Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА'

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
контрактная система / система законодательства о контрактной системе / государственный заказ / государственный контракт / закупка / частное право / публичное право / contract system / law contract system / government order / government contract / purchase / private law / public law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтонюк Олег Александрович

В настоящей статье рассматривается система законодательства о контрактной системе как совокупность норм частного и публичного права. Приведены нормативные акты, которые являются основой системы законодательства о контрактной системе. Проведен анализ существующих в науке представлений в отношении определения правовой природы системы законодательства о контрактной системе. Установлены виды правоотношений, которые регулирует законодательство о контрактной системе и сделаны выводы, что механизм их правового регулирования следует считать комплексным, поскольку он основывается на нормах публичного и частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM AS A SET OF RULES OF PRIVATE AND PUBLIC LAW

This article is dedicated to observation of legal basics on contract lead as a body of private and public law within the whole law system. Basic regulations of contract law system are considered within the current work. All conceptional meanings are analyzed in order to reveal legal origins of the contract law system. Legal relationships that regulate legislation on the contract system are determined as well as the conclusions are drawn that this legislation mechanism is compiled by public and private law standards.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11025 КОВТОНЮК Олег Александрович,

соискатель кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института РУДН, email: Kovtonyuk-oa@rudn.ru

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ НОРМ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Аннотация. В настоящей статье рассматривается система законодательства о контрактной системе как совокупность норм частного и публичного права. Приведены нормативные акты, которые являются основой системы законодательства о контрактной системе. Проведен анализ существующих в науке представлений в отношении определения правовой природы системы законодательства о контрактной системе. Установлены виды правоотношений, которые регулирует законодательство о контрактной системе и сделаны выводы, что механизм их правового регулирования следует считать комплексным, поскольку он основывается на нормах публичного и частного права.

Ключевые слова: контрактная система, система законодательства о контрактной системе, государственный заказ, государственный контракт, закупка, частное право, публичное право.

KOVTONYUK Oleg Alexandrovich,

candidate of the Department of Civil Law and Process and Private International Law RUDN Law Institute

SYSTEM OF LEGISLATION ON THE CONTRACT SYSTEM AS A SET OF RULES OF PRIVATE AND PUBLIC LAW

Annotation. This article is dedicated to observation of legal basics on contract lead as a body of private and public law within the whole law system. Basic regulations of contract law system are considered within the current work. All conceptional meanings are analyzed in order to reveal legal origins of the contract law system. Legal relationships that regulate legislation on the contract system are determined as well as the conclusions are drawn that this legislation mechanism is compiled by public and private law standards.

Key words: contract system, law contract system, government order, government contract, purchase, private law, public law.

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сформировалась в Российской Федерации в 2014 году. Предпосылками формирования контрактной системы стала совокупность поставленных перед государством задач, которые были обусловлены необходимостью комплексного совершенствования государственного заказа и повышения его эффективности, а также сокращения коррупционной составляющей и развития конкуренции. Все многообразие отношений, складывающихся в процессе обеспечения государственных нужд товарами, работами и услугами, требовало четкого и, что немаловажно, системного правового регулирования. Имеющаяся до момента формирования контрактной системы нормативная база, которая начала формироваться после

1991 года, была неэффективной, поскольку не рассматривала многообразный процесс закупки для государственных нужд как единую систему, носила разрозненный характер. Существовало множество нормативных актов1, которые в той или иной степени регламентировали отдельные процессы закупочной деятельности, некоторые про-

1 Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28.05.1992 N 2859-1; Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 N 60-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 N 97-ФЗ; Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

цессы не были урегулированы вовсе. Эта множественность правового регулирования системы государственного заказа породила ряд проблем, например, принятые нормативные акты не только дублировали функции и обязанности государственных заказчиков, но и одновременно противоречили друг другу, ставя под сомнение всю систему организации государственного заказа1, провоцировали рост коррупционной составляющей и многое другое. В такой ситуации становилось очевидным, что грядущая реформа системы государственного заказа была вопросом времени, поскольку несостоявшаяся система государственного заказа оказывала негативное влияние на развитие национальной экономики.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд образования, здравоохранения, армии, культуры, спорта, реализации целевых государственных программ развития и т.п. государство непосредственно воздействует на динамику и структуру рыночной экономики страны, а если нет действительно эффективной и единой нормативной базы, регламентирующей государственный заказ «от и до», то не может быть и речи об устойчивом развитии национальной экономики.

