Научная статья на тему 'Применение информационных технологий бюджетирования в муниципальном управлении'

Применение информационных технологий бюджетирования в муниципальном управлении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1100
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОДДЕРЖКИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ / TECHNOLOGIES OF BUDGETING / THE MUNICIPAL FINANCE / TOOLKIT OF SUPPORT OF FINANCIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Саак Андрей Эрнестович, Тюшняков Виталий Николаевич

Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения информационных технологий бюджетирования в системе управления муниципальными финансами. Охарактеризована типология информационных технологий автоматизации бюджетирования. Проанализированы требования, предъявляемые к функциональным характеристикам современных информационных технологий, применяемым в сфере бюджетирования, учитывающие специфику системы управления муниципальными финансами. Предложены рекомендации по внедрению информационных технологий бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Саак Андрей Эрнестович, Тюшняков Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY OF BUDGETING IN MUNICIPAL MANAGEMENT

Questions of an urgency, specificity of application and problem of introduction of information technology of budgeting in a control system of the municipal finance are considered. The typology of information technology of automation of budgeting is characterized. The requirements shown to functional characteristics of modern information technology, applied in sphere the budgetings considering specificity of a control system by the municipal finance are analysed. Recommendations about introduction of information technology of budgeting are offered.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий бюджетирования в муниципальном управлении»

.

Клочков Виктор Викторович - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: klochkov@tsure.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371427; кафедра теории права; к.и.н.; доцент; зав. кафедрой теории права.

Klochkov Victor Victorovich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: klochkov@tsure.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371652; the department of law theory; head the department; associate professor.

УДК 369.032

АЗ. Саак, B.H. Тюшняков ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Рассматриваются вопросы актуальности, специфики применения и проблемы внедрения информационных технологий бюджетирования в системе управления муниципаль-. -. , характеристикам современных информационных технологий, применяемым в сфере бюд-, . Предложены рекомендации по внедрению информационных технологий бюджетирования.

Технологии бюджетирования; муниципальные финансы; инструментарий поддержки .

A.E. Saak, V.N. Tushnyakov APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY OF BUDGETING IN MUNICIPAL MANAGEMENT

Questions of an urgency, specificity of application and problem of introduction of information technology of budgeting in a control system of the municipal finance are considered. The typology of information technology of automation of budgeting is characterized. The requirements shown to functional characteristics of modern information technology, applied in sphere the budgetings considering specificity of a control system by the municipal finance are analysed. Recommendations about introduction of information technology of budgeting are offered.

Technologies of budgeting; the municipal finance; toolkit of support of financial decisions.

Проблема постановки системы бюджетирования в управлении муниципальными финансами актуальна в связи с необходимостью получать постоянную объективную информацию о денежных потоках, повысить финансовую дисциплину и ответственность каждого подразделения, выполнить финансовые показатели в разрезе каждого финансового центра, сбалансировать местный бюджет для покрытия необходимых и обоснованных расходов. Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных ,

состояния, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях социально-экономической среды.

Как управленческая технология бюджетирование включает 3 составные части [4, 11]:

♦ технологию бюджетирования (виды, формы бюджетов, система финансово-экономических показателей, порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет);

♦ организацию процесса бюджетирования;

♦ применение информационных технологий, позволяющих разрабатывать сценарии будущего финансового состояния, осуществлять оперативный

, , бюджетного контроля [2].

Новое качество планирования, обусловленное развитием рыночных отношений, сложность и разнообразие применяемых методов, многовариантных и опти-, , наличие итерационных расчетов снизу и сверху требуют использования информационных технологий в системе бюджетирования.

