Научная статья на тему 'Система высшего образования: проблемы социального контроля'

Система высшего образования: проблемы социального контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Т.С.

В статье анализируются проблемы системы высшего образования в контексте социального контроля. На основе обобщения знаний, изложенных в научной литературе, и результатов конкретного социологического исследования предлагаются новые теоретические положения социального контроля высшего образования и практические рекомендации по их реализации в социальной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования: проблемы социального контроля»

Т.С. Демченко,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики Российского государственного социального

университета T.S. Demchenko,

candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of human resource management and personnel policy Russian state social university

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

System of the higher education: problems of social control

Аннотация. в статье анализируются проблемы системы высшего образования в контексте социального контроля. На основе обобщения знаний, изложенных в научной литературе, и результатов конкретного социологического исследования предлагаются новые теоретические положения социального контроля высшего образования и практические рекомендации по их реализации в социальной практике.

Abstract. In article problems of system of the higher education in a context of social control are analyzed. On the basis of generalization of the knowledge stated in scientific literature, and results of concrete sociological research new theoretical provisions of social control of the higher education and practical recommendations about their realization in social practice are offered.

Ключевые слова: высшее образование, социальный контроль, система высшего образования, проблемы высшего образования.

Keywords: the higher education, social control, system of the higher education, problem of the higher education.

В условиях социально-экономических изменений, глобализации общественных отношений актуальным становится качество обучения личности в системе высшего образования, обеспечивающее в стратегическом будущем повышенный уровень развития человеческого капитала.

Институт высшего образования обеспечивает повышенный уровень качества жизнедеятельности, развитую жизнеспособность общества. Поэтому государство в процессе реформирования основных социальных институтов общества часть основных ресурсов сосредоточивает на образовании - основном показателе потенциала прогрессивного развития страны.

Результаты анализа научных источников [3,4,5,7,10,11] по проблемам высшего образования показали, что в современной науке отсутствует общая концепция социального контроля над высшим образованием. Так, в условиях демократического общества «высшее образование» следует определять как систему формирования и развития у обучаемых знаний, умений и навыков в процессе обучения в специальных учебных заведениях различного типа под контролем формальных и неформальных институтов и организаций, обеспечивающих эффективную подготовку кадров для всех сфер общества.

Современная практика показывает, что для своевременного и полного удовлетворения растущих потребностей общества в высшем образовании необходимо изменение государственной образовательной политики.

Практика рыночной экономики свидетельствует, что государственные вузы с традиционной технологией обучения уже не могут, как раньше в советское время, обеспечить подготовку достаточного количества высоко подготовленных трудовых ресурсов, необходимых для инновационного и полноценного развития государства. В этой связи в начале 90-х гг. прошлого века в России появились негосударственные вузы (частные, платные), которые успешно включены в систему современного высшего образования. Это привело к значительному увеличению общего числа вузов. Кроме того, в условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования государственные вузы также стали реализовать платные образовательные услуги. Абитуриент, как будущий потребитель образовательных услуг, сам выбирает высшее учебное заведение, что обусловило становление рынка образовательных услуг. Выбор студента зависит от оценки содержания предлагаемых ему услуг и качества высшего образования. В этой связи выбор абитуриента является основным условием выживания высшего учебного заведения как государственного, так и негосударственного. Таким образом, эта форма неформального социального контроля наиболее действенна в мотивации вуза на предоставление качественных образовательных услуг.

Содержательный анализ научных источников показал, что, несмотря на постоянную модернизацию высшей школы в рассматриваемом институте существуют проблемы, не позволяющие в полном объеме обеспечить подготовку кадров для инновационной экономики России. Многие из них очевидны. Например, низкий уровень эффективного регулярного социального диалога между высшей школой и сферой труда. Участие работодателей в процессе подготовки кадров закреплено на законодательном уровне. В нормативных правовых актах Российской Федерации указано, что качество подготовки обучающихся обеспечивается основными образовательными программами. В этой связи, в процессе их разработки вузы, как правило, привлекают работодателей в качестве внешних экспертов. Однако, как свидетельствует социальная практика, лишь немногие вузы выполняют данные нормативные требования.

Другая проблема - незначительный приток молодых специалистов в профессиональную сферу высшего образования. Анализ научной литературы и статистических данных показал, что необходимо мотивировать молодых специалистов на трудовую деятельность в сфере высшего образования, с целью обновления профессорско-преподавательского состава вуза, а также административных работников высшей школы.

