Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петухова Марина Вениаминовна, Шкенев Александр Владимирович

В статье рассматривается система социальной защищенности сотрудников ФПС ГПС МЧС России. Авторы проанализировали основные факторы социального риска и систему социальной защищенности сотрудников ФПС в целях дальнейшей оптимизации управления, направленного на повышение ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петухова Марина Вениаминовна, Шкенев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT SYSTEM FOR SOCIAL SECURITY OF FFS PERSONNEL OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

PURPOSE. The article deals with the main social risks concerning the personnel of the Federal Fire Service (FFS) of State Fire Service (SFS) of EMERCOM of Russia under current circumstances, and defines the system for managing social security of the personnel of territorial bodies of the FFS of SFS of EMERCOM of Russia. METHODS. The authors have applied the comparative analysis method of the developed legal framework which is the basis for social security of FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia. FINDINGS. Generalizations have been made and the social security system for FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia has been defined. RESEARCH APPLICATION FIELD. The authors have analyzed the basic factors of social risks and the system of social security for FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia in order to optimize management directed at increasing the system efficiency. CONCLUSIONS. The application of the existing system should contribute to social security efficiency enhancing of FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ»

УДК 369+614.842.83.073.1 DOI 10.25257/FE.2019.2.47-51

ПЕТУХОВА Марина Вениаминовна

Кандидат исторических наук, доцент Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: m.petuhova@academygps.ru

ШКЕНЁВ Александр Владимирович

Главное управление МЧС России по Владимирской области,

Владимир, Россия

E-mail: sasha.skenev@mail.ru

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЁННОСТЬЮ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ

В статье рассматривается система социальной защищённости сотрудников ФПС ГПС МЧС России. Авторы проанализировали основные факторы социального риска и систему социальной защищённости сотрудников ФПС в целях дальнейшей оптимизации управления, направленного на повышение её эффективности.

Ключевые слова: система социальной защищённости, социальный риск, интенсивность риска, индикаторы социального риска, социальное обеспечение, гарантии, компенсации, механизм реализации.

Профессиональная деятельность сотрудников ФПС ГПС МЧС России (далее сотрудников ФПС) непрерывно связана со значительными физическими и нервно-психическими нагрузками, вызванными высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранностью материальных ценностей, необходимостью принятия решения в меняющихся условиях при недостатке времени [1].

Рассматривая социальное положение сотрудников ФПС в современном обществе, нельзя обойти вниманием вопрос о социальных рисках, сопутствующих профессиональной деятельности в противопожарной службе, а также прямо или косвенно воздействующих на социальное самочувствие родных и близких сотрудников ФПС.

Социальные риски подразумевают «меру ожидаемого последствия определённого явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничение экономической самостоятельности и социального благополучия», «учёт и регулирование социальных факторов и последствий, которые нежелательны, социально неприемлемы, угрожают жизни и здоровью людей» [2].

Понятие «социальный риск» в настоящее время выходит на первый план в области управленческой деятельности, которая связана с опасностями, угрожающими стране, обществу и человечеству в целом. Управлять социальными рисками, воздействуя на причины, их порождающие, можно путём снижения влияния причинно-следственных связей.

Оценка риска включает определение вероятности вреда, тяжести последствий и производится

путём выявления факторов риска, их интенсивности, размера ущерба. Под фактором риска понимается источник происхождения опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека или социальной группы [3].

Под интенсивностью риска понимается вероятность возникновения опасности в заданный промежуток времени, т. е. число рассматриваемых случаев (например, гибели сотрудников, заболеваний и т. п.) в единицу времени, отнесённых к численности группы.

Размер ущерба характеризуется перечнем результативных показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Индикаторы социального риска - показатели, свидетельствующие о его наличии или вероятности наступления. Индикаторами социального риска могут выступать как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие особенности профессиональной деятельности и условия труда, взаимоотношения между коллегами и с населением, удовлетворённость человека занимаемой должностью и сопутствующими ей профессиональными обязанностями, правовой защищённостью, внутрисемейными отношениями и др. [4].

