Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / FORESIGHT-ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОТРАСЛИ / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / ENTERPRISE ECONOMIC POTENTIAL / BALANCED SCORECARD (BSC) / FORESIGHT TECHNOLOGY / INDUSTRY LIFE CYCLE / VALUE-BASED MANAGEMENT / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головкин Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена проблемам совершенствования инструментов управления и долгосрочного планирования устойчивого развития предприятий промышленности в условиях турбулентной среды функционирования и вызовов четвертой промышленной революции. Основная задача исследования заключается в формировании комплекса методов стратегического управления, обеспечивающих повышение экономического потенциала предприятий отрасли и их конкурентоспособность на глобальных рынках. Автор предлагает систему управления промышленными предприятиями, базирующуюся на интеграции концепции экономического потенциала и современного инструментария управления: сбалансированной системы показателей (BSC), технологии foresight, концепций жизненного цикла отрасли, бенчмаркинга и управления стоимостью. Отличие от известных подходов заключается в том, что интегрированная система управления позволяет снять ограничения применения отдельных инструментов и добиться общего синергетического эффекта от использования преимуществ разрозненных методов в одной системе. Система сбалансированных показателей опирается на положения концепции экономического потенциала предприятий, в соответствии с которой выделены 6 перспектив BSC (производство, кадры, финансы, инновации, маркетинг, организация и управление), в рамках каждой из которых ведется отбор трех наиболее важных показателей, характеризующих ресурсы, компетенции и возможности. Выбор показателей осуществлен на основе бенчмаркинга (для поиска лучшего отраслевого опыта), foresight-исследования (для выбора приоритетов в области экономики, науки, технологии и общества, а также прогнозирования экономического потенциала предприятия), анализа стадий жизненного цикла (для выявления возможностей отраслевого рынка по повышению экономического потенциала предприятий). Элементом научной новизны исследования является опора на концепцию управления стоимостью при разработке базового интегрального показателя оценки экономического потенциала предприятия. Разработки, представленные в статье, будут апробированы на следующем этапе исследования для прогнозирования и оценки экономического потенциала предприятий текстильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головкин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD AS A TOOL FOR MANAGING THE ECONOMIC POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

This article addresses the problems of improving the tools for management and long-term planning of sustainable development of enterprises in a turbulent environment of their functioning and in view of the challenges of the fourth industrial revolution. The main objective of the research is to develop strategic management methods ensuring the growth of the enterprise economic potential and its competitiveness in global markets. The author formulates the concept of enterprise economic potential management as a set of management tools, which includes a balanced scorecard (BSC), an industry life cycle concept, Foresight technology, benchmarking and value-based management. In accordance with the concept of enterprise economic potential, 6 BSC perspectives have been identified (production, human resources, finance, innovation, marketing, organization and management). Within each of them, three most important indicators characterizing the resources, competencies and opportunities are selected. The selection of indicators was carried out on the basis of benchmarking (to search for the best industry experience), foresight (to select priorities in the field of economics, science, technology and society, and to forecast the enterprise economic potential), analysis of the life cycle stages (to identify the capabilities of the industry market for increasing the economic potential of enterprises). The novel elements of the study are based on the integration of the concept of economic potential and value-based management in the development of a basic integral indicator for assessing the potential. The research results presented in the article will be tested by the authors at the next stage of the study to predict and evaluate the economic potential of textile enterprises.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 7-15

7

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.012

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

© 2020 г. Д.С. Головкин

Головкин Дмитрий Сергеевич, аспирант экономического факультета Ивановского государственного университета dm-golovkin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.06.2020 Статья принята к публикации 28.07.2020

