Научная статья на тему 'Наука - школе: опыт взаимодействия (на примере Мордовии второй половины XX века)'

Наука - школе: опыт взаимодействия (на примере Мордовии второй половины XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / HIGH SCHOOL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ACADEMIC STAFF AND SCHOLARS / ШКОЛА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крисанова Н.А.

Статья посвящена вопросам развития и взаимодействия образовательных систем в Мордовии второй половины XX века. Система высшего образования всегда имела особые связи и отношения со школой, сохраняя принцип преемствен-ности образовательной деятельности. Высшие учебные заведения Мордовии проводили профориентационную, иссле-довательскую и учебно-воспитательную работу, обращали пристальное внимание на школу как на рабочую площадку апробации новых идей, методик и научных подходов. Активные контакты и тесное сотрудничество всегда давали хо-рошие результаты в развитии образовательного пространства республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE TO HIGH SCHOOL: EXPERIENCE OF INTERACTION (IN RESPECT TO MORDOVIA IN THE SECOND HALF OF THE XXth CENTURY)

The article covers the issues of development and interaction of educational systems in Mordovia in the second half of the XXth century. The system of higher education has always had special links and relations with high school maintaining the principle of continuity in education. Higher educational institutions provide vocational guidance, research, academic and didactic work pay-ing close attention to high schools as a workshop for testing new ideas, teaching methodologies and research approaches. Close contacts and co-operation has always brought good results for the development of the Mordovia Republic educational area.

Текст научной работы на тему «Наука - школе: опыт взаимодействия (на примере Мордовии второй половины XX века)»

долгосрочных курсах. Интересно, что медалисты, по сравнению с вышеуказанными группами, имеют меньшую профессиональную направленность. Видимо, обладатели медалей вообще нацелены больше на учебу как процесс, вне зависимости от предмета. Тем не менее медалисты, выбирающие биологический факультет, предпочитают профессии, связанные с природой более, чем какие-либо другие. Студенты, прошедшие краткосрочные подготовительные курсы, очевидно, являются недостаточно мотивированными на получение именно биологического образования - они решили поступать на биофак в последний момент, возможно, их выбор был случайным. Эта группа и студенты, занимавшиеся с репетитором, предпочитают профессии, связанные с художественным образом, профессиям, связанным с природой. И, наконец, студенты, не прошедшие ДПА, определенно являются случайными на биологическом факультете, не имеют склонности к профессиям, связанным с природой, их нежелание углубить свои знания перед поступлением в вуз доказывает это. Отсутствие ДПА наглядно демонстрирует недостаточность профессиональной ориентации у абитуриентов, даже если

они стали студентами.

В целом медалисты и участники предметных олимпиад имеют максимальные ранги по выраженности знаниевого, аксиологического, развивающего и деятельностного компонентов ДПА и, как результат, - наилучшую успеваемость при сохранении высокой мотивации в течение всего периода обучения. Профильные классы системы «школа -вуз» и длительные подготовительные курсы также достаточно эффективны, в отличие от занятий с репетитором и краткосрочных курсов. Отсутствие каких-либо форм довузовской подготовки характерно для случайных на биологическом факультете студентов, они имеют плохие начальные биологические знания и общеучебные умения, недостаточно мотивированы, с трудом адаптируются в вузе, что выливается в их плохую успеваемость и огромный отсев.

Следовательно, даже в условиях ЕГЭ необходима длительная серьезная довузовская подготовка абитуриентов, предусматривающая все вышеуказанные целевые компоненты.

УДК 378.1.00.93(470.345) ББК Ч 31(2)

НАУКА - ШКОЛЕ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XX ВЕКА)

Н.А. Крисанова, кандидат исторических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, (8342) 327311, krinatal@mail.ru

Статья посвящена вопросам развития и взаимодействия образовательных систем в Мордовии второй половины XX века. Система высшего образования всегда имела особые связи и отношения со школой, сохраняя принцип преемственности образовательной деятельности. Высшие учебные заведения Мордовии проводили профориентационную, исследовательскую и учебно-воспитательную работу, обращали пристальное внимание на школу как на рабочую площадку апробации новых идей, методик и научных подходов. Активные контакты и тесное сотрудничество всегда давали хорошие результаты в развитии образовательного пространства республики.

Ключевые слова: высшее образование, школа, взаимодействие, учитель, научно-педагогические кадры.

SCIENCE TO HIGH SCHOOL: EXPERIENCE OF INTERACTION (IN RESPECT TO MORDOVIA IN THE SECOND

HALF OF THE XXth CENTURY)

Krisanova N.A.

