Научная статья на тему 'Русские народные спортивные игры'

Русские народные спортивные игры Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
526
39
Поделиться
Ключевые слова
РУССКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ГОРОДКИ / ЛАПТА / ВЫШИБАЛЫ / РУССКИЙ ХОККЕЙ / КУЛАЧНЫЙ БОЙ / ЧИЖ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Данилова В.В., Старцева Г.Р.

Статья посвящена русским народным спортивным играм. Описана история появления каждой игры. Рассмотрены их правила.

Текст научной работы на тему «Русские народные спортивные игры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 796

В.В. Данилова

студент 3 курса факультета информатики и робототехники Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный

технический университет»

Г.Р. Старцева Старший преподаватель Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный

технический университет» Г. Стерлитамак, Российская Федерация

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ Аннотация

Статья посвящена русским народным спортивным играм. Описана история появления каждой игры. Рассмотрены их правила.

Ключевые слова

Русские спортивные игры, городки, лапта, вышибалы, русский хоккей, кулачный бой, чиж.

В России зародилось немало спортивных игр таких, как городки, лапта, вышибалы, хоккей с мячом, кулачный бой, чиж и др. И у каждой своя история появления и свои правила.

Городки - русская народная игра. Городки появились в XIX веке, а произошли из древней русской игры «бабки», известной еще в VI веке. В бабках использовались специально обработанные кости свиней или овец: они выкладывались на площадку, с которой их выбивали палками [1, с. 162].

В городки играют командами или один на один. Цель игры - с заданной дистанции поочередно выбить из «города» с помощью броска биты определенное количество фигур, составленных из 5 деревянных столбиков - «городков». При этом необходимо потратить как можно меньше бит.

Количество выкладываемых фигур составляет в общей сложности 15 позиций, которые имеют следующие названия: пушка, вилка, звезда, стрелка, колодец, коленчатый вал, артиллерия, ракетка, пулемётное гнездо, рак, часовые, серп, тир, самолёт и письмо.

В такой последовательности эти фигуры и выбивают. Победителем становится тот, кто в итоге использовал меньше попыток.

Городки были одними из любимых занятий многих выдающихся личностей таких как, Пётр I, В.И. Ленин и И.В. Сталин, а также И.П. Павлов, Л.Н. Толстой и М. Горький.

Русским вариантом американского бейсбола и английского крикета является лапта. Подобное развлечение встречается и в других странах. Например, в Финляндии такую игру называют песапалло, в Германии - шлагбал, а в Румынии - ойна.

В лапту играют в две команды, цель одной из которых - после удара битой по мячу совершить как можно больше перебежек за определенное время, не дав противнику запятнать себя. Цель другой команды -не дать соперникам сделать перебежки, попадая в них пойманным мячом.

При Петре I эту игру применяли при физической подготовке солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков, а также других воинских подразделений.

Такое развлечение появилось еще в Древней Руси. И доказывают это найденные при раскопках в Великом Новгороде мячи и биты, датированные XIV веком.

Еще одна игра, зародившаяся в России, вышибалы. Это развлечение было известно еще со времен

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

первых Рюриковичей. И на сегодняшний день оно является одним из популярных развлечений среди детей.

Для игры в вышибалы среди участвующих выбираются двое игроков (вышибалы), которые встают с двух сторон площадки, остальные (водящие) собираются в центре. Задача вышибал - попасть в игроков мячом. Задача водящих - увернутся от мяча.

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Если кто-то из водящих поймал мяч, то он имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых.

Когда остается один игрок, его задачей становится увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он справился, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.

Хоккей с мячом появился еще в X-XI веках. На Руси эта спортивная игра имела совсем другое название - клюшкование. Сейчас ее называют еще как русский хоккей или бенди.

Игра проводится на ледяном поле с участием двух команд, в каждой из которых 10 игроков и 1 вратарь. Каждый участник, кроме вратаря, имеет клюшку для отбивания мяча. Цель игры, как и в обычном хоккее -забить мяч в ворота противника.

На сегодняшний день проводятся различные чемпионаты по хоккею с мячом.

Еще одно исконно русское развлечение - кулачные бои.

Русские «богатыри» всегда славились во всем мире как доблестные воины. В России всегда была своя воинская состязательно-игровая традиция. Каждый мужчина должен был владеть ратными навыками, так как войны на Руси были частым явлением. С самого детства мальчиков постепенно приучали к тому, что нужно уметь постоять за Родину. С помощью народных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания, они учились быть сильными, ловкими, смелыми. Дети вырастали и эти игры становились настоящими поединками, известными как «кулачные бои».

