Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2
Экономика
УДК 332.1
Система высшего образования: территориальный аспект понятия
Болгова Е.В.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и логистики на транспорте Самарского государственного университета путей сообщения
Анализируются условия предопределяющие необходимость расширить содержание понятие «система высшего образования». Систематизируются дефиниции понятия «высшее образование» и обосновывается территориальный подход к определению сущности высшего образования. Дифференцированы отраслевой и территориальный аспекты высшего образования как подсистемы образования и региональной подсистемы. Расширено содержание понятия «система высшего образования» за счет ее представления частью регионального хозяйства с выраженным экономическим предназначением в региональном развитии.
Ключевые слова: дефиниции; высшее образование; регион; технология; фактор развития.
Инновационный сценарий, связанный с ростом технологического потенциала и развитием его мно-гоукладности, формирует современные условия развития РФ. В таких условиях стране важно иметь не только разнообразные инновационные технологии и фирмы, производящие инновационную продукцию, но и территории, способные локализовать эти технологии и фирмы. В территориальном разделении труда выигрывают те регионы, которые успеют создать мощный и многоукладный технологический потенциал: быстро разработать, освоить и распространить в своем экономическом пространстве разнообразные передовые технологии.
Рост и развитие многоукладности технологического потенциала закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в идее многополярного развития территории страны и увеличения разнообразия пространственной конфигурации [1]. Так, регионы, способные быстро создавать передовые технологии, становятся центрами инновационного развития; регионы, способные быстро освоить и распространить у себя передовые технологии, - зонами опережающего развития. Приоритетами для регионов - центров инновационного развития является создание передовой индустрии и сетевой экономики; для регионов - зон опережающего развития - технологическая модернизация
исторически сложившихся промышленных отраслей. Для тех и других регионов неизбежна смена организационных форм взаимодействия предприятий и пространственная трансформация.
Многоукладность технологического потенциала создает новые возможности регионального развития, стимулирует создание и распространение в регионе широкого спектра процессных и продуктовых инноваций, придает сценарию регионального развития инновационные характеристики. Однако технологический потенциал такого качества может быть создан и реализован только за счет интеллектуального потенциала - главного компонента любого вида технологии, без которого невозможно соединение природных и/или наследуемых факторов производства, организация новых форм хозяйственного взаимодействия.
Территориальный аспект понятия «система высшего образования (ВО)» предопредели классики «индустриализма» - течения в экономической науке, которое увязало воедино фактор образования и технологический фактор в экономическом развитии. Они считали, что инновационная практика существует множество столетий, исторически инновационный тип развития осуществлялся в несколько стадий, каждая из которых представляет собой этап индустриализма с конкретной базовой технологи-
11
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2
Экономика
ей и собственными чертами способа производства. Индустриальный способ предполагал использование энергоемких и капиталоемких технологий; основной сектор в структуре ВВП - трансформационный (промышленность); природные исчерпаемые источники энергии (вода, пар, электричество, атом) и материалов; машинный тип организации производства (механизированный, автоматизированный, позднее - роботизированный) [2]. Новый (нео-) индустриализм: «высокие», экологически чистые, ресурсосберегающие технологии (микроэлектроника, нанотехнология, биотехнология, космическая); сбалансированность в структуре ВВП трансформационного и трансакционного секторов; альтернативные источники энергии (солнечная, водородная энергетика, переработка отходов); гибкие типы организации взаимодействия [3-5]. Постиндустриальный способ: информационные технологии; основной сектор в структуре ВВП - трансакционный (услуги); неисчерпаемые ресурсы - информация; сетевой тип организации технологического взаимодействия [6; 7]. Супериндустриальный способ: стремительное изменение общественного уклада вследствие беспрецедентного развития технологий [8].
Технология как способ наиболее совершенного соединения факторов производства определяет успех последующего этапа относительно предыдущего. Однако разграничение индустриальных этапов носит умозрительный характер. На практике же переход к последующей стадии индустриализма не вытесняет полностью предшествующую форму, а отводит ее на второстепенные позиции, что неизбежно приводит к смешению различных стадий индустриального развития и технологической много-укладности - одновременному существованию в экономике региона различных видов базовых технологий:
- высоких промышленных технологий (способ соединения интеллекта с природными факторами производства) - ключевого ресурса индустриальной компоненты прогресса;
- информационных технологий (способ соединения интеллекта с наследуемыми факторами производства) - ключевого ресурса постиндустриальной компоненты прогресса;
- организационно-управленческих технологий (способ соединения интеллекта с наследуемыми формами хозяйственного взаимодействия) - ключевого ресурса неоиндустриальной компоненты прогресса.
