№ 3, 2004
сам факт ориентации всей системы жизнедеятельности вуза на реализацию идей личностно ориентированного образования, разработка проекта внедрения технологий личностно ориентированного образования в образовательный процесс;
— тактические задачи, отличающиеся конкретной привязкой ко времени исполнения. К ним относятся составление рабочих планов, программ учебных дисциплин с учетом основных положений концепции личностно ориентированного образования, программы семинара для преподавателей вуза и т.п.;
— оперативные задачи управления качеством подготовки специалистов сферы образования, которые решаются каждый день и связаны с обеспечением текущего процесса реализации технологий лич-ностно ориентированного образования.
Принципиально важно решить концептуальные задачи управления качеством подготовки специалистов, а остальные задачи имеют подчиненный характер и решаются применительно к организационным моментам внедрения гуманитарных механизмов управления качеством.
Поступила 21.05.04.
СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ИХ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
А.Н. Ременцов, декан подготовительного факультета для иностранных граждан, профессор Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)
В статье рассматривается система тестирования иностранных студентов на уровне предвузовской подготовки для определения их реальных знаний по профилирующим дисциплинам: математике, физике, химии и др. Система тестирования включает методические рекомендации по формированию структуры тестовых знаний, технологию тестирования, а также банк тестовых заданий.
The article considers the system of foreign student testing at the pre-university level which aims at measuring their real knowledge of mathematics, physics, chemistry and other basic disciplines. This testing system includes methodological recommendations on how to form the test assignments structure, testing technology and test assignments bank.
Согласно приказу Министерства образования России № 866 от 08.05.97 и информационному письму № 34-55-364 от
19.10.01. основанием для зачисления иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения Российской Федерации наряду с такими документами, как направление на обучение или контракт, личное заявление, документ об образовании, медицинское заключение, являются результаты вступительных испытаний в соответствии с установленным порядком приема в образовательные учреждения среднего и высшего образования Российской Федерации или сертификат об окончании подготовительного факультета для иностранных граждан. Основанием для выдачи сертификата об окончании подготовительного факультета (подразделения образовательного учреждения, осуществляюще-
го довузовскую подготовку иностранных граждан) служит выполнение учащимися образовательной программы, отвечающей Требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовско-го обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт).
Система довузовской подготовки иностранных граждан в Российской Федерации сегодня включает довольно большое количество различных образовательных структур. Одновременно при предоставлении вузам большей самостоятельности, отсутствии жесткой централизации управления со стороны Минобразования и объективном стремлении вузов улучшить материальное положение за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе за счет обучения иностранных
© A.H. Ременцов, 2004 55
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
граждан, решающее значение приобретают вопросы обеспечения качества образования и соответствующего его контроля со стороны государства.
В сложившейся ситуации насущным становится вопрос о создании таких механизмов и методических материалов, которые позволили бы унифицировать требования к уровню подготовки иностранных граждан, поступающих в высшие учебные заведения России. Этой цели отвечают разработанные и утвержденные Минобразованием и Координационным советом центров довузовской подготовки иностранных граждан Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений довузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) и программы по дисциплинам в качестве приложения к стандарту.
Отраслевой стандарт предусматривает получение иностранными гражданами государственного сертификата о прохождении довузовской подготовки, необходимого для продолжения образования в российских вузах. Основанием для его получения является успешная сдача итоговых экзаменов по программе довузовской подготовки. Требования, предъявляемые на таких экзаменах, должны быть унифицированы и соответствовать уровню требований, предъявляемых иностранным студентам высшей школой России.
Создание единых унифицированных экзаменационных материалов по итогам довузовской подготовки иностранных граждан являлось целью проекта «Разработка тестовых оценочных средств по общетеоретическим дисциплинам довузовского курса подготовки иностранных граждан», выполненного по плану научно-исследовательской работы Минобразования РФ. В работе принимали участие коллективы кафедр общетеоретических дисциплин МаДи (ГТУ), РУДН, СПбГТУ; головной организацией был МАДИ (ГТУ).