Статья посвящена проблемам совершенствования инструментов управления и долгосрочного планирования устойчивого развития предприятий промышленности в условиях турбулентной среды функционирования и вызовов четвертой промышленной революции. Основная задача исследования заключается в формировании комплекса методов стратегического управления, обеспечивающих повышение экономического потенциала предприятий отрасли и их конкурентоспособность на глобальных рынках. Автор предлагает систему управления промышленными предприятиями, базирующуюся на интеграции концепции экономического потенциала и современного инструментария управления: сбалансированной системы показателей (BSC), технологии foresight, концепций жизненного цикла отрасли, бенчмаркинга и управления стоимостью. Отличие от известных подходов заключается в том, что интегрированная система управления позволяет снять ограничения применения отдельных инструментов и добиться общего синергетического эффекта от использования преимуществ разрозненных методов в одной системе. Система сбалансированных показателей опирается на положения концепции экономического потенциала предприятий, в соответствии с которой выделены 6 перспектив BSC (производство, кадры, финансы, инновации, маркетинг, организация и управление), в рамках каждой из которых ведется отбор трех наиболее важных показателей, характеризующих ресурсы, компетенции и возможности. Выбор показателей осуществлен на основе бенчмаркинга (для поиска лучшего отраслевого опыта), foresight-исследования (для выбора приоритетов в области экономики, науки, технологии и общества, а также прогнозирования экономического потенциала предприятия), анализа стадий жизненного цикла (для выявления возможностей отраслевого рынка по повышению экономического потенциала предприятий). Элементом научной новизны исследования является опора на концепцию управления стоимостью при разработке базового интегрального показателя оценки экономического потенциала предприятия. Разработки, представленные в статье, будут апробированы на следующем этапе исследования для прогнозирования и оценки экономического потенциала предприятий текстильной промышленности.

Ключевые слова: экономический потенциал предприятия, сбалансированная система показателей, Fore-sight-технология, концепция жизненного цикла отрасли, управление стоимостью предприятия, бенчмаркинг.

Введение

В условиях цифровой экономики разработка и внедрение своевременных и стратегически целесообразных управленческих решений является необходимым условием, обеспечивающим рост конкурентоспособности на глобальных рынках, а также учет рисков и возможностей устойчивого развития промышленных предприятий. Сегодняшний темп перемен требует от руководителей организаций использования принципиально новых методов и решений, значительного пересмотра устоявшихся управленческих подходов.

Одной из широко используемых на Западе категорий управления эффективностью пред-

приятия является экономический потенциал [12], который формируется на основе наличных ресурсов, возможностей и компетенций. Актуальность использования концепции экономического потенциала в управлении эффективностью предприятия подтверждается тем, что в каждое управленческое действие в той или иной мере вовлекаются все отделы и функциональные подразделения предприятия [1]. В свою очередь, экономический потенциал предприятия (ЭПП) - многоаспектная, многогранная и сложная экономическая категория, которая позволяет проводить всестороннюю оценку предприятия и управление его эффективностью, а вдобавок рассматривает организацию как целостную систему, состоящую из различных вза-

имосвязанных и взаимозависимых элементов (производственный, трудовой, финансовый, инновационный, маркетинговый и организационно-управленческий потенциалы), каждый из которых исследуется с разных сторон-аспектов (ресурсы, компетенции и возможности [4]). Таким образом, для формирования комплексной и всесторонней оценки состояния предприятия, которое является сложной системой, для разработки своевременных и экономически целесообразных стратегических решений по управлению предприятием использование концепции ЭПП полностью обоснованно.

Очевидно, что система показателей, реализованная только в стоимостных единицах измерения, т.е. представляющая экономические реалии пусть и в очень важном, но только в одном -финансовом аспекте, не способна комплексно отразить многообразие и многоуровневость категории экономический потенциал предприятия. Инструментарий управления экономическим потенциалом предприятия необходимо разрабатывать на основе системного подхода, чтобы отразить взаимосвязь и взаимозависимость аспектов и элементов категории. Кроме того, нельзя не учитывать факт важности системы нефинансовых индикаторов деловой активности в решении не только оперативных, но и стратегических задач управления предприятием. В условиях постиндустриальной экономики особую актуальность приобретает исследование проблемы обеспечения гармоничного сочетания финансовых и нефинансовых показателей, приведение их в сбалансированную систему, способную качественно повлиять на совершенствование не только корпоративного управления, но и бизнес-модели предприятия в целом [9].

Идея сбалансированности, взаимодополняемости финансовых и нефинансовых показателей нашла свое отражение в концепции сбалансированной системы показателей (BSC) Роберта Каплана и Дэвида Нортона [5]. Авторы классической сбалансированной системы показателей представляют ее как стратегическую систему действий, построенную на основе стратегических карт, которые рассматриваются в качестве инструментов управленческого контроля. В центре внимания концепции Каплана-Нортона находится финансовый капитал, его увеличение -самая главная цель, а финансовая перспектива -соответственно самый верхний уровень иерархически организованной BSC.

Система сбалансированных показателей, по мнению многих исследователей, - это система стратегического управления и оценки её эффективности, которая переводит миссию и общую стратегию предприятия в систему показателей,

цель внедрения которой состоит в направлении деятельности на достижение миссии и стратегических целей предприятия [10].