Цели внедрения информационных технологий бюджетирования включают

[10]:

на основе современных информационных технологий;

учета плановых показателей с различной степенью детализации по кодам классификации операций для разных видов расходов бюджета муници-;

♦ создание единого централизованного хранилища финансовой информа-

;

♦ повышение эффективности работы сотрудников и оперативности их взаимодействия благодаря использованию специализированного программного обеспечения и методов групповой обработки данных в едином централизованном хранилище финансовой информации;

♦ существенное сокращение объем а трудоемких рутинных операций, минимизацию количества ошибок, допускаемых при ручной обработке инфор-

, -та/импорта данных;

♦ поддержку казначейских принципов организации исполнения бюджета, обеспечение прозрачности и эффективности бюджетных расходов;

♦ внедрение технологии конвейерной обработки и множественного визирования электронных документов;

♦ получение достоверной оперативной информации и необходимой аналитической отчетности в режиме реального времени.

В качестве инструментария поддержки финансовых решений используют следующие виды программных продуктов [11]:

♦ программные продукты общего назначения;

♦ интегрированные системы управления;

♦ статистические и математические пакеты программ;

♦ системы искусств енного интеллекта.

Простые функции финансового планирования могут быть реализованы в среде электронных таблиц (Microsoft Office Excel). Однако подготовка финансовых планов и бюджетов с помощью таблиц Excel представляет собой весьма раздроб-. ,

.

При подобной организации процесса у сотрудников финансового управления практически не остается времени на анализ финансового состояния и принятие решений, поскольку большая часть времени уходит на поддержку таблиц. Для эффективного бюджетирования в процессе управления муниципальными финансами необходимы специализированные программные средства, полностью автоматизирующие весь бюджетный процесс. Блок-схема построения системы бюджетирования представлена на рис 1.

Рис. 1. Блок-схема построения системы бюджетирования

Выделяют следующие типы информационных технологий, которые применяются для автоматизации бюджетирования в муниципальном управлении [3]:

♦ программы, предполагающие составление бюджетов (SAP/R3, «Project Expert») [5];

♦ бухгалтерские программы, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности («1C: Предприятие», «Г^актика»);

♦ программное обеспечение, выполненное на основе компьютерных баз данных, с возможностью моделирования процессов бюджетирования; системы комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета; подсистемы, позволяющие организовать исполнение бюджета в рамках среднесрочного финансового планирования в соответствии с действующим бюджетным законодательством, обеспечивающие создание системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового

,

исполнения бюджета в органах Федерального казначейства (НПО Криста, рис. 2) [10].

Автоматизированная система «Бюджет поселения»

Рис. 2. Состав подсистем автоматизированной системы «Бюджет поселения»

К недостаткам программ первого типа можно отнести неполноту используемой в них информации, отсутствие необходимой гибкости при адаптации бюджетных форматов под специфику управления муниципальными финансами, невозможность автоматического ввода отчетной информации из-за уникальности про.

Недостатками программ второго типа являются невозможность учета особенностей финансовой структуры и полноценного применения стандартных форм программного обеспечения в процессе бюджетирования.

Компьютерные системы третьего типа лишены перечисленных выше недостатков. В то же время это достаточно сложные финансовые конструкторы, требующие долговременной предварительной настройки.

Анализ системы управления муниципальными финансами позволил сформулировать требования к функциональным характеристикам внедряемой информационной системы бюджетирования (рис. 3).

Рис. 3. Функциональные характеристики информационной системы

бюджетирования

Помимо учета функциональных характеристик программного обеспечения, применяемого в сфере бюджетирования, важным аспектом является соблюдение требований, предъявляемых к компьютерным программам бюджетирования. Информационные технологии бюджетирования должны [3]:

♦ адаптироваться к специфике бюдже тного процесса муниципального образования;

♦ адаптироваться к ф инансовой структуре, а также к возможным её измене-

;

♦ иметь подвижные регламенты, позволяющие осуществлять скользящее бюджетирование (непрерывную корректировку бюджетов);

♦ обладать привычным интерфейсом, ориентироваться на массовые, а не уникальные программные решения и платформы;

♦ предоставлять возможность пользов ателю получать консультативную помощь в постановке бюджетирования;

подразделений в сводные бюджеты;

♦ давать возможность пользователю при проведении финансовых расчетов осознавать свои действия, понимать взаимосвязь основных финансовых документов.

