Научная статья на тему 'Система учета, контроля и исполнения решений по жалобам граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Система учета, контроля и исполнения решений по жалобам граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Застела М. Ю., Скачков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система учета, контроля и исполнения решений по жалобам граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Министерство образования и науки РФ

Правительство Пензенской области Академия информатизации образования Академия проблем качества РФ Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского Российская инженерная академия Вычислительный центр РАН им. А.А.Дородницына Институт испытаний и сертификации ВВТ ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца» ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «РУБИН» ОАО «НИИФИ», ОАО «ПНИЭИ», ФГУП ФНПЦ «ПО СТАРТ», НИКИРЭТ, ЗАО «НИИФИиВТ» ОАО «ППО ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «РАДИОЗАВОД» Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС» ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА» Пензенский государственный университет

АадижУ{%шсж

ТРУДЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО

II то^

ПЕНЗА 2015

УДК 621.396.6:621.315.616.97:658:562 Т78

Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»:

T78 в 2 т. - Пенза : ПГУ, 2015. - 2 том - 384 с.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

В сборник трудов включены доклады юбилейного ХХ-го Международного симпозиума «Надежность и качество», проходившего с 25 по 31 мая 2015 г. в городе Пензе.

Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики повышения надежности и качества; эффективности внедрения инновационных и информационных технологий в фундаментальных научных и прикладных исследованиях, образовательных и коммуникативных системах и средах, экономике и юриспруденции; методов и средств анализа и прогнозирования показателей надежности и качества приборов, устройств и систем, а также анализа непараметрических моделей и оценки остаточного ресурса изделий двойного назначения; ресурсосбережения; проектирования интеллектуальных экспертных и диагностических систем; систем управления и связи; интерактивных, телекоммуникационных сетей и сервисных систем; экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды и биологических объектов; исследования физико-технологических процессов в науке, технике и технологиях для повышения качества выпускаемых изделий радиопромышленности, приборостроения, аэрокосмического и топливно-энергетического комплексов, электроники и вычислительной техники и др.

Оргкомитет благодарит за поддержку в организации и проведении Международного симпозиума и издании настоящих трудов Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, Академию проблем качества РФ, Российскую академию космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российскую инженерную академию, Академию информатизации образования, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына, Институт испытаний и сертификации ВВТ, ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «НИИФИ», ФГУП «ПНИЭИ», ОАО «РУБИН», ОАО «РАДИОЗАВОД», ОАО «ППО ЭЛЕКТРИПРИБОР», ФГУП «ПО «СТАРТ», НИКИРЭТ - филиал ФГУП «ПО «СТАРТ», Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС», ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА»,Пензенский государственный университет.

Сборник статей зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с 2005 г.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :

Юрков Н. К. - главный редактор Трусов В. А. - ответственный секретарь Баннов В. Я. - ученый секретарь Волчихин В. И., Абрамов О. В., Авакян А. А., Дивеев А.И., Иофин А. А., Каштанов В. А., Майстер В. А., Острейковский В.А., Петров Б. М., Писарев В. Н., Роберт И. В., Романенко Ю. А., Северцев Н. А., Садыков С. С., Садыхов Г. С., Увайсов С. У.

ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8

© Оргкомитет симпозиума, 2015 © ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2015

ГЛАВА 9. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 681.5

Застела М.Ю., Скачков В.А.

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ, Казань, Татарстан

СИСТЕМА УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Новые технологии строительства, внедряемые в последнее время при строительстве жилых, административных и торгово-развлекательных комплексов, а также насыщение их инженерными системами жизнеобеспечения, безопасности и информации привели к появлению автоматизированных систем управления инженерными сетями и коммуникациями, которые позволяют не только обеспечить интеграцию всех используемых систем, но и создать эффективную систему диспетчеризации и контроля городского хозяйства [1].

Совершенствование системы контроля в сфере ЖКХ требует разработки не только структуры контроля и ответственности отдельных лиц и организаций, но и разработки системы учета, контроля и исполнения решений по жалобам граждан, так как они являются наиболее эффективной обратной связью между потребителями и обслуживающими и управляющими организациями[2].