Проводимая в рамках проекта научно-исследовательская работа ориентирована на создание единой системы оценки знаний выпускников образовательных
центров, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан, по общетеоретическим дисциплинам технического и экономического профилей. Целью внедрения этой системы являются унификация оценки знаний в различных образовательных центрах и возможность для иностранных граждан получить сертификат государственного образца, дающий право поступления в российские вузы. Возможно также использование разрабатываемых материалов для сдачи экзаменов экстерном и получения иностранными гражданами соответствующего сертификата.
В ходе работы над проектом была выполнена следующая работа:
— на основе анализа требований отраслевого стандарта и программ по дисциплинам проведена систематизация содержания дисциплин (математика, физика, химия, инженерная графика и основы информатики для технического профиля; математика и основы информатики для экономического профиля);
— разработаны предварительные методические рекомендации по формированию структуры индивидуальных тестовых заданий;
— выработана структура банка заданий по дисциплинам, включенным в проект;
— создан банк заданий по дисциплинам, содержащий задания для практического решения задач и вопросы теоретического характера; задания по решению задач разработаны исполнителями и являются оригинальными, подбор и формулировки вопросов по теории также предложены исполнителями проекта;
— разработана система компоновки вариантов итоговых контрольных заданий;
— создана компьютерная программа для подбора вариантов (опробована на примере математики);
— проведена апробация экзаменационных материалов, проанализированы результаты апробации и на основании анализа внесены некоторые коррективы в банк заданий;
— разработаны методические рекомендации по технологии тестирования и
111!111Й1И1!Ш № 3,
предложены нормативы по оценке результатов;
— материалы банка заданий подготовлены к печати.
Разработанная концепция системы тестирования основана на анализе требований отраслевого стандарта и программ по общетеоретическим дисциплинам довузовского этапа обучения иностранных граждан на русском языке как иностранном; концепция учитывает также проблемы преемственности обучения на довузовском уровне и в вузе. Уровень требуемых знаний, умений и навыков, заложенный в системе тестирования, обеспечивает возможность для иностранных граждан продолжить образование в высших учебных заведениях России.
Принципы разработки тестовых заданий, предлагаемые в данной системе, позволяют всесторонне оценить знания иностранных граждан по содержанию профилирующих общетеоретических дисциплин и по владению ими научным стилем речи на русском языке в рамках соответствующих дисциплин.
Структура тестирования включает установление уровня знаний иностранных граждан по двум аспектам: решение практических задач по профилирующим общетеоретическим дисциплинам и владение основными теоретическими вопросами по этим дисциплинам. Выявление знаний по теории позволяет также оценить умение иностранных граждан излагать материал предмета на русском языке, что отражает специфические особенности довузовского этапа обучения предметам на русском языке как иностранном.
Как показала апробация материалов тестирования, оно отражает знания экзаменующихся по всем основным разделам курса в области решения задач и вопросов теории; разработанные материалы дают возможность при формировании индивидуальных заданий включать в них вопросы различного уровня сложности, что позволяет достаточно глубоко оценить подготовленность иностранных граждан к дальнейшему обучению в вузе.
При структурировании материала по каждой дисциплине определены основ-
ные темы в зависимости от профиля обучения, включение которых в систему проверки обеспечивает объективную и достоверную оценку знаний иностранных граждан по итогам довузовской подготовки. При этом в каждой дисциплине выделены два аспекта: владение практическими навыками решения задач и владение терминологией предмета на русском языке и знаниями по теории. Второй аспект отражает специфику изучения общетеоретических дисциплин на русском языке как иностранном, что связано с особенностями обучения иностранных студентов на этапе довузовской подготовки.
При разработке структуры банка заданий использован системный подход (в рамках каждой дисциплины):
— выделены основные темы курса;
— внутри каждой темы определены подсистемы (группы);
— в каждой группе установлено необходимое и достаточное количество заданий по решению задач или количество теоретических вопросов.
Банк заданий содержит более 6,5 тыс. задач и вопросов теоретического характера по математике, физике, химии, инженерной графике и основам информатики с учетом профиля обучения (технического и экономического). На основании банка заданий разработана система формирования вариантов индивидуальных заданий по каждой дисциплине и созданы экзаменационные материалы, которые были опробованы при итоговом контроле знаний студентов в 2001 — 2003 гг. Проект содержит также методические рекомендации по технологии тестирования и нормативы по оценке результатов.
