Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА'

СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАДРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОЦЕССЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колгушкин А.И.

В статье представлена модель системы подготовки управленческих кадров современных организаций, приведено понимание важности данного исследования в интересах социальной ответственности бизнеса. Также описана роль и значение процессов профессиональной подготовки для современных организаций как одной из главных задач развития личностно-квалификационного потенциала. Проведен анализ основных элементов системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, определено содержание трех групп факторов повышения социальной эффективности бизнеса и представлено в виде схематического изображения логически выстроенных процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, также автором разработана концептуальная модель развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров и представлена в виде схемы. В статье также представлены результаты проведения анализа практик и методов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров предприятий отечественного и зарубежного опыта, исследована социальная и кадровая политика ряда организаций Московской области в результате чего приведена взаимосвязь между социальной политикой и программами подготовки управленческих кадров как инструмента устойчивого развития организаций. По результатам вышеописанных исследований сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF IN-HOUSE TRAINING OF MANAGERIAL PERSONNEL OF MODERN ORGANIZATIONS IN THE INTERESTS OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

The article presents a model of the management training system for modern organizations, provides an understanding of the importance of this study in the interests of the social responsibility of business. The role and importance of professional training processes for modern organizations is also described as one of the main tasks of developing personal and qualification potential. The analysis of the main elements of the system of intra-company training of managerial personnel was carried out, the content of three groups of factors for increasing the social efficiency of business was determined and presented in the form of a schematic representation of logically built processes of development of the system of intra-company training of managerial personnel, the author also developed a conceptual model for the development of the system of intra-company training management training and is presented in the form of a diagram. The article also presents the results of the analysis of practices and methods for developing the system of in-company training of management personnel of enterprises of domestic and foreign experience, the social and personnel policy of a number of organizations in the Moscow Region is studied, as a result of which the relationship between social policy and management training programs as a tool for sustainable development of organizations is given. According to the results of the above studies, the corresponding conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА»

Система внутрифирменной подготовки управленческих кадров современных организаций в интересах социальной ответственности бизнеса

со см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

Колгушкин Алексей Игоревич

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики, Государственный социально-гуманитарный университет, aleksey_kolgushkin@mail.ru

В статье представлена модель системы подготовки управленческих кадров современных организаций, приведено понимание важности данного исследования в интересах социальной ответственности бизнеса. Также описана роль и значение процессов профессиональной подготовки для современных организаций как одной из главных задач развития личностно-квали-фикационного потенциала. Проведен анализ основных элементов системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, определено содержание трех групп факторов повышения социальной эффективности бизнеса и представлено в виде схематического изображения логически выстроенных процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, также автором разработана концептуальная модель развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров и представлена в виде схемы. В статье также представлены результаты проведения анализа практик и методов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров предприятий отечественного и зарубежного опыта, исследована социальная и кадровая политика ряда организаций Московской области в результате чего приведена взаимосвязь между социальной политикой и программами подготовки управленческих кадров как инструмента устойчивого развития организаций. По результатам вышеописанных исследований сделаны соответствующие выводы. Ключевые слова: внутрифирменная подготовка, управленческие кадры, социальная ответственность бизнеса, система подготовки управленческих кадров, хозяйственная деятельность организации, процессы профессиональной подготовки.

Современные условия экономического развития, связанные с большим количеством ресурсных ограничений, заставляют ученых и практиков по новому оценивать потенциал экономического роста и развития организаций, уделять более пристальное внимание вопросам взаимной социальной ответственности государства, общества и бизнеса. При этом роль управленческих кадров, способных адекватно сложившейся ситуации реагировать на экономические вызовы, неоспоримо растет. В связи с этим подготовка управленческих кадров с использованием современных цифровых технологий вызывает особый интерес, как в части обучения персонала, так и в вопросах модернизации образовательных программ, входного и выходного контроля знаний и умений обучаемых, а также методов обучения. Особое место в обучении персонала играет система внутрифирменной подготовки управленческих кадров, которая является не только инструментом повышения социальной ответственности бизнеса, но и формирует ответственное поведение работников.

Система внутрифирменной подготовки управленческих кадров является важным элементом хозяйственной деятельности организации, поскольку позволяет найти баланс между уровнем социальной ответственности бизнеса и ответственного социально-экономического поведения работников. Этот баланс определяет степень согласованности действий организации и её работников, обеспечивая тем самым кумулятивный синерге-тический эффект для обеих сторон. Для этого целесообразно применение технологий прогнозирования, планирования и организации деятельности работников одновременно с решением задач подбора и подготовки преподавателей и наставников в соответствии с задачами обучения, а также определения ответственности за эффективность и результативность внутрифирменной подготовки.

