СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА С КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
р. я. ИВАСЮК,
аспирант кафедры антикризисного управления
E-mail: Romanij@inbox. ru Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского
Статья посвящена анализу взаимодействия малого предпринимательства с различными субъектами экономики, в том числе государством, в зарубежных странах и России. Рассматривается и анализируется роль стандартизации в развитии малого бизнеса, а также ее влияние на взаимодействие малого бизнеса с крупными предприятиями. Анализируются современные системы взаимодействия малых и крупных предприятий.
Ключевые слова: малое предпринимательство, франшиза, субподрядный, кластер.
Малое предпринимательство — это сложный элемент хозяйственного комплекса страны и наименее развитый сектор экономики, в котором, однако, занята значительная часть населения страны. Данные табл. 1 свидетельствуют об увеличении показателя занятости на малых предприятиях от года к году. Сегодня на малых предприятиях занято 18 % работающего населения (это доля без внешних совместителей). На конец 2006 г. количество работающих в малом бизнесе достигло 8,5 млн чел., прирост численности занятых в этой сфере за пять анализируемых лет составил 32 %.
Развитие кризисных явлений оказывает негативное влияние на развитие и становление столь необходимой стране сферы экономики. Как свидетельствуют статистические данные, за время экономического кризиса число малых предприятий в России сократилось на 20,7 %, при этом сокращение рабочих в целом составило лишь 4,7 %.
Экономическая устойчивость малых предприятий в значительной мере зависит от их взаимоотношений с более крупными предприятиями. С уверенностью можно сказать, что сегодня малые предприятия наиболее тесно связаны с крупными финансовыми компаниями (банками) и монопольными производителями. Современной экономи-
ческой среде необходимо такое взаимодействие, так как оно, как показывает зарубежный опыт, содействует развитию предпринимательской среды.
Отношения между крупными и малыми предприятиями на протяжении истории прошли ряд этапов. В условиях отраслевой и предметной специализации малые предприятия часто обслуживали крупные или изготовляли для них какую-либо продукцию, но все их связи проходили через рынок. Крупный бизнес интересовала лишь цена производимой на мелких предприятиях продукции, и если она была ниже, чем себестоимость собственного производства этих товаров, крупные предприятия покупали их. Качество производимой продукции крупные предприятия не интересовало.
Сегодня ситуация изменилась. Крупные предприятия заинтересованы в высоком качестве покупаемой продукции — им не безразлично, как производятся те или иные детали или узлы, на каком оборудовании и из какого сырья. А это предполагает совсем другие отношения между крупными и малыми предприятиями, сотрудничающими друг с другом, чем просто рыночные связи [3].
В развитых странах (табл. 2), где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социально-экономического роста, постепенно происходит процесс активного взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономикой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном развитии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий [1].
Таблица 2
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в 2003—2008 гг. [3]
Показатель Период
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число малых предприятий на конец года, тыс. 893,0 953,1 979,3 1 032,8 1 137,4 1 347,7
Число малых предприятий в расчете на 10 000 чел. населения 62 66 69 73 80 95
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел. 7 458,9 7 815,1 8 045,2 8 582,8 9 239,2 10 436,9
Средняя численность внешних совместителей, тыс. чел. 546,9 608,6 630,4 656,5 640,2 690,5
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. чел. 249 243,5 258,1 229,3 277,9 284,7
Оборот малых предприятий, млрд руб. 9 612,6 12 099,2 15 468,9 18 727,6
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 67,3 99,2 120,5 171,3 259,1 472,3
Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
Страны Количество малых и средних предприятий, тыс. Количество малых и средних предприятий на 1 000 жителей Занято на малых и средних предприятиях, млн чел. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, % Доля малых и средних предприятий в ВВП, %, оценочно
Великобритания 2 630 46 13,6 49 50—53
Германия 2 290 37 18,5 46 50—52
Италия 3 920 68 16,8 73 57—60
Франция 1 980 35 15,2 54 55—62
Страны ЕС 15 770 45 68 72 63—67
США 19 300 74,2 70,2 54 50—52
Япония 6 450 49,6 39,5 78 52—55
Россия 843 5,8 7 12 9—10
Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяют свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании [1].
В табл. 3 приведены примеры взаимодействия крупного бизнеса и государства со сферой малого и среднего бизнеса.
