Научная статья на тему 'Система традиционных игр и состязаний в самобытной культуре народов Сибири (на примере хантов'

Система традиционных игр и состязаний в самобытной культуре народов Сибири (на примере хантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
383
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красильников В. П.

Статья написана на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 2006 гг.) в местах компактного проживания одного из древних народов Западной Сибири хантов (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе), а также изучения специальной и архивной литературы [1,2,3]. Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени информацию о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний, на которых состязались в силе известные хантыйские богатыри. В этих соревнованиях часто участвовали и «иностранные» богатыри представители других народов. Богатыри состязались в беге, в стрельбе из лука, в переламывании руками костей различных животных. В статье представлены наиболее распространенные среди хантыйского народа традиционные игры и состязания [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of traditional games and competitions in distinctive culture of Siberioan people (by the example of Khanty nationality)

Article is written on the basis of the materials received as a result of expeditions (spent with 1990 on 2006) in places of compact residing one of ancient peoples of Siberia -Khanty (in Khanty-Mansiysk, Yamal-Nenets autonomous region), and also studying of literary and archival materials. Legends and bylines, heroic songs, fairy tales have informed till our time the information that in an antiquity at Khanty there were special platforms for games and competitions on which bogatyrs competed in force known Khanty. "Foreign" bogatyrs frequently participated in these competitions also represen-. tatives of other peoples. Bogatyrs competed in run, in shooting from onions, to break bones of animals. In article the most widespread are submitted a little among of Khant people of traditional games and competitions.

Текст научной работы на тему «Система традиционных игр и состязаний в самобытной культуре народов Сибири (на примере хантов»

УДК 793 (571.121)

в. п. красильников

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ИГР И СОСТЯЗАНИЙ В САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ (на примере хантов)

Статья написана на основе материалов, полученных в результате экспедиций (проводимых с 1990 по 2006 гг.) в местах компактного проживания одного из древних народов Западной Сибири - хантов (в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе), а также изучения специальной и архивной литературы [1,2,3].

Легенды и былины, героические песни, сказки донесли до нашего времени информацию о том, что в древности у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний, на которых состязались в силе известные хантыйские богатыри. В этих соревнованиях часто участвовали и «иностранные» богатыри - представители других народов. Богатыри состязались в беге, в стрельбе из лука, в переламывании руками костей различных животных. В статье представлены наиболее распространенные среди хантыйского народа традиционные игры и состязания [1].

В результате исследований была выявлена эффективная система традиционных игр и состязаний, позволяющая последовательно и в короткие сроки готовить подрастающее поколение сибиряков к выживанию в экстремальных климато-географичес-ких условиях Севера. Приводим в своей статье ряд наиболее распространенных традиционных игр и состязаний хантов.

Метание шишек - «Пэв юхнат»

Играют в эту игру весной и летом на открытых местах (лесных полянах, дороге) мальчики и девочки. В игре участвует от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивают палочку длиной 60 — 80 см, диаметром 1 — 2 см. Один из концов палочки заостряют. Игроки собирают шишки и складывают их в кучку у линии, которую проводят поперек дороги, поляны.

Игра с палочкой - «Тюркэмлэли»

Играют б нее летом на песчаном берегу реки, на поляне возле домов. В игре принимают участие только мальчики. Количество играющих не ограничивается. Каждый игрок изготавливает для себя палочку из любого дерева длиной 40 - 45 см, диаметром 2,5 — 3 см. Палочка заостряется с двух концов.

Игрок встает у линии, протыкает прутиком шишку так, чтобы она могла сорваться при броске с палочки, размахивается и бросает ее как можно дальше вперед. Место падения шишки отмечает судья или кто-то из игроков веточкой, камешком или другим предметом. Затем по очереди метают шишки другие игроки. Побеждает тот игрок, который дальше всех метает шишки.

* о

Игрок берет палочку за один конецтремя пальцами и подбрасывает ее как можно выше вверх, приговаривая при этом заклинание: «Тюркемо! Тяк! Тяк! Тяк!» Палочка должна воткнуться в землю строго вертикально. Если она втыкается наклонно, игроки определяют угол наклона «на глазок». В том случае, когда угол оказывается меньше 45", попытка не зас-читывается. Каждый из игроков подбрасывает палочку по одному разу. Лучшим признается игрок, у которого палочка втыкается в землю вертикально или близко к вертикали.

