Жигалова И.А.
(начальник Департамента науки и профессионального образования Кемеровской области, председатель УМО НПО Сибирского федерального округа,
кандидат педагогических наук)
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗАХ КУЗБАССА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В течение последнего десятилетия система высшего профессионального образования в Кемеровской области развивалась достаточно динамично. Так, по сравнению с 1995 годом количество высших учебных заведений и их территориально обособленных подразделений (филиалов и представительств), действующих на территории Кузбасса, возросло с 11 до 97, а число обучающихся в них студентов увеличилось в 2,3 раза (с 42,8 тыс. чел. до 95,4 тыс. чел.). Сегодня в области функционируют 9 государственных вузов с 16 филиалами - Кемеровский государственный университет, Кузбасский государственный технический университет (Кемерово), Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк), Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кемеровская государственная медицинская академия, Кузбасская государственная педагогическая академия (Новокузнецк), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт, Кемеровский институт Российского государственного торгово-экономического университета (Москва). На территории области осуществляют образовательную деятельность 4 крупных территориально обособленных подразделения государственных вузов других регионов России -Кемеровский филиал Военного университета связи (Санкт-Петербург), Кемеровский филиал Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности (г. Москва), Кемеровский филиал Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Новосибирск), Юргинский технологический институт (филиал) Томского политехнического университета (Томск), а также 2 филиала аккредитованных негосударственных вузов -Кемеровский филиал Современного гуманитарного института (Москва) и Сибирский филиал Международного института экономики и права (Москва). Кроме того, в Кузбассе функционирует и один «собственный» аккредитованный негосударственный вуз - Кузбасский институт
экономики и права (Кемерово). Наряду с перечисленными выше учреждениями ВПО и их подразделениями образовательную деятельность на территории Кемеровской области осуществляют 65 территориально обособленных подразделений вузов других регионов России.
За последние десять лет (с 1995 года) численность обучающихся в вузах и их филиалах на территории Кемеровской области в пересчёте на 10 тыс. чел. населения достигла среднего показателя 343 чел., из которых 165 чел. обучаются за счёт средств федерального бюджета и 178 чел. - на договорной основе с полным возмещением затрат вуза на подготовку физическими и (или) юридическими лицами. Сегодня в Кузбассе подготовка специалистов ведётся по 214 направлениям и специальностям высшего профессионального образования. При этом сложилось следующее распределение контингента студентов по профилям образовательной подготовки: в области промышленности и строительства - около 50,1% от общего числа обучающихся; образования - 32,5%; сельского хозяйства - 5,3%; экономики и права - 4,3%; здравоохранения, физической культуры и спорта -4,0%; культуры и искусства - 3,8%. Из 214 реализуемых в Кемеровской области основных образовательных программ высшего профессионального образования 25 программ обеспечивают первый уровень подготовки («бакалавр»), 182 - второй уровень («специалист») и 7 - третий («магистр»).
С учётом вышесказанного, можно констатировать, что в Кемеровской области сложилась достаточно развитая, устойчиво функционирующая сеть учреждений ВПО и их территориальных подразделений, способная, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в образовании соответствующего уровня, а с другой стороны - обеспечивать расширенное воспроизводство высококвалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Кузбасса. Вместе с тем, приведение этой сети, а также сложившейся в её рамках профессионально-квалификационной структуры и качества
подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в соответствие с целями, задачами и принципами модернизации российского образования представляет собой весьма непростую задачу.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», главной задачей российской образовательной политики на современном этапе является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Как подчёркивается в указанном документе, отечественной профессиональной школе надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией её на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению и интеграции профессий, решительно повернуть учреждения профессионального образования к потребностям федерального и регионального (местного) рынков труда. Достижению нового, современного качества образования было уделено особое внимание на проведённой ЮНЕСКО в Париже в октябре 1998 года Всемирной конференции по высшему образованию. В июне 1999 года, в г.Болонья (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали декларацию о создании к 2010 году единого общеевропейского пространства высшего образования, положив начало так называемому «Болонскому процессу». Одна из основных, принципиальных позиций Болонской декларации - переход к единой системе оценки и контроля качества образования, в рамках которой предполагается оценивать и контролировать не столько содержание и сроки реализации сопоставимых образовательных программ, сколько знания, умения и навыки выпускников образовательных учреждений стран-участниц конвенции. В сентябре 2003 года была подписана Болонская декларация, предусматривающая создание единого механизма оценки качества подготовки специалистов и поэтапное введение с 2005 г. общеевропейского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании. Принимая во внимание вышесказанное, можно констатировать, что политика качества сегодня, практически, стала «ядром» всей образовательной политики в России и главным средством реализации стратегии обновления отечественной высшей школы.