Проблемы управления промышленным предприятием на основе BSC исследовали многие экономисты: Мизиковский И.Е. [9], Рухляда Н.О. [10], Давлетова Р.С., Ховякова А.Г., Соколова Н.В. [14] и др. Авторы в своих трудах обосновывают различные подходы к набору показателей и формируют авторские карты взаимозависимости показателей. Общим ограничением всех рассмотренных подходов является либо полное отсутствие конечного ориентира для оценки и принятия управленческих решений, либо выбор в качестве базового показателя финансового параметра (выручка от реализации, чистая прибыль и т.д.), что делает систему ориентированной на краткосрочный период. Кроме того, следует отметить отсутствие работ, в которых изучаются вопросы развития систем управления на базе концепции экономического потенциала предприятий.

В современной экономической литературе также не получила должного освещения тема применения сбалансированной системы показателей для решения проблем управления ЭПП. Эффективность применения BSC в управлении экономическим потенциалом предприятия подтверждается следующими обстоятельствами [2]:

- возможностью согласования стратегических целей с оперативными действиями при реализации стратегии развития предприятия;

- использованием как финансовых, так и нефинансовых показателей, что необходимо для оценки нематериальных активов предприятия и информации;

- своевременностью реакции на изменения в бизнес-процессах посредством использования показателей, которые измеряют достигнутые результаты, и показателей, которые отображают процессы по достижению этих результатов.

Научной задачей исследования, результаты которого представлены в данной статье, является обоснование методического подхода к управлению экономическим потенциалом предприятия на основе комплекса современных инструментов управления, в частности концепции сбалансированной системы показателей.

Концепция управления экономическим потенциалом предприятия

Научная новизна данного исследования заключается в том, что предпринята попытка обосновать целостную систему управления промышленным предприятием, используя категорию экономического потенциала. Как было

сказано выше, на основе использования категории ЭПП может быть получена всестороння оценка предприятия, причем оценке может подлежать как общая величина экономического потенциала, так и величина его элементов. Для целей управления экономическим потенциалом предприятия предложена методика построения сбалансированной системы показателей, учитывающая ограничения классического метода BSC [4]. В исследовании на основании достоинств и недостатков выделены принципы построения BSC для управления экономическим потенциалом предприятия, отличающие данную концепцию от других известных и отраженных в литературе подходов:

1) учет стадии жизненного цикла отрасли, тенденций развития экономики в стране, условий конкуренции;

2) использование foresight технологий для выбора приоритетов в области экономики, науки, технологии и общества, для прогнозирования ЭПП;

3) разработка стратегии компании и установление ее взаимосвязи с оценкой экономического потенциала;

4) использование бенчмаркинга для установления стратегических целей предприятия и выбора наиболее подходящих показателей, в части перенимания лучшего опыта предприятий отрасли;

5) формирование у каждого показателя порогового значения, планирование значения показателя на определенный период времени с учетом современной скорости изменения внешней среды организации;

6) формирование конечного ориентира, т.н. интегрального показателя, с помощью которого производится оценка экономического потенциала;

7) составление карты взаимосвязей и взаимозависимостей показателей на стадии разработки системы.

На основе стратегических целей осуществляется выбор показателей оценки отдельных элементов экономического потенциала, пороговых значений и конечного показателя оценки потенциала. Следует отметить, что к выбору конечного ориентира, равно как и к показателям оценки в системе сбалансированных показателей также необходимо подходить на основании бенчмаркинга. Таким образом, использование бенчмаркинга в процессе формирования стратегических целей и системы сбалансированных показателей для целей оценки экономического потенциала предприятия позволяет преодолеть ограничения BSC:

- выбор показателей оценки экономического потенциала будет производиться с учетом луч-

шего опыта управления в отрасли, в которой функционирует предприятие;

- пороговый показатель в системе сбалансированных показателей будет устанавливаться в первую очередь с целью достичь уровня передовых организаций в отрасли и перехватить у них инициативу;

- конечный ориентир оценки экономического потенциала предприятия будет выбираться из наиболее приемлемых и часто используемых в отрасли показателей оценки результативности деятельности предприятий.

Для управления экономическим потенциалом предприятия предлагаем использовать комплекс инструментов управления, в который включаются сбалансированная система показателей, концепция жизненного цикла отрасли, технологии foresight, бенчмаркинг и управление стоимостью предприятия. Схематически методика проиллюстрирована на рис. 1.