В качестве примера ниже приведено описание банка заданий по математике. Он ориентирован на использование по двум профилям: техническому и экономическому. В зависимости от профиля могут быть выбраны задания по тем или иным темам, что отражено в рекомендациях по формированию вариантов.
В соответствии с программой и требованиями отраслевого стандарта раздел по практике решения задач со-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
держит 12 основных тем, среди которых:
— основные элементарные функции;
— тождественные преобразования алгебраических выражений и т.д.
Каждая тема разделена на группы заданий. Например, тема № 7 «Показательная и логарифмическая функция» содержит 5 групп:
7.1. Решение показательных уравнений.
7.2. Решение логарифмических уравнений.
7.3. Решение показательных неравенств.
7.4. Решение логарифмических неравенств.
7.5. Вычисление значений показательно-логарифмических выражений.
Каждая группа этой темы включает 25 задач (по теме — 125), что дает возможность составить большое количество вариантов индивидуальных заданий.
Периодически можно менять выбор групп, оставляя в составе экзамена заданную тему задач, что расширяет разнообразие вариантов. Общее количество задач в банке по решению математических задач — 1 157 (12 тем, 37 групп).
Банк заданий с вопросами теоретического характера содержит 164 задания, предусматривающие разные по своему содержанию возможные ответы: доказательство, формулировки определений, формулы, графики и т.д.
Аналогично структурирован материал и по другим дисциплинам: физике, химии, основам информатики, инженерной графике. В целом банк заданий состоит из ~ 4 500 задач и ~ 2 000 вопросов теоретического характера.
Все задания в пределах каждой группы ориентированы на средний уровень владения навыками решения задач и знания теоретических вопросов. Однако в силу различного уровня трудности самих
тем каждое индивидуальное задание содержит и более трудные, и менее трудные задачи и вопросы.
Материалы итогового тестирования были апробированы в период весенних экзаменационных сессий на подготовительных факультетах для иностранных граждан МАДИ (ГТУ) (математика, физика, химия, инженерная графика, основы информатики) и РУДН (химия).
Апробация в целом подтвердила ожидаемую эффективность разработанной системы, а именно:
— проведение итогового контроля по этой системе позволило иностранным студентам достаточно полно продемонстрировать знания по программе довузовской подготовки;
— письменная форма сдачи экзаменов и зачетов способствовала более объективной оценке знаний иностранных студентов;
— сравнительный анализ текущей успеваемости и результатов экзаменов и зачетов по эксперименту показал соответствие оценок в допустимых пределах — в среднем в пределах 1 балла при 5-балльной системе, что отмечается и при традиционной системе;
— экзамены и зачеты прошли организованно и не вызвали негативного отношения ни со стороны иностранных студентов, ни со стороны преподавателей.
В соответствии с программой итоговый контроль по математике, физике и химии проводился в форме экзамена, а по инженерной графике и основам информатики — в форме дифференцированного зачета.
Для сдачи экзамена по каждой дисциплине отводился 1 день в период сессии; зачеты проводились во время занятий в период зачетной недели. Время, предоставляемое студенту по отдельным дисциплинам, показано в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Время, отводимое на выполнение заданий на экзамене и зачете по дисциплинам, мин
Дисциплина Ответы
на вопросы
Математика 90
Физика 90
Химия 60
Дисциплина Решение
задач и ответы
на вопросы
Инженерная графика 180
Основы информатики 80
Решение задач
150
120
60
№ 3, 2004
Подчеркнем, что форма ответов — письменная, на экзаменах студент получает индивидуальный вариант и листы для ответов. На зачетах по инженерной графике и информатике решение задач и ответы вносятся в выдаваемые бланки заданий. Необходимое число вариантов определяется кафедрой.
Анализ результатов эксперимента показал, что в некоторых случаях (в особенности в разделе теоретических вопросов) требуется корректировка содержания банка заданий, что и было сделано.
