Научная статья на тему 'Система воспитания гражданственности у курсантов ввуза в республике Татарстан'

Система воспитания гражданственности у курсантов ввуза в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система воспитания гражданственности у курсантов ввуза в республике Татарстан»

А.В. Куршев

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВВУЗА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Развивающиеся во всем мире социальные процессы создают реальные возможности снижения военной напряженности в международных отношениях и значительного сокращения вооруженных сил. Вместе с тем требования к армиям, к их боеспособности и боеготовности не только не уменьшаются, но даже увеличиваются. Поэтому ученые всех стран ищут пути поддержания высокой боеспособности вооруженных сил при снижении их численного состава.

Актуальность проблемы вызвана противоречиями между объективно возросшей потребностью Вооруженных Сил в высококвалифицированных специалистах, способных обеспечить обороноспособность страны в соответствии со сложившимися политическими и социально-экономическими условиями в государстве. Усилившиеся деструктивно-конструктивные процессы после слома тоталитарно-идеологической системы вошли в противоречие с новыми формирующимися духовно-нравственными ценностями. Российские Вооруженные Силы так и не адаптировалось к новым условиям в виду восприятия армии обществом как института предельного социального риска. Одной из важнейших причин обострения указанных противоречий является отсутствие ценностного отношения к военной службе у офицеров. На парламентских слушаниях, которые проводил Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в 2005 году, на тему: «Законодательные аспекты кадрового обеспечения военной и правоохранительной службы» были показаны следующие цифры: ежегодно 7-8 тысяч курсантов оставляют учебу до окончания военных вузов, а около 10000 выпускников-лейтенантов оставляют военную службу в первые месяцы после получения диплома. Значительная часть увольняется после окончания первого контракта, не справившись с трудностями в работе с подчиненным личным составом из-за низкого ценностного отношения к военной службе офицера.

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к гражданс-

кому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.

Гражданское общество философский словарь трактует как «понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентацией деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти». Особенно актуальна проблема воспитания чувства гражданственности и формирования системы гражданских ценностей у курсантов высших военных учебных заведений. При этом необходимо учитывать новые тенденции в развитии форм и содержания гражданских качеств личности (или социальной группы). Снижение уровня патернализма (прежде всего в молодёжной среде) порой сопровождается, как свидетельствуют социологические исследования, негативизмом по отношению к государству Действительно, Вооруженные силы РФ пока ещё недостаточно активно реализует разработанные его структурами программы государственной молодёжной политики. Тем не менее, наличие таких программ, на наш взгляд, говорит о том, что наше государство понимает, как важно помочь сегодняшнему молодому поколению адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Процесс военного образования основывается на методологических подходах, реализуемых в различных системах образования. Теоретики и практики системы образования в своих работах ссылаются на личностно-деятельностный, отно-шенческий, событийный, дифференцированный, ценностный, средовой, дихотомический и др. подходы. Используя различные подходы к реализации системы гражданского образования и воспитания, большинство высших военных учебных заведений на основе синергетического подхода к воспитанию разрабатывают авторские концепции воспитания гражданственности курсантов.

© А.В. Куршев, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

43

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А.В. Куршев

На теоретическом уровне в Татарстане четкой определенности достигла идеология военного образования. Особенностью теоретического подхода является признание детерминирующего начала во взаимосвязи военного образования и демократии, что позволяет выделить главную ключевую позицию - активное участие каждого гражданина в управлении страной.

Центральным звеном реализации военного образования в высших военных учебных заведениях Татарстана выступает постоянная, кропотливая работа исследователей и специалистов над проектированием, составлением и совершенствованием образовательных программ по граж-дановедению. Несомненно, именно их качество, полнота, глубина, отвечающие строго выверенным критериям, определяют подготовку курсантов высших военных учебных заведений РТ к исполнению военных обязанностей на уровне высокого чувства ответственности и компетентного владения соответствующими умениями.

Особенностью процесса проектирования программ по граждановедению в РФ и РТ выступает то, что в нем принимает участие довольно большое число организаций, крупные ученые, специалисты, специальные центры и организации, колледжи и университеты.

Надежно налажена система связей по разработке данного вопроса по всей республике (в частности, благодаря деятельности Министерства образования и науки РФ и РТ).

Большое внимание в программах по граждановедению уделяется формированию глубоких знаний курсантов о Конституции РФ и РТ с помощью разнообразных обучающих технологий. Наиболее важным компонентом образовательных программ по граждановедению в ввузах РФ и РТ является правовой, предполагающий обогащение курсантов знаниями в области правопорядка и правопослушного поведения. В отдельных программах заостряется проблема действенного отношения молодежи к таким страшным порокам, как наркомания. Среди программ можно обнаружить и такие, которые построены на принципе интеграционного подхода, т.е. на стыке целого ряда дисциплин (например курс «ОГП»).