Остается не устойчивой социальная позиция студентов. Вторичный анализ социологической информации, полученной автором входе эмпирического исследования на базе государственных и негосударственных вузов в 31 городе России (в таких городах как: Астрахань; Балашов; Барнаул; Белгород; Биробиджан; Владивосток; Волжский; Дзержинск; Елецк;

179

Калининград; Камышин; Красноярск; Луховицы; Москва; Нальчик; Находка; Новгород; Новокузнецк; Новороссийск; Новоуральск; Обнинск; Пенза; Петропавловск-Камчатский; Россошь; г. Старый Оскол; Стерлитамак; Тамбов; Тула; Череповец; Черкесск; Ярославль), (генеральная совокупность составила 195 тыс. человек, объем выборки - 700 человек) показал, что только 46,5% студентов считают, что их мнение и активное участие в жизнедеятельности вуза, в различных формах студенческого самоуправления могут повлиять на качество обучения в вузе (см. рис. 1).

50,0%-

Рис. 1. Отзывы студентов о возможном учете их мнения в деятельности по повышению уровня качества образования

Обращает на себя внимание тот факт, что 31,5 % респондентов не считают, что их мнение и активное участие в студенческом самоуправлении может повлиять на качество обучения в вузе, и 22% затруднились с ответом. Если экстраполировать эти данные на всю генеральную совокупность (195 тыс. студентов), то получается довольно большая цифра (61 425 чел. ответили на поставленный вопрос отрицательно и 42 900 человек затруднились с ответом). Таким образом, больше чем у половины студентов низкий уровень социальной активности. В этой связи, можно сделать вывод, что неформальный социальный контроль высшего образования требует активизации. Переменному составу (студентам) высших учебных заведений необходимо чаще отстаивать свои права в сфере образования собственными силами и средствами, что обусловит повышение качественного уровня высшего образования.

Безусловно, проблемой является и незначительная доля иностранных студентов, получающих высшее образование в России. Они могли бы передать отечественному студенчеству дополнительный опыт отстаивания своих образовательных прав, внести разнообразие сил и средств в формы и методы социального контроля. Несмотря на применяемые меры по привлечению иностранных студентов, статистические данных свидетельствуют о низком

уровне мотивации иностранных граждан на получении высшего образования в российских вузах.

Например, в США за 2010-2011 гг., число иностранных студентов увеличилось до 723 277 человек, это на 32% больше по сравнению с 2000-2001 гг. В 2014-15 гг. количество иностранных студентов в США составило 974 926 человек, что на 13 % больше чем в 2010-11 гг. и приблизительно на 45% выше по сравнению с 2000-2001 гг. [2].

Кроме того, за 2010-2011 гг. иностранные студенты внесли в американскую экономику на 10.2 миллиардов долларов больше чем в 2000-2001 гг. [1]. В 2014 -15 гг. прибыль от иностранных студентов составила 30,8 миллиардов долларов [2].

Обращает на себя внимание и тот факт, что в 2011 г. Россия занимает только 25 место в американском рейтинге по количеству иностранных студентов, обучающихся в США. Так, например, количество студентов из Южной Корее обучающихся в США более чем в 15 раз больше, чем студентов из России [12, 13]. В 2015 г. в американском рейтинге России уже нет. Видимо по такому показателю как количество иностранных студентов, обучающихся в США Россия не вошла в первые 25 стран мира. [1,2]

Анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ [8] позволяет выявить динамику роста численности иностранных студентов обучающихся в России. Однако, в России за 2010-2011 гг., число иностранных студентов составило 153,8 тысяч человек, что почти в пять раз меньше численности иностранных студентов обучающихся в США. Кроме того, из общего количества иностранных студентов обучающихся в России более 75% составляют студенты из стран СНГ, Балтии и Грузии.

Анализ статистических данных и научных источников позволил сформулировать вывод, что в современной образовательной практике назрела необходимость совершенствования механизмов социального контроля по привлечению иностранных граждан для получения высшего образования в России.

Данные меры позволят значительно повысить уровень престижности отечественного высшего образования на мировой арене, а также получать государству и вузам дополнительные доходы.

В России остается не отрегулированной правовая финансовая ответственность вузов перед потребителем образовательных услуг за предоставление некачественных образовательных услуг. В научной литературе [6, 30-38; 9, 52-53] начали формулироваться и задаваться вопросы страхования ответственности высших учебных заведений перед обществом за некачественную профессиональную деятельность. Однако эта проблема лишь заявляется, но активно не разрешается. Наиболее простой вариант возможности страхования ответственности вузов в случае приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам; приостановление действия выданного свидетельства о государственной аккредитации вуза, лишение его государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным

181

программам утраты ими лицензии на образовательную деятельность и/или свидетельств о государственной аккредитации. Более сложнее является разработка юридических и экономических основ страхования ответственности вузов перед потребителями образовательных услуг за оказание некачественных образовательных услуг. Это направление совершенствования правового обеспечения является наиболее перспективным в процессе рационализации социального контроля высшего образования.