Представленные в работе [2] методические рекомендации по совершенствованию системы контроля в сфере ЖКХ разработаны в Татарстане. Значительным вкладом в реализации задач эффективного управления в сфере ЖКХ явилось принятие этих рекомендаций Кабинетом Министров Республики Татарстан. Причем совершенствование системы контроля предполагает не просто решение аналитических задач управления комплексом ЖКХ, но и создание на базе автоматизированной системы эффективного механизма учета, контроля и исполнения решений по жалобам граждан.

В работе предлагается развитие системы контроля в направлении учета и обработки жалоб граждан. Гражданин вводит ключевые слова своего обращения (желательно путем выбора) и получает рекомендацию об адресате обращения. Получив номер учета своего обращения, он может обращаться в вышестоящие инстанции, ссылаясь на свой номер. Такое развитие действующих систем сбора информации о функционировании и эксплуатации комплекса ЖКХ даст возможность минимизировать межведомственную переписку и заставит управляющие компании внимательно следить за «необходимостью сохранять лицензию». [3,4].

С этой целью был разработан классификатор жалоб, который позволяет не только сократить время обработки жалобы гражданина, но и облегчает процесс учета, систематизации, обобщения и анализа поступивших жалоб, в том числе для автоматизации подготовки и составления разнообразных отчетов для оценки эффективности работы органов контроля в сфере ЖКХ.

При построении классификатора решались следующие взаимосвязанные задачи:

Жалоба гражданина должна наиболее полно идентифицироваться.

Классификатор позволяет провести однозначное определение органа контроля в сфере ЖКХ для передачи жалобы уже на этапе ее учета.

Классификатор должен быть простым и понятным, не усложнять процесс учета и идентификации жалобы.

Классификатор позволяет проведение уточнения и расширения (например, для учета специфических особенностей региона при обработке жалоб граждан) без внесения изменений в структуру.

Классификатор позволяет не только автоматизировать систему учета и контроля прохождения жалоб, но и активизировать процесс обработки жалоб при создании разнообразные отчетов и справок.

При построении классификатора жалоб были проанализированы официально опубликованные или находящиеся в общем доступе классификаторы, применяемые в органах исполнительной власти регионального и федерального уровней. В том числе «Типовой общероссийский тематический классификатор обращений граждан, организаций и общественных объединений» (утв. Заместителем Руководителя Администрации Президента РФ 28.08.2013г. № А1-3695в) в ред. от 27.09.2013г. [5]. «Методические рекомендации по совершенствованию системы контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства» [6] (в настоящее время эти рекомендации используются в качестве руководящего документа для органов исполнительной власти и органов местного самоуправлению муниципальных образований Республики Татарстан. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2013, №2455-р), классификаторы обращений, используемые в информационных системах и на официальных сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления в различных регионах, классификаторы на сайте для обращений и жалоб граждан Управления по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ [7], а также официальные сайты государственных органов, например Республики Татарстан [8], г. Москвы [9] и Московской области [10], Генеральной прокуратуры РФ [11], классификаторы жалоб на сайтах муниципальных образований и организаций народного контроля, которые предназначены для принятия обращения граждан по проблемам ЖКХ (например, сайт Общественной палаты РФ [12], сайты «Наш город Москва [13], портал «Наш город Санкт-Петербург[14], портал «Открытый город» [15], сайт народного контроля Республики Татарстан [16], Свердловский сайт народного контроля [17], сайт народного контроля Ростовской области [18], учтены замечания и предложения специалистов на местах в обследованных регионах).

В качестве метода классификации жалоб оптимальным является иерархический, т.е. принцип построения системы при котором классификатор разбит на зависимые уровни по принципу включения: подвопросы объединены в вопросы, вопросы-в темы, темы - в тематики, тематики - в тематические разделы и т.д. Он предпочтителен для объектов (жалоб граждан) с относительно стабильными признаками и для решения определенного круга задач.