Социальные показатели ущерба - это показатели смертности либо последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам.

© Петухова М. В., Шкенёв А. В., 2019

47

Экономические показатели ущерба - это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищённости людей, а экономические позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

В профессиональной деятельности сотрудников ФПС имеется множество факторов социального риска (экономических, юридических, информационных, социально-психологических, организационных и др.), которые, в свою очередь, влекут за собой существование различных социальных проблем. Причины этого лежат в специфике деятельности ФПС ГПС МЧС России, заключающейся в повышенной опасности для физического, психологического и материального благополучия сотрудников ФПС, их родных и близких.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ

1. Семейное положение сотрудника ФПС и характер внутрисемейных отношений. Семья сотрудника - это своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника ФПС от семьи и может привести к нежелательному конфликту в семье и даже распаду.

2. Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника ФПС. Качество жилищно-бытовых условий жизни, а также наличие собственного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей.

3. Финансовое положение сотрудников ФПС (семьи сотрудника ФПС). Средний доход на всех членов семьи сотрудников ФПС не всегда дотягивает до среднего уровня по региону.

4. Условия труда. Сотрудники ФПС вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности в различных тяжёлых условиях (в ночное время, в условиях низких и высоких температур, в задымлённой и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений и стихийных бедствий).

5. Интенсивность труда. Как правило, сотрудникам ФПС реагирующих подразделений приходится нести круглосуточное дежурство, они имеют ненормированный рабочий день (неделю), выполняют сверхурочные работы.

6. Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников ФПС. Одним из требований, предъявляемых к сотрудникам ФПС при устройстве на службу и в ходе её прохождения, является состояние здоровья и уровень физической подготовки.

7. Стрессогенность профессиональной деятельности. Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников ФПС связана с постоянным состоянием ожидания опасности, неизвестности, что приводит к стрессам и, как следствие, к истощению нервной системы. Интенсивные экстренные и длительные физические нагрузки вызывают усталость, переутомление и приводят к нарушению межличностных связей, возникновению конфликтности на службе и дома.

8. Правовая защищённость, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников. Правовые гарантии и льготы для сотрудников ФПС, закреплённые в российском законодательстве, в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются не на должном уровне.

Перечисленные факторы социального риска наглядно показывают отличительные особенности, присущие только сотрудникам ФПС.

Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести не только к ухудшению социального самочувствия сотрудников ФПС, но и к снижению пожарной безопасности в нашей стране.

Социальная защита в системе МЧС России призвана обеспечивать минимум условий, необходимых для процесса успешной профессиональной деятельности и социального функционирования сотрудников ФПС и членов их семей [5].

Смысл и назначение социальной защиты личного состава состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять защиту и поддержку объективно нуждающихся в этом сотрудников ФПС и членов их семей.

Система социальной защиты в ФПС ГПС МЧС России должна состоять из элементов, воздействующих на конкретный риск соответствующими механизмами при наличии особенных для каждого случая организационных и экономических основ. Каждому риску должны быть противопоставлены меры компенсирования, минимизирования и блокирования его вредного воздействия, наполненных экономическим содержанием [6].

Существующая система управления социальной защищённостью сотрудников ФПС в территориальных органах МЧС России представляет собой сложную и взаимосвязанную систему.

Главенствующая роль в обеспечении социальных гарантий возлагается на начальников территориальных органов и руководителей пожарно-спасатель-ных подразделений.

Непосредственную реализацию социальной защиты в подразделениях осуществляют кадровые органы совместно с юридическими, финансово-экономическими, тыловыми подразделениями и др.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ СОТРУДНИКОВ ФПС ГПС МЧС РОССИИ [7]

1. Нормативно-правовая форма осуществляется кадровыми и юридическими подразделениями посредством проведения консультаций и разъяснительной работы по вопросам реализации социальных гарантий.