Первый элемент системы управления экономическим потенциалом предприятий текстильной промышленности - всесторонний анализ внешней и внутренней среды предприятия с использованием инструментов концепции жизненного цикла, foresight-технологии и ситуационного анализа. На первом этапе анализа окружения предприятия используется концепция жизненного цикла отрасли для выявления возможностей отраслевого рынка по повышению экономического потенциала предприятий, и что способствует определению точек роста экономического потенциала предприятия, а также позволяет максимально использовать ресурсы, возможности и компетенции предприятия на каждой стадии развития, предпринимать проак-тивные действия [2].

Второй этап анализа среды функционирования предприятия - определение приоритетов в области экономики, науки, технологии и общества, прогнозирование развития экономического потенциала предприятия на основе foresight-исследования. В условиях цифровой экономики разработка и внедрение своевременных и стратегически целесообразных управленческих решений является необходимым условием, обеспечивающим рост конкурентоспособности на глобальных рынках, а также учет рисков и возможностей устойчивого развития промышленных предприятий [3].

Третий этап анализа внешней и внутренней среды предприятия - ситуационный анализ, который реализуется методами SWOT-анализа, анализа сегментов рынка и конкурентов.

Сформированные итоги и результаты исследований и анализа используются как основа следующего элемента системы управления эко-

Рис. 1. Концепция управления экономическим потенциалом предприятий (предложено автором)

Система управления экономическим потенциалом предприятий текстильной промышленности

1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

1.1. Анализ жизненного цикла отрасли

4

анализ динамики основных отраслевых показателей определение стадии жизненного цикла отрасли выявление факторов повышения ЭПП

I

1.2. Foresight-исследование

4

определение вектора и объекта foresight-исследования

выбор foresight-технологии

проведение foresight-исследования

I

I

1.3. Ситуационный анализ 4

SWOT-анализ

анализ сегментов рынка

анализ конкурентов

I

2. Стратегическое планирование объекта исследования

I I

2.1. Конкретизация стратегических

направлений и целей по элементам ЭПП

Бенчмаркинг

2.2. Построение стратегической карты

I I

3. Формирование системы сбалансированных показателей (BSC)

I I

3.1. Формирование конечного ориентира для оценки ЭПП

Бенчмаркинг

3.2. Выбор показателей и определение их пороговых значений

4 4

4. Разработка стратегических мероприятий по повышению ЭПП

4

5. Контроль за исполнением стратегии

*—

—»

*—

—>■

номическим потенциалом, который заключается в формировании стратегических целей по каждому элементу/аспекту экономического потенциала предприятия и построении стратегической карты целей.

Следующий элемент системы управления экономическим потенциалом - формирование системы сбалансированных показателей. На основе стратегических целей осуществляется выбор показателей оценки отдельных элементов экономического потенциала, пороговых значений и конечного показателя оценки потенциала.

Четвертый элемент системы - разработка стратегических мероприятий по повышению уровня экономического потенциала. На основании динамики показателей разработанной BSC для анализируемого предприятия, выделения сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз его развития, а также результатов foresight-исследования разрабатывается система мероприятий по росту экономического потенциала предприятия, заключающегося в росте показателей по каждой перспективе BSC. Перечень мероприятий необходимо разрабатывать на основании внутреннего стратегиче-

ского плана предприятия и передового опыта ведущих предприятий отрасли, т.е. использовать выводы бенчмаркинга.

Последний элемент системы управления ЭПП - контроль за исполнением стратегии и реализацией выработанный стратегических мероприятий.

Методический подход к формированию

системы сбалансированных показателей

Ядро сформированной системы управления экономическим потенциалом предприятия -система сбалансированных показателей. Рассмотрим более детально методический подход к формированию системы сбалансированных показателей (рис. 2).

На первом этапе осуществляется выбор объекта BSC, конкретизируется стратегия развития. Это может быть предприятие в целом, отдельные функциональные системы внутри предприятия (система маркетинговой деятельности, производство, логистика и др.). Здесь следует также определиться со стратегическим направлением развития объекта BSC. Для выбора

Рис. 2. Методический подход к управлению экономическим потенциалом предприятия на основе BSC

(предложено автором)

стратегии в методике предполагается использование результатов форсайт-исследования, анализа ключевых факторов роста на различных стадиях жизненного цикла отрасли и бенчмар-кинга в части перенимания лучшего опыта предприятий отрасли.