Немаловажную роль во взаимодействии различных экономических групп играют механизмы или формы данного взаимодействия. В мировой экономической практике выделяют несколько таких механизмов. Они обеспечивают сотрудничество и взаимодополняемость предприятий, при которых сохраняется баланс экономических интересов малых
Таблица 3
Взаимодействие малых предприятий с государством и крупным бизнесом в зарубежных странах
Страна Особенности взаимодействия предпринимательских структур
Япония Малые предприятия работают в основном как субподрядные организации крупных корпораций. В случае несостоятельности основного предприятия сеть малых предприятий, взаимодействующих с крупным, не пострадает, т. к. существуют страховые фонды защиты от «цепных банкротств». Достаточно сильно развита система взаимного кредитования малых предприятий. Объединения: — кейретсу — состоят из банков различного профиля, страховой компании, добывающих компаний, производственных фирм и торговых сетей, фирм химической и топливной промышленности; — санчи — группа фирм, занятых в одной смежной отрасли. Объединение ориентировано именно на малый бизнес. Члены санчи могут сотрудничать или распределять между собой разные стадии процесса, что дает им конкурентные преимущества, которых у них не было по отдельности; — кудокумиаи — добровольные объединения, предоставляющие своим членам финансовую и юридическую помощь и направляющие потенциальных клиентов друг другу; — шита-юки гиеша — сложный механизм субподрядных отношений. Возникает, когда большое количество малых предприятий зависит от одной крупной компании или ориентировано на нее
Страна Особенности взаимодействия предпринимательских структур
КНР Большое значение придается установлению кооперационных связей малых предприятий с крупными, созданию сети научно-технического и информационного обслуживания малого бизнеса, его подключению к электронной торговле. Малым предприятиям, профиль которых соответствует приоритетам государственной производственной политике, предусмотрены: — заметное расширение кредитно-залоговой поддержки (на сегодня трудности с получением кредитов испытывает большинство малых предприятий); — либерализация каналов привлечения общественных средств (включая эмиссию облигаций); — снижение бремени местных неналоговых сборов, а в ряде случаев — и определенные налоговые льготы (прежде всего — предприятиям, создаваемым уволенными из госсектора работниками); — поощрение участия иностранных предпринимателей в создании малых предприятий; — введение упрощенной системы регистрации; — создание отлаженного механизма банкротства и рынка, имущественных прав малых предприятий. Кредитный гарантийный фонд обеспечивает гарантированное кредитование предприятий — членов фонда. Средства не могут быть использованы непосредственно в финансовых сделках. Малые и средние предприятия, которые имеют хороший кредит, хорошо продаваемую продукцию и блестящее будущее и которые соответствуют требованиям заемщика, согласно условию фонда могут быть предприятиями — членами гарантийного фонда после предоставления и принятия заявки
Республика Корея Создана корейская федерация малого и среднего бизнеса (КФМБ) — неправительственная организация, оказывающая содействие малым и средним предприятиям. Представляет интересы более 2,8 млн корейских предприятий. В составе КФМБ — 14 отраслевых департаментов, на местах создано 12 региональных отделений, штат федерации насчитывает 300 чел. При КФМБ действуют более 700 кооперативов. Федерации принадлежат Корейский институт малого бизнеса, учебный центр, выставочный комплекс, где представлена продукция предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках КФМБ создан фонд взаимопомощи, осуществляется специальная программа содействия развитию оптовой торговли. Основными целями КФМБ являются защита прав и интересов предпринимателей, проведение научных исследований, подготовка рекомендаций правительству по вопросам, связанным с деятельностью малых и средних компаний. Создан государственный орган, занимающийся выработкой государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, подготовкой законодательной базы, регулирующей отношения в этой сфере деятельности, — Администрация малого и среднего бизнеса (АМСБ). Она отвечает за реализацию государственной политики в области малого и среднего бизнеса, готовит рекомендации президенту по преодолению существующих проблем и т. д. Корея осуществляет финансовую и правовую поддержку малым и средним предприятиям в рамках программ модернизации оборудования, координации усилий малых и средних предприятий по созданию конкурентоспособной промышленной продукции, а в ряде случаев обязует крупные промышленные предприятия и компании передавать морально (но не физически) устаревшее оборудование для его последующего использования на малых и средних предприятиях. Правительством Кореи разработана программа льготного налогообложения малых и средних предприятий, предусматривающая помимо снижения налогов на производимую ими продукцию и аренду производственных помещений предоставление льготных долгосрочных банковских кредитов
