Научная статья на тему 'Система юридической ответственности органов публичной власти: постановка проблемы'

Система юридической ответственности органов публичной власти: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2000
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОРГАН ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGAL LIABILITY / PUBLIC AUTHORITY / SYSTEM / GOVERNMENT / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркунин Роман Сергеевич

В рамках статьи исследуется юридическая ответственность властных субъектов и ее роль в современных условиях. Рассматривается соотношение таких понятий, как «государственная власть» и «публичная власть». Приводится классификация органов публичной власти. Анализируются проблемы в сфере ответственности, обосновывается необходимость в создании единой и упорядоченной системы юридической ответственности органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Within the framework of the article the author investigates legal liability of power subjects and its role in the modern world. The article studies correlation of such concepts as “government” and “public authority”. The author provides classification of public authorities, analyzes the problems in the area of responsibility and gives proof of the necessity to create a unified and ordered system of legal liability of public authorities.

Текст научной работы на тему «Система юридической ответственности органов публичной власти: постановка проблемы»

14

Юридическая наука. 2015. № 4

СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

МАРКУНИН Роман Сергеевич

Аннотация. В рамках статьи исследуется юридическая ответственность властных субъектов и ее роль в современных условиях. Рассматривается соотношение таких понятий, как «государственная власть» и «публичная власть». Приводится классификация органов публичной власти. Анализируются проблемы в сфере ответственности, обосновывается необходимость в создании единой и упорядоченной системы юридической ответственности органов публичной власти.

Annotation. Within the framework of the article the author investigates legal liability ofpower subjects and its role in the modern world. The article studies correlation of such concepts as “government” and “public authority ”. The author provides classification of public authorities, analyzes the problems in the area of responsibility and gives proof of the necessity to create a unified and ordered system of legal liability of public authorities.

Ключевые слова: юридическая ответственность, орган публичной власти, система, государственная власть, законодательство.

Keywords: legal liability, public authority, system, government, legislation.

Термин «публичная власть» в советское время использовался как аналог понятия «государственная власть». На современном этапе в связи с введением местного самоуправления как особого вида публичной (негосударственной) деятельности понятие «публичная власть» стало использоваться в более широком значении: и применительно к власти в государстве, и в отношении иных субъектов - институтов, образуемых на региональном уровне и в муниципальных образованиях. В современный период понятие «публичная власть» получило широкое распространение как в учебной и научной литературе, так и в нормативных актах.

Однако в рамках данной статьи более важным вопросом является исследование органов, которые уполномочены осуществлять публичную власть. Публичность органов власти означает, что их деятельность открыта, находится в сфере интересов общества и заключается в решении всевозможных проблем. В постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» отмечается, что публичная власть реализуется посредством не только органов государства, но и «местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти».

В последние годы органы публичной власти передают ряд своих полномочий специально созданным государственным (муниципальным) учреждениям, а также иным организациям и общественным объединениям. К ним могут относиться различные федеральные государственные фонды, государственные корпорации, государственные компании и т.д.

Помимо этого, в Конституции РФ обозначен еще один субъект публичной власти, в ней установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На основании вышеизложенного к органам публичной власти можно отнести народ; государство и его органы; муниципальные образования и органы местного самоуправления; различного рода общественные объединения. При этом у каждого из указанных субъектов имеется своя специфика функций, полномочий и ответственности.

К числу вечных относят вопрос ответственности публичной власти и вместе с ней властных субъектов. На протяжении всей истории многие ученые проводили исследования по нахождению необходимого баланса сочетания мер поощрения и наказания указанных субъектов в целях их эффективного функцио-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

15

нирования и исполнения возложенных на них обязанностей.

В арсенале публичной власти находятся важнейшие ресурсы, такие как право; методы и средства воздействия; подчиненность государственного аппарата, армии, налоговой системы и т.д. В связи с этим вызывает беспокойство наметившееся в последнее время стремление публичной власти к обособлению и усилению, в том числе и в обход действующего законодательства. Подобная ситуация порождает необходимость наличия системы юридической ответственности, которая позволяла бы сдержать деятельность самой публичной власти в рамках закона.

Анализ законодательства свидетельствует о том, что органы публичной власти могут нести ответственность как перед населением, так и перед вышестоящими органами.

