форм. В связи с вышеизложенным необходимо не только составить основные планово-картографические материалы, но и разработать соответствующую методику. В настоящее время федеральная программа по инвентаризации земель в
городских и сельских населенных пунктах выполняется неудовлетворительно. В связи с этим встает вопрос о внедрении новых технологий для решения всего комплекса указанных проблем.
В. В. РЕВИН, доктор биологических наук, профессор, декан биологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева
Н. В. АЛЬБА, доцент кафедры биотехнологии МГУ им. Н. П. Огарева
РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В РАЗВИТИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
Многолетний опыт работы на биологическом факультете показал, что в подготовке будущего биолога большую роль играет тесная связь между кафедрами факультета и школами города и республики. Эта связь носит как формализованный, т. е. заключенный в свод учебных программ формирования учителя биологии и химии, так и неформализованный характер. В учебных планах факультета предусмотрены курсы по методике преподавания биологий и химии, методике решения химических задач, педагогическая практика и др. Однако невозможно качественно воплотить в жизнь потребность в углубленном изучении биологии без непосредственного общения научно-педагогического коллектива факультета с учителями и школьниками. Творческое содружество приводит к возникновению новых форм взаимодействия, обогащающих как школу, так и вуз.
Выпускники биологического факультета работают в народном образовании, и, по нашим подсчетам, не менее 50 % ежегодного выпуска очного и заочного отделений пополняют ряды педагогов-би-
ологов с высшим образованием. Они обладают ценным набором качеств, необходимых для работы в школе, в том числе: фундаментальным знанием предмета;
ирокой эрудицией в вопросах биологии; навыками серьезной научной работы, получаемыми при выполнении курсовых и дипломных работ; качественной методической подготовкой к преподаванию биологии и химии, а также глубокой специальной подготовкой в объеме спецкурсов по специализациям (зоология, ботаника, биофизика, генетика, биохимия), связанным со школьными программами.
Итогом 40-летней работы биофака является высокий авторитет его выпускников среди педагогической общественности города и республики. Широко известны, например, имена бывших выпускников кафедры зоологии, а в настоящее время директоров школ № 7 и № 25 В. М. Смирнова и В. Г. Седова — пропагандистов биологического и экологического образования. Высокое звание лауреатов премии Сороса носят учителя 3. П. Седова, И. А. Ильина; звание „Учитель года“ в 1996 г. завоевала О. Е. Ручина, многие педагоги награж-
© В. В. Ревин, Н. В. Альба, 1997
дены знаком „Отличник народного образования“, а Г Н. Савченко и ряд других имеют звание „Заслуженный учитель Мордовии“.
Многие выпускники биологического факультета (Н. А. Рыжова, О. В. Ашаева (Сударева), О. Н. Уткина, В. С. Сево-стьянов, В. И. Чубукова, Р. Н. Саранцев, Ю. J1. Якушкин, А. Г Гордеева (Дружинина), В. И. Юканькин, Jl. Е. Алексеевская и др.) успешно работают в учреждениях образования республики. Все они — энтузиасты своего дела, активно развивающие биологическое образование. Большинство учителей-биологов тесно связаны с факультетом как центром интеграции науки и образования в регионе, выступают инициаторами в реализации новых идей и развитии биологической науки, организаторами разносторонней факультативной работы, проведения заседаний малых академий и конференций, встреч с учеными биофака и передовыми учителями.
На кафедрах биохимии и зоологии много лет ведущие специалисты факультета доценты Н. В. Альба, В. А. Трофимов, В. С. Вечканов, старший преподаватель В. А. Кузнецов проводят учебные занятия и факультативы в школах, внедряют различные виды внеклассной работы. Особенно активно действует факультативный центр углубленного изучения основ биологии, созданный на базе кафедры биохимии и осуществляющий свою работу при активной поддержке профессоров Р. Е. Киселевой и В. В. Ревина. Здесь читаются наиболее сложные разделы общей биологии, анатомии и физиологии, экологии; проводятся лабораторные практикумы по соответствующим разделам курсов, апробируются различные формы учебно-воспитательной работы.
Существенным фактором интеграционной практики в системе „вуз — средние учебные заведения“ является и заметно активизировавшаяся в последнее время деятельность научно-методической секции биологического образования, функционирующей в составе Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Ога-
V/
рева, возглавляемой заместителем декана факультета доцентом Г. С. Барнашовой. Совместная деятельность названного цен-
тра и секции помогла десяткам старше-
классников саранских средних школ
№ 7, 18, 20, 25, 29 расширить свой познавательный кругозор и стать студентами биологического, медицинского, географического факультетов университета и Аграрного института.
Не менее интересен также опыт контент-анализа материалов природоохранного содержания в средствах массовой информации Мордовии, осуществленного учащимися ряда школ города. Результатом этой работы стали интересные выводы школьников об отсутствии ярко выраженной природоохранной „стратегии“ в СМИ Мордовии, к которым они пришли самостоятельно. Материалы исследований опубликованы в трудах всероссийских и региональных экологических конференций.
Широкое распространение в практике работы преподавателей факультета получило тесное сотрудничество преподавателей и студентов факультета с педагогическим коллективом МРИПКРО. Ими совместно проводятся различные виды учебных занятий, разрабатываются и издаются учебные программы и науч-но-методические пособия, контрольные вопросы и задания для аттестации учителей, задания для школьных олимпиад и т. п.
Велика роль зоологического и ботанического музеев биофака в установлении тесного контакта между кафедрами и школой. На экскурсиях в музеях ежегодно бывают сотни учащихся школ города и республики.
С учетом перспектив развития факультета планируется наряду с качественным улучшением учебного процесса и интеграционной практики создать также школу элитного биолого-экологиче-ского образования для учеников 9 — 11-х классов, обнаруживших способности по биологии. Эта школа с символическим названием ..Vita“ (жизнь) будет готовить широко эрудированных учащихся, зачисляемых на биолого-экологические специальности университета без экзаменов. Пока такие учащиеся проходят курс обучения в многопрофильной гимназии университета на отделении „Биология“ Надеемся, что из лучших выпускников гимназии вырастут талантливые ученые, которым предстоит воплотить р жизнь лозунг „XXI век — век биологии“.