Преимуществами иерархического классификатора являются:

- большая информационная емкость величина которой зависит от числа ступеней деления и количества объектов классификации (жалоб);

- традиционность и преемственность (в данном случае соответствие методу построения «Типового общероссийского тематического классификатора обращения граждан» и других классификаторов);

- адаптированность применения (прежде всего в информационных системах).

Для задач работы с жалобами граждан выбрана четырехуровневая структура:

-подвопросы объединены в вопросы, вопросы- в темы, темы - в тематики. С одной стороны она позволяет достаточно полно конкретизировать жалобу и определить орган в который она должна быть направлена, с другой - классификатор получается простым в обращении и введении.

Реализация классификатора жалоб в сфере ЖКХ, поступающих от граждан, представлена в Табл.1

Классификатор жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

поступающих граждан Таблица 1

Вид нарушений (Уровень1) Темы по содержанию жалоб (Уровень 2) Содержание жалоб (Уровень 3) Нарушения ответственных лиц, организаций и контролирующих органов (Уровень 4)

1. Управление МКД 1.Нарушения при выборе/смене УК 1.Нарушение проведения собраний собственников жилья

2. Нарушения при оформлении документов (договоров управления)

3. Нарушение принятия и утверждения решений собственников жилья

2. Нарушения при создании ТСЖ 1. Нарушение проведения собраний собственников жилья

2. Нарушения при оформлении документов (договоров управления)

3. Нарушение принятия и утверждения решений собственников жилья

3. Отсутствие (невозможность) контроля со стороны собственников жилья за деятельностью УК/ТСЖ 1. Отсутствие информации о деятельности УК

2. Невозможность контроля над деятельностью УК со стороны собственников жилья

4. Невыполнение условий договора управления МКД со стороны УК/ТСЖ 1. Неэффективное выполнение функций (обязательств) УК/ТСЖ

2. Многочисленные нарушения условий договора управлений

2. Оплата и тарифы услуг ЖКХ 1. Оплата услуг ЖКХ 1. Нарушения при начислении платы за предоставленные услуги 1.Необоснованное взимание УК, обслуживающими организациями дополнительной платы

2. Нарушения при начислении платы на общедомовые нужды

3. Нарушение при расчете стоимости жилищно-коммунальных услуг

4. Нарушения при проведении перерасчетов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги

5. Перекрестное субсидирование одних МКД за счет финансовых средств, собранных с собственников других МКД

6.Нецелевое использование УК/ТСЖ средств, полученных в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги

7.Несвоевременное перечисление средств ресур-соснабжающим организациям

2. Нарушения при взимании платы за жилищно-коммунальные услуги 1.Несвоевременное выставление счетов на оплату коммунальных услуг

2. Неправильное раскрытие информации в счетах на оплату

3.Необоснованное завышение затрат

2. Назначение тарифов и льгот 1. Нарушения в назначении тарифов 1. Нарушение в порядке назначения тарифов на коммунальные услуги

2. Назначение тарифов, отличных от установленных органами Государственной власти и местного самоуправления

3. Изменение тарифов без предварительного уведомления собственников

2. Нарушения при назначении льгот 1. Отказ в приеме документов при назначении льгот

2. Нарушения при установлении социальной нормы потребления комму-

нальных услуг

3. Капитальный ремонт 2. Работы выполнены с надлежащим качеством 1. Некачественное выполнение подрядными организациями ремонтных работ (нарушение технологии)

2. Работы приняты с нарушением законодательства

3. Работы выполнены с превышением утвержденных сроков

3. Нарушение при проведении оплат работ 1. Превышение сметы

2. Оплата работ из других статей расходов

4. Содержание и ремонт МКД 1. Обеспечение функционирования и техническое обслуживание инженерных систем и оборудования МКД 1. Лифт 1.Недоступность аварийных служб

2. Неисправное освещение

3. Аварийное состояние из-за ветхости

4. Частые простои из-за ремонта

2. Система отопления МКД

3. Система холодного водоснабжения МКД

4. Система горячего водоснабжения МКД

5. Система водоотведения

6. Внутридомовые электрические сети

7. Вентиляция МКД

8. Мусоропровод Антисанитарное состояние

Неисправный мусоропровод

9. Подъезды, входные двери

10. Вспомогательные помещения (подземные гаражи, чердаки и др.)