Вопрос о необходимости консолидации правовых норм, регулирующих государственный заказ, рассматривался в практике других государств намного ранее чем в России. Например, еще в 1979-1983 годах в Соединенных Штатах Америки велась работа над формированием Федеральных правил приобретения товаров и оказания услуг, которые вступили в силу 1 октября 1984 года и стали основой для регулирования экономики Соединенных Штатов Америки, способствовали обеспечению экономического роста и развитию национального производства. Правила регулируют отношения по планированию, размещению и исполнению государственного заказа, а также содержат не только гражданско-правовые нормы, но и нормы финансового, административного и налогового права.2

В России процесс реформирования правовой основы государственного заказа начался в 2011 году. Началу этого процесса предшествовала дискуссия в юридической науке, которая основывалась на противопоставлении двух различных мнений. А.В. Андреева, Д.С. Торосян, А.В. Яровой заявляли о необходимости устранения пробелов

и противоречий в уже существующих нормативных актах3. Н.Н. Заботина, К.В. Кичик имели прямо противоположное мнение и указывали на необходимость устранения множественности нормативных актов в сфере закупок (унификации законодательства о государственном заказе), что предполагало необходимость принятия нового федерального закона с одновременным признанием утратившими силу отдельных федеральных зако-нов.4

Результатом проведенной реформы стало вступление в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (Закон о контрактной системе), который можно рассматривать, как единый нормативный акт объединивший все возможные механизмы правового регулирования разнообразных правоотношений, возникающих в рамках государственного заказа. Таким образом, теория о необходимости унификации законодательства о государственном заказе и принятии нового федерального закона была услышана и поддержана на самом высоком уровне. Отметим, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается также на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие в рамках реализации государственного заказа5.

После проведенной реформы системы законодательства о закупках в науке возникли споры в

1 Кикавец В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации // Право и жизнь. - 2010. -№ 1. -С. 25-32.

2 Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2016. С. 12. // СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 46; Торосян Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. Л.В. Щен-никова. Ростов н/Д, 2009. С. 9; Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. Л.О. Красавчикова. Екатеринбург, 2005. С. 12.

4 См.: Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицин-форм, 2012. С. 12; Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. П.М. Филиппов. Волгоград, 2006. С. 15.

5 См.: Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс» - Ст. 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

отношении его отраслевой принадлежности. Анализ имеющихся научных исследований позволяет сделать вывод о разрозненности научной мысли в отношении определения отраслевой системы законодательства о контрактной системе. Рассмотрим некоторые из них. А.Ф. Васильева, М.В. Паршина, Я.В. Коженко, К.М. Паронян, Т.П. Агафонова определяют правовую природу законодательства о контрактной системе через определение правовой природы заключаемого в рамках закупки товаров, работ, услуг контракта. При этом, по мнению исследователей, государственный контракт следует относить к административному договору. Вместе с тем, заметим, что изучению правовой сущности государственного контракта посвящен довольно серьезный пласт научных исследований, в которых рассматриваются позиции о его административно-правовой и гражданско-правовой природе. Анализ научно-исследовательской литературы позволяет сделать вывод, что позиция об административно-правовой природе государственного контракта базируется на активной роли государства в процессе возникающих в рамках государственного заказа предпринимательских отношений, складывающихся в целях обеспечения государственных нужд, и в этой связи наличия в государственном контракте публично-правовых элементов.

В качестве противовеса такой точке зрения выступает позиция ученых о гражданско-правовой природе государственного контракта, которой придерживается и автор настоящей работы. Нельзя отрицать, что государственный контракт так или иначе объединяет в себе как гражданско-правовую, так и административную составляющую. Как правильно указывает А.А. Абрегова, «...несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую природу заключаемого государственного контракта. Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридической квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств»1. Очевидно, что государственный контракт имеет специальный правовой режим в силу Закона о контрактной системе в части требований к его существенным условиям, положениям об ответственности сторон, форме, порядку, спо-

собам и срокам его заключения, особенностям его исполнения, правилам внесения в него изменений и расторжения. Вместе с тем специальный правовой режим государственного контракта не исключает его гражданско-правовой природы, которая однозначно прослеживается в легальном определении государственного контракта, закрепленным в Законе о контрактной системе, в соответствии с которым государственный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), и который заключен от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд. Таким образом, если определять правовую сущность законодательства о контрактной системе через определение правовой природы, заключаемого в рамках закупки контракта, то поскольку государственный контракт имеет гражданско-правовую природу, то и законодательство о контрактной системе имеет гражданско-правовую природу, что на самом деле не таковым является.