На втором этапе необходимо конкретизировать стратегические цели компании в увязке с основной целью системы управления экономическим потенциалом предприятия - повышением экономического потенциала предприятия. Таким образом, главной целью должно быть получение обоснованной оценки ЭПП. В систему оценки экономического потенциала текстильного предприятия включено 6 перспектив в соответствии с элементами, выделенными в рамках концепции ЭПП: производство, кадры, финансы, инновации, маркетинг, организация и управление. По каждой перспективе осуществлен отбор трех наиболее важных показателей, характеризующих ресурсы, компетенции и возможности.

На третьем этапе строится стратегическая карта, рассматривающая стратегические цели с точки зрения их взаимосвязей и взаимозависимостей. Здесь необходимо учесть то, как достижение целей по одной перспективе BSC позволяет достигать цели по другим перспективам. Особое значение имеют причинно-следственные связи показателей, характеризующих компоненты потенциала, когда отсутствие внимания к одним неизбежно оказывает влияние на результаты использования других компонентов.

На четвертом этапе осуществляется выбор базового показателя для оценки экономического потенциала. Многие исследователи отмечают в качестве существенного недостатка традиционной BSC отсутствие конечного ориентира, т.е. базового показателя, по которому измеряется

успешность реализации стратегии и эффективность функционирования фирмы [6]. Авторы по-разному решают данный вопрос. Ряд работ предлагает использование в качестве базового показатель экономической добавленной стоимости (EVA, разница между чистой прибылью и стоимостью использованного для её получения собственного капитала компании), обосновывая это математической точностью и бухгалтерской простотой методики расчета показателя, а также эмпирической эффективностью использования такого рода BSC на базе ряда передовых западных предприятий [8]. В рамках данного исследования такой подход не отражает современные рыночные тенденции, ведь он, как и традиционная модель Каплана-Нортона, фокусируется на финансовом показателе, хотя и формирует замкнутый контур с четко определенными связями. При разработке сбалансированной системы показателей для управления экономическим потенциалом промышленных предприятий поддерживается фокус на стоимости предприятия как конечном ориентире BSC [15].

Принимая в расчет ограничения и существующие в литературе подходы, в качестве обобщающей количественной характеристики, отражающей уровень экономического потенциала предприятия, в данном исследовании учтем стоимость (капитализацию) компании [11]. Капитализация - аналитический показатель, представляющий собой оценку стоимости компании с учётом всех источников её финансирования: долговых обязательств, привилегированных акций, доли меньшинства и обыкновенных акций компании [8, 11, 15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория «стоимость предприятия» является объективной характеристикой экономического потенциала предприятия по ряду причин. Во-

первых, стоимость предприятия выражена в стоимостном выражении, что позволяет вести сравнение с аналогичными предприятиями. Во-вторых, концепция управления стоимостью предприятия позволяет сформировать четкую долгосрочную цель, а не фокусироваться на краткосрочных задачах предприятия. В-третьих, стоимость компании служит универсальным показателем оценки как финансовых, так и нефинансовых показателей, эффективности стратегии в целом. Следовательно, для менеджмента компании основным показателем в качестве конечного ориентира оценки экономического потенциала и степени достижения стратегических целей будет являться стоимость (капитализация) компании.

На пятом этапе по каждой перспективе выбираются конкретные показатели оценки экономического потенциала предприятия и их пороговые значения. Для этого необходимо составить перечень ключевых показателей с учетом литературного анализа и бенчмаркинга, из которого затем методом экспертных оценок выбираются наиболее значимые для конкретного предприятия. Пороговые значения устанавливаются в соответствии с поставленными стратегическими целями по каждой перспективе BSC (т.е. на основе внутреннего стратегического плана предприятия, составленного руководством и специалистами планово-экономического отдела), а также исходя из результатов бенчмаркинга (т.е. поиска ведущего опыта в отрасли среди конкурентов и использования в качестве пороговых показателей, наблюдаемых у конкурентов).

Шестой и седьмой этапы связаны с разработкой системы стратегических мероприятий по повышению экономического потенциала предприятия и контролю выполнения стратегии на основе разработанной системы сбалансированных показателей.

