Научная статья на тему 'Система управления качеством продукции как способ укрепления позиций промышленного предприятия на рынке в современных условиях'

Система управления качеством продукции как способ укрепления позиций промышленного предприятия на рынке в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / КОНКУРЕНТОСПО-СОБНОСТЬ / РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / MARKET / ECONOMIC EFFICIENCY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щинова Р. А.

В статье рассмотрено – внедрение элементов системы Total Quality Management System для улучшения качества выпускаемой продукции с целью достижения экономической эффективности и как следствие обеспечения конкурентоспособности на глобальных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щинова Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PRODUCT AS AMEANS OF STRENGTHENING THE POINT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

In the article the introduction of elements of Total Quality Management Sisseton improve the quality of products in order to achieve economic efficiency and hence competitiveness in global markets.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством продукции как способ укрепления позиций промышленного предприятия на рынке в современных условиях»

Внедрение предложенного метода обслуживания конечно затратно, но использование данных концепций уменьшает простои оборудования, а значит, увеличивает прибыль компании и ее конкурентоспособность.

Литература

1. Калинина Е. И.Сетевые методы планирования и организации комплекса работ. М.: Издательство МЭИ, 1990. С. 68-75.

2. Саати М. А. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1993. С. 205-214.

Щинова Р.А

Доктор экономических наук, профессор, Вятская государственная сельскохозяйственная академия СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрено - внедрение элементов системы Total Quality Management System для улучшения качества выпускаемой продукции с целью достижения экономической эффективности и как следствие обеспечения

конкурентоспособности на глобальных рынках.

Ключевые слова: система управления качеством, конкурентоспо-собность, рынок, экономическая эффективность.

Shchinova R.A.

Doctor of Economics, professor, Vyatka State Agricultural Academy QUALITY MANAGEMENT SYSTEM PRODUCT AS AMEANS OF STRENGTHENING THE POINT OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN THE CURRENT MARKET CONDITIONS

Abstract

In the article - the introduction of elements of Total Quality Management Sisseton improve the quality of products in order to achieve economic efficiency and hence competitiveness in global markets.

Keywords: quality management, competitiveness, market, economic efficiency.

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим знанием научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, приходится от 70% до 85% прироста ВВП. Быстро растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран: в США он увеличился с 31% в 1980-е г.г. до 34% в начале нового столетия; Японии - соответственно с 30,6% до 42,3%; в Европе с 45,5% до 50% [2]. Отечественная экономика оказалась значительно более уязвима к колебаниям мировой хозяйственной системы, чем было принято думать. Кризис показал, что экономическая ситуация в России полностью зависит от динамики мировых сырьевых рынков. Общая ситуация в российской экономике характеризуется ослаблением научно-технического, технологического, кадрового потенциала страны, сокращением исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития, что приводит к деградации наукоёмких производств, усилению внешней технологической зависимости, снижению конкурентоспособности российских промышленных предприятий. В качестве основной проблемы при вступлении России в ВТО можно выделить низкую конкурентоспособность промышленных предприятий по дизайну и качеству продукции, по квалификации кадров, инновационность производственного процесса, по ценам. Управление конкурентоспособностью предприятий нельзя строить на зарубежных моделях оценки бизнеса, т.к. в них не учитывается стратегия развития региона, предприятие не рассматривается как важнейший элемент региональной экономической системы, а в России промышленные предприятия в основном являются градообразующими с определёнными социальными функциями.

В настоящее время главными задачами страны являются: обеспечение устойчивого экономического роста, рост производительности труда, переход к новому технологическому укладу, повышению конкурентоспособности отечественных компаний за счет совершенствования системы управления качеством продукции.

Для обеспечения комплексного подхода к решению проблемы повышения качества выпускаемой продукции нами были проведены исследования на отечественном предприятии Кировской области ОАО «Искож». Это одно из крупнейших предприятий России по выпуску комплектующих синтетических материалов для низа обуви, мягких искусственных кож различного назначения, резиновых технических изделий, гранулированных композиций из термоэластопластов и объем реализации, которых за год достигает 15000 тонн на рынки: России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Молдовы, Монголии, Финляндии, Болгарии, Италии, Англии, США.

Система управления качеством продукции ОАО «Искож» разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 [1] и функционирует как система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, выделенных в соответствии с организационной структурой управления предприятием и распространяется на проектирование, производство и поставку продукции авиационного машиностроения, товары общепромышленного назначения и товаров народного потребления. Конкретные цели в области качества установлены по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с политикой в области качества и целями предприятия, периодически проверяются по выбранным показателям на результативность и эффективность.

Руководство по качеству охватывает и представляет все разделы МС ИСО 9001:2008 за исключением подраздела 7.5.4, так как в технологических процессах не используется продукция потребителей, предоставленная для использования или включения в продукцию общества.