The article covers the issues of development and interaction of educational systems in Mordovia in the second half of the XXh century. The system of higher education has always had special links and relations with high school maintaining the principle of continuity in education. Higher educational institutions provide vocational guidance, research, academic and didactic work paying close attention to high schools as a workshop for testing new ideas, teaching methodologies and research approaches. Close contacts and co-operation has always brought good results for the development of the Mordovia Republic educational area.

Keywords: higher education, high school, interaction, teacher, academic staff and scholars.

Система высшего образования, призванная готовить высококвалифицированные кадры для различных отраслей народного хозяйства, всегда имела особые связи и отношения со школой, сохраняя принцип преемственности образовательной деятельности. Получая будущих студентов, вузы проводили профориентационную работу в образовательных учреждениях и были заинтересованы в качестве знаний будущих студентов. Кроме того, преподавательские кадры, ведущие научную и учебно-воспитательную деятельность в стенах высших учебных заведений, всегда обращали пристальное внимание на школу как на рабочую площадку апробации новых идей, методик и научных подходов, а порой учились и сами у настоящих профессионалов педагогического ремесла. Подобные контакты и тесное сотрудничество всегда давали хорошие результаты совместной работы.

Первый вуз Мордовии - педагогический институт - изначально был призван решать проблему подготовки педагогических кадров для школ республики. Именно поэтому с первых дней его существования был взят курс на всестороннее сотрудничество.

Кафедра педагогики пединститута установила практическую связь со всеми школами республики, оказывая педагогам методическую помощь и используя школы в качестве экспериментальной базы для своих научных исследований. С 1955 года значительно укрепились и расширились связи института с Министерством просвещения МАССР и районными отделами народного образования. Здесь совместно с Минпросом в 1956 году было проведено два совещания с авторами учебников, так как значительная их часть для мордовских школ писалась научными работниками пединститута. Кандидатами филологических наук А.И. Маскаевым и Н.И. Черапкиным были созданы учебники, хрестоматии и программы по мордовской советской литературе для старших классов мордовских школ; доцент М.Н. Коляденков являлся автором учебника по эрзянскому языку; старший преподаватель П.С. Шишканов стал автором мокшанского букваря и книги для чтения в 4-м классе1.

Коллектив преподавателей пединститута оказывал существенную помощь Минпросу МАССР в подготовке и проведе-

1 Центральный государственный архив республики Мордовия (ЦГА РМ). Ф. Р-546, оп. 1, д. 373, лл. 6-12

нии учительских конференций в г. Саранске и районах республики, не только организационно возглавляя эту работу, но также изучая опыт работы школ и учителей.

Еще одним направлением в сотрудничестве являлся контроль вуза за качеством работы молодых учителей - своих выпускников. Эта работа в школах республики проводилась в соответствии с требованиями Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.08.1954 «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним образованием». Проверки учебно-воспитательного процесса учителей-выпускников «показали достаточно квалифицированный уровень преподавания, глубокий, творческий подход к делу обучения»2. В рамках программы по политехнизации обучения учителями проводились лабораторные работы, организовывались экскурсии на производственные предприятия.

Наряду с успехами имелись и серьезные недостатки. Негативное воздействие на развитие школ республики оказало их недостаточное финансирование. Слабая материально-техническая и учебная база препятствовали реализации новых идей и планов. Отсутствие наглядного и экспериментального материалов в учебных заведениях, плохое оборудование методических кабинетов приводили к тому, что некоторые темы в процессе обучения носили чисто теоретический, а иногда обзорный характер. В отчетах о работе учеников Мордовский пединститут не раз указывал Минпросу МАССР на необходимость выделения средств на приобретение оборудования, отмечая, что «подобные недоработки являются их недостатком, а не учителей педагогов»3. Раскрывая проблему учителей, вуз вместе с Министерством образования республики пытался найти ее решение, укрепляя процесс сотрудничества и взаимопомощи в общем деле народного просвещения.