Применение современных информационных технологий в сфере бюджетирования даёт ряд важных преимуществ [6, 7, 8]:

♦ возможность создания единого информационного пространства, основанного на стандартизации данных финансового учёта, в виде единой базы данных на основе единой информационной сети [1];

♦ возможность многомерной кодификации учётных данных, в то время как «бумажный» документооборот позволяет осуществлять лишь одномерную традиционную кодификацию данных;

♦ возможность создания единой системы оперативного контроля, основанной на использовании единой информационной сети и базы данных и на различных режимах доступа разными пользователями информации в зависимости от уровня в управленческой иерархии [4];

♦ возможность автоматизации процес са аналитической обработки информации как при стратегическом планировании, так и при оперативном управ.

Выбор программного обеспечения является, как правило, завершающим этапом при постановке бюджетирования, но часто именно с него и начинают. Невозможно проводить бюджетирование вручную, когда требуется выполнить многова-. , -, -

ставленных бюджетов на год или на три года вперед с ежемесячной или подекадной разбивкой бюджетного периода. С целью учета специфики управления муниципальными финансами возникает необходимость проведения кропотливой доработки стандартизированных программных продуктов бюджетирования [9].

Внедрение информационных технологий бюджетирования будет неэффек-

, -

зования отсутствует полноценное бюджетирование как методология и управленче-. -, -

, .

В то же время всегда нужно помнить, что без компьютеризации и автоматизации

бюджетирование не может быть полноценным.

Все известные неудачи при попытках организации полной системы бюджетирования имеют одну общую особенность - в них отсутствует решение проблемы автоматизации бюджетных расчетов с помощью компьютерных программ. Таким , -тирования и чтобы она заработала как часть управленческой технологии, необходимо сочетание двух аспектов [3]:

финансового планирования и бюджетирования, включающей тщательный и выверенный анализ финансовой структуры, методическое обеспечение по технологии бюджетирования, детально прописанные регламенты и организационные процедуры, распределение функций и обязанностей, гра, -но-распорядительных документах (положениях, приказах и должностных инструкциях);

♦ наличие информационной системы, позволяющей осуществлять расчеты именно в тех форматах, которые необходимы руководителям для принятия управленческих решений.

.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. . . : / . . -

мова, J1.A. Жарикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 112 с.

2. . ., . ., . . . Учебник для вузов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. . ., . . :

постановке финансового планирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Финансы и статистика, 2006. - 464 с.

4. . // -

та. - 2004. - № 18. - С. 2-4.

5. . ., . ., . ., . .

бизнес-процессами в системе SAP R/3 // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 3. - С. 32-49.

6. . ., . ., . . -

ном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. - 2008. - № 2. - С. 66-71.

7. . ., . ., . . -

// .

науки. - 2008. - № 1 (78). - С. 165-169.

8. . ., . ., . .

технологий в сфере управления финансовыми ресурсами муниципального образования // Известия ТРТУ. - 2004. - № 8 (43). - С. 181-185.

9. Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения URL: http://www.klerk.ru/soft/ articles/ 2718/ (дата обращения 20.12.2010).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. НПО Криста. Автоматизированная система «Бюджет» URL: http://www.krista.ru/ products/Budget/ (дата обращения 05.02.2011).

11. . . URL:

http://www.siurgtu.ru/4u/pages/tuzova_da/downloads/ (дата обращения 12.04.2011).

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор Я.Е. Ромм.

Саак Андрей Эрнестович - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования « » . ; e-mail: saak@tti.sfedu.ru; 347928,

г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634393373; кафедра государственного и муниципального права и управления; заведующий кафедрой.

Тюшняков Виталий Николаевич - e-mail: gimutvn@gmail.com; тел., факс: 88634311426;

кафедры государственного и муниципального права и управления; доцент.

Saak Andrey Ernestovich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: saak@tti.sfedu.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634393373; the department of state and municipal legislation and administration; head of department.

Tushnyakov Vitaliy Nikolaevich - e-mail: gimutvn@gmail.com; phone, fax: +78634311426; the department of state and municipal legislation and administration; associate professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.