Как показывают результаты исследования проблемы высшего образования остаются до конца нерешенными. Одним из эффективных путей деятельности на этом направлении является повышение уровня рациональности социального контроля.

Анализ категории «высшее образование» как объекта социального контроля позволил сделать следующие выводы:

1. Высшее образование - это система формирования и развития у обучаемых знаний, умений и навыков в процессе обучения в специальных учебных заведениях различного типа под контролем формальных и неформальных институтов и организаций, обеспечивающих эффективную подготовку кадров для всех сфер общества.

2. К основным недостаткам системы высшего образования относятся: отсутствие эффективного регулярного социального диалога между высшей школой и сферы труда; незначительный приток молодых специалистов в сферу высшего образования; отсутствие у студентов активной социальной позиции; незначительная доля иностранных студентов, получающих высшее образование в России; отсутствие финансовой ответственности вузов перед потребителем образовательных услуг за не качественное предоставление высшего образования и другие.

Литература

1. International students in the U.S. opendoors® 2011 "Fast Facts" http://www.iie.org/research-and-publications/~/media/Files/Corporate/Open-Doors/Fast-Facts/Fast%20Facts%202011.ashx/

2. International students in the U.S. opendoors® 2015 "Fast Facts file:///C:/Documents%20and%20Settings/0wner/My%20Documents/Downloads/Fast -Facts-2015.pdf

3. Бондалетов В.В. Гражданское общество и общественный контроль: проблемы реализации // Человеческий капитал. - 2010.- № 10 (22). - С. 26-27.

4. Бондалетов В.В. Роль системы образования в кадровом обеспечении молодежной политики // Социальное образование и социальная история России: опыт изучения и проблемы подготовки кадров для социальной сферы. Сборник материалов XIV Всероссийского социально-педагогического конгресса. - 2014. - С. 50-54.

5. Демченко Т.С. Критерии эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования. Социология образования. - 2015 - № 11 - С.- 60-67.

6. Логвинова И.Л. Взаимное страхование ответственности российских вузов // Высшее образование в России. - 2010. № 7. - С. 30-38.

7. Макушкин С.А. Использование технических средств обучения в учебном процессе. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 4. С. 163-165.

8. Мельничук А.В. Применение игровых технологий в обучении // Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность . Материалы XXI Социологических чтений РГСУ. - 2016. - С. 137-142.

9. Морозов А.В. Радченко Л.Е. Роль телевидения в обеспечении социально-психологической безопасности несовершеннолетних. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 3. С. 119.

10. .Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям (часть 3) // Высшее образование в России. - 2011. № 5 - С.52-53.

11. Гончарук А.Ю. Общественно-образовательные основы инновационных подходов в нравственноэстетическом воспитании юношества в контексте системы социально-педагогической эмотивации. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 1 (112). С. 64-71.

12. Гончарук А.Ю. Мировоззренческие основы педагогики высшего социального образования в эру информационных технологий постиндустриального общества в контексте массовых коммуникаций, или «хорошо забытое старое...». Образование и общество. 2008. № 4. С. 11-17.

13. Иванов А.В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 2. С. 103-111.

14. Иванов А.В. Социально-педагогическая поддержка в условиях культурной среды школы. В сборнике: Социальная педагогика: вызовы XXI века. Сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. 2011. С. 233-240.

15. Мухоморова И.В. Соверешенствование механизмов взаимодействия учреждений высшего профессионального образования с потребителями образовательных услуг. В сборнике: Экономика, социология и право в соврменном мире: проблемы и поиски решений Статьи и тезисы докладов 14-й Международной научно-практической конференции.2012. С. 37-42.

16. Мухоморова И.В. Экспертная оценка работодателями качества подготовки специалистов. В сборнике: Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования Сборник материалов III Ежегодной всероссийской научно-практической конференции экспертов, привлекаемых к работе в экспертных комиссиях по лицензированию и государственной аккредитации образховательных учреждений. 2008. С. 172176.

17. Мухоморова И.В. Формирование и развитие механизмов саморегулирования в сфере высшего профессионального образования.

Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №29. С. 35

18. Макеева Д., Проблемы и тенденции развития профессионального образования в России// В сборнике: Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 104-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.