Понимая важность профессионального образования для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и региона, а также необходимость создания условий для достижения его нового, современного качества, администрация Кемеровской области выступила государственным заказчиком региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на период 2005-2010 гг.». Целями указанной программы являются: 1) создание региональной системы государственно-общественного управления качеством профессионального образования, 2) обеспечение соответствия качества подготовки специалистов требованиям регионального рынка труда с учётом интересов личности, общества и государства. Достижение этих целей предполагает, в частности, разработку и внедрение на первом и втором этапах реализации программы (2005-2008 гг.) систем менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования Кузбасса. В этой связи программа ориентирует руководство и коллективы высших учебных заведений, действующих на территории Кемеровской области, на последовательное решение следующих задач, сформулированных по итогам состоявшегося 23-30 мая 2003 года в г. Судаке Всероссийского совещания специалистов в области инноваций и качества: 1) достижение соответствия качества подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов ВПО (необходимый уровень качества); 2) достижение соответствия качества подготовки специалистов текущим запросам работодателей (желательныш уровень качества); 3) достижение опережающего уровня качества подготовки специалистов, соответствующего перспективным запросам работодателей (перспективным уровень качества). При этом разработчики программы исходят из того, что лишь достижение желательного и перспективного уровней качества высшего профессионального образования может обеспечить востребованность и конкурентоспособность выпускников вузов на региональном рынке труда, а также прочное положение и устойчивое развитие учреждений ВПО на региональном рынке образовательных услуг и технологий.
Как показывает анализ современного состояния и основных проблем высшего профессионального образования в Кемеровской области, факторами, существенно затрудняющими разработку и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в вузах Кузбасса являются: 1)
отсутствие единой методологии создания СМК, адаптированной к российским образовательным стандартам и особенностям национальной системы ВПО; 2) дефицит квалифицированных и опытных разработчиков СМК; 3) недостаточное финансовое обеспечение высших учебных заведений; 4) низкий уровень знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у части руководящего состава вузов; 5) память о негативных последствиях административно-командного насаждения в вузах в 80-х годах комплексных систем управления качеством образования, сопровождавшегося ростом «бумаготворчества» и отсутствием видимых положительных результатов; 6) недооценка практической пользы от внедрения и сертификации СМК в высших учебных заведениях. При этом следует отметить, что воздействие указанных факторов, разумеется, не ограничивается территорией Кузбасса. В той или иной мере его испытывают на себе подавляющее большинство вузов, действующих на территории Сибирского федерального округа и других регионов страны.
К сожалению, в Кемеровской области дела с внедрением СМК в вузах обстоят сегодня не так, как бы этого хотелось. В соседних регионах - например, в Томской области, - приняты городская и областная программы по внедрению внутривузовских систем менеджмента качества образования. Не меньших результатов в этом отношении добились Новосибирская область и Красноярский край. Признанными лидерами в деле разработки, внедрения и сертификации внутривузовских СМК в Сибирском федеральном округе являются Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный технологический университет (г.Красноярск) и Томский политехнический университет. Эти вузы являются одними из первых и наиболее активных участников, дипломантами и лауреатами Всероссийского конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», который регулярно проводится Минобразованием России начиная с 2000-го года. В НГТУ своеобразным внутривузовским «центром качества» стали созданный ещё в 1991 г. научно-методический центр факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (НМЦ ФПКП), а также созданная в 1996 г. кафедра оценки качества образования (ОКО) университета. Кроме того, в НГТУ функционирует филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (Москва); проводятся ежегодные Международные науч-
но-практические конференции, посвящённые проблемам качества образования; с 1999 г. разрабатывается ежегодный доклад «Качество образования в НГТУ» и издаётся одноимённый межвузовский сборник. В СибГТУ внедрена и сертифицирована оригинальная модель многоуровневой внутривузовской СМК, ориентированной на процессный подход; созданы постоянно действующие научно-методические советы по специальностям ВПО (НМСС), осуществляющие разработку и корректировку на основе ГОС ВПО реализуемых в университете основных образовательных программ. В Томском политехническом университете в 1999 г. была утверждена внутривузовская целевая программа «Менеджмент качества», в результате реализации которой в университете была разработана, внедрена и сертифицирована многоуровневая СМК, отвечающая требованиям международного стандарта качества 180 9001:2000. Кроме того, в ТПУ организован и действует Сибирский сертификационный центр.