Самым распространенным видом кулачного боя является стенка на стенку. Название «стенка» появилось из-за того, что участники боя выстраивались в виде линии из нескольких рядов и в таком расположении наступали на противника. Задача каждой команды состояла в том, чтобы противники отступили. Стенка, проигравшая поле, считается побеждённой.

Такое своего рода развлечение проводилось в дни Масленицы.

Следующая игра похожая на лапту, с «птичьим» названием, чиж. Но она не на столько популярна среди детских развлечений.

Для игры используется бита и маленькая палочка («чиж») небольшая диаметром и длиной около 20 сантиметров. С одного края игрового поля посередине выкапывается лунка, куда затем помещается чиж. При этом глубина лунки должна быть небольшой, чтобы можно было битой подкинуть чижа в игровое поле. Вокруг лунки чертят квадрат, называемый базой.

Среди игроков выбирают одного бьющего, который первым ударом заставляет взлететь чижа в воздух, а следующим - отбивает его как можно дальше. Цель остальных игроков по очереди поймать чижа. Если игрок смог словить чижа, то он получает очко и встает на место бьющего, а тот встает вконец очереди. Если же поймать чижа не удалось, то игрок должен забросить его на базу. Если чиж попал на базу, то игрок получает очко, если нет, то бьющий опять отбивает чижа в поле, а игрок снова ловит. Игра заканчивается, когда у одного из участников наберется определенное количество очков.

На сегодняшний день большинство из этих игр не заслуженно забыты. В наш век высоких технологий дети увлекаются больше компьютерными играми. Хотя в последнее время все больше и больше внимания стало уделяться развитию российского спорта.

Список использованной литературы:

1. Голубев В.Л. Спорт. Мировые достижения. М.: Олма Медиа Групп, 2007. 640 с.

© Данилова В.В., Старцева Г.Р., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 311.31

Д.И.Шарипова

Студентка 4-го курса ФТИ,БашГУ г.Уфа, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ

Аннотация

В условиях сокращения трудовых ресурсов и необходимости ускорения экономического развития, возрастают требования к человеку, его физическому состоянию, образовательному уровню, профессиональной подготовке, квалификации, общей культуре, духовному развитию, социальной активности. Актуальной становится проблема развития трудового потенциала, полного и рационального использования трудовых ресурсов, и повышение гибкости, мобильности и эффективности рынков труда.

Ключевые слова

Молодежь, труд, проблемы.

В общем смысле, под трудовым потенциалом, по мнению Г.Д.Кулагина, рассматривается способность любой страны (региона), в частности, её трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных экономических и социальных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей экономики, чётко отграничивая трудовой потенциал как социально- экономической категории от его носителя — трудовых ресурсов. По В.Г. Костакову трудовой потенциал - это запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности населения (территориальной и профессиональной). С.И.Пирожков акцентирует внимание на демографических аспектах трудового потенциала, т.е. рассматривает количественные параметры его динамики .

К факторам, в современных условиях характеризующих трудовой потенциал страны (региона), являются: рост численности и качества трудовых ресурсов, занятости и безработицы; уровень экономической активности населения; рационализация и распределение занятых по профессиям, видам деятельности; повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

В настоящее время, Республика Башкортостан наблюдается снижение количества лиц моложе трудоспособного и трудоспособного возраста .Согласно статистическим данным, удельный вес молодежи региона в возрасте 16-29 лет к началу 2013г. составил 21% от общей численности населения. В то же время, доля молодежи в возрасте 15-29 лет в структуре экономически активного населения Республики Башкортостан в 2012 г. занимала 26,4%. В первую очередь, эта тенденция связана с тем, что в трудоспособный возраст вступило то немногочисленное поколение, рожденных в 90-е годы прошлого века, что привело к сокращению численности трудовых ресурсов.

Немаловажным фактором в формировании трудового потенциала региона является ситуация на рынке труда. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по республике на 1 ноября 2013г. составил 1,08%, по г. Уфе - 1,13 %, по городам - 1,0 %, по районам - 1,2%. На 1 ноября по республике состояли на учете 22120 безработных граждан, из них молодежи в возрасте 16-29 лет — 20%. Сложившаяся ситуация с безработицей, именно в молодежной группе, связано в первую очередь с тем, что молодые люди не имеют практического опыта трудовой деятельности, а с другой, ожидания от требуемой заработной платы отличны, от того, что в действительности могут предложить работодатели.

Существенное влияние на качество трудового потенциала оказывает степень общеобразовательной и профессиональной подготовки. В настоящее время в республике наблюдается стабильный рост доли лиц со средней и с низкой квалификацией, что является доказательством того, что высшее образование не является гарантом получения достойной и высокооплачиваемой работы.