Страны Евросоюза Крупные предприятия привлекают мелкие и средние в основном как а) субпоставщиков и субподрядчиков различных уровней; б) провайдеров специализированных услуг (ремонт, наладка, информатика, дизайн, маркетинг, консультирование, обслуживание социальной сферы и т. д.); в) пилотных предприятий по доводке новой техники. При этом их отношения остаются, как правило, договорными, а не акционерными. В Евросоюзе принят обязательный для всех членов объединения (а теперь и кандидатов) Регламент прямого действия, устанавливающий рамки государственного содействия малым и средним предприятиям. Создаются региональные центры поддержки малого бизнеса. Центральные и региональные органы власти заинтересованы в повышении занятости населения и росте поступлений налогов от малого бизнеса, а крупные компании — в наиболее полном использовании потенциальных возможностей малых предприятий для решения своих корпоративных задач. Органы власти участвуют в создании центров через различные фонды поддержки малого бизнеса, которые они финансируют. Одновременно используются формы финансовой поддержки центров через налогообложение и субсидии. Крупные компании берут на себя часть затрат центров, помогают в организационной работе и т. д. Партнерами малых предприятий могут быть не только крупные компании производственного профиля. Ими могут стать, например, высшие учебные заведения. В этом случае решаются две важные задачи: во-первых, появляется возможность осуществлять на коммерческой основе профессиональную переподготовку специалистов или повышение их квалификации; во-вторых, эффективно использовать потенциал вузов.
и крупных предприятий. При этом рентабельность деятельности при сотрудничестве должна быть значительно выше, чем рентабельность отдельно работающих предприятий.
Наиболее популярным механизмом взаимодействия малых и крупных предприятий является франчайзинг (рис. 1).
В российском законодательстве аналогом франчайзинга является коммерческая концессия, которая регулируется Гражданским кодексом РФ. Исследования показали, что при данном механизме взаимодействия малые предприятия получают преимущества:
• возможность начать предпринимательскую деятельность, используя известный бренд, и не тратить средств на продвижение своих товаров, работ или услуг на рынке;
• поддержку от франчайзера в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и обучения менеджеров;
• поддержку в финансовых ресурсах, оборудовании, сырье и материалах для производства конечного продукта, выраженную в пониженном проценте по займам; стоимость приобретаемого оборудования — по ценам ниже рыночных и т. п.;
• экономию на расходах по ведению бухгалтерского учета и коммерческих расчетов, так как данную функцию чаще всего выполняет франчайзер;
• снижение рисков деятельности — бренд раскручен, что способствует привлечению клиентов на первых порах деятельности. Определенные выгоды получают и крупные
предприятия — франчайзеры:
• предприятие расширяет свое влияние не только в производственной, но и в рыночной сфере, привлекая дополнительные финансовые ресурсы малого предприятия и инвестируя собственные средства в развитие малого предприятия;
• снижается риск освоения новых рынков сбыта, так как малые предприятия несут полную ответственность за свою деятельность.
Вторым по популярности механизмом взаимодействия крупного и малого бизнеса являются контрагентские поставки и работы (рис. 2). При этом крупное пред-
приятие может заключить контракт либо на производство готового изделия без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях контрагентских поставок и услуг может осуществляться также работа малых предприятий на давальческом сырье (своего рода толлинг) и реализация продукции крупного предприятия [2].
Существование данной схемы взаимодействия малого и крупного бизнеса позволяет повысить качество продукции, производимой малыми предприятиями. При этом крупным предприятиям есть из кого выбирать, и это способствует здоровой конкуренции в сфере малого бизнеса. Данная схема взаимодействия, как и франчайзинг, имеет свои положительные и отрицательные моменты для малых и крупных предприятий.
Получая постоянные заказы, малое предприятие имеет более устойчивое положение на рынке. Работая с постоянными заказчиками, малое предприятие не зависит от уровня спроса и предложения на рынке своей сферы, равномерно загружая оборудование и рационально используя трудовые ресурсы. В случае долгосрочного сотрудничества крупные предприятия помогают в приобретении оборудования, поставляют сырье, способствуют внедрению новых технологий.
