Научная статья на тему 'Публичная ответственность государственной и муниципальной власти: общетеоретический аспект'

Публичная ответственность государственной и муниципальной власти: общетеоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1067
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ПУБЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PUBLIC AUTHORITY / THE GOVERNMENT / MUNICIPALITIES / PUBLIC RESPONSIBILITY / CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITY / THE MUNICIPAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаповалов Алексей Александрович

В статье рассматриваются проблемы привлечения к публичной ответственности государственных и муниципальных служащих. Автор предлагает комплекс мер, направленных на повышение эффективности государственной и муниципальной власти в современном Российском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of bringing to the public the responsibility of state and municipal employees. The author proposes a set of measures aimed at improving the efficiency of state and municipal authorities in the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «Публичная ответственность государственной и муниципальной власти: общетеоретический аспект»

Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве

27

ПУБЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ШАПОВАЛОВ Алексей Александрович

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы привлечения к публичной ответственности государственных и муниципальных служащих. Автор предлагает комплекс мер, направленных на повышение эффективности государственной и муниципальной власти в современном Российском государстве.

Annotation. The article deals with the problem of bringing to the public the responsibility of state and municipal employees. The author proposes a set of measures aimed at improving the efficiency of state and municipal authorities in the modern Russian state.

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, муниципальная власть, публичная ответственность, конституционная ответственность, муниципально-правовая ответственность.

Key words: public authority, the government, municipalities, public responsibility, constitutional responsibility, the municipal responsibility.

Сегодня в современном Российском государстве вопрос о публичной ответственности государственной и муниципальной власти является весьма важным и дискуссионным. Актуальность проблемы выражается в том, что в Российской Федерации сложилась такая практика, что место депутата или государственного (муниципального) служащего рассматривается как инструмент получения дополнительных властных или материальных ресурсов. В конечном счете обделенными и обманутыми остаются граждане нашего государства.

Проведенное исследование показало, что ответственность должностных лиц перед гражданами прописана только на уровне местного самоуправления, то есть на уровне, наиболее близком к населению. В гл. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 детально прописаны формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в целом. В некоторых конституциях субъектов РФ, как правило, закрепляется обязанность депутатов поддерживать связь с избирателями и отчитываться перед ними о своей деятельности. Так, Конституция Республики Татарстан в ч. 6 ст. 70 устанавливает, что депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия из-

бирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке2.

На федеральном уровне прямая ответственность выборных должностных лиц перед гражданами не предусмотрена.

Таким образом, получается, что ответственность перед гражданами распределяется между тремя уровнями публичной власти неравномерно. Отсутствие контроля приводит к тому, что большинство должностных лиц государственной и муниципальной власти не осознают и не желают осознавать социальную роль публичной власти в обществе. Место депутата или государственного (муниципального) служащего, в частности, рассматривается как инструмент обогащения. В итоге такая политика порождает фактическую безответственность во всей системе публичной власти.

На наш взгляд, для решения обозначенной проблемы нужно сделать следующее:

1. Необходимо разграничить субъектов публичной власти и для каждого из них разработать самостоятельный комплекс мер, направленных на применение соответствующего позитивного или негативного юридического воздействия. В качестве самостоятельных субъектов публичной власти предлагаю выделить: государство (Российскую Федерацию); субъект федерации; федеральный орган государственной власти или орган государственной

1 СЗ РФ. 2003. № 40. 6 окт. Ст. 3822.

2 Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (ред. от 22.06.2012) // Ватаным Татарстан. 2002. № 85-86. 30 апр.

28

Юридическая наука. 2015. № 1

власти субъекта федерации; государственного и муниципального служащего.

2. Создать нормативно-правовую базу, регулирующую политическую ответственность в системе публичной власти. На сегодняшний день она отсутствует.

В Российской Федерации публичная власть представляет собой синтез двух ветвей власти - государственной и муниципальной3. По нашему мнению, необходимо разработать нормативно-правовую базу, регулирующую политическую ответственность как для государственной, так и для муниципальной ветви власти, которая предполагает меры ответственности, выражающиеся в возможности применения положительных санкций, содержащих поощрения, и отрицательных санкций, устанавливающих вид и меру государственного принуждения. Необходимо более детально закрепить основания применения конституционной ответственности в случае выполнения или невыполнения возложенных на государственную власть функций. Важно на законодательном уровне закрепить и предметно обозначить возможность ее применения не только к коллективным субъектам (например, органам государственной власти), но и к государству в целом и его субъектам. Это позволит в рамках конституционно-правовой ответственности на ее основе к субъектам публичной власти применять другие меры юридической ответственности, например, уголовную, административную, дисциплинарную, материальную. Следует отметить, что взаимодействие конституционно-правовой и вышеперечисленных видов ответственности проявляется самым непосредственным образом4. Например, депутат Государственной Думы в случае совершения уголовного преступления может быть лишен неприкосновенности (конституционноправовая ответственность) и подвергнут мерам уголовного наказания, например, штрафу, лишению свободы на определенный срок.

Также необходимо внести изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепить в нем муниципальноправовую ответственность в отношении органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих в случае принятия ими противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих функций.

3. Разработать систему критериев оценки эффективности работы для всех уровней публичной власти. Необходимо создание государственных институтов, способных добиться от государственной и муниципальной власти выполнения установленных для нее требований.

4. Содействовать развитию гражданского общества и создать условия для становления и укрепления разнообразных гражданских институтов, (например, институт электронной демократии), общественных организаций, которые будут вовлечены в созидательные процессы модернизации российского общества - это обеспечит залог доверия между государственной, муниципальной властью и гражданами России.

5. Повысить уровень демократического контроля над деятельностью государственных и муниципальных служащих. Важным показателем демократического развития государства является гражданский контроль над органами государственной и муниципальной власти. Отсутствие устоявшихся основ демократического гражданского контроля создает условия для их политизации, нарушения прав и свобод граждан, коррупции, препятствует развитию демократии. Демократический контроль должен осуществляться над деятельностью государства, субъектов государства, органов государства, должностных лиц.

6. Обеспечить оптимальную реализацию принципа профессионализма при формировании кадрового состава государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. // Ватаным Татарстан. - 2002. - № 85-86.

2. Кушхова, Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2009.

3 Кушхова Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 14.

4 Там же. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.