2. Санитарно-гигиеническое содержание МКД и при домовой территории 1. Дезинсекция и дератизация мест общего пользования (в т.ч мусоропровода)

2. Содержание площадки для размещения контейнеров для мусора

3. Содержание контейнеров для мусора

4. Уборка при домовой территории

5. Содержание газонов и деревьев

6. Уборка подъездов и других мест общего пользования

7. Содержание детской площадки

8. Выгул домашних животных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Освещение мест общего пользования

10. Освещение при домовой территории

3. Несвоевременная \ Неполная подготовка к отопительному сезону 1. Срыв сроков подготовки

2. Нарушение технологии выполнения работ

3. Нарушение правил энергоэффективности

4. Кровля 1. Протечка кровли

2. Наличие снега и \ или наледи

3. Отсутствие (неисправность) водостоков

4. Повреждение кровли

5. Коммунальные услуги 1. Холодное водоснабжение 1. Ненадлежащее качество воды

2. Перебои в поставке

3. Отключение на проведение регламентных работ без предварительного уведомления

4. Превышение сроков регламентных/аварийных работ

2. Горячее водоснабжение 1. Ненадлежащее качество воды

2. Перебои в поставке

3. Отключение на проведение регламентных работ без предварительного уведомления

4.Превышение сроков регламентных/аварийных работ

3. Теплоснабжение 1. Ненадлежащее качество теплоносителя

2. Перебои в поставке

3. Отключение на проведение регламентных работ без предварительного уведомления

4. Превышение сроков регламентных/аварийных работ

4. Канализация 1. Перебои в работе

2. Отключение на проведение регламентных работ без предварительного уведомления

3. Превышение сроков регламентных/аварийных работ

5. Электричество 1. Ненадлежащее качество

2. Перебои в работе

3. Отключение на проведение регламентных работ без предварительного уведомления

4. Превышение сроков регламентных/аварийных работ

6. Вывоз мусора (ТБО) 1. Перебои в вывозе ТБО

2. Отсутствие вызова ТБО

6. Нарушение правил проживания и использования помещений МКД и придомовой территории 1. Нарушение собственниками жилья 1. Перепланировка, реконструкции, переоборудование, использование помещений не по назначению

2. Незаконная застройка придомовой территории

3. Нарушение правил использования и содержания мест общего пользования

4. Незаконный захват помещений и территории общедомового имущества

2. Нарушение УК/ТСЖ 1. Нарушение порядка и правил использования общедомового имущества 1. Использование собственности без согласования с собственниками для размещения рекламы сторонних юридических лиц

2. Незаконное проживание/размещение посторонних лиц в нежилых помещения МКД 1. Использование нежилых помещений для проживания мигрантов

2. Использование нежилых помещений для размещения работников УК/ТСЖ или подрядных организаций

3. Несанкционированное подключение к общедомовым сетям МКД 1. Несанкционированное подключение юридических лиц к электрическим, водопроводным, тепловым и канализационным сетям в МКД

2. Несанкционированное подключение физических лиц к электрическим, водопроводным, тепловым и канализационным сетям в МКД

7. Действие и бездействие органов контроля в сфере ЖКХ 1. Федеральный уровень 1. Министерство строительства и ЖКХ 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу

2. Незаконное отклонение жалобы

3. Отсутствие контроля за исполнением решения

2. Государственная жилищная инспекция 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу

2. Необоснованное отклонение жалобы

3. Отсутствие контроля за исполнением решения

4. Незаконное привлечение к ответственности и/или возложение какой-либо обязанности

1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу

2. Региональный уровень 1. Министерство строительства и ЖКХ региона

2. Незаконное отклонение жалобы

3. Отсутствие контроля за исполнением решения

2. Государственная жилищная инспекция 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу

2.Необоснованное отклонение жалобы

ЛИТЕРАТУРА

1. Скачков В.А., Семенова Т.О., Застела М.Ю. «Автоматизированная система управления инженерными сетями и коммуникациями жилого здания» //Проблемы техники и технологий телекоммуникаций.2 014: Материалы XV Международной научно-технической конференции: Том 2. Казань,2 014г. с.343-345.