«Деревянная нога» - «Юх кур»

Игра проводится летом на дороге или на берегу реки. В ней участвует от 5 до 10 человек. Каждый игрок изготавливает себе ходули из достаточно толстых стволов березы, черемухи длиной до 2 м и толщиной 5-8 см. На расстоянии 50 см от основания заготовок для ходулей оставляют ветки-отростки, опиливают их так, чтобы можно было вставать на них ногами. Кору с жердей снимают, а поверхность

зачищают от неровностей. Поперек дороги или берега реки проводят стартовую линию.

VI

По команде старшего или одного из игроков все игроки должны пройти, пробежать определенное расстояние как можно быстрее. Тот игрок, который преодолевает расстояние быстрее всех, становится победителем.

Если игрок срывается с ходуль и касается земли ногами, он выбывает из игры.

«Лунка» - «Айлот хира»

Играют круглый год мальчики и девочки. Зимой играют на льду, летом - на утоптанных ровных площадках возле домов. В игре принимает участие от 8 до 10 человек. На льду (земле) очерчивают круг диаметром 10 м и более (это зависит от количества играющих). В центре круга выкапывают лунку диаметром 20 см, глубиной 10 см. Каждый игрок имеет палку с изогнутым концом, длина которой — 1 м 25 см, диаметр 2,5 см. Палку обычно изготавливают из березы. Для игры также изготавливают кубик (из любого дерева) со стороной, равной 8 см. Все эти атрибуты игры тщательно зачищаются от неровностей. Затем игроки становятся вдоль крута (снаружи), и каждый из них делает для себя во льду (земле) небольшую лунку диаметром 15 см, глубиной 5 — 10 см. Предварительно по договоренности между собой или по жребию игроки выбирают водящего. После этого игроки вставляют палки в свои лунки. Водящий встает за круг на расстоянии 1 — 1,5 м от игроков.

ему возможность беспрепятственно послать ударом палки кубик в центральную лунку. Игроки же с палками стараются отбивать кубик палками. Но они не должны долго оставлять свои лунки свободными, так как если водящий успевает воткнуть свою палку в лунку зазевавшегося игрока, тот в этом случае становится водящим. В случае, если водящему удается закатить кубик в центральную лунку, игрок, в непосредственной близости от которого пролетел кубик, становится водящим, а водящий занимает его место. Лучшим признается игрок, которому чаще других удается закатить кубик в центральную лунку.

«Выбей чурочку» - «Лаки чокли»

В эту игру играют зимой и летом на ровных утоптанных площадках. В игре принимают участие только мальчики. Количество играющих не ограничивается. Для игры требуется доска длиной 2 м, шириной 15 см и толщиной 3 см; чурочка длиной с ширину доски — 15 см и диаметром 15 — 20 см. Каждый игрок имеет палку длиной 80— 100 см, диаметром 3 см.

После команды водящий старается ударом палки по кубику закатить его в центральную лунку в круге или же катает кубик, бегая вокруг игроков и выжидая, когда кто-то из играющих «зазевается» и даст

Обычно все эти снаряды изготавливаются из сосны или кедра, тщательно зачищаются от сучьев и ошкуриваются. Доску кладут одним концом на чурбачок, и на этот конец ставят чурочку (чокли). Другой конец доски лежит на земле. Край доски с чурочкой упирается в квадрат, начерченный на земле (площадь его 2x2 м); его называют «домик». На расстоянии 3 м от края доски, лежащего на земле, проводят линию, которая носит название «выручалка». Возле нее становится игрок, который в случае, когда промахиваются все игроки, вступает в игру. Основные броски выполняются с линии, параллельной линии «выручал-ки», которая находится в 6 м от ближнего конца доски. Перед началом игры игроки поочередно бросают палки двумя руками назад-вверх через голову. У кого палка улетала дальше всех, тот первым начинает игру — выполняет броски по чурочке. Игрок со вторым результатом по дальности метания палки становится возле линии «выручалка», а игрок, у которого палка упала ближе всех, становится сбоку в 2 — 3 м от «домика»; его называют «голящим».