Возможности высшего образования обеспечивать инновационный сценарий регионального развития, основанный на технологической составляющей, и определяет территориальный аспект понятия «система ВО».
В научной литературе и нормативных источниках понятие «система ВО» представлено в обширном
круге дефиниций образования: «сфера образования», «образовательный потенциал», «образовательные ресурсы», «образовательный комплекс», «образовательные учреждения (организации)», «система образования», «система формального образования». Встречаются также: «образовательный фактор», «интеллектуальный бизнес», «индустрия знаний».
Если исходить из того, что образование - это процесс обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, навыков и умений их применять (компетенций), необходимых для удовлетворения потребностей человека [9], то систематизировать значения приведенных дефиниций логично по субъектному признаку, выбрав критерием систематизации экономических агентов, в ходе своей деятельности производящих либо присваивающих образовательный результат.
Первую группу составляют понятия, выделяющие в качестве признака субъект, который присваивает и пользуется результатами образования. В нее входит, прежде всего, «образовательный потенциал», представляющий собой совокупность возможностей в виде накопленных знаний и условий их реализации. При этом предполагается, что совокупность возможностей, формируемых накопленными знаниями, может аккумулироваться различными агентами, которые и становятся носителями и собственниками образовательного потенциала: населением, предприятием, региональной и национальной экономикой. Соответственно, образовательный потенциал конкретизируется в виде «образовательного потенциала населения», «образовательного потенциала предприятия», «образовательного потенциала региона», «образовательного потенциала экономики». Наиболее близким по содержанию к образовательному потенциалу является понятие «образовательные ресурсы» как совокупность знаний, навыков и способностей, использование которых приводит к увеличению доходов индивидов, росту прибыли фирм и обеспечению экономического развития территории. Именно в значении «потенциала» или «ресурса» образованию присваиваются экономические функции быть производительной силой и формировать экономический результат, для обозначения чего используются дефиниции «образовательный фактор» или «фактор образования».
Другая группа определений выделяет производителя образовательных результатов и субъектов, участвующих в обращении результатов образовательной деятельности.«Образовательный комплекс», «образовательные организации», «организации, осуществляющие образовательную деятельность» -несколько отличающиеся по компонентному составу индивидуализированные участники деятельности по производству образовательного результата. Не наполненными четким экономическим содержанием, но имеющими смысл, который указывает
12
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2
Экономика
на производителя образовательных результатов, являются «индустрия знаний» и «интеллектуальный бизнес». Вспомогательные и обеспечивающие процессы в этом производстве выполняет т.н. «образовательная инфраструктура» - информационные организации; органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных организаций; поставщики, обеспечивающие образовательные организации необходимыми материальными и денежными ресурсами; коммерчески специализированные субъекты образовательной инфраструктуры - инновационно-технологические центры, технопарки, университетские подразделения научно-технологического трансфера.
В третью, наиболее емкую по числу субъектов группу попадает понятие «сфера образования» как система отношений, регулируемых рынком образовательных услуг и научно-образовательной продукции с помощью ценовых сигналов. Она охватывает в качестве участников всех субъектов, вовлеченных в отношения по поводу производства, распределения и потребления результатов образовательной деятельности: органы государственной власти и местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся, родителей, работодателей и их объединения.
К этой группе принадлежат понятия «система образования», «система формального образования», а также статистический атрибут «Образование» как вид экономической деятельности. По существу, эти дефиниции характеризуют сферу образования как набор взаимодействующих элементов, предназначение которого состоит в том, чтобы посредством генерации и трансляции знаний производить базовый ресурс современного развития - интеллектуальный потенциал. «Система» здесь указывает, во-первых, на четкость в представлении целей функционирования, во-вторых, на значимость содержательных и организационных характеристик сферы образования.
Именно в смысле целенаправленного и организационно оформленного набора взаимодействующих элементов понятие «система образования» используется в нормативных источниках, регулирующих деятельность в сфере образования в РФ. Так, в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» целью создания системы образования установлена реализация права на образование, а элементами в ее структуре определены все элементы «сферы образования» в совокупности с организующим фактором - образовательными стандартами, тре-
бованиями, программами различного вида, уровня и направленности.
В аналитических целях подсистемы в составе системы образования выделяют по территориальному признаку («глобальная система образования», «национальная система образования») и по содержанию образования («система общего образования», «система дополнительного образования», «система профессионального образования»).
Понятие «система ВО» используется как синоним понятия «высшее образование», а не как самостоятельный термин. Считается, что система ВО - это: а) верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего профессионального образования, завершающая стадия процесса обучения; b) совокупность знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работы по конкретной профессии или специальности; с) уровневая структура получения высшего образования в составе бакалавриата (первого уровня), специалитета/ магистратуры (второго уровня) и аспирантуры (третьего уровня).
