логообложения малого предприятия ООО «АйКар», совмещающего на данном этапе своей хозяйственной деятельности два режима налогообложения - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенную систему с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, можно порекомендовать - добровольно отказаться от применения единого налога на вмененный доход и полностью перейти на общую систему налогообложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ: Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117 - ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 405-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.12.2012 № 253-Ф3, от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 07.06.2013 № 131-Ф3, 108-ФЗ, от 23.07.2013 № 198-ФЗ, 248-ФЗ, 212-ФЗ, 213-Ф3, 214-ФЗ, 215-ФЗ).
2. Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.
3. Усольцева И.В., Боровицкая М.В.Условия развития государственного-частного партнерства на примере Самарской области // Молодой ученый. 2013. № 11. С.
481-485.
4. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 20-22.
5. Якупов З.С. Контрольная функция налога во взаимосвязи с другими его функциями // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 171-175.
6. Викулина В.В. Теоретические аспекты налоговой политики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.
2012. № 4 (11). С. 37-40.
7. Акашева В.В., Мамонова Д.В. Особенности системы налогообложения бюджетных организаций и пути ее совершенствования // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.
2013. № 6 (32). С. 129-133.
8. http://www.nalogoved.ru/art/495
9. http://www.rnk.ru/journal/archrves/2010/12/nalogo-voe_admimstriшvame/nalogooЫozheme_malogo_Ыznesa/ kak_alternatrvnaya_sistema_nalogooЫojemya_dlya_subek-tov_malogo_predprinimatelstva146495.phtml.
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF VARIOUS SYSTEMS OF TAXATION ON THE EXAMPLE OF BUSINESS ORGANIZATION
© 2014
S.E. Chinahova, Ph.D., assistant professor of "Accounting, analysis and audit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article discussed the optimization of the taxation system when combined tax regimes. Evaluate the effectiveness of the application of a tax system.
Keywords: tax regimes, tax system, UTII, USN, tax accounting, revenues and expenses, the reporting period, the tax period, taxes, costs, benefits, costs.
УДК 338.49
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА КАЧЕСТВА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2014
О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Т.П. Агуреева, студентка магистерской программы «Учёт, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: К организации контроля предприятия предъявляются качественно новые требования, при этом сегодня особое внимание должно быть уделено системе внутреннего контроля как важнейшей функции системы управления и эффективному функционированию предприятия в целом.
Ключевые слова: процедура проведения аудита качества, стандартизация внутреннего аудита предприятия, аудит, аудит качества, организация внутреннего аудит.
В условиях обострения конкуренции на современном этапе развития общества, актуальным является поиск путей более эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и их стабильного развития на перспективу. Высокое качество реализуемых бизнес-процессов предприятия и выпуск продукции соответствующей международным стандартам это гарант для эффективного функционирования предприятия и вклад в будущее развитие предприятия.
Инструментов эффективного управления, позволяющего добиться повышения качества реализуемых бизнес - процессов предприятия и производства высококачественной продукции является контроль качества состояния процессов производства и своевременное решение возникающих в нем проблем. Контроль качества нацелен на эффективное использование имеющихся у предприятия ресурсов и повышение конечного результата финансово-хозяйственной деятельности, т.е. прибыли.
Контроль качества обусловлен определенными аудиторскими проверками, и современные предприятия проводят аудиторские проверки анализа бизнес-процессов и оценки их соответствия международным стандартам качества, таким как ISO 9001:2008 (Системы менеджмента качества). Кроме того, они также используют процеду-
ру аудита как основу для постоянных улучшений, руководствуясь Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» (от 30 декабря 2008г. № 307-Ф3), а так же международным стандартом ISO 19011:2012 (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента) и другими международными стандартами семейства Intemational Standards on Auditing (ISA).
Проведение аудита качества позволяет руководству предприятия:
узнать о потенциальных проблемах и угрозах прежде, чем они станут явными и принесут ущерб; определить уязвимые места в бизнес - процессах; определить ответственных за принятие корректирующих действия в ходе выявления проблем;
определить результативность управления бизнес -процессами предприятия.