Механизм контрагентских поставок и работ малые предприятия применяют для организации собственного производства. в этом случае малые предприятия самостоятельно производят только узлы, несущие в себе ключевые новшества, и осуществляют финишную сборку. все остальные агрегаты и детали
Крупное (развитое) предприятие (франчайзер)
Право на определенный вид деятельности
ДОГОВОР ФРАНШИЗЫ < =
Соблюдение условий использования лицензии, вознаграждение, контроль
Малое предприятие (франчайзи)
Рис. 1. Механизм отношений в системе франчайзинга
Крупное (развитое) предприятие (контрактор)
Заказ на разработку или изготовление определенной продукции
СУБПОДРЯДНЫЙ ДОГОВОР
Соблюдение требований заказчика, технологических норм, ГОСТа
Малое предприятие (субконтрактор)
Рис. 2. Механизм отношений в системе контрагентских поставок и работ
7х"
49
производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средств на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона. Вновь созданные малые и средние предприятия хорошо ориентируются на рынке и моментально занимают свободные рыночные ниши [2].
Необходимой составляющей рынка контрагентских поставок и работ является специализированный центр — место помощи взаимодействию предприятий в определенной или разных отраслях производства. В зависимости от условий возможна следующая классификация специализированных центров [2]: межрегиональный, региональный (областной, краевой) и локальный (районный, отраслевой).
На рис. 3 показана примерная схема работы специализированных центров. В нашей стране чаще всего таковыми являются торгово-промышленные палаты субъектов РФ.
Важным в системе взаимодействия малых и крупных предприятий является принцип кластерного взаимодействия. Кластер — это объединение связанных экономическими особенностями деятельности и близко расположенных предприятий смежной отрасли, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это объединения крупных развитых предприятий с множеством средних и малых создателей технологий, а также связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного вида продукции и услуг (рис. 4).
Кооперация предприятий, удовлетворяющих потребности друг друга
Рис. 3. Система работы специализированных центров
Отличительными признаками кластерного
взаимодействия являются:
• наличие центра, вокруг которого концентрируются менее крупные предприятия;
• наличие территориальной концентрации основной массы хозяйствующих субъектов;
• наличие устойчивых хозяйственных связей предприятий, входящих в одну кластерную систему;
• наличие долгосрочного взаимодействия участников кластерной системы в рамках одной производственной программы.
Среди многообразия современных кластерных
систем можно выделить несколько четко выраженных систем кластерного взаимодействия:
• территориальная — построение кластеров четко связано с определенной географической территорией;
• одноуровневая — несколько отраслей/секторов могут входить на равных правах в более крупный кластер;
• вертикальная — кластеры с иерархической связью смежных этапов производственного или инновационного процесса;
• разносторонняя — объединение в кластер разных секторов одной отрасли;
• технологическая — объединение производств, связанных одной и той же технологией;
Рис. 4. Система кластерного взаимодействия предприятий
Кюстстшое ойьсДинонш?
Сфера ус. луг
Кластерное объединение
• централизованная — объединение предприятий, сосредоточенных вокруг одного крупного предприятия;
• качественная — объединение организаций, совершенствующих ассоциацию во всех сферах взаимодействия.
Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения, что существенно отличает кластер от картеля или финансово-промышленной группы. Кластер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в т. ч. вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера [1].
После проведения кластерного анализа взаимодействия предприятий можно обратиться к дискриминантному анализу, который на основе различных характеристик деятельности малого предприятии позволит классифицировать их и отнести к наиболее подходящей группе взаимодействия малых предприятий на основе выявленной статистической однородности основных характеристик.
Дискриминантный анализ — статистический метод, используемый для прогнозирования вероятности какого-либо события. Относится к методам классификации с обучением. Используется для классификации экономических объектов в раз-
личающиеся между собой группы на основе некоторых характеристик. Основная идея данного подхода группировки взаимодействия предприятий заключается в выборе одного или нескольких критериев деятельности предприятия, используемых большинством предприятий, и возможность последующей их максимизации при взаимодействии двух или более предприятий, т. е. появляется возможность получить прогноз изменения показателей деятельности предприятия.
Данная система более тесна и подразумевает сотрудничество небольшого количества предприятий в рамках кластерного или иного взаимодействия.
Важным элементом отношений малого бизнеса с другими субъектами экономики является стандартизация. Эффективность использования финансовых, трудовых, материальных, природных и других ресурсов позволяет поставлять на мировой рынок многообразие видов продукции и услуг. Чтобы они были востребованы, необходима соответствующая организация производства на основе единых международных стандартов, инструментов, механизмов, процедур и форматов деятельности. Овладение и применение соответствующих инструментов деятельности позволяет повысить конкурентоспособность производственного процесса, продукции и услуг, а также предприятия в целом.