Существуют такие организации как Центры правового образования в районах г. Казани, деятельность которых многообразна и многопрофильна, но отличается адресностью, дифференцируется в зависимости от заказчика - отделов

образования города и районов, но в данном случае существует регламент в выборе участников, курсантов ввузов. Это позволяет им обеспечивать высокое качество образовательных программ.

Большое внимание в республике уделяется фигуре преподавателя как носителя гражданской культуры и ее распространителя среди курсантов ввуз. Подготовка учителя ведется на высоком уровне в Институте развития образования РТ и Татарском государственном гуманитарном педагогическом университете.

Анализ программ по граждановедению в высших военных учебных заведениях РТ позволяет обнаружить такие их черты, как бесконечная вариативность, активное использование телекоммуникационных сетей, системы Интернет, огромного потенциала новых информационных технологий; насыщенность этих программ вниманием к истории страны и республики, знаниями Конституции, правовыми и политическими знаниями, что в целом определяет политическую грамотность курсантов ввуз РТ. Очень большое внимание разработчики программ, уделяют формированию военных навыков у курсантов, что впоследствии и перерастает в активную гражданскую позицию. К реализации указанных программ тщательным образом готовятся преподаватели, для чего предусматривается как уже было сказано их специальное обучение.

Несомненное значение для отечественной педагогики имеет на наш взгляд то, что под программы по граждановедению подводится солидная научная база, предваряющая их окончательное оформление проведением основательных исследований и апробаций. Это делается для того, чтобы программы содержали реальный потенциал для воспитания активного гражданина, способного уважительно относиться к свободе слова, к соблюдению прав, воспитывали готовность к работе в рамках закона.

Можно констатировать, что в соответствии с принятыми стандартами по гражданскому образованию в РТ создаваемые программы учебных курсов по граждановедению, которые способствуют обеспечению достаточного уровня военной компетентности курсантов высших военных учебных заведений предполагают:

- овладение курсантами терминами, связанными с социальным и политическим устройством страны;

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

- приобретение умения объяснить их и соответственно использовать;

- приобретение умения интерпретировать, объяснять явления или события, происходившие в прошлом и имеющие место в настоящем;

- давать им свою оценку, занимать определенную позицию и защищать свою точку зрения;

- понимать структуру государства и управления;

- иметь объективное представление о структурах ведущих государств мира, их основных законах, взглядах на лидеров на внешнюю и внутреннюю политику);

- воспитание уважения к окружающим, согражданам и государству;

- выработку стремления помочь ближнему и стране, в целом;

- наличие умений практического применения всех выше перечисленных знаний и навыков уже в курсантском возрасте.

При реализации системы гражданского воспитания на практическом уровне разработчики воспитательных систем стараются не упускать из вида и вопрос о балансе знаний и навыков, укореняя в высших военных учебных заведениях идеи о необходимости активного гражданского поведения курсантов.

Богатейшим, неисчерпаемым потенциалом, всегда готовым выступать совместно с высшим военным учебным заведением, быть его надежным партнером и гарантом успеха в деятельности по гражданскому воспитанию курсантов всегда были и остаются: театры; музеи, мемориалы; творческие союзы и объединения писателей, музыкантов, художников, архитекторов в скульпторов, театральных деятелей, кино и т.д., военные комиссариаты; правоохранительные органы; ветеранские организации; средства массовой информации (критический подход); выдающиеся личности страны, республики, области, края, города и т.д.; учреждения и структуры образования, априорно сориентированные на решение задач гражданского воспитания.

Реализация этих направлений и создание необходимых условий предполагает в качестве первых шагов решительное и смелое использование богатейшего опыта гражданского воспитания, творческий поиск и разработку интересных и содержательных новых подходов, форм и методов этой работы, не противоречащих сложившимся традициям и накопленному опыту, внедрение которых способствовало бы созданию и функци-

онированию жизнеспособной и эффективной системы гражданского воспитания.

Чтобы не впасть в прожектерство, необходимо на всех уровнях научного познания и практики постоянно отслеживать реальные изменения в динамике отношений государственных и общественных структур, реальном гражданском потенциале различных сфер социума, в опыте общественных движений и организаций, а также учитывать исторические традиции и менталитет российской гражданственности, общезначимые для нашего времени концептуальные разработки.