Вопросам развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров организаций, в частности в интересах повышения социальной ответственности бизнеса уделяется определенное внимание [1,2,3,4,5,6,7,8,9]. При этом исследования носят разноплановый и достаточно разобщенный характер, позволяющий взглянуть на данную проблему с различных сторон. В настоящее время в недостаточной степени рассмотрены проблемы развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров организаций в интересах повышения социальной ответственности бизнеса.

Таким образом, в предлагаемой статье приводится комплексное исследование процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров организаций в интересах повышения социальной ответственности бизнеса. Решение данной задачи позволит не только объективно оценить уровень внутрифирменной подготовки управленческих кадров, но и

определить степень ее влияния на динамику социальной ответственности бизнеса.

Управленческие кадры являются одним из важнейших факторов повышения эффективности деятельности организаций и обеспечения социальной ответственности работников. Сегодня в России наблюдается устойчивое сокращение количества резюме управленческих кадров - на 5% в среднем в апреле-мае 2022 г. в сравнении с началом 2022 г.

Растущая роль и значение процессов профессиональной подготовки для современных организаций стали причиной понимания того факта, что формирование и развитие системы внутрифирменного обучения является одной из главных задач развития личностно-квалификационного потенциала управленческих кадров. Внутрифирменная подготовка должна проводиться под руководством квалифицированных наставников и менторов. Правильно организованная внутрифирменная подготовка способна раскрыть личностно-квалифи-кационный потенциал работников, а также способно помочь эффективно использовать данный потенциал для реализации основных целей деятельности и развития организации.

Нами был проведен анализ основных элементов системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров на основе которого сформулирована авторская трактовка этого понятия как совокупности целей, задач, функций и технологий по формированию и развитию профессиональных знаний, умений и навыков персонала, необходимых для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций, осуществляемых силами и средствами предприятия путем мотивации развития компетенций в сфере выполнения управленческих функций с приоритетной ориентацией на повышение социальной ответственности бизнеса. При этом под социальной ответственностью бизнеса нами понимается обязанность индивидуумов, участвующих в экономических отношениях, соблюдать определенные социальные нормы, которые реализуются в рамках правомерного поведения индивидуумов.

Социальная ответственность бизнеса складывается из социальной ответственности управленческих кадров, которая определяется выбором работниками стратегий ответственного социально-экономического поведения. Социальная ответственность бизнеса определяется удельным весом выбранных и практически реализованных работниками стратегий ответственного социально-экономического поведения по отношению к общему числу реализованных стратегий экономического и социального поведения. Под социальной эффективностью бизнеса следует понимать и степень лояльности работников по отношению к социально-экономической политике организации, а также степень удовлетворенности работников влиянием внутрифирменной подготовки на повышение уровня их социальной ответственности и их социальное положение.

Нами определено содержание трех групп факторов повышения социальной эффективности бизнеса: экономические, социальные и образовательные, а также основные направления развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров как образовательного фактора в повышении социальной ответственности бизнеса: изменение целей и задач обучения; изменение в подготовке преподавателей и наставников; модернизация образовательных программ, входного и выходного контроля обучаемых, методов и технологий

обучения. Логика процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров приведена на рис. 1.

Несение ответственности как I функция управления персоналом [

Факторы повышения социальной ответственности бизнеса (экономические., социальные, образовательные)

Социальная ответственность Социальная ответствен ность

Развитие системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров - постоянное и одновременное повышение эффективности и результативности обучения персонала

Система внутрифирменной подготовки управленческих кадров как образовательный фактор в повышении социальной ответственности и эффективности бизнеса

11

Направления развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в _повышении социальной ответственности бизнеса_

* постановка целей и задач обучения

* улучшение подготовки преподавателей и наставников

* модернизация ооразовательных программ, входного и выходного контроля обучаемых. _методов и технологий обучения_