Аудит как метод проверки технической и экономической системы определенным требованиям и нормам известен давно и применяется много десятилетий. На современном этапе развития в области аудиторской деятельности применяются следующие основные виды аудита: финансовый; технологический; экологический; аудит качества. Условия хозяйствования заставляют предприятия ориентироваться на каждый из них, но, как
показывает практика, наиболее востребованным является аудит качества.
Аудит качества - систематический, независимый и документированный процесс получения сертификатов качества. При этом дается объективная оценка с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита [4].
По вышепредставленному определению аудита качества, необходимо дать несколько пояснений.
Во-первых, аудит это систематический процесс, который проводится на предприятиях с определенной, запланированной периодичностью.
Периодичность проведения аудита зависит от востребованности информации, его принадлежности к внутреннему или внешнему виду. Необходимо пояснить что при осуществлении внутреннего аудита предприятие проводит данную проверку своими силами и периодичность его проведения организация устанавливает самостоятельно. При осуществлении внешнего аудита, периодичность аудита устанавливается правилами органа по сертификации.
Во-вторых, независимость аудита, означает, что аудиторы не должны отвечать за результаты работы (документы или процессы), которые они проверяют. Для внутреннего аудита независимость обеспечивается создание рабочей группы аудиторов состоящей из специалистов различных подразделений предприятия. Для внешнего аудита независимость проверки обеспечивается за счет непричастности аудиторов к данному предприятию, приглашение специалистов со стороны.
В-третьих, аудит качества, как и любой другой вид аудита это документированный процесс, в котором все этапы аудита, порядок его проведения, требования к процедуре аудита и результаты его проведения должны быть представлены документально в форме отчета. В качестве рабочих документов аудиторов, которые должны быть приложены к отчету, могут выступать записи, документы или факты выполнения проверки.
В-четвертых, аудит должен проводиться по определенным требованиям, критериям аудита представленных в Федеральном законе РФ «Об аудиторской деятельности» (от 30 декабря 2008г. № 307-Ф3), международном стандарте ISO 19011:2012 (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента), а так же в международных стандартах семейства International Standards on Auditing (ISA).
Таким образом, в качестве критериев аудита могут выступать как внешние нормативные документы (международные стандарты) так и внутренние (ФЗ РФ, процедуры, схемы работ, регламенты и пр.), в которых представлены требования подлежащие проверке.
Аудит качества направлен на выявление причин возникновения несоответствий и угроз в бизнес-процессах предприятия или в произведенных им продуктах (услугах) [8-12]. Отсюда возникает и основная цель аудита качества - сбор объективных свидетельств, которые позволят выявить несоответствия и угрозы в процессах, продуктах (услугах) или системе качества предприятия.
Главный результат, к которому должен приводить аудит качества - это устранение уязвимостей и определение возможностей для эффективного функционирования предприятия и его стабильного развития. Именно поэтому в аудите существенное значение имеют объективные свидетельства и доказательства, которые аудиторы обнаруживают в ходе проведения проверки. Получить такие доказательства можно только в том случае, когда критерии, требования аудита и правила оценки несоответствий стандартам являются четкими и не допускают иного толкования.
В зависимости от объекта проверки, аудит разделяется на следующие виды:
1. Аудит процесса - это оценка качества процесса выполнения работ или операций бизнес - процесса
предприятия. Главная цель данного вида аудита состоит в проверке способности бизнес-процессов обеспечивать требуемое качество результатов его работы.
Основные задачи, решаемые в ходе аудита процесса:
- соблюдение установленных в стандартах требований к процессам, в ходе аудита проверяется выполнение условий реализации процесса, наличие всех необходимых ресурсов (оборудования, персонала и т.п.);
- оценка параметров производительности и качества реализации процесса, оцениваются реальные параметры производительности и качества процесса и их соответствие установленным требованиям в стандартах, правилах и нормах (например, картах процесса или регламентах);
- определение слабых сторон (операций) выполнения процесса, выявление участков процесса или условий выполнения процесса, которые являются уязвимыми и приводят к браку или снижению производительности процесса;
- проверка соответствия процесса установленным схемам, документированным процедурам, нормативным или другим регламентирующим документам, проверка соответствия правилам выполнения процесса;
- проверка целесообразности сопроводительной документации по процессу, позволяет выявить документы, требующие изменений или отмены.
