ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
чаться за рубежом в Международной школе бизнеса (г. Йёнчёпинг, Швеция), студентки этой же специальности Н. Му-женникова, Т. Калянова в настоящее время обучаются в Высшей экономической школе (г. Бухарест). Неоднократно приезжал в университет с чтением лекций профессор Л. Ханенберг (Нидерланды) .
Таким образом, экономический факультет, обладая высоким кадровым потенциалом, имея достаточно высокий уровень учебно-методической, научно-исследовательской работы и материальной базы, сегодня может осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов. Однако следует отметить, что для дальнейшего повышения качества подготовки экономических кадров, развития экономического образования в РМ коллективу факультета необходимо решить следующие проблемы:
— повысить уровень остепененности профессорско-преподавательского состава;
— укрепить материально-техническую базу кафедр и факультета;
— более широко использовать активные формы обучения, нетрадиционные формы контроля знаний студентов и оценки будущей профессиональной пригодности специалистов;
— усовершенствовать учебно-мето-дическое обеспечение специальностей, по которым предстоит осуществить выпуск: „Финансы и кредит**, „Статисти-ка“, „Государственное и муниципальное управление1*;
— активизировать научно-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов, их участие в научных, практических и учебно-методических семинарах, конференциях, конкурсах;
— установить новые, более совершенные формы сотрудничества с предприятиями и организациями республики
и др.
Решение этих и других проблем, связанных с подготовкой экономических кадров в РМ, позволит факультету стабильно развиваться и обеспечивать выпуск специалистов, адаптированных к работе в условиях рыночных отношений.
С. П. ЕВДОКИМОВ, декан географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева, профессор
СИСТЕМА „ВУЗ — ШКОЛА — ПРОИЗВОДСТВО**
В ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Географический факультет, как и весь университет, готовит научно-педагогиче-ские кадры, а также специалистов различных отраслей народного хозяйства в основном для Республики Мордовия. Такая задача не могла бы успешно решать-
ся без развития интеграции высшего и среднего географического и природоохранного образования, а также научных, производственных и научно-производственных организаций. Этот процесс взаимопомощи и взаимообогащрния со вре-
© С. П. Евдокимов, 1997
менем меняет свои формы и содержание вследствие экономического, социально-политического и экологического развития Мордовии, изменения структуры и содержания вузовских специальностей, развития мировой и отечественной географической и природоохранной науки.
С сорокалетием университета совпадает пятнадцатилетие факультета, начало формирования которого, впрочем, положено значительно раньше. С 1965/66 учебного года на историко-филологическом факультете была введена специализация по географии и создано методическое объединение по географии, которое возглавила Т. JI. Родосская (ныне профессор Брянского сельхозинститута). В 1970 году историко-филологический факультет был разделен на три самостоятельных: филологический, иностранных языков и историко-географический. В этом же году состоялся первый выпуск специалистов-географов. В 1972 году открылась кафедра географии во главе с доцентом Н. В. Клюкиным. Развитие географического образования и научных исследований активизировалось с приходом в университет в 1978 году профессоров В. JI. Котельникова и В. В. Петрова, возглавивших кафедры физической и экономической географии. С 1979 года этими кафедрами заведуют профессора С. П. Евдокимов и М. М. Голубчик. В июле 1982 года на базе историко-гео-графического факультета образованы исторический и географический факультеты. Первым деканом стал доцент Н. П. Федорцов. Дальнейшее развитие структуры факультета связано с открытием в 1986 году кафедры геодезии и картографии, которой длительное время заведовал профессор О. С. Разумов. Целеустремленность и настойчивость доцента В. П. Нарежного привели к открытию в 1991 году кафедры экологии и природопользования, которую теперь возглавляет доктор сельскохозяйственных наук А. В. Каверин. На этом процесс расширения факультета, видимо, закончится.
К настоящему времени географический факультет подготовил около 1,5 тысячи специалистов. В его составе теперь четыре кафедры (все выпускающие): физической географии (специальность „Гео-графия“, квалификация „Географ. Преподаватель"); экономической и социальной географии (специальность „Геогра-
фия“, квалификация „Географ. Препода-ватель“); геодезии, картографии и геоинформатики (специальность „ География “, квалификация „Географ. Карто-граф“); экологии и природопользования (специальность „Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", квалификация „Эколог", „Эколог. Преподаватель").
С 1994 года началась подготовка по программам базового высшего профессионального образования (бакалавриата) по трем направлениям: география; экология и природопользование; география и картография.
Изначально основной задачей географического факультета являлась подготовка педагогических кадров. Эта проблема достаточно хорошо и полно освещена М. М. Голубчиком (Интеграция образования. 1996. № 1). Необходимо отметить, что почти все учителя географии в Мордовии — выпускники нашего факультета. Таким образом, развитие географического образования, науки и культуры в республике полностью связано с географическим факультетом. В подготовке учителей большая роль принадлежит доценту Н. А. Кильдишевой.
Наших выпускников можно встретить не только в школах. Для геологических служб нами была осуществлена подготовка нескольких выпусков географов по специализации „Геоморфология" Высокое качество подготовки было бы невозможно без работы минералогического музея (научный руководитель доцент А. Г. Жильцов), которому в 1996 году приказом министра культуры Российской Федерации присвоено звание народного. Музей ежегодно посещают сотни учеников школ и студентов. Десять наших выпускников работают в системе гидрометеослужбы. За счет хорошей теоретической подготовки сроки стажировки специалистов этого профиля существенно сокращаются. Много сил и энергии созданию лаборатории метеорологии и гидрологии, а также организации работы метеорологического поста отдала доцент Э. Н. Галахова. Здесь студенты проходят учебную и производственную практики, ведут метеорологические наблюдения.