Изучая вопрос соотношения норм частного и публичного права как правовой сущности законодательства о контрактной системе М.Г. Чуприн выделяет гражданское право в качестве базиса контрактной системы обосновывая это суждение положениями статьи 2 Закона о контрактной системе, который называет его основой законодательства о контрактной системе2. При этом следует добавить, что согласно статье 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе, помимо Гражданского кодекса РФ, основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрим виды правоотношений, которые регулирует законодательство о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом его правового регулирования являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

1 Абрегова А.А. Проблема определения правовой природы государственного контракта. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3, 2013. С. 48-49.

2 Чуприн М.Г Соотношение норм частного и публичного права как правовая сущность законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Юрист», 2020, N 6. // СПС «Консуль-тантПлюс»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

заключения контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Все эти правоотношения носят сложный, длящийся характер, они развиваются во времени, и на различных их стадиях отраслевые режимы в некоторой степени сменяют или, по крайней мере, оттесняют друг друга. Необходимо учитывать, что за каждую стадию закупок в большей степени ответственна конкретная отрасль права и свойственный ей юридический инструментарий (конституционное право, административное право, бюджетное право, гражданское право). Зарождение рассматриваемых отношений происходит на уровне норм конституционного права, где, собственно, на основе возложенных на государство и муниципалитеты публичных функций в общем плане определяются потребности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах и услугах. Их конкретизация, в том числе, в виде целевых программ, и финансовое обеспечение происходят в рамках бюджетного процесса. Сложная и детально регламентированная процедура размещения заказа носит, по сути, административно-правовой характер. И наконец, подписание (заключение) государственного или муниципального контракта, его последующее исполнение подчинены в целом гражданско-правовому режиму1, с указанными в Законе о контрактной системе особенностями.

Таким образом, следует полагать, что механизм правового регулирования рассматриваемых правоотношений следует считать комплексным, потому что он основывается на нормах публичного и частного права. Нередко в литературе ставится вопрос об определении приоритета этих норм в рамках контрактной системы, что считаем в корне неверным, поскольку в данном случае одно без другого не может существовать.

Первостепенно, в целях удовлетворения потребности в закупке товара, работы, услуги государственный заказчик должен произвести планирование закупки посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков (закупки, не предусмотренные планами-графи-

1 Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования. «Административное и муниципальное право», 2010, N 11. // СПС «Консуль-тантПлюс».

ками, не могут быть осуществлены)2. На этапе планирования осуществляется формирование предмета планируемой закупки (а в дальнейшем и будущего контракта, который будет заключен по итогам закупки) и сроков ее проведения, устанавливается объем финансового обеспечения закупки, для определения которого заказчику необходимо обосновать начальную (максимальную) цену контракта с применением предусмотренных Законом о контрактной системе методов проверки обоснованности закупки. В случаях, установленных Правительством РФ, проводится обязательное общественное обсуждение закупки. Далее проводится непосредственно сама закупка, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя), включающая в себя этап заключения контракта, и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Такой сложный механизм достижения поставленной цели - обеспечения государственных и муниципальных нужд товарами, работами и услугами, разработан для повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере государственного заказа, то есть он является вынужденной мерой, установленной государством для сохранения и эффективного использования средств бюджетной системы. Очевидно, что механизмы публичного правового регулирования способны более эффективно такую защиту обеспечить. Самая явная угроза возникновения коррупционной составляющей и других злоупотреблений может возникнуть при планировании и осуществлении закупки при формировании требований к потенциальным участникам закупки и к объекту закупки (товару, работу, услуге), определении поставщика (подрядчика, исполнителя); добавим, что на этапе исполнения контракта, также возможны случаи злоупотреблений. Эти факторы и объясняют наличие публичных начал в правовом регулировании государственных закупок.

В тоже время, правоотношения, возникающие при заключении и исполнении государственного контракта, который заключается по итогам проведенных закупочных процедур, имеют гражданско-правовую (частно-правовую) природу. Взаимосвязь частного и публичного права в изучаемых правоотношениях прослеживается и в содержании пункта 1 статьи 527 ГК РФ согласно которой государственный (муниципальный) контракт

