Научная статья на тему 'Система управления финансами в электронном распределённом университете'

Система управления финансами в электронном распределённом университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИНАНСОВОМ УЧЕТЕ / СОЗДАНИЕ БАЗЫ ПОЛНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ВУЗА / ОПТИМАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MODERN ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EFFICIENCY / FINANCIAL PLANNING AND ACCOUNTING / ELEMENTS OF THE FINANCIAL MANAGEMENT SYSTEM / PROJECT MANAGEMENT / IMPLEMENTATION OF AN INTEGRATED PROGRAM USING A NEW TECHNOLOGY IN FINANCIAL ACCOUNTING / CREATION OF FULL AND OBJECTIVE INFORMATION ABOUT FINANCIAL STATUS OF THE UNIVERSITY / THE OPTIMAL MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Т. А.

В статье дается обоснование построения автоматизированной системы управления финансами в электронном распределенном университете, приводятся принципы построения такой системы, детализируются блоки комплексной системы управления финансами, обосновываются выводы о повышении скорости прохождения документооборота через подразделения, затронутые автоматизацией, снижении величины ручного труда, уменьшении вероятности возникновения ошибок, повышении достоверности получаемой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панкратова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial management system in the electronic distribution of university

The article gives the grounds for creation of automated financial management system in an electronic distributed university; outlines construction principles of such system; provides with the detailed information about the components of integrated financial management system and underpins the following conclusions: about the increase of document flow rate through the automatically equipped departments, the decrease of manual work rate and reducing the errors probability as well as on the increase of received information reliability.

Текст научной работы на тему «Система управления финансами в электронном распределённом университете»

3. Сергин В. Я. Нейронные механизмы сознательного восприятия: гипотеза автоотождествления // Лекции на XI Всероссийской научно-технической конференции «Нейроинформатика-2009». - М.: МИФИ, 2009. - С. 35-65.

4. Sergin V. Ya. Sensory Awareness: Hypothesis of Self-Identification // Conceptual Advances in Brain Research. - UK: Harwood Academic Publishers, 2000. Vol. 2. P. 97-112.

5. Sergin V. Ya. Brain as Neurocomputer: The Macrostructure of Intelligence // Neurocomputers and Attention. - UK: Manchester University Press, 1991. Vol. 2. P. 771-781.

6. Sergin V. Ya. Consciousness as a data-processing system // Neural Network World, 1994. Vol. 4. No. 5. P. 601-608.

7. Sergin V. Ya. A Global Model of Human Mentality // Cybernetics and Systems' 92. - World Scientific Publishing Co, 1992. Vol. 1. P. 883-890.

8. Сергин В. Я. Сознание как система внутреннего видения // Журнал высшей нервной деятельности, 1994. Т. 44. № 4-5. С. 627-639.

9. Koch C., Crick F. Some Further Ideas Regarding the Neuronal Basis of Awareness // Large-Scale Neuronal Theories of the Brain. - Cambridge, MA: MIT Press, 1994. P. 93-110.

10. Маунткастл В. Организующий принцип функции мозга - элементарный модуль и распределенная система // Разумный мозг. - М.: Мир, 1981. С. 15-67.

11. Сергин В. Я. Психофизиологические механизмы восприятия: концепция объемлющих сенсорных характеристик // Успехи физиологических наук, 2009. Т. 40. № 4. С. 42-63.

12. Силькис И. Г. Вклад синаптической пластичности в базальных ганглиях в обработку зрительной информации // Журнал высшей нервной деятельности, 2006. Т. 56. № 6. С. 742-756.

13. Физиология человека. - М.: Мир, 1996. Т. 1. - 321 с.

14. Cohen В. Н. The Motor Theory of Voluntary Thinking // Consciousness and self-regulation / Eds. R. J. Davidson, et al. - N. Y.: Plenum Press, 1986. Vol. 4. P. 19-37.

15. Финке Р. А. Воображение и зрительная система // В мире науки, 1986. № 5. С. 60-67.

