Научная статья на тему 'СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ в Кузбасской государственной педагогической академии'

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ в Кузбасской государственной педагогической академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ в Кузбасской государственной педагогической академии»

система управления качеством подготовки специалистов в кузбасской государственной педагогической академии

н. т. Егорова, канд. пед. наук, проректор по заочной форме обучения л. д. Костелова, канд. пед. наук, начальник Управления качества образования Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

Качество какой-либо деятельности и ее результатов - важнейшее требование современного мира, направленное на удовлетворение потребностей личности, общества, человечества. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Наряду с созданием национальной системы обеспечения качества каждому образовательному учреждению необходимо сформировать собственную внутривузовскую систему качества образования. Она должна быть предназначена для повышения конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования в научно-образовательном пространстве России, обеспечения непрерывности образования выпускников в течение всей жизни, оптимизации управления образовательным процессом, интеграции системы образования вуза в общероссийское образовательное пространство.

Проблемы качества подготовки молодых специалистов всегда были и остаются в центре внимания профессорско-преподавательского состава Кузбасской государственной педагогической академии. Начиная с 2001 г. (то есть ещё до того, как Министерство образования объявило о своём намерении включить в показатели государственной аккредитации наличие внутренней системы качества) активизировалась работа над совершенствованием внутривузовс-кой системы качества.

Проблемы качества регулярно рассматриваются на заседаниях учёного совета академии и ректората, на факультетах и кафедрах, проводятся научно-методические конференции, объявляются внутривузовс-кие гранты.

Работа по совершенствованию системы качества затрагивает практически все стороны воспитательно-образовательного процесса в вузе. На основе ГОС ВПО совершенствуются образовательные программы и формы педагогической практики, разрабатываются контрольно-измерительные материалы, внедряются новые информационные технологии, а также активизируется научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа.

В 2006 г. опубликован сборник «Управление качеством образования» под редакцией доктора педагогических наук, профессора С. М. Редлиха, в котором приведены документы, определяющие политику руководства КузГПА в области качества образования.

Для оптимизации условий повышения качества образовательных услуг в академии изучается опыт ведущих вузов страны по созданию и совершенствованию системы качества, повышается квалификация профессорско-преподавательского и административно-управленческого состава академии, регулярно участвующего в республиканских конференциях и семинарах по проблемам качества образования. Ректор и проректоры КузГПА получили сертификаты о повышении квалификации по управлению качеством образования.

В системе управления качеством образования Кузбасской государственной педагогической академии необходимыми условиями достижения нового качества профессионального образования являются:

• прогнозирование потребностей рынка труда, приближение профессионального образования к потребностям регионального рынка труда - системы образования Кузбасса;

• улучшение материально-технической базы факультетов академии;

• активное использование современных педагогических технологий, информатизация образования и оптимизация методов обучения, особенно тех, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли и качества самостоятельной работы студентов;

• повышение статуса педагогической науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, создание механизма непрерывного обновления содержания профессионального педагогического образования, привлечение студентов к научным исследованиям;

• формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования.

Сегодня благодаря внедрению системы менеджмента качества совершенствуется система управления деятельностью академии, направленная на регулирование рыночных процессов и изучение рынка образовательных услуг и рынка труда, ведутся поиски и апробация дополнительных показателей качества образования, разработан собственный банк аттестационных педагогических измерительных материалов. Данные материалы прошли сертификацию в Центре тестирования профессионального образования (г Москва). Академия участвует в федеральном интернет-экзамене по всем специальностям и блокам государственного образовательного стандарта.

В целях реализации перечня мероприятий по контролю за соблюдением законодательства и государственных гарантий социального обеспечения в академии ежегодно проводится исследование удовлетворенности студентов качеством образования, анкетируются выпускники разных лет, изучаются отзывы руководителей образовательных учреждений, где работают выпускники КузГПА. Полученные в результате мониторинга и внутреннего аудита данные помогают оценить эффективность системы управления

качеством, выработать рекомендации по совершенствованию всех процессов в академии.

Такие факторы современной действительности, как усиление конкуренции вузов на рынке образовательных услуг и выпускников на рынке труда, проведение конкурса на размещение государственного заказа подготовки специалистов на основе рейтинга вузов, возросшие требования преподавателей и студентов к качеству организации образовательного процесса, переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, показатель наличия внутривузовских систем управления качеством образования, стали стимулом для создания в феврале 2008 года структурного подразделения вуза, основной функцией которого является совершенствование системы качества и ее документации.

Таким образом, в КузГПА сложилась эффективная система управления учебно-методической, научно-исследовательской и иной работой, сочетающая административные и общественные формы. Существующая структура управления позволяет эффективно и слаженно функционировать всем звеньям административно-управленческого аппарата. Пакет внутренних нормативных актов академии охватывает основные стороны её деятельности, соответствует действующему законодательству, уставу и требованиям статистических и иных государственных органов. Большая часть нормативных актов обновлена в течение двух последних лет.

Результатом функционирования системы менеджмента качества образования в КузГПА является повышение статуса Кузбасской государственной педагогической академии и укрепление её позиций как одного из ведущих вузов Кузбасса.

внедрение системы менеджмента качества в кузбасском областном педагогическом институте

с. в. Моцарь, канд. психол. наук, проректор по учебной работе КОПИ

Цель создания вузовской системы управления качеством - повышение качества подготовки специалистов по реализуемым образовательным программам.

Решение о разработке и внедрении СМК в Кузбасском областном педагогическом институте имени Н. М. Голянской принято ученым советом в 2005 году.

С начала 2005 г. институт приступил к разработке системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000. Определены требования к СМК вуза, учитывающие современный уровень мировых достижений: практичность, компакт-

ность, эффективность; возможность сертификации в российской и международных системах. В качестве модели была выбрана СМК согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Для разработки и внедрения системы менеджмента качества создана рабочая группа в составе 6 человек, назначены ответственные за разработку документации СМК в каждом структурном подразделении. Разработана программа по внедрению СМК, организовано обучение и консультирование руководителей подразделений и сотрудников института по разработке документов СМК. В течение двух лет для сотрудни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.