В ходе анализа и обсуждения результатов были выработаны некоторые рекомендации по их оценке. В частности, была определена необходимость различных подходов к оценке экзаменационных работ по математике, физике, химии и зачетных работ по инженерной графике, основам информатики и сформулирован ряд предложений.
Математика, физика, химия
При оценке студенческих работ целесообразно сначала присваивать выполненному заданию определенное число баллов, а затем, используя шкалу перехода (табл. 2), проставлять итоговую оценку в 5-балльной системе. Для этого по каждой из дисциплин вопросам и задачам, включенным в экзаменационные задания, присваивается максимально возможное число баллов. Суммарное количество баллов (по разделам совокупно или раздельно — по усмотрению экзаменационной комиссии) соответствует 100 %. Затем при проверке каждой задаче или вопросу в зависимости от уровня их выполнения присуждается определенное количество баллов, подсчитывается сумма баллов по работе, находится процент выполнения задания.
Т а б л и ц а 2 Шкала перехода оценки по математике, физике, химии
Выполнение, '
Оценка
Инженерная графика, основы информатики
При рассмотрении результатов дифференцированных зачетов по указанным дисциплинам ответы на вопросы теоретического характера оцениваются по системе «зачет» — «незачет». При проверке решения задач выделяются основные и дополнительные темы и оценка выставляется на основании количества выполненных основных тем (табл. 3, 4).
Т а б л и ц а 3 Критерии оценки по инженерной графике
Выполненные темы Оценка
1—10 Отлично
2, 5—10 Хорошо
2, 5—7, 9 Удовлетворительно
Т а б л и ц а 4
Критерии оценки по основам информатики
Количество Оценка
выполненных задач
4 Отлично
3 Хорошо
91—100 Отлично
71—90 Хорошо
51—70 Удовлетворительно
<51 Неудовлетворительно
2 (по основным темам) Удовлетворительно
При оценке решения задач принимаются во внимание правильность ответа и ход решения, при оценке ответа на теоретические вопросы — правильность и полнота ответа по содержанию дисциплины, его лексическое изложение (оценивается уровень владения русским языком предмета).
Сформированные таким образом оценки по принятой 5-балльной шкале являются основанием для выдачи сертификата об успешном окончании иностранным студентом довузовского этапа обучения по общетеоретическим дисциплинам.
В целом разработанные материалы банка заданий и их использование при проведении итогового контроля были оценены положительно. С учетом замечаний относительно некоторых дисциплин были приняты рекомендации по корректировке отдельных материалов.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Отметим, что проведение экзаменов только в письменной форме, повышая объективность оценки (преимущество), отменяет устную беседу преподавателя со студентом, что в какой-то степени обедняет процедуру итогового контроля. Этот недостаток может быть устранен, если ввести в практику последующее собеседование с иностранными студентами по итогам письменного экзамена.
Разработанная система проверки знаний выпускников центров довузовского обучения иностранных граждан унифицирует требуемый уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам технического и экономического профилей независимо от того, какой конкретный учебный центр осуществлял довузовскую подготовку. Это обстоятельство в настоящее время является актуальным в связи с наличием достаточно большого числа учебных заведений, имеющих группы довузовской подготовки иностранных граждан. Созданная база данных для формирования тестовых заданий выпускных экзаменов определяет единый уровень знаний, умений и навыков, соответствующий требованиям от-
раслевого стандарта и требованиям обучения в вузе.
При успешной сдаче выпускных экзаменов по предлагаемым материалам наряду с экзаменами по русскому языку иностранный гражданин может получить сертификат государственного образца, дающий ему право поступления в вузы РФ по соответствующему профилю (экзамены могут проходить также и в системе экстерната).
На основании созданного банка заданий разработана система формирования индивидуальных экзаменационных материалов с использованием компьютерной программы отбора вариантов; проведен эксперимент по апробации системы тестов на 3 экспериментальных площадках (МАДИ, РУДН, СПбГТУ); разработаны методические рекомендации по внедрению системы тестирования и оценки результатов итогового контроля. Таким образом, впервые в системе международного образования создан инструмент унифицированной оценки качества подготовки иностранных граждан к обучению в высших учебных заведениях России.
Поступила 29.03.04.