В 1957 году педагогический вуз был преобразован в государственный университет. На трех из пяти факультетах готовили учителей химии, биологии, истории, географии, русского и мордовского языков и литературы. Физики и математики. Но для республики этого было явно недостаточно: в особенности не хватало национальных педагогических кадров в районах и селах республики. Вновь организованный в 1962 году Мордовский государственный педагогический институт, возобновивший подготовку педагогических кадров для Мордовии, по сути деятельности самым тесным образом был связан с системой среднего и общего образования, которое и являлось главным заказчиком будущих специалистов. Крепкие научно-практические связи пединститута со школами республики, сложившиеся еще в 1930-е годы, приумножаются, наполняясь новым содержанием, и сегодня. Большой вклад в изучение проблем мордовской фонетики, грамматики, диалектологии, русского и мордовского фольклора, словообразования внесли ученые педагогического вуза. Кроме того, ими же выполнялся основной объем исследований по методике преподавания языков в национальных школах. В 1963-1971 гг. наиболее плодотворно в этом направлении работали преподаватели пединститута А.И. Чикина, Д.В. Цыганкин, С.З. Деваев, А.Г. Самошкин, А.Г. Борисов4.

В области химико-биологических наук кафедры пединститута проводили постоянную работу со школами республики, подготавливая учебные пособия по экспериментальной работе на уроках химии и биологии, а также методические рекомендации по непосредственному процессу преподавания этих дисциплин5.

Впечатляет организованная, системная работа по подготовке педагога на разных уровнях вузовской, послевузовской и преподавательской деятельности. Так, руководители кафедр обязывались проводить методическую работу с учителями города и республики с целью организации совместных конференций и мероприятий по обмену опытом в теории и практике педагогики. Встречи учителей-практиков со студентами вуза являлись традиционным рабочим моментом, а посещение уроков лучших педагогов города и республики было основным требованием учебного процесса не только для студентов, но и начинавших педагогическую деятельность в пединституте преподавателей. Приказом ректора от 27 ноября 1964 г. от преподавателей, ранее не работавших в системе образования, до конца года требовалось «посещение не менее 20 уроков лучших педагогов города с последующим отчетом на кафедре о проделанной методической работе»6.

Но самая тесная связь вуза с образовательными учреждениями Мордовии осуществлялась учеными кафедры педагогики и психологии, так как именно она уделяла самое пристальное внимание научным разработкам школоведения. В плане работы по отслеживанию профессионального уровня выпускников кафедра в 1968 году организовала постоянные курсы по школоведению для студентов и выпускников вуза. Кафедрой совместно с Институтом усовершенствования учителей был утвержден план работы курсов. К чтению лекций были привлечены руководящие работники Министерства просвещения МАССР, обкома ВЛКСМ, лучшие директора и завучи школ республики, учителя-практики, которые рассматривали «важнейшие вопросы идейного, административно-хозяйственного и педагогического руководства школой»7. Кандидат педагогических наук М.Г. Кузьмина, внесшая огромный вклад в развитие высшего образования Мордовии, в этот период разрабатывала методические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время. А.Г. Барнашов впервые в первой половине 1960-х годов ввел в научную проработку столь актуальные сегодня вопросы формирования исследовательских умений и навыков у учащихся старших классов с целью дальнейшей профессиональной ориентации. Отдельным блоком шла разработка методологии идейно-коммунистического воспитания педагога, а через него и молодого поколения советских граждан. Этой проблемой самым активным образом в 1967-1971 гг. занимался заведующий кафедрой педагогики и психологии И. Л. Наумченко. По его инициативе в октябре 1964 года в Мордовском педагогическом институте было создано добровольное студенческое педагогическое общество по коммунистическому воспитанию детей и подростков имени А. С. Макаренко. «Главная задача общества - пропаганда педагогических знаний среди населения, работа с трудновоспитуемыми детьми и правонарушителями, организация детского досуга, шефская помощь школам и детским учреждениям, лекторская работа с детьми» . Именно в годы руководства И.Л. Наумченко кафедрой в 1966 году педагогический институт выступил перед Мордовским Обкомом КПСС с инициативой создания «единого центра по координации научно-исследовательской работы вузов и научно-исследовательских и образовательных учреждений республи-

2 ЦГА РМ. Ф. Р-546, оп. 1, д. 354, л. 322

3 ЦГА РМ. Ф. Р-546, оп. 1, д. 354, л. 322

4 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 20, л. 7

5 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 20, л. 58

6 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 29, л. 7

7 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 105, л. 9

8 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 31, л. 31-32

ки»9. Осознавая необходимость создания единого научно-методического объединения, Мордовский пединститут, госуниверситет и институт усовершенствования учителей, Министерство просвещения, обком Союза работников просвещения высшей школы и научных учреждений еще в 1964 году создают экспериментальный, пробный план совместной работы. Основной целью объединенной работы являлось оказание методической, научно-педагогической помощи учителям, обобщение и внедрение передового педагогического опыта10. В комплекс мероприятий входили: организация одногодичных курсов для учителей Саранска с целью «углубления и усовершенствования педагогических знаний»11; шефство над опорными школами с целью оказания систематической помощи в области теории методики преподавания; организация научно-практических конференций по важнейшим вопросам педагогической практики; проведение совместных мероприятий для пропаганды педагогической деятельности, престижа и уважения к педагогам и учительству. Идея создания такого объединения найдет реальное практическое воплощение только в середине 1990-х годов, когда при Мордовском госуниверситете будет создан Учебно-методический округ с теми же целями и задачами.