2. Организационная форма представляет собой совокупность способов и приёмов аккумулирования и распределения средств на цели социального обеспечения. В территориальных органах МЧС России организована работа социальных комиссий, на которые возложена функция подготовки предложений руководителю по оказанию дополнительной помощи сотрудникам ФПС, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и определению размеров поощрительных выплат, установлен порядок обеспечения личного состава вещевым имуществом, медицинским и санаторно-курортным обеспечением.

3. Социально-психологическая форма направлена, прежде всего, на выявление конфликтных ситуаций в коллективе и семье, причин неудовлетворённости прохождением службы в ФПС ГПС МЧС России и принятие своевременных и действенных мер по их устранению. Психологами ежегодно проводятся социологические исследования среди сотрудников ФПС, в пожарно-спасательных подразделениях функционируют комнаты психологической разгрузки.

4. Информационная форма заключается в доведении до сотрудников ФПС на единых днях информирования, в ходе встреч руководства с личным составом, размещении на официальных сайтах информации о социальных гарантиях, порядке и возможностях получения различных видов социальной поддержки.

5. Финансово-экономическая форма помощи представляет собой процедуру финансового планирования, расходования и контроля эффективности затрат на реализацию социальных обязательств перед сотрудниками ФПС, осуществление непосредственной финансовой помощи.

Правовое закрепление порядка и правил предоставления установленных льгот, гарантий и компенсаций, обязанностей должностных лиц в данной сфере, а также контроль за выполнением должностными лицами обязанностей по обеспечению социальной защиты и юридическая ответственность за её непредставление являются условиями функционирования механизмов реализации системы социальной защищённости [8]:

ЛИТЕРАТУРА

1. Марьин М. И., Соболев Е. С. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных // Психологический журнал. 1990. Т.11. № 1. С. 102-108.

2. Агеева Е. В., Беженцева Э. А. Управление социальными рисками. Учебное пособие. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 106 с.

1. Нормативное закрепление за должностными лицами обязанностей по обеспечению личного состава социальными гарантиями.

2. Установленные сроки, порядок и условия получения сотрудниками ФПС социальных гарантий, льгот и компенсаций с учётом имеющихся норм предоставления.

3. Единый порядок обращения сотрудников ФПС для получения различных видов помощи с подтверждением права на получение.

4. Применение принципа открытости и гласности при предоставлении мер социальной поддержки, предоставление социальной комиссии права для принятия таких решений (принцип коллегиальности).

Нацеленность (адресность) выражается в концентрации мер социальной защиты, направленных наиболее нуждающимся сотрудникам (конкретной группе или одному сотруднику ФПС) [9].

Предметность (конкретизация) представляет собой выраженный в стандартах и нормативах уровень гарантий (услуг, пособий, выплат и др.) установленного качества, обеспечиваемый за счёт средств федерального бюджета.

Под стандартами и нормативами понимается обоснованный уровень удовлетворения материальных и социальных потребностей сотрудников ФПС, который необходим для их нормальной служебной деятельности и жизни.

Качество социального обеспечения характеризуется эффективностью оказания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи нуждающимся сотрудникам ФПС, в целях улучшения условий жизнедеятельности в зависимости от конкретных жизненных ситуаций и индивидуальных потребностей.

Система управления социальной защитой в МЧС России учитывает множество факторов социального риска, возникающих вследствие профессиональной деятельности сотрудников ФПС. Используемые механизмы реализации социальной защиты обеспечивают её стабильность и устойчивость эффективного функционирования.

Обеспечение личного состава социальными гарантиями и поддержание достойного уровня жизни в современных непростых социально-экономических условиях становится одним из приоритетных направлений деятельности руководителей территориальных органов МЧС России.

Существующая система учитывает различные социальные потребности сотрудников ФПС в территориальных органах и отвечает интересам службы в ФПС ГПС МЧС России.

3. Зубков В. И. Социологическая теория риска. Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003. 230 с.

4. Гаврилов К. А. О конструировании понятия «риск» в социологии // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2007. № 24. С. 60-80.

5. Тарент И. Г. Юдников С. А. Система социальной защиты населения в Российской Федерации. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Ногинск.: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. 160 с.

6. Черкасская Г. В. Особенности системы социальной защиты как объекта управления // Экономика и управление. 2012. № 3. С. 88-92.