После проведенного нами мониторинга были определены следующие причины несоответствия продукции предъявляемым требованиям к качеству:

- низкое качество исходного сырья;

- отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих материальную заинтересованность работников в бездефектном производстве;

- слабый контроль процесса производства, по сути, контроль осуществляется только на входе в производство (входной контроль сырья) и на выходе готовой продукции (приемо-сдаточные испытания).

На сегодняшний день существующая на предприятии система менеджмента качества не в полном объеме выполняет свое назначение и требует модернизации. Мы предлагаем введение в нее элементов системы управления качеством TQM. Данная система имеет ряд отличий от традиционной, разработанной в соответствии со стандартами ISO (таблица 1)

Таблица 1 - Сравнительная характеристика систем управления качеством.

Характеризующий признак Трактовка по ISO 9000 Трактовка по TQM

Область приложения К сфере производства и услуг К любой организационной структуре, нацеленной на качество

Выгода Для сотрудников предприятия Для всего общества в целом

Направленность а) На технические системы и процедуры а) На философию концепции, методологию,

100

б) На достижение кратковременного инструменты

успеха б) На достижение долгосрочного успеха

Опора На догматизм На современные развивающиеся науки

Вовлеченность персонала предприя-тия Всех сотрудников не обязательна Подчеркнута необходимость вовлечения всех сотрудников

Отношение к улучшению Не требует непрерывного улучшению Требует непрерывное и бесконечное улучшение

качества качества качества

Ответственность за качество Несут соответствующие подразделения предприятия Несет каждый работник предприятия

Динамизм Характерна стабильность Требует изменения процессов

Основной принцип "Высокое качество - высокая цена" "Высокое качество - по низкой цене"

Как показывает сравнение, принципы системы TQM направлены на долгосрочную перспективу и способствуют повышению качества при одновременном снижении издержек. Введение данной системы в производство очень трудоемкий и длительный процесс, поэтому на первом этапе предлагается ввести в существующую систему менеджмента качества только элементы системы TQM, которые позволят сократить издержки на брак и замену некачественной продукции.

Проведенный анализ затрат на обеспечение качества продукции данного предприятия за 2012 год позволил выявить, что особое внимание необходимо обратить на группу издержек, связанных с внешними и внутренними отказами. Именно на эти группы будет направлено внедрение в систему менеджмента качества элементов TQM (таблица 2).

Модернизация системы управления качеством продукции предприятия ОАО «Искож» будет финансироваться за счет собственных источников средств. Введение элементов системы управления качеством TQM рассчитана на 5 лет начиная с 2013 по 2017 годы.

Таблица 2 - Затраты на обеспечение качества продукции ОАО «Искож»за 2012 год.

Категория затрат сумма, тыс. руб.

1. Затраты на оценку качества всего, в том числе 19500

- входной контроль сырья 5588

- проведение ЛПИ контрольных образцов 5668

- расходы на ЛПИ оборудование 716

- проверка приборов и средств измерений 596

- расходные материалы на ЛПИ 728

- зарплата работников ОТК 6204

2. Затраты на предупреждение несоответствий 10852

- проверка средств измерения 4116

- ТО производственного оборудования 5680

- затраты на обучение персонала 656

- разработка документов в области качества 400

3. Затраты на исправление внутреннего брака 21528

- внутренний брак 5876

- замена 4936

- устранение неисправностей 4928

- простои 5788

4. Затраты на исправление внешнего брака 18832

- гарантийные расходы 4756

- возвращение продукции 4808

- уступки 4400

- потери продаж 4868

ИТОГО 70712

Основная цель введения элементов - решение проблемы дефектов и необходимых переделок, предвосхищение ожиданий клиента. При правильном подходе к организации TQM на предприятии сокращаются расходы на ликвидацию брака при производстве продукции, дефектов, гарантийных обязательств; повышается производительность труда работников; стабилизируется клиентский состав.

Экономический эффект, называемый, «предотвращенный убыток» - это не возникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат. Введение элементов TQM на предприятии способствует реальному повышению прибыли предприятия за счет сокращения объемов брака, возвратов продукции и гарантийных расходов.

Расчеты показали (исходя из реальной ситуации на заводе),что сокращение этих затрат даже при правильной организации работ по внедрению TQM будут происходить медленными темпами. Мы рассматриваем возможность сокращение затрат по перечисленным группам на 10-15% в год от имеющихся на сегодняшний день расходов (таблица 3).

Расчет экономического эффекта показал, что коэффициент рентабельности в течение первых трех лет использования обновленной системы управления качеством имеет отрицательное значение, начиная с 4 года коэффициент рентабельности переходит в зону «+». В последующие годы коэффициент рентабельности будет возрастать. Срок окупаемости вложений в модернизацию системы управления составит Ток = Кп / Э2 = 12047.3 тыс.руб. / 7186,2 тыс.руб. = 1,68 лет.

