Научная статья на тему 'Система внешнего финансового контроля'

Система внешнего финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
995
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / АУДИТОРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / EXTERNAL FINANCIAL CONTROL / FUNCTIONS OF CONTROL / AUDITED FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко В. И.

Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без финансового контроля. В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, достаточно велико. В статье раскрыты основные звенья внешнего финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF EXTERNAL FINANCIAL CONTROL

Financial system of the society and as a whole and it's separate steps — typical complex systems, management of which is impossible without financial control. Currently the amount of institutions, allowed to perform control of companies and organisations, is quite high. The article elaborates on the mains steps of external financial control.

Текст научной работы на тему «Система внешнего финансового контроля»

ЭКОНОМИКА

СИСТЕМА ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В.И. БОБОШКО, доктор экономических наук, доцент v.boboshko@mail.ru 08.00.12 - Бухгалтерский учет, статистика

Аннотация. Финансовая система общества в целом и отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без финансового контроля. В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, достаточно велико. В статье раскрыты основные звенья внешнего финансового контроля.

Ключевые слова: Внешний финансовый контроль, функции контроля, аудиторский финансовый контроль

SYSTEM OF EXTERNAL FINANCIAL CONTROL

V.I. BOBOSHKO, PhD, associate professor

Annotation. Financial system of the society and as a whole and it's separate steps — typical complex systems, management of which is impossible without financial control. Currently the amount of institutions, allowed to perform control of companies and organisations, is quite high. The article elaborates on the mains steps of external financial control.

Keywords: External financial control, functions of control, audited financial control

Системы внешнего финансового контроля состоят из трех основных звеньев: государственный финансовый контроль, негосударственный аудиторский контроль (независимый аудит) и общественный контроль.

Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.

Инструментом финансового контроля государства в финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и другие.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах

производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:

проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств;

выявление резервов роста финансовых ресурсов государства;

проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств: Ф обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;

% контроль за происхождением государственных средств в сфере денежного обращения;

% проверка выполнения международных финансовых обязательств государства;

% экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона;

% финансовая экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы государственных средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;

ЭКОНОМИКА

♦ предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

♦ сотрудничество с органами государственного финансового контроля иностранных государств и международными организациями, занимающими -ся вопросами государственного финансового контроля;

♦ подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества. Государственному финансовому контролю подлежат:

♦ органы государственной власти (в том числе их аппараты);

♦ государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;

♦ предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

государственные бюджетные и внебюджетные фонды;

♦ органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;

общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот преимуществ;

предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой системы органов государственного финансового контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.

Особо следует подчеркнуть, что в обществе, построенном на демократических принципах, в частности

на принципе разделения властей, деятельность государственного финансового контроля охватывает не только потребности органов исполнительной власти в финансовом контроле, но и потребности контроля общества за деятельностью самой исполнительной власти, прежде всего в финансовой сфере.

В демократическом обществе контроль за деятельностью исполнительной власти в материально-финансовой сфере возлагается на представительные органы власти. Он предусматривает, в частности, выполнение следующих функций:

♦ контроль источников поступления бюджетных ресурсов;

♦ контроль расходования бюджетных ресурсов;

♦ контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации и национализации;

♦ контроль использования средств внебюджетных фондов и счетов;

♦ контроль за обращением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

♦ контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;

♦ пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации лазеек в действующем законодательстве.

Как правило, определенную часть перечисленных функций представительные органы осуществляют опосредованно через специальный институт государственного финансового контроля — счетные палаты. Счетные палаты действуют независимо от исполнительной власти, осуществляя внешний контроль за ее деятельностью.

Существование органов внешнего государственного финансового контроля (счетных палат) не препятствует созданию исполнительной властью собственных органов административного контроля. Основное назначение таких органов — повысить эффективность деятельности исполнительной власти.

Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции.

Различные государственные ведомства, имеющие вертикальную структуру управления, для контроля за подведомственными организациями, как правило, организуют собственный внутриведомственный контроль.

Органы государственного финансового контроля можно классифицировать по следующим признакам:

♦ по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;

♦ по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;

♦ по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;

♦ по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке. Государственный финансовый контроль в условиях

демократического общества и рыночной экономики — это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.

Помимо государственного в странах с рыночной экономикой широко используется такая форма финансового контроля за финансово — хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и учреждений, как аудиторский финансовый контроль.

Назначение аудиторского финансового контроля — удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки в целях оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские фирмы или частные профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. Аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта.

Основные заказчики аудита — предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организа-

ЭКОНОМИКА

ции, биржи, фонды) и объединения собственников (учредителей, акционеров), а объекты проверки — собственность акционеров и инвесторов.

Государство также часто выступает заказчиком аудиторского контроля, привлекая независимые аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведение финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным.

Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Поскольку в демократическом обществе важное значение придается неуклонному соблюдению принципа свободы слова, то большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений. Нередко деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность является важнейшим принципом работы.

Таким образом, все звенья системы внешнего финансового контроля имеют одну основную цель — составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае — о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

Литература

1. Бобошко В.И. Контроль и ревизия: Учеб. пособие // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие // Под ред. М.В. Мельник. М.: УМО: Инфа-М, 2012.

3. Волков А.Г., Чернышева Е.Н. Контроль и ревизия: Учеб. пособ. // М: Гуд. Центр ЕАОН, 2011.

4. Герасимова Е.Б., Мельник М.В. Основы банковского аудита. М.: Форум, 2011.

5. Макоев О.С. Контроль и ревизия: Учеб. пособие // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.