Рис.1. Логика процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров

Нами была разработана концептуальная модель развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров. Под концептуальной моделью развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров нами понимается совокупность взаимосвязанных элементов, которые формируют базис исследовательского дизайна процессов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, а также системное описание основных направлений повышения социальной ответственности бизнеса. Концептуальная модель позволяет понять и разработать наиболее рациональные и максимально приближенные к требованиям внешней среды практические рекомендации, позволяющие применять систему критериев по оценке личностно-квалификационных качеств управленческих кадров, провести мониторинг состояния процессов социальной ответственности бизнеса, организовать подготовку управленческих кадров для работы применительно к выявленным вызовам для предприятия, создать специализированную структуру, ответственную за обеспечение работы системы внутрифирменной подготовки, разработать комплекс программ развития организаций с точки зрения позиционирования перед целевыми аудиториями результатов социально ответственного поведения управленческих кадров (рис. 2).

Цель системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров

1

[ Задачи и одновременно функции Принципы внутрифирменной подготовки!

системы внутрифирменной подготовки 1 1 1

Преподаватели как субъект обучения кУ

Управленческие кадры как объект 4

обучения 4 ==! Технологии внутрифирменной подготовки

Повышение социальной ответственности работников

Повышение социальной ^ ответственное и бизнеса

Повышение социальной эффективно ст и бизнеса

Рост вероятности ответственного

социально-экономического поведения работников

Рис. 2. Концептуальная модель развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров

Цель системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров - это осознанный процесс по определению потребностей организации в этих работниках, а также мотивов следования работниками стратегий социально-ответственного поведения. Чрезмерность, а также крайности в вопросе выбора мер по повышению

О ГО А П.

ГО гп

о

2

О го 3

со см о см

см

о ш т

X

<

т о х

X

уровня социальной ответственности бизнеса могут мешать рациональной работе системы внутрифирменной подготовки. При этом необходимо сделать обдуманный выбор программ и мероприятий по подготовке управленческих кадров, который бы соответствовал мотивам социально ответственного поведения организации и его работников. С учетом этого построение системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров должно приводить к максимизации личностно-квалификацион-ного потенциала управления путем повышения социальной ответственности и ответственного социально-экономического поведения работников, направленного на повышение социальной эффективности бизнеса.

К задачам и одновременно функциям системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в интересах повышения социальной ответственности бизнеса относятся следующие взаимосвязанные задачи: прогнозирование, планирование организация и проведение внутрифирменной подготовки, включая переподготовку, повышение квалификации, инструктаж и воспитание; анализ, оценка, мониторинг эффективности внутрифирменной подготовки; контроль и регулирование внутрифирменной подготовки; мотивация внутрифирменной подготовки; подбор и обучение преподавателей, из числа работников предприятия и внешних привлекаемых специалистов; ответственность за эффективность и результативность системы внутрифирменной подготовки. Ответственность в данном случае должна быть возложена на высшее руководство организации или должен быть назначен специальный куратор на предприятии, которые бы в полной мере отвечал за развитие внутрифирменной подготовки, используя для этой цели комплекс ресурсов организации.

Нами сформулированы основные принципы внутрифирменной подготовки: ориентации на решение экономических и социальных задач страны; непрерывности обучения, комплексности применения технологий обучения; индивидуального подхода при обучении; эффективности и качества обучения; компетентного выбора преподавателей и наставников; поддержания учебной дисциплины; развития управленческого работника как социально ответственной личности.

Зарубежный опыт

программы внутрифирменной подготовки платны для управленческих работников, их реализация не всегда про зрачна с точки зрения социальной составляющей; акцент на развитие конкуренции между работниками негативно влияет на социальную составляющую процессов внутрифирменной подготовки.

Отечественный опыт

процессы внутрифирменной подготовки не дают запустить социальные лифты и от возможностей карьерного роста ограждены многие талантливые рабочие и служащие, которые потенциально могли стать квалифицированными управленческими работниками; в недостаточной степени развиты волонтерские формы поддержки процессов внутрифирменной подготовки._

британии), а также передовой отечественный опыт внутрифирменной подготовки управленческих кадров. Представлены преимущества и недостатки (рис. 3) зарубежного и отечественного опыта, в части методов, программ, технологий обучения, а также влияния на социальную ответственность бизнеса, которые показывают значительный потенциал и основные направления развития для отечественных систем внутрифирменной подготовки, особенно в аспекте ее цифровизации и нацеленности на реализацию социальной политики.