Формирование

сбалансированной системы показателей для целей управления экономическим потенциалом предприятия

Как было сказано ранее, ЭПП - многоаспектная, многогранная и сложная экономическая категория, включающая шесть элементов (производство, кадры, финансы, инновации, маркетинг, организация и управление), каждый из которых анализируется в трех аспектах (ресурсы, компетенции и возможности). С точки зрения логики концепции экономического потенциала обоснованно формирование сбалансированной системы показателей с использованием 6 перспектив, коррелирующих с элементами ЭПП: производственный [7], трудовой [13], финансовый, инно-

вационный, маркетинговый и организационно-управленческий потенциалы. По каждой перспективе осуществлен отбор трех наиболее важных показателей, характеризующих ресурсы, компетенции и возможности потенциала.

В нашем понимании, ресурсы экономического потенциала предприятия - это ресурсы и резервы предприятия, как вовлеченные, так и не вовлеченные в финансово-хозяйственную деятельность; компетенции предприятия — набор взаимосвязанных навыков, способностей, технологий и информации, обеспечивающих компании эффективное решение определенных задач, ситуаций; возможности - это имеющиеся как внутри предприятия, так и во внешней среде, как реализованные, так и не реализованные по каким-либо причинам перспективы развития предприятия.

Для измерения ресурсного аспекта в сбалансированную систему показателей включены стоимостные показатели оценки различных видов капитала предприятия: стоимости производственного, трудового, финансового, нематериального инновационного, нематериального маркетингового и организационно-управленческого капиталов. Компетенции экономического потенциала отражают эффективность использования ресурсов предприятия (соотношение финансового результата к вложениям): эффективность систем НИОКР, маркетинга и управления, производительность труда (выработка), уровень производственной мощности и коэффициент оборачиваемости оборотных активов. В качестве оценки возможностей перспектив BSC выбраны параметры, отражающие коэффициенты роста ЭПП за счет реализации мер по повышению того или иного элемента потенциала: рост производственной мощности, рост производимой одним рабочим добавленной стоимости, рост инвестиционного капитала, рост доли инновационной продукции, рост доли рынка, конкурентоспособность предприятия.

Система сбалансированных показателей для оценки и управления экономическим потенциалом предприятия представлена на рис. 3.

Для аналитических целей в предложенной BSC наибольшее значение имеет базовый интегральный показатель оценки экономического потенциала предприятия - стоимость (капитализация) предприятия. В рамках исследования параметр СП оценивается на основании доходного подхода методом прямой капитализации, как чистая потенциальная доходность от использования всех наличных ресурсов предприятия с учетом возможностей, открытых перед предприятием, и накопленных им компетенций, увеличивающих или уменьшающих потенциальную стоимость компании.

Производственный потенциал

Ресурсы

Компетенции

Возможности

Трудовой капитал (ТК)

Производственный капитал (ПК)

Уровень использования производственной мощности

(Упм)

Рост производственной мощности (ДПМ)

Финансовый капитал (ФК)

Производительность труда (выработка)

(В)

Рост добавленной стоимости, производимой рабочим (ДДС)

Инновационный капитал (ИК)

Эффективность системы НИОКР

(эниокр)

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (КОоа)

Стоимость предприятия (СП)

Рост инвестиционного капитала (ДИнвК)

Нематериальный маркетинговый капитал (НМК)

Эффективность системы маркетинга

(Эм)

Рост доли инновационной продукции (ДИП)

Организационно-управленческий капитал (ОУК)

Эффективность системы управления

(Эу)

Конкурентоспособность предприятия (КСП)

Рост доли рынка

(ДО)

Ресурсы

Компетенции Возможности

Потенциал организации и управления

Рис. 3. Сбалансированная система показателей для управления экономическим потенциалом предприятия

(предложено автором)

Для получения оценки требуемого интегрального показателя суммируется стоимость всего капитала предприятия (производственного, трудового, финансового, маркетингового, инновационного и организационно-управленческого), которая корректируется на коэффициенты, отражающие существующий уровень компетенций и рост потенциала за счет реализации возможностей элемента экономического потенциала предприятия. Расчетная формула стоимости предприятия (СП) представлена ниже:

(1)

СП = (УпмхПКдпм + КОоа-МДС

ФКДИнвК +

+ ВХТКддс +ЭНИОКРХ ИКДИП + ЭМХНМКдо + +ЭуХОУККсп)/6, где СП - стоимость (капитализация) предприятия, УПМ - уровень использования производственной мощности, ПК - производственный капитал, ДПМ - рост производственной мощности, К0ОА - коэффициент оборачиваемости оборотных активов, ФК - финансовый капитал, ДИнвК - рост инвестиционного капитала, В -производительность труда (выработка), ТК -