Аудит процесса - оценка шагов и деятельности, которые трансформируют входы в выходы [7].
2. Аудит продукта предназначен для оценки качества продукта или результатов работы по его изготовлению. Главная цель данного вида аудита состоит в подтверждении стабильности характеристик продукта и их соответствия установленным стандартам и требованиям.
Основные задачи, решаемые в ходе аудита продукта:
- проведение контроля качества продукта: производится выборка нескольких образцов произведенного продукта на промежуточной стадии изготовления, или берутся промежуточные результаты работы по изготовлению продукта, и производится их проверка. Этот контроль может проводиться вместе с внутренней выборочной проверкой;
- проверка стабильности процесса производства продукта или выполнения работ: осуществляется за счет контроля результатов работы основного процесса за некоторый период времени (записи о приемке продукции, актам сдачи-приемки работ, замечания в этих актах);
- проверка соответствия продукта или результатов работы установленным стандартам и требованиям, т.е. производиться сравнение параметров готовой продукции (результатов работы) с параметрами, установленными в технических требованиях. Этот вид проверки осуществляется вместе с внутренней приемкой продукции;
- проверка действенности и целесообразности сопроводительной документации по продукту: позволяет выявить документы, требующие изменения или отмены.
3. Аудит системы предназначен для оценки работы всей системы менеджмента качества. Главная цель данного вида аудита состоит в оценке результативности и эффективности работы всей системы менеджмента качества предприятия.
Основные задачи, решаемые в ходе аудита системы:
- оценка фактического состояния системы менеджмента качества: соотношение внедренных требований международных стандартов в области системы менеджмента качества в действующую систему на предприятии;
- выявление несоответствий в работе системы менеджмента качества - в ходе проверки выявляются, какие требования системы не выполняются;
- стимулирование правильного отношения персонала предприятия к требованиям системы менеджмента качества - аудит проводится не только с целью определить, соответствует система менеджмента качества требо-
ваниям или не соответствует, но также и с целью проведения тренинга среди сотрудников направленного на концентрацию их внимания на необходимость работы по документации международных стандартов.
- проверка соответствия инструкций системы менеджмента качества предприятия требованиям стандарта семейства ISO, в ходе аудита проверяется насколько разработанная документация системы качества отражает требования стандарта ISO 9001:2008.
- проверка выполнения мероприятий направленных на корректирующие и предупреждающие действия: проверяется выполнение мероприятий по улучшению, которые были предложены по результатам предыдущего аудита или являются мероприятиями отдельного плана по улучшению работы системы менеджмента качества.
В зависимости от направления проверки, аудит подразделяется на следующие виды:
1. Горизонтальный аудит - проводится по одному процессу от его начала до его завершения.
2. Вертикальный аудит - проводится по взаимосвязанным процессам, в случае обнаружения привязки одного процесса к другому аудиторская проверка распространяется на все прилегающие процессы.
3. Аудит в прямом направлении - следует за естественным ходом процесса, последовательностью производства продукции предприятием.
4. Аудит в обратном направлении - проверка уже проделанной работы.
Согласно стандарту ISO 19011:2012 в котором представлены руководящие указания по аудиту систем менеджмента выделяют следующие типы аудитов систем качества:
1. Сертификационный аудит (аудит для сертификации системы качества), который, в свою очередь, подразделяется на:
- обязательный (принудительный) аудит - получение сертификата и занесение предприятия в общий регистр;
- аудит, проводимый по просьбе клиента (потребителя) квалифицированными аудиторами со стороны;
- аудит, проводимый по требованию сертификационного агентства (регистратора).
2. Внутренний аудит качества, который в свою очередь может подразделяться на:
- аудит, проводимый группой аудиторов состоящей из специалистов различных подразделений предприятия;
- аудит, проводимый высшим руководством (генеральным директором) для выяснения состояния дел внутри и вне предприятия;
- аудит, проводимый аудиторами сторонних организаций на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2008 (Системы менеджмента качества)
3. Внешний аудит системы качества, который проводится у поставщика.