2. Валеев А.Р., Застела М.Ю. Методические рекомендации по совершенствованию системы контроля в сфере ЖКХ: Опыт Республики Татарстан. Председатель ТСЖ.-2014.-№1.с.9-11.

3. Трофимова Н.В. Роль инвестиционных технологий в управлении коммунальной инфраструктурой муниципального образования. Надежность и качество. 2014: Труды международного симпозиума:в2т./под ред. Н.К.Юркова. - Пенза; изд-во ПГУ,214.-2т.-с.317-319.

4. Юрков Н.К., Русяева Е.Ю., Полтавский А.В. Взгляд на теорию алгоритмов с позиций философии. Надежность и качество сложных систем. - 2014.№ 2 [6]. С.40-45.

5. «Типовой общероссийский тематический классификатор обращения граждан, организаций и общественных объединений», утв. зам. рук-ля администрации президента РФ 28.06.2013, № А1-3695в, ред. от 27.09.2013.

6. Кочегаров И.И. Системы удалённого рабочего стола при работе с конструкторскими САПР / Кочегаров И.И., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2009. Т. 2. С. 406-407.

7. «Методические рекомендации по совершенствованию системы контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства»,(http://gkhkontrol.ru/2 013/12/13 60 8).

8. Шибанов С.В. Обзор современных методов интеграции данных в информационных системах / Шибанов С.В., Яровая М.В., Шашков Б.Д., Кочегаров И.И., Трусов В.А., Гришко А.К. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2010. Т. I. С. 292-295.

9. Сайт для обращений и жалоб граждан. Управление по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента РФ (http://letters.kremlin.ru/sent-claim).

10. Сайт Республики Татарстан (http://prav.tatarstan.ru/rus/totreception.htm).

11. Сайт г. Москвы (https://www.mos.ru/authority/treatments/reception/individuals/

12. Сайт Московской области (http://mosreg.ru/)

13. Сайт Генеральной прокуратуры РФ (http://genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/)/

14. Сайт Общественной палаты РФ (http://www/oprf.ru/14 4 9/14 50/14 51/)

15. Сайт «Наш город Москва» (http://gorod.mos.ru/index.php)

16. Портал «Наш город Санкт-Петербург» (http://gorod.gov.spb.ru/problems/add/)

17. Портал «Открытый город» (https://open.kzn.ru/)

18. Сайт народного контроля РТ (https://uslugi.tatar.ru/open-gov)

19. Свердловский сайт народного контроля (http://control66.ru)

20. Сайт народного контроля Ростовской области (http://nk61.ru/)

УДК 004.043, 004.42, 665.7, 658.51

Дегтярева О.А., Макарова Д.С., Сопченко Е.В, Кудрина М.А.

ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет) (СГАУ)» Самара, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ 0LAP-ТЕХН0Л0ГИЙ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

3. Отсутствие контроля за исполнением решения 4. Незаконное привлечение к ответственности и/или возложение какой-либо обязанности

3. Муниципальный уровень 1. Государственная жилищная инспекция 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу 2. Необоснованное отклонение жалобы 3. Отсутствие контроля за исполнением решения 4. Незаконное привлечение к ответственности и/или возложение какой-либо обязанности

2. Муниципальный жилищный контроль 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу 2. Незаконное отклонение жалобы 3. Отсутствие контроля за исполнением решения

3. Муниципальная жилищная комиссия 1. Отсутствие ответа на жалобу или ответа по существу 2. Незаконное отклонение жалобы 3. Отсутствие контроля за исполнением решения 4. Незаконное привлечение к ответственности и/или возложение какой-либо обязанности

Введение. Анализ себестоимости продукции -это выраженный в денежной форме анализ затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Исследование себестоимости продукции является важнейшей задачей любого предприятия и

входит в систему управленческого учета. Информация о затратах, как правило, находится в разных подразделениях предприятия, в разных организациях и хранится в разных форматах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.