Откликнулся факультет и на просьбу топографо-геодезических служб. С 1986 года была открыта специализация
географов по картографии. Специалисты этого профиля находят применение своим знаниям в системе Госкомзема, кадастровых службах. В последние годы традиционные методы картографического отображения объектов и явлений, а также бумага как основа для статической фиксации картографических моделей потеряли многовековую монополию. На смену этим методам в эпоху информатики и вычислительной техники пришли карты, названные электронными. Разрабатываются и находят все более широкое применение географические информационные системы.
Факультет не остановился на подготовке только географов разных специализаций. Его рамки расширились за пределы географии, когда мы стали готовить экологов и углубленно заниматься проблемами экологии, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. По сути дела, идет процесс превращения географического факультета в факультет географии и экологии. Это направление является, пожалуй, наиболее перспективным в плане развития интеграционных процессов как внутри университета, так и за его пределами.
Г осударственный образовательный
стандарт по подготовке бакалавров, специалистов и магистров в области экологии, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов обеспечивает перспективную и рациональную форму обучения. Преимущества этой формы для провинциальных вузов заключаются в том, что на базовом факультете при участии кафедр других факультетов может осуществляться выпуск дипломированных специалистов и магистров по направлению „Экология и при-родопользование“ Эта система дает возможность гибко реагировать на потребности народного хозяйства и готовить кадры небольшими группами. Но для этого необходимо выработать и принять соответствующую нормативную базу. К сожалению, в Минобразовании России до сих пор существуют резкие разногласия по вопросу реализации возможных путей получения высших ступеней образования.
В Мордовском госуниверситете в 1994 году первым на многоуровневую систему высшего университетского образо-
вания по направлению „Экология и природопользование" перешел географический факультет. Важнейшей побудительной причиной этого послужила необходимость подготовки специалистов различного профиля в области экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Одному факультету выполнить такой объем работы практически невозможно. Поэтому нами прорабатывается вопрос о совместной подготовке экологов различного профиля на базе учебного плана направления „Экология и природопользование" Начата подготовка экологов с биоэколо-гической и природоохранной специализацией. В перспективе возможна подготовка специалистов-экологов экономического, химического и других профилей.
Интеграционная практика также хорошо проявляется в организации научных исследований. Ученые факультета осуществляют научные исследования по двум основным направлениям: „Территориальная организация устойчивого социально-экономического и экологического
*
развития региона (на примере Республики Мордовия)“ и „Совершенствование методов топографических съемок и инженерно-геодезических работ на производстве"
В настоящее время одной из важнейших основ комплексного социально-экономического и экологического развития в региональной стратегии Российской Федерации в целом и ее субъектов (регионов) выступает научная концепция устойчивого, сбалансированного развития, подразумевающая сохранение стабильного экологического равновесия, рациональной организации производительных сил, природопользования, развития социальной сферы. Предлагаемое направление обеспечивает разработку географических основ этой концепции для Республики Мордовия.
В целях эффективного проведения земельной реформы возникла потребность в качественных планово-картографических материалах и данных. Как показали проведенные исследования в этой области, по подавляющему большинству населенных пунктов такие документы отсутствуют, а имеющиеся в большинстве случаев не отвечают предъявляемым требованиям из-за новизны проводимых ре-
форм. В связи с вышеизложенным необходимо не только составить основные планово-картографические материалы, но и разработать соответствующую методику. В настоящее время федеральная программа по инвентаризации земель в
городских и сельских населенных пунктах выполняется неудовлетворительно. В связи с этим встает вопрос о внедрении новых технологий для решения всего комплекса указанных проблем.
В. В. РЕВИН, доктор биологических наук, профессор, декан биологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева
Н. В. АЛЬБА, доцент кафедры биотехнологии МГУ им. Н. П. Огарева
РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В РАЗВИТИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
Многолетний опыт работы на биологическом факультете показал, что в подготовке будущего биолога большую роль играет тесная связь между кафедрами факультета и школами города и республики. Эта связь носит как формализованный, т. е. заключенный в свод учебных программ формирования учителя биологии и химии, так и неформализованный характер. В учебных планах факультета предусмотрены курсы по методике преподавания биологий и химии, методике решения химических задач, педагогическая практика и др. Однако невозможно качественно воплотить в жизнь потребность в углубленном изучении биологии без непосредственного общения научно-педагогического коллектива факультета с учителями и школьниками. Творческое содружество приводит к возникновению новых форм взаимодействия, обогащающих как школу, так и вуз.
Выпускники биологического факультета работают в народном образовании, и, по нашим подсчетам, не менее 50 % ежегодного выпуска очного и заочного отделений пополняют ряды педагогов-би-
ологов с высшим образованием. Они обладают ценным набором качеств, необходимых для работы в школе, в том числе: фундаментальным знанием предмета;
ирокой эрудицией в вопросах биологии; навыками серьезной научной работы, получаемыми при выполнении курсовых и дипломных работ; качественной методической подготовкой к преподаванию биологии и химии, а также глубокой специальной подготовкой в объеме спецкурсов по специализациям (зоология, ботаника, биофизика, генетика, биохимия), связанным со школьными программами.
Итогом 40-летней работы биофака является высокий авторитет его выпускников среди педагогической общественности города и республики. Широко известны, например, имена бывших выпускников кафедры зоологии, а в настоящее время директоров школ № 7 и № 25 В. М. Смирнова и В. Г. Седова — пропагандистов биологического и экологического образования. Высокое звание лауреатов премии Сороса носят учителя 3. П. Седова, И. А. Ильина; звание „Учитель года" в 1996 г. завоевала О. Е. Ручина, многие педагоги награж-
© В. В. Ревин, Н. В. Альба, 1997