16. Иваницкий Г. А., Наумов Р. А., Иваницкий А. М. Технология определения типа совершаемой в уме мыслительной операции по рисунку электроэнцефалограммы // Технология живых систем, 2007. № 5-6. С. 20-27.

17. Иваницкий Г. А., Наумов Р. А., Роик А. О., Иваницкий А. М. Как определить, чем занят мозг, по его электрическим потенциалам? Устойчивые паттерны ЭЭГ при выполнении когнитивных заданий // Вопросы искусственного интеллекта, 2009. № 1. С. 93-102.

18. Клацки Р. Память человека. - М.: Мир, 1978. - 319 с.

19. Дубровский Д. И. Сознание как предмет нейрофизиологического исследования // Философия науки. Вып. 15. Эпистемология:актуальные проблемы. - М.: ИФ РАН, 2010. С. 194-213.

20. Адамар Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики. - М.: Советское радио, 1970. - 150 с.

21. Буль П. Гипноз и внушение. - М.: Медицина, 1975. - 270 с.

22. Kihlstrom J. F., Hoyt I. P. Hypnosis and the Psychology Delusions // Delusional Beliefs / Eds. T. F. Oltmanns & Brendan A. M. - New York: Wiley, 1988. Chapter 4. P. 66-107.

23. Кацуки С. Практика Дзэн. - Киев: Пресса Украины, REFL-book, 1993. - 336 с.

24. West M. Meditation and self-awareness: psychological and phenomenological approaches // Aspects of Consciousness / Eds. G. Underwood, R. Stevens. - L.: Academic Press, 1982. Vol. 3. P. 199-233.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ЭЛЕКТРОННОМ РАСПРЕДЕЛЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Т. А. Панкратова, проректор по экономике и финансам Tel.: (495) 442-83-23 (ex. 209), e-mail: TPankratova@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

www.mesi.ru

The article gives the grounds for creation of automated financial management system in an electronic distributed university; outlines construction principles of such system; provides with the detailed information about the components of integrated financial management system and underpins the following conclusions: about the increase of document flow rate through the automatically equipped departments, the decrease of manual work rate and reducing the errors probability as well as on the increase of received information reliability.

В статье дается обоснование построения автоматизированной системы управления финансами в электронном распределенном университете, приводятся принципы построения такой системы, детализируются блоки комплексной системы управления финансами, обосновываются выводы о повышении скорости прохождения документооборота через подразделения, затронутые автоматизацией, снижении величины ручного труда, уменьшении вероятности возникновения ошибок, повышении достоверности получаемой информации.

Ключевые слова: современные электронные образовательные технологии, эффективность, финансовое планирование и бухгалтерский учет, элементы системы управления финансами, проектное управление, внедрение комплексной программы с использованием новых технологий в финансовом учете, создание базы полной и объективной информации финансового состояния вуза, оптимальные управленческие решения.

Keywords: modern electronic educational technologies, efficiency, financial planning and accounting, elements of the financial management system, project management, implementation of an integrated program using a new technology in financial accounting, creation of full and objective information about financial status of the university, the optimal management decisions.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию была поставлена задача совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Реформа образования в РФ в ближайшее время приведет к существенному изменению механизмов финансирования и к появлению новых организационно-правовых форм вузов. Результатом этого станет усиление конкуренции на рынке образовательных услуг с одновременным расширением степени автономии и самостоятельности вузов.

Обеспечение доступного и качественного образования, соответствие его интересам общества и повышение эффективности использования финансовых ресурсов на образование возможно только при использовании технологий управления современным вузом, интегрированным в информационное пространство. Недостаточная разработанность теоретических и инструментально-методических вопросов определяют актуальность данной статьи.

Интерес к данной проблеме обусловлен тем обстоятельством, что в научной литературе недостаточно полно раскрыты вопросы управления финансами в современном вузе, интегрированном в информационное пространство, не определены механизмы управления им в период изменений, вызванных развитием электронных технологий. Научно-прикладных исследований, посвященных управлению финансами в современном вузе, явно недостаточно.