трудовой капитал, ДДС - рост добавленной стоимости, производимой одним рабочим, ЭНИ0КР -эффективность системы НИ0КР, ИК - инновационный капитал, ДИП - рост доли инновационной продукции, ЭМ - эффективность системы маркетинга, НМК - нематериальный маркетинговый капитал, ДБ - рост доли рынка, Эу - эффективность системы управления, 0УК - организационно-управленческий капитал, КСП -конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, стоимость капитала, как оценки ресурсного элемента экономического потенциала, увеличивается/снижается в той доле, которая отражает эффективность системы элемента ЭПП. В результате мы получаем потенциальную оценку отдачи от капитала предприятия. Возведение полученного результата в степень, отражающую рост ресурсной оценки за счет реализации всех возможностей потенциала, позволяет показать потенциально возможный доход от максимального использования всего капитала предприятия.

Заключение

В исследовании предложена концепция управления экономическим потенциалом предприятия на основе комплекса современных инструментов менеджмента: сбалансированной системы показателей, foresight-технологии, концепции жизненного цикла, бенчмаркинга и концепции управления стоимостью. Экономический потенциал предприятия - многогранная и сложная категория, которая требует всесторонней оценки целого инструментария в управлении для разработки экономически обоснованных управленческих решений. Для оперативного и комплексного управления ЭПП необходимо проведение всесторонней оценки элементов экономического потенциала промышленного предприятия, а именно производственного, инновационного, маркетингового, трудового, финансового, организационно-управленческого потенциалов. Причем каждую перспективу необходимо оценивать в разрезе трех наиболее важных аспектов, характеризующих ресурсы, компетенции и возможности. Такого рода оценка финансовых и нефинансовых параметров возможна на основе системы сбалансированных показателей.

BSC как инструмент управления не лишена ряда недостатков, связанных, в первую очередь, с отсутствием базового интегрального параметра, который бы позволил вести сравнение уровня ЭПП между разными предприятиями, а также между разными периодами времени. В течение длительного времени разными исследователями выдвигались совершенно разные гипотезы, каким именно образом обосновать введение такого параметра в систему, в работе мы опираемся на наиболее известный и проработанный подход, заключающийся во внедрении концепции управления стоимостью предприятия.

Самый сложный процесс в методике формирования системы сбалансированных показателей - выбор показателей для оценки перспектив BSC. В исследовании обоснованы 18 параметров, которые отбирались с учетом бенчмаркин-га, результатов foresight-исследования и анализа стадий жизненного цикла отрасли, что позволило помимо этого сформулировать стратегию компании и установить ее взаимосвязь с оценкой экономического потенциала предприятия.

Научная новизна предложенного в исследовании подхода заключается в том, что он позволяет нивелировать основные выделенные ранее ограничения классического метода BSC за счет:

- тщательной разработки стратегии компании и установления ее взаимосвязи с оценкой экономического потенциала предприятия (опираясь на результаты foresight-исследования);

- формирования конечного ориентира на основе концепции стоимости предприятия;

- учета стадии жизненного цикла отрасли, тенденций развития экономики в стране, условий конкуренции и современного этапа развития предприятия;

- формирования системы сбалансированных показателей с использованием бенчмаркинга, который позволил сформулировать стратегические цели предприятия, выбрать и поставить цель по росту конечного показателя оценки экономического потенциала, а также выбрать наиболее подходящие для оценки экономического потенциала показатели и сформулировать цели по их росту;

- формирования карты взаимосвязей и взаимозависимостей показателей.

Практическая значимость разработанной концепции управления экономическим потенциалом предприятия обусловлена следующими факторами:

- все предложенные показатели потенциала доступны для однозначной оценки по данным внутренней отчетности предприятия и открытым источникам, что позволяет в кратчайшие сроки наладить сбор и учет показателей оценки BSC и получать первые результаты анализа;

- методика доступна к масштабированию и тиражированию в различных отраслях промышленности;

- методика может быть адаптирована к предприятиям, не входящим в отрасли промышленности, например, методический подход может быть внедрен в практику управления предприятиями торговли, сферы услуг;

- опора на комплекс мер позволяет разработать более точечные и верные управленческие решения, нивелировать возможные ошибки, которые возникли, если бы методика опиралась только на один инструмент.

Автор выражает признательность профессору Р.С. Ибрагимовой за плодотворные обсуждения проблемы управления экономическим потенциалом. Они существенно повлияли на постановку проблемы в настоящей статье.