Оценивая достижения и опираясь на опыт ведущих высших учебных заведений Сибирского федерального округа, департамент науки и профессионального образования Кемеровской области, научный совет по проблемам развития региона при Губернаторе Кемеровской области, областной совет ректоров вузов Кузбасса, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, руководящий и профессорско-преподавательский состав ведущих учреждений ВПО области разработали систему мер по ускоренному внедрению внутривузовских СМК и приступили к её реализации. На сегодня лидирующие позиции в этом процессе сохраняют за собой Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ) и Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ).
В Кузбасском государственном техническом университете (г.Кемерово) разработана и реализуется план-программа внедрения внутри-вузовской СМК на период с декабря 2003 г. до декабря 2005 г.; для координации и контроля плановых мероприятий и работ создан вузовский совет по качеству. В соответствии с требованиями стандартов качества 180 9001-2000 и 180 14001-96, скорректирована организационная структура управления университетом. С декабря 2003 г. в университете действует отдел систем менеджмента качества (ОСМК), имеющий опыт активного участия в разработке и внедрении СМК в ОАО «Химволокно АМ-ТЕЛЛ-КУЗБАСС», КОАО «Азот», ЗАО «Нео-
Кор», холдинговой компании ОАО «Кемеровский молочный комбинат», дорожно-строительной компании ООО «Стройдорэкспорт», ОАО «Анжеромаш» и других крупнейших предприятий области. В настоящее время персонал отдела обладает сертификатами компетенции по 180 9001-2000 и 180 14001-96, внутреннего аудита по СМК, по компетенции ведущего бизнес-консультанта; имеет свидетельство о членстве во Всероссийской организации качества и об участии в мастер-классе «Методика и инструменты выхода товаропроизводителей на международный рынок». В планах ОСМК Куз-ГТУ - оказание содействия промышленным предприятиям Кузбасса в получении международного сертификата качества по системе экологического менеджмента. В стадии организации находятся отдел маркетинга и трудоустройства, отдел дополнительного профессионального образования университета. На кафедре металлорежущих станков и инструментов механико-машиностроительного факультета открыта специализация «Менеджмент качества, сертификация и лицензирование оборудования». В рамках перехода к автоматизированному управлению учебным процессом на факультетах вводится в эксплуатацию компьютерная система учёта и контроля успеваемости «Деканат». Социологическая лаборатория университета ежегодно организует и проводит опрос «Преподаватель глазами студента», результаты которого анализируются и учитываются при рассмотрении на Учёном совете вуза вопросов, связанных с замещением вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, и при заключении трудовых контрактов с преподавателями.
Учёным советом Сибирского государственного индустриального университета (Новокузнецк) в 2003 г. был утверждён программный документ «Политика руководства университета в области качества», рассчитанный на среднесрочную перспективу. В 2003/2004 учебном году в университете был создан и начал активно работать отдел менеджмента качества образовательной деятельности (ОМКОД), разработавший план поэтапного внедрения внутриву-зовской СМК на период до 2005-го года. С участием отдела в 2003 г. была проведена самооценка деятельности СибГИУ по установлению соответствия университета современным критериям качества высшего профессионального образования в рамках участия вуза в ежегод-
ном Всероссийском конкурсе «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (2003 г.). По результатам конкурса из 56 участников 10 высших учебных заведений России стали лауреатами и дипломантами; среди оставшихся 46 участников СибГИУ занял десятое место. За активное участие в конкурсе и за большую проделанную работу коллективу университета от имени Совета конкурса была выражена признательность в благодарственном письме Министерства образования и науки Российской Федерации. В университете открыты специальности «Стандартизация и сертификация» и «Управление качеством», по которым ведётся подготовка специалистов; внедрены и функционируют системы рейтинга кафедр и факультетов по основным направлениям их деятельности (с 1993 г.) и рейтинга научно-педагогических работников вуза (с 1994 г.). Для определения рейтинга профессорско-преподавательского состава университета в текущем году была создана распределённая база данных «Рейтинг преподавателей СибГИУ». В феврале 2004 г. на заседании Учёного совета вуза было принято положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов. Отделом менеджмента качества образовательной деятельности университета в текущем году были подготовлены методические указания «Рейтинговая оценка знаний студентов» и учебное пособие «Научно-методические основы рейтинговых технологий в вузе», а также проведён семинар «Формирование системы менеджмента качества в учреждениях высшего профессионального образования» в объёме 72 час., в рамках которого прошли обучение 70 научно-педагогических работников вуза. Персонал отдела принимает активное участие в работе базовых промышленных предприятий СибГИУ (ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «Новокузнецкий алюминиевый завод» и др.) по внедрению и сертификации современных систем менеджмента качества.
Оценивая состояние и перспективы внедрения систем менеджмента качества в вузах Кузбасса, можно сделать следующий вывод: одним из необходимых условий успеха на этом пути является формирование единого образовательного пространства Кемеровской области, Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом.