетелей постановление о включении соответствующего лица в Программу, а Бюро должно принять все необходимые меры для разработки и реализации плана поддержки.
В течение 7 дней с момента принятия постановления о включении соответствующего лица в Программу защиты свидетелей Национальное бюро по защите свидетелей заключает с каждым
свидетелем, членом его семьи или близким лицом письменный «протокол защиты», и с этого момента они получают статус «защищаемого свидетеля» (или «свидетеля, находящегося под защитой»). В течение 3 дней с даты заключения «протокола защиты» Бюро сообщает об этом прокурору или суду.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите свидетелей» «протокол защиты» включает следующее:
а) обязательства свидетеля;
б) обязательства Бюро;
в) данные контактных лиц и условия, при которых они осуществляют свою деятельность;
г) ситуации, когда защита и помощь свидетелю прекращаются.
В обязанности «свидетеля, находящегося под защитой» входит
следующее:
а) предоставлять информацию и данные, имеющие решающее значение для расследования уголовного дела;
б) соблюдать меры, установленные планом защиты;
в) воздерживаться от любой деятельности, которая может поставить под угрозу его самого или исполнение Программы;
г) не поддерживать связь с лицами из «криминальной среды»;
д) незамедлительно информировать Бюро о любых изменениях, произошедших в его жизни.
Национальное бюро по защите свидетелей должно составить план поддержки для каждого защищаемого свидетеля, в который включаются меры защиты и помощи, и последовательно его реализовывать.
Согласно ст. 12 Закона «О защите свидетелей» мерами защиты, которые могут быть предусмотрены в плане поддержки, являются:
а) защита личных данных защищаемого свидетеля;
б) соблюдение конфиденциальности данных им показаний;
в) дача показаний в суде под иными идентификационными данными или используя функции искажения голоса или изображения;
г) защита задержанного или арестованного свидетеля в сотрудничестве с органами, исполняющими данные функции;
д) повышенные меры по обеспечению безопасности места жительства, а также при доставлении в суд для дачи показаний;
е) изменение места жительства;
ж) изменение личности;
з) изменение внешности.
Мерами помощи, которые могут быть предусмотрены в плане поддержки, могут быть:
а) внедрение в другую социальную среду;
б) переквалификация;
в) изменение или предоставление рабочего места;
г) предоставление дохода до тех пор, пока не будет найдено новое рабочее место.
Согласно ст. 19 Закона «О защите свидетелей» размер наказания «защищаемому свидетелю», совершившему тяжкое преступление и до или в ходе уголовного расследования способствовавшему установлению лиц, участвовавших в указанных деяниях, сокращается вдвое.
В соответствии со ст. 20 Закона «О защите свидетелей» умышленное раскрытие реальной личности «защищаемого свидетеля», места его жительства, а также любой другой информации, позволяющей его идентифицировать, при условии, что жизнь свидетеля, его физическая неприкосновенность или здоровье находятся в опасности, наказываются лишением свободы на срок от 1 до 5 лет. Если данное деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, а также если физическая неприкосновенность или здоровье свидетеля были серьезно нарушены, наказание составляет от 5 до 10 лет лишения свободы. В случае, если указанное деяние привело к смерти или самоубийству свидетеля, наказание составляет от 15 до 25 лет лишения свободы.
При условии, что указанное деяние было совершено по неосторожности, оно наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
На основе анализа Закона «О защите свидетелей» можно сделать вывод, что он является неотъемлемой частью законодательства о защите свидетелей в Румынии, принятие которого является частью общего процесса гармонизации национального законодательства и законодательства Евросоюза15. Реализуемые в рассматриваемом законе меры являются продолжением тенденций специальной защиты свидетелей, которая существует в других государствах, в частности в США.
Примечания
Extraterritorial jurisdiction in the European Union: A study of the laws and practice in the 27 member states of the European Union. December 2010. P. 47. [Электронный ресурс] URL: https://www.fldh.org/IMG/pdf/Extraterritorial_Jurisdiction_In_the_27_ Member_States_of_the_European_Union_FINAL.pdf (дата обращения: 28.06.2017). Universal Jurisdiction Trial Strategies: Focus on Victims and Witnesses: A report on the Conference held in Brussels, 9-11 November 2009. P. 24. [Электронный ресурс] URL: http://www.redress.org/downloads/publications/Universal_Jurisdic-tion_Nov2010.pdf (дата обращения: 28.06.2017).
3 Рекомендуемые виды практики в области защиты свидетелей при производстве по уголовным делам, касающимся организованной преступности. Нью-Йорк, 2008. С. 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.unodc.org/documents/organized-crime/V0853366%20WP%20Good%20Practices%20%28R%29.pdf (дата обращения: 28.06.2017).
4 Ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; Статья 97 Уголовно-процессуального кодекса Румынии. [Электронный ресурс] URL: http://www.just.ro/wp-content/uploads/2016/01/Noul-cod-procedura-penala-EN.doc (дата обращения: 28.06.2017).
5 Ч. 1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1) Ст. 4921.
6 Уголовный кодекс Румынии. [Электронный ресурс] URL: www.just.ro/wp-con-tent/uploads/2016/01/Noul-cod-penal-EN.doc (дата обращения: 28.06.2017).
7 Уголовно-процессуальный кодекс Румынии [Электронный ресурс] URL: www.just. ro/wp-content/uploads/2016/01/Noul-cod-procedura-penala-EN.doc (дата обращения: 28.06.2017).
8 Ст. 53 Уголовно-процессуального кодекса Румынии // Ibid.
9 Garbulet I. The Judge of Rights and Liberties, a new Concept in the Criminal Procedural Law // Romania: DREPTUL. 2009. № 11. [Электронный ресурс] URL: http://ujr.revistadreptul.ro/dreptasp6aE000311.do (дата обращения: 28.06.2017).
10 Ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса Румынии. [Электронный ресурс] URL: http://www.just.ro/wp-content/uploads/2016/01/Noul-cod-procedura-penala-EN.doc (дата обращения: 28.06.2017).
11 Toillon Fr, Drilea-Marga M, Paraschiv R.L. The Rights and Freedoms Judge and the Preliminary Chamber Judge. The Investigating Judge and the Judge for Liberty and Custody. Comparative legal aspects. [Электронный ресурс] URL: http://www. wseas.us/e-library/conferences/2011 /Brasov1 /LAW/LAW-40.pdf (дата обращения: 28.06.2017).
12 Law n 682/2002 on Witness protection. [Электронный ресурс] URL: http://www. legislationline.org/download/action/download/id/3757/file/Romania_law_Wit-ness_Protection_2002_en.pdf (дата обращения: 28.06.2017).
13 Ristei M. Competing Formal and Informal Institutions in a Democratizing Setting: An Institutional Analysis of Corruption in Romania. P. 262. [Электронный ресурс] URL: http://scholarworks.wmich.edu/dissertations/621 (дата обращения: 28.06.2017).
14 Ibid. P. 263.
15 Codrul Olaru. Characteristics of organized crime in Romania. Р. 23. [Электронный ресурс] URL: http://phdthesis.uaic.ro/PhDThesis/0laru,%20Codrut,%20Char-acteristics%20of%20organized%20crime%20in%20Romania.pdf. (дата обращения: 28.06.2017).