Ответственность публичных органов власти перед гражданами вытекает из ст. 53 Конституции РФ, в которой закрепляется возможность возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Ответственность властных субъектов перед иными органами власти можно усмотреть в установленных ограничениях и конкретных мерах ответственности, закрепленных в отраслевом законодательстве. Наличие данных ограничений напрямую зависит от стадии развития гражданского общества, которое может оказывать существенное влияние на законодательный механизм установления юридической ответственности в отношении органов власти1.

Однако действующее на данный момент законодательство практически не содержит какой-либо ответственности субъектов публичной власти в рамках осуществления их деятельности, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Большинство правовых норм в действующем законодательстве носят в большей степени декларативный характер. Многое сводится либо к моральной либо к политической ответственности. При этом осложняет ситуацию в сфере ответственности наличие большого количества иммунитетов властных субъектов.

1 См.: Кушхова Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 21.

В связи с вышеизложенным считаем, что настала необходимость формирования единого, внутренне непротиворечивого механизма юридической ответственности властных субъектов. Важно установить принципы, методы и средства привлечения органов публичной власти к ответственности. На современном этапе требуется введение открытого и прозрачного режима власти, что должно быть наиболее значимым условием контроля и прочих средств прямого и опосредованного влияния на содержание деятельности ее представителей.

В целях создания механизма ответственности вышеназванных субъектов целесообразно выработать эффективную научную концепцию юридической ответственности органов публичной власти. Структура такой концепции должна основываться на системном подходе к ее основным элементам реализации и возможности защиты прав субъектов2.

В философском понимании «система» -это структура взаимосвязанных компонентов любой природы, которая упорядочена по отношениям, владеющим целиком некими свойствами; эта множественность характеризуется единством, выражающимся в интегральных свойствах и функциях множественности3.

Понятие «система» в каждой отрасли познания определяется как некая реально существующая целостная совокупность элементов, которая имеет свою структуру и соединена между собой внутренними связями. Подобные связи обладают способностью наделять внутренней организованностью все элементы какой-либо системы, превращая ее в дифференцированную целостность4. Не является исключением в этом смысле и юридическая ответственность.

С этой позиции систему юридической ответственности можно определить как совокупность правовых норм, обладающих качеством упорядоченности, обеспечивающих относительную самостоятельность и единство этой совокупности, что выражается в их свойствах и функциях. Системный подход к юридической ответственности даст возможность внесе-

2 См.: Филатова А.В. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти // Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / под ред. Н.И. Матузова, О.И. Цы-булевской. Саратов, 2011. С. 419.

3 См.: Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М., 1972. С. 11.

4 См.: Шаганенко В.П. Система права: понятие, сущность, значение // Юридическое образование и наука. 2013. № 4. С. 36-40.

16

Юридическая наука. 2015. № 4

ния необходимых изменений в действующее законодательство и позволит выстроить единый механизм юридической ответственности органов публичной власти.

В ходе анализа юридической ответственности необходимо обозначить и ее позитивный аспект. Позитивная ответственность органов публичной власти реализуется благодаря регулярным отчетам о работе перед избирателями. Особенность этой ответственности властных субъектов состоит в том, что использование средств государственного принуждения не является самоцелью. Ответственность публичных органов в большей степени должна быть ориентирована на позитивную составляющую, которая исходила бы из обязанностей выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов5.

Подводя итог, следует сказать, что выстраиваемая нами система юридической ответственности органов публичной власти должна обладать четкими, с более высоким уровнем конкретизации мерами ответственности субъектов, всех ветвей власти и должностных лиц, так как сегодняшние абстрактные и разрозненные в законодательстве нормы лишь усложняют использование их на практике и тем самым способствуют повышению уровня безответственности и вседозволенности властных субъектов. Необходимо помнить о том, что именно юридическая ответственность публичных органов является одним из средств защиты от произвола, обеспечивает поддержание баланса в системе сдержек и противовесов и гарантирует беспрепятственную реализацию прав и свобод человека и гражданина в современном обществе.

Библиографический список

1. Кушхова, Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009.

2. Тюхтин, В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. - М., 1972.

3. Филатова, А.В. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти // Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / под ред. Н.И. Матузова, О.И. Цы-булевской. - Саратов, 2011.

4. Шаганенко, В.П. Система права: понятие, сущность, значение // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 36-40.

5. Шугрина, Е.С. Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц // Евраз. юрид. журн. - 2013. - № 4 (59). - С. 100-106.

5 См.: Шугрина Е.С. Общая характеристика ответственности органов публичной власти и их должностных лиц // Евраз. юрид. журн. 2013. № 4 (59). С. 100-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.