Таблица 3 - Расчет экономического эффекта от внедрения элементов TQM на ОАО «Искож» на 2013 -2017 годы

Показатели Период, год

2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.

1. Издержки внедрения, тыс.руб. 10897,2 - - - -

2. Текущие издержки, тыс.руб. 71862,1 64675,9 58208,3 52387,5 42434,0

3. Предотвращенные убытки, тыс.руб. 7186,2 6467,2 5820,8 5238,7 4714,8

101

4. Прибыль по качеству, тыс.руб. -4861,1 1606,1 7426,9 12665,6 17380,4

5. Прибыль по качеству дисконтированная , тыс.руб. -4472,2 1365,2 5793,0 8865,9 10775,9

6. Ценность качества, тыс.руб. -15369,4 -14004,2 -8211,2 654,7 11430,5

7. Издержки дисконтированные, тыс.руб. 76138,6 54974,5 45402,5 36671,3 26309,1

8. Издержки управления качеством (кумулятивные), тыс.руб. 76138,6 131113,1 176515,5 213186,8 239495,9

9. Норма прибыли по качеству, % -20,2 -10,7 -4,65 0,3 4,8

Проведенные исследования системы управления качеством продукции данного предприятия позволили прийти к следующим выводам:

1. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

2. Главная проблема при внедрении систем управления качеством, как правило, - это персонал. Внедрение систем повышения качества требует изменения корпоративной культуры предприятия. В первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы управляющих зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников в процесс всеобщего совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в сознание понимание того, что повышение качества для их же блага.

3. Внедрение системы самоконтроля и создания кружков качества, позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, создать положительный имидж предприятия, обеспечить завоевание и сохранения предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

Литература

1. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.ISO 9000:2005.

2. Глазьев С. Какая модернизация нужна России?//Экономист.2010. № 8 С.5

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURISPRUDENCE

Барамзина О.Н

Соискатель, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено процессуальное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на стадии исполнения постановления. Полагаем, что данная тема является достаточно актуальной, поскольку на данной стадии непосредственно реализуются меры административной ответственности.

Ключевые слова: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; исполнение постановления; процессуальные права; процессуальное положение.

Baramzina O. N.

Applicant, Vyatka State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PROCEDURAL STATUS OF THE PERSON AGAINST WHOM THE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE VIOLATION, AT THE STAGE OF EXECUTION OF THE RESOLUTION OF.

Abstract

The article considers the procedural position of the person against whom the proceedings on administrative violation, at the stage of execution of the resolution. We believe that this subject is very topical because at that stage immediately implemented measures of administrative responsibility.

Keywords: the person against whom the proceedings on administrative offence; the enforcement of the decision; the procedural law; procedural position.

Полное и своевременное исполнение административного наказания играет важную роль в производстве по делам об административных правонарушениях. Исполнение постановления заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях [1]. После вступления в законную силу постановления о наложении административного наказания (за исключением случаев немедленного исполнения назначенного наказания), лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, приобретает процессуальный статус лица, подвергнутого административному наказанию.

Ю. В. Корсак отметил, что всякое виновно совершенное, противозаконное деяние должно повлечь за собой наказание для лица, совершившего его. Безнаказанность является худшим из правонарушений и влечет за собой дезорганизацию власти и деморализацию общества [2]. Таким образом, в первую очередь, на стадии исполнения лицо, подвергнутое административному наказанию, приобретает обязанность исполнить назначенное наказание, а уже во вторую очередь обладает правами на законные действия должностных лиц по принудительному исполнению и контролю за исполнением назначенного наказания.

Следовательно, государство в лице соответствующих органов (должностных лиц), должно всячески способствовать исполнению такой обязанности лицом, подвергнутым административному наказанию. А. Л. Хавин отметил, что существует два метода повышения исполняемости назначенных наказаний: позитивного и негативного воздействия [3]. К сожалению, КоАП РФ не предусмотрел методы позитивного воздействия. В качестве такого метода А. Л. Хавин предлагает стимулировать добровольное исполнение постановлений путем пропорционального уменьшения штрафа в зависимости от скорости добровольного исполнения постановления. Хотелось бы согласиться с данным мнением, поскольку введение данной меры позитивного воздействия, увеличило бы в разы добровольную уплату административных штрафов. А. А. Гараев также указал на то, что законодательство должно подталкивать лиц, которым назначено административное наказание, к выполнению обязанности по уплате административного штрафа добровольно^].

В силу изложенного ст. 3.6 КоАП РФ предлагаем дополнить частью 7, которую изложить следующим образом: «В случае добровольной уплаты штрафа в течение 10 суток со дня получения копии постановления, сумма штрафа уменьшается на 10%».

Данная мера, несомненно, повысила бы количество лиц, готовых добровольно в установленные сроки оплатить назначенные штрафы, тем самым произошло бы снижение объема работы у судебных приставов-исполнителей, а, соответственно, и других

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.