В последние годы многие отечественные специалисты в сфере управления образованием изучают проблематику управленческих отношений. В работах Г. А. Балыхина, М. А. Боровской, Е. А. Князева, С. Д. Резника, Н. В. Тихомировой [1-3] исследуется комплексный подход к повышению эффективности образовательной деятельности, модели управления вузами в условиях развития информационных технологий.

В экономической литературе имеется ряд работ, посвященных управлению финансами в учреждении высшего профессионального образования. Однако в них не отражена методика управления финансами в электронном университете в условиях информационного пространства, не учитывается вероятность нарушения финансового законодательства.

Перед университетом стояла задача: создание системы управления финансами в электронном университете, построение на базе программных продуктов «1С» автоматизированной системы, отвечающей требованиям целостности и тотальности учета ключевых процессов вуза по участкам бухгалтерского, налогового, кадрового и оперативного учета, расчета заработной платы, учета операций по студентам с целью обеспечения максимального качества обучения и удовлетворения стратегии кадрового развития и профессионального роста.

В целях получения стабильного дохода и эффективного выполнения задач в современных условиях вузу необходимы иные финансовые ресурсы, которые должны быть направлены на обеспечение следующих затрат:

• использование признанных международным сообществом электронных образовательных технологий;

• создание контента - информационно значимого наполнения информационного ресурса;

• создание и использование системы управления финансами с применением прогрессивных электронных образовательных технологий;

• обеспечение высокоскоростного доступа ко всем ресурсам включая высокоскоростной Интернет;

• лицензионное обеспечение программных средств по доставке контента пользователю;

• техподдержка веб-ресурсов и их обслуживание, актуализация контента (мониторинг во внешней среде, создание новых инновационных продуктов);

• повышение квалификации преподавателей и сотрудников, подготовка новых специалистов.

Внутренний портал МЭСИ -учел «Финансовая деятельность»

Информационно-аналитическая система на платформе 1С:

Рисунок. Система управления финансами в электронном распределенном университете

Для создания в вузе системы управления финансами с применением современных электронных образовательных технологий, для повышения эффективности финансового планирования и бухгалтерского учета необходимо комплексно развивать автоматизированную систему учета, которая бы соответствовала специфике государственного образовательного учреждения.

Система, построенная на базе программных продуктов, должна охватить все ключевые учетные процессы образовательного учреждения, начиная от учета студентов и аспирантов и заканчивая составлением сводной консолидированной и регламентированной отчетности с учетом филиалов вуза.

Электронная интегративная система управления финансами в вузе предполагает особый управленческий подход к его финансам.

Целью создания системы автоматизированного управления является обеспечение устойчивыми финансовыми ресурсами.

К основным элементам построения данной системы относятся:

1. Использование проектного управления.

2. Выявление и использование экономического потенциала, создание полной и объективной информации о финансовом состоянии университета, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

3. Автоматизация планирования, учета, движения и контроля ресурсов вуза на базе программных средств.

4. Внедрение комплексной программы использования новых технологий в финансовом, бухгалтерском, налоговом, оперативном и управленческом видах учета.

5. Применение комплексной автоматизации контроля и управления рабочим временем всех работающих.

6. Создание единого финансового пространства вуза с использованием программных средств.

Каковы эти элементы, и в чем преимущества построения системы управления финансами в электронном распределенном университете по сравнению с системой управления финансами в обычном вузе?

Таблица 1

Элементы системы управления финансами в электронном распределенном университете

Название подсистемы Цель создания подсистемы

1. Подсистема бухгалтерского учета Автоматизация ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующим законодательством РФ. Внедрение единой системы электронного документооборота с органами Федерального казначейства

2. Подсистема финансового планирования Составление бюджета вуза и формирование бюджета проектов. Контроль исполнения

3. Подсистема подготовки и сдачи сводной отчетности Автоматизация составления регламентированной законами РФ отчетности по показателям бухгалтерского, налогового учета

4. Подсистема расчета заработной платы Автоматизация расчета заработной платы и налогов. Формирование отчетности в фонды