Исследование проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Департамента экономического развития и торговли Ивановской области (Грант РФФИ. Проект 18-410370004 «Прогнозирование и оценка стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития текстильной и швейной промышленности на основе форсайт-исследований»).

Список литературы

1. Hart T. System of the enterprise economic potential enhancement planning // International Journal of Economics and Society. 2015. № 1. P. 81-85.

2. Ибрагимова Р.С., Головкин Д.С. Концепция жизненного цикла отрасли как инструмент управления экономическим потенциалом предприятий текстильной промышленности // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2017. Т. 12. № 1. С. 124-135.

3. Ибрагимова Р.С., Головкин Д.С. Оценка экономического потенциала текстильной промышленности на основе концепции Foresight // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 4 (56). С. 128-140.

4. Ибрагимова Р.С., Головкин Д.С. Методическое обоснование оценки экономического потенциала предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №3 (47). С. 64-74.

5. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 512 с.

6. Кондрашова Н.В., Ендовицкая Е.В. Научные основы построения системы аналитических показателей // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 9. С. 34-39.

7. Куприн А.А., Данилова Т.В., Парамзин В.Б., Нестерова Н.В. Анализ и оценка производственного потенциала предприятия в целях эффективности его формирования // Modern Economy Success, 2017. № 6. С. 128-132.

8. Малышева Т. В., Понукалин А.В. Модель экономической добавленной стоимости в стратегическом управленческом учете // Перспективы развития предприятий в условиях инновационной направленности экономики: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 мая 2018 г./ Под ред. В.И. Будиной, А.Н. Опекунова. Пенза: ПГУ, 2018.

9. Мизиковский И.Е. Применение модели сбалансированной системы показателей Фридага - Шмидта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1 (37). С. 39-44.

10. Рухляда Н.О. Внедрение показателя экономической добавленной стоимости в систему сбалансированных показателей в рамках стратегического управления предприятием // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. СПб., 2016. С. 72-77.

11. Степанова Е.И., Печёнкина Н.С. VBM-подход для определения стоимости компании // Economics. 2017. № 1 (22). С. 15-17.

12. Фомин Н.Ю., Дырдонова А.Н., Андреева Е.С. Экономический потенциал предприятия: методический подход // Управление устойчивым развитием. 2017. № 1 (08). С. 33-38.

13. Фролова О.Я. Методические аспекты оценки трудового потенциала в управлении персоналом // Modern Economy Success. 2019. № 5. С. 144-147.

14. Ховякова А.Г., Соколова Н.В. Система показателей-индикаторов управления финансовой устойчивостью производственной сферы // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 403-405.

15. Шарапов С.В., Мигунов А. Синтез BSC и VBM - перспективный путь к управлению компанией // Конкурентоспособность и риски развития экономики севера: Материалы четвертого северного социально-экологического конгресса «Северное измерение глобальных проблем: первые итоги Международного полярного года» (Сыктывкар, 27-28 марта 2008 года). Сыктывкар, 2009. С. 301-310.

BALANCED SCORECARD AS A TOOL FOR MANAGING THE ECONOMIC POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

D.S. Golovkin

Ivanovo State University

This article addresses the problems of improving the tools for management and long-term planning of sustainable development of enterprises in a turbulent environment of their functioning and in view of the challenges of the fourth industrial revolution. The main objective of the research is to develop strategic management methods ensuring the growth of the enterprise economic potential and its competitiveness in global markets. The author formulates the concept of enterprise economic potential management as a set of management tools, which includes a balanced scorecard (BSC), an industry life cycle concept, Foresight technology, benchmarking and value-based management. In accordance with the concept of enterprise economic potential, 6 BSC perspectives have been identified (production, human resources, finance, innovation, marketing, organization and management). Within each of them, three most important indicators characterizing the resources, competencies and opportunities are selected. The selection of indicators was carried out on the basis of benchmarking (to search for the best industry experience), foresight (to select priorities in the field of economics, science, technology and society, and to forecast the enterprise economic potential), analysis of the life cycle stages (to identify the capabilities of the industry market for increasing the economic potential of enterprises). The novel elements of the study are based on the integration of the concept of economic potential and value-based management in the development of a basic integral indicator for assessing the potential. The research results presented in the article will be tested by the authors at the next stage of the study to predict and evaluate the economic potential of textile enterprises.

Keywords: enterprise economic potential, balanced scorecard (BSC), Foresight technology, industry life cycle, value-based management, benchmarking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.