2 См.: Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс» - Ст.16.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Буквальное толкование данной нормы, как считает А.В. Гапанович, позволяет утверждать, что Закон о размещении заказов (в нашем случае Закон о контрактной системе) призван регулировать лишь организационные мероприятия, проводимые государственным (муниципальным) заказчиком по выбору контрагента по контракту, т.е. процедуру, предшествующую его заключению1. Иными словами, без осуществления определенных Законом о контрактной системе специальных процедур, имеющих признаки публично-правового регулирования, не может быть заключен контракт, который представляет собой форму закрепления правоотношения, возникающего между государственным заказчиком и контрагентом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) в рамках исполнения обязательств по обеспечению государственных нужд товарами, работами, услугами, который рассматривается исключительно в плоскости частного права, но при это имеет особенности, установленные специальным законодательством. Подводя итоги, а также присоединяясь к позиции М.Г. Чуприна2, следует сделать вывод, что законодательство о контрактной системе представляет собой взаимовыгодное сосуществование норм частного и публичного права, которое обеспечивает эффективное выполнение поставленных целей в области обеспечения и удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Список литературы:

[1] Абрегова А.А. Проблема определения правовой природы государственного контракта. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 3, 2013. С. 48-49.

[2] Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 46.

1 Гапанович А. В. Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2009. N 8; СПС «КонсультантПлюс».

2 Чуприн М.Г. Соотношение норм частного и публичного права как правовая сущность законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Юрист», 2020, N 6. СПС «КонсультантПлюс».

[3] Винницкий A^. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования. «Ддмини-стративное и муниципальное право», 2010, N 11. // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Гапанович A. В. Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2009. N 8. // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Заботина H.H. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. ПЖ Филиппов. Волгоград, 2006. С. 15.

[6] Кикавец В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации // Право и жизнь. - 2010. -№ 1. -С. 25-32.

[7] Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. M.: Юстицинформ, 2012. С. 12.

[8] Тасалов ФА Контрактная система в сфере государственных закупок России и СШA: сравнительно-правовое исследование: монография. M.: Проспект, 2016. С. 12. // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Торосян Д.С. Гражданско-правовые основы регулирования подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. Л.В. Щенни-кова. Ростов н/Д, 2009. С. 9;

[10] Чуприн MX. Соотношение норм частного и публичного права как правовая сущность законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. «Юрист», 2020, N 6. // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Яровой Ab. Поставка товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. Л.О. Красавчикова. Екатеринбург, 2005. С. 12.

Spisok literatury:

[1] Abregova A.A. Problema opredeleniya pravovoj prirody gosudarstvennogo kontrakta. Izves-tiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. № 3, 2013. S. 48-49.

[2] Andreeva L.V. Zakupki tovarov i energoser-visnyh rabot dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: pravovoe regulirovanie. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Volters Kluver, 2011. S. 46.

[3] Vinnickij A.V. Uchastie publichnyh obra-zovanij v imushchestvennyh otnosheniyah: problemy

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

sbalansirovannosti administrativno-pravovogo i grazhdansko-pravovogo regulirovaniya. «Administra-tivnoe i municipal'noe pravo», 2010, N 11. // SPS «Konsul'tantPIyus».

[4] Gapanovich A.V. Sfera primeneniya i pre-dely regulirovaniya Federal'nogo zakona ot 21 iyulya 2005 g. N 94-FZ «O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» // Pravo i ekonomika. 2009. N 8. // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[5] Zabotina N.N. Pravovaya priroda pravoot-noshenij, voznikayushchih v svyazi s zaklyucheniem kontraktov na postavku tovarov dlya gosudarstven-nyh nuzhd: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / nauch. ruk. P.M. Filippov. Volgograd, 2006. S. 15.

[6] Kikavec V. Razvitie i stanovlenie gosudarst-vennogo zakaza v Rossijskoj Federacii // Pravo i zhizn'. - 2010. -№ 1. -S. 25-32.

[7] Kichik K.V. Gosudarstvennyj (municipal'nyj) zakaz Rossii: pravovye problemy formirovaniya, raz-

meshcheniya i ispolneniya: monografiya. M.: YUs-ticinform, 2012. S. 12.

[8] Tasalov F.A. Kontraktnaya sistema v sfere gosudarstvennyh zakupok Rossii i SSHA: sravni-tel'no-pravovoe issledovanie: monografiya. M.: Prospekt, 2016. S. 12. // SPS «Konsul'tantPIyus».

[9] Torosyan D.S. Grazhdansko-pravovye osnovy regulirovaniya podryadnyh rabot dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / nauch. ruk. L.V. SHCHennikova. Rostov n/D, 2009. S. 9;

[10] Chuprin M.G. Sootnoshenie norm chast-nogo i publichnogo prava kak pravovaya sushchnost' zakonodatel'stva o kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd. «YUrist», 2020, N 6. // SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Yarovoj A.V. Postavka tovarov dlya gosudarstvennyh nuzhd: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / nauch. ruk. L.O. Krasavchikova. Ekaterinburg, 2005. S. 12.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.