По мере того как система отечественного гражданского воспитания станет обретать характер общенационального движения и более отчетливо вскрывать факторы, тормозящие создание условий формирования гражданственности курсантов ввуз, возникнет необходимость осуществления более кардинальных социальных действий, связанных с обновлением общегосударственной законотворческой практики, отражающей позитивную динамику в формировании общественного правосознания. Массовая социальная практика нуждается в комплексных государственно-общественных целевых программах, открывающих новые организационные формы взаимодействия профилирующих государственных и общественных структур, осуществляющих общенациональные и региональные меры направленные на преодоление криминогенных ситуаций в стране, нравственное очищение и профилактику всех видов преступности и правонарушении в производственных и управленческих структурах всех уровней независимо от форм собственности.

В этой связи мы пришли к выводу, что гражданское воспитание курсантов ввуз имеет собственный предмет и сферу применения. А.В. Беляев определяет гражданское воспитание как целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс организации и управления деятельности формируемой личности гражданина по овладению социально-политическим, правовым, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений, целью которого является формирование готовности личности к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности (2000). Данная цель определила основной комплекс задач, представленных на 3-х уровнях: когнитивном -формирование гражданского сознания, гражданской зрелости в социальной структуре и осозна-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

45

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Т.И. Миронова

ние себя как личности в данном обществе; на эмоционально-чувственном - побуждение к принятию демократических ценностей в качестве мотивов поведения, в качестве меры соотношения частных и общественных интересов; на нравственно-волевом - ответственная деятельность гражданина, направленная на общее благо.

Ряд авторов (Л.А. Филимонюк) рассматривает гражданское воспитание в качестве фактора повышения мотивации профессионального самоопределения посредством дисциплин общегуманитарного блока. Эффективным способом развития демократического общества является гражданское образование молодежи, которая должна занимать активную общественную позицию. Особое место в ней занимают патриотические чувства человека.

В то же время в отечественной педагогике и практике не существует целостной модели гражданского воспитания курсантов ввуз в сфере профессионального образования. Интеграция теорий гражданского общества, историко-культурного содержания гражданского идеала, демократических прав и свобод стала культурным основанием для разработки педагогической системы гражданской социализации курсантов высшей военной школы. Учитывая, что данная система реализуется в условиях информационно-коммуникативной культуры современного общества, необходимо выявить и обосновать медийное наполнение профессионального образования, что, в свою очередь, повысит эффективность воспитания гражданственности у курсантов ввуз.

Т.И. Миронова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГОСПИТАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Обучение детей в лечебно-образовательных учреждениях, несмотря на общность, формально организованной структуры учебной деятельности имеет и свою специфику. Говоря об общности учебной деятельности, следует отметить, что современное обучение детей в больничных условиях мало, чем отличается от общеобразовательной школы - оно носит классно-урочный характер со всеми содержательными и организационными особенностями. Вместе с тем, болезненный ребёнок, тем более класс больных детей, требует специальной подготовки учителя и, прежде всего - социально-психологической, для работы с такими детскими объединениями, и, видимо, большей востребованности в будущем реабилитационного обучения, включающего лечебные, физкультурные, психологические и учебные занятия.

Кроме того, обучение детей осуществляется во взаимосвязи с адаптацией к новой социальной среде (медперсоналу, лечебным процедурам, педагогам и сверстникам, изолированности от привычного окружения, комфорта, жёсткий режим и др.). Нередко проходит на фоне стрессов, депрессии, неврозов или конфликтности и фобиях. Медперсонал, ориентированный на излечение, воспринимает этот эмоциональный фон как привычное проходящее явление, по ходу улуч-

шения состояния здоровья. Однако, помимо лечения дети в этот период должны ещё и учиться. Обучение проходит в обычной классно-урочной форме. И, несомненно, весь негативный эмоциональный фон проявляется именно в процессе учебной деятельности. Обычно это проявляется в форме отказов от выполнения учебных заданий, психосоматических защитных реакциях, аутичности, пассивности и др. В связи с этим возникает потребность исследования не только самой феноменологии данных временных лечебно-образовательных групп, но и разработки оптимальных социально-психологических условий, способствующих оптимальному воздействию в системах: «педагог -учащийся»; «учащийся - учащиеся».

Выше перечисленные факты дают основание полагать, что не только условия госпитализации характеризуются депривационностью, но и образовательный процесс в том числе. О возможностях её проявления в образовательном процессе можно судить, когда нарушено межсубъект-но-деятельностное взаимодействие, и у субъектов имеет место отчуждение от образовательной деятельности, рассогласованы связи образовательного процесса, стереотипизировано восприятие ученика учителем, когда «учитель прочно стоит на позициях пренебрежения нуждами «плохого» ученика и не желает (или не умеет) видеть

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© Т.И. Миронова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.