Стандартизация поддерживает производство цифровой техники, процедуры контроля качества, предоставление информации о продукции и осуществление финансовых сделок, формирующих основу сотрудничества и торговли, не ограниченных месторасположением предприятия. Такая регламентация дополняется стандартами по надлежащей практике управления [5].
Кроме того, существуют стандарты на продукцию, которые увеличивают ценность возрастающего числа услуг, предоставляемых малыми предприятиями. Для них разработаны специальные системы менеджмента и стандарты по оценке соответствия, которые помогают им найти надежных поставщиков и партнеров по бизнесу, удовлетворить требования регламентов или получить право участия в тендере на поставки [5].
7х"
51
Таблица 4
Характеристика деятельности зарубежных стран в области стандартизации
Страна Наименование органа, регулирующего вопросы стандартизации Деятельность в сфере стандартизации для малого бизнеса
Великобритания Британский институт стандартизации Разработана специальная программа, которая обеспечила взаимодействие малых предприятий с посредниками, призванными оказывать поддержку малому бизнесу в области стандартизации
Япония Японский комитет промышленных стандартов Правительство распространяет информацию через Интернет в поддержку развития деятельности в области стандартизации. Комитет консультирует малые предприятия, которые считают, что их собственная продукция может быть разработана по международным стандартам
США Американский институт национальных стандартов В институт входят 67 % представителей малого бизнеса, которые участвуют в разработке стандартов
Франция Французская ассоциация стандартизации Вовлекает малые и средние предприятия в работу по национальной и международной стандартизации, особенно в качестве представителей «зеркальных» технических комитетов по стандартизации
Германия Немецкий институт нормирования Внедрил системы управления качеством. Одна из главных задач — улучшение снабжения предприятий малого и среднего бизнеса информацией о стандартизации
Источник: данные из доклада «Стандарты: большие преимуще
Примерами таких стандартов являются:
• ISO 9001:2000 «Система управления качеством». Требования, которые (по данным ИСО1) были использованы в 163 странах при проведении около 800 тыс. сертификаций, многие из которых затронули предприятия малого и среднего бизнеса;
• ISO 17025:2005 «Общие требования для аккредитации испытательных лабораторий», которые (по данным ИСО) были использованы при аккредитации более 40 тыс. лабораторий, созданных на базе предприятия малого бизнеса и обслуживающих главным образом их;
• ISO 17050:2005 «Оценка соответствия. Декларация поставщика о соответствии». Этот стандарт также нашел широкое применение у малых предприятий — поставщиков продукции.
За рубежом стандартизации уделяется большое внимание (табл. 4). В нашей стране также разрабатываются нормы, регулирующие вопросы стандартизации в различных областях деятельности [4]. Примером является принятие нормативно-правовых актов в этой области, но распространение данных норм имеет незначительное влияние на сферу малого бизнеса, что порождает низкое качество продукции и столь же низкую конкурентоспособность на мировом рынке. При этом происходит вытеснение национальной продукции с внутреннего рынка.
Проведенный анализ взаимодействия малого бизнеса с другими субъектами экономики показал, что единой системы этих отношений на сегодня не
1 ИСО — Международная организация по стандартизации.
за для малого бизнеса на научно-практической конференции.
существует. В разных странах поддержка со стороны государства и виды сотрудничества различны и характеризуются разными особенностями. Это обусловлено различным состоянием сферы экономики, производства, территориально-географическим расположением государства. Но мировой опыт показывает, что без сотрудничества малых и крупных предприятий укрепить экономику и наладить национальное производство невозможно. Немаловажно развивать и международное сотрудничество. Необходим поиск новых резервов для успешного развития малого бизнеса. Значительная часть этих возможностей находится в сфере создания условий для органичного сотрудничества и кооперации малого, среднего и крупного бизнеса в интересах всех участников и общества в целом.
Список литературы
1. Аналитика малого предпринимательства. Зарубежный опыт. Малое предпринимательство в системе кластеров. URL: http://www. giac. ru.
2. Взаимодействие малого и крупного бизнеса: инф. -аналит. сборник / ред. группа: В. Ш. Каганов (руководитель), В. П. Ващенко, Е. В. Боброва, В. Ю. Заведеева. М.: ИПИ, 2004.
3. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление / под. ред. А. Д. Шеремета. М., 2009.
4. Национальные стандарты открывают бизнесу новые возможности развития. URL: http://www. bishelp. ru.
5. Пугачев С. В. Стандарты: большие преимущества для малого бизнеса. URL: http://www. all-sertification. ru.