Первый игрок бросает палку с основной линии, стараясь броском палки выбить чурочку за «домик». Затем он должен быстро подбежать к доске, схватить свою палку и коснуться ею доски быстрее «голяще-го», который, в свою очередь, должен быстро подобрать чурочку и коснуться ею доски. В случае, если чурочка падает в «домик», игрок, производивший бросок, становится «голящим». В ситуации, когда игрок, бросавший с основной линии, явно не успевает схватить чурочку после броска, его может выручить игрок с линии «выручалка». Этот игрок бросает пал-

ку со своей линии по чурочке, стараясь сбить ее Игрок, который выбивает чурочку за «домик» три раза подряд, становится на линию «выручалка» а игрок с этой линии уходит на основную линию Если никто из игроков не может сбить чурочку с доски «голящий» берет ее в руки, делает три шага к лежащим палкам, плюет в их сторону и становится на место плевка. После этого он бросает чурочку в любую из лежащих палок, и если он попадает в одну из них, хозяин этой палки становится «голящим», если промахивается, все остается по-прежнему. Все остальные игроки поднимают свои палки, и игра возобновляется. Если «голящий» играет не в полную силу или устает и уже не может бегать, то его укладывают спиной на палки и катают по ним в наказание за плохую игру. Лучшим признается игрок, который точнее выполняет броски и ни разу не был водящим.

«Городки» - «Юх селн юнты манлуман»

Играют в летнее время на ровных площадках только мальчики. Количество игроков не ограничивается и зависит от количества имеющихся палок для метания. Для игры изготавливают палки (сюлы) по 5 шт. каждому из игроков. Длина палки 50 см, диаметр 2 -3 см. Затем изготавливают десять чуррчек (сел) длиной 15 см, диаметром 2-3 см. Они могут быть округлой и четырехгранной формы.

$ Я

рое изготавливают из вегки черемухи, толщина которой примерно 1 - 2 см. У каждого игрока в руках палка длиной 120 -140 см, диаметром 2,5 см. Команды расходятся на расстояние 20 - 25 м друг от друга.

Игрок одноч и ; команд берет в руки кольцо и с размаху бросает его в сторону противоположной команды так, чтобы оно покатилось по земле с максимальной скоростью и как можно дальше. Игроки противоположной команды стараются поймать кольцо своими палками. Если им удается это сделать, они бросают его в сторону противника. Если же им не удается поймать кольцо и оно прокатывается мимо, они отступают назад до места его остановки. А команда, удачно выполнившая бросок кольца, продвигается вперед на такое же расстояние, Побеждает команда, которой удается оттеснить команду соперника на большее расстояние.

Игра с диском - «Корки мэнру сайрам»

Обычно играют и сосновом бору. Участвуют в игре дети и взрослые. Для игры из дерева (лучше молодой сосны) выпиливают диски диаметром от 16 до 30 см, толщиной 1,5 см. Перед игрой расчищаютпло-щадку шириной 2 м, длиной 10—15 м, а также проходят линию на земле, от которой п дальнейшем производятся броски дисков.

Весь игровой инвентарь изготавливается из сосны и тщательно зачищается. На площадке чертят два квадрата на расстоянии 25 - 30 м друг от друг а. Сторона одного квадрата равняется 1 — 1,6 м. Посередине между этими квадратами проводят линию. На стороне каждого квадрата, ближней к этой линии, команды устанавливают чурочки на равном расстоянии друг от друга. По жребию или по договоренности между собой одна из команд начинает игру первой.

Один из игроков встает в непосредственной близости от своего квадрата и метает палки, пытаясь попасть в чурки противоположной команды. Если после броска палка остается лежать в квадрате противников, ее, как и чурочки, необходимо выбить за пределы квадрата. Если игроку удается выбить хотя бы одну чурочку, вся команда подходит вместе с ним к средней линии; уже с меньшего расстояния он продолжает бросать палки по чурочкам, пока не промахнется. После этого по очереди бросают палки остальные игроки. Когда у игроков кончаются все палки, играть начинает другая команда. Побеждает команда, которой удается выбить все чурочки из квадрата соперников.