Представляется, что отсутствие системных характеристик не позволяет считать понятие «высшее образование» тождественным понятию «система ВО», поскольку система является набором элементов, взаимодействующих для достижения общих целей, обладает определенными содержательными и организационными характеристиками. В таком смысле систему ВО следует включать в последнюю группу понятий и определять дифференцированно как подсистему образования (отраслевой аспект) и региональную подсистему (территориальный аспект) (рис. 1).
Как подсистема образования - часть системы профессионального образования, ориентированная на наращивание объема знаний населения, навыков и умений их применять посредством реализации образовательных программ бакалавриата, специа-литета, магистратуры и программ подготовки научно-педагогических кадров. Экономическое предназначение системы ВО как подсистемы образования сводится к росту доходов населения и прибыли работодателей, а структура включает стандарты, тре-
подсистема образования — часть системы профессионального образования, ориентированная на наращивание объема знаний, навыков и умений их применять, посредством реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и программ подготовки научно-педагогических кадров, экономическое предназначение которой сводится к росту доходов населения и прибыли работодателей
региональная подсистема часть регионального хозяйства, ориентированная на задачи регионального развития, экономическое пред назначение которой заключается в обеспечении роста результатов региональной экономики, ключевым элементом в структуре является «региональная вузовская сеть», которая, исходя из собственных возможностей, способна обеспечивать достижение приоритетов регионального развития
Рис. 1. Отраслевой и территориальный аспект понятия «система ВО»
13
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2
Экономика
бования и программы ВО; вузы как организации, осуществляющие образовательную деятельность; научные организации, которые вправе реализовывать программы магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров; профессорско-преподавательский состав; обучающихся и их родителей; органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы исполнительной власти субъектов РФ, причастные к управлению в сфере образования; организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и оценку качества ВО; работодателей и их объединения.
Как региональная подсистема - часть хозяйственного комплекса региона, ориентированная на задачи регионального развития. Ее экономическое предназначение заключается в обеспечении роста результатов региональной экономики, а ключевым элементом в структуре является «региональная вузовская сеть», которая, исходя из собственных возможностей, способна обеспечивать достижение приоритетов регионального развития.
Конкретные функции системы ВО определяются актуальными приоритетами регионального развития, которые в стратегиях социально-экономического развития различных типов российских регионов сводятся:
а) к экономическому развитию за счет создания передовой индустрии и сетевой экономики, инновационной модернизации исторически сложившихся промышленных отраслей;
б) к пространственному развитию на основе прогрессивных пространственных форм организации хозяйственного взаимодействия.
В современных - пространственно-экономических - приоритетах регионального развития функциональность системы ВО ориентирована на создание и быстрое распространение передовых технологий в отраслях рыночной специализации региона и современных пространственных форм организации взаимодействия предприятий.
Функциональность системы ВО реализует ее экономическое предназначение как региональной
подсистемы. Ее предназначение как подсистемы образования реализуется продуктивностью, оцениваемой интеллектуальным потенциалом, формируемым в процессе генерации и трансляции знаний или, на более низком уровне абстракции, количеством научно-образовательного продукта региональной вузовской сети. Дифференциация продуктивности и функциональности системы ВО носит иерархический характер и выражает причинно-следственную связь продукта научно-образовательной деятельности вузовской сети региона и пространственно-экономических результатов регионального развития.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 47. - Ст. 5489. - URL: http://base.garant. ru/194365.
2. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2000. - 398 с.
3. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. - 2009. -№ 1. - С. 3-18.
4. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. - М.: ЭКСМО, 2008. - 1197 с.
5. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 539 с.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ., под. ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 2004. - 783 с.
7. Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // МЭМО. -2000. - № 3. - С. 3-23.
8. Тоффлер.Э. Шок будущего: пер. с англ. - М.: АСТ, 2008. - 557 с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://минобрнауки.рф. http://www. rg.ru/2014/05/14/standart-dok.html
The System of Higher Education: Territorial Aspect
E.V. Bolgova
Samara State University of Railways
The paper dwells upon the conditions, predetermining the necessity to extend the notion of “the system of higher education ” and substantiates the territorial approach to the definition of “higher education ”. The author differentiates the branch and territorial aspects of higher education as a subsystem of education and regional subsystem. The notion of “higher educational” is extended due to its presentation as part of regional economy with a significant economic intention in regional development.
Key words: definitions, higher education, region, technology, factor of development.
14