Аудит качества, рассматриваемый в международном стандарте ISO 19011, является инспекционной проверкой именно системы качества, а не продукта. В ходе такой проверки системы менеджмента качества завершающей процедурой является получение сертификатов соответствия предприятия международным стандартам и выход его на новый уровень развития.
Процедура проведения аудита качества на производственных предприятиях уникальна и разнообразна. Руководители предприятий совместно с аудиторами согласовывают и составляют собственную процедуру проверки бизнес-процессов руководствуясь международными стандартами ISO 9001:2008, ISO 19011:2012, стандартами семейства International Standards on Auditing (ISA) в области проведения аудиторских проверок, а так же Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности».
Основным моментом при проведении аудита является проверка соответствия документов.
До начала проведения аудита группа специалистов (аудиторов) должна подготовить скудеющий пакет документов:
- план аудита, в котором будет указано название проверяемых объектов (процессов), квалификация аудиторов, основа проведения аудита (плановая или внеплановая проверка и т.д.), порядок документальной отчетности о результатах аудита;
- программа аудита, в которой приводится перечень документов подлежащих проверке (справочник по качеству, методологические и рабочие инструкции, внутренние стандарты предприятия (СТП) и чертежи, технические условия, документация по испытаниям и т.д.), дается перечень объектов (процессов), в которых производится проверка, с указанием времени проверки и данных о сопровождающем;
- чек-листы, в которых формулируется основной перечень вопросов для проведения бесед аудиторов с работниками предприятия.
Организация проведения аудита
-Составление графика аудит, планирование сроков аудита; -Создание рабочей группы по аудиту, оценка компетентности аудторов; -Определение перечня документов и процессов подлежащих проверки;
-Сбор полной информации об исследуемом объекте.
ж
Подготовка к проведению аудита на месте
-Подготовка плана аудита;
-Распределение работ между членами группы
аудиторов;
-Подготовка рабочих документов подлежащих проверке.
Ж
Проведение аудита
-Проведение предварительного совещания; Выполнение анализа документов и процессов во время проведения аудита;
Обмен информацией между аудиторами;
-Сбор и верификация информации._
X
Подготовка и рассылка отчета по аудиту
-Подготовка заключений по результатам аудиторов; -Проведение заключительного совещания; Подготовка отчета (заключения) по результатам аудита;
Рассылка отчета.
I
Завершение аудита
-Представление владельцами процесса информации о результатах поиска коренных причин возникновения проблем;
-Предложения по корректирующим воздействиям; Постановка сроков выполнения мероприятий._
Действия по результатам аудита _(если требуются)_
-Реализация предложенных корректирующих действий;
-Проверка и оценка результативности мероприятий.
Рисунок 1 - Процедура проведения аудита качества
В ходе проведения аудита специалистами разрабатывается следующий пакет документов:
- протоколы проведения бесед с работниками предприятия, в которых аудитор фиксирует место и время проведения беседы, данные аудитируемых; заносит в протокол результаты беседы и осмотра. Так же все указанные данные можно фиксировать в чек-листах.
- протоколы отклонений, в которых дается оценка
обнаруженных отклонений в процессах и, приводятся предполагаемые причины несоответствий; составляются на основе протоколов бесед, сообщений о процедуре работы персонала предприятия, проверки корректирующих мероприятий;
- рабочие документы, которые прикладываются к аудиторскому заключению, где аудитор фиксирует фактическое состояние процесса, выявленные отклонения и их причины; рассматривает значимость отклонений (оценку).
Анализ документов при проведении аудита завершается оформлением письменного отчета о предварительной проверке, в котором указываются выявленные замечания и несоответствия, а также, при необходимости указывается обоснование проведения данного аудита на предприятии для снятия неясных (спорных) вопросов.
Итоговый отчет по аудиту качества (аудиторское заключение) должен содержать: подробности плана аудита; точные данные сотрудников, проводивших аудит; перечень документов, на основании которых проводился аудит; обнаружение несоответствий и отклонений; мнение группы аудиторов по вопросам проверки качества соответствующих документов и процессов. Отчет аудитора является конфиденциальным документом и передается руководителю предприятия, а также ответственным лицам проверенных подразделений.