5. Подсистема учета персонала Автоматизация кадрового учета, включающая в себя издание приказов, оформление трудовых договоров, др. кадровых приказов, формирование и контроль штатного расписания, хранение информации о сотрудниках в электронной базе данных

6. Подсистема учета студентов Автоматизация процессов взаиморасчетов со студентами и построение отчетов по формам 1-ВУЗ, 76-КД, 1-ВПО, 1-СПО. Хранение и обработка информации по студентам в электронной базе данных

7. Подсистема учета дипломов Учет бланков строгой отчетности (БСО). Автоматизация процессов сбора информации по ГАК, обработки приказов при завершении обучения студентов. Автоматизация выписки и списания бланков строгой отчетности (дипломов, приложений и др.). Осуществление контроля за БСО (напечатан, подписан, печать проставлена и др.) с момента получения бланков и до их списания

8. Подсистема складского учета и автохозяйства Автоматизация складского учета и автомобильного хозяйства

1. Использование проектного управления

Цель создания проектов в электронном распределенном университете - управление экономикой, финансами и финансовым состоянием путем координации деятельности всех структурных подразделений, направленной на достижение единых стратегических задач. Именно эти цели являются движущей силой проектов, и все усилия по их планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты, была обеспечена финансовая устойчивость вуза в рыночных условиях.

От проектного менеджмента зависит организация планирования, обеспечения и распределения материальных ресурсов, эффективная работа всех проектов и в конечном результате -достижение стратегических целей вуза. Внедрение проектного менеджмента при управлении финансами позволяет:

• увеличить доходность университета;

• эффективно использовать финансовые ресурсы;

• формировать ресурсы для финансирования перспективных и инновационных проектов;

• осуществлять управление экономикой, финансами и финансовым состоянием путем координации деятельности всех структурных подразделений на достижение единых стратегических задач;

• обеспечивать целевое использование бюджетных средств и внебюджетных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• обеспечить ориентацию на результаты (сбалансированность всех сторон - потребителей, наемных работников, работодателей, поставщиков, общества в целом);

• осуществлять развитие системного подхода для выполнения, анализа, контроля и улучшения предполагаемых результатов;

• реализовывать стратегию вуза в отношении финансовых ресурсов;

• укреплять финансово-хозяйственную дисциплину;

• осуществлять оперативное и текущее управление, планирование и контроль исполнения бюджета проектов в университете в целом;

• обеспечивать финансовое стимулирование всех категорий сотрудников, способствующих повышению качества, увеличению доходов и экономии расходной части бюджета и др.;

• эффективно использовать отчисления от доходных проектов в соответствии с инвестиционной политикой университета (научно-техническое обеспечение, научные исследования и разработки, развитие человеческого потенциала, создание контента и т. д.)

• обеспечивать прозрачность и ежедневный контроль исполнения смет каждого проекта.

Таблица 2

Процедура формирования и реализации проекта_

Этапы проекта Содержание

1. Создание трех центров учета • Создание центра административной ответственности. Директором центра административной ответственности проекта является руководитель проекта. Он представляет интересы проекта, студентов, слушателей и принимает участие в реализации своего проекта; • создание центра доходов; • создание центра затрат

2. Утверждение плана подготовки проекта • Утверждение календарного плана внедрения проекта; • утверждение сметы затрат по пуску проекта

3. Формирование сметы доходов и расходов в соответствии с заданием, действующей в течение финансового года Формирование доходов проекта: • расчеты стоимости по направлениям (калькуляция); • количество реализуемых образовательных услуг; • финансовый план по направлениям в соответствии с календарным планом

Формирование затрат: • штатное расписание (фонд планируемой заработной платы); • статьи затрат по обеспечению деятельности университета; • статьи затрат по социальной поддержке (социальный пакет); • статьи затрат по развитию проекта в соответствии со стратегией университета; • реестр контрагентов проекта

4. Утверждение Стратегическим комитетом • Утверждение штатного расписания; • утверждение календарного плана проекта; • утверждение финансового плана (сметы)

Практика показала, что при использовании проектного менеджмента в управлении финансами исключаются такие моменты, как закрытость при распределении финансовых ресурсов, поспешность в принятии решений, келейность, перерасход средств, ненужная экономия, неэффективное и нецелевое использование средств.