Кроме того, нами был проведен анализ существующих показателей развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, рассмотрены основные методы оценки эффективности внутрифирменной подготовки. Анализ показал, что в современной практике нет комплексных методов оценки, чье применение позволило бы определить влияния внутрифирменной подготовки на конкретные факторы деятельности организации. Учитывая это, нами предлагаются следующие авторские показатели системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в интересах социальной ответственности бизнеса.

Показатель эффективности внутрифирменной подготовки управленческих кадров равен процентному отношению числа работников, у которых повысилась квалификация к общему числу работников, проходивших обучение. Интервал позитивных значений показателя. В начале и в конце обучения обучаемый проходит компьютерное квалификационное тестирование на основе которого определяются оценки входного Vi и выходного Wi контроля по ьму виду знания, умения. Принимается, что у обучаемого повысилась квалификация, если [^ (число ьых видов знаний)]*100 > 80 %.

Показатель результативности внутрифирменной подготовки управленческих кадров равен процентному отношению числа работников, у которых повысились результаты труда после прохождения обучения к общему числу работников, которые проходили обучение. Интервал позитивных значений показателя. Нами предлагается оценивать результаты труда работника путем анализа степени достижения целевых показателей его деятельности. Пусть ^ - множество позитивных значений ] -го целевого показателя, а г0 и г1 - конкретные значения ] - го целевого показателя соответственно до и после обучения. Результат труда работника повысился после обучения, если соблюдаются два условия:

{[(число г^) : (число всех целевых показателей)]*100} > 80 %;

где (г1 е {[(число г^) где (г1 е

Рис. 3. Недостатки зарубежного и отечественного опыта развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в части влияния на социальную ответственность бизнеса

Нами был проведен анализ лучших практик и методов развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров предприятий США, Японии, Китая и Гонконга, стран ЕС (Германии, Франции, Велико-

(число гЧ)]*100} > 120 %; (г0 е

Показатель развития внутрифирменной подготовки управленческих кадров равен процентному отношению числа позитивных показателей эффективности и результативности за анализируемый период динамики(2, 3, 4 ... N лет) к общему числу показателей. Интервал позитивных значений показателя.

Показатель динамики социальной ответственности работников в результате внутрифирменной подготовки равен процентному отношению числа работников, у которых в результате обучения повысилась социальная ответственность к общему числу работников, которые проходили обучение. Интервал позитивных значений показателя. Факт повышения социальной ответственно-

сти определяется по результатам входного О0 и выходного О1 компьютерного тестирования социальной ответственности обучаемых. Если (Oi >Оо), то у обучаемого социальная ответственность повысилась.

Коэффициент корреляции. Влияние развития внутрифирменной подготовки на повышение социальной ответственности бизнеса предлагается путем расчета коэффициента корреляции между изменением показателей результатов труда и социальной ответственности после обучения. Коэффициент корреляции равен процентному отношению числа совпадений позитивных изменений результатов труда и социальной ответственности после обучения к общему числу обученных работников за отчетный год. Интервал позитивных значений коэффициента корреляции.

Показатель социальной эффективности бизнеса определяется модифицированными для случая влияния внутрифирменной подготовки на социальную ответственность бизнеса, известными в научной литературе тремя индексами. Индекс лояльности NPS показывает, воспринимают ли работники - респонденты опроса социальную политику организации в качестве эталонной и готовы ли они рекомендовать друзьям и знакомым, работающим на других предприятиях, применение положений реализуемой у них социальной политики. Индекс удовлетворенности CSI измеряет степень удовлетворенности работников влиянием внутрифирменной подготовки на повышение уровня их социальной ответственности. Индекс удовлетворенности CSAT определяет влияние результатов обучения работников на их социальное положение.

Нами был разработан механизм развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в интересах повышения социальной ответственности бизнеса. Предназначение механизма (рис. 4), приведенного в виде блоков состоит в структуризации процессов повышения личностно-квалификационного потенциала работников через интеграцию мероприятий обучения и аттестации, что позволяет усилить факторы мотивации ответственного социально-экономического поведения работников.