Игра с кольцом - «Корки емюни»

Проводится эта игра в летнее время. Участвуют в ней мальчики и девочки. Количество игроков не ограничивается, но игра носит командный характер, и поэтому численный состав команды должен бьггь одинаковым. Для игры требуется кольцо диаметром 80 — 100 см, кото-

Игрок встает передчертой и бросает диск вперед так, чтобы он покатился по земле вперед как можно дальше. На месте остановки диска делаются отметки (кладут сучок, небольшую веточку и т. д.). Побеждает игрок, чей диск оказывается дальше, чем у других игроков.

Игра с кольцами - «Кусан юх»

Играют летом в лесу, на полянках мальчики и девочки. В игре принимает участие 6 — 8 игроков. Для игры из веток тальника толщиной около 1 см изготавливают 5-6 колец диаметром 15 см и колья длиной 90 см, диаметром 2-3 см. Кроме того, каждый участник изготавливает себе из сухостоя кол, на который в дальнейшем он метает кольца. Затем игроки забивают колья в землю и проводят в 2 — 3 м от них линию, с которой осуществляются броски. Игроки становятся в непосредственной близости от линии напротив своих кольев и стараются набросить на них как можно больше колец. Победителем считается

игрок, которому удается набросить на кол наибольшее количество колец.

«Борьба оленей» - «Кор велит»

Игра проводится в то время, когда у оленей отпадают рога. Участвуют в ней мальчики и девочки. Оленьи рога прикрепляют веревками к голове. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить другу друга с головы рога. Проигравший выходит из игры, а на его место становится следующий игрок. Победителем признают игрока, который смог сбросить рога у большинства игроков или у всех.

Перетягивание веревочки - «Ченчих талты»

Состязаются как мужчины, так и женщины. Количество участников состязания не ограничивается. Для игры используют веревочку из оленьих жил длиной 1,5 —2 м, толщиной 2 — 3 см. Соперники садятся напротив друг друга, упираясь ступнями ног (ноги в коленях должны быть прямыми). Веревочку наматывают на одну руку.

от земли (пола). Блестящей победой считается перебросить соперника через себя. После этого с победителем садится состязаться следующий участник. Побеждает тот, кому удается перетянуть всех.

Проведенные исследования позволяют нам заглянуть в недалекое будущее на 40-50 лет, чтобы учесть влияние различных факторов на развитие северных регионов России, а вместе с этим на формирование культурного наследия народов. В настоящий период происходит постепенная урбанизация, а вместе с ней и ассимиляция сибирских народностей русской нацией.

Коренные народы Сибири постепенно теряют свою национальную культуру, а нефтяная, газовая и химическая промышленность осваивает все новые и новые территории.

Необходимо выработать общее направление сохранения и развития национальной физической культуры, которое позволит избежать ошибок прошедшего времени.

В недалеком будущем в связи с истощением запасов углеводородов и появлением альтернативных источников энергии северные территории объявят зонами природных заповедников, в которых будут проживать коренные народности. Искусственно здесь будут развиваться экологический промысел и оленеводство, необходимые для жизнедеятельности народов. Главное направление жизнедеятельности — оленеводство, производство экологически чистого пищевого сырья — оленины, рыбы, а также местный промысел - выделка шкур оленей, изготовление сувениров, различной национальной одежды. Через регионы будут проходить туристические маршруты, а также маршруты экстрим-туризма, приносящие прибыль местным жителям. Изменится облик жителей Севера, который представляет собой образованного человека с мобильным телефоном и Интернетом.

Традиционные игры и состязания могут быть тем связующим звеном между культурой прошлого, настоящего и будущего не только коренных жителей Сибирского региона, но и других народов, которые стремятся найти выход из нарастающей урбанизации, индустриализации и нарушения экологии планеты Земля.

Библиографический список

1. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002, 120 с.

2. Красильников В.П. Этнопедагогические основы тадици-онного физического воспитания коренных народов Сибири. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004, 99 с.

3. Красильников В. П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004, 165 с.

КРАСИЛЬНИКОВ Валерий Павлович, декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

По команде судьи соперники стараются перетянуть друг друга так, чтобы кто-то из них оторвался

Дата поступления статьи в редакцию: 08.10.2006 г. © Красильников В.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.