После устранения отмеченных в отчете несоответствий руководство предприятия может повторно направить группу аудиторов на проверку доработанных документы и устраненных проблем в бизнес - процессах для возобновления работ по их оценке. Выполнение работ по повторному анализу документов оформляется дополнительным заключением о результатах проверки и пакетом рабочих документов разработанных в ходе проведения аудита.
В ходе изучения и обобщения материалов, рассмотренных в международных стандартах, законах и правилах мы разработали собственную процедуру проведения аудита качества бизнес-процессов на производственном предприятии (рисунок 1).
При проведении процедуры аудита качества рабочая группа специалистов должна учитывать принципы аудита, содержащиеся в стандарте ISO 19011 соответствующие подразделы которых представлены на рисунке 2.
• Сбор свидетельств
• Результаты
• Заключения
• Отчет по аудиту
Доказательства, основанные на фактах
Независимость
• Отбор аудиторов
• Распределение работ
• Последующие действия
в области качества предприятия, требованиям ИСО 9001:2008, ИСО 19011, а также требованиям, разработанным самой организацией. Результаты аудита можно и нужно использовать в качестве рекомендаций по улучшению конкретных бизнес-процессов и всего предприятия в целом.
Практика проведения аудиторских проверок в организациях показывает, что аудит обладает огромным потенциалом и может служить мощным инструментом повышения эффективности деятельности предприятия. Поэтому совершенствование процесса аудита качества на сегодняшний день является, несомненно, важной и актуальной задачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 (МС ISO 9000:2008). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2009.
2. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (MC ISO 9001:2008). Система менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2009.
3. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества - Введ. 201302-01. - М.: ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» 2013.
4. Rick Hayes Principles of Auditing : An Introduction to International Standards on Auditing (2nd Edition); ФРГ, Бонн - Москва, 2004.
5. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
6. Макарова, И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // АУДИТОР. - 2012. - № 11.
7. Рассел, Дж. П. Подготовка и структурирование отчета по аудиту / Дж. П. Рассел // Методы менеджмента качества. - 2008. - №5.
8. Сахчинская Н.С. Аудит аспектов учётной политики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 99-107.
9. Мамушкина Н.В. Внутренний аудит как эффективный метод управления организацией // Вестник НГИЭИ. 2013. № 1 (20). С. 48-63.
10. Парамонова Л.А. Внутренний аудит в системе внутреннего контроля сервисно-ориентированных организаций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 184-189.
11. Давыдова Л.Н., Штригель Е.Э. Внутренний аудит в системе управления самообучающимся университетом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 62-66.
12. Винокурова А.Ю. Особенности аудита малых предприятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 119-123.
• Команда по аудиту
• План аудита
• Рабочие документы
• Вступительное совещание
• Отчет по аудиту
• Распространение отчета
• Личные качества
Этичное поведение
Принципы ^
\ / Беспристрастность
7 аудита < ^
• Отчет по аудиту
• Личные качества
/ \ • Оценивание аудиторов
Должная профессиональная тщательность
• Отчет по аудиту
• Требования к аудиторам
• Результаты
• Заключения
Рисунок 2 - Принципы аудита, сформулированные в стандарте ISO 19011
Таким образом, рассмотрев систему аудита качества, в качестве вывода можно отметить, что внутренние аудиты (проверки) являются высшей формой контроля руководства над системами менеджмента качества предприятия. Они проводятся для того, чтобы определить уровень соответствия деятельности и результатов
O.V. Schneider, candidate of economic Sciences, associate Professor, Professor of the Department
"Accounting, analysis and audit" T.Y. Agureeva, student of the master program "Accounting, analysis and audit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation-. For the organization of the control of the enterprise are qualitatively new requirements, while today the special attention should be paid to the internal control system as the most important functions of the control system and the
effective functioning of the enterprise as a whole. Keywords. audit procedure of quality, standardization internal audit companies, audit, quality audit, organization of
internal audit.