Теоретические основы и методы комплексной оценки личностно —квалификационного потенциала управленческого работника, включая оценку социальной ответственности

Проектный центр обучения и аттестации

Диагностика параметров работника как входной

контроль и отбор кандидатов для системы внутрифирменной подготовки, включая оценку социальной ответственности

Аттестация управленческих кадров, включая оценку

социальной ответственно сти

Выбор программ и методов , ¡индивидуальной и групповой внутри фирменно й подготовки

Прохождение внутрифирменной подготовки,

включая повышение социальной ответственности

Промежуточный и выходной контроль параметров обучаемых работников, включая оценку социальной ответственно сти

Оценка

эффекта вност

и развития

ф системы

внутрифирме

ннои

подготовки

Рис. 4. Механизм развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров в интересах повышения социальной ответственности бизнеса

Проектный центр обучения и аттестации как организационное ядро механизма развития системы внутрифирменной подготовки, объединяет в своем составе помимо представителей администрации и трудового коллектива преподавателей и наставников из профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нального сообщества, что позволяет ему координировать работу всех блоков механизма. Среди целей Проектного центра-обеспечить удержания наиболее квалифицированных управленческих кадров в организации через поступательное развитие их личностно-квалифи-кационного потенциала и рациональную интеграцию в социальные и карьерные лифты; обеспечить развитие корпоративной культуры и повышения уровня социальной ответственности как управленческих работников, так и самого бизнеса в целом. Функции Проектного центра: обучающая, управления знаниями, формирования социально-ответственного поведения, инновационная.

Аттестация управленческих кадров связана с последовательным решением задач развития организации и обеспечением необходимого уровня социальной эффективности бизнеса. В качестве одной из целей проведения аттестации нужно рассматривать выявление наиболее слабых работников, что необходимо для устранения пробелов их знаний и умений, направления этих работников на внутрифирменную подготовку и прикреплении к ним опытных наставников. Аттестация должна выявить требуются ли дополнительные работники с высоким уровнем личностно-квалификационного потенциала и стать основой для пересмотра их заработной платы.

Диагностика параметров работника как входной контроль и отбор кандидатов для системы внутрифирменной подготовки. Каждый работник, адаптируясь и инте-грируясь в систему управления предприятием неоднократно проходит квалификационные и личностные оценки. Каждая последующая оценка и аттестация, все последствия принимаемых решений, выбранная модель социально ответственного поведения являются базисом для принятия решений о должностных перемещениях работника, решений о повышении его квалификации, трансформации его личностных качеств и отбора кандидатов для системы внутрифирменной подготовки. В свою очередь, личные беседы с экспертами, с руководством, выстроенная система диагностики качества управленческих решений позволяют понять уровень социальной ответственности работника и наметить ряд мероприятий по повышению его в должности.

Выбор программ и методов индивидуальной и групповой внутрифирменной подготовки управленческих кадров, ориентированных на повышение социальной ответственности. Выбор программ и методов индивидуальной и групповой внутрифирменной подготовки определяется выявленными тенденциями и состоянием сферы деятельности организации, его конкурентов, а также сложившимся личностно-квалификационным потенциалом работников. Разработка новых образовательных технологий, присутствие в составе партнеров предприятия высококвалифицированных практиков способно значительно повысить эффективность функционирования системы внутрифирменной подготовки. То же самое, касается методов и технологий повышения уровня социальной ответственности управленческих работников.

Прохождение внутрифирменной подготовки управленческих кадров, включая повышение социальной ответственности в достаточной степени рутинно и особое место в нем должны занимать информационные системы подготовки и принятия решений, которые позволяют моделировать различные управленческие ситуации, а также ситуации выбора только или иной стратегии социально ответственного поведения работником.

О го А J=

< СП

0

1 I

Важно создать систему информационного сопровождения образовательных программ и отдельных ее слушателей для повышения своевременности ознакомления и повышения прозрачности промежуточного и выходного контроля параметров обучаемых.

Промежуточный и выходной контроль параметров обучаемых работников, включая оценку социальной ответственности основывается на интегрированной базе данных и актуализации оценочных средств для улучшения процедур оценок результатов внутрифирменной подготовки управленческих кадров.

Оценка эффективности развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров основывается на мониторинге процессов внутрифирменной подготовки путем применения информационных технологий, формирующих интерфейс взаимодействия преподавателей и обучающихся, что позволяет проводить имитационные тренинги, использовать электронные смарт-учебники, и искусственный интеллект в качестве тьютора.

В современных условиях во все большее значение приобретает разработка эффективной социальной политики предприятия как инструмента обеспечения социальной защищенности управленческих работников, а также выбора рациональных моделей их социально ответственного поведения. В этой связи применительно к процессам внутрифирменной подготовки управленческих работников актуальным становится уточнение основных положений социальной политики по отношению к его устойчивому развитию.

Нами дано авторское определение социальной политики организации в условиях устойчивого развития как инструмента реализации социальной ответственности и формы отражения и закрепления норм и правил ответственного социально-экономического поведения работников. Социальная политика предполагает сохранение и воспроизводство социального и кадрового потенциала на основе принципов социальной справедливости стимулирования результатов труда и улучшения условий труда и быта, позволяющих не только удовлетворить базовые потребности человека, но и обеспечить возможность его личностно-квалификационного развития путем создания благоприятной образовательной и воспитательной среды, гармонизации формальных и неформальных норм и отношений с учетом системы ценностей.

Нами было исследована социальная и кадровая политика ряда организаций Московской области, показана важность использования социальной политики в качестве способа повышения социальной ответственности и формы отражения и закрепления норм и правил ответственного социально-экономического поведения работников, а также концептуальной основы для деятельности проектного центра обучения и аттестации управленческих кадров. Такая позиция в организации деятельности исследуемых организаций позволит рассматривать внутрифирменную подготовку как задачу не только кадровой, но и социальной политики предприятия, а программы подготовки управленческих кадров в интересах социальной ответственности бизнеса использовать как инструмент устойчивого развития организаций. На рис. 5 отражена взаимосвязь между социальной политикой и программами подготовки управленческих кадров как инструмента устойчивого развития организаций. Правильный выбор программы внутрифирменной подготовки по-

высит уровень корпоративного духа, а также сделает социальную ориентацию деятельности организации более фокусированной и ресурсно-содержательной.

Факторы средового влияния на социальную ответственность бизнеса

Необходимость закрепления норм и правил ответственного социально-экономического поведения работников

Кадровая политика

Проектный центр обучения и аттестации

Внутрифирменная подготовка управленческих кадров

Программы подготовки управленческих кадров

Социальная эффективно ст ь бизнеса

Устойчивое развитие организаций

Социальная политика организаци в интересах социальной ответственности бизнеса

Рис. 5. Взаимосвязь между социальной политикой и программами подготовки управленческих кадров как инструмента устойчивого развития организаций

Все вышесказанное подчеркивает важность и необходимость проведения периодического мониторинга результатов развития системы внутрифирменной подготовки на предприятии для изменения социальной ответственности и социальной эффективности бизнеса. Проведение мониторинга позволит руководству организаций рационально и комплексно перейти к построению экономических и социальных задач управления персоналом с точки зрения обеспечения устойчивого развития организаций и осуществления максимально возможного учета факторов внешней и внутренней среды разработки и реализации социальной и кадровой политики организаций.

Итак, важно насытить социальные программы организаций задачами повышения социальной ответственности бизнеса, а также сформулировать предложения по развитию системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров с помощью решения экономических и социальных задач управления персоналом, среди которых особо, например, можно отметить задачу формирования адаптивной стратегии управления и развития персонала через реализацию мероприятий по внутрифирменной подготовке работников с точки зрения понимания основных направлений перспективного функционирования организаций, а также задачу обеспечения условий поддержания позитивного социально-психологического климата через реализацию комплекса образовательных мероприятий, нацеленных на создание межличностных и межгрупповых отношений, способствующих эффективной работе. Наиболее ожидаемым результатом изменения социальной ответственности и социальной эффективности бизнеса для рассмотренных организаций в случае решения задач, обозначенных выше, будет повышение уровня лояльности работников к предприятию и их удовлетворенности работой, что в долгосрочной перспективе повысит качество управленческих решений, а также приведет к росту отдачи вложений в программы внутрифирменной подготовки.

В заключении отметим, что развитие системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров представляет собой процесс постоянного и одновременного повышения эффективности и результативности обучения персонала, который выражается в постановке целей и задач обучения; улучшении подготовки преподавателей и наставников; модернизации образовательных программ, входного и выходного контроля обучаемых, методов и технологий обучения, а также способствует

не только росту личностно-квалификационного потенциала работников, но и существенному повышению социальной ответственности и социальной эффективности бизнеса.

Научный подход к построению и развитию системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров, должен быть основан на определении социальной ответственности бизнеса как многофакторного процесса, использующего систему внутрифирменной подготовки управленческих кадров в качестве инструмента, позволяющего не только сформировать ответственное социально-экономическое поведение работников, но и применить его для построения стратегии устойчивого развития организации, основанной на повышении социальной эффективности бизнеса.

Концептуальная модель развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров организации, ориентирована на повышение социальной ответственности бизнеса и ответственного социально-экономического поведения работников и обеспечивающая необходимый и достаточный уровень социальной эффективности бизнеса. Отличительной особенностью концептуальной модели развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров является комплексное использование: технологий прогнозирования, планирования и организации; инструментов повышения квалификации, инструктажа и воспитания; методов анализа, оценки, мониторинга и контроля эффективности; подбора и обучения преподавателей и наставников в соответствии с задачами обучения; норм ответственности за эффективность и результативность внутрифирменной подготовки. Практическое использование модели оказывает существенное влияние на повышение ответственного социально-экономического поведения работников и социальной ответственности бизнеса.

Авторские показатели оценки системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров социальной эффективности бизнеса определяют эффективность и результативность, характеризующих прирост квалификации работников и результатов их труда, соответственно; развитие системы внутрифирменной подготовки, определяющей степень сопоставимости значений эффективности и результативности; динамику социальной ответственности работников в результате внутрифирменной подготовки; коэффициент корреляции между изменением результатов труда работника и его социальной ответственности после обучения; а также социальную эффективность бизнеса.

Механизм развития системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров организации в интересах повышения социальной ответственности и социальной эффективности бизнеса включает в себя проектный центр обучения и аттестации, объединяющий в своем составе помимо представителей администрации и трудового коллектива, преподавателей и наставников из профессионального сообщества. Помимо проектного центра в структуру механизма включены блоки: мониторинга личностно-квалификационного потенциала работников; отбора кандидатов для обучения; программ и методов индивидуальной и групповой подготовки кадров; контроля знаний, умений и навыков; а также оценки эффективности развития системы внутрифирменной подготовки. Формирование данного механизма выступает в качестве мотиватора ответственного социально-экономического поведения работников.

Определены экономические и социальные задачи управления персоналом, решаемые центром обучения и аттестации при разработке и реализации социальной политики организации, что позволило сформулировать рекомендации по насыщению социальных программ задачами повышения социальной ответственности бизнеса, существенным отличием которых выступают предложения по развитию системы внутрифирменной подготовки управленческих кадров с помощью решения экономических и социальных задач управления персоналом, таких как разработка стратегии управления и развития персонала через реализацию мероприятий по внутрифирменной подготовке работников; обеспечение условий формирования и позитивного социально-психологического климата через реализацию комплекса образовательных мероприятий.

Литература

1. Аникеева О.П., Симонова Л.М. Модели социальной ответственности бизнеса: мировой опыт и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. 2019, №4. С. 72-77.

2. Богданова М.Б., Железовская Г.И. Анализ уровня развитости управленческих компетенций в процессе внутрифирменного обучения // Мир педагогики и психологии. 2019. № 12 (41). С. 91-95.

3. Данилова О. В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика: монография. -Москва: Красная звезда, 2008. - 137 с.

4. Долгорукова И.В. Корпоративная социальная политика современных российских предприятий: социо-лого-управленческий анализ: монография - М.: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2011. - 281 с.

5. Жарова Т.В. Дистанционные технологии в системе внутрифирменного обучения персонала // Управление развитием персонала. 2018. № 2. С. 82-90.

6. Зенина Г.Д., Матяшова В.В., Пшеничникова И.В. Внедрение системы внутрифирменного обучения сотрудников на базе созданного корпоративного учебного центра // Управление строительством. 2018. № 4 (13). С. 102-106.

7. Карпова Т.П. Внутрифирменное обучение как механизм развития человеческого капитала организации // Вестник Международного института рынка. 2019. № 1. С. 50-54.

8. Саградян К.А. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как залог устойчивого развития организации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 668-673.

9. Чернова А.В., Кузнецова Е.Л. Критерии оценки эффективности оптимизации процесса внутрифирменного обучения // Экономика: теория и практика. 2021. № 4 (64). С. 68-74.

The system of in-house training of managerial personnel of modern

organizations in the interests of social responsibility of business Kolgushkin A.I.

State University of Humanities and Social Studies

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article presents a model of the management training system for modern organizations, provides an understanding of the importance of this study in the interests of the social responsibility of business. The role and importance of professional training processes for modern organizations is also described as one of the main tasks of developing personal and qualification potential. The analysis of the main elements of the system of intra-company training of managerial personnel was carried out, the content of three groups of factors for increasing the social efficiency of business was determined and presented in the form of a schematic

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.