Процесс бюджетирования сопровождается интенсивным информационным обменом и включает следующие этапы: планирование, контроль исполнения планов, анализ, корректировка планов.

Проекты разрабатываются на год с детализацией доходов по направлениям деятельности, статьям затрат, объемам целевого финансирования с детализацией по месяцам, что является достаточным для грамотного управления финансовыми потоками.

В современных условиях в университете должны разрабатываться новые механизмы планирования. В первую очередь необходимо проведение системного анализа деятельности учебного заведения (два раз в год) в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 на основе отчетов по проектам, данных внутреннего аудита, данных удовлетворенности потребителей, отчетов о внутреннем аудите, соотнесения целей по проектам с планами мероприятий, таблиц мониторинга процессов.

При разработке стратегии финансового планирования каждый проект должен соответствовать стратегическому плану вуза, поскольку выполнение стратегических задач осуществляется на основе имеющихся ресурсов. Текущее управление финансами осуществляется при соблюдении законодательства РФ и на основе постоянного мониторинга, анализа финансово-экономического состояния под руководством ректора, являющегося руководителем Стратегического комитета вуза. В начале внедрения проектного менеджмента необходимо провести:

• реформирование финансово-хозяйственной деятельности и реинжиниринг процессов;

• подробное изучение порядка документооборота и разработку оптимальной его схемы;

• создание базы организационных документов (положений, должностных инструкций, форм);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание базы знаний вуза (стандартов, инструкций, методик).

2. Выявление и использование экономического потенциала, создание базы полной и объективной информации финансового состояния вуза, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений

В распределенном университете необходимо создание системы накопления экономической информации, которая будет содержать в себе полную и объективную информацию о финансовом состоянии, что необходимо для принятия оптимальных управленческих решений. Система мониторинга деятельности вуза по ключевым показателям включает в себя:

• организацию сбора отчетности:

- формирование списка статистических показателей и индикаторов деятельности;

- планирование графика сбора отчетности;

- разработку и распространение шаблонов в структурных подразделениях;

• сбор отчетности:

- поддержку заполнения отчетных форм подразделениями вуза в режимах онлайн и офлайн;

- управление, контроль и анализ процесса сбора отчетности;

- сохранение первичных данных;

- сбор, обработка и анализ собранных данных;

- автоматический контроль собранных данных;

• мониторинг:

- автоматическое формирование типовой аналитической отчетности;

- формирование нерегламентированной аналитической отчетности.

3. Автоматизация планирования, учета, движения и контроля ресурсов вуза на базе программных средств

Для повышения эффективности финансового планирования и бухгалтерского учета университета необходимо комплексно развивать автоматизированную систему учета, которая бы соответствовала специфике в государственном образовательном учреждении.

В современных условиях у вузов возникла необходимость в разработке информационной системы, предоставляющей достоверную, полную, оперативную информацию об имеющихся финансовых средствах, источниках их формирования и направлениях использования, а также в планировании доходов и расходов. Т. о. особое значение в развитии распределенного университета приобретает внедрение проекта «Автоматизация планирования, учета, движения и контроля ресурсов вуза на базе программных средств».

В настоящее время существующие программные продукты в вузах позволяют при совершении любой бухгалтерской операции иметь в режиме реального времени достоверную финансовую информацию о движении денежных средств, о статьях расходов в разрезе подразделений и смет, осуществлять контроль за использованием средств, планировать доходы и расходы на среднесрочную перспективу.

Одной из важных задач программных продуктов, применяющихся в вузе, должна была быть возможность охвата всех ключевых учетных процессов вуза, начиная от учета студентов и аспирантов и заканчивая составлением сводной регламентированной отчетности всех филиалов.

При создании подсистемы «Студенты и абитуриенты» ставятся следующие цели: автоматизация процессов учета абитуриентов, хранение и обработка информации по студентам в электронной базе данных, возможность формирования и построение отчетов по требуемым формам (1-ВУЗ, 76-КД, 1-ВПО, 1-СПО, 2-ВПО).