На новый уровень взаимоотношений школа и наука Мордовии перешли в период реализации комплексных целевых программ, направленных на решение наиболее острых проблем образования. Так, в целях эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в сельской школе в Мордовском государственном пединституте им. М.Е. Евсевьева была разработана территориально-отраслевая программа «Сельская малокомплектная школа Мордовии», утвержденная Советом института в качестве программы научных исследований на 1986-1990 гг.12 В работе над программой участвовали все кафедры вуза, студенты СНО, а также учителя, работники народного образования, Министерства и Института усовершенствования учителей. Общее научное руководство программой осуществлялось ведущими учеными республики: ректором МГПИ, кандидатом филологических наук, М.Т. Бибиным и доктором педагогических наук, профессором Е.Г. Осовским.

Несомненно, что данная работа в условиях нараставшего кризиса всех сфер жизнедеятельности страны была попыткой каким-либо способом приостановить влияние негативных факторов: избыточного оттока сельского населения, не отвечавшего потребностям сельского хозяйства и порождавшего преобразование отрасли; сокращения сети и контингента сельской школы; более низкого по сравнению с городом уровеня образования, общей и педагогической культуры семьи; ограниченности возможностей и широкой профессиональной ориентации, трудового обучения и профподготовки в сельской школе; недостаточности культурно-просветительных и внешкольных учреждений; особенностей труда и повышения квалификации сельского учителя в условиях малокомплектности; наличия архаичных форм сельского уклада жизни и традиций, диалектной языковой среды; известного практицизма в ценностных ориентациях сельского населения; значительного удельного веса малоквалифицированного ручного труда и др.

Для исследования аспектов комплексной программы были созданы рабочие научно-исследовательские группы, которые решали следующие проблемы:

- социально-экономические и организационно-педагогические проблемы развития малокомплектной школы на современном этапе;

- совершенствование учебного и воспитательного процессов в малокомплектной школе;

- подготовка учительских кадров для малокомплектной школы;

- организационно-педагогические и психологические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста в сельской школе;

- социально-психологические особенности ученического коллектива и личности учащегося в малокомплектной школе.

Необходимо уточнить, что под термином «малокомплектная школа» подразумевались школы, имевшие в своем составе

4-8 и 4-10 классы с малой наполняемостью учащихся, а не только начальные классы. Заметим, что данный термин, используемый по аналогии с малокомплектной начальной школой, нельзя назвать удачным, что признавали и сами авторы научного проекта, так как малокомплектными называют школы, в которых «учителей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно с двумя или несколькими классами»13.

Перед разработчиками стояла задача не только вскрыть существовавшие недостатки, предложив эффективные пути их разрешения, но и показать положительные стороны малокомплектной школы, а именно: возможности всестороннего изучения личности школьника и коллектива; индивидуализация обучения и воспитания; благоприятные условия для трудового воспитания; наличие социального контроля со стороны взрослых; социально-профессиональная ориентация сельской молодежи14.

Таким образом, система высшего образования Мордовии органично воплощала модель единства теории и практики в научном познании, определяла приоритетные направления деятельности, согласуя их с потребностями народного хозяйства республики, времени и идеологии. Высшая школа готовила кадры для всех ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства Мордовии, возобновила в начале 1960-х годов подготовку педагогических кадров для республики и региона в целом, находясь в постоянной связи с руководящими органами отраслей и непосредственно с заказчиками специалистов. Это - результат огромной плодотворной и системной работы по подготовке высококвалифицированных учителей в системе высшего образования.

9 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 69, л. 5

10 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 31, л. 46-49

11 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.1, д. 31, л. 46-49

12 ЦГА РМ. Ф. Р- 2784, оп. 2, д. 190, лл. 119-120

13 Педагогический словарь. - М., 1960, т. II, с. 652

14 ЦГА РМ Ф Р-2784, оп.2, д. 192, л. 408

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.