7. Тумайкина И. В., Самыгин С.И., Косьянов В. В., Магомедов М. Г., Кротов Д. В., Демкина Е. В., Гнатюк М. А, Аленуров Э. А. Теория и методика социальной работы. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 205 с.

8. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Технология социальной работы. М.: Юрайт, 2016. 557 с.

9. Шимановская К. А, Тяпкина Т. Ю, Козловская Д. И. Сущность, направления и функции социальной защиты населения Российской Федерации // Сборник научных трудов «Организационно-административная деятельность в системе социальной защиты населения». М.: ИТМ «Перспектива», 2016. С. 46-52.

Marina PETUKHOVA

Ph.D. in History, Associate Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

E-mail: m.petuhova@academygps.ru

Alexander SHKENEV The Main Directorate of EMERCOM of Russia for Vladimir Region, Vladimir, Russia E-mail: sasha.skenev@mail.ru

MANAGEMENT SYSTEM FOR SOCIAL SECURITY OF FFS PERSONNEL OF STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

ABSTRACT

Purpose. The article deals with the main social risks concerning the personnel of the Federal Fire Service (FFS) of State Fire Service (SFS) of EMERCOM of Russia under current circumstances, and defines the system for managing social security of the personnel of territorial bodies of the FFS of SFS of EMERCOM of Russia.

Methods. The authors have applied the comparative analysis method of the developed legal framework which is the basis for social security of FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia.

Findings. Generalizations have been made and the social security system for FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia has been defined.

Research application field. The authors have analyzed the basic factors of social risks and the system of social security for FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia in order to optimize management directed at increasing the system efficiency.

Conclusions. The application of the existing system should contribute to social security efficiency enhancing of FFS personnel of SFS of EMERCOM of Russia.

Key words: social security system, social risk, risk intensity, social risk indicators, social provision, guarantees, compensations, implementation mechanism..

REFERENCES

1. Marin M.I. Sobolev E.S. The study of the impact of working conditions on the functional state of firefighters. Psikhologicheskii zhurnal, 1990, vol.11, no. 1, pp. 102-108. (in Russ.).

2. Ageeva E.V., Bezhentseva E.A. Upravlenie sotsialnymi riskami [Social risks Management]. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2017. 106 p.

3. Zubkov V.I. Sotsiologicheskaya teoriya riska [Sociological Theory risk]. Moscow, RUDN Publ., 2003. 230 p.

4. Gavrilov K. A. On the design of the concept of "risk" in sociology. Sotsiologiya: metodologiya, metody, matematicheskoe modelirovanie (4M), 2007, no. 24. pp. 60-80. (in Russ.).

5. Tarent I.G. Yudnikov S.A. Sistema sotsialnoy zashchity naseleniya v Rossiyskoy Federatsii [The System of Social Protection of the Population in the Russian Federation]. Noginsk, Noginskiy fil. RANKhiGS Puibl., 2015. 160 p.

6. Cherkasskaya G.V. Features of the Social Protection System as a Management Object. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 3, pp. 88-92. (in Russ.).

7. Tumaykina I.V., Samygin S.I., Kosyanov V.V., Magomedov M.G., Krotov D.V., Demkina E.V., Gnatyuk M.A., Alenurov E.A. Teoriya i metodika sotsialnoy raboty [Social Work Theories and Methods]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2018. 205 p.

8. Firsov M.V., Studenova E.G. Tehnologiya sotsialnoy raboty [The technology of social work]. Moscow, Urait Publ., 2016. 557 p.

9. Shimanovskaya K.A., Tyapkina T.Yu., Kozlovskaya D.I. The essence, directions and functions of social protection of the population of the Russian Federation. Sbornik nauchnyh trudov "Organizatsionno-administrativnaya deyatelnost v sisteme sotsialnoi zashchity naseleniya" [Digest of scientific papers "Organizational and administrative activities in the system of social protection of the population]. Moscow, Perspektiva Publ., 2016, pp. 46-52.

© Petukhova M., Shkenev A., 2019

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.