При создании программы предусматривается возможность загрузки данных из программы приемной комиссии: внесения имеющихся данных по бюджетным студентам (ФИО, паспортные данные, сведения о ЕГЭ, экзаменах, олимпиадах, приказ о зачислении и начислении стипендии), студентам, обучающимся с полным возмещением затрат (ФИО, паспортные данные, сведения о ЕГЭ, экзаменах, № и дата договора), по группам и формам обучения. С помощью программных средств формируется справочник студентов и персонифицированная карточка студента. В дальнейшем подсистема позволяет формировать различные виды отчетов с использованием любых данных и любых фильтров, которые упорядочиваются по институтам, курсам обучения и другим параметрам.

Данные по оплате за обучение (дата, сумма, № квитанции, № договора, наименование группы) учитываются по каждому внебюджетному студенту, что позволяет исключить обезли-ченность учета денежных средств и выявить задолженность студента перед вузом или определить уплаченный аванс за оказание образовательных услуг в будущем периоде. Кроме того, программа «Студенты и абитуриенты» разрабатывается с целью ведения персонального ежемесячного начисления платы за обучение и ее автоматического расчета на основании установленной стоимости образовательных услуг в месяц и условий оплаты с учетом скидок и отсрочек платежей. Т. о. осуществляется автоматизация всего процесса начисления и оплаты обучения персонально по каждому студенту, даже когда оплату производит юридическое лицо. Применение программы учета студентов в режиме удаленного доступа позволяет контролировать и учитывать задолженности студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, администрацией институтов и принять меры административного воздействия.

4. Внедрение комплексной программы использования новых технологий в финансовом, бухгалтерском, налоговом, оперативном и управленческом видах учета

Внедрение комплексной программы с использованием новых технологий в финансовом учете, применение полной автоматизации учета, движения и контроля финансовых средств по-

зволяет ликвидировать нарушения в ведении бухгалтерского учета, осуществлять контроль и сохранность государственной собственности. С помощью комплексной программы возможно:

• оприходование большого количества товарно-материальных ценностей на склад до их списания с помощью сканирования считывающими устройствами с унифицированной формы «счет-фактура». До поступления документов в бухгалтерию и получения основных средств на склад на основании представленных поставщиком документов оформляются карточки учета основных средств с характеристикой объекта, заводским номером, устанавливается инвентарный номер, дата выпуска и оформляются наклейки на каждый объект со штрих-кодом. Бухгалтерией при учете основных средств остается только идентифицировать сканером средство в бухгалтерской программе. Автоматизация учета материальных запасов и основных средств с использованием технологии штрих-кодирования снизит вероятность возникновения дублей элементов и других ошибок бухгалтерского учета;

• введение лимитированных пластиковых карточек на приобретение горюче-смазочных материалов для каждого автомобиля, а также программы учета автотранспортных расходов - по формированию путевых листов, учета ресурсов автопробега, автошин, учета ресурсов автомобильных агрегатов;

• внедрение с помощью аналитического программного модуля финансовой службой контроля целевого использования бюджетных средств между вузом и его филиалами с распределением лимитов бюджетных обязательств по принципу Федерального казначейства;

• использование системы терминального приема платежей от студентов за обучение, проживание в общежитии и т. д.;

• переход на систему электронного документооборота в системе «клиент - банк» с отделением Федерального казначейства;

• ведение с помощью программных продуктов учета, создание таблиц соответствия счетов, возможности усиленного контроля ведения бухгалтерского учета (невозможность проведения некорректных операций);

• ведение кассового и фактического расхода по каждому проекту.

Происходит усиление ответственности руководителей проектов как исполнителей за дебиторскую и кредиторскую задолженность, минимизацию задолженности. Автоматическая выгрузка данных исключает ручной труд по сбору данной информации, экономит время и повышает достоверность, автоматизация процессов учета позволяет сотрудникам бухгалтерии оперативно менять методы расчетов по ходу изменения законодательства, появляется возможность при расчете заработной платы автоматически распределять суммы по источникам финансирования и проектам, что значительно сокращает объем ручного труда бухгалтера.

Система позволяет гибко настраивать необходимые виды расчетов и полностью автоматизировать процесс начисления и выплаты заработной платы, обеспечивается выгрузка данных по начислениям и удержаниям в программу. Настройка прав доступа и интерфейсов в соответствии с выполняемыми функциями на рабочих местах позволяет снизить вероятность возникновения «человеческой ошибки», разделение доступности информации в соответствии с полномочиями, обеспечить сохранность информации. Разграничение прав доступа повышает уровень информационной безопасности системы, использование в программе свода отчетов значительно сокращает время консолидации отчетности, которая поступает из филиалов.

Используя автоматизированную систему управления финансами в университете необходимо соблюдать меры для обеспечения безопасности данных на сервере финансовой службы. В университете применяются следующие меры:

• сервер базируется на системе Windows 2008 64 bit. На данный момент эта операционная система одна из лучших по уровню обеспечения защиты;

• сервер не отображается в сетевом окружении;

• доступ разграничен между подразделениями (бухгалтерия может использовать документы и базы бухгалтерии, плановый отдел документы и базы планового отдела и т. д.);

• доступ в базу данных защищен отдельным паролем;

• обмен документами, аналитическими и финансовыми отчетами в финансовой службе осуществляется посредствам использования сетевого диска (диск R), доступ к которому также разграничен;

• сотрудникам бухгалтерии запрещено высылать информацию посредством электронной почты, особенно на сторонние адреса.

Вместе с тем университет продолжает разрабатывать пути совершенствования защиты данных. Внедряется криптографическая защита (ключ) в процессе обмена информацией, проводится регулярная автоматическая смена паролей у сотрудников финансовой службы.

Обеспечение безопасности данных в вузе должно производиться повсеместно. Каждый человек должен осознавать, что его учетная запись - это строго конфиденциальная информация (как PIN-код банковской карты). Сотрудники ИТ-структур должны осознавать важность данных, к которым они имеют доступ.

5. Применение комплексной автоматизации контроля и управления рабочим временем всех работающих в распределенном университете

Внедрение автоматизированной электронной пропускной системы позволяет вести электронный учет рабочего времени всех работающих через электронные паспорта, вести учет и контроль посещения вуза студентами и аспирантами и обеспечивать контроль сохранности государственной собственности. Каждому пользователю (сотруднику, преподавателю, студенту) выдается персональный идентификатор (бесконтактная прокси-карта), который позволяет фиксировать время нахождения в вузе. Исходя из данной информации, зафиксированной в системе, имеется возможность создавать электронный табель учета рабочего времени. Данная информация используется отделом кадров, руководителями структурных подразделений, директорами институтов для принятия административных решений по вопросу кадровой дисциплины.

6. Создание единого финансового пространства университета с использованием программных средств

Для создания единого финансового пространства вуза, особенно при наличии большого числа филиалов, необходимо использование специализированных программных средств, отвечающих требованиям единого формата.

В первую очередь разрабатывается структура сети и создается возможность полного контроля финансово-хозяйственной деятельности удаленных филиалов, блокировка недопустимых операций и возможность анализа деятельности филиалов в режиме онлайн. Головной вуз является центром управления, связанным с множеством подсистем, совокупность которых обеспечивает эффективное функционирование вуза. Применение такой структуры и выбранных индикаторов работы вуза позволяет вести и контролировать их изменения в режиме реального времени с необходимой степенью детализации. Для контроля и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности создается возможность работы ректора и курирующих проректоров в системе автоматизированного учета университета и филиалов в любой точке доступа.

В качестве профилактических мероприятий по предупреждению и недопущению нарушений целесообразно проводить подбор высококвалифицированного персонала с привлечением к работе студентов и аспирантов вуза. Необходимо на каждом рабочем месте использование персонального компьютера, подключенного к сети вуза с выделением IP-адреса, профессиональное обучение персонала (курсы, работа с консультантами, обучающие семинары) и использование сотрудниками финансовых служб профессиональных программ («1С», Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Office Outlook, Microsoft Power Pointe, «Консультант Плюс», «Гарант» и т. д.).

В настоящее время создаются отдельные электронные подсистемы управления финансами. Однако необходимы не отдельные элементы управления учетом и отчетностью, а комплексная система управления финансами в электронном распределенном университете. Применение новых методов управления финансами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий даст возможность университету избежать нарушений финансовой дисциплины и эффективно использовать финансовые ресурсы. Для создания единого финансового пространства необходимо использование программных средств, особенно при наличии большого числа филиалов вуза. В первую очередь разрабатывается структура сети и создается возможность полного контроля финансово-хозяйственной деятельности удаленных филиалов, блокировка недопустимых операций и возможность анализа деятельности филиалов в режиме онлайн.

Приведенный анализ необходимо учитывать при бюджетировании деятельности университета, что является важным элементом системы управления финансами.

Ежегодный анализ финансирования вуза позволяет планомерно и эффективно использовать бюджетные и внебюджетные средства и планировать финансовую деятельность для достижения наилучших результатов.

Дополнительные доходы позволяют инвестировать полученные средства в развитие вуза -на создание системы управления знаниями, соответствующей требованиям информационного общества и экономики, основанной на знаниях.

Литература

1. Романов А. А., Тихомирова Н. В. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг // Открытое образование, 2006. № 3. С. 82-87.

2. Тихомирова Н. В. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование, 2004. № 1. С. 27.

3. Тихомирова Н. В., Мальченко С. Н. Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями // Открытое образование, 2008. № 5. С. 69-74.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

О. В. Рогозин, доцент, к. т. н., кафедра «Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии»

Тел.: (495) 442-80-98, e-mail: orogozin@mail.ru Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

http://www.bmstu.ru

This article presents complex evaluation of innovation project effectiveness with the help of the developed hybrid fuzzy-neural system providing decision support in the conditions of uncertainty. The sectional system structure and realization variants for several fuzzy algorithms is given. The system of criteria of innovation project effectiveness assessment is developed. Hybrid system training speed and quality is analysed.

В данной статье рассматривается вариант комплексной оценки эффективности инновационного проекта с помощью разработанной гибридной нечетко-нейронной системы, обеспечивающей поддержку принятия решений в условиях неопределенности. Рассмотрена блочная структурная схема системы, приведены варианты реализации блоков для различных алгоритмов нечеткого вывода. Разработана система критериев для оценки эффективности инновационного проекта. Проведен анализ скорости и качества обучения системы.

Ключевые слова: нечеткая логика, нейронная сеть, поддержка принятия решений, инновационный проект, качество.

Key words: fuzzy logic, neural network, decision support, innovation project, quality.

Оценка проекта является важнейшей процедурой не только на начальной стадии проекта, но и на протяжении всего процесса, предполагая возможность остановки проекта в любой момент в связи с появляющейся дополнительной информацией. Таким образом, это одна из процедур оперативного управления и оценки инновационного проекта. Основные факторы, которые должны быть учтены в процедуре оценки:

• финансовые результаты реализации проекта;

• воздействие данного проекта на другие в рамках портфеля НИОКР корпорации;

• влияние проекта в случае его успеха на экономику корпорации в целом.

Все эти факторы связаны с состоянием рынка и, соответственно, содержат в себе значительную долю непредсказуемости. Таким образом, при оценке проекта мы имеем дело с типичной задачей принятия решений в условиях неопределенности.

Один из методов оценки эффективности инновационного проекта основан на использовании нейро-нечеткой системы, объединяющей в себе привлекательные черты обоих подходов -прозрачность и естественность нечеткой логики и способность к обучению нейронных сетей, с использованием так называемых уточняемых нечетких множеств, то есть нечетких множеств, для которых функции принадлежности могут быть скорректированы с помощью нейронной сети особой структуры.

Критерии оценки эффективности инновационного проекта

До начала оценки проекта любым способом необходимо выделить критерии, по которым будет производиться оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.